Аннотация: Снова о фантастике как отражении общественного сознания.
"...ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится."(c)Евангелие
Вроде бы только С.Лукьяненко в "Чистовике" сформулировал в явном виде постулат, определяющий современное отношение к высшим силам любого вида, от социальных(корпорации, разного рода государственные и общественные организации) до метафизических - реальная власть только у слуг. У тех, кто оказывает людям некие услуги либо иным способом приносит пользу. Кто же пытается подчинить себе, а не помогать, тот этой власти лишается. Это противостояние хорошо заметно у Н.Геймана в "Американских богах" - старые боги живут тем(и теми), что дают служащие им люди. Новые же - олицетворение сил прогресса, служащих людям в той или иной форме. Функциональное отношение к высшим силам в сознании людей было всегда, в той или иной форме, от шаманизма и прочих заклинателей духов для пользы племени или отдельному человеку, до назначения святых ответственными за определенные сферы деятельности или даже технологии: "покровительница телевидения Святая Клара Ассизская". Но наверное только сейчас этот принцип был проговорен и выделен в чистом виде как основная функция любой высшей силы. И это действительно символ вполне отчетливого переворота в сознании. От униженного вымаливания благ, через договор("Я даю, чтобы Ты дал", как говорили еще римляне при жертвоприношениях) до нормальных коммерческих отношений с поставщиком услуг. Не всегда это показано столь наивно, как у Буровского про католичество(совершенно чудесные пассажи про великий прогресс стран, принявших не восточную, а западную ветвь христианства, по стилю и смыслу абсолютно не отличающиеся от рассказа и преимуществах одного провайдера перед другим), но если посмотреть на разного рода миссионерскую литературу, особенно маргинальных групп(свидетели Иеговы и прочие кришнаиты), то нельзя не обратить внимание на сходство с обычной рекламой, причем обещают-то все они не спасение души в первую очередь, а вполне посюсторонние блага. Даже самые отмороженные из них. Вот нашлет скоро Господь на грешников новые жуткие болезни, а верные Ему не будут поражены! - реклама правильных прививок, разница только в степени материальности шприцев. Вот погрузится весь мир в пучину беззакония и бездуховности, наши же люди останутся праведными и духовными! - это уже интеллигентская секта, соответственно реклама канала "Культура" или скажем книжной серии под редакцией академика Д.С.Лихачева... или романов В.Рыбакова, хотя у последнего данная тема утрирована до кича. Схема все равно одна, мы будем в белом, прочие будут в... гм... субстанции. Не в мире загробного воздаяния, обратите внимание, а именно "Here and Now, обязательно свяжитесь с нами, пока действует скидка". А то завтра Апокалипсис начнется, в пионеры праведники уже не примут.
И дело не в том, что подобные приемы действуют, и используются отнюдь не только помянутыми маргиналами("традиционалисты" тоже пробуют, но у них как-то плохо получается... даже доводы про великую социально-нравственную роль традиционной религии выглядят как-то неубедительно и реально на рост паствы практически не влияют). Дело в том, что только подобные доводы и проникают через фильтр сознания. Какие там нафиг спасения через сотни перерождений? Сатори прямо здесь и немедленно, я же заплатил гуру по прейскуранту!
