Лысенко Надежда Ефимовна : другие произведения.

Страницы истории Православия на Тульской земеле (Подвижники Благочестия)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИНАСТИЯ РОЖДЕСТВЕНСКИХ - ИСАКОВСКИХ

Лигай Анастасия, учащаяся 9 класса

МОУ "Оленьковская ООШ", Веневский район.

Консультант: Никитина Валентина Викторовна

  
   Вся жизнь человека в стародавние времена была связана с церковью. Родился - в церкви крестили, захотел создать семью - в церкви венчали. Все праздники отмечали там, умирал человек - последний путь его проходил через храм.
   Так и в маленьком местечке Олелково (в последствие - Оленьково) знаменитом с XVI века своими Оленьковсками засеками, созданными для обороны от крымских татар, и протянувшимися на 600 км - от брянских лесов к берегам Оки и далее к Рязани, был сооружен острог.
   Русская православная церковь в начале XVI века оставалась мощной религиозной силой и сосредоточением культурных ценностей. Здесь создавались летописи, развивалась живопись, действовали школы.
   Первое упоминание о селе мы находим в дарственной Екатерины II сво­ему сыну графу Бобринскому.
   Сначала это была маленькая деревенька, но когда построили церковь, это стало уже село, которое разрасталось и ширилось. Церковь Николая Чудотворца была построена из дерева и к XIX веку разрушилась.
   Имение Оленьково принадлежало в это время статскому советнику из Петербурга Соковнину Сергею Фёдоровичу. В Тульской Епархии сохранилась письма Соковнина А.Ф. с обращением к императору Александру I и Святейшему Синоду о разрешении строительства каменного храма, взамен старой пришедшей в негодность церкви Николая Чудотворца.
   После войны с Наполеоном оленьковцы стали собирать средства на строительство нового храма. Он стал именоваться храмом Воскресения Словущего, в честь обновления Храма Воскресения Христова в Иерусалиме, день празднования 13(26) сентября.
   Храм был построен в 1825 году, как в то время модно было - в стиле классицизма. Венчали храм пять глав, украшали его колонны, портик, лепнина. В окна вставлены кованые решетки, в виде лучей солнца. Таким он и сохранился до нашего времени, кроме - пяти куполов. А ещё была построена высокая колокольня. По словам очевидцев в ясную погоду с неё было видно Каширу и Венёв (колокольня была разрушена перед Великой Отечественной войной 1941-1945 гг.).
   Владельцы имения менялись. До 1917 года оно принадлежало Евгению Михайловичу Козакевичу, который жил в Петербурге и служил подполковни­ком при царском дворе у главнокомандующего Николая Николаевича Романо­ва. Каждое лето семья приезжала в село Оленьково.
  
