Можно найти немало спекуляций, опубликованных, или прозвучавших в средствах массовых информациях, посвященных проблемам эволюции, проблемам развития живой природы и ее будущего. Спекуляции эти принадлежат, так называемым футурологам. Взгляд в будущее всегда интересен, так как это затрагивает судьбы человечества. Но, делая, какие либо прогнозы, всегда надо опираться на что-то, или шагать от чего-то, ибо, можно встретиться с прогнозами, что в будущем человек превратится в существо с большой головой и одним пальцем. Один палец будет нужен для того, чтобы нажимать на кнопки, включая автоматы, которые будут выполнять потребности этого существа. Это, конечно, полет чистой фантазии! У Герберта Уэллса в романе " Машина времени" приведена своя версия касательно прогнозов развития человечества. Согласно Уэллсу человечество должно будет распасться в будущем на два вида -аристократию, жизнь которой будет проходить в наслаждениях и играх, и морлоков, которые будут обеспечивать им такую жизнь и... поедать их по ночам! Подобный прогноз Уэллс дал, видимо, исходя из тенденции, существовавшей в капиталистической Великобритании, того времени. Впрочем, подобные тенденции существуют и в сегодняшней России! Но, как говориться, на каждую тенденцию существует своя революция. Вряд ли народ позволит превратить себя в морлоков. И, поэтому, опираться только на тенденции недостаточно, нужно всегда иметь в виду законы развития. Какие же законы я имею в виду? Законы развития материального мира, ибо если мы не соглашаемся с тем, что наш мир материален, то, конечно, говорить в таком случае не о чем! Наверное, представление о том, что мир развивается, были не всегда. Две-три тысячи лет назад, развитие человеческого мира можно было и не заметить. На протяжение тысячелетий материальная культура человечества была практически неизменной, по крайней мере заметить изменения было очень и очень трудно. Развитие можно было представить только лишь как круговой процесс. Рождение, детство, юность , зрелость, старость, смерть; или - весна, лето, осень, зима, или - утро, день вечер ночь. Ни о каком развитии не могло быть и речи, просто простое коловращение! Правда, тогдашняя философия, тесно еще связанная с религией, рисовала картины древнего хаоса создания земли, рождения богов, создания людей, но это
все еще, может быть, были остатки прошлых воспоминаний, измененные временем. Первобытные люди несут в себе изустные предания, которые имеют тысячелетние корни и даже еще больше. Но, это затрагивало больше природу, а не людей. Жизнь людей казалась неизменной, нельзя было представить каких либо изменений в будущем. Даже и тысячу лет назад, это было очень нелегко. Об изменениях стало возможным говорить только, примерно около 500 лет назад. Вот с тех пор, все убыстряясь и убыстряясь, стало явственным развитие человека. И с тех пор стали создаваться философские системы, основанные на развитии. В основном это были идеалистические философские системы, где развитию подвергалась лишь идея. И это было вполне понятным, потому что развитие материального мира и мира людей, еще было очень трудно заметить, а идеи возникающие в человеческих головах, их знание о мире, о науке того времени, явно менялось. И возникало представление об Идее, Абсолюте, Боге, возникшей из хаоса и постоянно изменяющейся и развивающейся. И, постепенно, пришло представление о диалектике. Я имею в виду, конечно, современную, гегелевскую диалектику, ибо диалектика это слово древнее, которое было известно с античных времен Сократа, Платона и других философов древности. Именно эту гегелевскую диалектику применили к развитию материального мира, в лице человеческого сообщества, когда это развитие стало явным. И именно эти законы развития я и имею в виду. Поэтому в связи с этим, я хотел бы изложить свою концепцию развития материального мира (и принадлежащему ему, в том числе, живой материи и разумной материи), в привязке и в соответствии, с законами диалектического материализма, а в частности, закона перехода количественных изменений в качественные и развития материального мира по спирали. Сами эти законы хорошо и наглядно иллюстрируются периодической системой Дмитрия Ивановича Менделеева. В 19 веке многие химики и физики пытались систематизировать свои знания о химических элементах. Одним из тех, кто занимался этим вопросом, был и Менделеев. Систематизировать химические элементы можно по разному -можно систематизировать их по алфавиту, так вероятно поступили бы филологи. Впрочем, таблицы, где элементы находятся в алфавитном порядке, существуют - это справочные таблицы. Но химики хотели систематизировать элементы так, чтобы учитывались их химические и физические
свойства. И вот Менделееву пришло в голову расположить элементы в порядке возрастания их атомной массы. Расположив их так, он заметил, что химические свойства элементов периодически повторяются - возрастание массы элементов или в современной интерпретации - заряда, то есть количества электронов и протонов (количественные изменения) меняет их качественно. А затем, свойства элементов циклически повторяются, что позволяет сравнить это со спиралью развития, когда витки спирали повторяют этапы развития предыдущих витков, но на более высоком уровне.
