Лысенко Надежда Ефимовна : другие произведения.

Страница истории Православия на Тульской земле (Продолжение 3)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


Страница истории Православия на Тульской земле (Продолжение 3)

ИСТОРИЯ НИКОЛЬКОГО ХРАМА В СЕЛЕ НИКОЛО-ЗАРЫТОВО

   Белякова Мария, Подьячева Анна, учащиеся 9 класса
   МОУ "Петелинская СОШ", Ленинский район.
   Руководитель: Фролова Елена Анатольевна,
   учитель русского языка и литературы.
  
   Как много интересных загадок таит в себе родной край! В ежедневной суете мы не обращаем внимания на привычные нам вещи, но приходит время, и что-то необъяснимое заставляет нас остановиться и взглянуть на них по-новому.
   В посёлке Сергиевский, где мы живём, доживает свой век огромный двухэтажный особняк из белого камня. Заинтересовавшись его историей, - а дому более 200 лет! - мы узнали много интересного: и о времени его создания, и о владельцах - старинном дворянском роде Языковых. Узнали мы и о том, что в нашем небольшом посёлке был когда-то свой храм в честь преподобного Сергия Радонежского. В течение всего прошлого года мы занимались изучением истории этой церквушки, результатом чего стала работа "Разрушенная святыня: церковь Сергия Радонежского в Сергиевском - на - Упе". Изучая архивные документы, мы узнали, что в 1879 году приход нашего Сергиевского храма был объединён с Николаевской церковью села Зарытово (сейчас Вечерняя Заря Ленинского района Тульской области), которое находится в нескольких километрах от Сергиевского. Нам стало интересно, почему произошло объединение приходов, что представляла собой Николаевская церковь, на чьи средства она была построена, кто в ней служил. Задавшись этими вопросами, мы решили исследовать историю Николаевского храма, разрушенного до основания в 50-е годы прошлого века, и тем самым приоткрыть ещё одну страничку истории нашего родного края.
   Считаем, что работа по изучению церквей - особенно разрушенных, несохранившихся - сейчас очень актуальна. По всей Руси сегодня восстанавливаются храмы, по крупицам воссоздаётся их история. Думаем, что, познакомившись с историей Николаевской церкви, наши одноклассники по-другому взглянут и на историю нашего края. Возможно, кто-то из них заинтересуется и другими храмами, находившимися раньше на территории нашего района, и проведёт своё исследование.
   В поисках храма. На сельском кладбище.
   Впервые об объединении Сергиевского прихода с Николо-Зарытовским мы прочитали в книге П.И. Малицкого "Приходы и церкви Тульской епархии". Тогда же столкнулись и с первой трудностью: рядом с нашим посёлком нет населённого пункта с названием Николо-Зарытово! Пришлось тщательно изучить карты XIX века, чтобы найти это село. Именно благодаря картам мы поняли, что Николо-Зарытово - это сегодняшняя деревня Вечерняя Заря, что находится в 4 километрах от нашего Сергиевского. Позднее это подтвердили и местные жители, которые рассказали нам о том, что Вечерней Зарёй Николо-Зарытово стало называться в советское время, почти сразу после революции.
   Деревня Вечерняя Заря нам хорошо известна - там живёт несколько учеников из нашего класса. Знали мы и о том, что сама Николаевская церковь не сохранилась, однако ещё можно увидеть остатки фундамента в старой части сельского кладбища. На поиски места расположения бывшего храма мы отправились вместе с отцом Иоанном, настоятелем храма святых врачей бессребреников Космы и Дамиана п. Петелино (этот храм расположен недалеко от нашей школы). Батюшка с радостью отозвался на наше предложение.
   Деревня Вечерняя Заря небольшая, здесь не более 20 домов. На её окраине - кладбище, рядом с которым стоят два деревянных, очень похожих друг на друга, дома. Как оказалось, в одном из этих домов когда-то жил местный священник, а в другом - дьячок Николаевского храма. Конечно, сейчас там живут другие люди, но именно туда мы отправились с целью выяснить, где же находилась церковь. Местные жители охотно показали нам это место. Найти его можно без труда. Несмотря на то, что кладбище постоянно растёт (здесь хоронят людей из многих окрестных деревень), место, где стоял храм, никто не трогает. Удивительно: посреди могил и крестов, на небольшом, скорее всего, искусственном, возвышении, пустое место с грудой рассыпанных камней, поросших мхом. Отец Иоанн рассказал нам, что раньше церкви строили на возвышении, чтобы отовсюду было видно. А одна из местных жительниц пояснила, почему место бывшей церкви до сих пор свободно: "Здесь не раз пробовали копать могилы, но всё время натыкались на прочную кладку, которую не взяла даже специальная техника, вот и бросили".
