Володя Злобин
Торчмякс
А вот и тринадцатый, удовлетворённо заключил сухонький усатый мужчина в очках.
Бригада ух работает до двух! как обычно отшутился Никитин.
Комната оказалась тринадцатиугольной. Очищенная от мебели, с поклеенными уже обоями и натянутым потолком, в голости своей она перестала быть прямоугольной. Стены её избавились от прямых линий, и то у балконной двери, то под подоконником выступили незаметные прежде углы.
Откуда здесь тринадцать? удивлённо спросил Иван, самый молодой из рабочих.
Так дом-то когда строили? фыркнул Никитин. В полста седьмом году. Зэка шабашили. А рабский труд качественным не бывает.
Ну пирамиды же стоят, пожал плечами Иван.
Позвольте не согласиться, протерев очки, вмешался усатый, пирамиды по крайней мере те, что в Гизе строили не рабы, а рабочие. Да и рабский труд может быть качественным вспомним древнегреческих педагогов.
Иван в который раз подивился начитанности Андрея Петровича. Когда парня пристраивали отделочником, он побаивался, что добывать нехитрые студенческие деньги придётся в компании алкоголиков. Слушать за жизнь, хохотать над наеборотами. На деле он попал во вполне цивильную бригаду, где даже Никитин, типичный балагур и весельчак, мог блеснуть чем-нибудь эдаким. А уж Андрей Петрович... того хоть сейчас за кафедру. Даже спецовку он носил с достоинством костюма, а сухость его была сухостью архива.
Если сегодня закончим, напомнил Андрей Петрович, тогда в выходные расчёт.
Да тут остались одни плинтуса, заметил Иван.
Никитин отбил на животе несогласную дробь:
Сейчас начнём пристреливать, и плинтуса поведёт. Тринадцать углов...! А потом шманец наводить. Твоя, кстати, задача. Так что давай, Овечкин, маркёр.
Лет до двадцати Иван только и делал, что благодарил небеса за существование знаменитого хоккеиста. Без него парень был бы непрерывно осмеян от школы до армии, а так ничего, выходило даже почётно. Тем более у таких широких грузных мужчин как Никитин.
Иван, ну где там? поторопил Андрей Петрович.
Парень спохватился и стал рыться на самодельном верстаке. Тот стоял в центре комнаты, и на нём, как на алтаре, было сгружено великое множество строительных даров.
Вот маркёр, сказал Иван, протягивая обычный мелок.
Никитин выражался с особинкой. Мел или фломастер у него всегда были маркёром с такой отчётливой 'ё'. Если требовалось опустить отделочник говорил 'майна', поднять 'вира'. Если нужно было взять что-нибудь и перенести, Никитин выдавал странное: 'За подлецо'. Иван думал, что 'подлецо' это нижняя часть шкафа и вообще мебели, поэтому хватал тяжесть за дно, пока не выяснил, что таинственное 'за подлецо' вообще-то заподлицо и означает один с чем-то уровень. Оставалось непонятным, что подразумевал Никитин, частенько просивший взять что-нибудь 'за подлецо'. Краска была у него фаброй, цвет колором, но только пристреливая плинтуса, Иван услышал венец всей Никитинской коллекции:
Овечкин, дай торчмякс.
Торч... что? растерялся Иван.
Торчмякс! Штука такая, которой плинтуса крепят. На торец это вот, не знаю, заглушка, а между плинтусами торчмякс. Она плоская такая, мягкая и торчит. Ну, торчмякс!
Андрей Петрович указал Ивану на коробку с соединителями плинтусов. Та незаметно притулилась на верстаке.
А теперь дрель, чашку мыла и хвост опоссума! крикнул согнувшийся у пола Никитин.
Сверло с визгом прогрызло бетон, и вскоре первый плинтус оказался пришпилен к стене. Андрей Петрович уже готовил второй. Усы его были в строительной пыли.
Может сначала отмерим? присмотревшись к стенке, предложил Иван. На углах повело.
Семь раз отмерь, и дай отрезать другому! гоготнул снизу Никитин.
Поправив очки, Андрей Петрович пояснил:
Есть такой парадокс о береговой линии. Когда картограф впервые видит неизвестный остров, он заносит его на бумагу в качестве овала. Затем прорисовывает заливы. После удлиняет заливы бухтами. С каждым разом береговая линия всё длиннее. Уточнять карту можно бесконечно, вплоть до песчинки, и каждый раз береговая линия будет удлиняться, ведь чем меньше мы взяли единицу измерения, тем больше окажется длина периметра. Так и с этой комнатой если её всё точнее и точнее обсчитывать, мы найдём не только тринадцать углов, но и истратим весь материал.
