Лысенко Надежда Ефимовна : другие произведения.

Страницы истории Православия на Тульской земле

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ПРОВОСЛАВИЯ НА ТУЛЬСКОЙ ЗЕМЛЕ

ЦЕРКОВЬ И ОБРАЗОВАНИЕ В ВОЛОВСКОМ КРАЕ

  
   В X веке Русь приняла христианство из Византии. Крещение Руси было прогрессивным фактором: оно сопровождалось проникновением на Русь образованности, книг, рукописей, причём, помимо церковных, русское общество узнало некоторые произведения художественной литературы, литературные сборники, сочинения на исторические темы, что способствовало расширению кругозора русских людей и развитию древне - русской литературы.
   В это время создаются организации духовенства и верующих, которые получили названия церкви. Они взяли на себя функции распространения христианства, духовно - нравственного воспитания людей, а впоследствии и распространение грамотности среди населения.
   При каждом церковном храме открывались школы грамоты и церковноприходские школы. Они способствовали распространению грамотности среди крестьян. Обычно обучение грамоте вели церковнослужители.
   Территория нынешнего Воловского района была в стороне от больших городов. Это был типично крестьянский район, район сплошной неграмотности крестьян.
   В середине XIX века Тульская палата государственных имуществ, предлагает открыть приходские училища, непременно по одному в каждой волости.
   Так, в 1850 году в селе Никитском на средства графа В.А.Бобринского была открыта первая в нашем крае церковно-приходская школа, в которой начали обучать крестьянских детей. В конце 1850-х годов по решению Св. Синода такие же школы были открыты в сёлах: Новгородское, Любимовка, Солодилово, Волово. В этих школах крестьянских детей обучали чтению, письму, священной истории и арифметике. По мере того, как между крестьянами распространяется грамота и увеличивается спрос на неё, обучением грамоте начинают заниматься грамотные из крестьян, дворовые люди.
   Уже в 1858 году в школе села Никитское обучалось 47 учеников. А число грамотных крестьян достигло 500 человек из 7630 человек, проживающих в селе.
   Начиная с 1866 года, когда началась деятельность земств по народному образованию, число церковно-приходских школ постепенно сокращается. Одни из них получают пособие от земств и превращаются в земские, другие, не получив таких пособий и не имея средств, закрываются. Церковно-приходские школы были школой воспитания и своей целью ставили не только получение образования, но так же и духовно - нравственное воспитание. Воспитание и образование должны были основываться на религиозной основе при непосредственном участии духовенства в качестве преподавателей и наблюдателей за всеми школами.
   Церковно-приходские школы к 1896 году делятся на три категории:
      -- Школы грамоты.
      -- Одноклассные церковно-приходские.
      -- Двухклассные церковно-приходские.
   С 1896 года к ним присоединяется новая категория второклассных школ. Они предназначались для приготовления учителей в школе грамоты в деревне. Принимались в них окончившие одноклассные школы.
   С 1894 года начали открываться воскресные школы, преимущественно женские. Первая из таких школ была открыта 5 ноября 1894 года в селе Никитское по инициативе местного священника Петра Модестова на средства церковно-приходского попечительства для обучения взрослых девиц не моложе 15 лет. Главным предметом этих учебных заведений был закон Божий, а также начальная грамотность: чтение, письмо, начальное счисление, и сообщались краткие сведения из русской истории. Помимо воскресенья занятия часто проводились и в субботу. Эту школу посещали около 120 девиц. Законоучителями в этой школе состояли священники Петр Модестов и Алексей Нащокин. Обучением занимались учителя земской школы: окончивший курс семинарии Василий Дмитриевский, а также дочь священника Ольга Модестова. По примеру села Никитское воскресные школы стали открываться и в других сёлах.
   С начала 1870-х годов повсеместно открываются школы грамоты. В то время как росло число школ, потребовалось больше учителей, а поэтому по решению Тульской епархии в 1897 году в селе Никитское, а в 1900 году в селе Покровское-Луговка открываются четырёхмесячные курсы по подготовке учителей.