Я бы выделил следующие этапы развития материи - неживая материя, или элементы, живая материя и разумная материя. Возникновение живой материи тоже результат накопления количественных изменений. Накопление органического вещества заставило материю совершить скачек в новое качество -возникла жизнь. Затем развитие живой материи породило материю разумную. Именно в этом направлении, на мой взгляд, идет развитие материи. Мы, люди, принадлежим к разумной материи и одновременно к живой материи и состоим из элементов. Мы принадлежим к авангарду развития, известных нам материй. Но, развитие материи на этом не заканчивается, и возникает
вопрос - а, как будет в дальнейшем проходить развитие материи? Наверное, легче всего ответить на этот вопрос, проанализировав развитие живой материи, ближайшего к нам этапа развития материи вообще. Развитие живой материи началось с одноклеточных организмов. Затем, одноклеточные организмы, объединяясь, конгломерируясь друг с другом, (количественные изменения) образовали многоклеточные организмы (качественные изменения). Многоклеточные организмы, эволюционируя, образовали новую форму материи - разумную материю в лице человека. Видимо и разумная форма материи должна эволюционировать и пройти в своей эволюции аналогичный путь. Если человека мы примем за своеобразную клетку разумной материи, то итог эволюции разумной материи будет ясен - должна будет образоваться своеобразная многоклеточная форма разумной материи, а именно, коллективный разум, и соответственно коллективная личность. Количество разума должно перейти в совершенно новое качество, в качество коллективного разума и коллективной личности
Должен сказать, что, видимо, переход количественных изменений в новое качество, ответствен даже за возникновение человека. Ибо
количественные изменения не возможны без коллективизма, по крайней мере, в отношении живой материи. Однажды мне довелось прочитать заметку о том, что американские ученые, изучая череп неандертальца по отпечаткам долей мозга, на внутренней стороне черепа, сделали вывод о том, что тот участок мозга неандертальцев, который ответствен за коллективное поведение, был очень слабо развит, то есть неандертальцы были абсолютными индивидуалистами. Неандертальцы обладали большим мозгом, не уступающим мозгу современного человека, который, несомненно, свидетельствовал об их сообразительности, не уступавшей сообразительности, например, кроманьонцев. Но, тем не менее, не эти сообразительные, обладавшие огромной силой, рыжеволосые существа-неандертальцы стали хозяевами на планете, а их "конкуренты", более слабые кроманьонцы. Неандертальцев можно бы назвать, вспомнив Ницше, белокурыми бестиями. Большой мозг - можно приписать гениальные способности, огромная сила, индивидуализм ну чем не белокурая бестия Ницше? Но коллективизм победил. Интерес к себе подобным, желание учиться у других, общаться, все это развило речь, язык, развило человека. Разум это понятие коллективное. Невозможно существование Маугли или Тарзанов. Дети, выросшие вне человеческого коллектива, не могут стать людьми. Таким образом, напрашивается вывод - развитие разума зависит от развития коллективов. Возникновение человеческих техногенных цивилизаций, также трудно объяснить. Правда, объясняли - кто даром богов, кто даром пришельцев, кто богоизбранностью, кто принадлежностью к арийцам. Но, если отбросить мифотворчество, фантастику и вздорные идеи, то действительно трудно объяснить существование техногенных цивилизаций. Ведь, до сих пор существуют племена, которые принято называть "дикими". Видимо, создавать техногенные цивилизации, не является свойством органически присущим человеку. Только переход количественных изменений в новое качество, может объяснить этот феномен. Я считаю, что тут мы имеем дело с эффектом коллективного разума, что существует качественный скачек развития человеческого общества, в зависимости от количества составляющих его индивидуумов. Должны существовать, разумеется, условия для количественного накопления: хорошие условия для жизни, достаточно пищи, хороший климат и эти условия должны находиться как бы в оазисе окруженные более неблагоприятными условиями, что и создает условия для накопления. Иначе племена просто откочуют, и не произойдет тот прорыв перехода количественных изменений в новое качество. Не зря первые цивилизации возникли в дельте Нила, в междуречье Тигра и Евфрата, в местах, которые были способные дать предпосылки для накопления количества и перехода его в новое качество: человеческую техногенную цивилизацию.
Таким образом, государства, эти создания человеческих цивилизаций, и являются примитивнейшими формами разумной материи, эволюционирующими в направлении коллективного разума, (или точнее их можно было бы назвать коллективными организмами). Если сравнивать современные государства с этапами развития живой материи, то по аналогии, они подобны примитивнейшим формам многоклеточной жизни. Это еще примитивные формы той материи, из которой разовьется коллективный разум, настолько примитивные, что порой еще не хочется быть её частью.