   Кладбище на Вечерней Заре поразило нас и обилием старинных надгробий, которые здесь повсюду. Большинство из них относится к 60 - 80м годам XIX века. Особенно впечатлил нас памятник в виде аналоя, на котором было написано следующее: "Иван Сергеевичъ Васелъманов, пономарь села Старчикова Одоевского уезда. Родился 31 декабря 1800 года, скончался июля 1878 года. ПОМЯНИ МЯ ГОСПОДИ ЕГДА ПРИИДЕШИ В ЦАРСТВИИ ТВОЕМ".
   Таким образом, первая задача нашего исследования была выполнена: мы нашли место расположения Николаевского храма! А увиденные нами старинные надгробия лишь подтвердили, что кладбище в Вечерней Заре - а следовательно, и сам храм - очень старое, и скорее всего, относится к первой половине XIX века.
   Рассказы местных жителей о храме.
   Побродив по кладбищу, мы отправились к местным старожилам, чтоб получить информацию о храме.
   Надо сказать, что коренных жителей в Вечерней Заре немного. Да и те что есть, почти ничего не знают о своей церкви. Все сходятся в том, что была она каменная, построена в 80-х годах XIX века вместо ветхой деревянной церквушки.
   Анна Васильевна Юшева, с рождения проживающая в Вечерней Заре рассказала нам о том, что её дед и отец пели в церковном хоре Николаевской церкви. "Отец, - вспоминает она, - Бога никогда не забывал. И в советское время всегда дома молился. Бывало, начнём на него ругаться за это, а он только рукой махнёт: мол, ничего-то вы не понимаете. И ведь, правда, не понимали! А церковь у нас была очень красивая. Я всего один раз там была, маленькая, а помню. Белая, высокая, какая-то воздушная... Году в 35 её растащили. У отца на память о храме осталась Библия старая да два ангелочка беленьких. А в войну и их потеряли..."
   Больше никакой информации от местных жителей о храме нам получить не удалось, поэтому мы обратились к печатным изданиям и архивным документам.
   История строительства Николаевского храма.
   Село Николо-Зарытово (ныне Вечерняя Заря) расположено при речке Зарытовке в 9 километрах от Тулы. Николо-Зарытовский приход был основан (согласно древним летописям) в конце XVI - начале XVII века.
   П.И. Малицкий, известный в XIX веке преподаватель церковной и библейской истории, автор учебников "История Христианской Церкви" и "Уроки по истории Христианской Церкви", в своей книге приводит два мнения старожил на название села:
      -- "Село получило двойное название по местному храму Св. Николая и по речке Зарытовке".
      -- "Село обязано своим названием храмовой иконе Св. Николая, сохранившейся доселе и найденной в конце XVI века зарытой в земле, откуда и название Николо-Зарытова".
   Как бы то ни было, но доподлинно известно, что Никольский деревянный храм был построен в 1692 году на пожертвования стольника Григория Хрущева. Рядом с церковью стояла деревянная колокольня с шестью колоколами.
   В виду ветхости этот деревянный храм в 80-х годах XIX века упразднили, а на его месте в 1882 году была заложена новая каменная церковь. Проект этой церкви, датированный 15 апреля 1882 года, нам удалось найти в Тульском государственном областном архиве, а вот кто являлся автором и архитектором - узнать не удалось. В 1885 году строительство было окончено, и в 1887 году храм был освящён в честь Св. Николя Чудотворца Преосвященным Никандром, Архиепископом Тульским и Белевским. По-видимому, новая церковь была больше прежней, так как вместо одного престола - во имя Святителя Николая Чудотворца, - в заново отстроенном храме престолов стало уже три: во имя Святителя Николая Чудотворца, во имя святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова и во имя святого Григория Богослова.
   Средства на постройку нового храма пожертвовали прихожане и частные лица. Особенно большой вклад внесли бывший прихожанин храма, московский мещанин, Григорий Сергеевич Гольцев, пожертвовавший на строительство 10000 рублей, и тульский почётный гражданин Иван Иванович Кодрашев, пожертвовавший 1500 рублей.
   Храмовые иконы и книги.
