Лысенко Надежда Ефимовна : другие произведения.

Страницы истории Православия на Тульской земле (Продолжение.2 раздел. Подвижники Благочестия)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


Страницы истории Православия на Тульской земле (Продолжение)

2 Раздел. Подвижники благочестия

Схимонах Феодот (Герасимов)

Новикова Вера, учащаяся 6 класса

МКОУ "Никольская ООШ N28", Ефремовский район.

Консультант: Трошев Илья Сергеевич.

   Мой рассказ - это история жизненного пути нашего земляка, схимонаха Федота Герасимова, окончившего свой земной путь в Оптинской пустыни. Его памяти и посвящено это выступление.
   В мире Феодор Иванович Герасимов, из крестьян Тульской губернии Ефремовского уезда Дмитриевской волости, деревни Лоташка.
   В книге "Города и селения Тульской губернии в 1857 году" указано, что деревня Латошек находится при реках Семеньке и Латошке. Число прихожан обоего пола, по состояниям значится: казенных крестьян 579.
   А в книге "Списки населенных мест. Тульская губерния 1862 год" деревня описывается следующим образом: деревня Латошек казённая, при речках Семеньке и Латошке, расположена по левую сторону Ливенского тракта (из г. Ефремова в г. Ливны), в 1-ом стане, от уездного города- 12 верст, от становой квартиры - 15, число дворов - 64, жителей: 283 - мужчин, женщин - 233.
   В этой же книге указаны два владельческих селения: сельцо Гнилуши (Латошек), сельцо Латошек (Прозоровка).
   В последствии одно сельцо стало называться Гнилуши, второе Прозоровка, а деревня-Большой Лотошок.
   Деревня Лотошок всегда была казённая (не владельческая). Она уже упоминается в ревизских сказках Елецкого уезда Елецкого стана 1762 года.
   Сейчас деревня Латошок представляет собой печальное зрелище. Въезжая в деревню, редко встретишь человека. От былого многолюдья ничего не осталось.
   Исследуя ревизскую сказку 1850 года государственных крестьян д. Лотошка Дмитриевской волости Ефремовского уезда Тульской губернии и исходя из имеющихся данных, мы можем сказать, что Федот Иванович Герасимов родился в 1830 году. Семья по переписи 1850 года состояла из 37 человек, совместно проживали 5 семей братьев Герасимовых. Отец Федота - Иван Ефремович Герасимов умер в 1844 году в возрасте 52 лет. У Федота было два старших брата. У одного из братьев было два сына: 1847 и 1848 г.р. и, по всей видимости, Федот их воспитывал.
   Следующий материал взят из книги "Оптинский патерик" глава 5 "Скитский некрополь". Стилистика текста почти не изменена.
   В раннем детстве остался Федот без родителей, сиротой. Сказывал он, что в начале 40-х годов прошлого XIX века в их местности было сряду два голодных года, и потому приходилось по целому дню работать у зажиточных крестьян за один ломоть хлеба, чтобы только не умереть с голоду. Но зато по прошествии этих голодных годов уж и урожай был хорош!
   Феодор Иванович в свое время был женат, но был бездетный и потому вместо детей воспитывал у себя двух мальчиков племянников-сирот, которые почитали его как родного отца. Занятие его, как сельского жителя, было обычное крестьянское - хлебопашество. А кроме того, он занимался рыболовством, и очень удачно. "Бывало, - вспоминал он, - крестьяне наши везут на базар в Ефремов огромные воза сена и соломы, а я повезу рыбки пуда три или побольше. Её в телеге-то и не видать, а денег выручу больше всех". Так жил он и нажил, судя по-крестьянски, порядочное состояние. Когда же скончалась у него жена, а племянники выросли, тогда он увидел, что ему не для чего уже оставаться в миру, и потому в 1874 году поступил в Оптину Пустынь в число братства. Ему тогда было от роду около 50 годов. И так как в миру он занимался рыболовством, то и в монастыре послушанием его было, вместе с другими, ловить рыбу. Сказывал он, что перед тем как идти на ловлю, никогда не пил чаю, а только закусывал; другие же его товарищи чай пили. Но как вскоре приходилось всем рыболовам быть мокрыми, то все они потеряли на этом послушании здоровье и в ранних летах померли, а он, при своей аккуратности, здоровье свое сберег и долго пожил на свете.
