Маликов Вячеслав Владимирович : другие произведения.

Бд-8. Мастер-класс (19 ошибок)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 4.85*6  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Мастером себя не считаю. Но взгляд со стороны ещё никому не мешал, тем более писателям.


Мастером себя не считаю. Но взгляд со стороны ещё
никому не мешал, тем более писателям.

Здесь я разберу обобщённые ошибки большинства из
нас с вами - все мы люди, все ошибаемся.

Итак.

Ошибка 1. Самоуважение.

Если вы написали своё произведение, проявите уважение
к самому себе - не стоит называть его "фигня", "чушь", поделка".
Если это и вправду "чушь" - сожгите рукопись, отформатируйте
жёсткий диск а память о нём из собственной головы систематически
выжигайте водкой/коньяком/виски. Если вы не уважаете своё
произведение, с чего вы решили что его (да и вас) кто-то будет уважать?

Возможно это от застенчивости или робости автор так характеризует
свё произведение, но у взрослых людей, с вами не знакомых,
это не вызовет одобрения. Скорее это сподвигнет читателя
пожалеть обиженного и забитого жизнью горе-писателя,
а заодно и отобъёт всякое желание читать
сей "мой скромненький никчёмненький опусик".

Ошибка 2. Возьму из головы.

Возможно вы что-то знаете, но вы не знаете очень многого,
поверьте мне. Если вы пишете про прыжки с парашютом, но никогда
не видели парашют даже издали - не стоит писать "и он дрожащими
руками дёрнул за кольцо". Вы знаете какого диаметра кольцо на
той модели парашюта, который вы описываете? А вы знаете какую
именно модель вы описываете? А вы знаете что парашюты бывают
разных моделей и конструкций?

Я не агитирую вас в ближайшие же выходные сигать с крыла
самолёта ради того, чтобы потом реально описать три предложения
в тексте. Но вы хотя бы расспросите знакомых, кто прыгал,
в Интернет зайдите, в конце-концов. Иначе читать ваши глубокомысленные
заблуждения относительно простых и реальных земных вещей
специалистам будет скучно. А они найдутся, поверьте мне.

Ошбика 3. Я уже большой!

Если вам 15-16-17 лет и вы пытаетесь описывать ощущения взрослых
людей, будьте уверены - вас скорее всего засмеют. Кто? Читатели,
у которых есть жёны, мужья и дети. Поверьте, но подглядев за
папой и мамой, вы никогда не сможете описать все их эмоции и
мысли, которыми они живут.

Я не говорю, что надо бросать писать о человеческих отношениях,
но если у вас ещё нет собственного опыта этих самых отношений, не
вводите в заблуждение читателей и сами не заблуждайтесь. Будьте
честны с собой. Откройте глаза пошире и смотрите, как кипит
взрослая жизнь вокруг вас - запоминайте, а не выдумывайте. Может
и получится реализовать это в книге.

Ошибка 4. Град обречённый.

Если вы пишете про Лондон, атакуемый ордами вампиров, не поленитесь,
откройте карту Лондона и скачайте хотя бы несколько десятков фотографий
незнакомого вам города. Иначе ваши жалкие потуги описать место,
где вы никогда не были, будут вызывать смех и жалость читателя.

Вспомните, как вы сами потешались над американскими фильмами про
русских - вы тоже хотите, чтобы ваши заокеанские читатели считали вас
недалёким дикарём, живущем в отрыве от реальности?

Ошибка 5. Любимое кафе.

Менее масштабные декорации типа кафе тоже не надо выдумывать,
если у вас мало опыта. Зайдите в любимое кафе, купите чашку кофе и
запоминайте, как выглядит обстановка. Какие обои, какие официанты, какой
вид из окна, наконец. Зарисуйте посетителей - они вам тоже
пригодятся в будущем.

Не надо мучительно выдумывать что-то, что уже существует. Думаете,
Булгаков сидел и улицы с домами выдумывал? Ему что, делать было
больше нечего?

Ошибка 6. Я его слепила...

Если вам нужен бравый космодесантник для высадки на недружественную
планету, не надо тужиться и придумывать то, что вы никогда не видели.

Большинство выдуманных героев грешат "топорными" эмоциями, "шаблонными"
словами и до боли похожи на других героев этой же книжки - это нормально для
человека, но плохо для книги. Именно такие герои не вызывают ощущения
"живости" - читатель на них реагирует знаменитой фразой Станиславского.
Какой? Правильно, "Не верю!"

Оглянитесь вокруг - папин друг, подруга соседки, бабушкин кот - они все
идеальные прототипы для ваших книг. Ибо они уже сформированные
личности, у них есть свои привычки, любимые словечки, манера ходить,
говорить, свои эмоции и реакция ЦНС на внешние раздражители.

Возьмите своего друга Кольку, приукрасьте его чуток - идеальный герой
для многотомной эпопеи. Заодно и другу будет приятно.

Ошибка 7. Придумал - напишу.

Если вы решили что-то написать, пишите! Но сперва подумайте, тщательно.
Что вы будете описывать, какой антураж, какие декорации, какие герои, какие
животные?