   Согласно описи церковного имущества за 1856 год, хранящейся в ГАТО, в Николо-Зарытовской церкви было 118 икон и образов, среди которых:
  -- образ Спасителя;
  -- образ Святителя Чудотворца Николая;
  -- образ Богоматери Казанской;
  -- образ Покрова Пресвятой Богородицы;
  -- образ Богоявления Господня и многие другие.
   Особо чтимыми иконами в приходе почитались храмовая икона Николая Чудотворца, по преданию, найденная зарытой в земле, и древняя перенесённая из нашего Сергиевского храма, икона святой великомученицы Параскевы. Местные старожилы до сих пор вспоминают историю, которая произошла с их односельчанином. Некто Сёмин, проходя мимо разрушенной церкви (дело было после войны), решил посмеяться над святыней: приложил прикуренную сигарету к иконе Николая Чудотворца со словами: "На покури со мной!", и в этот же день у него отнялась рука. Ни один врач так и не смог ему помочь.
   Когда в 1927 году Николаевский храм закрывали, местным жителям удалось спасти большинство икон и спрятать их в одном из домов. Но во время войны в этот дом попал снаряд, дом сгорел, а вместе с ним - и все храмовые иконы.
   В Николо-Зарытовской церкви было много книг духовного содержания. В уже упомянутой нами описи отмечается "Библия, печатная, на хорошей бумаге, в кожаном переплёте, издана в 1756 году", а также "Новый Завет, в кожаном переплёте, изданный в 1702 году".
   Николаевский приход и его содержание.
   По штатному расписанию приходов того времени в сельском храме положено было быть настоятелю, т.е. священнику, и псаломщику. Но по документам за 1882 год в штатном расписании Николо-Зарытовской церкви состояли священник, дьякон, псаломщик и два сверхштатных причетника. Это говорит о том, что Николаевский приход был достаточно большим. И действительно: в 1782 году приход насчитывал 167 дворов, а на конец XIX века его численность составляла 400 крестьян мужского и 420 женского пола. В приход входили следующие населённые пункты: с. Зарытово, д. Ильинка, д. Крутая, д. Левинская, д. Малая Еловая, д. Никитине, д. Тихонская.
   При церкви было почти три десятины усадебной земли, доход с которой, по данным за 1916 год, был средним и составлял всего 120 рублей в год. Кружечных доходов в 1916 году насчитывалось до 148 рублей.
   Дом у церковного причта был собственный, деревянный, стоящий на церковной земле. Кроме этого, других зданий, принадлежащих церкви, не было.
   В приходе имелась церковно-приходская школа, находившаяся в деревне Крутой в 3 верстах от Зарытово. Она была построена в 1910 году. На её содержание из казны отпускалось 390 рублей. В 1916 году здесь обучалось 29 мальчиков и 23 девочки.
   Служители Николаевского храма.
   Конечно, нам очень интересно было узнать имена священников, которые отдали годы своей жизни служению Богу в Николо-Зарытовской церкви. Нам повезло: летом 2010 года в Туле была издана большая книга, которая называется "Тульский синодик 1558 - 2009". Поэтому нам не пришлось, как в случае с Сергиевской церковью, буквально возвращать из небытия забытые имена священников, так как все священники, которые в разные годы служили в Николаевском храме, в синодике названы. Это
  -- Михаила Ефимов, иерей, ранее 1782 года;
  -- Алексей Фёдоров, иерей, 1782;
  -- Василей Васильев, второй иерей, 1782;
  -- Василий Алексеев Флёренов, священник, 1800 - 1838;
  -- Василий Иванович Ильинский, священник, 1838 - 1887;
  -- Дмитрий Михайлович Смирнов, священник, 1887-1917.
   Тем не менее, мы всё равно обратились к архивным документам, чтобы подробнее узнать об этих людях. В клировых ведомостях (в сведениях о церкви села Зарытово за 1882 год и за 1891 год есть информация о некоторых из них:
   "Священник Василий Алексеев Флёренов, сын священника, награждён за Благочинническую деятельность набедренником, за войну 1812 года имел наперстный крест".
   "Священник Василий Иванович Ильинский, пономарский сын. По окончании курсов Тульской семинарии был уволен с аттестатом 2-го разряда. 1 мая 1838 года был рукоположен во священника Николаевской церкви с. Николо-Зарытово. Имел грамоту и бронзовый крест для ношения на шее в память войны 1853 - 1856 г.г. В 1862 году был законоучителем приходских крестьянских мальчиков и нижних военных чинов Тобольского полка 2-ой стрелковой роты. 6 октября 1863 года за усердное и долговременное служение в должности священника, за устроение и украшение своего храма награждён набедренником".
