Шесть лет назад при областном драматическом театре открылся музей, а сколько уже побывало здесь посетителей. Теперь все, кто приходит на спектакль, прежде направляются в его холл, где расположены экспонаты музея. Для многих все это увиденное ассоциируется с их прошлым, потому что здесь можно увидеть даже программки на спектакли довоенных и послевоенных лет. Музей, посвящен юбилею театра, его 70-летию, которое отмечалось в 2004 году.
Приятное событие, как для коллектива театра, так и для его зрителей. Все, кто приходят в театр, благодарят организаторов, создавших этот музей за их работу, за то, смогли уловить и отметить настроение эпохи, тонко и выразительно воссоздать картины прошлых лет в документах, фотографиях и костюмах. Здесь, как я уже отметила, можно увидеть программки театральных спектаклей 30-40-х годов, многие из которых передала заместитель главы города Кемерова по социальным вопросам Ирина Федорова, фотографии со знаменитыми артистами шестидесятых годов. Одни из них сохранили старожилы театра, другие принесли благодарные зрители, которые любили и любят театр, храня все, что связано с ним. Обращает на себя внимание черное элегантное платье с бархатной шляпкой и вуалькой. Это платье Народной артистки Валентины Литвиновой для спектакля "Анна Каренина". У платья своя история. Оно сшито в 1981 году в Москве Вячеславом Зайцевым еще в то время, когда только он начинал свой модельный бизнес, но еще не был тем модным, прославившемся на весь мир кутюрье Зайцевым. Литвиновой он сшил десять таких платьев и костюмов. Она сама летала к нему на примерки в Москву. А когда в том же году Кемеровский областной театр драмы имени Луначарского был в Москве на гастролях со своими лучшими спектаклями, Вячеслав Зайцев специально пришел на спектакль к кемеровчанам и был приятно удивлен, что в его стиле стали работать модельеры театрального цеха. Он искренне порадовался мастерству швеи Ольги Александровны Колодиной. И вот мы сейчас беседуем с ней. Вспоминать о похвале великого мастера ей приятно:
- Когда Вячеслав Зайцев пришел на премьерный спектакль, он сразу обратил внимание на костюмы, спросил, кто их шил, а когда ответили, что наш собственный цех, он так и сказал: " Хорошая работа".
Я и сама люблю лица людей на старинных фотографиях. Они очень подробные и интересные. Если вглядеться пристальнее в эти лица, можно многое увидеть! Увидеть даже то, чего нет на самом снимке, подсказывают ассоциации. Уже одно то, как накрашены губки у артисток "под Любовь Орлову", невольно представляешь шестидесятые годы, одежду, в которой ходили наши мамы и бабушки: видишь эти неизменно кокетливые шляпки, рюшечки и воланчики, а каждая женщина того времени имела еще и "осиную талию" . Все это представляешь, когда смотришь на черно-белые музейные снимки. А что же в реальной жизни музея?
Музей - это сохранение традиций театра, сохранение нравственного фонда, накопленного поколениями. Я приятно, что зритель может увидеть портреты артистов, игравших на этой сцене еще в начале тридцатых годов. Театр начал свою жизнь в 1934 году, это же совершенно иная эпоха. И музейным работникам удалось создать портретную галерею артистов работавших и работающих на сцене драмтеатра.
Не могу не отметить, что поводом для создания музея послужило то, что в последнее время активизировалась работа театра. Все стали работать по-другому! В тетар заспешил зритель. Если раньше здесь готовили к сезону два-три премьерных спектакля, то вот уже второй год подряд - по восемь. И это достаточно серьезные спектакли, как "Шут Балакирев", "Очень простая история", "Снежная королева", собственно, их можно перечислять все, так как все они мастерски поставлены режиссерами и великолепно кемеровскими артистами. Чаще организовываются выезды в Томск с лучшими премьерными спектаклями, а в свою очередь, зрители Кузбасса увидят игру артистов Томского театра. Это своеобразный творческий отчет...
Добавлю, музей всегда в стадии формирования, он постоянно пополнятся архивными материалами. Планируется в скором времени поместить в специальные стеклянные витрины, костюмы, в которых играли легендарные артисты, чтобы следующее поколение театральных зрителей могли запросто ими любоваться. Сегодня Виктор Мирошниченко играет на сцене. Мало, кто может подумать, что он, оказывается тоже из прошлого века, что он тоже легенда...И он, и Цуканова на этой сцене уже более тридцати лет. Музейная страница для них - это своего рода дань их прекрасному, великолепному творчеству. Она едва открыта... В ней еще много незаполненных страниц.
Музей - это история, музей - эта судьбы артистов... Когда-то на Кемеровской сцене начинали свой путь великие артисты Бурков, Самойлов, Литвинова... Светин Михаил, который в эти дни отмечает 80-летний юбилей!
Зритель, который приходит в театр, встречается с ними, видит их на фотографиях в ролях, которые играли они в середине прошлого века, чувствуя атмосферу тех лет, сравнивая с днем сегодняшним. Сравнивая и радуясь тому, насколько хороша эта связь поколений, насколько удивительна она, насколько созвучна, так как у театра и у жизни одна великая сцена - жизнь!