Лысенко Надежда Ефимовна : другие произведения.

Страницы истории Православия на Тульской земле

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


ДУХОВНЫЕ СВЯЗИ ГОРОДОВ БЕЛЁВА И МЦЕНСКА

Прусакова Анастасия, учащаяся 7 класса

МОУ Бобриковская СОШ, Белёвский район.

Руководитель: Барбашов Евгений Ростиславович.

  
   Белёв и Мценск - древние русские города, города соседи, исторические судьбы которых очень схожи и переплетаются в разные времена.
   Города Белёв и Мценск упоминаются в Ипатьевской летописи под 1147 годом в связи с феодальной войной между черниговскими князьями Давидовичами и Новгород-Северскими Олеговичами.
   Важное значение в духовно-нравственной жизни жителей г. Мценска имело окончательное принятие христианства в 1415 году. В этом знаменательном событии город Белёв оставил свой заметный след.
   И вот в 1415 году, как пишет церковный исследователь В. Адамов в своём историческом очерке "Чудотворный образ святителя Николая в г. Мценске", "...в памятный для жителей г. Мценска день десятой пятницы здесь произошли два замечательных события: крещение значительного числа граждан и обретение иконы святителя Николая, сопровождавшееся многими чудесами" (1).
   Описывая подробно крещение мецнян, В. Адамов ссылается на журнал "Отечественные записки" за 1825 год. В Мценске тогда было много язычников и не верующих во Христа. Московские князья послали сюда многочисленное войско со священником от митрополита Фотия. Жители Мценска отказались принять Христианскую веру, затворились в крепости и оказали вооружённое сопротивление московскому войску. За это население всего города было "поражено слепотой". В страхе они приняли святое крещение, "и прозрели, и нашли крест Господень, высеченный из камня", и образ святителя Николая, так жители Мценска стали православными христианами и исцелялись от многих болезней (2).
   До 2009 года многие буквально понимали "поражение слепотой" целого города, поэтому очень многие отказывались верить этому, хотя допускали такое развитие событий, отмеченное в Мценской летописи. Белёвский краевед Р. А. Беспалов досконально изучил события далёкого от нас 1415 года. Произошло это событие в пятницу 7 июня. В этот день случилось солнечное затмение: "бысть знамение въ солнце, мракъ зеленъ. Таже помале бысть мракъ аки кровь, и другъ друга человеку не видети, аки въ крови стояху вси"; "и звезды явишася, и заря явися утренняя и вечерняя"; "и бысть страхъ великъ на всехъ родехъ человеческихъ" (3). Мценяне "одержимы быша слепотою", то есть были охвачены тьмой, чего очень сильно испугались. "Божье знамение" было использовано Фотиевым пресвитером для приведения мценян к покорности. Тьма продолжалась целый час, после чего мценяне "прозреша": Ходаны, Юшинки и Зикеи. Прозрев, мценяне "обрели" камень с высеченным на нём крестом и образ святителя Николая, высеченный из дерева в человеческий рост, в одной руке он держал ковчег, а в другой меч. В честь этого события в Мценске была построена церковь святой Параскевы Пятницы на горе Самород (4).
   Как мы видим, христианизация в земле вятичей проходила очень тяжело. Для этого требовалось, в отдельных случаях, применять многочисленное войско, заранее разрабатывать стратегию этого процесса, привлекать православных прозорливцев для того, чтобы они "прозрели" в будущем то или иное небесное знамение, которое можно было максимально выгодно и вовремя использовать.
   Среди жителей Мценска сохранилось устное предание, по которому образ св. Николая, епископа Мирликийского, приплыл чудесным образом из города Белёва на камне вверх по Оке и Зуше и был обнаружен под горой Самород (под крепостью), у колодца, на левом берегу реки Зуши. В. Адамов обосновывает приплытие иконы на ладье из Белёва следующим образом: "Это предание отчасти подтверждается тем, что обретённый при явлении образа камень с изображением Креста Господня, хранящийся ныне в Мценском соборе, особого рода, не встречающийся в окрестностях города Мценска, и тем, что в белёвском храме Николая Чудотворца есть похожий образ, а мценская святыня особо чтится жителями Белёва и его окрестностей (5).