Иван с сомнением посмотрел на плинтуса, лежавшие грудой соломки. На комнату их бы хватило с запасом, так что очередная мудрость Андрея Петровича не впечатляла. Меж тем Никитин с клацанием соединил плинтуса. Сделал он это торжественно, как при схождении тоннелей.
Торчмякс, сказал он с удовольствием.
Торчмякс, кивнул Андрей Петрович.
Пока старшие занимались плинтусами, Иван стал наводить порядок. Он прикрыл крышкой банку с клеем. Никитин называл его не иначе как шлихтой и не жалел для него кистей. Разводы на большой пластмассовой крышке свернулись, как человек. Эмбрион тёк куда-то, таинственно закручивался в себя. Проверяя, пристал ли линолеум, Иван нашёл один встопорщенный краешек. Под ним в тёмном зазоре проступил оргалит. Он был густо промазан клеем и располосован лентой: змеящиеся рисунки уходили далеко во тьму. Чтобы не осталось пузырей, Иван взял большой деревянный треугольник с вписанным в него трафаретом и стал разглаживать пузыри. Низенькая линолеумная волна заструила пол как живой. В трафарете, похожем на буквы неизвестного языка, замелькало узорчатое полотно. Когда Иван начал разбирать верстак, парня оборвал окрик Никитина:
Овечкин, оставь стол папы Карло в покое! Где торчмякс?
Андрей Петрович мягко оттеснил Ивана от верстака. Тот не понял такого к себе внимания. Когда плинтуса сцапнулись, мужчина в очках произнёс:
Торчмякс.
Торчмякс! облизнулся Никитин.
Слово было странным, слишком неочевидным, чтобы его вдруг выдумать. Такие слова не заносят в словари, а знают и передают в кругу своих, поэтому, когда слышишь что-то такое, чувствуешь себя чужаком.
Иван решил сходить в уборную. Но замок отказался пускать в коридор. Подёргав за ручку, Иван спросил:
Что за дела?
Ты что как не родной? Никитин поднялся с пола. От работы он раскраснелся и стал ещё больше, Обои поклеены? Потолок натянут? Ну так для какого ж рожна тут сквозняк!?
Действительно, даже щель под дверью была заткнута тряпкой. Иван хотел возразить, что потолок с обоями закончили ещё вчера, а сегодня настилали линолеум, но Андрей Петрович вдруг позвал всех к себе:
Коллеги, взгляните.
На ладони лежала замызганная монетка.
Десять копеек, год шестьдесят первый, прищурившись, различил Андрей Петрович.
Гривенник, что ли? Так... одно мороженое, два билета на троллейбус и десять коробков спичек, быстро подсчитал Никитин. За плинтусом нашёл?
Где ж ещё.
Может, потерял кто, пожал плечами Иван.
Поверь старым шабашникам гривенник не просто так оставили. По хатам и не такое найти можно. Я как-то раз кладку разбирал, а там бутылка 'Рижского'. Без послания, правда.
Андрей Петрович положил монетку на верстак:
Это древняя традиция. Слышал про краеугольный камень? Он принимает на себя тяжесть всего строения. Под него или даже в него закладывали дар. Это потом куда надо всё перешло: камень, который отвергли строители, соделался главою угла. Весь мир стоит на жертве. В древности в фундамент даже людей клали. Зафиксирован, кстати, интереснейший обычай: человека подманивали к краеугольному камню, незаметно снимали мерку с тени и зарывали её под основание. Либо клали камень на тень человека. Ибо без жертвы не выстоит ни одно здание.
Иван повертел в руке монетку. Она была заляпана извёсткой.
Традиция не умерла до сих пор, продолжал Андрей Петрович, но стала безобидной, так сказать символической. Чаще всего кладут монетки, записочки. Что у работяг есть, то и в ход. Эту монетку какой-нибудь ремстрой оставил. Коллега вот 'Рижское' обнаружил. Я один раз нашёл мышиный скелет. Но это так, решили хозяевам отомстить.
Баста, головастики! вклинился Никитин, Овечкин, полезай в куток. У меня руки толстые.
Мужчина указал на угол с батареей, за которую требовалось завести плинтус. Там и вправду было не развернуться. Иван неудачно взял плинтус и тот смешно закачался в руках.
Борьба человека с удавом, ехидно заметил Никитин.
Иван подлез под батарею и быстро всё наживил. Когда шуруповёрт вогнал особенно неудобный саморез, парень заметил крохотный свищик. Внизу на белой-белой батарее имелась дырочка. В ней застыла мутная желтоватая капля, не решавшаяся упасть.