   Рождественские...
   Одним из священников оленьковского прихода был Николай Петрович Рождественский, присланный в Оленьково, вместо умершего батюшки. Служил он богу и людям верой и правдой. Кроме Оленькова в приход входили деревни: Руднецово, Дробино, Киселевка, Ильинка, Афанасьво, Чусово, Чернево.
   В Оленьково был 61 дом, из них крытые железом - 11, а остальные - соломой. Земельный надел крестьян составлял 0,2 га на душу, 22 хозяйства не имели лошадей, 21 хозяйство не имели скота и жили впроголодь, члены 6 семей существовали за счет подаяний. Батюшка, чем мог, помогал таким семьям. Обстановка в крестьянских домах была простая: основное место занимала русская печь, в которой готовили пищу, на которой спали, сушили одежду и валенки. В углу, вдоль стен, стояли лавки и стол. Лишь в зажиточных семьях были деревянные кровати и избу освещали керосиновые лампы, те кто не мог купить керосин, вечера коротали с лучиной. В красном углу стояли иконы, светилась лампадка. Изба была размером 4 на 4 или 5 на 5. В избе жили по 10 - 18 человек. И только к концу XIX века стали строить избы - пятистенки, иногда даже с сенями и крыльцом. Все не хитрые запасы: капусту, грибы, соленые огурцы хранили в погребах или подполье. Батюшка переживал за своих прихожан и прихожане с уважением относились к отцу Николаю.
   Дом священника находился к востоку от церкви, за Красным мостиком, у пруда, где склонили над водой свои ветви ивы, на мысу, величественно качая по ветру вершинами, стояли вязы. На одном из них были качели, которые поднимали ребятишек так высоко над прудом, что дух захватывало, казалось, что можно прямо с качелей перепрыгнуть на другой берег пруда. А ребятишек было у батюшки 9 душ. Дом был добротный, с двойными полами, его украшала затейливая резьба на окнах, смотревших на пруд.
   Однажды в церковь должен был приехать архиерей, батюшка его очень ждал и часто выглядывал, не подъехала ли карета. Мороз был сильный. Встретил архиерея, достойно проводил, но после заболел крупозным воспалением легких, слег и больше не смог подняться. И осталось на руках матушки, Екатерины Григорьевны, 9 детей. Почти всех она вырастила, вывела в люди, выучила.
   По сохранившимся сведениям, один из сыновей, Павел Николаевич работал на Сахалине в должности главного бухгалтера "Сахалинтреста". В письмах к родным он описывал, как ездил с проверками по шахтам на собачьих и оленьих упряжках.
   Другой сын - Николай Николаевич жил в Москве и работал бухгалтером в гостинице "Метрополь".
   Василий Николаевич тоже выучился на бухгалтера и работал в одном из совхозов Подмосковья.
   Их сестры: Глафира Николаевна, Надежда Николаевна и Елизавета Николаевна окончили Тульское епархиальное училище, как и их тетя - Мария Павловна Рождественская, которая работала в Оленьковской церковно - приходской школе. Сведения о ней сохранились в Каширском краеведческом музее.
   Не все дети смогли выжить в начале двадцатого века, пройдя через революции и войны, но если собирались они в родном доме, то звучали народные песни и романсы под гитару. И лилась над темным, тихим прудом, как бы поднимаясь к звездам, песня:
   "Вечерний звон, вечерний звон!
   Как много дум наводит он
   О юных днях в краю родном,
   Где я любил, где отчий дом...".
  
   Исаковские...
   Одна из сестер Елизавета Николаевна Рождественская выходит замуж за дьячка Владимира Васильевича Исаковского.
   В годы советской власти В.В. Исаковский становится священником Оленьковской церкви. При образовании колхоза "Имени Калинина" и совхоза "Оленьково" батюшку, как "чуждого элемента" Советской власти, арестовывают и отвозят в тюрьму города Каширы.
   Оленьковцы собирают ходоков и хлопочут перед начальством о том, что бы Владимира Васильевича отпустили, что он не из-за корысти стал священником, а по нужде и дома у него даже кровати нет, дети спят на перине, постеленной на пол. И его отпускают.
   В семье Исаковских было 3 мальчика: Александр, Анатолий и Юра. Чтобы не загубить их будущее и сохранить работу жене, Владимир Васильевич разводится с Елизаветой Николаевной, и, опасаясь новых репрессий, уезжает в Ступино на строительство авиационного завода. Там он устраивается кучером, возит одного из инженеров на работу. Но иногда, тайком приезжает в Оленьково, чтобы встретиться с женой и посмотреть на подрастающих мальчиков. Но вскоре он заболел раком и умер. Похоронен был в родной земле за церковью у пруда.
   Один из сыновей - Анатолий в 5 лет научился читать, и так это занятие увлекало его, что он залезал по лестнице на чердак, где сушились яблоки и читал, пропадая там часами. А его, конечно, искали все домашние.
   Анатолий Владимирович был очень увлеченным и интересным человеком. Он занимался садоводством, прекрасно прививал различные сорта яблок на одну яблоню, так и росли у него в саду яблони с разными яблоками на одном дереве. Увлекался пчеловодством, кролиководством и везде достигал успехов. Прекрасно рисовал, но самое главное - он был одаренным учителем, как его мама. Оба они знали в совершенстве немецкий язык.
   Во время войны, уходя из Оленькова, немцы подожгли их дом, чтобы осветить дорогу отступающим от Каширы частям. Елизавета Николаевна с детьми перебралась к знакомым, а потом купила на деревне дом.
   После войны Елизавета Николаевна проработала учителем начальных классов, немецкого языка, завучем Оленьковской восьмилетней школы. Она была награждена орденами: "Трудового Красного Знамени", "Знак Почета", в 1947 году ей вручен нагрудный значок "Отличник народного просвещения".
   Учителями стали Анатолий Владимирович и Александр Владимирович Исаковские.
   Александр Владимирович работал учителем труда в селе Оленьково; он умер молодым.
   Анатолий Владимирович в разные годы учил детей в Мартемьяновской, Оленьковской, Чусовской школах. Он был учителем физкультуры, немецкого языка, но большую часть жизни работал учителем начальных классов.
   В 1967 году Анатолию Владимировичу Исаковскому было присвоено звание "Почетный гражданин села Оленьково". Он награжден юбилейной медалью "50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.", медалью "За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны".
   Жена Анатолия Владимировича - Наталья Андреевна, начала работать, когда ей было всего 14 лет. Тридцать лет работала она учителем Чусовской начальной школы.
   Наталья Андреевна - была уважаемым в своей деревне человеком. За свой труд она награждена медалями "За трудовое отличие", "За трудовую доблесть".