   В г. Белёве, на посаде до 1930-х годов стояла древняя церковь Николая Чудотворца Можайского, упоминаемая в 1614 году. В ней находилась древнейшая икона (образ) святителя Николая, относящаяся к XV веку. Этот образ находился под особым балдахином: на нём серебряно-позлащённый оклад чеканной работы в 2 фунта весом (800 гр.), сверх того, омофор, фелон и подризник по фольге низаны мелким жемчугом с разными по местам драгоценными камнями; в правой руке святителя меч, а в левой изображение города вычеканено из серебра и вызлащены, а изображение города украшено бирюзою и стразами, митра же на главе святого серебряно-вызолоченная, унизана жемчугом с драгоценными камнями и бриллиантами (6).
   По свидетельству мценского историка XIX века И. Соколова образ святителя Николая был резным и по внешнему виду представлял чудотворца во весь рост во всём архиерейском облачении, стоящем на орлеце, с мечом в правой руке и ковчегом в левой. Сверху он весь обложен богатой серебряной позлащенной ризой, в венце украшенной драгоценными камнями (7). Как мы видим, оба образа одинаковы. Косвенно подтверждает перенесение образа Николая чудотворца Можайского из г. Белёва в г. Мценск такой факт как названия древних погостов - административных центров черниговских князей в земле вятичей. По рекам Оке и Зуше, между этими городами, находятся шесть древних погостов, четыре из них имели церкви святителя Николая Чудотворца и названы были Никольскими погостами.
   Вниз по Оке из Белёва, на те же 80 км, до г. Перемышль, всего один Никольский погост, да и тот белёвский - погост Николая Чудотворца в с. Гостунь.
   Должно быть, "Сказание..." было записано при жизни очевидцев, помнивших об уникальном событии, произошедшем 7 июня 1415 года - солнечном затмении. Вероятно, оно имеет не мценское происхождение, во всяком случае, в нём ярко выражена можайская направленность. В походе на Мценск участвовали дружины великого московского князя Василия Дмитриевича и его родного брата Андрея Дмитриевича Можайского.
   Интересно, что в походе московских войск упомянуто обретение резного образа известного как "Никола Можайский". В православии резные из дерева образа не применялись, иногда даже воспринимались как идолы и для принятия православной церковью наравне с писаными иконами требовали особого освящения (8).
   Как мы видим из "Сказания" христианизация Мценска проходила весьма драматично и икона, писанная на доске, в этом случае, не произвела бы должного впечатления на мценян, а резной образ был очень близок мценским боярам - язычникам. Для длительного периода двоеверия, приходящегося на эти века, такие факты христианизации и почитание образов - явление нормальное. Как раз глубокое народное почитание таких святынь, в дальнейшем явилось оправданием перед иерархами православной церкви в почитании резных образов. В дальнейшем русская церковь делает попытки запретить широкое почитание таких святынь.
   В 1777 году был введён запрет на ношение крестным ходом мценской резной иконы по соседним с Мценском городам для молебна, поскольку "таковых резных образов, кроме распятия Господня, нигде иметь не велено" (9). В 1819 году Святейший Синод отменил вынос резного образа св. Николая и из мценского Никольского собора "в виду различных неудобств, связанных с его передвижением по городу". И только в 1915 году по случаю 500-летия со дня явления этой иконы-образа было разрешено в Крестном ходе выносить его на городскую площадь и совершать перед ним молебен (10). В настоящее время икона-образ св. Николая находится в Петропавловской церкви г. Мценска, белёвский же образ св. Николая был уничтожен большевиками в Безбожную пятилетку.
   Литература.
      -- Смолякова Г. В. Город Белёв в истории Мценского края//Белёвские чтения. Вып. III. М., 2004. - С. 11 - 14.
      -- Там же, с. 12.
      -- Беспалов Р. А. Опыт исследования "Сказания о крещении мценян в 1415 году" в контексте церковной и политической истории Верхнего Поочья//Вопросы истории, культуры и природы Верхнего Поочья: Материалы XIII Всероссийской научной конференции. Калуга 7 - 9 апреля 2009 г. Калуга. 2009. - С. 27 - 34.
      -- Там же, с. 28.
      -- Смолякова Г. В. Указ. соч. - С. 12 - 13.
      -- Майоров М. В. Приходы и церкви Тульской епархии: извлечение из церковно-приходских летописей. Тула. 2010. - С. 63.
      -- Беспалов Р. А. Указ. соч. - С. 33.
      -- Об отношении православной церкви к резным иконам см. Псковские летописи//ПСРЛ. Т. 5. Вып. I. М., 2003. - С. 109 - 110.
      -- Беспалов Р. А. Указ. соч. - С. 34.
      -- Смолякова Г. В. Указ. соч. - С. 13.
  

