- А вы знаете, что театральные костюмы изнашиваются значительно быстрее, чем обычная одежда? - спросила меня Регина Владимировна Ярлыкова - костюмер Нижегородского Драматического театра. - Актер за несколько часов проживает целую жизнь, и костюм тоже.
- Мистика?
- Да нет. Просто в театре живут интенсивнее. Иногда за время представления актер теряет до 2 килограммов веса. А есть просто кровавые спектакли. "Ромео и Джульетта", например. Вы помните, там постоянно сражаются на мечах. И хоть битва не настоящая, но меч титановый, и бьют с размаху, так что искры летят. Поэтому в антракте, когда актеры поднимаются в гримерные, кровь буквально капает из ран на ступени. Были случаи, что и на "Скорой" увозили. Так что в гримерной мы уже ждем с иголкой, ниткой, и с зеленкой, пластырем. Бинтуем, шьем, делаем уколы - заморозку... Хорошо, если по репертуару спектакль повторяется через неделю. За это время раны и синяки успевают подживать. Иначе снова бьют по живому, по тем же синим рукам... Естественно, и костюму достается.
- Я прочитала у Чапека, что если зрители смотрят, как актер играет в костюме, то костюмер видит, как костюм играет на актере.
- Все атрибуты спектакля помогают. Воссоздают атмосферу. Одни и те же актеры могут сегодня играть крестьян в "Любовь - книга золотая": лапти, сарафаны, трещетки, лихие частушки, парики из пакли... А завтра в "Настасье Филипповне" - крахмальный манжет, высокий воротничок - и вы видите лощеного аристократа... Разумеется, и жест иной, и походка. Если актриса играет в корсете, в ботиночках с высокой шнуровкой на каблучке, это дает совершенно иное ощущение. Лайковые перчатки выше локтя - видите какие тонкие? одеть можно только с водой. Шелковый платочек, кружевной зонтик, старинный веер, чепчик... Театру в следующем году исполняется двести лет, и в костюмерных хранятся подлинные антикварные вещи. Вот например, кружевная накидка - настоящая ручная работа. Подкладка, разумеется, заменена при реставрации, но инвентарный номер - видите? - еще с тех времен. 150 лет- сама история. А вот золотое шитье для генеральских мундиров. Тоже ручная работа Арзамасских златошвеек. А это душегрея купеческих времен, платье со шлейфом...
Наша работа иногда бывает чисто технической, когда выступаешь скорее, как снабженец: купить ткань, заказать туфли... Но когда сама ставишь спектакль: разрабатываешь костюмы, стиль... Это то, к чему стремится душа. Кстати, в этом году театральный сезон открывается как раз таким спектаклем. " Месяц в деревне" по Тургеневу.
Бывает, зрители аплодируют сразу же, едва открывается занавес. Актеры еще не произнесли не слова, но декорации, костюмы уже играют. Например, в "Настасье Филипповне" второй акт начинается: вся сцена в зеркалах, хрустальные люстры, полы из черного оргстекла... Сразу аплодисменты.
Есть у нас даже свои фанаты. Приезжают издалека, несмотря на то, что спектакль заканчивается в девять вечера. Ждут актеров, просят автографы. А главное пьесу знают практически наизусть. Иногда слышишь в ложе реплику прежде, чем ее произнесет актер.
- Много народу ходит в театр?
- Меньше чем хотелось бы. Конечно, у нас бывают аншлаги. На "Ромео и Джульетту", на водевили, на мюзикл "Хелло, Долли". Но часто слышишь, что люди не бывают в театре годами! По-моему, позор. Билет в наш театр не дорогой - 8, а на премьеру - 15 тысяч. Почти, как в кинотеатре. Но у нас все живьем. Осветители работают, бутафоры, одних билетеров целый отряд... Это помимо актеров. Театр - одна семья, и все работают на спектакль. Если ЧП, чего-то не нашли, потерялось в последний момент, актер выбегает: "Костюмера!" - и тут все бегут со всех ног.
В спектакле "В будущем году в то же время" костюмер вообще не отходит. Там на сцене и за кулисами переодеваются 6 раз! Меняют все от чулок до белья, а мужчины - от парика и бабочки до носок. Причем, в темноте. при свете фонарика... Существует, конечно, методика: что за чем снимать и одевать. И костюм специальный. Если все правильно застегнуто, как в обычной одежде - ни за что не успеешь. Но все равно - три костюмера на актера. А был случай играли "На всякого мудреца довольно простоты" Островского, и заболела актриса. Роль небольшая, но без нее не обойтись. И вот костюмер-одевальщица Валентина Дмитриевна Суртенко, она для всех была, как мать родная: и стирала, и шила, и воспитывала: "Шею мойте!", сыграла роль приживалки вместо заболевшей актрисы. Роль ей написали на ладошке. Она текст говорила, и все на ладошку посматривала. Очень гордилась потом, что выступала на большой сцене.
- Работа у вас не скучная.
- Смена спектакля - зачастую смена эпохи, стиля... Для Арзамасского ТЮЗа делали японские костюмы для спектакля "Муки ада" Акутагавы (режиссер П.В.Мясников). Здорово пришлось поработать. Самурайские костюмы, парадный костюм императора, дамы в кимоно, деревянная обувь скамеечками... Очень красивый спектакль получился. Веера, парики с цветами, яркие шелковые рубахи, штаны "хакамы"... Такой работой гордишься.
- А на День города, когда князь Пожарский на коне будет выезжать, костюмы тоже вы готовите?
- Конечно. Наши же актеры. При той зарплате, которую они имеют в театре, никаким приработком нельзя пренебрегать. Костюм князя: расшитый кафтан с длинными рукавами, рубаха, штаны, кушак, сапоги на высоком - 4 см - каблуке. У нас сохранилось 2-3 настоящих княжеских костюма. Из гобеленовой бархатной ткани с высоким стоячим воротником... Иногда еще добавляют кольчугу.
- Она тяжелая?
- Настоящая - до 16 кг.
- Последний вопрос. Если не секрет, какая в театре зарплата?
- О! От 110 тысяч. Костюмер по пятому разряду со всеми надбавками чистыми на руки получает 170. А самые именитые актеры - до 700. При наличии семьи и детей. И тем не менее, многие работают десятилетиями. Я - двадцать один год, но по сравнению с другими - это не много.
- "Весь мир театр, и люди в нем актеры." Шоу должно продолжаться, несмотря ни на что. Так?
- Да. Мы все вместе делаем спектакль. И по ту, и по эту сторону рампы. Мыслями, душой, мы все с актерами. И актер на сцене показывает то, что можем мы все вместе.
1998 год
100 тысяч дореформенных рублей это примерно на уровне заработка бомжа, собирающего вторсырье.