- Наш герб, как ты знаешь, состоит из двух половин, разделенных косой чертой. Кстати, что есть герб дворянина?
- Герб дворянина есть оттиск с печати, свидетельствующей о подлинном благородстве крови, помыслов и намерений. Герб помещается на тканое полотно и развевается над едущим в карете дворянином, поддерживаемое ветром, подобно тому, как его доброе имя поддерживается репутацией среди равных и высших.
- Молодец, мальчик мой. Так что у нас на гербе?
- Над чертой - весы, как символ меры и честности. Под чертой - пирамида из слитков, святой символ, изображающий тридцать талантов, которые собрал святой апостол Иуда для выкупа Иисуса из рук нечестивых римлян. Слева от черты - горностаева шкура, символ северо-восточного происхождения нашего рода. Фон герба лазоревый, в цвет святых небес над Иерусалимом, черта золотая, как самый благородный из металлов.
- Все правильно. А теперь скажи мне, племянник... м-да. Скажи мне, верны ли слухи о тебе и девице Ленорман?
- А... дядюшка, не так все было!
- Вот как. Ну рассказывай, как на исповеди, я должен знать, из какого нужника тебя предстоит вытаскивать.
- Я не посягал на ее честь! Я ей предложил выкуп девичей чести, как положено благородным мужам. И вообще, я ее люблю и...
- Достаточно, пока ты не сказал рокового слова. И думать не смей о брачном союзе! Если бы ты сейчас сказал, что собираешься на ней жениться, тебе, как честному доврянину, пришлось бы держать слово. А кто она? Дочь какого-то конника, живущего мечом, тьфу... В ней нет и капли настоящей, торговой крови! Ладно, ладно, не смотри на меня так. То, что ты ей выкуп предложил, кстати, она его приняла? - это хорошо. Можешь даже взять ее на содержание, я тебя понимаю, дворянину не зазорно увлекаться девицами, хотя бы и простолюдинками. И отца ее тоже можно нанять, это будет благородно, а у меня на склады в Киле как раз толковый охранник нужен, чтобы обозы сопровождать. Так приняла она выкуп?
- Приняла... А отец ее согласится?
- Куда он денется. Еще никто не смел отказываться от священного золота. Сам знаешь, что за такое бывает.
- Раньше расплавленный металл непочтительным в глотки вливали... Но это же была дикость!
- Может быть, может быть... но почтительности всяких нищебродов, у которых кроме доспехов и лошади ни крупинки золота за душой, очень помогало. А теперь они нам того гляди, на шею сядут. Третье сословие, ишь... От веку сословий было два, запомни это! Священники и купцы-ростовщики. Мы всегда были ближе всех к правителям, только на нас они могли всегда положиться, мы вершили все дела во всех государствах. И всегда будем вершить. А жалким наемным воякам надо время от времени указывать их место. Ладно, ладно, я не папашу твоей девушки имею в виду, он-то наверняка честный... Честный, а?
- Не знаю... она меня с ним не познакомила еще.
- Если так, то не будем торопиться. Сперва я сам с ним познакомлюсь. Посмотрю, что это за мечник такой.
- А если он...
- Если он окажется бестолковым и негодным? Ну что же, раз девица тебя с ним все еще не знакомила, значит не так уж и любит своего отца. Помолчи! Я эту породу хорошо знаю. Поплачет и перестанет.
- Но дядя, нельзя же каждого неблагородного вешать...
- Каждого - не стоит. А вот некоторых много о себе думающих бездельников не только можно, но и нужно. Иначе никакого почтения к дворянам не будет. Ну ладно, ладно, обещаю не вешать. Пусть живет, каким бы ни был. На что не пойдешь ради любимого племянника. Кстати, чем ты должен сейчас заниматься?
- Счетоводством...
- И почему ты еще здесь?
- Я побежал! Спасибо, дядя!
---
- Царь Соломон был мудр, богат и славен. Господь явил в нем идеальное сочетание человеческих качеств, тем самым дав людям образец, к коему им всечасно следует стремиться. Моисею Он дал заповеди, наказав жить по установленным правилам, а не подобно зверям диким, свирепым и бессмысленым. Также Господь в неизреченной милости своей позволил возвыситься языческим злодеям Римлянам, кои, как и их предшественники Ассирийцы, предпочли меч злату и тем себя погубили... Алек, ты опыть не слушаешь?
- Я слушаю, святой отец. - Светловолосый юноша встал и дерзко уставился прямо в глаза наставнику, вместо того, чтобы как положено прилежному и богобоязненному ученику, опустить очи долу. Что поделаешь, знатная купеческая кровь, не привык кланяться. Ничего, приучим. Пока он не боится никого, кроме, быть может, отца. А если ученик не боится учителя, толку от учения будет мало. Это аксиома. А розги - только для неблагородных. Ничего, есть и другие методы.
