Лысенко Надежда Ефимовна : другие произведения.

Страницы истории Православия на Тульской земле (Судьба храмов и другое)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


ТУЛЬСКИЙ КРАЙ

И СВЯТО-УСПЕНСКАЯ КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА

Нарышкина Светлана Владимировна,

учитель истории и обществознания

МБОУ - СОШ N 34, г. Тула.

  
   Бесчисленное множество святынь хранит православная земля, но самая яркая из них, самая чудесная и имеющая непосредственное отношение к нашей земле, Тульскому краю, - это Киево-Печерская Успенская Лавра. Её история насчитывает девять с половиной веков.
   Началось всё в середине XI века, когда преподобный Антоний, по благословению афонских старцев, прибыл в Киев, взошел на холм, и помолился со слезами: "Господи, да будет на месте этом благословение Святой Афонской горы и утверди, Господи, жительство мое здесь". После своей молитвы поселился Антоний в пещере на холме и начал жить, постоянно молясь Богу. О нем стали узнавать люди и некоторые приходили к нему, желая жить с ним. Преподобный Антоний всех принимал с любовью, и собралась к нему братия числом двенадцать. И выкопали они большую пещеру, где устроили церковь и кельи, существующие поныне. Так было положено основание Киево-Печерскому монастырю, Великой святыне, из которой распространялось православие на славянские земли.
   Один из отцов святого Печерского монастыря, блаженный Кукша, был известен тем, что в XII веке крестил вятичей (проживавших в бассейне реки Оки), людей помраченных неверием. И они, вятичи, предки наши, просвещенные верой, узрели Свет Христов, а через них и мы принадлежим к Православной Церкви. И на нас по молитвам преподобных Антония, Феодосия, священномученика Кукши и всей братии киево-печерской лежит благословение Святой горы Афон. Свидетельство тому - пребывание в Российской земле великой святыни - Пояса Пресвятой Богородицы, в октябре-ноябре 2011 года.
   Пресвятая Владычица наша Богородица, Которая управляет всей жизнью афонских монахов, пожелала посетить Россию, осенила страну нашу своим крестом, благословив на испытания, и дала нам возможность прикоснуться к Своему Поясу, чтобы укрепить в нас веру, наставить на путь Истины, исцелить от недугов, даровать потомство. Многие россияне посетили Храм Христа Спасителя в Москве с молитвенным поклонением Поясу Богородицы, среди них было немало туляков. Чьи молитвы провели нас к святыне?.. Вот она незримая нить, берущая начало от Бога, проходящая через Святую гору Афон, Святой Киево-Печерский монастырь к сердцам туляков.
   Связь Киево-Печерского монастыря, где находится рака с мощами преподобного, и Тульской земли очень прочная.
   Помимо молитв самого Кукши на нас действуют молитвы наших предков, тульских литейщиков, которые в начале XIX века отливали чугунные плиты для монастыря, в 1826 году пол в пещерах был вымощен этими плитами. Теперь становятся понятными слова отца Георгия, который проводит экскурсии по монастырским пещерам: "Если вы оказались в Киево-Печерском монастыре, то это не случайно, кто-то помолился за вас, за то, чтобы вы пришли к вере, пришли в это Святое место". Кто помолился за нас?.. Туляки-оружейники, туляки-литейщики. Долгими днями и вечерами, выполняя изнурительную работу, творили они молитву Богу о нас, их потомках, чтобы не потерять нам веры, не посрамить России, не предать Бога. Вот поэтому и считает туляк, побывавший на Киевской земле, эту землю родной. Поэтому и хочется вновь и вновь возвращаться в монастырь, поклониться ему до земли, припасть к ракам святых, вдохнуть благодатного воздуха, вкусить монастырской пищи, помолиться с братией на литургии, и увезти домой частичку Неба, потому что, по свидетельству Печерских святых, Киево-Печерский монастырь подобен Небу.
   Предки наши по молитвам священномученика Кукши "благоустраивали" Печерский монастырь, а мы по их молитвам совершаем паломничества в Святую землю, прикладываемся к святыням и молимся о близких наших и о наших потомках, чтобы и им в свою очередь не посрамить веры православной.
   Поистине, незримые нити связывают разные поколения, разные эпохи, да и всех людей на Земле. Мы можем их почувствовать. Был такой случай в монастыре. В ближних пещерах есть трапезная, где при преподобном Антонии братия собиралась на совместную трапезу. Сейчас в трапезной стоит рака с мощами священномученика Кукши. В 1463 году в день Светлого Христова Воскресения на приветствие священноинока Дионисия: "Христос Воскресе!" - веками нетленно почивающие святые отозвались радостным восклицанием: "Воистину Воскресе!". Вот уж поистине чудо, которое показывает нам, что Печерский монастырь то место, откуда свет светится, и этого света никогда не погасит тьма, но исчезнет от блистания его. И это правда. Бывает такое, что придешь в храм, стоишь на литургии и вдруг, незаметно для себя, оказываешься в Крестовоздвиженской церкви Печерского монастыря, перед самым алтарем, наблюдаешь, как монахи совершают службу, и тут видишь этот всепобеждающий Свет и осознаешь единство православного мира.
   В Светлое Христово Воскресение мы будем стоять в храме, и когда батюшка из глубины алтаря воскликнет: "Христос Воскресе!", вместе с ним обратится к нам с иконы священномученик Кукша с тем же приветствием, и все мы - ныне живущие и рядом с нами стоящие, творящие молитву наши предки: туляки-оружейники, кузнецы, литейщики, пряничники, гармонисты, самоварщики, просветленные вятичи! - хором ответим: "Воистину Воскресе!" Сольемся в единый народ Христов, возносящий хвалу Богу и поющий вместе с ангелами и святыми Светлое Христово Воскресение: "Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на Небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити".
   Да не потеряем этой драгоценной незримой связующей нити.
  
  

ДУХОВНЫЕ СВЯЗИ ГОРОДОВ БЕЛЁВА И МЦЕНСКА

Прусакова Анастасия, учащаяся 7 класса

МОУ Бобриковская СОШ, Белёвский район.

Руководитель: Барбашов Евгений Ростиславович.

