Был он в "Петербургских тайнах" трагиком и комиком,
По сравненью с этим фильмом - ерунда "Джим" с "Томиком".
~**~
Киноартистом стал наш Фёдор,
В кино артистом он играл... "ФедориадоГаврилиада"
В романе Стивенсона повествование ведётся от лица Джима Хокинса ,его глазами видим мы и пиратов , и стремительную"Эспаньолу" и остров со сказочными сокровищами. В связи с этим , совершенно ясно, что Джим является ключевой фигурой всего повествования. У кино другие законы и иные изобразительные средства,что позволяет авторам обойтись без всё замечающих глаз вездесущего подростка,заменив его взгляд на окружающий мир стеклянным глазом кинокамеры. Это ,отчасти, вынужденный ход - если показать приключения Джима Хокинса через восприятие московского третьеклассника Феди Стукова,то вместо "Острова Сокровищ"(1982) получатся "Фантазии Веснухина"(1977).
Неоднократно приходилось встречать в рецензиях (в том числе и на телесериал реж. Воробьёва "Остров сокровищ") давно знакомую характеристику: "семейный фильм".Характеристика непробиваемая и одновременно сомнительная, как незабвенный советский Знак качества.
Навешивание штампованных ярлыков вроде "жизненный" или "семейный фильм", по-видимому, по замыслу самих "расклейщиков" должно сразу же расслаблять, умилять и скупать оптом зрительскую аудиторию.Как нам представляется, употребляя это сладкое слово "семейный", такие семейные адвокаты подразумевают под ним не что иное ,как аналог таблички "Проверено - мин нет"и ничего более.То соображение, что "семейный"фильм должен быть интересен всей семье,в их головы ,вероятно, не приходит.В данном случае, они уподобляются в развитии 8-9-летним пацанам,которые впервые в жизни с любопытством наблюдают за похождениями "прикольного", похожего на пухлую рыжую девчонку Джима.
Здесь можно также привести известное "корней-чуковское"изречение - "для детей нужно писать( в данном контексте - снимать) также , как и для взрослых, только лучше"(откуда, вероятно, следует ,что для взрослых нужно писать также,как и для детей - только хуже).Корней Чуковский украл текст у Станиславского и сделал ему( тексту,разумеется ) ритуальное "обрезание". Подозреваю, что самый хитрый Корней**,каких когда-либо производила человеческая порода,на самом деле шутил - тем не менее советские литкритики уверили читателей,что это серьёзнейшая и глубочайшая мысль.((** ПРИМЕЧАНИЕ:Почему Корней хитрый ? - Обратите внимание на его сказку "Тараканище" - чем не предсказание правления Сталина и его конца от ВОРОБЬЯ:взял и клюнул ТАРАКАНА - вот и нету великана - и КОРНЕЮ,как и ВОРОБЬЮ , всё это сошло с рук !)) В оригинале сентенция К.С. Станиславского звучит так: - Для детей нужно ИГРАТЬ также, как и для взрослых ,только гораздо лучше,тоньше, культурнее и совершеннее( тоже можно усмотреть перебор - вместо этих высокопарных эпитетов подошло бы простое :чище,светлее и занимательнее.)А ещё можно сказать,что фильмы нужно снимать такие, которые бы с интересом и удовольствием смотрели и взрослые и дети.Таких картин не так много,но зато они навсегда вошли в число лучших кинолент для детей.
По поводу того что, где ,когда и с каким интересом смотрят взрослые и дети , припоминается,кстати, одна актёрская байка-быль о новогодних детских представлениях( билеты на которые распространялись,в основном, на предприятиях) Первый спектакль почему-то всегда назначался на 1 января, часов на 9 утра... И вот, на одном из таких действ сидят в первом ряду отец с маленьким мальчиком . Отец постоянно клюёт носом и засыпает ,мальчик же тормошит его и периодически спрашивает о том ,кто это там, на сцене? А на сцене обычное новогоднее представление :волк, лиса, и даже один персонаж,именуемый в программке ,как Старый Заяц (его играл крупный, очень представительный,уже в возрасте актёр с прикреплёнными к голове большими свисающими ушами) И вот мальчик интересуется "Папа, а ко это?" Отец с трудом поднимает голову: -Это лисичка.- А это кто? -Волк. Наконец, доходит очередь до Старого Зайца: Папа,папа кто это? Мужичок поднимает голову, долго смотрит на "зайца"и вдруг изрекает(громко): - Это ГОРНЫЙ КОЗЁЛ.