- Если слушал, то ответствуй, чем себя погубил Рим?
- Предпочтением меча злату.
- Правильно. А как это произошло? Погубление Рима, то бишь.
- Н-не знаю, вы еще не рассказали...
- Да, я только собирался. Садись и слушай. Значит так, римляне жили мечом, принуждая к тому же покоренные народы. Кровавая дань, собираемая ими с побежденных, усиливала римскую армию но истощала казну. Впрочем, жившему грабежом и рабством государству, это сходило с рук. Какое-то время. Только с одного племени, с иудейского, не забирали они юношей в солдаты, не превращали молодых людей в послушных убийц. Почему так было? Потому что не осмеливались, испугавшись, что своим умом и сметливостью молодые люди, ловкие в торговле, утишат и смирят зверские начала, армии изначально присущие, и превратят ее в филиал торгового товарищества, что конечно позитивно бы сказалось на их душах и государственном управлении, но жестоким римлянам такая перемена была отнюдь не по нутру. Итак, историю воплотившегося Господа нашего я Вам рассказывать не буду, для этого есть другой урок и другой учитель. Я только скажу, что после выкупа Господь покинул народ иудейский, направившись в Индию. По пути Он проповедовал диким кочевникам, после чего те бросали свои привычные занятия и из грабителей превращались в защитников и охранников торговых путей. Про мученическую гибель Господа вы тоже все знаете. А вот кто ответит мне, почему Сатана вселился именно в белого слона?
- Потому что слон есть животное зело большое и грозное, подобное Левиафану! - это снова Алек. Бойкий юноша, и на этот раз похоже в самом деле проявлял похвальное внимание. Что же, это хорошо, но ученика следует несколько охолонить.
- Больших и грозных животных много, и в Африке, и в Индии... Однако Сатана выбрал не хищника, не тигра зубастого и не питона длиной в сотню футов, а именно слона, да к тому же еще и прирученного человеком. Почему же?
- Потому что хотел показать, что дьявола приручить нельзя!
- Алек, если бы ты был прав, он бы вселился в послушного осла или корову. Если не знаешь, то не гадай, этим ты выставляешь себя на посмешище. - Ну вот, наконец-то опустил глаза и даже вроде чуточку покраснел. Вот, значит, где твое слабое место, боишься показаться смешным. Учтем, но перегибать палку поостережемся. Будем хлестать его изредка, как хорошего коня. Только если начнет проявлять открытое непослушание или дерзость.
- Белый слон в Индии считается царем слонов и ездят на таких слонах только махараджи, то бишь князья князей. Тем самым Сатана хотел еще раз показать свою претензию на верховную власть, убив Бога посредством царственного зверя. А Господь попустил такую смерть Сыну своему потому, что хотел наглядно показать людям, как опасна может быть верховная власть, даже прирученная. Именно поэтому наш Правитель не носит титулов, ни царского, ни императорского. И потому власть его ограничена Советом глав Великих купеческих домов. Также, как индусы, даже приняв проповедь Господа нашего... что ты хочешь сказать, Мартин?
- Не все. - Мартин черен волосом, темен кожей и лаконичен. Возможно, закончив курс, останется в монастыре. Из него получился бы очень хороший монах, ну, до этого еще далеко.
- Правильно, не все, да и толков у индусов множество, еретических даже... ну да, то Господь попустил. Если бы хотел обратить всех на Земле, обратил бы, ведь верно? Но Он разрешил каждому верить в него или не верить, спастись или погибнуть. Тако же, праведные индусы не стали истреблять всех белых слонов в Индии, ибо было бы то неправильно. Они их даже почитают, но держат под строгим присмотром, воспитывают с детства и отрезают острые концы их страшных бивней. Так верные сыны Господа вырывают сих огромных животных из власти Сатаны, используя их величие и силу на благо людям. Итак, священный город Иерусалим покинул Господь, но римляне остались. Более того, усилили притеснения иудеев, так что многие семейства покидали свою землю, уходя стопами Господа. Некоторые из них оседали на пути, строя гостиницы и склады, обустраивая оазисы, неся свет культуры и цивилизации богобоязненным, но диким кочевникам на верблюдах. Другие доходили до самого Брашмачари, города смерти Господа, именно от них ведут свою родословную самые древние из Великих домов - дом Иегудиилов и Шамаэлитов... Алек, что ты хочешь сказать?
- Шамаэлиты...
