История Китая
Самиздат:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь|Техвопросы]
Введение
Несмотря на то, что современный Китай охватывает большую территорию, немалая часть книги будет посвящена только Внутреннему Китаю как очагу и центру китайской цивилизации. Маньчжурия, Внутренняя Монголия, Синьцзян и Тибет - исторически отдельные регионы со своими особенностями и не будут рассматриваться здесь. История Тайваня будет рассматриваться только после 1949 г. и в контексте истории Китая с XVII в. До того Тайвань был абсолютно другой культурой. История Макао и Гонконга будет рассматриваться с того момента, как они стали португальским и английским городами.
Природные условия
Китай - страна с контрастными природными условиями. С одной стороны, это Западный Китай, где много гор, пустынь и степей, с другой - Восточный Китай, отличающийся равнинами и плодородными землями.
Восточный Китай - страна крупных рек и плодородных земель. Рельеф преимущественно равнинный, лишь на юге есть леса и возвышенности, особенно на юго-западе. В древности лесов было ещё больше. Основные реки Китая - Хуанхэ и Янцзы, на юге течёт Сицзян. Осадки очень обильные.
Западный Китай - территория во многом пустынная на севере и имеющая очень мало пригодных земель. На юге находится Тибетское нагорье - одни из самых высоких гор в мире. Единственные пригодные для жилья земли находятся на юге Тибета, в долине реки Мацанг. К Западному Китаю можно также относить пустыни и степи севера страны - Внутренней Монголии и Маньчжурии (провинции Хэйлунцзян и Гирин).
Китай богат на полезные ископаемые. Прежде всего, это цветные металлы, железо, уголь.
Население
В древности население Китая не было однородным. На севере Восточного (Внутреннего) Китая обитали китайские племена, на юге находились родственные им сино-тибетские народы. Запад, север и северо-восток Китая всегда населялся маньчжурскими (Маньчжурия), монгольскими (Внутренняя Монголия), сино-тибетскими (Тибет) и тюркскими (Синьцзян) народами.
Постепенно на территории Внутреннего Китая стала формироваться монолитная китайская народность, развившаяся в I-II тыс. н.э. В XX в. она стала нацией. Синьцзян, Внутренняя Монголия и Маньчжурия пережили множество смен народов, но в итоге сформировались уйгурская, монгольская и маньчжурская нации. То же самое произошло и в Тибете. В начале XX в. можно было говорить, что Китай населяли пять народов.
Часть 1. Доисторический Китай
Первые свидетельства пребывания человека в Китае относятся к находкам, возраст которых - от 1,15 млн. лет назад до 780 тыс. лет назад. По своему типу это Homo erectus.
Первые свидетельства пребывания Homo sapiens в Китае относятся к находкам около 10 тыс. лет до н.э.
В период мезолита, в VIII тыс. до н.э., появляются очаги земледелия в среднем течении Янцзы (культура Пэнтоушань). Это переходные формы рисоводства от дикого к культурному рису. Появляется гончарное ремесло.
В период неолита появляется по-настоящему развитое производящее хозяйство. Культура Цышань на юге провинции Хэбэй (вторая половина VI тыс. до н.э.) известна своим гончарным ремеслом, выращиванием проса, свиноводством. На реке Вэйхэ в это же время и чуть раньше (провинции Шэньси и Гуаньсу) также занимались просоводством, свиноводством и гончарным делом (культура Лаогуаньтай). В Нижней Хуанхэ (во второй половине VI тыс. до н.э.) была культура Пэйлиган, для которой также характерно подобное хозяйство. В то же время в Шаньдуне появилась культура Хоули, где среди керамических находок были также обнаружены мотыги, что может говорить о земледелии. В конце VI - середине IV тыс. до н.э. на большей части Шаньдуна и частично Цзянсу (север) существовала культура Бэйсинь, выделявшаяся, помимо керамики, тем, что на юге области возделывался рис, а на севере - просо.
Таким образом, можно говорить, что в VI тыс. до н.э. на севере Китая развивалось присваивающее хозяйство, и основной культурой было просо, а домашним животным - свинья. Было также распространено гончарное ремесло.
Большое значение имеет культура Яншао, существовавшая на территории провинций Хэнань, Шэньси и Шаньси (среднее течение Хуанхэ) в V-III тыс. до н.э. В это время земледелие и скотоводство получили большое развитие, но культурой было по-прежнему просо, а из животных разводились свиньи.
В IV - середине III тыс. до н.э. существовала культура Давэнькоу к югу от Яншао, в районе нижней Янцзы, где также распространились земледелие и скотоводство. В районе Цинхай и Ганьсу (верхнее течение Хуанхэ) в III тыс. до н.э. существовала развитая культура Мацзяяо, где разводили овец и свиней, выращивали просо и коноплю (что свидетельствует о наличии не только гончарного, но и ткацкого ремесла), обнаружены даже бронзовые изделия.
Культура Даси (вторая половина V-IV тыс. до н.э.) выделяется развитое земледелие и животноводство (свиньи, буйволы) в районе среднего течения Янцзы.
В среднем течении Хуанхэ в III-II тыс. до н.э. появляется культура Луншань, для которой характерно усложнение общественных отношений и зачатки классового общества. Известны металлические изделия. Широким был круг домашних животных - помимо свиней, разводились овцы, коровы, лошади.
Для бронзового века, к которому на севере Китая перешли в середине II тыс. до н.э., характерно развитое общество, в котором появлялась индивидуальная собственность, рабство, широкое распространение металлических изделий, земледельческих культур и домашних животных. Выделяется широкое развитие Северного Китая в противовес Южному, который ещё долго оставался первобытным и отсталым. Там находились уже другие народы, менее родственные народам Северного Китая, и они составляли отдельную культуру.
Часть 2. Царство Шан
Глава 1. Формирование государства в Китае и его развитие вплоть до падения династии Шан
Основание династии Шан и царства Шан
По преданию, до династии Шан существовала династия Ся, последний правитель которой - Цзе - был жестоким и деспотичным, за что его сверг предводитель племени шан Чэн Тан, который стал первым ваном (царём) династии Шан в XVII в. до н.э. Однако археологические исследования показывают, что только с XIV в. до н.э. начало существовать царство Шан. В районе современного города Аньян (Хэнань) была основана столица царства - Шан.
Государственный строй и внешняя политика
Царство Шан управлялось династией ванов, которые управляли обширными землями на севере Китая вокруг столицы Шан. Немалое количество племён севера было враждебно Шан, и шанское царство объединяло далеко не все племена севера. Нужно отметить, что развитой местной администрации не было - племена часто восставали и отходили, враждебные племена становились дружественными, поэтому границы Шан были нестабильными и быстро менялись. Лишь сама столица была мощным ядром царства. Периферийные земли управлялись не чиновниками, а племенными родами.