ИКОНА ЧЕРНОБЫЛЬСКИЙ СПАС В БОГОРОДИЦКЕ

   0x08 graphic

Автор: Костенко Юлия, учащаяся 7 класса,

обучающаяся МОБУ ДОД ДД(Ю)Т г. Богородицка.

Консультант: Шамаева Вера Евгеньевна,

педагог дополнительного образования

  

"Посвящается тем,

кто отдал свою жизнь

ради моей жизни".

   Богородицк, Назарет земли Тульской, который любовно называем малым Петергофом, неразрывно связан с жизнью нашей страны и даже всего мира. К сожалению, коснулось его и грозное событие, произошедшее 26 апреля 1986 года на украинской атомной станции, когда прогремел взрыв на 4-м энергоблоке Чернобыльской АЭС.
   Авария на Чернобыльской атомной электростанции по своим масштабам и совокупности последствий явилась крупнейшей катастрофой двадцатого века и общенациональным бедствием для России, Украины и Республики Беларусь.
   В память о Чернобыльской трагедии была написана икона "Чернобыльский Спас", по благословению Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира. Инициировала написание иконы крупнейшая Всеукраинская общественная организация, объединяющая чернобыльцев - "Союз Чернобыль Украина", и с этих пор образ стал почитаемой святыней для всех помнящих страшную трагедию и чтущих самоотверженный подвиг ее ликвидаторов.
   По словам Блаженнейшего Митрополита Владимира, "икона "Чернобыльский Спас" придала особое духовное осмысление страшной чернобыльской трагедии и христианского подвига людей, не пожалевших своих собственных жизней ради всеобщего блага".
   На Иконе "Чернобыльский Спас" изображены чернобыльцы - живые и мертвые, с Господом Богом - Судиею и Спасом. Фактически, изображенные на иконе люди - это Божия людская рать, которая сберегла нашу землю и жизнь, дарованную Создателем. Ранее человека с Богом на иконах изображать было не принято. Лишь потому, что чернобыльцы заповедь Господнюю "не убий" исполнили, чужой крови не пролили, а своей не пожалели, им и выпала такая честь.
   28 августа 2003 года в Киево-Печерской Лавре в день Успения Пресвятой Богородицы икону освятил Его Блаженство, Митрополит Владимир. Во время освящения на небе произошло знамение: над иконой пролетел голубь, а высоко в небе без дождя появилась радуга в форме нимба, затем появилось изображение трех крестов в середине нимба в солнечном сиянии. Свидетелями этого чуда стали тысячи людей.
   Замысел создания такой иконы пришел Юрию Андрееву, посвятившему свою жизнь ядерной энергетике, а во время аварии получившему огромную дозу радиоактивного облучения. Ныне он - президент Союза "Чернобыль Украины". Икона много раз являлась Юрию Борисовичу во сне, однако он считал ее создание непостижимой мечтой, в каком-то роде даже ересью. Но однажды Юрий Андреев спросил у Митрополита Киевского Владимира, возможна ли икона Спаса вместе с чернобыльцами, спасавшими планету от радиации. Чужой крови во время борьбы они не пролили, а своей не пожалели.
   Владыка сразу дал благословение иконописцу Владиславу Горецкому на написание иконы. Горецкий долго работал в Троице-Сергиевой Лавре, он владеет уникальной техникой работы с сусальным золотом.
   С начала апреля 2003 года Юрий Андреев и Владимир Горецкий начали работать над сюжетом и композицией иконы. В верхней части образа расположены фигуры Богородицы, Иисуса Христа и Архистратига Михаила - он ведет человеческую Божию рать живых и мертвых чернобыльцев.
   В нижней части иконы, на переднем плане - Чернобыльская сосна - образ, не придуманный человеком. Она похожа и на крест, и на тризуб, который является гербом Украины. Во время войны фашисты-каратели вешали советских патриотов на этом дереве, их мученическая смерть дала сосне чудесную силу. Сосна стоит почти на линии, соединяющей четвертый аварийный блок с городом Припять.