   Затем Феодор Иванов был несколько времени гостинником (гостинник - монах, ведающий монастырской гостиницей) и пострижен в рясофор, но не был приукажен к Оптиной Пустыни (приукажен - приписан указом к месту узаконенного жительства).
   Рясофор - монах низшей степени пострига, готовящийся к принятию малой схимы). Пострижение в малую схиму сопровождается произнесением обетов послушания, нестяжания и девства, дарованием нового имени.
   Проживши здесь годов десять с лишком, он по обстоятельствам должен был перейти в Лихвинский Покровский Добрый монастырь, где и приукажен и пострижен в мантию с наречением его Феодотом.
   Тут он исполнял должность келейника настоятельского и вместе с тем был свечником. (Келейник - служка, находящийся в послушании монаха). В 1884 году, когда Добринского настоятеля перевели на ту же должность в Мещевский Георгиевский монастырь, и о. Феодот перешёл туда же за ним, где и прожил три года, проходя послушание свечника.
   В ноябре 1897 года, когда Настоятель этот по нездоровью был уволен от должности и прибыл на покой в Оптинский скит, и о. Феодот в то же время перешел в скит за своим Настоятелем. Здесь он, по старости лет и по слабости сил, уже никакого послушания не нёс. Но чтобы не быть в тягость обители, он пожертвовал в скит почти все сберегавшиеся у него деньги. А кроме того сделана была в его счет серебропозлащенная риза на икону Божией Матери "Споручница грешных" в скитскую церковь, стоимостью около 150 рублей.
   Главным отличительным свойством о. Феодота было его усердие в Божественной службе и вообще к молитве. В каком бы монастыре он ни жил, всегда неопустительно ходил ко всем службам церковным - к утрени,
   обедне и вечерне, что составляет для монаха немалый подвиг и требует от него крепости физических сил. Кроме того, он каждый день, как он сам признавался, проговаривал по 7000 Иисусовых молитв. Грамоте же он почти не умел - так как едва мог разбирать слова; только довольно порядочно затвердил молитвы на сон грядущим и иногда прочитывал для своего настоятеля.
   В употреблении пищи был воздержан. Вспоминал он про своего первого настоятеля оптинского Архимандрита Исаакия, который в своё время дал ему совет никогда не наедаться досыта, а выходить из-за стола с малым ощущением голода. Этого правила и держался всегда о. Феодот. Кроме того, он был человек верный и исполнял поручавшиеся ему послушания по совести. Немного пришлось пожить ему в скиту - всего два года и два месяца со днями. Прибывши в скит, он постепенно, видимо, ослабевал в силах, но все продолжал ходить, хотя через силу и с оханьем, на скитские молитвенные правила и к службам церковным. Наконец, идя однажды, кажется, в январе 1900 года, от утреннего правила, он около крыльца своей кельи упал без чувств. Его подняли и внесли в келью.
   Затем он свезён был в монастырскую больницу, там особорован, пострижен в схиму и несколько дней ежедневно сообщался Св. Христовых Тайн, а 16 января сподобился мирной христианской кончины. Кончина его была так тиха, что из бывших при нем монахов никто не заметил ее. Думали, что он спит, а он уже уснул вечным сном. Скончался лет 72-х. Тело покойника перенесено было в скит и на третий день, после соборного служения литургии в чине погребения, похоронено было по обычаю.
   Информация по ревизской сказке и по населённому пункту д. Лотошок любезно предоставлена Валентином Михайловичем Огнёвым, писателем - краеведом из г. Щёкино.
  
   Источник: Оптинский Патерик.
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"