Ван обладал огромной властью, по крайней мере, в пределах города Шан и окрестностей. Формула Я - единственный среди людей означала то, что ван - это титул, который имеют право носить только главы династии Шан и влияние которого распространяется на всё царство Шан. Для подчинения других племён ваны даровали титулы их вождям, которые были обязаны присылать дань и ополчение - в этом видны зачатки налоговой и войсковой системы.
Вершины могущества власть вана достигла во второй половине XIII в. до н.э. при У Дине. С этим связано циклическое развитие восточных государств (Азия и Африка), которое было основано на том, что сначала создавалось государство, достигало высшей точки, затем приходило в упадок и на его месте возникало новое сильное государство - путём завоевания, заговора, восстания и т.п. Так случилось и с царство Шан. Так как У Дин занимался разорительным престижным строительством дворцов и такими же разорительными и масштабными завоевательными походами, плюс к этому стоит учесть аналогичную, но меньшую по масштабам политику прежних ванов, то после смерти У Дина династия Шан стала приходить в упадок.
Шанские ваны часто воевали с соседними племенами, собирая ополчение как из Шана, так и со стороны союзных племён. Войны были основным источником рабов, войска Шан также грабили соседей. Чем больше развивалось царство Шан, тем больше ваны посылали войска на другие племена.
Упадок Шан
В XII-XI вв. до н.э., возможно, власть вана сокращалась. Дружественное племя чжоу обернулось против шанского вана, собрав огромную коалицию из западных племён. Это показывает, что деспотизм ванов разорял многие племена, и со временем их восстания привели к масштабной войне между шанцами и чжоусцами. В 1027 г. до н.э. царство Шан было разгромлено, а его правитель стал ваном (У-ван).
Глава 2. Социально-экономические отношения
Экономика Шан была основана на земледелии и скотоводстве. В это время было известно выращивание пшеницы. Обильно использовались бронзовые орудия труда наряду с каменными.
Родовая собственность на землю стала распадаться. Однако индивидуальная собственность перерастала в государственную, так как чаще всего собственность получали вожди. Как результат - шанские ваны присваивали себе общинную собственность и получали право раздавать её аристократии. Сама же аристократия также владела определённой собственностью, но чаще всего собственность была государственной и получалась аристократией как условная. При этом товарно-денежных отношений не было, земля не продавалась, не арендовывалась и хозяйство было целиком натуральным.
Простые земледельцы и скотоводы пользовались общинной землёй. Но у них могла быть и индивидуальная собственность, наряду с коллективной.
Рабы были редки, поэтому не имеет смысла называть общество рабовладельческим . Рабы добывались практически только в войнах и нередко приносились в жертву. Работали преимущественно в скотоводстве.
Социальная система Шан даёт понять, что первобытное общество в Китае уступило место не античному ( рабовладельческому ), а превратилось в восточную формацию, которая впоследствии очень сильно развилась. Для восточной формации характерно мощное государство со своим хозяйством и деспотическая власть правителя, слабая частная собственность и, как следствие из всего этого, медленное линейное и быстрое циклическое развитие.
Часть 3. Западное Чжоу
Хотя чжоуские ваны правили с XI по III вв. до н.э., следует провести границу между Западным и Восточным Чжоу, когда столица царства была перемещена в VIII в. на восток. Чисто символически это разграничивает период расцвета и период упадка Чжоу, от которого откололось множество других государств, правители которых себя также называли ванами и в конце концов захватили Чжоу. В данной части будет рассмотрен только период Западного Чжоу, когда Чжоу существовало как единое царство. В следующей части будет рассмотрен период Восточного Чжоу, когда царство Чжоу распалось.
Глава 1. Государственный строй Западного Чжоу и внешняя политика
Племя чжоу не знало бронзы, но благодаря захвату города Шан оно увезло множество шанских мастеров и научилось многим приёмам от них. Чжоусцы усвоили колесничную технику, которая была основой армии вплоть до изобретения арбалета. Чжоусцы также заимствовали иероглифическую письменность.
Захватив Шан, У-ван перераспределил землю в пользу своей династии и покорной ему знати (чжухоу). Чжухоу могли передавать свою землю по наследству. После этих изменений государственный строй остался прежним, в соответствии с законами циклического развития. Вся власть принадлежала вану, он располагал большим фондом земель, ему все были обязаны подчиняться. Чжоуское государство вело ту же внешнюю политику, что и Шан. Чжоусцы захватывали всё больше племён, создавая зачатки администрации в завоёванных регионах. Нужно отметить, что наследственные владения чжухоу имели население, предоставленное ваном, что означало начало развития провинциальной администрации.
Глава 2. Социально-экономические отношения
Социальный строй Западного Чжоу усложнился. Помимо крупной знати стала выделяться и мелкая родоплеменная - дафу, главы цзу (родоплеменных групп) в пределах подвластного чжухоу населения. Ещё меньшим слоем были ши - главы больших семей из цзу. Остальное население - крестьяне и ремесленники - были низшим сословием. Таким образом, в Западном Чжоу формировалась знать, как полноценная, так и родоплеменная, а, с другой стороны, были рядовые крестьяне, горожане и рабы. Последние по-прежнему составляли меньшинство в государстве, так как их источником были исключительно войны.
Социальный ранг определял права и привилегии сословий - от вана до простого населения, в последнем случае права и привилегии были очень маленькими.
Хотя чжухоу могли передавать свою землю по наследству, ван имел право владения всей землёй в царстве. Все ему подчинялись, хотя при этом чжухоу господствовали над дафу, дафу над ши, а ши над всеми остальными, что обозначало иерархию власти. В этом можно было бы увидеть подобие вассалитета, но на самом деле это больше выглядело как государственная администрация, так как вассалитет основан на чётких законах, порядках, идеально выстроенной вертикали власти, в то время как государственный строй Западного Чжоу был слишком примитивным, чтобы такое было. Отчуждения власти от вана ещё не было, и низшие сословия ему равно подчинялись, что больше напоминало примитивный бюрократический аппарат.
Земля передавалась по тому же иерархическому принципу, но учитывалось право вана на владение всей землёй.
Часть 4. Китай в VIII-III вв. до н.э.
Глава 1. Политическое положение
Упадок и распад Восточного Чжоу
В начале VIII в. до н.э. на Чжоу нападают полукочевые племена жунов, угроза от которых была столь велика, что столица Чжоу была перемещена на восток, в район современного Лояна. Вскоре угроза стала исходить от кочевников ди в начале VII в., которые стали атаковать границы Восточного Чжоу. Это беспокоило местных чжухоу, которые начали заключать союзы с ди, чтобы устранить угрозу и в то же время натравливать их на других чжухоу. Вместе с тем часть чжухоу выходила из повиновения вана и он натравливал на них ди.
