Маасе Меркаба : другие произведения.

2 Бытие Небытия

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками

  "Знай, что прежде, чем были созданы создания и сотворены творения, простой высший свет наполнял всю реальность." (с)
  
  Так нам уверенно заявляет Ицхак Лурия Ашкенази (1534-1572), каббалист из города Цфат (Сафед) по прозвищу Ари (Лев).
  
  Чуть раньше времени жизни Ари город Цфат был заселен евреями репатриантами, спасавшимися от испанской инквизиции. Именно среди них оказалось особенно много каббалистов, усвоивших учение мятежного раввина Абулафии и умеренного каббалиста Моше Де Лиона, опубликовавшего текст книги Зоар. А те, в свою очередь, находились под влиянием еще более ранних традиций, основанных на книге "Бахир" - вдохновенном творчестве каббалистов юга Франции, связанных с христианскими еретиками-катарами.
  
  "И не было никакого свободного места в виде пустого воздуха и пространства, а все было заполнено бесконечным простым светом, и не было в нем ни начала, ни конца, а все было единым, простым, полностью однородным светом, и он называется светом бесконечности" (с)
  
  Древние ученые были не менее любопытны и наблюдательны, чем современные. Они не имели сложных приборов, усиливающих восприятие наших органов чувств. Их приборами были собственные тела. И поразительно, как много сведений они могли извлечь из простых наблюдений за собой.
  
  У древних не было никакого сомнения в реальности Небытия. Современные верующие Небытие как бы игнорируют, увлекшись идеей загробной жизни. А каббалисты сразу определили Небытие как единственный источник всего сущего мира. В древе Сфирот Небытию соответствует первая Сфира - Кетер (корона), которую иначе называют Эйн Соф - "беспредельное ничто". Параллельный перевод того же понятия - "бесконечность".
  
  Отрицать Небытие невозможно, поскольку каждый человек периодически в него погружается, засыпая, или при потере сознания. Небытие предельно близко к Бытию любого существа.
  
  Однако, Небытие не фатально и легко оборачивается в Бытие. В состоянии полудремы человек часто засыпает и просыпается - то исчезая, то возникая опять как сущий. Возможно, один из древних каббалистов именно так открыл, что момент пробуждения напоминает сжатие, сокращение, судорогу Небытия. Сокращение на иврите называется "цимцум".
  
  Поэтому древним ученым не составило большого труда догадаться: Бытие автоматически возникает после отделения какой-то части от абсолютной полноты Небытия.
  
  "И тогда появилось у Него простое желание сотворить миры и создать создания, раскрыв этим совершенство своих деяний, имен и наименований, что и явилось причиной сотворения миров." (с)
  
  Это предложение состоит из двух частей. Часть первая:
  
  "И тогда появилось у него простое желание..." (с)
  
  Вначале возникло просто желание, эгоизм, самая изначальная и первобытная мысль о самом себе, от которой нейтральный свет бесконечного Небытия судорожно сжался в точку, пытаясь овладеть неуловимым собственным "я".
  
  "И тогда сократил Бесконечный себя в точке центральной своей, в самом ее центре, сократил этот свет и удалился в стороны вокруг центральной точки." (с)
  
  От чудовищного сжатия точка сделалась раскаленной и ослепительно засверкала, как мифический камень Грааль. И блеск новорожденного Грааля отразился, словно в воде, в сиянии прежнего света Небытия, который оказался темнее сверх ярких лучей Грааля.
  
  "И тогда появилось у него простое желание сотворить миры и создать создания, раскрыв этим совершенство своих деяний, имен и наименований, что и явилось причиной сотворения миров." (с)
  
  Современные каббалисты учат: замысел Творца - насладить Творения. Древние каббалисты считали замыслом Творца - самопознание. Имена - лишь ипостаси, парцуфим, разные уровни существования Творца. И это не моя выдумка. Просто у древних не было понятия "самосознание", его заменяло слово "имя" - факт, наиболее известный египтологам.
  
  Где находится человек, растворившийся в Небытие? Похоже, что везде. Потому что самосознание это двойственность - вот "я", а вот - все что "не я". А сливаясь со всем "не я" в единое целое, человек теряет самосознание, возвращается в Эйн Соф - бесконечное ничто. В Каббале "цимцум" Небытия изображают точкой внутри окружности. Нам уже известно, как его описывают:
  
  "И тогда сократил Бесконечный себя в точке центральной своей, в самом ее центре, сократил этот свет и удалился в стороны вокруг центральной точки." (с)
  
  Судорога Небытия разделила Небытие на Точку и Круг. Точку внутри круга каббалисты назвали сефира Хохма, "мудрость" (другие названия - точка, начало). А окружность вокруг этой точки каббалисты назвали сефира Бина, "понимание", то есть все, что требует постижения (другие названия - круг, дворец, чрево).
  