  
   Белёв и Мценск - древние русские города, города соседи, исторические судьбы которых очень схожи и переплетаются в разные времена.
   Города Белёв и Мценск упоминаются в Ипатьевской летописи под 1147 годом в связи с феодальной войной между черниговскими князьями Давидовичами и Новгород-Северскими Олеговичами.
   Важное значение в духовно-нравственной жизни жителей г. Мценска имело окончательное принятие христианства в 1415 году. В этом знаменательном событии город Белёв оставил свой заметный след.
   И вот в 1415 году, как пишет церковный исследователь В. Адамов в своём историческом очерке "Чудотворный образ святителя Николая в г. Мценске", "...в памятный для жителей г. Мценска день десятой пятницы здесь произошли два замечательных события: крещение значительного числа граждан и обретение иконы святителя Николая, сопровождавшееся многими чудесами" (1).
   Описывая подробно крещение мецнян, В. Адамов ссылается на журнал "Отечественные записки" за 1825 год. В Мценске тогда было много язычников и не верующих во Христа. Московские князья послали сюда многочисленное войско со священником от митрополита Фотия. Жители Мценска отказались принять Христианскую веру, затворились в крепости и оказали вооружённое сопротивление московскому войску. За это население всего города было "поражено слепотой". В страхе они приняли святое крещение, "и прозрели, и нашли крест Господень, высеченный из камня", и образ святителя Николая, так жители Мценска стали православными христианами и исцелялись от многих болезней (2).
   До 2009 года многие буквально понимали "поражение слепотой" целого города, поэтому очень многие отказывались верить этому, хотя допускали такое развитие событий, отмеченное в Мценской летописи. Белёвский краевед Р. А. Беспалов досконально изучил события далёкого от нас 1415 года. Произошло это событие в пятницу 7 июня. В этот день случилось солнечное затмение: "бысть знамение въ солнце, мракъ зеленъ. Таже помале бысть мракъ аки кровь, и другъ друга человеку не видети, аки въ крови стояху вси"; "и звезды явишася, и заря явися утренняя и вечерняя"; "и бысть страхъ великъ на всехъ родехъ человеческихъ" (3). Мценяне "одержимы быша слепотою", то есть были охвачены тьмой, чего очень сильно испугались. "Божье знамение" было использовано Фотиевым пресвитером для приведения мценян к покорности. Тьма продолжалась целый час, после чего мценяне "прозреша": Ходаны, Юшинки и Зикеи. Прозрев, мценяне "обрели" камень с высеченным на нём крестом и образ святителя Николая, высеченный из дерева в человеческий рост, в одной руке он держал ковчег, а в другой меч. В честь этого события в Мценске была построена церковь святой Параскевы Пятницы на горе Самород (4).
   Как мы видим, христианизация в земле вятичей проходила очень тяжело. Для этого требовалось, в отдельных случаях, применять многочисленное войско, заранее разрабатывать стратегию этого процесса, привлекать православных прозорливцев для того, чтобы они "прозрели" в будущем то или иное небесное знамение, которое можно было максимально выгодно и вовремя использовать.
   Среди жителей Мценска сохранилось устное предание, по которому образ св. Николая, епископа Мирликийского, приплыл чудесным образом из города Белёва на камне вверх по Оке и Зуше и был обнаружен под горой Самород (под крепостью), у колодца, на левом берегу реки Зуши. В. Адамов обосновывает приплытие иконы на ладье из Белёва следующим образом: "Это предание отчасти подтверждается тем, что обретённый при явлении образа камень с изображением Креста Господня, хранящийся ныне в Мценском соборе, особого рода, не встречающийся в окрестностях города Мценска, и тем, что в белёвском храме Николая Чудотворца есть похожий образ, а мценская святыня особо чтится жителями Белёва и его окрестностей (5).
   В г. Белёве, на посаде до 1930-х годов стояла древняя церковь Николая Чудотворца Можайского, упоминаемая в 1614 году. В ней находилась древнейшая икона (образ) святителя Николая, относящаяся к XV веку. Этот образ находился под особым балдахином: на нём серебряно-позлащённый оклад чеканной работы в 2 фунта весом (800 гр.), сверх того, омофор, фелон и подризник по фольге низаны мелким жемчугом с разными по местам драгоценными камнями; в правой руке святителя меч, а в левой изображение города вычеканено из серебра и вызлащены, а изображение города украшено бирюзою и стразами, митра же на главе святого серебряно-вызолоченная, унизана жемчугом с драгоценными камнями и бриллиантами (6).
   По свидетельству мценского историка XIX века И. Соколова образ святителя Николая был резным и по внешнему виду представлял чудотворца во весь рост во всём архиерейском облачении, стоящем на орлеце, с мечом в правой руке и ковчегом в левой. Сверху он весь обложен богатой серебряной позлащенной ризой, в венце украшенной драгоценными камнями (7). Как мы видим, оба образа одинаковы. Косвенно подтверждает перенесение образа Николая чудотворца Можайского из г. Белёва в г. Мценск такой факт как названия древних погостов - административных центров черниговских князей в земле вятичей. По рекам Оке и Зуше, между этими городами, находятся шесть древних погостов, четыре из них имели церкви святителя Николая Чудотворца и названы были Никольскими погостами.
   Вниз по Оке из Белёва, на те же 80 км, до г. Перемышль, всего один Никольский погост, да и тот белёвский - погост Николая Чудотворца в с. Гостунь.
   Должно быть, "Сказание..." было записано при жизни очевидцев, помнивших об уникальном событии, произошедшем 7 июня 1415 года - солнечном затмении. Вероятно, оно имеет не мценское происхождение, во всяком случае, в нём ярко выражена можайская направленность. В походе на Мценск участвовали дружины великого московского князя Василия Дмитриевича и его родного брата Андрея Дмитриевича Можайского.
   Интересно, что в походе московских войск упомянуто обретение резного образа известного как "Никола Можайский". В православии резные из дерева образа не применялись, иногда даже воспринимались как идолы и для принятия православной церковью наравне с писаными иконами требовали особого освящения (8).
   Как мы видим из "Сказания" христианизация Мценска проходила весьма драматично и икона, писанная на доске, в этом случае, не произвела бы должного впечатления на мценян, а резной образ был очень близок мценским боярам - язычникам. Для длительного периода двоеверия, приходящегося на эти века, такие факты христианизации и почитание образов - явление нормальное. Как раз глубокое народное почитание таких святынь, в дальнейшем явилось оправданием перед иерархами православной церкви в почитании резных образов. В дальнейшем русская церковь делает попытки запретить широкое почитание таких святынь.
   В 1777 году был введён запрет на ношение крестным ходом мценской резной иконы по соседним с Мценском городам для молебна, поскольку "таковых резных образов, кроме распятия Господня, нигде иметь не велено" (9). В 1819 году Святейший Синод отменил вынос резного образа св. Николая и из мценского Никольского собора "в виду различных неудобств, связанных с его передвижением по городу". И только в 1915 году по случаю 500-летия со дня явления этой иконы-образа было разрешено в Крестном ходе выносить его на городскую площадь и совершать перед ним молебен (10). В настоящее время икона-образ св. Николая находится в Петропавловской церкви г. Мценска, белёвский же образ св. Николая был уничтожен большевиками в Безбожную пятилетку.
   Литература.
      -- Смолякова Г. В. Город Белёв в истории Мценского края//Белёвские чтения. Вып. III. М., 2004. - С. 11 - 14.
      -- Там же, с. 12.
      -- Беспалов Р. А. Опыт исследования "Сказания о крещении мценян в 1415 году" в контексте церковной и политической истории Верхнего Поочья//Вопросы истории, культуры и природы Верхнего Поочья: Материалы XIII Всероссийской научной конференции. Калуга 7 - 9 апреля 2009 г. Калуга. 2009. - С. 27 - 34.
      -- Там же, с. 28.
      -- Смолякова Г. В. Указ. соч. - С. 12 - 13.
      -- Майоров М. В. Приходы и церкви Тульской епархии: извлечение из церковно-приходских летописей. Тула. 2010. - С. 63.
      -- Беспалов Р. А. Указ. соч. - С. 33.
      -- Об отношении православной церкви к резным иконам см. Псковские летописи//ПСРЛ. Т. 5. Вып. I. М., 2003. - С. 109 - 110.
      -- Беспалов Р. А. Указ. соч. - С. 34.
      -- Смолякова Г. В. Указ. соч. - С. 13.
  

ИЗОБРАЖЕНИЯ КНЯЗЕЙ БЕЛЁВСКИХ

НА ПРАВОСЛАВНЫХ ИКОНАХ

  

Баженова Екатерина, учащаяся 7 класса

МОУ Бобриковская СОШ, Белёвский район.

Руководитель: Барбашов Евгентий Ростиславович.

