В своей работе Буровский берётся за изучение проблемы "двух народов". В аннотации и введении говорится, что "два народа" стали извечной проблемой России после горе-реформ Петра I, они стали причиной многих неудач нашей страны и актуальны сейчас. А дальше автор берётся за изучение "европейцев" и "туземцев" и делает выводы.
Как ни странно, но многое из того, что Буровский пишет - правда. Ну, может, не совсем, так как он не даёт ссылок на некоторые источники, но будем считать, что он действительно говорит правдивые вещи. В принципе, всё логично, обосновано источниками и выводами, многие истории из жизни критиковать бессмысленно по этим причинам - в общем, всё достаточно подробно, правильно и очень интересно. Грамотный подбор конкретных примеров и фактов, умелое использование языка. Можно назвать это вполне пристойным научно-популярным изданием...
Но не тут-то было! Хотите знать, почему? Дело в том, что основной замысел книги выбран неверно. Буровский в своей типичной манере подгоняет всю правду (именно, что правду) под своё мнение. Хочется сказать, что Пётр поделил Россию на два народа - нате вам кучу правдивых, но перемешанных и не связанных друг с другом фактов! Россия была демократичной и цивилизованной страной до Петруши, потому что есть куча примеров, которые показывают, что обычаи были и впрямь демократичными. И автору совершенно пофиг на то, что все эти обычаи отражены во многих научных и научно-популярных (не фолк-хистори) книгах, и это вполне логично увязывается в общую деспотизацию России в XVII в., реформы Петра I были лишь её венцом.
Другая проблема книги заключается в том, что множество фактов являются лишь частными подробностями, этаким повествованием, рассказом о быте и нравах русских. Но непонятно, зачем всё это, когда главный вопрос - обосновать, почему "два народа" приводили Россию к бедам и к каким? Более того, есть некоторые факты, показывающие, что элита всегда была чуждой народу во всех странах, и российская элита - лишь частный пример этого. Например, трудно подумать, чтобы бояре считали себя ровнёй народу до Петра - даже если Россия и была более демократичной, цари и их окружение стремились закрепостить народ в любом случае, и бояре всё дальше отстранялись от населения. Просто Пётр провёл куда более значительные реформы.
К тому же само по себе разделение на "два народа" не приводит к проблемам. К проблемам приводит общественный строй, деспотический и жестокий по отношению к крестьянам. И европейская психология элиты никак не влияла на деспотичность строя - он был таким и до Петра, просто процессы закрепощения крестьян были слабее. Совершенно очевидно, что не всплеск личности Петра и появление "европейцев" в России, а длительное развитие деспотизма привело к различным социальным проблемам.
Резюме: ужас. Дичайший и глупейший штамп отечественной историографии, кочующий от академической науки до вот таких вот книженций. К тому же не покидает всю книгу ощущение, что писал автор об одном, а подать книгу решил по-другому. В итоге мы имеем интересное, обогащённое грамотным подбором конкретных примеров и историй из жизни научно-популярное исследование о сословиях Российской империи. Вот только оно никак не согласуется с идеей, изложенной во введении, заключении и аннотации. Сама же идея глупа тем, что объясняет социальные проблемы империи не человеческой природой, биологическими и общественными законами, а влиянием извне - со стороны Европы. Марксизм давно доказал, что подобные теории являются идеалистическими и опроверг их научно, и в этом бич многих "научно-популярных" (намёк, надеюсь, поняли, на что) работ. История делается не королями и внешними воздействиями, а законами общественного развития.