   "Священник Дмитрий Михайлов Смирнов, при храме с 1887 года. Родился в 1860 году в селе Дмитриевском Алексинского уезда. По окончании курса Тульской духовной семинарии в 1884 году с аттестатом 2-го разряда проходил три года должность законоучителя начального народного училища. 12 июня 1887 года был рукоположен на настоящее место, имеет грамоту. В 1887 году 23 октября утверждён законоучителем школы Упской Гати и наблюдателем за преподавание Закона Божьего Лутовиновской школы".
   Можно предположить, что священник Дмитрий Михайлович Смирнов был последним настоятелем Николо-Зарытовского храма. С другой стороны, некоторые из жителей д. Вечерняя Заря утверждают, что священник уехал из села после войны, в начале 50-х годов. Вряд ли это может быть отец Дмитрий, так как на тот момент ему было бы уже под сто лет. Возможно, в период с 1917 года до окончательного закрытия храма в 1927 году здесь жил и служил другой священник, имя которого нам, к сожалению, неизвестно.
   Закрытие и разрушение Николаевского храма.
   Для того чтобы выяснить судьбу Николаевской церкви после революции и узнать о причинах её разрушения, мы снова обратились к старожилам деревни Вечерняя Заря.
   Вспоминает Мария Михайловна Сёмина, 1954 года рождения: "Церковь закрыли в 1927 году. Просто повесили на дверь замок. Тогда некоторые жители, опасаясь того, что коммунисты потом сожгут иконы, тайно вынесли их. Об этом мне рассказала бабушка. Иконы и церковную утварь спрятали в одном доме. Но во время войны дом сгорел, и все иконы тоже. А с 1935 года стали разбирать и храм. По кирпичику, по камешку - и вот весь растащили".
   В наш второй приезд мы познакомились с Малаховой Ларисой Анатольевной, прадед которой, Реутов Виктор Иванович, с 1900 - по 1917 год служил дьяконом в Николаевской церкви. Лариса Анатольевна рассказала нам трагическую историю его гибели: "Когда немцы подступали к селу, все местные жители собрались на краю деревни, на бугре, у колхозного подвала. Там и спрятались. А прадед мой, уже тяжело болевший (у него был рак), с ними не пошёл. Он пошёл к родному храму. Там, на ступеньках, его и убила шальная пуля... Могилка его на кладбище, рядом с разрушенной церковью. Церковь окончательно разрушили уже в 50 -- 60 годы. Из кирпича построили амбары и конюшню".
   Таким образом, мы узнали, что в период с 1927 года и до окончания войны храм был закрыт и никак не использовался. После окончания военных действий храм был разорён и разрушен. Кирпич пошёл на строительство колхозных помещений. На сегодняшний день на месте храма можно увидеть только мелкие камешки и обломки кирпичей.
   Лариса Анатольевна Малахова показала нам старые фотографии из семейного архива. Изображения Николаевской церкви там, к сожалению, не оказалось, но на одной из фотографий мы увидели семью священника. Так как фото не подписано, трудно сказать, кто изображён на нём, но мы думаем, что это может быть кто-то из священников Николаевской церкви.
   Познакомившись с историей Николаевского храма, мы пришли к выводу, что необходимо продолжать работу по изучению православных храмов, которые располагались когда-то на территории нашего района. Многие из них разрушены, но ещё больше - уничтожены, стёрты с лица земли. Уже практически не осталось людей, которые застали время, когда все эти храмы действовали. Поэтому работу связанную с историей сельских храмов необходимо вести сейчас.
   Нам очень запомнились слова, сказанные настоятелем нашего храма отцом Иоанном, когда мы, задумавшись стояли на месте разрушенной церкви: "Знаете, дети, ведь у алтаря освящённого храма всегда находится ангел. Если храм опустошен, ангел все равно не сходит со своего места. Если храм полностью разрушен и стерт с лица земли, на том месте, где был престол, продолжает пребывать ангел. И так он будет находиться здесь вечно, пока не дождется, когда на этом месте снова будет возведен храм". В тот момент нам показалось, что мы физически ощутили присутствие этого светлого ангела, который молится за всех живущих здесь людей. И почему-то очень захотелось поверить в то, что когда-нибудь в Вечерней Заре снова зазвонят колокола, созывая окрестный народ на праздничную Литургию...
  