  
   В последние годы всё более активно начинает развиваться краеведение. Становятся достоянием отдельные, локальные факты истории. Вовлекаются в научный оборот архивные материалы, ждавшие длительное время своего часа. Об одном из таких, ранее неизвестном факте белёвской истории мы и расскажем.
   Белёвское княжество, занимавшее 130 км верхнего течения Оки, было совсем не малым по территории. Князья Белёвские одни из немногих на Руси чеканили свою монету, которая, говоря современным языком, была конвертируема. Всё это мы уже знаем, знаем и то, что никто из князей Белёвских не был причислен к лику святых. Поэтому удивителен сам факт их изображения на русских иконах. Он отмечен на иконах Кирилло-Белозёрского монастыря в Вологодской области.
   Белёвские удельные князья способствовали христианизации Белёвского княжества. Белёвский князь Михаил Васильевич, сын Василия Романовича - князя Новосильского и Одоевского, и первого Белёвского князя княжил в Белёве во второй половине XIV - начале XV веков, особенно почитал преподобного Кирилла Белозёркого. С именем преподобного связано было чудо рождения у князя двух сыновей и дочери. Это чудо было рассказано женой князя Михаила княгиней Марией одному из почитаемых иноков Белозёрской обители, Игнатию. Инок Игнатий, в свою очередь, рассказал о чуде Пахомию Сербу, написавшему в 1460 - 1462 гг. Житие преподобного Кирилла Белозёрского. Произошло чудо до смерти преподобного Кирилла, т.е. до 9 июня 1427 года. Более конкретно - в конце XIV века, так как уже в 1408 году старший сын Михаила Белёвского - князь Фёдор Михайлович, вместе с младшим братом Василием, отъехал к московскому князю не желая служить Литве (1).
   Князь Михаил прожил восемь лет с княгиней и не имел детей, отчего пребывал в великой печали. Услышав о чудесах святого Кирилла, о том, что он получает у Бога всё, что попросит, князь Михаил послал к нему двух своих бояр, чтобы они попросили святого помолиться Богу о разрешении бесплодия. Святой Кирилл был прозорливцем и провидел их просьбу. Посланцы пришли к преподобному и не успели передать ему послание князя Михаила, как он им сказал: "Поскольку, чада, вы потрудились пройти большой путь, верую Богу и Пречистой Его Матери, что труд ваш будет не напрасен. Даст Бог вашему князю плод детородия". Посланцы пребывали в удивлении, как узнал он, зачем они пришли, поняв, наконец, что он - святой человек Божий, и передали ему послание от князя. Святой Кирилл повелел им отдохнуть с дороги.
   В ту же ночь князь Михаил увидел во сне некоего светоносного старца, украшенного сединами. Старец держал в руке три сосуда и сказал ему: "Прими то, что просил у меня". В ту же ночь старец явился княгине Марии и также дал ей три сосуда. Пробудившись от сна князь Михаил стал размышлять о приснившемся, особенно о явившемся ему старце. О своём видении рассказал он княгине Марии, а она, перехватив из его уст рассказ, продолжила: "И мне такой же старец явился во сне и тоже дал три сосуда, сказав: "Получи то, что ты просила у меня". Князь и княгиня поняли, что их видения совпадают, и запомнили день, когда оба это видели.
   По прошествии трёх дней преподобный Кирилл отпустил посланных князем Михаилом бояр, повелев келарю дать им в дорогу полтора хлеба. Всего же пришедших от князя было восемь человек. Преподобный Кирилл сказал им: "Идите с миром к пославшему вас князю и передайте благословение и благодарность от нас. И скажите ему, вот что: то о чём вы просили, даст вам Бог. Впредь не печальтесь". Посланцы попросили: "Отец, повели, чтобы нам дали хлеба и рыбы в дорогу, потому что мы должны пройти большой путь, а места эти пустынны, и нам будет негде купить хлеба". Преподобный ответил: "Я послал человека дать вам хлеба на дорогу". Они сказали: "Нам дали полтора хлеба и немного рыбы". Преподобный ответил: "Идите с миром. И этого вам будет достаточно: до самого дома вашего будет в изобилии". Они отправились в путь, размышляя, где бы купить хлеба, потому что путь был больше двадцати дней хода на конях, и они думали, что хлеба хватит поесть лишь на один день.
   Дойдя до первого пристанища, они стали варить небольшое количество рыбы, данной преподобным, и увидели, что варится много рыбы. А когда сели за трапезу, то взяли половину хлеба и начали её есть. Насытившись, они увидели, что полхлеба по-прежнему остались целыми. Тогда они поняли смысл того, что сказал им святой, и о пище больше не заботились. Через много дней, дойдя до своего дома, они съели лишь половину хлеба, а другой хлеб принесли целым.
   Придя к князю, они передали ему слова святого, пророчески сказанные им о том, ради чего они пришли, а также и о том, что Бог дарует князю детей. Рассказали о чуде с хлебом.
   Князь и княгиня обрадовались и почтили дарами пришедших от святого. Князь повелел им принести хлеб, который принесли они от святого. Встав, князь Михаил принял принесённый хлеб с великой верой, как некую святыню, и вкусил от него вместе с княгиней и всем в своём доме дал вкусить от него. Кто был болен простудой или страдал иными недугами, все исцелились, вкусив принесённого хлеба.
   Князь спросил посланцев: "Какой был день, когда вы пришли к святому?" Они ответили ему, и он понял, что это был день, когда вместе с княгиней он видел сон. После того дня у князя Михаила родились два сына Фёдор и Василий и дочь Евпраксия, - соответственно тому, что во сне получили они три сосуда, означавшие рождение трёх детей.
   С этого времени князь Михаил стал особо почитать святого, имел великую веру в него и "многу милостыню посылаху в монастырь святого тако и с княгинею своею Марьею, молящеся о них молити".
   Чудо преподобного о князе Михаиле Белёвском отражено и в "Похвале преподобному и богоносному отцу нашему Кириллу, игумену Белозёрскому, чудотворцу", созданной позднее жития и службы: "Радуйся, Богоглаголиве Кирилле, иже бесплодие прежде прошения молитвою разреши и посланныя от них на множество пути малым хлебом препитав и оставшими избытки мнозем недужным вкусившим исцеление получити сотвори".
   На иконе "Кирилл Белозёрский в деянии" из собрания Русского музея, являющейся старейшим житийным образом преподобного, чудо святого о князе Михаиле Белёвском представлено основным событием (2).
   Литература.
      -- Евгин А. В. Князья Белёвские. Белёвские чтения. Выпуск III. М. 2004. - С. 7.
      -- Иеромонах Герасим (Дьячков) Белёвский Спасо-Преображенский монастырь Тульской епархии: от основания до конца XVII века. М. 2009. - С. 30 - 34.
  

ЦЕРКОВЬ И ОБРАЗОВАНИЕ В ВОЛОВСКОМ КРАЕ

Ивина Анастасия, учащаяся 5 класса

МКОУ "Воловская СОШ N1" Воловского района.

