Настоящий путеводитель имеет своей целью подготовку учащихся к проведению познавательных и безопасных путешествий. Этот однодневный поход направлен на совершенствование физического и умственного развития, изучение родного края, его исторических и краеведческих ценностей, а также приобретение полезных и жизненно-важных навыков.
Маршрут, описанный в путеводителе, способствует не только телесному, но, в основном, духовному оздоровлению, знакомит участников похода с природным и культурным наследием региона.
Краеведческий путеводитель "Алексинские жемчужины - святые родники" находится только в начале создания и содержит маршрут: "Свято - Никольский храм - Памятный камень - источник святой блаженной старицы Евфросинии - храм в честь Казанской иконы Божией Матери с. Колюпанова". В следующей части путеводителя появится маршрут: храм в честь Святых Царственных Страстотерпцев - святой источник в честь икон Божией Матери "Взыскание погибших" и "Всех скорбящих Радость".
Начать путешествие к святому источнику предлагаем с посещения Свято - Никольского храма. Если войти в него после окончания богослужения, то можно взять благословение у служащего в этот день священника.
Историческая справка Љ1: Cвято-Никольский храм города Алексина был построен в 1787 году на средства купца второй гильдии Ивана Савостина с братьями.
В 30-е годы ХХ века храм был закрыт, его настоятель - отец Александр арестован и о дальнейшей судьбе его ничего неизвестно до сих пор. В 1937г разрушаются колокольня и притвор. В годы Великой Отечественной войны прямым попаданием бомбы полностью уничтожен центральный алтарь. Чудом уцелевшая часть храма была в 1990 г. передана Русской Православной Церкви в руинном состоянии. Первая служба в разрушенном храме была совершена 28 августа 1990 г. на праздник Успенье Пресвятой Богородице. Восстановительные работы в храме ведутся с 1990 г. регулярно и беспрестанно и по сей день, храм меняется и хорошеет на глазах.
13 августа 2003 г. храм был полностью освящен после реставрации и этот день считается днем обновления храма. Поскольку месяц первого, исторического, освящения Свято-Никольского храма не известен (1).
Выйдя из храма и повернув налево по улице Советской, пройти до пересечения с улицей Ломоносова и повернуть направо. Это путь, по которому следует Крестный ход, совершаемый ежегодно уже 7 лет 2 августа, в день памяти Илии пророка. Наша цель - Ильина (Сорокина) гора, где находится одна из достопримечательностей города - Памятный камень, установленный в честь подвига наших предков, совершённого много лет назад (4).
Историческая справка Љ2: В 1472 году алексинцы мужественно отразили нашествие хана Ахмата. Город был полностью сожжен, в живых остались единицы. Казалось, что участь города уже предрешена и Алексину уготовано забвение. Но нет. Своим жертвенным, героическим подвигом, жители города отстояли не только неприкосновенность южных границ Московского княжества, но и утвердили право на дальнейшее существование и славное место в истории нашего государства (3).
Здесь мы остановимся, чтобы вспомнить о героях прошлых лет и сфотографироваться на память.
К этому моменту мы прошли всего 1,5 километра, и нас ждёт дальнейший путь. Проходим красивейшее место, где открывается замечательный вид на реку Оку, и следуем вниз по склону горы до улицы Тихая.
Очень много поворотов на этой улице и надо быть очень внимательными. Пройдя мост над железнодорожными путями, мы попадаем в сосновый бор переходящий затем в смешанный лес. Ещё немного по тропинке и можно сделать остановку в приспособленном для трапезы месте. Вокруг замечательный лес в котором в середине июня уже встречаются "благородные" грибы и много ягод.
Конечно же, после трапезы мы убираем всё, чтобы место было таким же ухоженным и чистым как до нашего прихода. Осталось только спуститься вниз по склону, и мы увидим часовенку и купальни на святом источнике. Помолившись, можно троекратно окунуться в купель и получить благое на потребу.
Наше путешествие было бы неполным, если бы мы не пришли с поклоном и благодарностью к святой блаженной старице Евфросинии, Алексинской чудотворице.