2 раздел

Подвижники благочестия

Жизненный путь священника Егора Кирилловича Сахарова

Мартель Виктор, учащийся 10 класса

МОУ "Грицовская СОШ им. Д.С. Сидорова", Венёвский район.

Консультант: Пешехонов Виктор Валентинович,

учитель истории и обществознания.

   Трудно не обратить внимание на всевозможные лишения, страдания и боль, причинённые нашей с вами религии в период с 1917 по 1940-е годы. Представив то, что приходилось испытывать духовенству и религиозным проповедникам, становится даже не по себе... Как раз об одном священнике жившем в это время и пойдёт речь.
   Настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в с. Тюнеж Тульской области священник Егор Кириллович Сахаров (о. Георгий) родился в апреле 1862 года в с. Протасове Одоевского уезда Тульской губернии в семье дьякона. Окончив Тульскую духовную семинарию, он в 1886 году был рукоположен в сан священника и в дальнейшем всю свою жизнь посвятил служению Богу.
   Предположительно в 1890-х годах о. Георгий пребывает в село Тюнеж, где полностью и всецело посвящает себя служению Богу и помощи пастве. Люди говорили о нём, как о добром, честном и открытом, отзывчивом, но требовательным, особенно к себе самому человеке. Он любил детей, прививал им христианское мировоззрение, заносил в их открытые сердца слово Божие. Его слово благоговейно впитывалось слушателями, многие приходили к нему за утешением и помощью. Именно за эти качества он так полюбился люду, снискал всеобщую любовь и признание.
   Стоит отметить, что батюшка грозно обличал суеверие, картёжные игры, блуд, пьянство, нецензурную брань и ворожбу, через которые человек общается со злыми духами и нечистой силой. Это всё он строжайше запрещал.
   Снискав уважение не только среди прихожан, но и паствы, создался крепкий приход, позволивший о. Георгию за всю свою жизнь совершить огромнейшее количество добрых дел и поступков.
   В 1891 году при участии о. Георгия было дано разрешение открыть в с. Тюнеж церковно-приходскую школу, где крестьянские дети изучали закон Божий и получали образование. Школа с. Тюнеж занимала лучшие места среди школ уезда и имела преимущество перед ними т.к. в распоряжении школы был правильно организованный хор. Егор Кириллович так же являлся инициатором и активным участником сбора пожертвований для голодающих Тульской губернии в неурожайные годы. Воодушевляя собственным примером он делился своими средствами со страждущими, его примеру следовали и члены церковной общины. Староста, простые люди.
   Всё омрачили события 1917 года... Раскол общества, гражданская война - всё это нанесло серьёзнейший удар по сердцу нашей сплочённости и единства - нашей вере.
   До нашего времени дошёл дневник о. Георгия. В нём он описывал эти события так:
   01.07.1917 "Кругом грабежи. Насилие и захват чужой собственности".
      -- "С этого числа началась у нас, особенно в Смоленской слободе, заразная болезнь под названием "испанка", мы начали носить умерших по 2-3 гроба".
   06.10.1918 "В школе нашей началось по большевистской программе учение без молебна и закона Божия, так что я уже не хожу в школу".
      -- "День годовщины революции, но вместо празднования взбунтовались мужики против большевиков".
      -- "Ужасно, что такое делается. И когда только Господь помилует нас грешных и пошлёт нам мирную и покойную жизнь... Грабёж, убийства, самосуды и голод".
   30.09.1919 "...между тем красноармейцы неистовствуют, представляя из себя чертей вышедших из ада. Да, несчастные эти люди... А про будущую жизнь они и не думают, несчастные".
   15.12.1919 "Я не служил литургию, но утреню отслужил в своём доме. Вообще- то приходится служить утреню на дому, ввиду того, что храм наш теперь благодаря товарищам не отапливается".