  
   В X веке Русь приняла христианство из Византии. Крещение Руси было прогрессивным фактором: оно сопровождалось проникновением на Русь образованности, книг, рукописей, причём, помимо церковных, русское общество узнало некоторые произведения художественной литературы, литературные сборники, сочинения на исторические темы, что способствовало расширению кругозора русских людей и развитию древне - русской литературы.
   В это время создаются организации духовенства и верующих, которые получили названия церкви. Они взяли на себя функции распространения христианства, духовно - нравственного воспитания людей, а впоследствии и распространение грамотности среди населения.
   При каждом церковном храме открывались школы грамоты и церковноприходские школы. Они способствовали распространению грамотности среди крестьян. Обычно обучение грамоте вели церковнослужители.
   Территория нынешнего Воловского района была в стороне от больших городов. Это был типично крестьянский район, район сплошной неграмотности крестьян.
   В середине XIX века Тульская палата государственных имуществ, предлагает открыть приходские училища, непременно по одному в каждой волости.
   Так, в 1850 году в селе Никитском на средства графа В.А.Бобринского была открыта первая в нашем крае церковно-приходская школа, в которой начали обучать крестьянских детей. В конце 1850-х годов по решению Св. Синода такие же школы были открыты в сёлах: Новгородское, Любимовка, Солодилово, Волово. В этих школах крестьянских детей обучали чтению, письму, священной истории и арифметике. По мере того, как между крестьянами распространяется грамота и увеличивается спрос на неё, обучением грамоте начинают заниматься грамотные из крестьян, дворовые люди.
   Уже в 1858 году в школе села Никитское обучалось 47 учеников. А число грамотных крестьян достигло 500 человек из 7630 человек, проживающих в селе.
   Начиная с 1866 года, когда началась деятельность земств по народному образованию, число церковно-приходских школ постепенно сокращается. Одни из них получают пособие от земств и превращаются в земские, другие, не получив таких пособий и не имея средств, закрываются.
   Церковно-приходские школы были школой воспитания и своей целью ставили не только получение образования, но так же и духовно -нравственное воспитание. Воспитание и образование должны были основываться на религиозной основе при непосредственном участии духовенства в качестве преподавателей и наблюдателей за всеми школами.
   Церковно-приходские школы к 1896 году делятся на три категории:
      -- Школы грамоты.
      -- Одноклассные церковно-приходские.
      -- Двухклассные церковно-приходские.
   С 1896 года к ним присоединяется новая категория второклассных школ. Они предназначались для приготовления учителей в школе грамоты в деревне. Принимались в них окончившие одноклассные школы.
   С 1894 года начали открываться воскресные школы, преимущественно женские. Первая из таких школ была открыта 5 ноября 1894 года в селе Никитское по инициативе местного священника Петра Модестова на средства церковно-приходского попечительства для обучения взрослых девиц не моложе 15 лет. Главным предметом этих учебных заведений был закон Божий, а также начальная грамотность: чтение, письмо, начальное счисление, и сообщались краткие сведения из русской истории. Помимо воскресенья занятия часто проводились и в субботу. Эту школу посещали около 120 девиц. Законоучителями в этой школе состояли священники Петр Модестов и Алексей Нащокин. Обучением занимались учителя земской школы: окончивший курс семинарии Василий Дмитриевский, а также дочь священника Ольга Модестова. По примеру села Никитское воскресные школы стали открываться и в других сёлах.
   С начала 1870-х годов повсеместно открываются школы грамоты. В то время как росло число школ, потребовалось больше учителей, а поэтому по решению Тульской епархии в 1897 году в селе Никитское, а в 1900 году в селе Покровское-Луговка открываются четырёхмесячные курсы по подготовке учителей.
   В 1885 году в селе Новгородском была учреждена церковноприходская школа, в 1916 году в ней обучались 60 мальчиков и 52 девочки. В деревне Филипповке церковно-приходская школа была учреждена в 1899 году, в 1916 году в ней обучались 34 мальчика и 15 девочек. В церковно-приходской школе в селе Новгородском преподавала дочь крестьянина села Никитского Ольга Сергеевна Белоусова, окончившая в 1900 году земскую школу села Никитского, и мещанин г. Богородицка Андрей Васильевич Максимов, окончивший в 1902 году Тульскую второклассную церковно-певческую школу. В церковно-приходской школе деревни Филипповка преподавала дочь крестьянина, уроженка деревни Калмык Куракинской волости Богородицкого уезда Анна Ивановна Дюжина, окончившая в 1913 году Дедиловскую второклассную школу. В селе Новгородское для церковноприходской школы на средства церковно-приходского попечительства была приобретена скрипка, переплётный станок для обучения детей переплётному мастерству л письменные принадлежности.
   В приходе села Лутово были следующие школы: церковноприходская школа в селе Лутово, открытая в 1888 году; женская воскресная школа, открытая в 1899 году; земская школа в деревне Писемке; земская школа в деревне Прудках; земская школа в деревне Каменке.
   В Лутовской церковно-приходской школе в 1916 году преподавали: Александра Александровна Любомудрова и Вера Васильевна Ильинская, окончившие Белёвское епархиальное женское училище. В земской школе деревни Писемки преподавала Анна Александровна Токарева, окончившая Богородицкую гимназию. В земской школе деревни Каменки преподавала Дария Андреевна Архипова, мещанка из города Пензы, окончившая двухклассное училище в Пензе.
   В земской школе при деревне Прудках преподавала Анна Степановна Зеленина, окончившая Ефремовскую женскую прогимназию.
   Число обучавшихся в школах в 1916/17 учебном году было следующим: в Лутовской церковно-приходской школе-69 мальчиков и 82 девочки, в земской школе деревни Писемки - 21 мальчик и 8 девочек, в земской школе деревни Каменки- 20 мальчиков и 6 девочек, в земской школе деревни Пруды в клировой ведомости за 1916 год не указано.
   При церкви святого благоверного князя Александра Невского в селе Сахаровка церковно-приходской школы при церкви не было. В приходе находились три земские школы: школа в селе Сахаровке, помещавшаяся в здании помещицы М.Н.Чижовой; в деревне Озерки, в наемном доме крестьянина и в деревне Банных Выселках, в наёмном доме крестьянина.
   С 1903 года в земской школе села Сахаровка преподавала дочь священника села Солодолова Малефа Сергеевна Троицкая, в 1898 году окончившая Тульское епархиальное женское училище; ранее, с 1898 года, она два года преподавала в церковно-приходской школе села Мещерское Чернского уезда.
   С 1916 года в земской школе деревни Банных Выселок учительницей была крестьянка Екатерина Михайловна Полторыхина, в 1914 году окончившая курс Богородицкой женской гимназии.
   С 1911 года в земской школе деревни Озерки учительствовала крестьянка Елизавета Ивановна Пчеликова, в 1905 году окончившая Ефремовскую прогимназию.
   До революции 1917 года в приходе Знаменской церкви села Волово находились следующие школы: одна земская, две церковноприходских и одна школа грамоты. Воловская женская церковноприходская школа помещалась в доме сельского общества, а церковно-приходская школа, в которой обучались девочки и мальчики, в деревне Ольгиной - в наёмном здании. Обе эти школы находились на содержании Богородицкого отделения Тульского епархиального училищного совета. Известны имена учителей этих школ: в 1916 году в Воловской земской школе преподавала Зинаида Николаевна Киселёва, окончившая Тульское епархиальное женское училище, и Татьяна Ивановна Азбукина, дочь псаломщика И.А.Азбукина, окончившая Белёвское епархиальное женское училище; в Воловской женской церковно-приходской школе преподавала Анна Алексеевна Низова; в церковно-приходской школе деревни Ольгиной - Елена Федоровна Подшибякина, окончившая Покровские курсы; а в школе грамоты в сельце Лунёвке - Марина Лаврентьевна Афанасьева, окончившая Богородицкую гимназию.
   В эпоху революционных перемен все церковно-приходские школы, согласно декрету об отделении школы от Церкви 1918 года, были переданы в ведение отдела народного образования.
   Для подготовки учителей для второклассных школ преподавали следующие предметы:
   Закон Божий;
   Церковная и общая история;
   Церковное пение;
   Русский язык;
   Церковно-славянский язык;
   Отечественная история;
   География;
   Арифметика;
   Дидактика;
   Начальные практические сведения по гигиене,
   Чистописание;
   Рукоделие (для женщин).
   Для одноклассных школ:
   Закон Божий;
   Церковное пение;
   Церковнославянская грамота;
   Русский язык;
   Письмо;
   Начала арифметики;
   Рукоделие (для женщин).
   Для школ грамоты:
   Закон Божий,
   Чтение церковно-славянское и русское;
   Письмо;
   Четыре правила арифметики;
   Церковное пение.
   Учебные занятия продолжались с 20 апреля по 20 сентября. Летом для слушательниц курсов могли быть поездки в Киево-Печерскую лавру, Тихонову Пустошь, на Куликово поле.
   К началу XX века почти во всех сёлах и более или менее крупных населённых пунктах были организованы школы, где дети крестьян получали начальное образование.
   На финансирование школ средства выделялись:
      -- От попечителей школ.
      -- Плата за обучение.
      -- От церковно-приходских попечительств.
      -- От частных благотворителей.
      -- От церквей и монастырей, с включением кружечного сбора.
      -- От синода.
      -- От епархиального братства.
      -- От епархиального училищного совета.
   Заработная плата учителей в церковно-приходских школах была от 180 до 300 рублей в год, а в школах грамоты - до 120 рублей в год.
   Часть школ располагались в зданиях при церквах, а некоторые были в частных домах. Вместить всех одновременно здания не могли, поэтому обучение велось в две смены: до обеда учились те, кто имел какие - либо начальные знания, а после обеда приходили те, кто не имел никаких знаний.
   Таким образом, церковь сыграла немалую роль в распространении грамотности среди жителей нашего края.
  

ЦЕРКОВЬ СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО В СЕРГИЕВСКОМ-НА-УПЕ

Белякова Мария, учащаяся 9 класса,

МОУ "Петелинская СОШ", Ленинский район.

Руководитель: Фролова Елена Анатольевна,

учитель русского языка и литературы.