Историческая справка Љ3: На правом берегу Оки, недалеко от Алексина, в живописном месте, находится село Колюпаново. Как повествует предание, название села, связано с когда-то орудовавшими в здешних дремучих лесах шайками разбойников. Слава Богу, время диких нравов прошло безвозвратно, а на месте прежних разбойничьих стоянок стали селиться мирные люди.
В древности в селе Колюпаново был возведен храм в честь Казанской иконы Божией Матери, который находился на левом берегу реки Прошенки в месте слияния ее с Окой. Предание гласит, что некогда здесь был и монастырь. В 1695 году в Колюпанове был выстроен новый храм того же названия. Просуществовал он до 1779 года, когда в него попала молния и он сгорел. Уцелевшие святыни перенесли в Никольский храм села Фомищева. После случившегося пожара, из-за малочисленности и бедности прихода села Колюпанова, возобновлять храм не разрешили, но Господь судил иначе. Местночтимый образ Казанской иконы Божией Матери, помещенный после пожара в церкви села Фомищева, исчез и вскоре был обнаружен на березе возле сгоревшего храма села Колюпанова. Икону с благоговением перенесли в дом помещиков Бобрищевых-Пушкиных, а по происшедшему факту было проведено дознание. Явленное свыше чудо воодушевило помещиков Бобрищевых-Пушкиных настойчиво добиваться разрешения построить новый храм, что и было осуществлено в 1783 году. Так и жило бы село своим привычным размеренным укладом, если бы Господь не привел в эти места для духовных подвигов блаженную старицу Евфросинию (2).
Уклад жизни старицы Евфросинии напоминал пример древних подвижников, находивших отраду и понимание в общении с животными. Сами же животные отвечали ей той же ласкою и любовью. Им вверяла она свои тайны и именно им суждено было стать молчаливыми свидетелями ее духовных подвигов. И до наших дней, по молитвам Блаженной старицы Евфросинии, ниспосылается особая благодать, сохраняющая домашних животных от падежа и болезней. О высоте духовных подвигов блаженной старицы свидетельствуют примечательные особенности.
Обыкновенно и летом, и зимой подвижница одевалась в рубашку толстого неваляного грубого серого сукна. Лишь изредка зимой, в большие морозы и то только для проезда в город, надевала она имевшийся у нее мужской нагольный тулуп. Ходила блаженная всегда босая. Голова у нее была стриженная, иногда она обматывала ее тряпицей или надевала на нее шапочку с опушкой. На шее юродивая носила медное ожерелье и медную цепь, на которой висел тяжелый медный крест. Кроме того, под своей единственной одеждой она носила еще тяжелые железные вериги, но это было ее глубокой тайной. Спала блаженная на голом полу вместе с собаками. Никто никогда не видел, чтобы она лежала при этом всем телом. Обыкновенно она полулежала, подперши голову рукой, поставленной на локоть. Можно представить каков был ее сон. Пищи для себя блаженная не готовила, не ходила она и в монастырскую трапезную, а брала хлеб и квас с монастырской кухни и лишь изредка позволяла себе чай.
В начале 40-х годов 19 века блаженная старица Евфросиния покинула город Серпухов. На короткий срок она остановилась в доме помещика Чирикова, а затем в имении помещика Жихарева, где состоялось знакомство старицы Евфросинии с владелицей села Колюпанова помещицей Натальей Алексеевной Протопоповой.
В 1845 году старица Евфросиния переезжает в имение Протопоповой на постоянное жительство. С собою подвижница взяла единственную икону в ликах Спасителя, Божией Матери и Святителя Николая - чудотворца.
Проживая в Колюпанове блаженная старица не оставила своих великих духовных подвигов и еще более являла дела подлинной любви, милосердия и сострадания к людям. На склоне одного из оврагов, где старица избрала себе место для уединенных молитвенных подвигов, ископала она своими руками небольшой колодезь. И когда люди приходили к ней за помощью, то блаженная направляла их к источнику со словами: " Берите воду из моего колодезя и будете здоровы ". До сегодняшнего дня это святое место дарует людям свою целительную благодать по молитвам блаженной старицы Евфросинии (5).
Набрав святой водицы, мы неторопливо поднимаемся в гору. Здесь вспоминаются стихи иеромонаха Романа:
Там за горой - белый храм,
Кладбище старое.
Этот старинный край
Русь нам оставила.