Прочитайте хотя бы основные положения в Интернет о том, о чём вы собираетесь
писать. Иначе вам гарантированы досадные ошибки и мучительное раскаяние
за "панд, питающихся эвкалиптом".

Леонардо да Винчи о рисовании говорил так: "Нельзя ничего нарисовать, если
художник не знает, как устроен предмет, который он рисует". То же самое и
здесь - вы не можете ничего описать, если не знаете как оно устроено. Это
будет халтура, а не произведение.

Ошибка 8. Тётенька!

Если у вас в книжке герой - мальчуган лет десяти называет 20-летнюю соседку
"девушкой", ничего, кроме смеха у читателя это не вызовет. Соизмеряйте
возраста и социальные положения ваших героев.

Порасспрашивайте знакомых разных возрастов и социального статуса,
как они называют других людей. Держите уши открытыми на улице - запоминайте,
как люди общаются.

Ошибка 9. Русский язык.

Не важно в чём вы пишете. Проверяйте свои произведения простой прогонкой
через Word или любой другой текстовый процессор, позволяющий проводить
проверку орфографии и пунктуации. Да, программы ошибаются, но они заметно
уменьшат число ваших ошибок - на порядок или даже два.

Вопрос не в том, что вас читают одни учителя литературы, а в том, что у
нормального человека, любящего читать, есть вкус к стилю и достаточные
знания родного языка. Ваша безграмотность не только покоробит читателя,
но и поможет надолго остаться о вас невысокого мнения.

Ошибка 10. Самоирония.

То, что не нужно при ознакомлении читателей с вашим произведением, вам
понадобится, когда вы получите нелестные отзывы или даже замечания от прочитавших.
Поверьте - не они одни такие плохие, что не смогли вас понять. Вы тоже допустили
кучу ошибок, ляпов, наделали откровенной халтуры, много ленились. Писать
красиво и легко - это тоже труд.

Если вас критикуют - значит читают. Большинство писателей не дождутся даже
этого. Похвалите критикующих, послушайте их. Не торопитесь отвечать им
грубостью - подумайте пару дней. Уверяю вас, если вы отбросите снобизм
и перестанете самовлюблённо смотреться в зеркало, вы найдёте в их словах
много полезного и интересного.

Ошибка 11. Бритва Оккама.

Помните, любое действие главного персонажа должно быть если не
сюжетообразующим, то хотя бы подчеркивающим его личность.
Не устраивайте сериал/дневник - он, может быть, хорош только на экране.
Любое лишнее телодвижение (промежду прочим побил кому-нибудь морду,
заехал куда-нибудь полюбоваться, поговорил "не в тему" и т.д.), 
не вписывающиеся в сюжетную линию, вызовет закономерный вопрос
со стороны читателя - "к чему это?".

Существует принцип "бритвы Оккама" - методологический принцип, в
упрощенном виде он гласит: 'Не следует множить сущее без необходимости'
(либо 'Не следует привлекать новые сущности без самой крайней на то необходимости').
Это значит, отбрасывайте всё лишнее из текста - "нагнанный" таким образом объём
текста, в школе называемый "водой", здесь не поможет - никто из читателей не
собирается ставить вам "троечку", лишь бы перевести вас в следующий класс и
избавиться от вас таким образом. Хотя последнее читатель скорее всего сделает -
перестанет вас читать.

Ошибка 12. Этот старый новый мир.

Нормальным русским людям хочется видеть в тексте нормальные русские слова.
Сия простая истина проходит мимо многих. Не надо увлекаться заимствованиями
из других языков, чтобы описать объект/явление. Обойдитесь своим, поверьте -
он достаточно хорош. Все эти шокеры, мессенджеры, странжеры и прочее оставьте
западным авторам.

Если уж без странного слова или редкого узкоспециализированного термина
ну никак не обойтись - не поленитесь добавить развёрнутое определение
незнакомого читателям слова - избегайте вербального шока.

Ошибка 13. Иван-дурак.

Если вы пишете сложные диалоги, взаимоотношения героев - а это присутствует
практически в каждой книге, подходите критически к этим моментам. Примерьте
на себя описываемые ситуации - стали бы вы так реагировать на внезапное
появление незнакомцев, на стрелу, воткнувшуются рядом в дерево, на весёлого
чужака, свалившегося неизвестно откуда? Особо внимательно стоит присмотреться
к таким моментам книги, где внезапное появление чего-либо вызывает вялую апатию
героя/героев - сомневаюсь что описаные вами он/они являются даунами - скорее
всего вы поленились реально описать переживания героев и реакцию на внешние
раздражители.

Если же вы описываете неадекватных людей, то надо смело об этом упоминать
в книге. Нормальный герой будет плакать там, где слёзно и биться там, где война.
Если он вдруг без видимой причины - которую вы поленились объяснить - начнёт
биться головой о землю или побежит брататься с врагами, которые тут же помирятся -
читатель будет думать, что его обманули.

Ошибка 14. Автор - лучший рассказчик.