   Безмолвными свидетелями исторических событий и человеческих судеб являются недвижимые памятники истории и культуры. На сегодняшний день их количество в Туле и Тульской области составляет около 3,5 тысяч объектов. Эта цифра не окончательная, так как обследованы далеко не все районы области на предмет выявления объектов, представляющих историко-культурную ценность.
   Особая роль среди архитектурных памятников принадлежит церквям и монастырям. В Туле в XIX веке были созданы прекрасные творения зодчих, замечательные духовные, архитектурные и исторические памятники. В 1917 году число храмов и часовен в Тульской епархии составляло 1089. В самой Туле с ее 130-тысячным населением было 3 собора -- Успенский, Богоявленский и Спасо-Преображенский - и 68 храмов и домовых церквей (при семинарии, больницах, учебных заведениях, приютах).
   По переписи 1897 года самым крупным по численности населения уездом был Тульский (216 698 обоего пола). В Тульском уезде действовало 78 церквей. Почти в каждом селе был свой храм. Стояла церковь и в моём родном посёлке Сергиевском. За годы советской власти все монастыри и почти все храмы на территории епархии были закрыты, большинство из них - в том числе и наша церковь - разрушено. Большая часть духовных, исторических и культурных ценностей были конфискованы.
   Православность - одна из характерных черт русского человека. Каждая приходская церковь имела свой церковный округ населения - приход. Приход был основной епархиальной единицей России. Церковь была центром всей приходской жизни. Известный историк российского крестьянства А.И. Клибанов образно сказал, что "вся жизнь русского крестьянина прошла возле ограды сельской церкви".
   В уездах центром прихода являлось село, в состав которого входило ещё несколько более мелких населённых пунктов. Одним из таких центров в Тульском уезде являлось Сергиевское-на-Упе. Приход этого села составляли: село Сергиевское (Упская Гать) и деревня Сергиевские выселки. Число прихожан на конец XIX века (по Малицкому) составляло 204 души крестьян мужского и 220 - женского пола. Есть и другая информация, по которой в Сергиевский приход, кроме означенных сёл и деревень, входили ещё деревня Слободка: (2 версты от Сергиевского-на-Упе) 47 дворов, 159 мужчин, 166 женщин; деревня Солосовка (5 вёрст от Сергиевского-на-Упе) 3 двора, 23 мужчины, 19 женщин.
   Открытие Сергиевского прихода относится к 1733 году. Именно тогда, как гласили церковные летописи, здесь "местным помещиком Иваном Григорьевичем Сухотиным" была построена небольшая однопрестольная церковь в честь Сергия Радонежского. В каком году храм был освящён - неизвестно.
   О церкви в Сергиевском мы знаем мало. По единственной, очень неясной журнальной репродукции ("Столица и усадьба", N 22, 1914г.) трудно судить об архитектуре церкви. Известно, что была она каменная, крыша была покрыта листовым железом, "окрашенным медянкою", пол каменный. На церкви "глава из листового железа, крест на ней железный, окрашен жёлтой краскою, прикреплён к главе цепями". Из Описи села Сергиевского-на-Упе за 1856 год мы узнали, что при церкви была колокольня "на двух деревянных столбах, покрыта тёсом, на ней четыре колокола". Деревянная звонница была заново построена в 1914 году "на добровольные пожертвования прихожан". В церкви было три входа, шесть дверей - три наружных и три внутренних, десять окон за железными решётками. Стоял храм на подъезде к дому - в те времена включение церкви в усадебный ансамбль было обычным делом. В 1738 году в храме была похоронена г-жа Сухотина, бывшая владелица усадьбы. Об этом свидетельствовала надгробная плита, вделанная во внутреннюю стену церкви.
   С 1740х годов Сергиевское-на-Упе перешло во владение древнего рода Языковых. Прабабушка Василия и Петра Языковых (последние из живших в Сергиевском), Евдокия Ивановна, была очень набожной женщиной. После смерти мужа она выстроила себе келью, примыкавшую к церкви. Вход в нее был через притвор, а из кельи выходило окно в церковь, откуда можно было наблюдать за всеми службами. Говорят, Евдокия Ивановна много лет подряд переезжала на летние месяцы в келью, а на зимние - возвращалась домой, т.к. келья и церковь не имели печей.
   Возле церкви, на её погосте, хоронили умерших членов семьи Языковых.
   О внутреннем убранстве церкви нам почти ничего неизвестно. Мы лишь знаем, что иконостас ее был очень красив и содержал редкие образа, которые, вероятно, были утрачены либо сразу после революции 1917 года, либо после пожара в 1929 году. Из архивных источников мы узнали, что Предалтарный пятиярусный иконостас был сделан в 1793 году из простого дерева столярной работы, с позолоченными карнизами, покрашен "лазоревою краскою". В Описи церковного имущества за 1856 год мы смогли найти информацию о некоторых иконах, бывших когда-то в Сергиевском храме. Среди многочисленных Господских и Богородичных икон хочется отметить следующие:
  -- образ Богоматери Иерусалимской в серебряном окладе, в киоте из липового дерева, за стеклом;
  -- Нерукотворный образ Спасителя, в серебряной ризе и венце, в раме столярной работы, за стеклом;
  -- явление Преподобному Сергию Божьей Матери с двумя апостолами;
  -- образ Святителя Иннокентия Иркутского, в серебряной ризе и венце;
  -- образ святой мученицы Гликерии;
  -- образ мучеников Флора и Лавра.
   Кроме того, в книге П.И. Малицкого "Приходы и церкви Тульской епархии" упоминается икона святой великомученицы Параскевы как особо почитаемая местными жителями, перенесённая в Николаевскую церковь села Зарытова из Сергиевского храма при объединении приходов.
   С 1879 года Сергиевский храм состоял приписанным к Николо-Зарытовскому храму, притч которого поочерёдно исполнял и здесь, и там все богослужения и приходские службы. Объяснялось это "малочисленностью и бедностью прихода в Сергиевском".
   Причт села Сергиевского-на-Упе с давних пор состоял из священника, дъякона и пономаря. Домов у причта на церковной земле не было, так как они жили в собственных домах в селе Николо-Зарытово. Лишь в 1901 году был построен дом для священника (собственность церкви), а в 1909 году - каменная сторожка на деньги церкви. По архивным документам (клировы ведомости за 1830, 1882, 1891, 1916 годы, метрические книги Никольской церкви) нам удалось установить имена некоторых священников, в разное время служивших в Николаевской и Сергиевской церквях:
   1803 г. - священник Иван Петров с дьячком Андреем Тихоновым крестил Ивана Александровича Языкова (по метрической книге церкви села Сергиевского за 1803 год);
   с ? г. до 1810 (?)г. Руднев Василий Данилов (1783-†1861), священник храма в честь Святых Великомучеников Флора и Лавра(1833-1856). Закончил Тульскую духовную семинарию (1804), посвящен к Никольской церкви во диакона Тульской округи в с. Зарытово, в 1810 г. переведен в Тулу к Ильинской церкви диаконом же, посвящен во священника (1828-1833). Учитель Тульской духовной семинарии (1809-1811).
   Священник Трифан Иванов Соколов, священнический сын. Рукоположён в священника в Сергиевской церкви в 1816 году. В 1841 г. он с причтом крестил Александра Ивановича Языкова (по метрической книге церкви села Сергиевского за 1841 год).
   Дьячок Андрей Тимофеев Сергиевский, дьячковый сын, определён в Сергиевскую церковь в 1817 году. В 1819 году рукоположён в стихарь.
   Священник Василий Иванович Ильинский, пономарский сын (крестил братьев Василия и Петра Языковых, о чём сказано в их свидетельствах о рождении). По окончании курсов Тульской семинарии был уволен с аттестатом 2 разряда. В 1838 году рукоположён Преосвященным Дамаскином, Епископом Тульским и Белевским во священника в Никольскую церковь с. Зарытово. 6 октября 1863 года за усердное и долговременное служение, за устроение и украшение своего храма награждён Набедренником Преосвященным Никандром, Епископом Тульским и Белевским.
   Священник Дмитрий Михайлов Смирнов, рукоположен в священники 12 июля 1887 года. С 23 октября 1887 года утверждён законоучителем школы Упской Гати и наблюдателем за преподавание Закона Божьего Лутовиновской школы. В 1915 году награждён наперстным крестом за заслуги по духовному ведомству. С 1910 года утверждён в должности духовника для духовенства одной половины округа.
   Священник Василий Алексеев Флоренов, священников сын. Рукоположен во священника 6 мая 1800 года. Награждён за Благочинническую должность набедренником.
   Псаломщик Виктор Иванов Реутов. С 1895 по 1897 год состоял учителем женской школы грамоты села ? Одоевского уезда. В 1904 году посвящён в стихарь и определён в должность псаломщика в церковь села Зарытово.
   Священник Михаил Романович Пятницкий, сын священника. 19 октября 1900 года определён священником к церкви Преподобного Сергия села Сергиевского-на-Упе.
   Удалось нам узнать и имя церковного старосты. С 1912 года на эту должность был назначен крестьянин села Сергиевского Никита Сергеев Баранов.
   Преосвященный посетил Сергиевский приход в последний раз в 1915 году.
   Разрушение Сергиевского храма в 1929 году.
   С приходом советской власти усадьба Языковых была признана всеобщим достоянием. В великолепном трёхэтажном усадебном особняке расположилась школа тренеров-наездников. Что происходило с церковью в период с 1917 по 1929 год, нам узнать не удалось. Мы не знаем, была ли она закрыта сразу после революции или же там продолжались богослужения. Людей, располагающих такой информацией, в нашем посёлке нет. Однако доподлинно известно, что в 1929 году церковь Сергия Радонежского в Сергиевском-на-Упе сгорела. Так как внутри храм был деревянный, он выгорел полностью. Говорят, что этому посодействовали сами местные жители. После пожара растащили даже камни, оставшиеся от церкви, наверное, для того, чтобы ничего о ней не напоминало. Место, где церковь стояла, превратили в свалку мусора. Чтобы освободить бывший церковный участок, убрали и надгробия Языковых. Еще в конце 80х годов прошлого века их можно было обнаружить в бурьяне неподалеку от господского дома. Сейчас ни один житель поселка не сможет точно указать место, где когда-то стоял храм, а многие и вовсе не знают, что он существовал. Семейные захоронения Языковых тоже утрачены. На предполагаемом месте расположения церкви сейчас находится футбольное поле.
   Источники информации:
      -- ГАТО, фонд 145, оп. 1.
      -- Дела Тульской строительной конторы, фонд 84, оп. 2.
      -- Захваткин (Языков) Ю. А., Языковы, Российское Дворянское Собрание, Москва, 1997.
      -- Общие метрические книги Николаевской церкви села Зарытова за 1810-1867 г.г.;
      -- Опись имущества храмов, фонд 3, оп. 9, N 124, 125.
      -- Опись села Сергиевского, что на Упе за 1856 год, фонд 3, оп.9, N 2612.
      -- Малицкий П.И., Приходы и церкви Тульской епархии, 1895 г.
      -- Материалы районной краеведческой экспедиции.
      -- "Столица и усадьба", журнал, N22, 1914 г.
  

ХРАМ ВО ИМЯ СВЯТОГО АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО

В ЛЕНИНСКОМ РАЙОНЕ

Артемова Елизавета, 8 класс,

объединение "Туристы-краеведы-исследователи"

МОУ ДОД "ЦДЮТиЭ Ленинского района".