   "Последовало распоряжение отобрать церковные драгоценности, как-то: сосуды, кресты, дарохранительницы, серебряные лампады и т.д. для голодающих в Саратовской губернии".
   "Часовня с северной стороны уничтожена жителями Агеевым Николаем Дмитриевичем и Кутузовым Алексеем самовольно ввиду расширения школы".
   Эта была всего лишь первая волна христианского мученичества, вторая началась в 1928 году. Власти стали готовить широкомасштабный проект высылки крестьян, большую часть которых составляли православные, сохранившие старый религиозный уклад жизни, для которых вера была не только образом мысли, но и действий.
   24 января 1929 года ЦК ВКП(б) принял постановление, "О мерах усиления антирелигиозной работы", положившее начало массовым арестам священнослужителей, мирян, закрытию храмов.
   О событиях этих лет Сахаров пишет следующее:
   17.03.1929 "Псаломщик Рождественский Константин Капитонович отказался от псаломнической должности ввиду преследования большевиками духовенства усиленными налогами, лишением права голоса и другими мерами. Псаломщик с. Свиное Горчилин Пётр Анисимович (он же местный крестьянин с. Тюнеж) перешёл на место Рождественского".
   1929 "Вынужден уволиться за штат ввиду усиленного (208 рублей) подоходного налога. Последний раз на Престольный праздник 1-го октября "Покров Пресвятой Богородицы" отслужил Литургию и простился с прихожанами, бывшими в храме".
   7.11.1929 ст. ст. "Прибыл милиционер с членом церковного совета Александром Садовниковым, церковным старостой Петуховым Иваном Ивановичем и с секретарём сельского совета Филатовым Сергеем проверил церковное имущество, а затем отобрал церковные ключи и приложил к входным дверям печать".
   Преследования этих лет были самыми тяжёлыми, поскольку затрагивали основную массу мирян - крестьянство. Власть бросала значительные силы на разрушение и полное уничтожение Русской Православной Церкви...
   2 февраля 1930 года был выдан ордер на производство обыска и ареста о.
   Георгия. В тот же день Сахаров Е. К. был арестован, взят под стражу и направлен в Каширский исправ.труд.дом.
   В уголовном деле священника Сахарова Е.К. находится написанное от руки постановление (о привлечении в качестве обвиняемого): "... священник с. Тюнеж, Каширского р-на Сахаров Егор Кириллович, 1862 г. рождения совершил контрреволюционное преступление, направленное к подрыву сов.власти путём агитации и изготовления, и хранения антисоветского содержания рукописей, в чём достаточно изобличается имеющимися в деле материалами. А потому в порядке ст. 128 УПК привлечь к делу в качестве обвиняемого Сахарова Егора Кирилловича, предъявив ему обвинения по ст. 58-10 УК".
   Показания по существу дела.
   "В дневнике - церковные летописи я для памяти записывал все события. В некоторых случаях я давал им свои характеристики, которые были антисоветского характера, как, например, о преследовании духовенства и пр.
   В предъявленном мне обвинении в контрреволюционной агитации и в писании рукописей, направленных против советской власти, виноватым себя не признаю.
   Больше показать ничего не могу. Написано с моих слов правильно и мне прочитано. Сахаров".
   В итоге разбирательств, которыми имеется документальное подтверждение, постановили: Сахарова Егора Кирилловича выслать через ППОГПУ в Северный край, сроком на три года, считая срок со 2 февраля 1930 года.
   О дальнейшей судьбе о. Георгия ничего неизвестно... Нам остаётся только гадать пережил ли он те страшные лета, или же не выдержал сурового Северного климата...
   Сахаров Егор Кириллович был действительно верен своему делу, всё то добро, которое он нёс людям несомненно не будет забыто. Всю свою жизнь своими примерами он воодушевлял народ, заботился не только о себе, но и о людях окружающих его. Этот человек действительно заслуживает уважения и той любви, с которой люди относились к нему.
  