  Энергия Творения, засверкавшая во все стороны от мельчайшей Точки первожелания, в Каббале называется "Свет Мудрости", на иврите "Ор Хохма". Сфира Хохма оказалась сверкающим проектором внутри дворца Бины - оплодотворяющего чрева, породившего мир. Поэтому состояние "Хохма - Бина" называется в Каббале миром Ацилут (эманации, лучеиспускания).
  
  Дуализм современных каббалистов не позволяет им отождествлять с Творцом Хохму и Бину одновременно. Каббалисты, мыслящие дуально, полагают, что нижний предел сущности Творца как бы остался в Хохма (в виде света Ор Хохма). А Бина - это уже прообраз творения, кардинального противоположного Творцу.
  
  Хотя у древних авторов недвусмысленно говорится, что Бесконечный "сократил Себя" в "центральной точке "Своей" причем лишь как "простой свет" и "удалился в стороны" от Себя же. То есть на уровне мира Ацилут Творец в равной степени - и Хохма и Бина.
  
  "И тогда сократил Бесконечный себя в точке центральной своей, в самом ее центре, сократил этот свет (те есть простой свет бесконечности) и удалился в стороны вокруг центральной точки." (с)
  
  Наш привычный физический мир имеет непреложное свойство - при делении любой объект становится меньше, а его части не тождественны изначальному объекту. Следовательно, по мнению дуалистов, Эйн Соф, разделившись на точку и круг, тоже как бы "уменьшается вдвое" с превращением в два разных объекта. Но на самом деле правило тождества не действует даже в мире квантовой физики.
  
  В мифологии древних египтян тоже издревле нарушался принцип тождества. Хор, сын Осириса, был параллельно живущим Осирисом, а после смерти превращался не в какого-то другого Осириса, а в собственного отца. Египтяне считали, что Бог всегда порождает того же самого Бога, а не другого или "уменьшенного".
  
  Таким образом, в мире Ацилут (лучеиспускания) сам Творец возникает из Небытия как Сущий лишь потому, что Самосознание Творца (Бина, круг, дворец, чрево) отделилось от Энергии Творца (Хохма, точка, начало). Физиологически это можно сравнить с первым мгновением после пробуждения человека.
  
  Есть известная притча про ученика каббалиста Дов Вер из Межирича (1704[?]-1772) известного как Маггид (Проповедник) из Межирича. Он стал преемником Бешта и основал институт ребе - харизматических лидеров независимых хасидских общин.
  
  Ребе Аарон из Карлина часто навещал своего наставника, Маггида из Межирича. Когда он вернулся домой после одного из таких визитов, к нему пришли приятели-хасиды и стали засыпать его вопросами.
  - Расскажи нам, чему ты научился! - выпытывали они. - Расскажи, что узнал!
  Когда они наконец замолчали, ребе ответил:
  - Что я узнал? Ничто
  Усомнившись в том, что они правильно поняли Аарона, приятели переспросили:
  - Что-что ты узнал от Маггида.
  Помолчав, ребе повторил:
  - Ничто.
  Уверенные, что ребе Аарон намеренно скрывает от них какое-то великое учение, его друзья спросили саркастически:
  - Ага, ты то и дело мотаешься в Межирич к учителю, и что ты узнал в результате? Ничто?
  - Именно, - ответил ребе, - мне стало доподлинно известно, что я - ничто.
  
  На иврите "я" - "ани", а "ничто" - "эйн". Кроме того, "эйн" - одно из каббалистических Имен Бога, которое, например, употребляется в сочетании Эйн Соф - "Беспредельное Ничто". Каббалисты обратили внимание на то, что слова ани и эйн складываются из одних и тех же еврейских букв: алеф, нун и иод. Считается, что между словами, состоящими из одинаковых букв, существует некое глубинное тождество. Слова ани и эйн - "я" и "ничто" - отличаются только порядком букв. Когда йод стоит на конце, получаем слово "я". Когда йод стоит в середине, получаем слово "ничто".
  
  Одно из каббалистических толкований буквы иод - йада, то есть "сознание". Когда сознание обращено наружу, возникает "я". Когда сознание обращено внутрь, проявляется "ничто".
  
  "И остались: свободное место, воздух и пустое пространство вокруг центральной точки именно. И это сокращение было равномерным вокруг этой пустой центральной точки, так, что место этого пространства было круглым со всех сторон, равномерным полностью, а не в виде прямоугольников с выступающими углами, т.к. и Бесконечность сократила себя в виде круга, равномерно со всех сторон. А причина в том, что поскольку свет Бесконечности полностью равномерный, обязан он и сокращение сделать равномерным со всех сторон, а не чтобы сократить себя с одной стороны больше, чем с остальных сторон. Как известно из геометрии, нет более равномерной фигуры, чем окружность, ведь в прямоугольнике есть выступающие углы, как и в треугольнике, и в других фигурах. А потому обязано быть сокращение Бесконечности в виде круга." (с)
  
  Мои современники лишь снисходительно кивнут Ари в ответ на его простодушное изложение основ геометрии. Хотя каббалист всего-навсего объяснил, откуда взялось слово "Сфира" в понятии "Древо Сфирот". "Сфира" означает именно сфера, а не что-нибудь другое. И в результате Каббала нашего ума обогащается более точным символом - "Древо Сфер".
  