Руководитель: Шалимова Ирина Ивановна,

педагог дополнительного образования

  
   Во время проведения учебно-исследовательской экспедиции "Святыни родного края", проводимой муниципальным образовательным учреждением дополнительного образования детей "Центр детско-юношеского туризма и экскурсий Ленинского района" в течение 2006-2008 годов, было обследовано 56 православных объектов, находящихся на территории Ленинского района. Лишь один из этих храмов освящен во имя святого Александра Невского. Это храм, построенный в селе Яковлевском Тульского уезда в 1866 году.
   Вот что пишет об этом П. И.Малицкий в книге "Приходы и церкви Тульской епархии": "Село Яковлевское находится в 16 верстах от Тулы, при реке Нюховке, в которую в конце села впадает река Колоть. В конце села на расстоянии версты от храма находится станция Обидимо Сызрано-Вяземской железной дороги. Время возникновения прихода не известно. Прихожане числятся в приходе 615 мужского пола и 669 женского пола. Теплый храм во имя святого Александра Невского каменный построен иждивением помещицы Быковой в 1866 году при особом усердии священника Соболева. На содержание храма получаются 1/3 % с 1600 рублей. Притч состоит из священника и псаломщика. На содержание его получается 2/3% с 1600 рублей. Церковной земли: усадьба около 4 десятин, полевой - 32 десятины. В приходе имеется земская школа".4
   Храм располагается на небольшом возвышенном холме, возможно искусственного происхождения, рядом с дорогой, ведущей от центра села Яковлевское на север в сторону деревни Кобелево.
   В 1939 году село Яковлевское было переименовано в поселок Ленинский. В это же время храм во имя святого Александра Невского был закрыт. В здании храма долгое время находился склад соли. До 1960 года, пока храм был в хорошем состоянии, в помещении были отлично сохранившиеся росписи на стенах. По словам местных жителей в подвале находился склеп, который освещался естественным светом за счет специально расположенных окон.
   Существовал также подземный ход, соединявший теплый храм во имя святого Александра Невского с холодным храмом во имя Воздвижения Животворящего Креста Господня, расположенного на расстоянии двухсот метров. Подземный ход существовал до 70-х годов XX века, местная детвора активно обследовала его во время своих игр, затем вход обрушился, или же осторожные родители засыпали вход в целях безопасности. Про существование подземного хода мне рассказала мой педагог и руководитель этой исследовательской работы Шалимова Ирина Ивановна, которая во времена своего детства спускалась в этот подземный ход.
   После того, как стала протекать крыша, склад закрыли, и местные жители начали растаскивать храм. Крыша обрушилась, и после этого храм пришел в полное запустение.
   Мне рассказали, что какая-то прихожанка задалась целью восстановить этот храм, и даже получила благословление митрополита Тульского и Белевского. К сожалению, мы не узнали ее имени, и своих координат она не оставила, хотя заходила в Центр детско-юношеского туризма, чтобы ознакомится с имеющимися там материалами по истории храма. Но на сегодняшний день никаких восстановительных работ на месте храма не проводится.
   Что будет на месте бывших храмов, покажет время, главное, чтобы люди помнили, что эти места - Святые!
  

ЖЕМЧУЖИНА СЕЛА ДЕДИЛОВО КИРЕЕВСКОГО РАЙОНА

Стародворцев Никита, учащийся 6 класса,

МБОУ "Киреевская гимназия", Киреевский район

Руководитель: Никонова Нина Валентиновна,

учитель русского языка и литературы

   0x08 graphic

Это фото сделано в селе Дедилово Киреевского района Тульской области.

   Оно отражает важнейшие события в культурной и дух-овной жизни жите-лей села Дедилово, города Киреевска и всей Тульской области: восстанов-ление храма Святой Параскевы Пятницы.
   На фото, в верней ее части, мы видим разрушенный и опустошенный в 20-е годы прошлого века храм Святой Параскевы Пятницы, один из красивейших и почитаемых некогда храмов Дедилова. Перед храмом мы видим группу прихожан, жителей села Дедилова, которые под руководством отца Трифона в начале 90-х годов приняли решение восстанавливать разрушенную и оскверненную церковь. Потрясают масштабы разрушений. По воспоминаниям старожилов церковь использовали сначала как склад, затем как гараж для транспорта.
   Так выглядят прихожане на укрупненном снимке.

0x01 graphic

   0x08 graphic
На другой фотографии мы видим уже восстановленный храм Святой Параскевы Пятницы.
   Снимок сделан в июле 2009 года. Фото местного краеведа А.Н.Лепехина. Данная фотография представляет большую ценность для исследователя: она помогает проиллюстрировать трагическую судьбу храма Святой Параскевы Пятницы.
   Что я узнал об истории?
   Дедилово - одно из самых старых поселений в Тульской области. Средневековый Дедилов был удивительным городом. Здесь стоял красивейший соборный храм в честь святителя Николая Мирликийского. За крепостными стенами, в слободах, были построены 6 церквей, в том числе церковь святой мученицы Параскевы Пятницы (Римской). Ее возвели на берегу протекающей в этих местах речки Шиворонь. Храмы в честь Параскевы Пятницы традиционно строили на берегах рек: наши предки верили, что из воды на Святки выходит всякая нечисть, и только Параскева может ее прогнать.
   0x08 graphic
Икона Святой Параскевы Пятницы в Дедиловском храме. Фото Стародворцева Никиты
   А еще Параскеву Пятницу считали покровительницей семьи, детей, дома, хозяек. Не случайно в церквях радом с ее иконами ставили предметы быта. И сегодня в возрожденном храме рядом с образом святой - старинная прялка, клубок шерсти и гребешок для ее расчесывания.
   Раньше храм был небольшой, деревянный, несколько раз горел, но вновь восстанавливался из пепла.
   В 1869 году на месте старого храма был построен новый, каменный, в честь победы русских воинов в войне 1812 года. 
   А потом наступили сложные для храма годы: в 1934 году храм был закрыт. Для местных жителей это стало трагедией. Иконы, церковную утварь они разобрали по домам и бережно хранили. На всю округу осталась лишь одна действующая церковь в селе Панино. По воскресеньям на службу верующие ездили либо туда, либо в Тулу.
  

СВЯТО-ТРОИЦКИЙ ХРАМ СЕЛА СУПОНЬ УЗЛОВСКОГО РАЙОНА

Щеколдина Зинаида, учащаяся 10 класса

МОУ СОШ N 22, г. Узловая.

Руководитель: Дроздова Маргарита Николаевна,

учитель музыки.

  
   Я родилась и выросла в городе Узловая, являюсь прихожанкой Свято-Троицкого храма с. Супонь, посещаю Воскресную школу, пою на клиросе. Мне нравятся поездки по Святым местам, чаепития и праздники, организованные преподавателями Воскресной школы.
   А ещё я пытаюсь узнать историю своей малой Родины.
   История деревни Супонь

Наша милая деревня,

Сколько прелести в тебе!

Несмотря на все невзгоды

Нас ты вновь зовешь к себе.

Отрывок из стихотворения

М. Мордовиной "Деревня"

  
   В 40 верстах от Тулы, в 20 верстах от Богородицка и в 2 верстах от Узловой, расположилась деревня Супонь. Это название местные жители объясняют по-разному. Одни считают, что Супонев - фамилия бывшего помещика. Другие рассказывают предание, по которому во время проезда через деревню у императрицы Екатерины II в упряжке её экипажа оборвалась супонь - ремень, стягивающий хомут. Вследствие чего пришлось сделать остановку. В память этого события деревня получила название Супонь.
   Сохранилось преданье - в распутицу,
   Как велось испокон на Руси,
   Взяли кони, колеса по ступицу
   Утопали в кромешной грязи.
   И от этого стало, наверное,
   Грустно Екатерине Второй
   То-то хляби по Тульской губернии...
   То-то хмари над грешной землей...
   Но смиренно и жницы и пахари
   На колени вставали, крестясь,
   И в душе меж поклонами ахали,
   Золоченой карете дивясь.
   Тут и выйти случилось неувязке:
   Коренник - тот, что весь как огонь,
   Оступился, рванулся в упряжке
   Так, что лопнула разом супонь.
   Но была та заминка минутной:
   Кучера - расторопный народ
   И карете, по-царски уютной,
   Мигом дали торжественный ход.
   На прощанье в оконце кареты
   Августейше мелькнула ладонь...
   Вот и все. Ни единой заметы,
   Лишь названье - деревня Супонь.
   Отрывок из стихотворения
   Л. Фирсовой "Деревня Супонь"
  