Иван обернулся, чтобы сказать о косяке, но осёкся. Никитин с Андреем Петровичем, не двигаясь, внимательно смотрели на него.
Вы чего? недоумённо спросил Иван.
Наблюдаем, коротко ответил усатый. Очки его сверкнули.
Делать надо хорошо. Плохо само получится. проверяя, Никитин не заметил прохудившейся батареи. Ты подгорни окрестности, а мы с Петровичем достреляем.
Ивану не хотелось задерживаться, поэтому он не стал говорить про свищ. Парень наскоро подмёл пол. Его бы замыть, и тогда комната засияла бы, как облупленное яичко. Ремонт вообще удался: старая негодная комната стала бела и светла. В ней словно можно было родиться.
За окном стемнело, и крохотная щёлка под дверью всё-таки напустила закат. Появились тени. Гремела коробка с торчмяксами. Плинтуса потихоньку заканчивались, и вскоре в комнате остался только верстак. Иван попробовал разобрать его, но был вновь остановлен.
Оставь, он тут нужен, сказал Андрей Петрович.
Мы же почти закончили.
Оставалось прикрепить один плинтус, тряпкой махнуть да собраться.
С полу поднялся грязный Никитин. Посмотрел важно, без смешливого огонька. Что-то в нём изменилось. Исчез какой-то подвох. Никитин заговорил умно, без своих обычных словечек:
Есть теорема о неподвижной точке. Если взять две карты разных масштабов и бросить их неважно как одна на другую, то найдётся одна и только одна точка, проткнув которую иголкой, на обеих картах ткнёшь в одно и то же место. В строительстве главное найти эту неподвижную точку. Краеугольный камень, если метафорически. Так вот, наш верстак такая неподвижная точка. Она всё здесь скрепляет.
Не голова, а дом советов! глуповато всхохотнул Андрей Петрович и похлопал себя по несуществующему животу.
Строители словно обменялись личинами. Будто прежде они лишь притворялись, а теперь переменили роли, да так, что мудрствование шло плотному сильному Никитину, а смешки удавались сухонькому едкому Петровичу.
Бред какой-то, ответил Иван, вот возьмём карту России сто на сто метров, может же быть такая? А на неё бросим карту сантиметр на сантиметр. Она упадёт... ну не знаю на Сахалин. Где там общая точка, если вся Россия на одном острове?
Старшие даже бросили работать. Они уставились на Ивана и вкрадчиво, по очереди, заспрашивали:
А на маленькой карте есть Сахалин?
Да.
А маленький Сахалин лежит на большом?
Да.
На большой карте Сахалин обведём?
Допустим.
А на маленькой обведём?
Так....
А потом маленькое обведём на большом?
Ну...
А там Холмск. Да не город, а старейшая целлюлозно-бумажная фабрика японских, мать их, империалистов. А в главном цеху руины, в руинах яма, а из ямы смотрит раскосый глаз. Хуле надо, спрашивает!?
...
Так вот, в зрачке его будет неподвижная точка.
За окном померкло. Клён поскрёбся в окно чем-то другим. Воздух заискрил строительной пылью.
Петрович, дай маркёр, властно сказал Никитин, я Овечкина обведу.
Он посмотрел на Ивана, предлагая лечь, как труп, а потом захохотал, распугивая пылинки. Смех был задорный, без жути, и от его добрых раскатов зашатался верстак. Иван тоже выдохнул.
Андрей Петрович добродушно рассмеялся:
Ладно Иван, давай торчмякс.
Иван достал из коробки торчмякс. Плинтуса сочно защёлкнулись. Комната приобрела законченный вид, только стоял под люстрой растопыренный треножник-верстак. Андрей Петрович одним движением смёл с него все предметы. Затанцевала по полу обиженная монетка.
Вы чего, я же только убрался, пролепетал Иван.
Никитин с Андреем Петровичем требовательно посмотрели на Ивана.
Торчмякс, с нажимом сказал балагур.
Торчмякс, тихо согласился усатый.
За окном стало темно. И клён багровый.
Торчмяя-я-кс... подвыл толстый.
Торчмякс-с, как змея прошипел очкастый.
И не похоже было, что они хотели крепить плинтуса.
Из открывшегося свищика закапали слёзки. Клён бросился на окно, и белый цвет красным стал. Строители не сводили с Ивана глаз. 'Торчмякс', еле слышно шептали они, словно требовали невозможного, 'Торчмякс'.
И гладили освободившийся верстак.
Торчмякс!!! завопили вдруг.
Иван в страхе попятился и упал. На него наступали, загоняя в один из углов. Рука Ивана случайно ткнулась в коробку.
Торчмяксов там больше не было.
|