ИЗОБРАЖЕНИЯ КНЯЗЕЙ БЕЛЁВСКИХ

НА ПРАВОСЛАВНЫХ ИКОНАХ

  

Баженова Екатерина, учащаяся 7 класса

МОУ Бобриковская СОШ, Белёвский район.

Руководитель: Барбашов Евгентий Ростиславович.

  
   В последние годы всё более активно начинает развиваться краеведение. Становятся достоянием отдельные, локальные факты истории. Вовлекаются в научный оборот архивные материалы, ждавшие длительное время своего часа. Об одном из таких, ранее неизвестном факте белёвской истории мы и расскажем.
   Белёвское княжество, занимавшее 130 км верхнего течения Оки, было совсем не малым по территории. Князья Белёвские одни из немногих на Руси чеканили свою монету, которая, говоря современным языком, была конвертируема. Всё это мы уже знаем, знаем и то, что никто из князей Белёвских не был причислен к лику святых. Поэтому удивителен сам факт их изображения на русских иконах. Он отмечен на иконах Кирилло-Белозёрского монастыря в Вологодской области.
   Белёвские удельные князья способствовали христианизации Белёвского княжества. Белёвский князь Михаил Васильевич, сын Василия Романовича - князя Новосильского и Одоевского, и первого Белёвского князя княжил в Белёве во второй половине XIV - начале XV веков, особенно почитал преподобного Кирилла Белозёркого. С именем преподобного связано было чудо рождения у князя двух сыновей и дочери. Это чудо было рассказано женой князя Михаила княгиней Марией одному из почитаемых иноков Белозёрской обители, Игнатию. Инок Игнатий, в свою очередь, рассказал о чуде Пахомию Сербу, написавшему в 1460 - 1462 гг. Житие преподобного Кирилла Белозёрского. Произошло чудо до смерти преподобного Кирилла, т.е. до 9 июня 1427 года. Более конкретно - в конце XIV века, так как уже в 1408 году старший сын Михаила Белёвского - князь Фёдор Михайлович, вместе с младшим братом Василием, отъехал к московскому князю не желая служить Литве (1).
   Князь Михаил прожил восемь лет с княгиней и не имел детей, отчего пребывал в великой печали. Услышав о чудесах святого Кирилла, о том, что он получает у Бога всё, что попросит, князь Михаил послал к нему двух своих бояр, чтобы они попросили святого помолиться Богу о разрешении бесплодия. Святой Кирилл был прозорливцем и провидел их просьбу. Посланцы пришли к преподобному и не успели передать ему послание князя Михаила, как он им сказал: "Поскольку, чада, вы потрудились пройти большой путь, верую Богу и Пречистой Его Матери, что труд ваш будет не напрасен. Даст Бог вашему князю плод детородия". Посланцы пребывали в удивлении, как узнал он, зачем они пришли, поняв, наконец, что он - святой человек Божий, и передали ему послание от князя. Святой Кирилл повелел им отдохнуть с дороги.
   В ту же ночь князь Михаил увидел во сне некоего светоносного старца, украшенного сединами. Старец держал в руке три сосуда и сказал ему: "Прими то, что просил у меня". В ту же ночь старец явился княгине Марии и также дал ей три сосуда. Пробудившись от сна князь Михаил стал размышлять о приснившемся, особенно о явившемся ему старце. О своём видении рассказал он княгине Марии, а она, перехватив из его уст рассказ, продолжила: "И мне такой же старец явился во сне и тоже дал три сосуда, сказав: "Получи то, что ты просила у меня". Князь и княгиня поняли, что их видения совпадают, и запомнили день, когда оба это видели.
   По прошествии трёх дней преподобный Кирилл отпустил посланных князем Михаилом бояр, повелев келарю дать им в дорогу полтора хлеба. Всего же пришедших от князя было восемь человек. Преподобный Кирилл сказал им: "Идите с миром к пославшему вас князю и передайте благословение и благодарность от нас. И скажите ему, вот что: то о чём вы просили, даст вам Бог. Впредь не печальтесь". Посланцы попросили: "Отец, повели, чтобы нам дали хлеба и рыбы в дорогу, потому что мы должны пройти большой путь, а места эти пустынны, и нам будет негде купить хлеба". Преподобный ответил: "Я послал человека дать вам хлеба на дорогу". Они сказали: "Нам дали полтора хлеба и немного рыбы". Преподобный ответил: "Идите с миром. И этого вам будет достаточно: до самого дома вашего будет в изобилии". Они отправились в путь, размышляя, где бы купить хлеба, потому что путь был больше двадцати дней хода на конях, и они думали, что хлеба хватит поесть лишь на один день.
   Дойдя до первого пристанища, они стали варить небольшое количество рыбы, данной преподобным, и увидели, что варится много рыбы. А когда сели за трапезу, то взяли половину хлеба и начали её есть. Насытившись, они увидели, что полхлеба по-прежнему остались целыми. Тогда они поняли смысл того, что сказал им святой, и о пище больше не заботились. Через много дней, дойдя до своего дома, они съели лишь половину хлеба, а другой хлеб принесли целым.
   Придя к князю, они передали ему слова святого, пророчески сказанные им о том, ради чего они пришли, а также и о том, что Бог дарует князю детей. Рассказали о чуде с хлебом.
   Князь и княгиня обрадовались и почтили дарами пришедших от святого. Князь повелел им принести хлеб, который принесли они от святого. Встав, князь Михаил принял принесённый хлеб с великой верой, как некую святыню, и вкусил от него вместе с княгиней и всем в своём доме дал вкусить от него. Кто был болен простудой или страдал иными недугами, все исцелились, вкусив принесённого хлеба.
   Князь спросил посланцев: "Какой был день, когда вы пришли к святому?" Они ответили ему, и он понял, что это был день, когда вместе с княгиней он видел сон. После того дня у князя Михаила родились два сына Фёдор и Василий и дочь Евпраксия, - соответственно тому, что во сне получили они три сосуда, означавшие рождение трёх детей.
   С этого времени князь Михаил стал особо почитать святого, имел великую веру в него и "многу милостыню посылаху в монастырь святого тако и с княгинею своею Марьею, молящеся о них молити".
   Чудо преподобного о князе Михаиле Белёвском отражено и в "Похвале преподобному и богоносному отцу нашему Кириллу, игумену Белозёрскому, чудотворцу", созданной позднее жития и службы: "Радуйся, Богоглаголиве Кирилле, иже бесплодие прежде прошения молитвою разреши и посланныя от них на множество пути малым хлебом препитав и оставшими избытки мнозем недужным вкусившим исцеление получити сотвори".
   На иконе "Кирилл Белозёрский в деянии" из собрания Русского музея, являющейся старейшим житийным образом преподобного, чудо святого о князе Михаиле Белёвском представлено основным событием (2).
   Литература.
      -- Евгин А. В. Князья Белёвские. Белёвские чтения. Выпуск III. М. 2004. - С. 7.
      -- Иеромонах Герасим (Дьячков) Белёвский Спасо-Преображенский монастырь Тульской епархии: от основания до конца XVII века. М. 2009. - С. 30 - 34.

ЧУДОТВОРНЫЕ ИКОНЫ БЕЛЁВСКОГО КРАЯ

Шарнин Максим, учащийся 9 касса,

Шарнина Екатерина, учащаяся 11 класса

МОУ СОШ N 3. г. Белёв.

Руководитель: Барбашов Евгентий Ростиславович.