Представление,конечно, оказалось на грани срыва :до самого занавеса актёров постоянно душил смех.
Если авторы сериала "Остров сокровищ"решили, что играть и снимать можно так,чтобы фильм занимал ( и то,с определённой натяжкой)лишь младших школьников, то следовало ввести возрастные ограничения :" Детям старше 9 лет - запрещается".
Поэтому, когда начинают клеить ярлык "семейный фильм" возникает подозрение, что за этим в действительности скрывается попросту бездарная и ограниченная халтура.
Но вернёмся к нашей "Ключевой фигуре" - киноартисту ФЕДЕ. На "Федю" замыкаются все сюжетные линии, поэтому,верно решив проблему этого центрального персонажа, режиссёр правильно решил бы и многие творческие проблемы картины.Что же вышло у постановщика Воробьёва в реальности? То,что и должно было получиться,когда за приключенческий фильм берётся специалист по мюзиклам. Однако следует заметить, что,несмотря на "музыкальную специализацию " режиссёра, в фильме , тем не менее ,нет ничего похожего на качественную музыку.В музыкальном плане все 3 серии , вместе взятые, не стоят одной "Песни о бедном Томе" ,которая звучит в "Острове сокровищ" 1972г. Далее : одной ключевой " лёгкой фигурой" умудрились нанести тяжёлые увечья ,как минимум, двум фильмам(отношу сюда же и говорухинского "Тома Сойера").
Начинал Федя Стуков с женской роли в фильме ' Родня ', надо было ему и дальше " специализироваться" в этом направлении - вышла бы российская Верка Сердючка ( или Стукачка) . Его даже сейчас( в отличие от артиста Данилко) особо гримировать не надо - немного силикона добавить ,и только.
Чтобы понять, каким образом эта,безусловно, артистически одарённая личность оказалась исполнителем ролей Тома Сойера и Джима Хокинса, надо " громко включать" воображение.
О Томасе Сойере-Стукове: я,например,не могу представить себе
рыжего, 9лет от роду - предводителя мальчишеских ватаг.
Вот даже Пеппи Длинный чулок (из фильма 1984г.) - и та - не рыжая,да и лет ей не 9. Видимо,сработало подсознательное чутьё у авторов фильма.Кстати,эта юная актриса,думаю,сыграла бы Тома намного убедительнее.
10-летний Джим из "Острова сокровищ" - это вообще последний вздох соцреализма. Восторженным зрителям,наверное,стоит напомнить,что юнга на парусном флоте - непосильная служба не только для московского третьеклассника.Допускаю,что для многих людей - это первая встреча с экранизацией романа Стивенсона,а первая встреча - первая любовь.Человеку прочитавшему книгу ,тем более видевшему неплохую экранизацию 1972г.,остаётся лишь воскликнуть вслед за тем же Станиславским "не верю "! Такой фильм могли снять ,скажем, в 50-х гг. в худших традициях соцреализма ( или в наши дни - в лучших традициях "постсоциалистического реализма"-
- ПОЦРЕАЛИЗМА, заполонившего наши экраны.) Представьте себе отечественный "блокбастер" о юном герое,который ,уподобившись нашему малолетнему Хокинсу,угоняет у Отто Скорцени самолёт с диктатором Муссолини (по ходу,правда ,пришлось застрелить одного матёрого диверсанта). "Разведчик" Кадочников,как вы понимаете, отдыхает.
Надо сказать,что я здесь не выступаю "против" рыжих,даже если им,как в нашем тяжёлом случае по 9 лет и,к тому же, природа наградила
"бабьим" обликом.Просто нужно играть "своё".
Вообще же, в дальнейшем развитии 'красные блондины' ,по моим наблюдениям, отличаются большой предприимчивостью и твёрдым характером.Так,что,уверен, Федя Стуков пробьётся и , куда надо,"достучится".Ему бы в театр "Кабуки" - вот это было бы "землетрясение" в Японии.
Не исключаю также ,что ему ещё предстоит снять свой "ОСТРОВ" и стать обладателем сокровищ (вроде Оскара).