Конечно, мы идём в храм женского Свято-Казанского монастыря поклониться мощам святой подвижницы, помолиться ей и взять благословение игуменьи Ефросинии.
Нечасто ходят автобусы в Колюпаново, поэтому мы торопимся успеть и в 15.00 покидаем это святое место с лёгким сердцем и желанием опять прийти сюда непременно пешком, чтобы повторить чудо встречи со святым родником и с монастырем в честь Казанской иконы Божией Матери, поклониться мощам святой блаженной старицы Евфросинии и попросить её молитв о нас: "Святая блаженная старице Евфросиния, моли Бога о нас".
Весь описанный маршрут имеет продолжительность 5,5 км в одну сторону. Поэтому даже дети 8-9 лет проходили его с остановками для отдыха без особого труда. Если Вам пришелся по душе наш маршрут, то и Вы можете пройти его вместе с нами, так как это уже вошло в традицию: выбрав день с 10 по 18 июня, посещать это святое место.
Использованные ресурсы:
1. http://www.nikolski-hram.ru/about.html - сайт Свято - Никольского храма города Алексина
2. http://svyato.info/tulskaja-oblast/aleksinskijj-rajjon-tulskaja-oblast/selo-koljupanovo-aleksinskijj/ - О святом источнике в с. Колюпаново
3. http://www.novoeblago.ru/?place=service&id=2&subid=21 - О Памятном камне на Сорокиной горе
4. http://www. aleksin-blagochin.ru - О Кресном ходе на Ильин день
6. http://www.kartoman.ru»karta-goroda-aleksin-s-ulicami/ - Карта города Алексин и Алексинского района
7. Архив фотографий руководителя православного клуба "Благовест" МБОУ "СОШ Љ9" г. Алексина Гузь В.И.
СВЯТЫЕ РОДНИКИ ЧЕРНСКОГО РАЙОНА
Борисова Марина, Келдибекова Наталья,
Любомудрова София, Муратов Кирилл, учащиеся 6 класса
МБОУ "Тургеневская СОШ", Чернский район.
Консультанты: Ермакова Г.В.,
учитель русского языка и литературы;
Киселева Е.А., учитель химии и биологии.
"Прощеный" колодец.
Дорога к "Прощёному" колодцу петляет между холмами, оставшимися от песчаного карьера, который разрабатывался здесь лет 20-25 назад. Этот колодец известен нам с самого детства: к нему мы ходили в поход, набирали в нем чистейшей воды, отдыхали в знойный день в тени прибрежных ив, сидели за столом на лавочках, которые были кем-то заботливо поставлены у родника. К этому колодцу мы приехали в одно из воскресений. После нашего последнего посещения территория вокруг него сильно изменилась. Нет больше вокруг зарослей ивняка, поставлен новый колодезный сруб. А рядом с ним установлен крест с иконой святого Георгия Победоносца.
Расположен источник у самой речки Снежедь. Чтобы опоясать наш знаменитый Бежин луг, в этом месте она делает крутой поворот - почти круг . Течение очень быстрое, хотя большого уклона местности не видно. Вода накапливается в деревянном срубе колодца и стекает из него в речку по трубе сильным потоком. Растительность вокруг "Прощёного" колодца травянистая.
Рядом с крестом прикреплена надпись: "Почитается местными жителями с ХIХ века как святой источник".
Воде "Прощеного" колодца издавна приписывались общеукрепляющие, омолаживающие свойства. Среди местных жителей, приходивших к этому источнику, было немало долгожителей. Особое воздействие оказывает вода при глазных и кожных заболеваниях. Омовение водой из "Прощеного" колодца придавало красоту и молодость девушкам и женщинам. Матери приносили больных детей для купания в источнике. Особенные свойства были у "непитой" воды - воды, взятой до восхода солнца". Мы выпили воды из колодца, умылись, набрали воды собой, полюбовались течением реки и отправились домой, решив узнать, почему колодец называется "прощеным" и что известно о целебных его свойствах жителям окрестных деревень.
Рассказывают местные жители.
- Клавдия Васильевна Шалавина: "В ночь перед православными праздниками Крещения и Рождества Христова жители деревни Стекольная Слобода обливаются водой из этого колодца. Вода помогает от боли в суставах. В этом убедилась сама".