   После взрыва на ЧАЭС справа и слева от Припяти прошли два следа выбросов, которые накрыли кладбище, больницу, гаражи, производственную зону, пожарное депо. Сосна стояла в зоне этого "рыжего леса", в зоне очень плотного загрязнения - от 100 до 1200 рентген в час. Во время ликвидации весь лес был захоронен, а сосну с окружающими ее воинскими обелисками оставили. Дерево стало символом Чернобыльской трагедии. Ему отведено центральное место в нижней части иконы.
   Для справки: рыжий лес назвали так потому, что буквально за несколько дней после аварии участок соснового леса превратился сначала в лес "рыжего" цвета, затем в сухостой...ну, а сейчас его не существует - только молодая сосновая поросль на этом месте. Рыжий лес закопали в землю.
   Слева на Иконе "Чернобыльский Спас" изображены души умерших чернобыльцев, справа - ликвидаторы аварии: пожарный в респираторе, работник станции, летчик, медсестра. На горизонте, за очертаниями саркофага, виднеется зарево восхода, в небе летит звезда Полынь. На заднем плане - земля обожженная, на переднем - зеленая, оживающая.
   Горецкий работал над "Чернобыльским Спасом" пять месяцев. Икона была освящена 28 августа 2003 года у стен Успенского храма в Киево-Печерской Лавре. В 2004 году по инициативе "Союза Чернобыль Украины" был также написан полный список иконы "Чернобыльский Спас" для Храма Христа Спасителя в Москве. Этот список - дар чернобыльцев Украины чернобыльцам России. Желание передать список иконы 30 июня 2004 года поддержал и благословил Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II.
   Почти полмиллиона людских жизней, покинувших этот мир; сотни тысяч детей, больных различными заболеваниями, связанными с Чернобылем; тысячи людских судеб, с корнем вырванных с земли, на которой жили их предки. Огромное пятно на карте Украины, которое ныне называется "зоной отчуждения".
   ...Все эти трагические события в полной мере отразились в одной иконе, имя которой "Чернобыльский Спас". Сотни книг были написаны о Чернобыльской трагедии, много фильмов, киносюжетов снято об этой беде. И всё это давно пылится на полках, а в лучшем случае демонстрируется на очередную годовщину аварии. Но что не возможно человеку - возможно Господу Богу. Святая икона сразу выразила всё то, что годами пытались рассказать люди. Икона "Чернобыльский Спас", следующая Крестным Ходом по Украине, сразу стала признана и востребована - сотни тысяч наших соседей помолились и испросили у "Чернобыльского Спаса" милости Божией.
   Существует список, который находится при храме Входа Господня в Иерусалим. Храм расположен в одном из районов Киева и входит в состав мемориального комплекса.
   Икона стала утешением чернобыльцам, её признали и стали считать своей во многих украинских семьях, ведь трагедия Чернобыля, по большому счету, коснулась каждого. Икона помогает раненой чернобыльской земле. Крестные ходы "Чернобыльского Спаса" сопровождаются чудесными явлениями и исцелениями. С изображением иконы чернобыльцы идут на сложные хирургические операции, подкладывают её больным детям под подушку.
   Настоятель единственного действующего в зоне отчуждения Свято-Ильинского Храма отец Николай решил провезти список иконы "Чернобыльский Спас" по тем местам зоны, где ранее находились православные храмы, разрушенные в 1930-1950 годах большевиками. В этих священных местах ныне установлены православные кресты.