  
   Невозможно перечислить все чудотворные иконы. Только в России им посвящено множество монастырей, соборов и церквей. Были такие иконы и на Белёвской земле.
   В данной работе отражены только те факты чудотворных святынь, которые документально зафиксированы.
   Христианство крайне тяжело прививалось в земле вятичей. Здесь процесс приобщения язычников к Христовой вере проходил наиболее трудно, порой драматично, и занял не одно столетие. Первые христианские миссионеры противопоставляли язычеству не только красивую проповедь учения Христа; происходило повсеместное обретение чудотворных святынь, которые постепенно рассеивали язычество, вытесняли его культы и утверждали эти святыни в качестве святых покровителей той или иной местности.
   Одна из главнейших русских святынь - икона Николая Чудотворца Гостунского, именуемая по месту обретения в с. Гостунь (современное село Николо-Гастунь), известна своими многочисленными чудесами. Храмы в честь Николая Гостунского есть в городах: Ростове Великом, Муроме, Великом Устюге, Волоколамске.
   Не ранее 1425 года белёвские князья попали в опалу к московскому князю Василию II и он лишил их вотчины - г. Белёва. Белёвские князья получили Волок Ламский: "Свел было их князь великий Василий с вотчины их с Белёва... И дал им Волок, и жили на Волоке долго..." (1). Именно с этого времени появляется в Волоколамске церковь Николая Гостунского.
   Белёвские князья взяли с собой в ссылку главную святыню (или её список) Белёвского княжества - икону Николая Гостунского из села Гостуни, надеясь на её заступничество. И оно оправдалось. Василий Тёмный сменил гнев на милость и вернул им отчину, но не ранее 1438 года. Мы не знаем что заставило великого князя сменить гнев на милость, несомненно одно - молитвы князей Белёвских, обращённые к своему святому заступнику, оказались не напрасными (2).
   Другое чудо, произошедшее от этой иконы, связано с событиями 1437 года. Осенью этого года Улу-Мухаммед, потерпевший в орде сокрушительное поражение, вынужден был искать прибежища в русских пределах: "...прибежал изгнанный из той же восточной страны царь Большой Золотой Орды, по имени Улу-Ахмет, с небольшой дружиной своей, и с царицами, и с детьми... И послал свое моление со смирением к великому князю Василию Васильевичу Московскому..., чтобы позволил тот ему беспрепятственно отдохнуть недолгое время... Великий же князь с честью принял беглеца, и почтил его дарами и дружбу большую с ним завел... И дали друг другу царь и великий князь клятву, что не будут ничем обижать друг друга... И дал князь царю для кочевья Белевские места (3). Поселился ордынский царь на высоком берегу рек Оки и Белевы, напротив города Белёва. С наступлением зимы построил он крепость из хвороста, засыпал её снегом и облил водой и "хоте тут зимовати".
   Вскоре отношения хана с Василием II изменились. Русским князьям не нравилось такое соседство, хан стал собирать разрозненное своё войско. Ближайшие советники московского князя подстрекали его, требуя добить хана в его берлоге.
   В итоге Василий Васильевич склонился на сторону подстрекателей: "вняв горькому совету их...", послал на царя ордынского войско в 40 тысяч человек. У хана было уже около 3 тысяч войска, да и бежать ему было некуда.
   Когда угроза нападения русской рати стала неизбежной, "расстался царь с надеждой просить у смертного человека милости, и молясь, обратил глаза свои к небу. И когда случилось ему остановиться на пути в селе Гостунь, пришел он к русской церкви. И упал он на землю перед дверями храма, у порога, не смея войти внутрь, стеная и обливаясь слезами, и говоря так: "О русский Бог! Слышал я о тебе, что милостив ты и праведен и не на лица человеческие смотришь, но отыскиваешь правду в сердцах. Увидь ныне скорбь мою, и помоги, и будь нам справедливым судьёй, сверши правосудие между мной и великим князем, и укажи вину каждого из нас. Ведь намерен он безвинно убить меня, видя как сильно притесняем я ныне многими напастями и бедами, и погибаю. Нарушил он обещание наше и преступил клятву, которую дали мы друг другу... И не знаю я ничего, в чем бы помешал ему или обманул" (4). При заключении мирного договора между ханом и великим князем в поруки был ими избран Николай Мирликийский. Это сказание - единственное свидетельство, которое вместе с Казанским летописцем говорит о священном договоре Улу-Мухаммеда с Василием II о ненападении друг на друга. Оно было "изображено на доске" и хранилось в селе Гостуни в Николо-Гостунском соборе (5). Таким образом, Василий Васильевич нарушил священную клятву, поэтому все промосковские летописи об этом договоре умалчивают.
   Утром 4 декабря, построившись русские войска подошли к Ледяной крепости. Татары вышли против них "и бысть бой силен. И помозе бог христианом, побиша татар много, зятя царева убиша и князей много и татар". Татарам удалось отбить первую атаку и затвориться в своей крепости.
   Лёгкая победа воодушевила московское войско, дальше предстояло штурмовать Ледяную крепость. На следующее утро послал хан к князьям русским своего зятя и двух князей и сказали татары им: "Ханово слово даю вам, даю вам сына своего Мамутка и князей своих даю в заклад тому, если даст мне Бог буду на ханстве, и доколе буду жив, дотоле мне земли Русской остерегаться а выходы мне не посылать, ни иное что; только прошу дать мне место до весны пребывать здесь и пропитаться". Но воеводы русские отвергли просьбу хана. Победа была близка, однако итог сражения был совершенно не таким, на который рассчитывали московские князья (6).
   Тем утром "мгла бысть великая", и татары незаметно вышли из своей крепости, обошли русское войско, и неожиданно оказались с запада от него. Русские дозоры либо проспали, либо не укараулили татар. Улу-Мухаммед с 3 тысячами татар, из которых только тысяча была вооружена, обрушился на русское войско, сметая и рассеивая безоружных русских дружинников (7).
   "И многое множество побито было русских воинов, так что один агарянин десять и более русских одолел, согласно сказанному: "Ибо они народ, потерявший рассудок, и нет в них смысла. О, если бы они рассудили, что с ними будет! Как бы мог один преследовать тысячу и двое прогонять тьму, если бы бог тех не предал и Господь не отдал их!" И так с ними произошло: ибо эти в смирении мира просили, а те возгордились и погибли. Тогда убили князей множество и бояр, "а татарове все целы" остались (8). Русские летописцы с трудом находят объяснение случившемуся.