В это время начинается консолидация племён внутри Восточного Чжоу. Они начинают противопоставлять себя варварам за пределами Чжоу, а себя именовать хуася .
Власть вана в VIII-VII вв. до н.э. приходит в упадок в соответствии с законами циклического развития и развитием власти чжухоу, которые и так имели определённые права. Разорительные войны с соседями, деспотизм приводили к сокращению налогов от чжухоу и укрепления самостоятельных государств, номинально признававших власть вана. Внутри дома Чжоу также были междоусобицы. Определённые чжухоу начинают бороться за титул гегемона, который имел право защищать вана от кочевников. Началась борьба за гегемонию. Фактическая власть вана сводилась к нулю.
Китайские царства в VII-V вв. до н.э.
В 650 г. до н.э. образовалось царство Ци, ставшее гегемоном. Вскоре стали появляться другие государства, и Китай фактически распался на множество мелких царств. Самыми крупными и сильными из них были Цзинь, Цинь, Ци и Чу, однако в борьбе за титул гегемона часто побеждали и другие государства. Власть чжоуского вана была сведена фактически к нулю.
В VI в. до н.э. чуский чжухоу присвоил себе титул вана, а вслед за ним и остальные. Чжоу стало одним из царств, причём не очень сильным. В конце V в. складывается система семи царств, хотя отдельные ещё некоторое время существовали, но они были очень слабыми: Цинь, Вэй, Хань и Чжао (на месте Цзинь), Янь, Ци и Чу. Начинается период воюющих царств (Чжаньго).
Социально-политические реформы IV в.
В китайских царствах в IV в. стали проводиться реформы, направленные на слом первобытного строя и торжество закона (так как у реформ стояли философы-фацзяисты (фацзя - школа закона , другое название - легисты)). Наиболее всего известны реформы Шан Яна в Цинь. Шан Ян упразднил старое территориальное деление и разделил население на пятки и десятки семей, управляемые на основе круговой поруки. Более крупные деления вплоть до уездов (сян) управлялись государственными чиновниками. Взрослым сыновьям (более двух) запрещалось жить вместе с родителями. Кровная месть была запрещена. Поощрялись военные заслуги, а вся знать, не имевшая их, лишалась всех привилегий. Была введена единая система мер и весов, было разрешено свободно покупать и продавать землю, стало поощряться земледелие и ткацкое ремесло. Была введена система рангов, которые давались не по наследству, а за военные заслуги, хотя впоследствии их стало можно приобретать за деньги. Таким же способом и в других царствах были проведены реформы, как результат - сформировались куда более мощные деспотии с организованной властью безо всякого самоуправления.
Объединение Китая
В IV в. общая территория китайских царств простиралась от будущей Великой стены до долины Янцзы и от западных степей до Жёлтого моря на востоке. На западе располагалось царство Цинь, на севере - Чжао и Янь, на востоке - Ци, в центре - Вэй и Хань, на юге - Чу. К концу IV в. стала набирать оборот борьба за единство, в центре внимания которой было царство Цинь. Оно начало воевать с многочисленными царствами, часто объединявшимися в антициньские коалиции. Особенного успеха Цинь достигло при Ин Чжэне (246-210 гг.) - в 230-221 гг. были завоёваны все шесть царств, и образовалось единое китайское государство Цинь.
Глава 2. Социально-экономическое развитие
Экономика
С VII в. до н.э. в экономике Китая начинает распространяться железо. Это характеризует бронзовый век Китая - если на Ближнем Востоке железо распространилось на рубеже II-I тыс. до н.э., то в Китае для этого потребовалась ещё половина тысячелетия. Начинают появляться земледельческие орудия из железа - плуг, коса, серп, мотыга, лопата и др. Развиваются ремесло и внутренняя торговля, растут товарно-денежные отношения. Возникает удобрение полей. Широкого масштаба достигает ирригационное земледелие: строятся плотины и каналы. Впрочем, ирригационная система из-за раздробленности государств постоянно разрушалась вследствие войн.
На севере Китая основными культурами стали пшеница, просо и сорго, на юге - рис. Получили распространение огородничество и садоводство, в особенности тутовые деревья.
В ремесле большого значения достигло оружейное, ткацкое (особенно - шелкоткацкое), кузнечное, гончарное. Быстро развивалось строительство: строились различные системы укреплений в царствах, дворцы. Успехов достигло кораблестроение.
В торговле появилось всё больше купцов, деньги стали играть немалую роль в жизни страны. Появилось множество городов, отдельные - Линьцзы, Цзи (Пекин), Ин - были очень крупными. С другой стороны, развитию торговли мешала таможенная система, существовавшая в каждом царстве.
Социально-экономические отношения
Развитие экономики, прежде всего земледелия, привело к распаду прежней иерархической системы землевладения и отчуждения частной собственности от общинной, условной и государственной. Чжухоу начинают распоряжаться самостоятельно выделенной им землёй, игнорируя вана и становясь фактически сами ванами. Впрочем, собственность чжухоу в условиях фактического распада Китая становилась новой государственной, на основе которой выделялась условная собственность, которую в то же время более мелкие землевладельцы могли наследовать.
Но этот процесс ударил по родовой собственности и разрушил родовую аристократию. Земля раздавалась не только за военную службу, но и купцам, что могло говорить о возникновении частной собственности. Даннический характер налогов сменился поземельным налогом в связи с широким распространением разнообразного землевладения и распадом родовой собственности.
Также для царств был характерен распад государственной собственности вследствие их ослабления в борьбе за гегемонию и переход собственности в руки крупных чиновников, становившихся либо самостоятельными правителями, либо интегрировавшимися в систему более успешных царств.
Частная собственность могла возникать, в связи с ростом товарно-денежных отношений, вследствие покупки купцами общинной земли. В конце концов, община распалась к III в. до н.э. Формально существуя, она утратила фактически обладание землёй, перешедшей в руки государства, знати, чиновников, купцов, отдельных семей. Община должна была нести различные повинности, при этом разоряясь и тем самым крестьяне начинали работать на различных собственников. Распространялось ростовщичество, закабалявшее крестьян, неспособных платить растущие налоги и бравших кредиты, платить за которые было, как правило, нечем, и тем самым труд крестьян-должников становился подневольным.
Рабский труд несколько увеличился, и расширилось число частных рабов наряду с государственными. Однако в своей основе он по-прежнему редко применялся, за счёт пленников и - уже чаще - за счёт осуждённых преступников.
Развитие экономики привело к тому, что началась торговля бюрократическими должностями, что увеличило вес новой, имущественной знати, и доводило родовую знать до разорения. Имущественная знать требовала реформ для закрепления своего положения, примером чему являются реформы Шан Яна.