  "И вот, после сокращения, когда осталось место пространства и свободный и пустой воздух точно в центре света Бесконечности, этим появилось место, в котором могли существовать нээцалим, нивраим, ецурим и наассим создания, творения." (с)
  
  Можно сказать, что мы уже получили три алхимические стихии, из которых состоит мир любого сознания - внутренний Огонь, распространяющийся от Грааля в виде света Ор Хохма, зеркальную поверхность Воды вокруг Грааля в виде Бины и Воздух, напоминающий "пузырь" между ними... Но где же Земля?
  
  А теперь, внимание. Далее возникает простая до смешного, но почему-то тщательно скрываемая со времен Пифагора картина.
  
  Оказывается, согласно мистике Каббалы свет жажды самопознания Ор Хохма, отразившись от зеркальной поверхности воды Сфиры Бина, устремляется обратно к Граалю. Отраженный от Бины свет Ор Хохма каббалисты называют - Ор Хасидим.
  
  "Тогда протянулся из света Бесконечности кав (луч) один прямой из круглого света его, сверху-вниз, опустился и спустился внутрь этого пространства. Вершина луча исходит из самой Бесконечности и касается ее, однако конец луча внизу, в конце его, не касается света Бесконечности." (с)
  
  Не касается, потому что в конце пути, непосредственно перед воссоединением с Граалем, луч света Ор Хасидим поглощает Шхина.
  
  Известно, что Пифагор тоже считал источником существования мира внутренний огонь. Но именно внутренний огонь, а не Солнце, которое вращалось вокруг Земли почему-то в качестве зеркала. Эта необъяснимая сложность учения Пифагора сбивала с толку историков, которые пытались увидеть в нем обычную астрономию, наподобие системы Коперника или Птолемея. Хотя Пифагор имел ввиду не орбиты планет, а сферы человеческого восприятия.
  
  Поэтому каббалисты считают Пифагора учеником еврейских мудрецов, с которыми он якобы познакомился во время путешествия в Египет. Нисколько не возражаю, лишь при одном уточнении. Во времена Пифагора "еврейскими мудрецами" были все жрецы, преуспевшие в постижении тайн самосознания, а не представители одного народа.
  
  Между сверкающим Граалем и поверхностью зеркала Бины каббалисты расположили Зеир Анпин - облака и туман. Они как бы маскируют возвращающийся от Бины свет в собственное, более слабое свечение. Свет Ор Хохма, отразившись от Бины, облачается для освещения внутреннего мира в свет Ор Хасидим. Пройдя через рассеивающий занавес (махсом) Сфиры Гебура, свет Ор Хасидим наполняет Сфиру Тиферет.
  
  Сфира Тиферет - вероятно наивысший уровень самосознания. Другие названия Тиферет - Благословенный Святой, Яков, Небеса, Солнце и Царь. Систему Хесед - Гебура - Тиферет каббалисты называют Брия (мир творения).
  
  "И по лучу протянулся и спустился свет Бесконечности вниз. И в том пространстве Породил, Сотворил, Создал, Сделал все эти миры."
  
  Породил - мир Ацилут (эманация), Сотворил - мир Брия (творение), Создал - мир Ецира (формы), Сделал - мир Асия (действия).
  
  Отраженный от Бины свет, продолжающий падать вниз и меняющий ипостаси (парцуфим), пройдя через занавесы Заир Анпин (Облака и Туман) наконец упирается в самую нижнюю сфиру под названием Шхина, будто в глухую стену.
  
  Другие каббалистические названия Шхины - Малькут (царство), Собрание Израиля, Земля, Луна, Царица, Яблоневый сад, Радуга.
  
  По сути Шхина и означает алхимическую стихию Земли - окончательное восприятие самосознанием существа один раз отраженного и несколько раз преобразованного первичного света Грааля.
  
   "До этих четырех миров была Бесконечность. Он един и имя Его едино в единстве чудесном и столь высоком своем, что даже у ангелов, близких к Нему, нет сил постигнуть Его Бесконечность, и не создано разума, способного постичь Его, т.к. нет в Нем места, нет границ, нет имени."
  
  "Я" не может постичь "не я", поскольку для самого их существования заведомо требуется разделение.
  