- Распались на четыре клана. Но это произошло совсем недавно, всего три с лишним века назад. И в Совете они заседают поочередно, дабы соблюсти традицию по форме и сути. А теперь слушайте дальше и не надо с такой тоской смотреть на окна, солнце еще высоко. Итак, Рим зачах и ослабел под грузом своих грехов, обнищав от постоянных войн. Честь, традиции и порядок властвовали только на Первом большом торговом пути и на крошечном Иерусалимском пятачке, последнем оплоте цивилизации на берегах Средиземья. Но с ослаблением римлян, торговые дома и нанятые ими охранники и правители постепенно расширили влияние на греческие острова, на всю Аравию и Египет, а потом и на земли Крыма и на Евразийскую степь. Кочевники, как Вы знаете, были самими преданными из обращенных, и если даже не пополняли ряды благородного сословия, ибо не знали грамоты и счета, то во всяком случае собирали сильные отряды охранников и охотников на разбойников. После этого, постепенно, упорством и настойчивостью подчинив Балканы, наши славные предки дошли и до границ впавшей в смертельную бедность римской империи. Как вы знаете, возродить Рим удалось не скоро. Но сейчас этот "сапог в море" служит важнейшей перевалочной базой и римские города снова процветают, на сей раз под благой властью Правителя, а не диких цезарей. Что ты хочешь спросить, Мартин? - вот и наш молчун руку тянет. Это хорошо, но плохо что остальные никакого интереса к теме не выказывают. Боюсь, что после экзамена некоторым из них будет больно сидеть, а другим придется провести несколько ночей в хладном месте. Что там хочет спросить Мартин?
- Иудеи.
- А, ты говоришь о тех, кто не принял Иисуса как Спасителя? Ну что же, такие тоже остались и их не так мало, как может показаться. Да, смешавшись за века с разными народами, иудеи порой неотличимы от верных Господу, но дома они соблюдают свои обычаи и их раввины истово учат свой уже мертвый, но для них священный язык. Тем самым, внешне отвергаясь от Господа, они все же служат Ему. Ибо священная Библия изначально писалась на иврите, а стало быть лучшие знатоки Писания должны знать этот язык. Потому-то в наших церковных ученых коллегиях так много обратившихся иудеев. Как, например, среди охранников много северян, которые по своей сути склонны решать вопросы силой и потому Господь дает их нам в охрану и защиту, так и иудеи склонны к книжной грамоте и изучению Писания и тем полезны. Святой Иуда говорил - всякому свое, а стало быть всем и всему есть правильное место в Господнем распорядке. А по монастырскому распорядку скоро будет обедня, так что можете идти и готовиться к службе. Урок закончен.
Так, что это у нас? Жак, веснушчатый неприметный простолюдин, стоит у стенки с расквашенным носом. Вокруг никого. Сам споткнулся? Вряд ли.
- Ответь, отрок, кто тебя приложил по лицевому выступу?
- Наставник, я сам...
- Ложь есть грех, ученик. Тем более, ложь учителю. Не усугубляй свою вину, ответь.
- Это... это Алек. Он сказал, что я непочтителен с благородными и что он меня будет учить почтительности.
- Кулаком? М-да. А он что, не знает, что это неблагородно?
- Он сказал, что с неблагородными нельзя по-благородному и что с меня все равно нечего взять на штраф.
- Так, значит вы сперва говорили, а уже потом он тебе в нос заехал? Интересно... Ну что же, готовься, вечером суд.
- Но я же из крестьян, не могу судиться с благородным?
- Ты и не будешь. Тебя в суд вызову я, как свидетеля. Потерпевшим тебя назвать нельзя, ибо по происхождению ты действительно лишь крестьянин. Но ты свидетель неблагородного и неправедного поведения ученика Алека Залесски, о чем ты и расскажешь вечером. Думаю, ему грозит кое-что похуже хладной комнаты.
- Но ведь дворян не наказывают телесно?
- Разумеется. С него будет взыскан штраф, как за нарушившего репутацию монастыря и школы. А поскольку своих денег у него нет, штраф выплатит его семья. А уж как его родители будут с ним потом говорить, нас не касается. И - молодец, в будущем всегда говори учителям о таких случаях. Иначе мы не сможем вовремя реагировать на неправильное воспитание учеников. А если выпускник нашей школы будет столь же груб и невежествен, как Алек сегодня, кто же нам отдаст сыновей в обучение? Иди, умойся и готовься к вечернему суду. Вспомни ваш разговор дословно, это важно. Все.
- Спасибо, учитель!
- Иди, иди, отрок.
Ну вот, как вовремя это случилось. Только я подумал о вразумлении Алека, как он сам подал отличный повод. А отец-настоятель суды любит, да и кто их не любит? К тому же нам все равно надо несколько раз в год показывать ученикам практику юриспруденции. Все один к одному. Хвала Господу!