В целом, социально-экономические отношения в период Восточного Чжоу приводили к масштабному имущественному расслоению и развитию классового общества. Хотя это было характерно и в период Шан, процесс заметно ускорился. Аналогично деревне, он протекал и в городах, обособляя городскую купеческую и ремесленную верхушку от рядовых купцов и ремесленников (в целом больше ремесленников, так как их число было больше, чем купцов).
Глава 3. Наука и культура Китая в XIV-III вв. до н.э.
Наука
Восточная наука, за исключением арабской (и то основанной на античной и просуществовавшей недолго), никогда не была самостоятельной сферой деятельности и была привязана к другим. Однако изначально научный прогресс восточных государств был очень крупным. В Китае в период Шан складывался календарь, разделённый на четыре времени года, основанный на лунных циклах (29-30 дней, условно месяц) и носящий название лунного. Месяцев было 12 в невисокосном году, дополнительный месяц появлялся в високосном году. Месяца были полными (30 дней) и неполными (29 дней), что связано с особенностями лунных циклов. Месяц делился на три декады. В период Чжоу месяц стал делиться на четыре недели.
Больших успехов достигла астрономия. Находились созвездия, были известны солнечное и лунное затмение. Китайская письменность в период Шан была разнообразной, но доминирующий вид приобрела иероглифическая письменность, известная ещё с XV в. до н.э.
Развитие астрономических знаний в период Чжаньго усилилось. Лунный календарь был заменён лунно-солнечным, основанным на продолжительности года в 365,25 суток и продолжительности месяца в 29,53 суток. В связи с разницей между лунным и солнечным годом была внесена разница в месяцы: на каждые 19 лет вставлялось 7 дополнительных месяцев. В VII в. до н.э. стала наблюдаться комета Галлея, что достигло абсолютной точности в середине III в. до н.э. Небесный свод был разделён на созвездия. Появилось представление о существовании галактики Млечный Путь, была дана характеристика планетам, даны названия звёздам. В IV в. до н.э. Ши Шэнь создал первый в мире звёздный каталог на 800 объектов.
В области математики, которая создавалась из потребностей в оросительных сооружениях, развились представления о геометрии. Была открыта теорема Пифагора независимо от него. Известны были начала анатомии и медицины.
Философия
Традиционная китайская философия резко отличалась от западной своим иррационализмом. Китайская философия была основана на религиозно-моральном аспекте, и поэтому общие законы, какие должна была выводить философия, были связаны со сверхъестественными силами, с загробной жизнью, и с добродетельным поведением для достижения блага в потусторонней жизни. В период Шан считалось, что есть высшее божество, от которого всё идёт - ван, но крушение царства Шан привело и к крушению представлений о ване как о высшем божестве. В период Чжоу возникло представление о воле Неба , которая стоит над ваном.
Также возникли представления о диалектических началах мира. Эти начала - тёмное и светлое, присущие каждому материальному предмету. Постепенно из этих начал выросли философские категории. Природой начал выступили наблюдения за окружающим миром, стихийно выросшие в философскую диалектику.
На рубеже VIII-VII вв. до н.э. была написана Книга Перемен (И-цзин), которая представляла собой гадательную книгу по гексаграммам, в которой исследуются изменения, происходящие с тёмным и светлым началами, и производятся гадания о счастливых и несчастливых событиях. Тёмное начало изображалось в виде прерывистых черт и называлось инь, а светлое изображалось в виде целых черт и называлось ян. Значки, обозначавшие тёмное и светлое начала, назывались яо, обозначавшие соединение тёмного и светлого начал, от которых шли различные изменения. Значки состояли из трёх черт, символизировавших отношения неба, земли и человека, располагались в определённом порядке и составляли восемь триграмм (багуа), выражавших явления природы: небо, земля, гром, ветер, вода, огонь, гора и озеро.
В дальнейшем яо путём удвоения рядов превратились в 64 гексаграммы, иначе - удвоенные триграммы (чунгуа). Это позволило судить о более сложных отношениях в изменениях. Гексаграммы состояли из трёх частей: символа (сян), числа (шу) и толкования (цы). Символ являл собой рисунок из комбинации черт. Число - изменение в гексаграмме в зависимости от черт. Толкования - объяснения для каждой гексаграммы и черты (гуа цы и яо цы).
Вся система гексаграмм содержала в своей основе элементы материализма - всё сущее происходило из неба и земли. Нужно понимать, что, в отличие от западной философии, китайская, опираясь на веру в сверхъестественное, объясняла с этой позиции материальный мир, в то время как западная философия опиралась на познание мира через выявление общих законов, на которых он основан.
Восемь триграмм также символизируют противоречия. Это относится к каждой паре триграмм. Противопоставляются небо и земля, гром и ветер, вода и огонь, гора и озеро. Небо и земля породили остальные явления. В гексаграммах выражены куда более сложные отношения. В общих чертах их можно охарактеризовать как взаимные влечения и отчуждения. Среди 64 гексаграмм 16 исходят от светлого начала, столько же - от тёмного и ещё 32 имеют смешанные начала.
Помимо Книги Перемен, важную роль в развитии китайской философии играло учение о пяти элементарных началах, образующих Вселенную. Это учение схоже с учением Платона, так как пять элементов выделялись по форме и качеству и были едины в этих категориях. Элементами были вода, огонь, дерево, металл и земля. Учение об элементах было создано, потому что значения восьми триграмм не были едиными по форме и качеству и между ними было тяжело провести различие. Земля как элемент является почвой, но не первоначалом вместе с небом как триграмма.
В VI-III вв. до н.э. появилось множество философских школ, соперничавших между собой, отчего этот период назывался соперничеством всех школ . Это был не просто философский спор, но ещё и идеологический, связанный с тем, как будет развиваться государство в Китае. Несмотря на большое количество школ, главными были шесть - конфуцианство (жуцзя - школа служилых людей ), моизм (моцзя), даосизм (даоцзя), легизм (фацзя - школа закона ), минцзя ( школа имён ) и иньянцзя ( школа инь и ян ). Эти школы в дальнейшем расслаивались на новые направления, придерживавшиеся, впрочем, учения основателей школ.
Даосизм, согласно Историческим запискам Сыма Цяня, был основан Лао-цзы, но в настоящее время достоверность существования этого философа подвергается сомнениям. Однако достоверно известны истоки даосизма, приписываемые легендарному (?) философу Лао-цзы. Истоки даосизма заключались в том, что правила поведения являлись источником смут и беспорядков, законы способствовали бандитизму, и все несчастья для государства истекают из знаний. Необходимо незнание и бездействие, отсутствие желаний, чтобы возникли преданность и доверие. Для этого нужно было отказаться от почитания мудрых , не ценить редкие предметы (например, роскошь) - так как это всё вызывало желания и разжигало споры. Такой отказ назывался осуществлением недеяния . Идеал даосизма в его истоках - маленькое государство с небольшим количеством населения, которое живёт первобытным строем с присваивающим хозяйством и не вмешивается в жизнь других таких же общин. Таким образом, сущность даосизма - объективный идеализм, не приемлющий современного общества и призывающий вернуться в первобытность, что давало основания для проведения консервативной политики, хотя общий смысл даосизма сводился к утопизму.