- Александра Кузьминична Степаненко: "Не знаю, исцелился кто-нибудь с помощью воды из "Прощеного" колодца или нет, но нам бабушка, родители всегда говорили: "Набирайте воду из этого колодца. Она вам всегда поможет, хорошая вода".
- Александра Арсентьевна Яковлева: "Ничего не могу сказать об этом колодце. В молодости мы были комсомольцами, поэтому ни в чудеса, ни в силу святой воды не верили. Теперь бы сходить к колодцу, да далеко, не дойду".
- Борисов Владимир Александрович: "Жили рядом с колодцем, всегда брали из него воду. Но никто никогда не говорил, что вода в нем святая. Не положено было".
Читаем у П.И.Малицкого: "Вблизи сельца Стекольной слободки находится Бежин луг, послуживший сюжетом для высокохудожественного рассказа Тургенева под тем же заглавием. На краю луга есть, так называемый, Прощенный колодезь. Почему он так назван, неизвестно, но в народе он слывет святым колодцем и воде его приписывается чудесная сила исцелять болезни, особенно глазные" . Целительная сила родника подтверждается в книге ХIХ века, а объяснения названия нет.
"Барский" колодец.
Когда мы собирали сведения о "Прощеном" колодце, неожиданно выяснилось, что был в cеле Тургенево еще один колодец, который называли "барским".
Рассказывают местные жители.
- Любомудрова Анна Георгиевна: "На берегу речки Азарки был еще один колодец. Говорят, что до революции воду в нем брали для господ".
- Сорокина Зинаида Тимофеевна: "Вода в Барском колодце была целебная. Ею поили детей, больных коклюшем. Только нужно было 3 раза прийти к колодцу и взять воду до восхода солнца. Его засыпали, потом пытались откопать, но не получилось".
- Александра Арсентьевна Яковлева: "Колодец "барский" действительно был. Но я не знала, что водой из него лечили коклюш. Может, мне никто об этом не говорил, потому что я как фельдшер этого не одобрила бы".
Мы отправились на поиски "барского" колодца. Речка Азарка - приток Снежеди. Когда-то, по рассказам старожилов, весной Азарка наполнялась так, что вода переливалась через дорогу, под которой она протекает по водосливной трубе. Теперь мы увидели небольшой ручей с почти стоячей водой, а место колодца заросло ивняком и бурьяном. Можно предположить, что выход подземных вод еще имеется, если ручей все-таки существует. Однако теперь никто уже не называет его речкой. Жаль.
"Николенькин" родник.
Этот родник располагается у моста через речку Снежедь, рядом с бродом, через который в старые времена переправлялись с одного берега на другой. Родник расположен на правом пологом берегу реки недалеко от нашей школы. Здесь выходят на поверхность два больших родника и много мелких. Один из них оформлен как колодец, а второй был расчищен нашими учениками в ходе операции "Родники", которая проводится у нас в школе каждый год весной. Русло родника заросшее. Родник протекает через толщу известняков. Родниковая ванна выложена крупными и мелкими кусками известняка. Поэтому вода в роднике довольно жёсткая - даёт большой осадок при кипячении.
Нам не удалось выяснить, почему на указателе стоит название "Николенькин". Никто из местных жителей не называет так этот источник. Можно предположить, что это название было присвоено недавно и еще не прижилось в народе. Приживется ли в дальнейшем, неизвестно. И хотя, по рассказам старожилов, в 90-е годы ХХ века родник освящал священник из Покровского храма в п. Чернь, о случаях исцеления никто не слышал. Воду из этого родника используют только для питья и засолок.
Итак, в окрестностях с. Тургенево существует только один святой источник, который называется "Прощеный" колодец. Но в настоящее время мало кто из жителей прибегает к помощи его целебной воды.
Святой родник в д. Черноусово.
Следующий этап наших поисков - деревня Черноусово, в которой есть святой источник. Деревня эта расположена от нашего села довольно далеко. Два года назад мы уже были там с отцом Андреем. Сегодня он снова везет нас на машине к роднику. Мы проезжаем мимо храма Пресвятой богоматери Смоленской. С шоссейной дороги мы свернули, когда увидели покосившийся указатель с надписью "Св. источник". Потом мы еще долго выбирали нужную дорогу из множества, накатанных в поле и по опушке леса, пока не увидели еще один указатель. За два года ничего здесь не изменилось. Тот же высокий крест над склоном, та же крутая лестница.