   После "Белёвского боя" Улу-Мухаммед откочевал на среднюю Волгу, где основал Казанское Ханство, а на Руси это событие вошло в историю как "Белёвщина".
   1503 год стал знаковым для иконы Николая Гостунского. В этом году икона была торжественно перенесена крестным ходом в Москву: "...принести велел отец его князь великий Иван Васильевич от Николы Гостунскаго лета 7011, августа. А пришедшаго за иконою священника Иякова велел учинити протопопом Никольским, и собор, священник и диакон собрати..." (9).
   В 1506 году, взойдя на престол, великий князь Василий III повелел заложить в Московском кремле кирпичную церковь Николая Гостунского и, как сообщает Софийская первая летопись, "совершиша тоя церковь кирпичную в девять недель 7015 года, октомврия в 1-й день; и украсив ю камением драгим, от нея же много исцеления тогда быша, и бывают и доныне с верою приходящим" (10).
   Одно из таких чудес произошло в 1553 году и описано в летописи так: "...в то время Никола Гостунский чудотворец в храме своем, у своего образа исцелил сына боярского, расслабленного руками и ногами, туляка, Григория Сухотина, на молебне во един час стал здрав, яко же ничем вредим" (11).
   На протяжении XVI - XVII веков икона Николая Гостунского являлась главнейшей общерусской святыней. Как правило, переносимые из покорённых княжеств в Москву иконы помещались в иконостас Успенского собора, который постепенно становился своеобразным пантеоном Северо-Восточной Руси. Однако для иконы Николая Гостунского было сделано исключение, что подчёркивало её особое место среди главных русских святынь. Сейчас икона Николая Гостунского находится в запасниках музея Московского кремля.
   Другая чудотворная икона Николая Чудотворца находилась в г. Белёве в Николо-Часовенском храме на Берестовой (Карла Маркса) улице.
   В давние времена, как гласит предание, на месте, где стоит Николо-Часовенский храм в Белёве, явилась на берёзе чудотворная икона святителя Николая. Несколько раз её снимали с дерева и уносили в храм, но она вновь чудесным образом оказывалась на прежнем месте. Тогда на этом месте построили деревянную церковь, где стала пребывать эта икона, явленная на бересте - берёзе. Икона эта чтилась в Белёве особенною верой и благоговением. 6 июня 1847 года она была похищена ночью из часовни. Через несколько часов после похищения приплыла по Оке к берегу, где находился Спасо-Преображенский монастырь. Икона была без оклада и драгоценностей. Братия монастыря приняла икону, и несколько дней она находилась в монастыре. А 8 августа 23-летний похититель сам явился в полицию, изнурённый душевной борьбой. Ранее он уже имел опыт ограбления сельской церкви. Драгоценности с украденных икон он тогда продал. Сняв дорогой оклад с иконы святителя, пустил её в реку Вырку, которая впадает в Оку. Но краденые драгоценности продать не мог, их никто не покупал. Более того с момента похищения иконы он ни днём ни ночью не имел покоя - перед ним являлось видение святителя, грозно укорявшее его в святотатстве. Для успокоения вор то уходил в запой, то ходил в часовню, ставил рублёвые свечи перед оскорблённой иконой и молился, но видение святителя продолжало его преследовать. Это и заставило его явиться в полицию (12). После Октябрьского переворота 1917 года икона эта оказалась утеряна, и списка её не сохранилось.
   Особым почитанием пользовались храмовые чудотворные иконы Василия, пресвитера Анкирского и святителя Николая, находившиеся до 1927 года в церкви Николая Чудотворца на посаде. Икона Василия Анкирского была не большого размера. В серебряно-позлащёном окладе чеканной работы, писана в XV веке. Находилась она в древнейшей церкви г. Белёва, стоявшей на месте языческого святилища, на высоком обрывистом берегу реки Оки, над святым Глазным источником. В Смутное время церковь была перенесена в старый острог. Принадлежала икона Белёвскому князю Василию Васильевичу. В народе она была известна под именем не Василия пресвитера, а Василия Прозрителя. Издавна через неё подавалась помощь больным глазами, с верою приходящим к св. Василию пресвитеру пред этою иконою. На иконе висело много серебряных привесок с изображением глаз в благодарность за полученное исцеление (13). В настоящее время много людей потерявших зрение приходят на святой источник Василия Прозренного и от воды получают исцеление. Были случаи, когда вновь обретали зрение те люди, у которых по заключению врачей оно вернуться просто не могло, даже операция на глазах была бессмысленна. Все они мысленно представляли Василия Прозрителя (каждый по своему) и молились ему.
   Икона святителя Николая была резною, с изображением святителя в полный рост, под особым балдахином в серебряно-позлащёном окладе чеканной работы. Точно такая же икона приплыла в 1415 году из Белёва в Мценск (14). Судьба этих икон, пропавших в первые годы большевистского режима, остаётся неизвестна.
   На Хлебной площади (площадь Октября) г. Белёва до 1919 года находилась Боголюбская часовня, принадлежавшая женскому Крестовоздвиженскому монастырю. В этой часовне находилась чудотворная икона Боголюбской Божией Матери, большого размера и древнего письма. Эта икона помогала горожанам во время эпидемий холеры, и особенно начала чествоваться белёвскими жителями со времени первой холеры (к сожалению не указано это время) (15). Судьба этой иконы также неизвестна.