Основы даосизма сводятся к тому, что есть всеобщий закон - дао ( путь ). Он лежит в основе мироздания. Дао породило хаос ( одно ), хаос породил тёмное и светлое начала ( два ), тёмное и светлое начало слились с гармонией ( три ) и создали единое тело, от которого пошло всё сущее.
Само по себе дао является пустотой, её нельзя выразить в какой-либо форме. Дао не переполняется , т.е. оно всегда будет являться пустотой.
Диалектика даосизма основана на противостоянии противоречивых понятий (фань), которые при этом сосуществуют и взаимно переходят друг в друга (движение дао).
Первым крупным представителем даосизма, если не считать Лао-цзы, был Чжуан-цзы (Чжуан Чжоу, 369-286 гг. до н.э.). Его философия пессимистична, уходит в себя, выражает упадочнические тенденции, так как отражала распад традиционной чжоуской иерархии и перемены в сословиях. Основной проблемой философии Чжуан-цзы было то, что нужно отрицать истину и ложь - их никак нельзя распознать, следовательно, невозможно найти истинное познание, у него нет такого критерия. Чжуан-цзы считал, что всё решает субъективное желание - истина и ложь есть единство, используя которое, нужно выражать свои желания. Это - основа дао.
Дальнейшая диалектика стирает границы между противоположностями. Вещи не имеют никаких различий, всё едино. Различия субъективны. Из единого следует новое понимание дао. Дао, по Чжуан-цзы, является тем, что породило мир и существовало до него. Дао - небытие, бесформенная духовная сущность, бездействует, но при этом обладает чувствами.
Смысл всей философии Чжуан-цзы - достижение абсолютной свободы духа, но субъективного духа. Если исходный даосизм был объективным идеализмом, то даосизм Чжуан-цзы - субъективный идеализм. Заботы, противоречия порождают проблемы современного мира, от них нужно уйти в беззаботное существование.
В целом, философия Чжуан-цзы призывает уйти в себя и предаваться самому себе. Это несколько развило исходный даосизм, основанный на возврате всех людей к начальному существованию и перешедший в субъективное независимое существование каждого человека.
Конфуций (551-479 гг. до н.э.) был основателем жуцзя. Важное место в его философии занимают этико-политические идеи. Конфуцианское управление - управление с помощью добродетели, правил поведения. Конфуций отрицал законы, так как система законов и наказаний порождала уклонение от законов и рост преступлений, так как народ не будет знать стыда. Необходимо управлять государством с помощью добродетели и правил поведения, чтобы народ познал стыд и начал подчиняться. Добродетель - это мораль, а правила поведения - традиции, исходящие от родового строя.
Конфуций отстаивал иерархический принцип управления, восходящий к Западному Чжоу, в котором каждый должен знать своё место. Наверху - правитель, внизу - простолюдин, и никто не должен возвышаться или понижаться. Нарушение иерархии приводит к противоречиям в обществе и разрушению правил поведения, а тем самым и морали, добродетели.
Управление осуществляется методом нравственного перевоспитания и человеколюбия - защиты иерархии, борьбы с общественными противоречиями. Главный принцип человеколюбия заключался в том, чтобы сдерживать себя (ограничиваться во всём) и следовать правилам поведения (возврат к западночжоуской иерархии). Также в принципы человеколюбия входили две противоположные категории - великодушие и жестокость, т.е. проявление милости к людям и наказание виновных. Человек должен придерживаться добродетели и избегать наказаний.
Важное место в конфуцианстве занимал принцип воли Неба , утерянный после распада Чжоу. Авторитет правителя закреплялся волей Неба как высшей силой.
В целом, политическая концепция конфуцианства основана на иерархическом управлении, опирающемся на традиции, мораль и религию, власть правителя неприкосновенна, но только при соблюдении добродетели.
Конфуцианская теория познания основана на сословном принципе: обладающие знаниями от рождения выше обладающих знаниями благодаря учению. Ниже стояли те, кто учился, но попадал в затруднительное положение. Кто не учился и при этом был в затруднительном положении, занимал низшее место. Под затруднительным положением может пониматься бедность; следовательно, чжоуский иерархический принцип закреплялся и в теории познания: родовая знать стояла выше всех, за ней - богатые люди, далее - люди, делающие карьеру, в конце - простой народ. Невозможно было изменить систему образования: знающий от рождения оставался таким всю жизнь, а ничего не знающий и при этом бедный не мог стать умнее.
Теория познания также подразумевала то, что в процессе обучения необходимо было учиться как у хороших , так и у нехороших учителей, тем самым постигая противоположные точки зрения. Важное значение придавалось процессу мышления: необходимо было не только учиться, но и размышлять. Любые приобретённые знания должны были выражаться на практике, любая теория должна была применяться.
Ещё одним краеугольным камнем конфуцианства был принцип золотой середины - нельзя ни допускать чрезмерность, ни отставать. Этот принцип должен был предусматривать компромиссы и умеренность во всём.
Конфуцианство впоследствии оказало огромное влияние на жизнь Китая, так как больше всего подходило под принципы восточного управления: иерархичность, замкнутость сословий, консерватизм, опора на традиции.
Одним из первых крупных последователей Конфуция был Мэн-цзы (372-289 гг.). Он основательно переработал идеи Конфуция, сделав их ближе к политике периода Чжаньго. Политическая философия Мэн-цзы основана на том, что народ должен получать частную собственность в достаточных размерах и качестве, чтобы поддерживать государство. Это было не отражение чжоуского распределения земли, а скорее обновлённая и идеальная картина распределения. В государстве необходимо было расправляться с бесчестными чиновниками, смягчять управление (наказания, штрафы, налоги). Порицалась грубая деспотия.
Большим достижением Мэн-цзы было то, что он переработал сословный принцип Конфуция: иерархия знаний зависит от количества и качества знаний, а не происхождения и имущественного положения. При этом Мэн-цзы не отрицал социальную иерархию, считая, что родственники предпочтительнее чужаков.