Источник освящен во имя соловецких святых Савватия, Зосимы и Германа. Мы узнали об этом из надписей на памятной доске. На другой - текст молитвы, обращенной к святым, которую мы прочитали с помощью о. Андрея.
"Яко светильницы явистеся всесветлии / во отоце окияна моря, / преподобнии отцы Зосимо и Савватие, / вы бо, крест Христов на рамо вземше, / усердно Тому последовасте / и, чистотою Богови приближившеся, / отонуду силами чудес обогатистеся. / Темже и мы любезно притекаем к ракам честных мощей ваших и умильно глаголем: / о, преподобнии, молите Христа Бога спастися душам нашим".
Источник расположен на левом крутом берегу реки Чернь. Берега ее в этой местности густо поросли лесом - липами и клёнами, с небольшим подлеском орешника и бересклета. Деревья вокруг источника высокие, нижние части стволов густо поросли мхом. Травы мало, так как деревья создают густую тень.
Родниковая ванна выложена большими кусками известняка. Мы не нашли место, откуда выходит вода из земли, родничок незаметен, также незаметно, куда стекает вода из источника. Она как будто стоит на одном уровне, не прибавляясь и не убывая.
Легенды об источнике.
Отец Андрей рассказал нам легенду об источнике. В 50-е годы ХХ века, когда в стране велась активная борьба с религией и разрушались храмы, источник пытались уничтожить. Один из самых активных атеистов забетонировал святой колодец, но вскоре ослеп. Тогда, раскаявшись в том, что натворил, он, слепой, пришел к источнику и разбил цемент. Это была первая легенда об источнике, которую мы услышали. Но в ней ничего не говорится о том, почему освящение его произошло именно во имя соловецких святых. Ведь Соловецкие острова находятся очень далеко на севере.
Вторую легенду об источнике мы услышали от Колбиной Г.С., жительницы села Ержино, что недалеко от источника. "В прежние времена на крутом берегу реки Чернь был построен скит, в котором жили три монаха, ушедшие потом в Соловки. В их память и освящен источник. По рассказам одной знакомой, когда она была маленькая, ее бабушка водила в этот скит молиться. Остатки построек скита были видны еще лет 50 назад".
Из этой легенды можно предположить, что святые Зосима, Савватий и Герман когда-то проживали в этих местах.
Третью легенду мы обнаружили в материалах сети Интернет. "Святые источники Тульской области". ...Источник Германа, Зосимы и Савватия Соловецких. Находится на крутом склоне реки Черни в лесистой местности. По преданию, местному крестьянину, пасшему скот, и задремавшему, явились Соловецкие святые и повелели ископать колодезь в том месте, где упадет шапка. В скором времени, спускаясь по склону к реке, крестьянин зацепился головным убором за сучья дерева. На месте падения шапки и был выкопан источник".
Какая же из легенд ближе к действительности?
Что бы ответить на этот вопрос, мы решили прочитать жития святых Германа, Зосимы и Савватия в книге Димитрия Ростовского "Святые русского Православия". Но там мы нашли материал только о святом Зосиме, преподобном игумене Соловецком, и немного о святом Саваатии. Родом Преподобный Зосима происходил "из области Новгородской". "...чтобы единому Богу угождать, ... преподобный отрекся от мира... и поселился в одном уединенном месте" . "По устроению Божию преподобный Зосима встретил одного добродетельного инока, по имени Герман, жившего ранее с преподобным Савватием на острове Соловецком. Сей инок передал преподобному Зосиме историю жизни и подвигов преподобного Савватия", а также поведал ему об удаленности и изобилии острова Соловецкого. И "блаженный Зосима с Германом отправились на остров, где исполнили пророчество Савватия об основании монашеской обители на острове. Мощи самого Савватия тоже были перенесены на Соловецкую землю. "Когда же открыли гроб, то увидели, что тление не коснулось ни тела, ни одежды святого", которого и положили за алтарем церкви Успения Пресвятой Богородицы в особо устроенной часовне" и почитали их как "сокровище духовное". Скончался преподобный Зосима в 1478 году, и кончина была "горько оплакана братиями обители его" . При жизни святой прославился даром предвидения, а после смерти являлся и монахам, и мирским людям, чтобы научить их чему-то, избавить от беды. "Являлся многим не только один, но и вместе с преподобным Савватием".