Когда вы пишете своё произведение, избавьте читателя от слов "от автора". Я не про
это: "...Здесь мы и оставим наших героев и перенесёмся на тысячи километров..." - что
часто встречается в классической приключенческой литературе английских и
французских писателей, я про подобное, читаемое завывающим голосом за кадром:
"И они не знали, что тапок уже занесён над их головами и сейчас их всех кокнет!
Это была злая судьба, постигающая всех, кто был неосторожен..."

Избавьте читателя от пустопорожних дешёвых и выспренных фраз, выделенных
отдельными абзацами - будь то эпиграф, эпилог или вставки по тексту. Как правило,
таким грубым топорным образом пытаются донести основную мысль произведения.

Если у вас не получается заключить главную идею рассказа в сам рассказ, и нужно
добавлять оторванные от произведения вставки - поверьте, ваше произведение
вызовет недоумение и нездоровое подёргивание лицевых мышц у читателя.

Если ну никак не удаётся обойтись без вставки, лучше переписать свой текст с
чистого листа, перестроить его повествование, и делать это до тех пор, пока
текст не обретёт целостность.

Ошибка 15. Хорошее слово.

Есть хороший анекдот: Сын делает домашнее задание. - Мама, как пишется -
"бутыльок" или "бутылёк"? - Напиши "баночка" и ложись спать!

Если вы не знаете как пишется или используется то или иное слово, воздержитесь
от его использования. Постарайтесь узнать, как оно пишется и что означает в
словарях, онлайновых библиотеках. Не сможете найти - замените другим по
смыслу.

Иначе вы рискуете либо просто ошибиться, либо написать такую глупость,
после которой читать ваши произведения станет дурным тоном. Это особенно
касается тех, у кого после прочтения десятка тех или иных фантастических
книг голова прямо-таки забита непонятными и чудными иностранными словами.
То, как вы их поняли исходя из сюжета чужой книги - это одно. Что они значат
на самом деле - это другое.

Ошибка 16. Пойдём прямо.

Если вы пускаете героев в далёкие странствия или просто заставляеете их
побегать по паре улочек - не поленитесь, нарисуйте карту. Во-первых, это
избавит читателя от тяжёлой головной боли, когда у вас сменяются десятки
городов или улиц за пару страниц - поверьте, ваши хитрые названия никто
толком запоминать не будет, а сумятицу таким образом внести легко.
Во-вторых, вам самому будет легче ориентироваться в вами же созданом
мире - вы точно будете знать, сколько лье/миль/километров/локтей нужно
пройти герою (с учётом наличия у вас линейки и штангециркуля), и не будете
ошибаться в собственном мире.

Ошибка 17. Заметки на полях.

Когда у вас родилась идея нового произведения, запишите основную идею.
Она потом обрастёт великим смыслом, когда будет изложена уже в конечной
редакции, но сейчас - записывайте всяческие моменты, касаемые придуманного
мира или действия - всё это легко улетучится из головы, особенно если вы
пишете большое произведение или часто отвлекаетесь на дургие дела.

Ведите дневник... Лучше сказать "рабочую тетрадь/файл", куда будете заносить
имена персонажей и события, до которых вы ещё в повествовании не дошли.
Туда же записывайте диалоги и описания, которые в данный момент ярко горят
в вашей памяти - когда вы через месяц доберётесь до описываемых событий,
вам надо будет просто скопировать кусок текста в нужное место и не бояться,
что этот замечательный эпизод выветрится из вашей головы или поблекнет.

Ошибка 18. Чётко спланированный хаос.

Напишите план своего произведения. Обязательно напишите. Очень часто за
красочными диалогами и вырисоваными персонажами нет абсолютно никакой
идеи - нет стержня повествования - кто-то куда-то зачем-то ходит, что-то
говорит кому-то, и т.д. -  этим часто грешат Голливудские блокбастеры.
Попробуйте для разминки, отбросив все перипетии и диалоги, описать генеральную
канву повествования любого кассового фильма. Уверяю вас, весь смысл уложится
в два-три предложения. А это - сухой остаток идеи, "план" повествования.

Чтобы "сухой остаток" вашей книги был более весомым, напишите план перед
работой - заодно оцените интересность и оригинальность идеи, можно план на
ком-нибдуь испытать - вы сразу же увидите все огрехи и ошибки. И эти ошибки -
самые важные! Именно план - краткое содержание истории, в будущем становящейся
основой любого произведения - задаёт основную канву повествования, на которую
потом уже и нанизываются любимые персонажи и красочные баталии. Но никогда не
делайте наоборот.

Ошибка 19. Чёрным по белому.

Не лишним будет запомнить, что типографская краска, которой печатают книги -
она чёрная, а бумага - более-менее белая. Не стоит выделять что-то в тексте
ярко-розовым цветом или писать тёмно-зелёными буквами. Ваши изыски не оценят,
а процентов 99% читателей, открывших ваш раздел, закроют его тут же, и никогда
больше не вернутся к вам.


На этом пока всё. Если у кого есть что добавить в этот текст - пишите, добавим.
С уважением,

Оценка: 4.85*6  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"