Коллективный организм - это, тот материал, из которого строится коллективная личность. Коллективный организм, в свою очередь, строится из разумных субъединиц, я имею в виду человеческий разумный материал, человеческий индивидуум.
Под понятие коллективный организм подпадает всё, что состоит из человеческих единиц -это толпа, какие-то организации, армии, и главным образом -государства. Все слышали о таком феномене как эффект толпы, когда люди, бывшие составной частью толпы недоумевают, и даже сожалеют о том что они сделали, и почему они это сделали, будучи в толпе. В данном случае люди действовали не как индивидуальные личности, а как составные части коллективного организма -толпы. Толпа это одна из самых простых видов коллективных организмов, она легко возникает и легко распадается и поэтому не имеет присущего всем организмам инстинкта самосохранения. Государства это более сложные коллективные организмы, они способны эволюционировать. Генетическим материалом государств, которые сохраняют государства как таковые, я бы назвал традиции, привычки, моральные нормы и религию. Меняясь, генетический материал государства способствует эволюции государства.
Часто человек, как составная часть коллективного организма, не ощущает себя таковым. Он ощущает себя индивидуальной личностью, способной на независимые поступки. Хотя, в значительной мере, его поступки обусловлены им как членом коллективного организма. Различия в поступках различных людей обусловлены тем, что являясь членами коллективного организма, они являются одновременно и членами коллективных подорганизмов. Например, будучи членами коллективного организма, такого как государство, они являются также членами коллективного подорганизма, такого как армия или партия или социальная группа, класса, религиозной группы, и даже таких, радикальных подорганизмов, как преступные группировки. В силу того, что человек не способен критически отнестись к собственным поступкам, он не способен объективно оценить свои поступки как члена коллективного организма. Но, в тоже время, он прекрасно может оценить поступки членов других коллективных организмов. Так членам христианских государств кажется странными поступки членов мусульманских, индуистских или буддистских государств и наоборот. Но, человек поступает так или иначе только потому, что он является составной частью коллективного организма.
Коллективный организм принимает на себя основное давление окружающей среды, и
принимает на себя проблемы борьбы за существование. В этом, собственно говоря, отличие эволюции человека от эволюции других живых организмов. Дарвин прав, но, в отношении человека, основную нагрузку борьбы за существования принимает на себя коллективный организм. Коллективный организм, эволюционируя, движется в сторону осознания себя как организма. Это сопровождается увеличением инстинкта самосохранения, что приводит к большей заботе о составных частях коллективного организма, собственно говоря, о человеке. Эволюция же человека будет определяться не борьбой за существование, обусловленное окружающей средой, а коллективным организмом, который как бы будет отбирать те особи, которые ему будут нужны. Это будет искусственный отбор, но естественными средствами. Благоприятные условия для существования получат те особи, которые будут более успешными, а успешными будут те, кто будет более приспособлен к жизни в условиях коллективного организма. Под понятие "успешные" я не подразумеваю более богатых, как часто имеют в виду в настоящее время.
Собственно говоря, в общем плане, развитие материи можно выразить формулой, учитывая следующие положения - Материя вечна, Материя бесконечна и Материя бесконечно развивается. И формула в этом случае будет такова: Материя + бесконечность + развитие = и это будет равно, естественно, бесконечно развитой Материи. Могут возразить - не бесконечно развитой, а бесконечно развивающейся, но ведь вечность простирается не только в будущее, но и в прошлое и в прошлом вечность уже состоялась, а раз состоялась, то и произошло уже бесконечное развитие Материи. И эту бесконечно развитую Материю можно назвать по-разному - Вселенским разумом, Абсолютом и если хотите - Богом. При этом, мы можем назвать и цель развития; двигаться по направлению к этой бесконечно развитой Материи с тем, чтобы слиться с ней. Можно представить себе беспредельный океан, куда текут реки развития Материи.
Разумная материя, развиваясь, должна породить особую группу материи, о которой нам еще ничего не известно. Эту материю, я бы назвал, материей духа или информационной материей. Так же, как разумная материя является высшей формой живой материи, так и материя духа является высшей формой разумной материи. Путь к этой высшей форме идет через коллективный организм и коллективный разум, который будет являться разумом коллективной личности. Это будет эволюция коллективных организмов, прежде всего, таких как государства. И такие государства, как коммунистические государства, это одна из форм эволюционирующих государств. Но, движение эволюции будет происходить не прямолинейно, это противоречило бы принципам развития материи, уж коль развитие материи происходит по спирали, то и эволюция государств тоже будет происходить по спирали. Собственно говоря, в наше время, мы и наблюдаем, такой виток спирали. Хотя, надо заметить, что тот капитализм, который возник на развалинах коммунизма, совсем не тот капитализм, который был в начале двадцатого века, или хотя бы после второй мировой войны. Поэтому, тщетны надежды тех, которые мыслят пройти тот путь, который прошли западные государства и достичь тех же успехов в развитии экономики. Население посткоммунистических стран переживет сильнейшее разочарование, которое и будет причиной возврата к коммунизму. Или же, чтобы предотвратить сползание к коммунизму этих стран, будет проводиться ползучая постепенная, коммунизация западных государств. Я имею в виду, что будет большее внимание уделяться социальным проблемам, что и будет продвижением в сторону коммунизма или социализма. То есть, так или иначе, коммунизм неизбежен. Альтернативой этого будет социальная революция. И то и другое, и будет еще одной спиралью развития государств.