   В 1885 году в селе Новгородском была учреждена церковноприходская школа, в 1916 году в ней обучались 60 мальчиков и 52 девочки. В деревне Филипповке церковно-приходская школа была учреждена в 1899 году, в 1916 году в ней обучались 34 мальчика и 15 девочек. В церковно-приходской школе в селе Новгородском преподавала дочь крестьянина села Никитского Ольга Сергеевна Белоусова, окончившая в 1900 году земскую школу села Никитского, и мещанин г. Богородицка Андрей Васильевич Максимов, окончивший в 1902. году Тульскую второклассную церковно-певческую школу. В церковно-приходской школе деревни Филипповка преподавала дочь крестьянина, уроженка деревни Калмык Куракинской волости Богородицкого уезда Анна Ивановна Дюжина, окончившая в 1913 году Дедиловскую второклассную школу. В селе Новгородское для церковноприходской школы на средства церковно-приходского попечительства была приобретена скрипка, переплётный станок для обучения детей переплётному мастерству и письменные принадлежности.
   В приходе села Лутово были следующие школы: церковноприходская школа в селе Лутово, открытая в 1888 году; женская воскресная школа, открытая в 1899 году; земская школа в деревне Писемке; земская школа в деревне Прудках; земская школа в деревне Каменке.
   В Лутовской церковно-приходской школе в 1916 году преподавали: Александра Александровна Любомудрова и Вера Васильевна Ильинская, окончившие Белёвское епархиальное женское училище. В земской школе деревни Писемки преподавала Анна Александровна Токарева, окончившая Богородицкую гимназию. В земской школе деревни Каменки преподавала Дария Андреевна Архипова, мещанка из города Пензы, окончившая двухклассное училище в Пензе.
   В земской школе при деревне Прудках преподавала Анна Степановна Зеленина, окончившая Ефремовскую женскую прогимназию. Число обучавшихся в школах в 1916/17 учебном году было следующим: в Лутовской церковно-приходской школе-69 мальчиков и 82 девочки, в земской школе деревни Писемки - 21 мальчик и 8 девочек, в земской школе деревни Каменки- 20 мальчиков и 6 девочек, в земской школе деревни Пруды в клировой ведомости за 1916 год не указано.
   При церкви святого благоверного князя Александра Невского в селе Сахаровка церковно-приходской школы при церкви не было. В приходе находились три земские школы: школа в селе Сахаровке, помещавшаяся в здании помещицы М.Н.Чижовой; в деревне Озерки, в наемном доме крестьянина и в деревне Банных Выселках, в наёмном доме крестьянина.
   С 1903 года в земской школе села Сахаровка преподавала дочь священника села Солодолова Малефа Сергеевна Троицкая, в 1898 году окончившая Тульское епархиальное женское училище; ранее, с 1898 года, она два года преподавала в церковно-приходской школе села Мещерское Чернского уезда.
   С 1916 года в земской школе деревни Банных Выселок учительницей была крестьянка Екатерина Михайловна Полторыхина, в 1914 году окончившая курс Богородицкой женской гимназии.
   С 1911 года в земской школе деревни Озерки учительствовала крестьянка Елизавета Ивановна Пчеликова, в 1905 году окончившая Ефремовскую прогимназию.
   До революции 1917 года в приходе Знаменской церкви села Волово находились следующие школы: одна земская, две церковноприходских и одна школа грамоты. Воловская женская церковноприходская школа помещалась в доме сельского общества, а церковно-приходская школа, в которой обучались девочки и мальчики, в деревне Ольгиной - в наёмном здании. Обе эти школы находились на содержании Богородицкого отделения Тульского епархиального училищного совета. Известны имена учителей этих школ.
   В 1916 году в Воловской земской школе преподавала Зинаида Николаевна Киселёва, окончившая Тульское епархиальное женское училище, и Татьяна Ивановна Азбукина, дочь псаломщика И.А.Азбукина, окончившая Белёвское епархиальное женское училище; в Воловской женской церковно­приходской школе преподавала Анна Алексеевна Низова; в церковно­приходской школе деревни Ольгиной - Елена Федоровна Подшибякина, окончившая Покровские курсы; а в школе грамоты в сельце Лунёвке - Марина Лаврентьевна Афанасьева, окончившая Богородицкую гимназию.
   В эпоху революционных перемен все церковно-приходские школы, согласно декрету об отделении школы от Церкви 1918 года, были переданы в ведение отдела народного образования.
   Для подготовки учителей для второклассных школ преподавали следующие предметы:
   Закон Божий;
   Церковная и общая история;
   Церковное пение;
   Русский язык;
   Церковно-славянский язык;
   Отечественная история;
   География;
   Арифметика;
   Дидактика;
   Начальные практические сведения по гигиене,
   Чистописание;
   Рукоделие (для женщин).
   Для одноклассных школ:
   Закон Божий;
   Церковное пение;
   Церковнославянская грамота;
   Русский язык;
   Письмо;
   Начала арифметики;
   Рукоделие (для женщин).
   Для школ грамоты:
   Закон Божий,
   Чтение церковно-славянское и русское;
   Письмо;
   Четыре правила арифметики;
   Церковное пение.
   Учебные занятия продолжались с 20 апреля по 20 сентября. Летом для слушательниц курсов могли быть поездки в Киево-Печерскую лавру, Тихонову Пустошь, на Куликово поле.