  Согласно этой модели восприятия первопричина нашего Бытия находится как бы внутри самосознания в виде сверх сжатой и сверх ослепительной Точки, которую катары называли Грааль. Причем эта Точка как бы окружена скорлупой Шхины, пропускающей свет желания только наружу.
  
  Самое удивительное в том, что современные ученые уже почти открыли ее, эту Точку - в качестве единого и бесконечного источника физической энергии любого вида, происходящей из уровня существования за пределами атомного ядра. В этой Точке, которую даосы называли "великая пустота", лежащей за пределами самого свойства делимости, уже не существует отдельных объектов, отчего расстояния и времени в ней тоже нет. Космические масштабы и миллиарды лет реальны лишь относительно нашего мира, а не внутри этой Точки. Поэтому даже звезды и галактики, которые были, есть, или только будут существовать, корнями сложены внутри любого из наших атомов воедино.
  
  Наше восприятие - как глаз Грааля, которым Грааль смотрит на свое отражение в зеркале Бины. И стремясь к ней поближе сквозь облака и туман Зеир Анпин, наш Грааль, вероятно, стремится постичь лишь Самого Себя.
  
  Слово глаз на иврите звучит как "айн". Поневоле поверишь, что древние языки, возможно не один иврит, сохранили первобытную ясность мышления. Глаз Небытия - это наше Самосознание.
  
  А теперь вспомним цитату из сочинения Бааль Сулама:
  
  "Первую часть, называемую "тайны Торы", запрещено раскрывать иначе как намеком из уст мудреца-каббалиста тому, кто понимает сам, своим разумом. И "Маасэ-Меркава" ("Действие Созидания"), и "Маасэ-Берешит" ("Первичное действие") также относятся к этой части. И мудрецы Зоара называют эту часть именем "три первые сфиры" - "кетер, хохма, бина". И именуется также "головой парцуфа"" (с) Талмуд Десяти Сфирот, Предисловие.
  
  Надеюсь, теперь ясно в чем секрет. Источник существования реальности находится в каждом из нас.
  
  Энергичный популяризатор Каббалы по имени Михаэль Лайтман, надеясь понадежней скрыть тайну главы парцуфа "кетер, хохма, бина", добавил к стиху каббалиста Ицхака Лурии фальшивое окончание и опубликовал исправленный стих в русской версии учебника "Каббала для начинающих". Причем, эта добавка отсутствовала в еврейской, испанской и английской версиях. В итоге Михаэль Лайтман лишь привлек дополнительное внимание к тайне.
  
  Вот как заканчивается стих Ари в русской редакции книги Лайтмана:
  
  "И лучом спустился свет к мирам, в черном пространстве, пустом, находящимся. И круг каждый от каждого мира, и близкие к свету - важны, пока не находим мир материи наш в точке центральной, внутри всех окружностей, в центре зияющей пустоты. И так удален от бесконечного - далее всех миров, и потому, материально так окончательно низок - ведь внутри окружностей всех находится он - в самом центре зияющей пустоты." (с)
  
  Более того - чертежи книги "Каббала для начинающих" изображали сфиру Хохма как внешний круг, наиболее удаленный от Шхины. Очевидно, так создавалось впечатление, будто источник существования реальности находится бесконечно далеко.
  
  Открываем книгу Зоар, часть Брейшит. Читаем с первой страницы:
  
  "В начале волеизъявления Царя сформировал в свете высшем искру тяжести, (вариант перевода "буцина" - "свеча") и вышла изнутри закрытого закрытости из тайны Бесконечного форма заготовки ("гулма" - от слова Голем), воткнулась в круг ("выдолбленный", освобождённый от света - Сулам)..." (с)
  
  "Закрытый внутри закрытости от тайны Бесконечного расколол и не расколол (расколотое - женское, не расколотое - мужское - Сулам), воздух Его (т.е., Дух Его - Сулам) не был узнан вообще, до того как из-за удара ("дхико", вариант перевода: "стеснённость") расколотости засветилась точка одна закрытая, высшая. [То, что] после точки той не узнано вообще, и из-за этого называется "началом"..." (с)
  
  "Сияние (Зоар) закрытого [всех] закрытостей - ударил воздух его (этого сияния) и засветил в этой точке, и тогда распространилось это "начало" и сделало себе зал (hейхала) для почёта и восхваления, там посеял семя святости для рождения пользы мира, и тайна эта (Йешайа, 6): "Семя святости установило её"..." (с)
  
  "И когда установились точка и зал, как одно, тогда "в начале" (брейшит) заключил начало высшее в мудрости (бе-хохмета). Потом изменился оттенок того зала и назвался "домом" (байт), точка высшая назвалась "головой" (рош)." (с)
  
  Таким образом, на самом деле сфира Хохма (глава парцуфа) должна располагаться в центре "окружностей всех", там же где Шхина.

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"