Следом за Мэн-цзы был Сюнь-цзы (313-238 гг. до н.э.). Краеугольный камень его философии - возвышение правил поведения. Оно состояло в том, что традиционная чжоуская иерархия, основанная на родовом принципе, совершенствовалась и подчинялась правилам поведения, выраженным в системе рангов. Более родовитый человек, не соблюдавший правила поведения, мог быть понижен в ранге и наоборот. При этом ранги распределялись в зависимости от близости и степени родства при равенстве способностей. В отличие от Конфуция, Сюнь-цзы не отрицал закон, считая, что простолюдины должны подчиняться ему, а люди высокого положения при этом должны подчиняться другой системе - системе правил поведения. При этом высшие чины должны уважать закон и бояться его под страхом наказаний, вплоть до самых жестоких, ради достижения добродетели. Идеальный ( чистый ) правитель - тот, кто уважает не закон, а правила поведения в первую очередь, и опирается на мудрецов (идеализированные высшие слои общества), неидеальные ( пёстрый ) правитель - тот, кто опирается на закон и народ. Первый правитель управляет с помощью добродетели, второй - с помощью силы. Сюнь-цзы не отвергал принцип силы, а лишь предлагал его как временный, в отсутствие добродетели, относясь в целом к нему нейтрально.
Сюнь-цзы отделял божественное (Небо) от земного (общества). Небо в представлении Сюнь-цзы являлось природой, созданной и существующей независимо от человека. Сюнь-цзы материализовал Небо, что не было свойственно другим школам. Небо является силами природы, которые не зависят от человека. Природа существует по закономерностям, которые не имеют божественного происхождения, а связаны с движением природы. В своей секуляризации понятия о Небе Сюнь-цзы зашёл дальше - он считал, что человек должен покорять природу, а не поклоняться ей.
Метафизика Сюнь-цзы основана на понятии ци. Ци - основная частица, из которой состоят все предметы. Предметы бывают неорганическими, органическими и разумными (люди). В природе есть форма и дух.
Теория познания Сюнь-цзы основана на опытном знании. Его анализирует разум. Все явления нужно рассматривать всесторонне, а не однобоко.
Этическая концепция Сюнь-цзы основана на врождённых и приобретённых качествах человека. Природа человека - злая, она основана на чувствах и, по мнению Сюнь-цзы, приводит к насилию. Только приобретённые качества делают человека добрее, т.е. среда, в которой он находится. Этой средой Сюнь-цзы считал идеального правителя.
Концепция воли Неба у Мэн-цзы получила значительное мировоззренческое обоснование. Воля Неба соединялась с внутренним сознанием и природой, образуя конфуцианскую этику. Небо, по Мэн-цзы, не просто само по себе следит за правителем, оно делает это через народ. Царь должен быть признан народом, чтобы его признало Небо. Основы конфуцианской этики заключались, по Мэн-цзы, в сохранении сознания, заботе о своей природе как основах служения Небу. Небо и человек едины, соответственно, в каждом есть Небо, есть идеал.
Мо-цзы (Мо Ди, 475-395 гг.) был ярым противником конфуцианства и принципа чжоуской иерархии. Основы моизма - скромность, пацифизм, терпимость, коллективизм, отрицание воли Неба , эмпиризм (всё должно исходить из опыта). Политический моизм исходил из реалий Чжаньго: необходимо объединить Китай, делать всё на пользу друг другу (коллективизм, централизация). Выдвигался принцип выдвижения по способностям: почитание мудрых основано не на подчинении младших старшим, бедных богатым и т.д., а на обучении и продвижении мудрецов и возвышении их надо всеми, какого бы они ни были социального происхождения. Моисты видели, что зачастую аристократия (родовая и имущественная), купцы, чиновники, обладая от рождения широкими правами, реализовывали их неэффективно и часто себе на пользу. Поэтому они отвергали принцип сословности Конфуция и выдвигали принцип меритократии Мо-цзы. В соответствии с ним также понижали всех, кто не мог проявить способности. Воля Неба отрицалась, так как моисты считали, что вера в Небо ослабляет человеческие способности и разрушает меритократию. Но в то же время само Небо не отрицалось, так как, не имея воли, оно имеет желание, и тем самым может доводить свои желания до людей. Небо творит справедливость, способствует меритократии, обладает сознанием и желает всеобщей любви.
Теория познания в моизме была основана на том, что действительность рождает понятие, а понятие отражает действительность. На практике это выражалось также в меритократии: титулы и должности не значили ничего, если они не отражали реальные способности человека.
Следующими крупными представителями моизма были Сянли, Сянфу и Дэн Лин, представлявшие три разных течения. Теория познания была развита внесёнными в неё вопросами как знать? и что знать? . Знания приобретались благодаря человеческим способностям. Знание делилось на личное , услышанное , полученное от суждений и полученное в результате рассуждений . Личное знание - непосредственный опыт. Услышанное знание - знание, полученное от другого. Знание, полученное от суждений - новое, полученное в результате умозаключения. Знание, полученное в результате рассуждений - знание, основанное на анализе материала. Знания приобретаются не только чувствами, но и разумом.
Моистская диалектика была основана на том, что тождественное и различное дополняют друг друга , тем самым устанавливалась взаимосвязь между предметами. Моисты выдвинули теорию логики, в которой говорилось о пользе диалектики как решения проблем споров путём нахождения правильных ответов. Были открыты начальные категории формальной логики (понятие, суждение и умозаключение), выдвинуты логические методы - дедукция, аналогия, доказательство, умозаключение по аналогии.
Школа имён использовала названия в качестве предмета для диалектики и сосредотачивалась чисто на самих названиях, исключая из них человеческие чувства. Вообще, игнорирование чувств и логическое обоснование этого играло главную роль в минцзя. Также отличительной чертой школы минцзя была неоднозначность: существовали споры о твёрдом и белом и тождественном и различном и направления, одно из которых выступало за соединение тождественного и различного , другое выступало за разделение твёрдого и белого . В первом направлении доводился до крайности релятивизм в различиях предметов и понятий. Во втором - наоборот, абсолютизировались различия, отрицалось единство общего и отдельного. Первое направление сводилось к единству, так как различия очень относительны, а второе - к разделению, абсолютизируя различия. Основным представителем первого направления был Хуэй Ши (370-310 гг. до н.э.), а второго - Гунсунь Лун (325-250 гг. до н.э.).
Природа минцзя была основана на общественных условиях, возникших в период Чжаньго, когда менялось положение социальных слоёв. В соответствии с этим номиналисты предлагали установить чёткие понятия всего, чтобы зафиксировать изменения.
Основателем легизма был Хань Фэй (280-233 гг.). Философия Хань Фэя была основана на учениях трёх других философов: Шан Яна, ставившего закон превыше всего, Шэнь Бухая, ставившего на первое место власть, и Шэнь Дао, ставившего на первое место искусство управления. В области закона Хань Фэй считал, что законы должна издавать власть, народ должен награждаться за исполнение законов и караться за нарушение. Хань Фэй исключал всякое использование правил поведения и добродетели, так как это разрушает закон. Всё управление осуществлялось на основе закона, а не образования, добродетели, человеколюбия. Закон распространялся на всех, и все должны были в равной степени отвечать перед ним.
В области власти Хань Фэй считал, что правитель должен использовать свои полномочия в нужный момент, чтобы не оказаться во власти слуг и быть единоличным правителем. Благодаря умению использовать свою власть правитель может правильно управлять.