Ивина Анастасия,

Воловский район.

  

Священномученик Лаврентий

   Епископ Лаврентий (в мире Евгений Иванович Князев) родился 2 июля 1877 года (по старому стилю) в городе Кашире Тульской губернии. Происходил из духовного звания. Был вторым сыном у матери Екатерины Ивановны Князевой (урожденной Преображенской), очень рано овдовевшей. О старшем сыне Иване, брате священномученика Лаврентия, известно, что служил он дьяконом, но умер в молодые годы.
   С детства Евгений отличался глубокой религиозностью, начальное образование получил в Венёвском духовном училище (1887-1891), а среднее - в Тульской духовной семинарии (1891-1897).
   С 1898 по 1902 годы обучался в Санкт-Петербургской духовной академии, окончил со степенью кандидата богословия, защитив кандидатское сочинение на тему "Взаимоотношение между благочестием человека и его судьбою по учению Псалтири". Во время учебы в академии присутствовал на праздничном обеде в честь отца Иоанна Кронштадского и даже говорил поздравительную речь.
   6 февраля 1903 года Евгений Иванович Князев был назначен преподавателем Священного Писания Ветхого Завета в Таврическую духовную семинарию (Симферопольская епархия).
   Кроме преподавательской деятельности он занимал следующие должности: делопроизводитель Таврического епархиального комитета Православного Миссионерского общества; с 18 марта 1904 года член епархиального цензурно- проповеднического комитета; с января 1908 года казначей попечительства для вспомоществования бедным воспитанникам при Трехсвятительской церкви Таврической Духовной Семинарии, член Совета Симферопольского Александро-Невского братства; 27 мая 1907 года Евгений Иванович Князев становится инспектором Таврической Духовной семинарии.
   28 января 1912 года на Валааме архиепископом Сергием (Страгородским) Евгений Иванович Князев был пострижен в монашество с наречением имени Лаврентий, а 5 февраля рукоположен в иеромонаха.
   28 февраля 1912 года он назначен ректором Литовской духовной семинарии и настоятелем Виленского Свято-Троицкого монастыря в то время, когда там архиепископом Литовским и Виленским был Агафангел (Преображенский), будущий митрополит Ярославский, а позднее его сменил Тихон (Белавин), будущий Патриарх.
   17 марта 1912 года Лаврентий возведен в сан архимандрита. Занимал также должность ответственного редактора "Вестника Виленского Свято-Духовного Братства".
   Здесь он встречался с Великой княгиней Елизаветой Федоровной, настоятельницей Марфо-Марьинской обители, во время посещения ею Свято-Троицкого монастыря сказал ей речь и поднес чудесную икону.
   28 января 1917 года архиепископ Тихон (Белавин) ходатайствовал перед Святейшим Синодом о рукоположении архимандрита Лаврентия в сан епископа Балахнинского, викария Нижегородского. Государь Император Николай Александрович, Самодержец Всероссийский подписал указ о назначении.
   Хиротония состоялась 19 февраля в Спасо-Преображенском кафедральном соборе. Архипастырский посох епископу Лаврентию вручал архиерей Нижегородский Иоаким (Левицкий) и произнес слова, ставшие пророческими: "Сегодня знаменательный день - Торжества Православия. Это указание свыше посвятить все свои дарования и силы на служение торжеству Православной Церкви. Но злобный враг человеческого спасения направляет свое смертоносное жало на истинных богопочитателей, производя брани, смуту и религиозные разделения. И тебе надлежит, выражаясь словами апостольскими, облещись во вся оружия Божия, препоясать, чресла твоя истиною, одеться в броню правды".
   Традиционно викарий Балахнинский возглавил Епархиальный училищный Совет и стал председателем Совета миссионерского Братства Святого Креста, председателем Епархиального приходского Совета, который занимался реформами прихода. 13 августа 1918 года им был утвержден устав "Союза православных приходских Общин".
   С лета 1917 года он еще должен был заниматься делами всей Нижегородской епархии, так как Преосвященный Иоаким (Левицкий), 65-летний правящий архиерей, будучи членом Святейшего Синода, выехал в Москву на Поместный Собор Русской Православной Церкви и к управлению Нижегородской епархией более не вернулся. Его вынудили уйти на покой под давлением революционно настроенных общественных кругов. Из Москвы архиепископ Иоаким поехал в Крым на свою дачу, а там позднее был ограблен и повешен бандитами.