   Матушка Амвросия (Ключарёва А. Н.) жила в Белёвском Крестовоздвиженском монастыре. Раз к ней пришла одна женщина, принесла икону Казанской Божией Матери и просила взять её в заклад, а ей дать 10 рублей, так как она умирает с голоду. Матушка Амвросия дала её деньги и взяла икону, за которой больше никто и не явился. Так икона осталась у матушки. Однажды приходит другая женщина и просит показать ей, какие иконы есть у них в кельях, рассказав при этом, что у неё сильно болит рука и на днях она видела сон, будто молится перед иконой Казанской Божией Матери и слышит голос: "Возьми масла из лампады от этой иконы, которая находится в Крестовоздвиженском монастыре. Мажь больную руку и получишь исцеление". Так она увидела икону, которую видела во сне и получила от неё исцеление. Когда матушка Амвросия переехала в Шамордино, то привезла эту икону с собой, которая много чудес в Шамординском монастыре сотворила. Однажды в монастыре загорелась гостиница. Пламя увеличивалось, ветер дул прямо на монастырь, а воду надо было брать из-под крутой горы. Игуменья София приказала немедленно вынести Казанскую икону Божией Матери, а сама стала молиться. Лишь только чудотворная икона была вынесена, пламя повернуло на лес и монастырь был спасён. Вскоре в обители загорелся детский приют, Дело было зимой, и дети уже спали. Их выносили раздетых на мороз. Оптинский скитоначальник, отец Анатолий, как духовник, находившийся в это время в обители, взяв в руки икону Казанской Божией Матери, пошёл к месту пожара. Ветер дул на монастырь, и загорелись соседние здания. Как только отец Анатолий стал с иконой против ветра, то все с изумлением увидели, что мгновенно пламя потянуло в другую сторону. Здание приюта сгорело как свеча. В монастыре всё осталось невредимо. Так Царица Небесная вторично спасла обитель от пожара. Именем белёвской чудотворной иконы Казанской Божией Матери назван монастырь и собор в селе Шамордино Козельского района Калужской области (16).
   В 1707 году благословением Иллариона, митрополита Сарского и Подонского, Жабынская пустыньбыла восстановлена и благодаря стараниям деятельного игумена Тихона её благосостояние было поставлено на сравнительно высокую степень. Пользуясь покровительством Иллариона, игумен Тихон перенёс в обитель из села Озёрска Перемышльского уезда Калужской губернии чудотворный образ Знамения Божией Матери, чтобы обитель "могла иметь содержание от подаяний, усердствующих к этой святыне богомольцев". Благодаря вкладчикам, приходящим к иконе, игумен Тихон за 15 лет (с 1707 по 1722 год) возродил обитель. К концу его управления в монастыре было три храма: соборный во имя Введения Пресвятой Богородицы и Никольский храм на кладезе - деревянные, третий каменный, доведён до сводов (17).
   В доме священника Воскресенской церкви г. Белёва М. Ф. Бурцева находилась икона Преподобного Макария Жабынского, белёвского чудотворца. Она дважды спасала жизнь сыну Михаила Фёдоровича - Михаилу. Этот факт отражён в завещании М. Ф. Бурцева: "...и Преподобного Макария Жабынского, белёвского чудотворца, завещаю, а сыну моему Михаилу (от которой он дважды получил исцеление ещё во младенчестве своём) (18).
   В Воскресенской церкви г. Белёва находилась древняя святыня - икона Пресвятой Богородицы "Живоносный источник". Эта икона была перенесена в середине XVII века в Воскресенскую церковь из упразднённой за ветхостью и более старой церкви - Параскевы Пятницы, к которой вплотную была поставлена обетная Воскресенская церковь. Икона пользовалась особым почитанием у жителей города, она избавила М. Ф. Бурцева от смертельного недуга. Этот факт отражён в завещании Михаила Фёдоровича: "Наперсный золотой крест с драгоценными украшениями, поднесенный мне духовенством и старостами церквей г. Белёва 6 июня 1900 г., жертвую в Воскресенскую церковь, с тем, чтобы повешен он был на икону Пресвятыя Богородицы "Живоносный Источник", под день сего праздника 1892 года избавившей меня от смерти во время всеношного бдения, но укреплён на иконе так, чтобы, когда снимается с иконы стекло, не мог быть украден святотатцами" (19). Прослужив в этой церкви, на тот момент 28 лет, М. Ф. Бурцев прекрасно знал, в случае опасности от какой иконы получит спасение. Судьба этой иконы также неизвестна.
   Почитатели святого Иоанна Кукши в Белёве задумали сделать икону в память об этом святом, что и было исполнено в 1892 году. Отец Игнатий, как настоятель Спасо-Преображенского монастыря, содействовал поставлению этой иконы в этом монастыре.
   Икона святого Кукши была освящена 22 июля 1892 года и сразу же совершила чудо. На следующий день состоялся крестный ход вокруг города по случаю ожидания смертоносной болезни "холеры", приближавшейся к пределам Белёва, "...и была несена вокруг города (со стороны полуденныя) в этом крестном ходе. Господь услышал молитвы жителей града нашего, и смертоносная язва не коснулась его" (20). Естественно, что такое чудо было приписано жителями Белёва прямому заступничеству Иоанна Кукши, и вполне закономерно, что почитание его в Белёвском крае только усилилось. В 1894 году отец Игнатий в своей очередной проповеди в день памяти св. Кукши отметил: "По милости Божией уже в третий раз совершаем мы это празднество и с радостию можем поведать, что усердныя молитвы ко святому Кукше в некоторых случаях сопровождались исполнением просимого, а это несомненно свидетельствует о благовременности и благотворности возникшаго, во всяком случае не без воли Божией, движения в умах и сердцах потомков Вятичей" (21). К примеру, в Мценске икона св. Кукши появилась только в конце февраля 1895 года, она была доставлена из Киево-Печерской лавры (22)
   Литература.
      -- Некрасов И.И. Древняя святыня Белёвского края//Вопросы археологии, культуры, истории и природы Верхнего Поочья. Материалы XI Всерос. научной конференции 5-7 апреля, г. Калуга. Калуга. 2005. - С. 222.
      -- Там же, с. 222.
      -- Беспалов Р. А. Белёвское побоище 1437 года в истории Северо-Восточной Руси первой половины XV века//Белёвские чтения. Вып. III. М. 2004. - С. 37-38.
      -- Там же, с. 41 - 42.
      -- Там же, с. 42.
      -- Там же, с. 43.
      -- Там же, с. 43.
      -- Там же, с. 43.
      -- Киприн В. А. Из истории Николо-Гостунского храма в Московском кремле//Белёвские чтения. Вып. III. М. 2004. - С. 16-17.
      -- Некрасов И.И. Указ. соч. - С. 222.
      -- Там же, с. 222.
      -- Желтова А. Б. Белёв - город храмов и монастырей. Орёл. 2009. - С. 37- 38.
      -- Там же, с. 180.
      -- Там же, с. 180.
      -- Там же, с. 200.
      -- Там же, с. 202 - 204.
      -- Там же, с. 207.
      -- Духовное завещание Михаила Фёдоровича Бурцева//Белёвские чтения. Вып. I. М. 2001. - С. 3-5.
      -- Там же, с. 4.
      -- Три поучения в Бозе почившего священноигумена Игнатия (10 октября 1900), бывшего настоятеля Спасопреображенского Белевского монастыря, произнесенныя в дни празднования в том монастыре памяти просветителя Вятичей священномученика Кукши 27 августа 1893, 1894, 1895 гг. // Тульские епархиальные ведомости. 1901. Тула, 1901 (август), с. 580-581; 576.
      -- Там же, с. 582.
      -- Шевченко А., Санькова С. Один из воинства//Истории русской провинции. N12. Орёл. 2003. - С. 19.