   Однажды отец Николай привез икону в село Ильинцы, в котором раньше стоял Храм Рождества Богородицы. На этом месте священник установил икону и в окружении двух десятков старушек-самоселов, которые вернулись в родное село вопреки запретам, начал молебен. Во время службы среди ясного безоблачного неба возник столп света, который осенил всех. Это явление продолжалось всего несколько секунд, были сделаны фотографии, на которых это чудо выглядит как засвеченная полоса, исходящая из открытого Евангелия прямо в небо.
   А в 2004 году произошел другой случай, который окончательно убедил верующих в необычных свойствах иконы: во время покушения на отца Николая нож попал в бумажник, где находилась фотография иконы. Это спасло священнику жизнь. Чернобыльская катастрофа - это испытание, данное Господом, чтобы предостеречь человека от более страшных ошибок. Чернобыльцы-спасатели заслужили высшую награду, возможную на земле - быть приравненными к Божией рати.
   В 20-ю годовщину Чернобыльской катастрофы, дабы почтить память погибших и призвать народ православный к покаянию, свершился Крестный Ход по Днепру со святыми иконами Чернобыльский Спас, Успение Пресвятой Богородицы, Киево-Печерской Божьей Матери, Чудотворной иконой Святителя Николая и Чернобыльской иконой. Из Херсонеса святые образы на яхте повторили путь апостола Андрея Первозванного. Полуразрушенный древний Чернобыль звоном колоколов встречал святыни. С той поры Крестные Ходы с иконой "Чернобыльский Спас" проходят по Украине регулярно. Каждый год "Чернобыльский Спас" встречают в городах и селах. Этот образ стал подлинным утешением чернобыльцам, икону признали и стали считать своей во многих украинских семьях, да и в России, ведь трагедия Чернобыля, по большому счету, коснулась каждого из нас.
   Радиационному загрязнению подверглись и 19 субъектов Российской Федерации. Чернобыльское облако оставило свой зловещий след на территориях 18 из 23-х муниципальных образований Тульской области. Пострадало более 900 тысяч человек.
   Согласно распоряжению Правительства РСФСР от 28.12.91 года N 237-р, который утвердил перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиационного загрязнения, в него вошло 2036 населенных пунктов Тульской области. Пострадал и наш район.
   Статистика подтверждает: для жителей таких территорий характерны повышенная заболеваемость и смертность. И это наше население испытывает на себе.
   Авария на Чернобыльской АЭС вызвала тысячи энтузиастов, прибывших на борьбу с последствиями катастрофы. Среди них и 68 богородчан. Это, в основном, шахтеры и военнослужащие. Они на себе испытали весь ужас бедствия.
   На сегодня в живых остался 41 человек. За свой подвиг 55 земляков награждены орденом Мужества и 11 человек - медалью "За спасение погибавших".
   Вот как об этом событии рассказал в своем стихотворении "Крыша 3-го блока" кавалер ордена Мужества, имя которого занесено в энциклопедию "Лучшие люди России" Сергей Казаков:
   Команда: "Вперед!" "Берегите себя",
   Сынки, ради Бога не лезьте вы в пекло..."
   Напутствие нам, Командиры любя,
   Кольчуги крепили Свинцовые крепко.
   Рука - на плечо:
   "Твое время - пошел!"
   Шагнул, оклемался, Ступая по аду.
   Не так уж и страшен Тот атом и зол,
   Нейтроны пронзая, Лились пота градом.
   Как спринтер - бегом, Облаченный в свинец,
   Считал я не метры, А смерти секунды.
   Графита куски, Оставляя рубец,
   Слетали в могильников Черные груды.
   На крыше мы были минуты лишь три.
   Нейтроны безжалостно Жгли и косили.
   Но так повелось На священной Руси:
   Героев рождала страна В Черной были...
  