В области искусства управления Хань Фэй дал определение, что искусство управления - инструмент господства над населением. Этот инструмент - исключительное право правителя. Инструмент должен использоваться жёстко.
Все три основных понятия легизма: закон, власть и искусство управления - единство, которое не должно нарушаться и исключительное право на него имеет правитель. Во взглядах Хань Фэя наилучшим строем была единоличная власть царя.
Этика легизма во взглядах его основателя - эгоцентризм человека, основанный на любви к выгоде и ненависти к беде . Следовательно, эгоцентризм рассматривался Хань Фэем положительно. Человеческие отношения должны быть взаимовыгодными. Природа человека не является ни доброй, ни злой. Она зависит от окружающей природы, а не врождённа. Добро и зло определяются исключительно законом.
Теория познания в легизме была основана на том, что через чувства человек приходил к познанию. Познание носило утилитарный характер - поступки должны приносить пользу через познание.
Диалектика Хань Фэя была основана на противоречиях как основном законе. Взгляды на природу Хань Фэя были основаны на закономерностях: природа и общество развиваются согласно своим законам. Законы бывают общими (дао) и частными (ли).
В целом, легизм во многом противоречил устоям китайской философии, восходившей к сверхъестественному. Легизм был слишком материалистичен и утилитарен, а поэтому непонятен для китайцев, которые были склонны больше к вере в Небо.
Из всех шести сильнейших школ наименее всего сохранились работы школы иньянцзя. Основы философии иньянцзя - дуализм инь и ян как первоначал и сочетание его с циклическим взаимодействием пяти элементов. Единственным известным представителем иньянцзя был Цзоу Янь (IV-III вв. до н.э.). Философия иньянцзя отличалась мистицизмом и религиозностью, а потому очень хорошо ложилась на духовную жизнь Китая.
Самым выдающимся философом вне шести школ был Ян Чжу (V-IV вв. до н.э.). Его философия была основана на гедонизме: пренебрежении к внешним вещам, себялюбии, стремлении к собственному благополучию. Философия Ян Чжу приобрела большую популярность и породила огромное количество последователей.
В целом, истоки китайской философии лежат в религиозных верованиях, а потому следование им было характерно для всей традиционной философии. Даже самые материалистические направления всё равно следовали концепции Неба (моизм), либо не имели популярности (легизм). По этой причине самыми популярными школами китайской философии стали даосизм и конфуцианство.
Архитектура
Шанская архитектура слабо сохранилась, но по ней можно судить о началах развития китайской архитектуры. Некоторые приёмы и формы легли в основу дальнейшей архитектуры в Китае. Обнаружены гробницы разного внутреннего содержания. Гробницы ванов, в отличие от простых людей, были роскошно оснащены.
Чжоуская архитектура (до VII в.) в целом не изменилась, но была выработана традиционная планировка города, ставшая основой для многих будущих китайских городов: четырёхугольная крепостная стена, в центре - дворец правителя, на востоке и западе - храмы, с юга на север и с запада на восток - 9 широких улиц. Дворцы возводились на высоких земляных платформах и имели широкие крыши на столбах.
Значительными сооружениями периода Чжаньго были линии укреплений, возводившиеся в различных царствах. На их основе впоследствии была сооружена Великая стена.
Скульптура
Шанская скульптура имела прежде всего религиозное значение. В Аньяне, на месте города Шан, были найдены статуи человека-тигра и таоте - сверхъестественного существа. Статуя человека-тигра предназначалась для отпугивания демонов от гробницы, она в то время не служила эстетическим целям, но её эстетика выражает мощь и свирепость.
Большое развитие скульптура приобрела в период Чжаньго. Сосуды часто выполнялись в форме животных, а скульпторы использовали как вымысел, так и реальность. Вырабатывалась пластика.
Появилась рельефная скульптура, носившая прикладной характер и выраженная в орнаментах, выполненных искусно и изящно.
Живопись
Шанская живопись была прежде всего прикладной и представлена в основном узорами на сосудах. Эти узоры были абстрактные, изображавшие явления природы (условно), мотивы фантастических животных (например, драконов). Прикладной характер живописи выражался в её религиозном значении: мольбам к духам природы о получении благоприятных погодных условий.
Раннечжоуская живопись имела те же особенности, что и шанская - она была абстрактной и прикладной. Но в VI-III вв. до н.э. начали изображаться люди и животные, материалом для живописи служили не только сосуды, но и холсты, древнейшая картина была найдена в одном из погребений. На картинах изображались как абстрактные, так и конкретные сюжеты. Постепенно стала вырабатываться динамика движений на сосудах и картинах, оживлённость образов.
Орнаментальная живопись в период Чжаньго также претерпела изменения. Орнаменты начали становиться менее схематичными, усложнялись и вместе с тем для них была характерна лёгкость и изящность.
Литература
Выдающимся произведением древнекитайской литературы является Шу-цзин ( Книга истории ). Несмотря на название и изначальное историографическое предназначение, по факту это мифическая история Китая, которую сейчас принято рассматривать как художественную литературу. Шу-цзин представляет собой риторику, выполненную в форме прозы в поэзии, основанной на словесном искусстве.
Другое выдающееся произведение - Ши-цзин ( Книга стихов ). Это был поэтический свод, содержание которого составляют преимущественно любовно-лирические стихи, военные стихи, стихи о смуте, связанной с междоусобными войнами VII-III вв.
Произведения были написаны в чжоуское время, от конца II тыс. до середины I тыс. (Ши-цзин) и от середины I тыс. до конца I тыс. (Шу-цзин), но это больше связано с периодами Чжаньго и Западной Хань.
Театр и музыка
Китайский театр был достаточно примитивным в VIII-III вв. до н.э. и был связан с религией. Известны ритуальные песнопения танцоров и певцов. Существовали, впрочем, и обычные артисты разных жанров, исполнявшие разнообразные сценки.
Музыка имела большое вокальное разнообразие, песенную культуру в I тыс. до н.э. В Ши-цзин, несмотря на поэтический характер произведения, стихи также служили текстами песен и вся поэзия пелась.
Возникли музыкальные инструменты - кожаный барабан, металлические колокола чжун, до и нао, колокольчики лин, бамбуковая дудка юэ, глиняная окарина сюань. Большое значение придавалось слову музыка (юэ) в текстах. Музыка была тесно связана с религией и философией, понятие музыка означало праздничную сферу жизни, была синтетическим понятием, охватывавшим чуть ли не всё искусство.
Во второй половине I тыс. до н.э. возникло большое количество музыкальных инструментов. Музыка стала играть большую роль в практической жизни, с ней было связано представление о гармонии в мире. Возникла придворная музыка, связанная с бюрократическим аппаратом и организацией музыкантов и танцоров.