ЦЕРКОВЬ И ОБРАЗОВАНИЕ В ВОЛОВСКОМ КРАЕ

Ивина Анастасия, учащаяся 5 класса

МКОУ "Воловская СОШ N1" Воловского района.

  
   В X веке Русь приняла христианство из Византии. Крещение Руси было прогрессивным фактором: оно сопровождалось проникновением на Русь образованности, книг, рукописей, причём, помимо церковных, русское общество узнало некоторые произведения художественной литературы, литературные сборники, сочинения на исторические темы, что способствовало расширению кругозора русских людей и развитию древне - русской литературы.
   В это время создаются организации духовенства и верующих, которые получили названия церкви. Они взяли на себя функции распространения христианства, духовно - нравственного воспитания людей, а впоследствии и распространение грамотности среди населения.
   При каждом церковном храме открывались школы грамоты и церковноприходские школы. Они способствовали распространению грамотности среди крестьян. Обычно обучение грамоте вели церковнослужители.
   Территория нынешнего Воловского района была в стороне от больших городов. Это был типично крестьянский район, район сплошной неграмотности крестьян.
   В середине XIX века Тульская палата государственных имуществ, предлагает открыть приходские училища, непременно по одному в каждой волости.
   Так, в 1850 году в селе Никитском на средства графа В.А.Бобринского была открыта первая в нашем крае церковно-приходская школа, в которой начали обучать крестьянских детей. В конце 1850-х годов по решению Св. Синода такие же школы были открыты в сёлах: Новгородское, Любимовка, Солодилово, Волово. В этих школах крестьянских детей обучали чтению, письму, священной истории и арифметике. По мере того, как между крестьянами распространяется грамота и увеличивается спрос на неё, обучением грамоте начинают заниматься грамотные из крестьян, дворовые люди.
   Уже в 1858 году в школе села Никитское обучалось 47 учеников. А число грамотных крестьян достигло 500 человек из 7630 человек, проживающих в селе.
   Начиная с 1866 года, когда началась деятельность земств по народному образованию, число церковно-приходских школ постепенно сокращается. Одни из них получают пособие от земств и превращаются в земские, другие, не получив таких пособий и не имея средств, закрываются.
   Церковно-приходские школы были школой воспитания и своей целью ставили не только получение образования, но так же и духовно -нравственное воспитание. Воспитание и образование должны были основываться на религиозной основе при непосредственном участии духовенства в качестве преподавателей и наблюдателей за всеми школами.
   Церковно-приходские школы к 1896 году делятся на три категории:
      -- Школы грамоты.
      -- Одноклассные церковно-приходские.
      -- Двухклассные церковно-приходские.
   С 1896 года к ним присоединяется новая категория второклассных школ. Они предназначались для приготовления учителей в школе грамоты в деревне. Принимались в них окончившие одноклассные школы.
   С 1894 года начали открываться воскресные школы, преимущественно женские. Первая из таких школ была открыта 5 ноября 1894 года в селе Никитское по инициативе местного священника Петра Модестова на средства церковно-приходского попечительства для обучения взрослых девиц не моложе 15 лет. Главным предметом этих учебных заведений был закон Божий, а также начальная грамотность: чтение, письмо, начальное счисление, и сообщались краткие сведения из русской истории. Помимо воскресенья занятия часто проводились и в субботу. Эту школу посещали около 120 девиц. Законоучителями в этой школе состояли священники Петр Модестов и Алексей Нащокин. Обучением занимались учителя земской школы: окончивший курс семинарии Василий Дмитриевский, а также дочь священника Ольга Модестова. По примеру села Никитское воскресные школы стали открываться и в других сёлах.
   С начала 1870-х годов повсеместно открываются школы грамоты. В то время как росло число школ, потребовалось больше учителей, а поэтому по решению Тульской епархии в 1897 году в селе Никитское, а в 1900 году в селе Покровское-Луговка открываются четырёхмесячные курсы по подготовке учителей.
   В 1885 году в селе Новгородском была учреждена церковноприходская школа, в 1916 году в ней обучались 60 мальчиков и 52 девочки. В деревне Филипповке церковно-приходская школа была учреждена в 1899 году, в 1916 году в ней обучались 34 мальчика и 15 девочек. В церковно-приходской школе в селе Новгородском преподавала дочь крестьянина села Никитского Ольга Сергеевна Белоусова, окончившая в 1900 году земскую школу села Никитского, и мещанин г. Богородицка Андрей Васильевич Максимов, окончивший в 1902 году Тульскую второклассную церковно-певческую школу. В церковно-приходской школе деревни Филипповка преподавала дочь крестьянина, уроженка деревни Калмык Куракинской волости Богородицкого уезда Анна Ивановна Дюжина, окончившая в 1913 году Дедиловскую второклассную школу. В селе Новгородское для церковноприходской школы на средства церковно-приходского попечительства была приобретена скрипка, переплётный станок для обучения детей переплётному мастерству л письменные принадлежности.