Еще один источник жизнеописания святых (материалы сети Интернет) помог нам установить факты из жизни преподобного Германа.
Подвижнический подвиг преподобный Герман на острове начал еще с преподобным Савватием. Подвижники прожили вместе шесть лет. 27 сентября 1435 года преподобный Савватий отошел в вечность. Герман оставил Соловки, и снова вернулся на остров, встретившись с Зосимой. Постепенно к преподобному присоединилось еще несколько отшельников. Так было положено начало знаменитой Соловецкой обители. Скончался преподобный Зосима 17 апреля 1478 года. Более пятидесяти лет пребывал преподобный Герман на суровом и холодном острове, проводя жизнь в непрестанной Иисусовой молитве и трудах. В 1479 г. он был послан игуменом Арсением в Новгород. Там, в обители Антония Римлянина, исповедавшись и причастившись, святой мирно отошел ко Господу. В 1484 г. мощи святого были обретены нетленными. Они положены в Соловецкой обители, с правой стороны алтаря в храме святителя Николая рядом с мощами преподобного Савватия. Около 1602 г. преподобный Герман явился во сне пресвитеру Григорию, служившему в Тотьме, и повелел ему написать его образ вместе с преподобными Савватием и Зосимой и составить ему тропарь. Все, с верой приходившие к иконе преподобного Германа, получали исцеления от недугов.
Познакомившись с жизнеописаниями святых, мы сделали следующие выводы:
1. Преподобные Савватий и Зосима при жизни никогда не встречались. Значит, сведение о том, что святые жили в Черноусово, не имеет под собой основания.
2. Каждый из этих святых прославился даром исцеления. Все вместе они могли являться людям. Значит, третья легенда более правдоподобна. И источник освящен в память Соловецких святых после их явления крестьянину с указанием места обретения источника.
3. Остается неизвестным, был ли в действительности скит, куда ходили люди молиться. В книге П.И.Малицкого читаем: "Существующий в приходе храм во имя Преображения Господня, был построен в 1796 году, но по местному преданию, до 1796 года в пределах Черноусовского прихода в трех вестах от села существовал деревянный храм, уничтоженный за ветхостью". Храма сейчас нет. Можем предположить, что именно о его развалинах упоминается в легенде, рассказанной Колбиной Г.С. И тогда Черноусово не деревня, а село, поскольку раньше там имелась церковь.
Мама Марины Борисовой, участницы нашего исследования, Светлана Анатольевна, рассказала нам, что деревня Черноусово получила свое название по имени помещика Черноусова, который ее основал. Однако в книге Т.В.Майоровой "Топонимические предания в "Приходах и церквях Тульской епархии" (1895) читаем о том, что топоним этот имеет другое происхождение. И снова обращаемся к труду П.И.Малицкого: "Село Черноусово лежит в лесистой местности при реке Чернь неподалеку от ее устья, название села происходит от слова Чернь и Устье и в правильной форме должно быть Черноустьево, но в народном произношении оно изменилось в более легкое и удобное Черноусово" . Не хочется сомневаться в правильности утверждений Малицкого П.И., но глядя на карту, мы видим, что устье реки Чернь находится на территории Орловской области, т.е. достаточно далеко от д. Черноусово. Таким образом, определить истинное происхождение названия нам не представилось возможным.
Мы узнали много нового о своем селе (происхождение названия "Церковное поле", подземные ходы, которые как будто соединяют наш Введенский храм и храм в Богоявлении). Но эти сведения требует дополнительного исследования.
Литература.
1. Приходы и церкви Тульской епархии: извлечение из церковно-приходских летописей. Город Чернь, его приходы и церкви. Составитель П.И. Малицкий. Тула 1895 год. (По материалам диска, записанного сотрудниками Чернского историко-краеведческого музея им. Н.А.Вознесенского).
2. Т.В. Майорова. Топонимические предания в "Приходах и церквях Тульской епархии" (1895). - Тула: Из-во ТГПУ им. Л.Н.Толстого, 2010 г.