   3 апреля 1918 года епископ Лаврентий писал Патриарху Тихону: "...дела, дела, просители, посетители задавили, и главное, что со дня хиротонии все один и один..., а тут еще приходится повторять себе пословицу: от сумы да от тюрьмы не отрекайся..., но что делать? Надо уж видно нести такой крест, пока Господь дает силы".
   В Нижнем Новгороде владыка Лаврентий проживал и служил в Печерском Вознесенском монастыре, на правах настоятеля. Служил часто, любил читать акафисты перед афонским образом Божией Матери "Скоропослушницы", говорил проповеди и после Литургии благословлял весь народ.
   Епископ Лаврентий был также усердным делателем молитвы Иисусовой, учеником и духовным другом оптинских старцев. Те в свою очередь слали ему земные поклоны.
   В марте 1917 года было создано Спасо-Преображенское Православное Братство по возрождению церковно-общественной жизни и религиозно-философское общество (по инициативе А.А.Булгакова, управляющего нижегородской казенной палатой).
   Епископ Лаврентий держал там речь о целях и задачах христианской жизни. На всех собраниях он был почетным председателем и участником бесед и конкретных работ: был устроен церковный детский сад, очаг помощи, религиозная библиотека, шла подготовка к широкой издательской деятельности.
   Члены Братства вскоре организовали Союз христианского единения, который стал весомой политической силой (на ноябрьских выборах 1917 года в Учредительное Собрание Союз занял третье место по губернии и получили одно место в Учредительном собрании).
   В июле 1917 года епископ Лаврентий торжественно освятил вновь отреставрированный главный Троицкий летний собор в Макарьевском женском монастыре.
   Но уже приближались времена открытых гонений на Церковь и красного террора.
   Ознакомившись с проектом большевистского декрета об отделении Церкви от государства, члены Спасо-Преображенского Братства выразили свой открытый протест в местной печати и отправили определение по этому вопросу в Учредительное собрание, еще не зная, чем это обернется.
   Вскоре Святейший Патриарх вынужден был призвать православных к организации крестных ходов по всей стране, к "стоянию в вере до смерти".
   В конце января 1918 года епископ Лаврентий благословил протоиерея Кафедрального собора Алексея Порфирьева, члена Спасо-Преображенского Братства, провести собрание нижегородского духовенства, чтобы обдумать и принять решение, как откликнуться на послание Святейшего Патриарха Тихона. Но власти с помощью отряда наемных латышских красных стрелков, сорвали это мероприятие.
   Через неделю Владыка сумел собрать духовенство в зале Епархиального женского училища, где единогласно был высказан протест против антирелигиозных действий новых губернских властей. Протест в письменном виде был направлен в Совет солдатских и рабочих депутатов, а также губернскому комиссару. 2 февраля 1918 года в праздник Сретения Господня, в Нижнем Новгороде состоялся и крестный ход в знак протеста творящихся беззаконий и гонений. В этот день епископ Лаврентий служил Литургию в Спасо-Преображенском кафедральном соборе, который был переполнен молящимися. Владыка произнес Слово о мирной христианской борьбе с врагами веры и Церкви и начал служение молебна об умирении страстей.
   Площадь перед храмом переполнилась народом: из Канавина, Гордеевки, соседних заволжских сел - Бора, Рожнова, с Нижнего базара, что под Кремлем. Послание Патриарха было всем зачитано, многие в толпе плакали (заполнена была вся Благовещенская площадь), затем пели духовные песнопения, неся впереди все свои главные святыни, в том числе Чудотворные иконы - Божией Матери Печерской и Казанской Рожновской, а также хоругви. Крестный ход, пройдя по Большой Покровской, остановился на Арестантской площади, здесь Владыка Лаврентий прочёл Евангелие.
   Всего этого власти не могли ни забыть, ни простить епископу.
   Затем епископ организовал впервые демократические выборы правящего архиерея. Так в заботах проходили дни.
   В Нижнем Новгороде начались массовые аресты. 23 августа 1918 года Владыка писал Патриарху: "Чувствую большое утомление и усталость от тяжелого бремени, лежащего на моих одиноких плечах... Оставаясь один на епархии в такое трудное исключительное время, каждый день и почти каждый час приходится принимать вести одну тревожнее другой... Некоторые из арестованных священников отпущены, другие еще в тюрьме...".