Так вот, всё вышесказанное отнюдь не очередное свидетельство падения нравов современного человека, это показатель качественного изменения массового религиозного чувства. Причем однозначно его оценить невозможно. Казалось бы, какой-нибудь эскимос делает то же самое, даровал ему домашний идол хорошую охоту - мажет ему губы жиром, не даровал - бьет плетью. Ан нет, не то же! Эскимос даже при самом плохом раскладе своего идола не выкинет и на христианский крест не заменит, а если заменит, он уже не эскимос, а новообращеный христианин, пускай на первых порах и с "предрассудками", именно так решали братья-иезуиты, позволяя новокрещеным "детям разных народов" весьма вольное трактование Dues'а вплоть до смешения Евангелия с Вуду. Я что хочу сказать - до определенного времени религия была не просто идентификатором, маркером принадлежности, а основным идентификатором. Вплоть до того, что человек другой веры человеком в полном смысле не считался. "Они дикари, у них нет христианской души" - взгляд по сути своей совсем не христианский, но широко распространенный до Нового времени. В современном же мире даже последние ваххабиты не считают иноверцев нелюдьми в буквальном смысле слова. А в средневековье высокоученые добрые католики спорили, является ли блуд с еврейкой зоофилией, или все-таки не совсем. Так вот, аналога подобного маркера в современном социуме нет в принципе. Разве что наличие разума, да и то с оговорками, иначе не было бы всяких борцов за права животных. Единственная попытка найти альтернативный маркер в генетике была предпринята в начале двадцатого века расистами разных стран(пальму первенства, впрочем, как и положено первой по значению цивилизованной стране того времени, следует отдать англичанам, Х.С. Чемберлен и компания), но она провалилась, потому что не могла не провалиться. Генетический маркер практически мгновенно пал жертвой меркантилизма и оказался сведен к торговой марке, имеющей вполне конкретную цену(даже в Третьем рейхе свидетельствами об истинной арийскости чиновники торговали чуть ли не в открытую, по крайней мере до начала Второй мировой). Естественно, в итоге победили сторонники свободной торговли и отсутствия ограничений для неё. Точно такой же нормальный(в европейской парадигме, которая с 20 века стала общемировой де-факто) процесс, что происходит сейчас с так называемой "интеллектуальной собственностью".
В современном мире религии как цельного мировоззрения, полностью определяющего бытие социально значимых групп людей, не существует в принципе. В социуме существует только религия как торговая марка, со всеми вытекающими. Нет принципиальной разницы, купило ли государство 51% акций "Норильского никеля", получили ли "солнцевские" контроль над рынком в Чертаново или перешел ли некий тейп из шиизма в ваххаббизм. Во всех трех случаях это коммерческий результат, полученный некоммерческими методами. Для бренда это означает расширение, для объекта его экспансии - смену символики и корпоративной политики, зачастую вместе с руководством. Кстати, по этой причине бессмысленны протесты против РПЦ, делающей ровно то же самое. Этот процесс не зависит от воли и моральности данного конкретного Патриарха, он будет происходить так или иначе, потому что соответствует глобальному тренду. Точно так же, как бессмысленно ругать Билла Гейтса за монополизм. Бороться с этим можно и нужно в обоих случаях, но не стоит думать, что РПЦ или Майкрософт руководит некая сознательная злая воля. Нет, обе системы просто ведут себя совершенно естественно для подобных систем...
Но и на индивидуальном уровне происходит ровно то же. Я выбираю ту или иную религию не потому, что считаю ее Истиной, а за очень конкретные и вполне мирские блага. Например, за красивые обряды и уважение окружающих. За возможность исповедаться в грехах(причем, в отличие от психоанализа, эта опция в данном пакете услуг бесплатна). Наконец, за возможность обращаться к сильной, всепрощающей и всепонимающей "крыше"... А если качество услуг меня не будет устраивать, уйду к конкурентам, всего-навсего. Можно даже и не к конкурентам, а к иному течению в той же вере, благо их как собак нерезаных. Не нравится либерализм официальной церкви, пойду к катакомбникам. Этот поп меня слушает невнимательно, найду другого. Дело не в том, плохо или хорошо такое положение вещей. Дело в том, что оно, в данное время, нормальное. По факту, это стандарт, а не отклонение.
И когда современный писатель-фантаст пытается сочинить не новую религию(тут-то придумать можно что угодно, любую нелепость, поскольку внешнее обрамление веры роли не играет никакой), а показать взаимоотношения человека с Богом или богами, он бессознательно воспроизводит именно такую схему. Не у всех она настолько явная, как у Лукьяненко, но реальных исключений я не встречал. Причем в жизни эти исключения бывают, а вот в литературе - нет. Поскольку любая книга пишется для читателя, а массовый читатель иной схемы не то, что не воспримет, он её не поймет, и писатели это очень хорошо чувствуют.
Update. Если совсем коротко, то религия из знака идентичности превратилась в значок поставщика услуг. Знак идентичности как нечто отдельное и цельное в современности не присутствует, оттого такая популярность у его суррогатов всех разновидностей.