Неоязыческий элемент в современном культурном пространстве Волго-Камья
В докладе раскрывается сущность термина "неоязычество", формулируются основы современного славянского неоязычества. Предпринимается попытка проследить взаимосвязь современных неоязыческих концепций с традиционными верованиями народов Волго-Камья.
В своих трудах, так или иначе касающихся вопросов религии, З. Фрейд подчеркивал, что религия берет свое начало в ощущении беспомощности человека перед внешними силами природы и мощными внутренними силами врожденных инстинктов в себе1. Любой человек, знакомый с отечественной историей вряд ли усомнится в справедливости этой мысли. В минуты тяжелых испытаний религиозные организации поддерживали в людях силу духа именно благодаря страху, стремлению найти иллюзорную опору вне себя, в чем-то однозначно светлом. Так всегда случалось в период войн и смут.
В 1988 году русская православная церковь широко отпраздновала тысячелетие "крещения Руси" - событие далеко неоднозначное с точки зрения истории2. Однако положительные трактовки событий конца X века из уст религиозных и политических деятелей подтолкнули мыслящую часть общества к расколу. Часть интеллигенции обратилось к православию, другая часть окончательно утвердилась в своем атеизме, но многие не нашли себя ни в одном ни в другом. На почве этого раскола в странах бывшего СССР получило свое развитие уникальное историческое явление - "неоязычество".
Термин "неоязычество" был предложен в начале XX века новаторами из Кембриджа - художником Гвеном Реврейтом и поэтом Рупертом Бруком. В нашу страну идея реанимации родной веры пришла в 70-е гг. XX века, в немалой степени благодаря ученым, начавшим планомерное изучение феномена язычества. Наибольшей активности движение достигло в 1980-е - 1990-е гг. В современное время на территории России насчитывается около десятка родноверческих общин. Каждая из них имеет своего лидера и идеологическую базу, свой календарь и обрядовость. Основной упор в деятельности неоязыческих общин делается на формировании национальной самоидентичности, т.е. поиске объединяющего начала - русской или общеславянской идентичности.
Сами представители этих общин расходятся во мнении относительно самоназвания. Одних вполне устраивает термин "язычество", другим он категорически не нравится. Большая часть принимает термин "родноверие", но кто-то считает его неотражающим сути явления. Таким образом сложился огромный спектр различных понятий определяющих неоязычество. Среди них можно выделить: "вера предков", "исконная вера" и др.
На вопрос, что же такое язычество ответ был сформулирован одним из идеологов родноверия А.А. Добровольским (Доброслав): "Что означает Язычество с точки зрения словесности? Языки - это народы. Язычество - религия народная, природная, родная, в отличие от чужеродного иудохристианства. В понятии "язычество" отражено древнее ощущение тождества народа (языка) и его мировосприятия"3.
Основными поборниками родноверия выступают представители интеллигенции, в основном молодые люди до тридцати. Для многих из них язычество является способом борьбы с наступающими процессами глобализации, уничтожением традиционных представлений о мире.
Неоязычество выступает в качестве альтернативы сложившейся картины мира. Не случайно, выступая в 2004 г. на Архиерейском соборе патриарх Московский и всея Руси Алексий II сравнил его с терроризмом4. В работах идеологов неоязыческого движения прослеживается обращение к природе, как колыбели жизни, отрицая базовую концепцию авраамических религий о сотворении мира высшим существом - богом.
Прозоров Л.Р. (Озар Ворон) пишет: "основное качество язычников, отличающее их от тех, кто, собственно и создал это определение, в том, что они почитают Природу, мир, не в корне отличной от "Творца" тварью, а Божьим проявлением, если можно так выразиться, телом Божьим"5.
Таким образом, неоязычество в современной России оказалось во "внутренней эмиграции". На страницах Интернета представители неоязычества имеют возможность пропагандировать свои взгляды, делиться мнениями, кроме того регулярно проходят съезды общин, но официальное государство не готово признать язычников в качестве современного исторического феномена.
На территории Волго-Камья, как и на большей части Европейской России существуют свои родноверческие организации. Так одним из ярких представителей удмуртского родноверия является Лев Прозоров, историк по образованию, кандидат исторических наук. На данный момент у него опубликовано семь научно-популярных книг по истории традиционной славянской религии и мифологии. Прозоров подчеркивает культурную близость явлений трансформации традиционных культов в восточнославянском и удмуртском обществах, указал на взаимозависимость культур.
Существует свое объединение и в республике Марий Эл. Йошкар-Олинская Славянская община "Путь Сварога", входящая в объединение "Родовой союз славян", обязана своим возникновением, в значительной мере, близости к одному из центров славянского неоязычества - деревне Весенково, Кировской области, места отшельничества "деда" Доброслава. Заметная часть членов Йошкар-Олинской общины - выпускники и студенты Марийского государственного университета, люди от которых во многом зависит будущее развитие республики.
Несмотря на сложность и противоречивость оценок неоязычества со стороны исследователей, не смотря на противоречия между общинами, современное язычество в полной мере выполняет основную социальную функцию любой религии - поддерживает общество в сложный, кризисный час. А поскольку основная деятельность неоязычества направлена на маргинальную молодежь6, то помощь ей в поиске пути русского самопознания представляется просто неоценимой.