Лыжина Светлана Сергеевна : другие произведения.

Мои ресницы-тучи, о любимый, роняют жемчуг слёз к твоим ногам...

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками Юридические услуги. Круглосуточно
 Ваша оценка:

   12-я газель из "Дивана Авни", официального собрания стихов Мехмеда
   Перевод по книге "Диван Фатиха..." 2014 года
  
  
   Мои ресницы-тучи, о любимый, роняют жемчуг слёз к твоим ногам.
   А сердце моё зеркалом послужит. Красу свою ты можешь видеть там.
  
   Молю тебя, хозяин отраженья, приди как гость к дворцу моей души!
   Тебя я встречу бледными щеками, подобными моим златым коврам.
  
   Изнылось сердце - яд разлуки оказался очень сильным,
   Но мне свиданья нашего целебное вино несут к устам.
  
   Увижу ль пред собою острый меч рассерженного взгляда?
   Мне глаз кольнёт пыль с ног твоих, приставшая к ступням?
  
   Авни, кого бы ни любил ты, будет то судьбою и удачей,
   Хоть и даёт любовь всегда обремененья нам.
  
   _______________
  
   В отличие от 14-й газели, которую считают посвящённой юному Якову Нотарасу, вызвавшему у Мехмеда в 1453 году сексуальный интерес, 12-я газель подходит ко всей этой ситуации гораздо больше. Если бы мне сказали, что исследователями доказана её взаимосвязь с событиями времён взятия Константинополя, я бы поверила, несмотря на то, что неоднократно повторяю - мы можем лишь предполагать, когда написана та или иная газель Мехмеда (Авни) и кому посвящена.
  
   Итак, здесь рассказывается про встречу воздыхателя с предметом своей любви. Объект воздыханий - не обязательно юноша (может быть и девушка), но юноша в данном случае более вероятен.
  
   Мехмед (Авни) вскользь рисует нам обстановку: дворец, личные покои, где на столике стоит зеркало, а на полу лежат златотканые ковры. Упоминание о столике есть в подстрочнике, но у меня оно не влезло в строку, поэтому пришлось опустить эту деталь.
  
   Что касается ковров, то профессор Мухаммет Нур Доган в примечаниях к стиху говорит, что в Османской империи было принято стелить под ноги султанскому коню дорогие шёлковые ткани или ковры, когда султану устраивали торжественную встречу где-либо в стране. Иными словами, Мехмед (Авни) сам встречает своего возлюбленного, как султана, и осыпает драгоценностями (жемчугом), однако возлюбленный всё равно рассержен. Почему же?
  
   Очевидно, его привели насильно, но Мехмед (Авни) игнорирует этот факт и обращается с гостем так, как будто рассерженный взгляд - явление временное. Надо лишь сказать больше красивых слов и подарить больше подарков.
  
   Отдельный вопрос, как должны сложиться обстоятельства, чтобы пыль с ног гостя попала в глаза Мехмеду (Авни). В какой позе должен оказаться гость, чтобы его ступни оказались перед лицом воздыхателя? (Карате и кун-фу гость точно не знал). Возможно, гость мог оказаться опрокинутым на спину.
  
   А с кем Мехмед мог так поступить? С уже упомянутым Яковом Нотарасом, которого, по некоторым сведениям, хотел сделать своим возлюбленным. А ещё султан мог так поступить с юным Иоанном Сфрандзисом, который тоже принадлежал к византийской знати, но оказался захвачен в плен, а затем продан Мехмеду как раб.
  
   В газели есть ещё одна деталь, косвенно указывающая, что основой послужил эпизод 1453 года - Мехмед (Авни) говорит, что щёки, от волнения лишившиеся румянца, имеют золотой оттенок, то есть они хоть и бледные, но загорелые. А где султану загореть как не в походе? Напомню, что взятие и разграбление Константинополя состоялось в конце весны - начале лета.
  
   Кстати, султан заодно купил и сестру Иоанна, которую звали Тамар. Описанная в стихе ситуация могла произойти и с ней. Лично я всё это поэтичным не считаю, но Мехмед, судя по всему, считал иначе, раз сочинил газель.
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"