   В приходе села Лутово были следующие школы: церковноприходская школа в селе Лутово, открытая в 1888 году; женская воскресная школа, открытая в 1899 году; земская школа в деревне Писемке; земская школа в деревне Прудках; земская школа в деревне Каменке.
   В Лутовской церковно-приходской школе в 1916 году преподавали: Александра Александровна Любомудрова и Вера Васильевна Ильинская, окончившие Белёвское епархиальное женское училище. В земской школе деревни Писемки преподавала Анна Александровна Токарева, окончившая Богородицкую гимназию. В земской школе деревни Каменки преподавала Дария Андреевна Архипова, мещанка из города Пензы, окончившая двухклассное училище в Пензе.
   В земской школе при деревне Прудках преподавала Анна Степановна Зеленина, окончившая Ефремовскую женскую прогимназию.
   Число обучавшихся в школах в 1916/17 учебном году было следующим: в Лутовской церковно-приходской школе-69 мальчиков и 82 девочки, в земской школе деревни Писемки - 21 мальчик и 8 девочек, в земской школе деревни Каменки- 20 мальчиков и 6 девочек, в земской школе деревни Пруды в клировой ведомости за 1916 год не указано.
   При церкви святого благоверного князя Александра Невского в селе Сахаровка церковно-приходской школы при церкви не было. В приходе находились три земские школы: школа в селе Сахаровке, помещавшаяся в здании помещицы М.Н.Чижовой; в деревне Озерки, в наемном доме крестьянина и в деревне Банных Выселках, в наёмном доме крестьянина.
   С 1903 года в земской школе села Сахаровка преподавала дочь священника села Солодолова Малефа Сергеевна Троицкая, в 1898 году окончившая Тульское епархиальное женское училище; ранее, с 1898 года, она два года преподавала в церковно-приходской школе села Мещерское Чернского уезда.
   С 1916 года в земской школе деревни Банных Выселок учительницей была крестьянка Екатерина Михайловна Полторыхина, в 1914 году окончившая курс Богородицкой женской гимназии.
   С 1911 года в земской школе деревни Озерки учительствовала крестьянка Елизавета Ивановна Пчеликова, в 1905 году окончившая Ефремовскую прогимназию.
   До революции 1917 года в приходе Знаменской церкви села Волово находились следующие школы: одна земская, две церковноприходских и одна школа грамоты. Воловская женская церковноприходская школа помещалась в доме сельского общества, а церковно-приходская школа, в которой обучались девочки и мальчики, в деревне Ольгиной - в наёмном здании. Обе эти школы находились на содержании Богородицкого отделения Тульского епархиального училищного совета. Известны имена учителей этих школ: в 1916 году в Воловской земской школе преподавала Зинаида Николаевна Киселёва, окончившая Тульское епархиальное женское училище, и Татьяна Ивановна Азбукина, дочь псаломщика И.А.Азбукина, окончившая Белёвское епархиальное женское училище; в Воловской женской церковно-приходской школе преподавала Анна Алексеевна Низова; в церковно-приходской школе деревни Ольгиной - Елена Федоровна Подшибякина, окончившая Покровские курсы; а в школе грамоты в сельце Лунёвке - Марина Лаврентьевна Афанасьева, окончившая Богородицкую гимназию.
   В эпоху революционных перемен все церковно-приходские школы, согласно декрету об отделении школы от Церкви 1918 года, были переданы в ведение отдела народного образования.
   Для подготовки учителей для второклассных школ преподавали следующие предметы:
   Закон Божий;
   Церковная и общая история;
   Церковное пение;
   Русский язык;
   Церковно-славянский язык;
   Отечественная история;
   География;
   Арифметика;
   Дидактика;
   Начальные практические сведения по гигиене,
   Чистописание;
   Рукоделие (для женщин).
   Для одноклассных школ:
   Закон Божий;
   Церковное пение;
   Церковнославянская грамота;
   Русский язык;
   Письмо;
   Начала арифметики;
   Рукоделие (для женщин).
   Для школ грамоты:
   Закон Божий,
   Чтение церковно-славянское и русское;
   Письмо;
   Четыре правила арифметики;
   Церковное пение.
   Учебные занятия продолжались с 20 апреля по 20 сентября. Летом для слушательниц курсов могли быть поездки в Киево-Печерскую лавру, Тихонову Пустошь, на Куликово поле.
   К началу XX века почти во всех сёлах и более или менее крупных населённых пунктах были организованы школы, где дети крестьян получали начальное образование.
   На финансирование школ средства выделялись:
      -- От попечителей школ.
      -- Плата за обучение.
      -- От церковно-приходских попечительств.
      -- От частных благотворителей.
      -- От церквей и монастырей, с включением кружечного сбора.
      -- От синода.
      -- От епархиального братства.
      -- От епархиального училищного совета.
   Заработная плата учителей в церковно-приходских школах была от 180 до 300 рублей в год, а в школах грамоты - до 120 рублей в год.
   Часть школ располагались в зданиях при церквах, а некоторые были в частных домах. Вместить всех одновременно здания не могли, поэтому обучение велось в две смены: до обеда учились те, кто имел какие - либо начальные знания, а после обеда приходили те, кто не имел никаких знаний.
   Таким образом, церковь сыграла немалую роль в распространении грамотности среди жителей нашего края.
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"