   Сергей Алексеевич, как и его товарищи, направленные на ликвидацию последствий аварии на ЧАЭС по путевке военкомата, входил в состав 26-й бригады Московского военного округа. Они вели работы по дезактивации 3-го и 4-го энергоблоков. Совершили 34 выхода на станцию, подвергали себя смертельной опасности, но выжили и молятся теперь за ушедших из жизни товарищей.
   До 2012 года такие иконы были в одной из церквей Тулы и Щекино. Узнав об этой святыне, председатель нашего Богородицкого отделения "Союз Чернобыль" Владимир Николаевич Пыжов и его товарищи попросили благословения у благочинного богородицких церквей настоятеля Свято - Казанского храма Стефана Гриваса на приобретение такой заступницы от потрясений и бедствий. Откликнулись все чернобыльцы и многие горожане, прихожане наших православных храмов и спонсоры. Особенно большую финансовую помощь оказала Панюкова Оксана Владимировна, руководитель культурно-развлекательного центра "Элит".
   Икону заказали в иконописной мастерской Киево -Печерской лавры. Изготавливалась она почти полгода. Работы завершились в феврале 2012 года.
   Привезти святыню было поручено кавалерам орденов Мужества, занесенным в энциклопедию "Лучшие люди России" председателю богородицкого отделения "Союз Чернобыль" Пыжову Владимиру Николаевичу, Носову Владимиру Владимировичу, Еремееву Валерию Николаевичу и молодому нашему земляку Ушакову Алексею Игоревичу.
   Оформить документы на вывоз из Украины иконы им помог в министерстве культуры этой страны Почетный пенсионер Украины, музыкант, участник локальных войн и ликвидатор последствий на Чернобыльской АЭС Кукота Вячеслав.
   Наши земляки поездом доехали до Калуги, а оттуда до Богородицка - на машинах.
   29 февраля 2012 года состоялась торжественная передача иконы "Чернобыльский спас" Свято - Казанскому храму. Встречал святыню и посланцев настоятель храма Стефан Гривас и прихожане. Был отслужен торжественный молебен.
   Сейчас икона установлена в левом пределе, рядом с хором. Ее размеры: 150х90. Она величава и убедительна. Фон украшен сусальным золотом и чеканкой.
   Всем спасителям мира, всем чернобыльцам - земной поклон. И хочется процитировать стихотворение Валентина Киреева с таким же названием:
   Чернобыль... Взрыв - ударило по нервам!
   И вновь, забыв, что где-то дом, семья,
   Шли в бой и гибли, словно в сорок первом,
   Твои, моя Россия, сыновья.
   Не первый раз, не требуя награды,
   Рванув в сердцах рубаху на груди,
   Врубались в пламя, потому что надо!
   Так надо - ты, Россия, позади!
   Никто из них не думал: было б лучше
   Пересидеть, спастись, сберечь любовь...
   Расстрелянные опускались тучи
   На Плавск, на Чернь, Новомосковск, Венев...
   Беда осела, словно черный пояс,
   Впиталась в землю, родники, траву,
   Опять спасала Тула мегаполис -
   Столицу нашей Родины Москву...
   Да как же можно разводить дебаты!
   Ведь это жизнь сама - не страшный сон!
   Вглядитесь в лица - вот они, солдаты,
   Им мало славы, им - земной поклон!
  
   За благоукрашение Свято_Казанского храма города Богородицка благочинный богородицких церквей Стефан вручил благодарности митрополита Тульского и Ефремовского Алексия Пыжову Владимиру Николаевичу и Носову Владимиру Владимировичу 26 апреля 2012 года на митинге, посвященном 26-й годовщине со дня аварии на Чернобыльской АЭС.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"