3. Димитрий Ростовский. Святые русского православия. М.: Эксмо, 2008.
4. Материалы Интернет.
5. Рассказы настоятеля храма Рождества Пресвятой Богородицы в с. Большое Скуратово иерея Андрея (Немцова).
СВЯТЫЕ РОДНИКИ КИРЕЕВСКОГО РАЙОНА
Маливанов Данил, учащийся 4 класса,
МКОУ "Майская ООШ", Киреевский район.
Макарова Галина Владимировна,
учитель начальных классов
На территории Тульской области немало родников и источников со святой целебной водой, которая возвращает людям здоровье и радость. К одним очереди даже в будние дни, другие мало кому известны.
В нашем Киреевском районе тоже есть святые источники.
Святой источник Гремячий известен с XVIII века. На ПГМ (План генерального межевания) по Богородицкому уезду есть упоминание некого "Гремячева Колодца", как раз в тех местах, где ныне родник находится. Можно предположить, что речь идет об одном и том же. И освящен Гремячий источник был отцом Трифоном (батюшка из Дедиловской церкви) в честь Воскресения Христова.
Рассказывают, что вода из Дедиловского источника целебная и помогает при болезнях ног особенно. А еще, мол, люди добрее становятся, окунувшись в студеную водицу. Вода очень вкусная. А еще один факт: этот источник весьма популярен у местных жителей.
Наше село Майское находится недалеко от посёлка Приупский. Там тоже есть святой источник Казанской Божьей Матери с. Меленино. Источник находится в лесу. Святую воду черпают ведрами из сруба. У родника, верующие, получали исцеление от болезней глаз и головных болей.
А место по-своему уютное. Источник так спрятался, что без помощи его трудновато найти. Он небольшой, внизу, в овраге, среди деревьев. Никакой купели там нет, есть колодец-сруб, оттуда черпают воду, труба, по которой водичка больше не журчит, видимо, когда-то журчала, а теперь уровень воды упал и ключ ползет чуть ниже.
Мы с родителями сделали несколько фотографий этого места. Мы часто ходим с мамой к этому роднику, чтобы набрать святой воды. Эта вода помогает нам во время болезни, придаёт силы в трудную минуту, снимает сглаз и порчу. Храним мы воду в Святом углу возле икон. Пить Святую воду нужно натощак после молитвы. Святую воду можно окроплять дом, и вообще любую вещь. При этом надо читать молитву на освящение всякой вещи.
Расскажу историю, которая произошла с моей мамой. У моей мамы был гайморит. Она каждое утро пила Святую воду и промывала ею нос, через некоторое время болезнь прошла.
Пусть никогда не иссякнут хрустальные воды источника для всех страждущих и верующих, потому что нет ничего прекраснее, чем Вера в душе каждого человека. Чувство Веры, то есть уверенности в себе необходимо каждому человеку, как глоток прохладной воды в жаркий полдень измученному жаждой, как пища в вечерние сумерки уставшему путнику, как вдох кислорода ослабленному болезнью страдальцу.
Тот, кто не может поведать людям свои тайные мысли, придёт к любому из источников и помолится об исполнении своих желаний. А воды источника не устанут уносить всё, что люди захотят оставить здесь навеки.
Люди приходят сюда, чтобы окунуться в ауру Добра, помолиться о ближних, и вспомнить всё то хорошее, что они совершили в своей жизни для людей.
"Святой источник"
Ты хлебни глоток воды святой,
Ощути душой ее прохладу,
Окунись в источник с головой,
На мгновенье, больше и не надо.
Ты почувствуй, как душа звенит,
После малого глотка святого,
Вот уже и больше не болит,
Рана, причиненная от слова,
Ты умойся с родника водой,
Сразу мысли сменят ход привычный,
Разрешится все само собой,
Многое покажется комичным.
(Бартенева Катя)
Это только малая часть Святых источников, которые есть в Тульской области. А сколько их по всей России! Что примечательно, таких источников и такое количество нельзя найти ни в одной стране мира.
Необходимо помнить, что святая вода тогда приносит пользу, когда относятся к ней как к святыне, подходят к источнику с чистыми помыслами, в святости души и деяний, вознося молитву, имея веру. Вода-дар Божий, и этот дар надо беречь.