   В ночь с 17 на 18 августа решением трибунала архимандрит Оранского монастыря, протоиерей Николай Орловский и еще 15 человек были обвинены в контрреволюционной агитации среди крестьян и приговорены к расстрелу на Мочальном острове на Волге, чуть ниже Печерского монастыря. Приговоренных посадили на пароход, по дороге они отслужили по себе панихиду, пребывая в твердой надежде, что умирают за веру.
   При расстреле в архимандрита стреляли четырежды, и только после четвертого раза он упал мертвым. Монахи Оранского монастыря, подавленные происшедшим, боялись совершать публичные панихиды по убиенному. И архимандрит стал часто появляться многим во сне. Но епископ Лаврентий не побоялся совершить панихиду по новопреставленным священномученикам в Печерском монастыре в день их смерти.
   А когда новая власть объявила, что у церкви надо отобрать земли и все храмовое имущество, по инициативе епископа Лаврентия было составлено воззвание к пастве о протесте, которое подписали сам Владыка, протоиерей Алексей Порфирьев и бывший предводитель губернского дворянства А.Б. Нейдгардт. В протесте говорилось, что Революционное Советское Правительство закрывает монастыри и церкви, изымает в пользу государства церковное имущество, отняло у духовенства казенное жалованье. Захватив капитал Святейшего Синода, оно лишило даже пенсий заштатное и сиротствующее духовенство. К материальным трудностям и лишениям сельского духовенства нельзя относиться безучастно.
   Этот протест власти восприняли как "призыв к вооруженному восстанию".
   3 сентября 1918 года чекисты провели обыск в покоях епископа, изъяв переписку личного характера и полевой бинокль. Обыск был проведен и во всем Печерском монастыре, но ничего уличающего не обнаружили. При этом были осквернены две свежие могилы в усыпальнице Успенского храма.
   На основании предписания Отдела по борьбе с контрреволюцией, саботажем и спекуляцией и ордера за N 367 епископ Лаврентий (Князев) был арестован и препровожден в тюрьму, на Острожной площади. Вместе с ним были арестованы протоиерей Алексей Порфирьев и Алексей Борисович Нейдгарт.
   Еще во время служения епископа в Вильно (1912-1916) ему была предсказана мученическая кончина, о чем он часто вспоминал в Нижнем Новгороде. Рассказывали, что в Вильно в женский монастырь епископ отдал свой клобук, чтобы его привели в порядок. Одна из монашек вычистила его, выгладила наметку, надела на камилавку и, подойдя к зеркалу, увидела над клобуком огненный венец, и потеряла сознание. Вот почему три последние проповеди епископ Лаврентий заканчивал словами: "Возлюбленные братья и сестры, мы переживаем совсем особое время - всем нам предстоит исповедничество, а некоторым и мученичество...".
   В тюрьме ему предложили занять отдельную камеру, но он предпочел остаться в общей камере и первую ночь провел на полу, только на следующий день ему передали постель. Об этой постели ходило поверье, что того, кто полежит на ней, отпускали домой. И это исполнялось. Многие просились отдохнуть на его койке. Камеру епископ покидал только тогда, когда его требовали на допрос или для принудительных общественных работ: чистки тюремного двора, метания сена, поездки с бочками за водой. Он постоянно молился, что сначала вызывало насмешки, а затем все ему стали подражать. Ему даже разрешили священнодействовать в тюремном храме.
   Прихожане дважды в неделю через келейника, которому разрешалось посещать Владыку, передавали архиерейское облачение, продукты и теплые вещи. Однажды епископ выслал изношенные четки с просьбой заменить на новые. Они были переданы иеромонаху Варнаве (Беляеву), впоследствии епископу Васильсурскому, который, взяв их, сказал: "Трудовые четки".
   Сначала у епископа была надежда выйти на свободу, но с течением времени она таяла. Прихожане собрали около 16 тысяч рублей в счет залога за освобождение епископа и большое количество подписей под прошением.
   На Воздвижение 14/27 сентября, когда епископ служил в тюремной церкви, на него пришли посмотреть представители советской власти. Его духовный облик и вера были настолько велики, и влияние на народ тоже, что они единодушно решили убить во избежание духовного подъема среди населения города и губернии.