   Как и у каждого села, у деревни Супонь есть своя летопись, своя история. По воспоминаниям старожилов до революции 1917 года деревня Супонь подчинялась Богородицкому уезду Тульской губернии. На её окраине размещалось имение купца Алексея Алексеевича Заварзина, крестьяне называли его барином. Он владел одноэтажным кирпичным домом, построенным в форме буквы "Г" и обнесенным со всех сторон канавой и земляным валом. Здесь имелись комнаты для семьи, заезжих гостей и большая терраса с выходом в сад, в центре которого был водоем. Деревенские называли его "сажелка". Улов в этом озере был огромный, особенно много водилось карасей. В Супоневском саду росло много яблонь разных сортов. На деревьях гнездилось множество грачей.
   После революции имение купца перешло в ведение райисполкома. В барском доме организовали начальную школу. Преподавателем начальных классов здесь работала мать Узловского поэта Владимира Сапронова, Ольга Игнатьевна Сапронова. Одну из комнат школы использовали под красный уголок. Местные жители организовали там драматический и хоровой кружки. Туда приезжали для выступлений артисты цирка. До войны в Супони существовало много красных уголков, которые размещали в свободных деревенских домах. Девочки и мальчики с удовольствием приходили туда. Старожилы с радостью вспоминают, как в один из домов деревни завезли оружие. Многих мальчишек это заинтересовало. Из района приезжали инструктора, и ребята учились разбирать и собирать старый образец винтовки, изучать стрельбу. Впоследствии начальная школа превратилась в ветеринарную лабораторию. Там содержали кроликов, морских свинок, белых мышей и крыс для исследований.
   Несколько лет спустя здание бывшего купца Заварзина принадлежало колхозной районной школе по подготовке трактористов, бригадиров, полеводов и других сельских работников. С 50-х до 70-хгодов это здание превратилось в замечательное общежитие для приезжих.
   Местом для творчества в деревне Супонь был клуб. Там организовали хор, который выступал на различных праздниках и торжествах.
   В колхозе в 30-е годы получали хорошие урожаи зерновых, было развито скотоводство и овощеводство. Для улучшения здоровья работников имелась пчеловодная пасека, сады с хорошими сортами яблок. На самой лучшей почве выращивали арбузы. На окраине деревни в небольшом количестве содержались куры. Выращенные овощи: капусту, морковь, огурцы, помидоры, свеклу - отправляли на базар и в магазины. Молодежь организованно помогала работе колхоза: пахали землю, убирали урожай, возили снопы с полей.
   Огромную роль в судьбе деревни сыграли шахты. Многие местные жители работали там. Благодаря шахтерам в нашей деревне появился глубокий водоем, берущий начало из Свиридовского пруда. Это было замечательное место для отдыха. У водоема находились мостики, вышка для прыжков, раздевалки, причал для лодок, на берегу стояли скульптуры шахтеров. Отдельно находилось место для купания детей.
   Шахтеры построили стадион длинной 100 метров, сделали высокие трибуны для зрителей, оборудовали площадку для футбола и волейбола. Здесь проходили спортивные соревнования, в которых супоневцы могли показать себя.
   По вечерам местное население любило прогуливаться в роще. Каждое воскресенье в этой зоне отдыха устраивали народные гуляния. День шахтера отмечался по-особому. Люди приходили из Узловой и всех близлежащих поселков. Играл духовой оркестр, проводили концерты.
   В деревне установлен памятник погибшим шахтерам в 1937 году. С прекращением деятельности шахт - зона отдыха пришла в упадок, обветшало здание районной колхозной школы.
   В 70-х годах барское здание сломали, чтобы освободить место под строительство современных коттеджей.
   Много людей в настоящее время посещают большой храм деревни Супонь, который поражает своим величием и красотой.
  

0x01 graphic

Свято-Троицкий храм в настоящее время

  
   История Свято-Троицкого храма с. Супонь
   В сведениях из государственного архива Тульской области написано: "В 1797 году выдана храмозданная грамота на строительство новой каменной церкви в 30 саженях к югу от пришедшей в ветхость деревянной". В 1805 году на средства помещика, поручика лейб-гвардии Николая Петровича Титова был возведен новый "...храм во имя Святой Троицы, каменный, в трапезной части есть придел во имя Казанской Божьей Матери, устроенный одновременно с храмом".
   Приход включал в себя близлежащие села и деревни: Кондрово, Бибиково, Свиридово, Тарбеевку, Заварзино (Гремячий) Колодезь, Хитрово, Воейково, Пашково, Данилово и поселок при станции Узловой.
   В 1874 году в Тульское Губернское Правление по строительному отделению поступил на рассмотрение проект по распространению трапезной Троицкой Церкви. Проект был утвержден в этом же году. За наблюдением строительства был приглашен архитектор Бочарников.
   Чуть позже, в 1889 году, взамен ветхой колокольни, начинается строительство новой. Проект был выполнен архитектором А. А. Поповым. В нем предусматривалась каменная трехъярусная колокольня, имеющая в плане каждого яруса квадрат, с деревянным венчающим верхом. Таким образом, в 1891 году была выстроена новая четырехъярусная колокольня высотой более 20 метров.
   За сто лет служения храм начал приходить в ветхость, и в 1896 году составили проект на перестройку здания, строительство которого закончилось к 1910 году. Таким образом, храм строился довольно долго - 14 лет. 23 июня состоялось освящение церкви.
   Храм выстроен в типичном для конца XIX века стиле. Церкви принадлежала деревянная часовня, сарай, двухэтажная сторожка. Здесь собирались люди со всех близлежащих деревень, чтобы отдохнуть от ежедневной суеты, побыть наедине с Богом, помолиться.
   Таким образом, историю строительства Троицкой Церкви в селе Супонь можно разбить на четыре периода:
   I этап - 1805 год -строительство Троицкого храма с колокольней;
   II этап - 1889-1891 гг. - строительство новой колокольни;
   III этап - 1896-1910 гг. - строительство нового храма, вместо старого обветшавшего;
   IV этап - 1909-1910 гг. - мелкие строительные и противоаварийные работы.
   Сохранились копии метрических книг с 1802 года, а исповедные росписи - с 1801 года. Вместо церковно-приходских школ при Троицкой церкви в приходе было 6 земских школ. Так, в 1915 году в селе Супонево в 6-ти домах проживало 34 человека, из них - 26 из числа духовенства.
   Земли Свято-Троицкого храма занимают площадь 1 га и относятся к особо охраняемым территориям.
   1917 год - трагичный для русской церкви. Супонь переименовали в Красную Коммуну, церковные ценности изъяты, число прихожан уменьшилось. Здание частично разрушили и стали использовать как зернохранилище. Годы забвения продолжались до 1989 года. От церкви сохранились лишь стены и часть фресок.
   0x01 graphic
   История сохранила для потомков имена служивших в то безбожное, трудное время. Притч церкви состоял из двух священников, носящих одно имя - Иоанн. Троицкие священнослужители понесли трагический крест мученичества, как и тысячи граждан во всей России. Храм был окончательно закрыт, когда в 1937 году забрали настоятеля. На долгие годы для храма наступил период разрушения и забвения. Здание храма не было разрушено до основания, благодаря найденному ему применению под зернохранилище. Новая страница в летописи храма была открыта в 1989 году, когда в числе сотен поруганных храмов области, он был возвращен верующим. 12 июля 1989 года - день памяти Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла - день второго рождения Узловской Святыни, дорогой сердцу каждого верующего человека. Божией милостью храм снова предстоит во всем своем величии и красоте. Многая и благая лета всем, вложившим частичку своей души и сердца в стены родного храма, всем потрудившимся во славу Божию. Немного грустно, что безвозвратно уходят годы, унося с собой прихожан - живых свидетелей возрождения, для которых жизнь прихода и благолепие храма стало смыслом всей жизни. Восстановление храма взял на себя протоирей отец Симеон (Макашов), первый настоятель Свято-Троицкого храма. Он придал церкви первозданный вид, вернул ей её красоту и величие, построил здание для крещения и колокольню. Добрый пастырь, учитель, наставник, человек, молитвами которого зажжен огонек веры в массах израненных безбожным временем душ, известен почти каждому узловчанину. К сожалению, из-за преклонного возраста и недугов сегодня батюшка не служит, а находится на покое. В 1999 году переведен за штат, и в настоящее время проживает в городе Ногинске Московской области. С особой теплотой принимает многочисленных духовных чад и вспоминает любимое детище и прихожан, ставших родными за время служения.
   Троицкий храм стал для жителей Супони, Узловой, и близлежащих деревень благодатным местом, где размеренно и неспешно течет молитва. Большое количество икон, на которых изображены лики святых, зажженные свечи, лампады, - все это восхищает каждого прихожанина.
   Нынешний, третий настоятель храма, отец Игорь продолжает работу, начатую отцом Симеоном. Он является председатель епархиального отдела по взаимодействию с пенитенциарными учреждениями УФСИН России по Тульской области, который был создан в 1996 году. 14 священников отдела окормляют 8 исправительных колоний (одна из них - детская) и 4 следственных изолятора. В 7 колониях есть отдельно стоящие храмы. В детской колонии храм освящен в честь Мц. Анастасии-Узорешительницы. В двух СИЗО есть молитвенные комнаты: в Белеве и Новомосковске. В тех СИЗО, где нет молитвенных комнат, батюшки приходят непосредственно в камеру. Там же исповедают, крестят, причащают, беседуют, приносят духовную литературу. Необычное начинание: в праздники Рождества и Пасхи в колонии приезжают с концертом дети из Воскресных приходских школ. По отзывам администрации ИК, общение с детьми благоприятно влияет на осужденных. Как сказал отец Игорь, дети не боятся посещать колонии, некоторые сами интересуются, когда они поедут к осужденным с концертами. Интересно, что после визитов детей некоторые осужденные изъявляют желание петь на клиросе и алтарничать. В отсутствие священника осужденные ежедневно собираются в храме и читают утреннее и вечернее правило, а также акафисты.
   При храме более 20 лет работает Воскресная школа, где преподаются Закон Божий и рукоделие. Также создана библиотека, в которой дети вместе с родителями читают поучительные рассказы. Одним из методов обучения и воспитания является организация православных лагерей и многодневных туристических походов, в организации которых активно принимают участие и родители.
   На протяжении нескольких лет в храме каждое воскресенье поет на Литургии попеременно с профессиональным - народный хор, состоящий из детей и взрослых.
   В настоящее время жизнь в деревне Супонь не остановилась. Сюда приезжает множество людей. Одних привлекает храм, других природа этого местечка: водоем, березовая роща, небольшой лес. Зимой здесь катаются на лыжах, летом отдыхают на берегу пруда, купаются.
   Несмотря на то, что молодежь стремится в большие города, мы все равно надеемся, что наша малая Родина будет жить и процветать еще долгие годы.
   Приехал я в родимую Супонь,
я никогда б с деревней не прощался,
повязан с ней неласковой судьбой
и памятью повязан беспощадной.
   Но годы прокатились, словно волны,
стою, не узнавая этих мест,
из праха храм поднялся Божьей волей,
а сзади храма поминальный крест.
   Совсем неподалёку крёстный мой,
одна отрада то, что он живой,
хватает сил,
пока, меня встречать
и на вопросы тихо отвечать.
   Но жизнь уже совсем сгорела в нём
невидимым огнём.
Однако радостно смотреть в его глаза,
они так много могут рассказать,
лаская душу, как ласкала мать
-
других таких на свете не сыскать.
   Всё те ж луга... Но детство не вернуть
и не найти мальчишеский тот путь,
что вёл меня к сверкающей реке...
То на покос, то к мельнице старинной,
   лежал мой путь весёлый и не длинный,
с черёмуховым прутиком в руке.
Друзья мои... подруги детских игр...
Я помню голоса и все движенья их.
   Спасибо вам, что были вы на свете,
в душе моей, как
встарь, всегда вы дети.
Как многих нет... Как незнакомых много.
Растёт в душе неясная тревога...
Как грустна мне обратная дорога,
туда,
что называется домой,
и чувство,
что я здесь теперь чужой...
   Владимир Сафонов (Как грустна мне обратная дорога...)
   Источники информации
      -- Архивная справка Тульского областного архива.
      -- Материал из газеты "Знамя" от 22-06-2011г.
      -- По воспоминаниям жителей с. Супонь А.И. Жуковой и А.И. Доможирова.
      -- Стихотворение Владимира Сафонова.
      -- Стихотворение Л. Фирсовой.
      -- troitskiy-hram.narod.ru .
      -- ru.wikipedia.org?wiki/Свято-Троицкий_храм_(Супонь).
      -- home.tula.net?uzl/history/history1.htm.
      -- Историческая записка.
      -- Отчет по воскресной школе (2010 год).
      -- Журнал "Нескучный сад" - Дела милосердия: Центральный регион N2 (31) 2008.
  