Материально техническая база, для возникновения коллективного разума и коллективной личности уже готовиться. Интернет, мобильная телефония, работы по созданию возможности руководить электронными приборами и компьютерами с помощью нервных импульсов, это все приближает возникновение коллективного разума и коллективной личности. Возможность управлять приборами с помощью нервных импульсов, создание карт нервных импульсов и перевода их в цифровую форму, это все ведет к созданию того, что мы называем телепатией. А телепатия это и есть инструмент, с помощью которого, и будет возможно объединение множества индивидуальных личностей в коллективную. Мобильная телефония, интернет, все это свяжет человечество воедино, и будет способствовать созданию коллективного разума. И, конечно же, постепенно, будут стираться грани между индивидуальным и коллективным, пока коллективные интересы не возьмут верх, и с этого момента, возникнет коллективная личность. Когда все будут знать о каждом, и каждый будет знать обо всех - это и будет коллективная личность. Когда интересы каждого станут интересами всех и наоборот - это и будет коллективная личность.
Коллективная личность сможет решать многие проблемы более эффективно, ибо не будет информационных преград, секретов, тайн, которые сейчас существуют во имя государственных, сословных либо каких-то групповых интересов. Человечество став единой личностью будет освобождено от таких явлений как эксплуатация, обман, будет способно эффективно справляться со многими планетарными проблемами, сможет рационально использовать планетарные ресурсы. Вооруженное всей планетарной экономической мощью человечество выйдет в космос не как незваный гость, а как хозяин, ибо освоение космоса будет основной задачей и целью коллективного разума планеты Земля. Собственно говоря, возникновение коллективных разумов, как форм эволюционного развития материи, объясняет тот факт, почему нет контактов с инопланетными цивилизациями. Если покорение космоса возможно лишь на уровне коллективных разумов высоких уровней, то для них человек находится на том уровне развития, как для нас амеба. Изучение возможно,
но какой тут может быть контакт!
Отличие человеческого разума и коллективного разума высшего типа, настолько велико, что человек, вероятно, столкнувшись с ним, не поймет, что он имеет дело с разумом. Я думаю, что коллективный разум высшего типа может входить в симбиоз с неживой материей в самых невероятных сочетаниях, с нашей точки зрения. В этом может проявиться закон развития по спирали с повторением предыдущих этапов, но на более высоком уровне.
Понимание смысла развития, смысла существования материального мира, эволюции его, развития социума необходимо человечеству, так как без этого мы уподобимся человеку, потерявшемуся в лесу без карты, без компаса, блуждающему без надежды выбраться оттуда. Поэтому, попытки понять кто мы, куда мы идем и зачем, облегчает наш путь в будущее. Собственно говоря, то, что я попытался сказать, и было сделано с подобной целью.
И что-то вроде эпилога. Сейчас много различных спекуляций о всевозможных грядущих катастрофах и гибели человечества - мол, динозавры вымерли, и люди тоже свободно могут вымереть! Как можно относиться к различным сказкам о конце света? Конечно, если к жизни и разуму относиться просто как к причуде природы, редчайшей комбинации различных молекул, то все может быть, в то числе и конец света! Но если к жизни относиться как к закономерному факту эволюции материи, если к жизни относиться как к особой форме материи - живой материи, то подобное кажется маловероятным, особенно с позиции того, что человек является не просто живым существом, а разумным существом, материей которая осознала саму себя, результатом эволюции живой материи и закономерной формой развития материи -разумной материей. Случайная игра природы вполне может быть уничтожена, но закономерное развитие материи уничтожить нельзя! Правда, эволюция и естественный отбор существует не только на Земле, но и во Вселенной. Естественный отбор существует как среди живой материи, так и среди разновидности живой материи разумной материи с небольшими отличиями. Если у живой материи двигателями естественного отбора является борьба за существование, то у разумной материи двигатель - объединение за выживание. Если у живой материи выживают самые агрессивные, то у разумной материи наоборот - выживают те, кто сможет объединиться и объединить усилия для выживания и распространения жизни и разума во Вселенной. И, собственно говоря, коллективная
личность это та форма, которая может осуществлять эти цели.