   После ареста протоиерея Алексия Порфирьева не вызвали ни на один допрос, поэтому тот был уверен в скором освобождении. Он был из многодетной семьи крестьянина Симбирской губернии, священство избрал по влечению сердца, любил молиться, более почитал икону "Всех скорбящих радости". И когда его переводили в тюрьму ЧК, накануне празднования иконы "Всех скорбящих радости", он был уверен, что идет на волю.
   К годовщине Советской власти по стране прокатился Красный террор, тысячами замучивали мирных жителей, священников, епископов.
   Чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией, саботажем и спекуляцией признала епископа Лаврентия "виновным по политическим мотивам". Вечером 23/5 ноября епископа перевели в тюрьму ЧК. Вели через весь город, люди подходили за благословением, а он вытирал влажные от слёз глаза. В ночь с 6 на 7 ноября епископ Лаврентий, протоиерей Алексей Порфирьев и Алексей Борисович Нейдгардт предстали перед военно-революционным трибуналом. По одной из версий, на вопрос "Признает ли он Советскую власть?", Владыка дал отрицательный ответ, тогда его вывели в сад при старинном особняке, где располагался ЧК и сразу же расстреляли.
   По другой версии, им предложили помилование, если они откажутся от сана. Получив естественный отказ, палачи принялись избивать священномучеников, а затем расстреляли в саду, выходившем в Почаинский овраг, где осенью 1918 года практически ежедневно производились расстрелы городским ЧК.
   У епископа были с собой Святые Дары. Он причастился сам, причастил отца Алексея. Епископ был спокоен и радостен, отец Алексей плакал: "Я плачу о моей семье".
   Могила была вырыта заранее. Они стояли у края и молились все трое. Красноармейцы приготовились стрелять, но в это время над головами их жертв возник сияющий ореол и послышалось пение Херувимской. Русские солдаты наотрез отказались стрелять в святых мучеников. Тогда позвали латышских стрелков и те выполнили эту работу в 23 часа.
   На следующий день, т.е. 7 ноября, в честь годовщины Советской власти всем заключенным, в том числе и епископу Лаврентию, следовала амнистия, но злоба человеческая и страх сделали свое дело. Лучше подстраховаться и убить, чем отпустить на свободу, а затем жить в страхе.
   Следователь-латыш, ведший дело епископа Лаврентия, в ту же ночь пришел к Е.И. Шмелинг, вернул его личные вещи и сказал, что епископ был абсолютно не виновен, и сам вскоре уехал на родину в Латвию.
   На следующее утро Елизавета Шмелинг, проходя мимо дома ЧК, увидела у ворот телегу, на которой лежали два трупа епископа и священника. Когда она спросила, куда их везут, ей ответили: "На Мочальный остров, оттуда велено сбросить их в Волгу".
   Патриарх Тихон, узнав о казни, сделал запрос: "...Это уже десятый архиерей православной церкви иерархии Российской, подвергшийся насильственной смерти...". И получил от Нижегородской ЧК официальный ответ: "Да, епископ Лаврентий - пока только "десятый архиерей Православной церковной иерархии Российской" подвергнутый расстрелу, и других надесятых архиереев ждет та же участь. До тех пор всех этих господ архиереев Советская власть будет расстреливать, пока окончательно не сломит, не задавит преступную контрреволюционную деятельность... Главными врагами революционного народа, верховодами контрреволюционной деятельности духовенства являются попы - феодалы и буржуа, разные преосвященные и преподобные... В городе Балахне под влиянием воззвания, подписанного двумя негодяями Лаврентием и Порфирьевым, вспыхнул было бунт на религиозной почве... И только благодаря своевременно подоспевшему отряду милиции и местного гарнизона загоревшийся бунт быстро ликвидировали. Патриарх Тихон пусть ограничится тем, что отслужит панихидку по своим титулованным соратникам, вполне основательно и законно расстрелянным за их контрреволюционную деятельность".
   В мае 1992 года, на основании ст.З и ст.5 Закона РСФСР "О реабилитации жертв политических репрессий" от 18 октября 1991 года, Евгений Иванович Князев (епископ Лаврентий) был реабилитирован.
   В августе 2000 года преосвященный Лаврентий, епископ Балахнинский, Нижегородский викарий, протоиерей Алексей Порфирьев и Алексей Нейдгардт причислены к лику святых новомучеников, в земле Российской просиявших, решением Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви.
   Память их отмечается 6 ноября в праздник в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих радости".

Базанова Мария

  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"