  

ЖИВАЯ ВОДА ЕГНЫШЁВКИ

Кошелев Алексей, учащийся 10 класса

МОУ "СОШ N 3 имени О. А. Морозова", г. Ефремов.

Руководитель: Крюкова Надежда Николаевна,

учитель биологии.

  
   В моей семье особое внимание уделяется православным традициям и обычаям. Я вместе с бабушкой и мамой посещаю Храмы и святые источники нашего района, изучаю их историю и настоящее, в составе группы единомышленников принимаю участие в акциях по очистке святых источников.
   Однажды мне посчастливилось посетить святой источник Пантелеймона Целителя в деревне Егнышёвка. Я ждал этого дня с нетерпением. Вот мы и на источнике... Он расположен среди деревьев и представляет собой комплекс из трёх частей: самого родника, где можно испить водицы и умыться, маленькой купели, в которую встав ногами, нужно прочитать молитву Пантелеймону Целителю (ничего страшного если Вы не знаете этой молитвы, она написана на щите перед купелью) и большой деревянной закрытой купели (к сожалению, она ещё была не достроена и закрыта). Я встал ногами в купель и начал читать молитву. И сразу (несмотря на то, что вода холодная) по моему телу пробежал поток тёплых волн, и мне хотелось ещё и ещё раз читать эту молитву, обращаясь к Пантелеймону Целителю. Через год мне посчастливилось снова посетить этот источник. И каково же было моё удивление, когда я испытал всё заново: и тот же поток тепла, и желание молиться. Я надеюсь, что когда-нибудь мне посчастливится ещё раз посетить святой источник в деревне Егнышёвка. О нём я хочу вам рассказать.
   Источник известен с 1650 года и уже тогда почитался целебным.
   В живописных окрестностях посёлка Егнышёвка Алексинского района, близ бывшей усадьбы Бобрищевых-Пушкиных, бьёт природный источник с целебной водой. Источник этот носит он имя Пантелеймона - целителя - покровителя медицины, одного из самых почитаемых в России святых. К нему верующие обращаются за помощью при различных болезнях. Еще 300 лет назад он был известен старцам Зосимовой пустыни и других монастырей. Недалеко от источника стояла часовенка, в которой обитал одинокий монах, молившийся о здравии всех, кто посещал источник.
   К источнику с незапамятных времен приходили люди - напиться или в надежде смыть все хвори и недуги в прозрачной ключевой воде. Так велика была слава о его удивительной живительной силе. Рассказывают, что тайно сюда привозили даже больных из дома Романовых. Считалось, что простой люд не должен знать о слабости здоровья царских особ.
   После революции, в 1918 году, революционные фанатики засыпали источник камнями. Был убит монах, живший у родника. Но произошло чудо - целебная вода вышла на поверхность неподалеку от груды камней. Источник уничтожить не удалось...
   Вторую жизнь источник получил совсем недавно.
   Дирекция санатория-курорта "Егнышёвка" приняла решение привести в порядок территорию, на которой он расположен. Нашлись и единомышленники. Инициативу егнышевцев поддержал (причем абсолютно бескорыстно) директор тульской строительной фирмы "Автор" Ю.А. Хрущев. Был создан проект благоустройства территории источника, начались работы.
   Параллельно велись исследования, целью которых было выяснить, есть ли научное объяснение уникальных целебных свойств источника. Результаты поразили даже многое повидавших специалистов. Вода из Егнышевки оказалась на редкость чистой и насыщенной серебром и кремнием. А это значит, что она обладает обеззараживающим свойством, а также благотворно действует на сосуды и органы пищеварения.
   Кроме того, в районе источника была проведена геологическая разведка. Во время бурения геологи обнаружили залежи ценнейшей голубой глины - ее исключительные косметологические свойства были известны еще нашим далеким предкам..,
   4 февраля 2004 года Егнышевский источник был освящен в честь святого великомученика Пантелеймона высокопреосвященнейшим архиепископом Тульским и Белевским Алексием.
   Святой Пантелеймон родился в Никодимии, во времена царствования жестокого царя Максимиана (Ш-1У вв.), в семье язычника и христианки. Еще в отрочестве он отличался милосердием - подавал милостыню нищим, бесплатно лечил больных. Мать Пантелеймона воспитывала его как христианина, но она рано умерла, и отец-язычник отдал сына в ученики к известному в то время медику, врачующему царскую семью. Тогда же в Никодимии жил старец - святой Ермолай.
   Однажды, повстречав Пантелеймона, он спросил у него, к какой вере тот хотел бы принадлежать: к отцовской или материнской. Юноша ответил, что ему ближе материнская вера. Старец же ему сказал: если будешь веровать, то исцелишь всякие болезни одним призыванием Иисуса Христа. С тех пор Пантелеймон каждый день приходил к старцу. Предания повествуют, что как-то увидел он на дороге мертвого ребенка, а рядом лежала ужалившая его змея. Взглянув на небо, юноша произнес: "Господи Иисусе Христе, если Ты хочешь, дабы я сделался рабом Твоим, сделай так, чтобы отрок ожил, а змея издохла". И тотчас ребенок ожил, а змея рассеклась пополам. После этого Пантелеймон принял крещение.
   Он без устали врачевал страждущих - возвращал зрение слепцам, способность двигаться - парализованным, приходил в тюрьмы к подвергавшимся истязаниям христианам, лечил их раны. Кто-то из завистников написал донос царю Максимиану, Пантелеймона привели во дворец, пытались заставить его отречься от веры в Христа. И когда тот отказался это сделать, Максимиан приказал повесить обнаженного мученика на дереве, царапать его тело железными когтями и жечь огнем свечей. Но орудия пыток выпали из рук палачей, а свечи угасли. Тогда царь повелел опустить Пантелеймона в котел с кипящим оловом - но олово застыло. Несчастного бросили в море с камнем на шее - и камень стал легок, подобно листу. Целителя отдали на растерзание голодным львам - звери только смиренно лизали ему ноги. Много раз пытались убить святого Пантелеймона, и, когда мучителям все-таки удалось отсечь ему голову, из раны потекло молоко, а дерево маслины, к которому он был привязан, тотчас покрылось плодами.
   В Русской Православной Церкви святой Пантелеймон (день памяти - 9 августа по новому стилю) считается покровителем больных и страдающих, детей и стариков.

  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"