Аннотация: Прибыл Солнцем коронованный Август Юлиан.
Что за шум? Звеня подковами, из далеких стран
Прибыл Солнцем коронованный Август Юлиан.
Колесницы серпоносные фланги берегут,
Легионы броненосные перед ним идут.
Звон в ушах от ржанья конского, топота солдат,
Так встречали Македонского лет семьсот назад.
И навстречу императору, посвященный в сан,
Вышел в роли медиатора рабби Йоханан.
-- Здравствуй, Римское Величество! -- И тебе привет!
-- Неужели Храм поднимется после стольких лет?
Лишь одна проблема скверная портит благодать --
Мы не можем от неверного помощь принимать.
-- Не считай меня за гоблина, дорогой мой брат, --
Так промолвил приготовленный Цезарь-Апостат.
-- До последнего кирпичика возродите Храм --
И от кесаря-язычника будет помощь вам!
Хоть цари твои великие верили в Закон,
Но ведь принял от Финикии помощь Соломон?!
Топоры хирамских плотников и богатства недр,
И других ее работников, и ливанский кедр.
Так и Римская империя под моим крылом
Возродит твои мистерии, твой Священный Дом! --
Улыбнулся небу звездному Август Юлиан
И повел когорты грозные на самаритян.
"Кто из Града нынче выехал? Новый римский Кир?
Демон в образе Мошиаха, разломавший мир?"
За ушедшим войском сказочный мчался ураган,
Вслед ему смотрел загадочно рабби Йоханан...
======================
======================
1) Стихотворение написано в старом хеттском размере.
2) "...Так встречали Македонского..." -- "Когда он [первосвященник] узнал, что царь недалеко от города, он пошел ему навстречу к местности, носящей название Сафа, вместе со своими священниками и толпою горожан, чтобы сделать встречу царя как можно торжественнее и отличною от встреч, оказанных царю другими народами; имя Сафа в переводе значит "вышка", ибо оттуда возможно обозреть весь Иерусалим и тамошний храм.
Между тем финикийцы и следовавшие [за Александром] хуфейцы полагали, что наверное гнев царя падет на иудеев и он решит предать город разграблению, а первосвященника со всею семьею гибели. Однако на деле вышло совсем не то: Александр еще издали заметил толпу в белых одеждах и во главе ее священников в одеяниях из виссона, первосвященника же в гиацинтового цвета и золотом затканной ризе с чалмою на голове и золотой на ней дощечкой, где было выгравировано имя Господне, и потому один выступил вперед, преклонился пред именем Божиим и первый приветствовал первосвященника. Когда же иудеи единогласно громко приветствовали Александра и обступили его, цари сирийские и все прочие были поражены поведением его..." (Иосиф Флавий, "Иудейские древности" , книга 11, глава 8:5.)
3) Рабби Йоханан - собирательный образ первосвященников и других руководителей еврейских общин, с которыми Юлиан вел обширную переписку.
4) В переписке с первосвященником Гилелем император называет его "мой брат Юлиус".
5) "...Но ведь принял от Финикии..." -- "И послал Хирам к Соломону сказать: я выслушал то, за чем ты посылал ко мне, и исполню все желание твое о деревах кедровых и деревах кипарисовых; рабы мои свезут их с Ливана к морю, и я плотами доставлю их морем к месту, которое ты назначишь мне, и там сложу их, и ты возьмешь; но и ты исполни мое желание, чтобы доставлять хлеб для моего дома. И давал Хирам Соломону дерева кедровые и дерева кипарисовые, вполне по его желанию". (Книга Царств, 5:8-10.)
6) "...Улыбнулся небу звездному..." -- "Все присутствовашие плакали, и Юлиан властным тоном порицал их даже в такой час, говоря им, что не достойно оплакивать государя, приобщенного уже к небу и звездам..." (Аммиан Марцеллин, "Римская история", книга XXV, глава 4:22.)
7) "...Новый римский Кир..." -- "В первый год правления Кира (т. е. в семидесятый со дня выселения нашего народа из родины в Вавилон) Господь Бог сжалился над пленом и страданием тех несчастных, сообразно тому, как он накануне разрушения города [Иерусалима] предсказал им через Иеремию-пророка, а именно, что после семидесятилетнего рабства Навуходоносору и его потомкам он вернет их назад на родину, а они отстроят храм и будут наслаждаться прежним благополучием. И вот Господь теперь даровал им все это, внушив Киру написать и разослать по всей Азии следующее воззвание: "Так говорит царь Кир: после того, как всемогущий Бог даровал мне царствование над всей землей, я убедился, что он то же самое Божество, которому поклоняется народ израильтян. Он устами пророков предвещал имя мое и объявил, что я отстрою храм Его в Иерусалиме в стране Иудейской". (Иосиф Флавий, "Иудейские древности" , книга 11, глава 1:1.)