Часть 5. Империя Цинь
Глава 1. Государственный строй
Первые мероприятия
Объединив Китай в 221 г. до н.э., Ин Чжэн понимал, что это объединение продлится недолго, если не провести централизацию государственного устройства. Ин Чжэн издал указ, обвинявший всех его соперников из шести царств в междоусобных войнах и морально оправдывавший завоевания Цинь, ставив это царство не как одного из завоевателей, пусть и самого успешного, а как усмирителя , подавившего смуты и создавшего единый порядок в Китае.
Также Ин Чжэн принял новый титул, который должен был затмить дискредитировавший себя титул вана и возвыситься надо всеми. Он стал именоваться ди - императором, а после обсуждения с подчинёнными к иероглифу ди был прибавлен иероглиф хуан , таким образом, Ин Чжэн стал титуловаться хуанди - великий император. Выражение хуанди означало также жёлтый император , но значение хуан записывалось другим иероглифом. Ин Чжэн стремился невероятно возвыситься путём титула великого императора и придать своей власти очень большую значимость, даже выше, чем у вана в годы расцвета этого титула. При этом звучание хуанди должно было сближать Ин Чжэна с божеством и мифическим правителем Хуанди, издревле почитавшимся китайцами, но из-за разных иероглифов, обозначавших омонимичные понятия, титул должен был дать понять, что Ин Чжэн не божественен, но при этом он воплощает черты мифического Жёлтого императора (Хуанди). Различный контекст, вкладывавшийся в термин хуанди , давал Ин Чжэну простор для широких реформ на основе легизма.
Сам Ин Чжэн как император принял имя Цинь Шихуанди - Первый великий император династии Цинь . Под этим именем он и был более всего известен в основанной им империи и династии Цинь.
Создание центрального управления
Цинь Шихуанди оформил чёткий бюрократический аппарат, связанный со службой императору и не имевший право ни на какое имущество, кроме раздаваемого за службу. Никакой наследственности в должностях не было - все должности давались за заслуги. Была введена система рангов, позволявших занимать должности.
Вся власть принадлежала исключительно императору. Ближайшие к нему люди (чэнсян) назначались из двух человек. Они осуществляли все указания императора. Чэнсяны управляли рядом чиновников.
Циньское правительство разделялось на несколько министерств: военное, судебное, финансовое, придворное, церемониальное, охранное и верховная прокуратура. Военное министерство собирало регулярную армию из призыва мужчин с 23 лет. Страна делилась на военные округа, по которым расквартировывались войска. Военными округами командовали цзюньвэи, подчинявшиеся военному министру, который подчинялся императору как верховному главнокомандующему.
Судебное министерство строго следило за выполнением законов, административным произволом. Финансовое министерство управляло экономикой, сбором налогов. Придворное ведомство удовлетворяло нужды императорского двора. При этом оно разделяло с финансовым министерством контроль над экономикой, контролируя определённые экономические единицы. Верховная прокуратура занималась расследованием преступлений и архивным делом.
Реформа регионального управления
Империя Цинь была разделена на 36 округов, делившихся на уезды, делившиеся на волости, делившиеся на тины, делившиеся на общины. Округами заведовали цзюньшоу - по сути наместники провинции. Они имели при себе помощников и канцелярии.
Все министерства имели при себе региональные ведомства, распространяя власть императорских чиновников на весь Китай. Военные ведомства занимались не только военными, но и полицейскими функциями, отлавливая преступников. Судебные ведомства контролировали окружные тюрьмы. Верховная прокуратура назначала окружных прокуроров, контролировавших всех чиновников в округах.
На низших уровнях также была строгая вертикаль власти. Таким образом, империя Цинь была мощной бюрократической централизованной деспотией, основанной на философии легизма.
Большое значение имела религиозная реформа, уничтожавшая различные местные культы и создававшая единый культ, во главе которого стоял император как верховный жрец.
Единственное, что не затронула реформа регионального управления - общинное самоуправление. Возникшее в середине I тыс. до н.э., оно оставалось незыблемым и при Цинь Шихуанди.
Введение единого законодательства
В 221 г. до н.э. Цинь Шихуанди издал приказ об упразднении всех законов шести царств и создание единого циньского законодательства. Это была одна из важнейших реформ, разрушавших местную независимость и централизовывавших государство. В соответствии с легизмом все были обязаны чётко соблюдать законы, несоблюдение каралось.
Финансовая реформа
Огромное количество разнообразных монет в шести царствах препятствовало развитию товарно-денежных отношений. Более того, выплавка по большей части была не государственной, а местной. Цинь Шихуанди покончил с этим, введя только два вида монет - золотые и медные. Строго регулировался вес, состав, вид монеты. Эта реформа оставила огромный след в китайской истории, так как никто больше не изменял финансовую систему на протяжении свыше двух тысяч лет.
Унификация единиц измерения
Так как в период Чжаньго существовали совершенно разные системы измерения, Цинь Шихуанди ввёл единую систему. Все меры длины, объёма и веса были одинаковыми для всего Китая. Образцом послужила система измерения царства Цинь. Создавались эталоны с императорскими табличками, что означало чёткое следование стандарту.
Унификация письменности
Хотя в Китае существовало иероглифическое письмо, имелась определённая разница во всех царствах в письменности. Цинь Шихуанди унифицировал письменность, создав стандарт написания иероглифов по всей империи. Как и многие циньские реформы, письменность унифицировалась на основе циньской системы дачжуань, которая, впрочем, появилась в других государствах и лишь дошла до царства Цинь. При этом дачжуань упростили, превратив в сяочжуань (дачжуань - большой чжуань , сяочжуань - малый чжуань ), который стал единственной письменностью для Китая.
Для предотвращения распространения другой письменности все книги, не написанные на общепринятом стиле, были уничтожены. Этим также наносился удар по идеологии противников Цинь Шихуанди. Однако, несмотря на все меры по распространению письменности сяочжуань, появилась ещё более простая письменность лишу, которая была более популярной, чем сяочжуань. После Цинь письменность лишу полностью вытеснит сяочжуань и сохранится до наших дней. Однако своей реформой письменности Цинь Шихуанди смог разрушить диалектные различия китайского языка на письме и упростить письменную коммуникацию.
Другие реформы
Цинь Шихуанди для создания централизованного государства шёл на самые радикальные и жестокие шаги, чтобы воплотить мечту в жизнь. Он разоружил всё население империи, и носить оружие имели право только регулярные войска Цинь. 120 тыс. семей элиты шести покорённых царств были насильственно переселены в Сяньян - столицу империи со времён царства Цинь. При этом на все должности назначались люди из царства Цинь. Сяньян был связан сетью качественных дорог во все уголки империи. Дорожная сеть позволила реализовывать многие мероприятия, связанные с транспортом и связью.