   Белёвские священнослужители, их вклад в изучение истории края
  

Есепчук Андрей, ученик 8 класса,

обучающийся ГОУ ДОД ТО "ОЦДЮТУР", г. Тула.

Консультант: Барбашов Евгений Ростиславович,

педагог дополнительного образования.

   Все знают, насколько сложна служба священнослужителя, сколько она занимает времени. Кроме самих служб приходится ещё исповедовать, крестить младенцев, отпевать покойных, венчать и делать ещё много других, незаметных для простых людей, но важных для прихода дел. А если священник ещё является и благочинным уездных церквей, то нагрузка на него увеличивается во много раз и тем не менее именно священнослужители стали едва ли не в первых рядах краеведов-исследователей.
   Конец XIX и первые десятилетия XX столетий стали в России "серебряным веком" для музейного дела и краеведения в целом. В 1884 году в соответствии с проводимым императором Александром III курсом на возрождение национального самосознания, министром внутренних дел графом Д.А. Толстым были учреждены архивные комиссии в городах Орле, Рязани, Тамбове и Твери. Их деятельность заключалась в издании научных трудов, собирании различных коллекций, проведении археологических, этнографических и других исследований.
   Сразу же, 31 декабря 1884 года в г. Туле создаётся первый музей. Назывался этот музей Епархиальным древлехранилищем, а затем Палатой древностей и находился на архиерейском дворе. В г. Орле в этом же году создаётся учёная архивная комиссия.
   Надеждой и опорой в этом деле для императора стала Русская православная церковь, которая всегда проповедовала любовь к Родине, патриотизм и русское национальное самосознание. Российские православные священнослужители и тут выступили локомотивами, сдвинувшими с места большие массы обывателей, открыли для них новый мир старой российской истории, вовлекли их в интересную игру по познанию своей истории и через неё привили чувство гордости за великую державу.
   Тульская и Орловская епархии создают все условия для деятельности различных краеведческих обществ. Именно русская церковь выступает зачинателем в деле краеведения, а губернские Епархиальные ведомости печатают в это время исследовательские работы по истории своих губерний. Не остался в стороне от этого благородного дела и Белёвский уезд.
   Именно в это время белёвскими прогрессивными священнослужителями М.Ф. Бурцевым и Н.А. Преображенским разворачивается беспрецедентная для того времени исследовательская краеведческая деятельность. Эта деятельность ставила перед собой две главные цели - выявление неизвестных науке артефактов и моментов своей древней истории, и не менее важное - вовлечение в этот процесс молодёжь, будущее Великой России.
   Собирание краеведческих коллекций земскими и церковно-приходскими школами для музеев не могло успешно развиваться без активной пропаганды со стороны учителей, прежде всего священнослужителей, которые активно и личными примерами формировали не только патриотическое воспитание, но и личностные качества гражданина Великой России. К примеру, в 1910 году из 72 частных фондообразователей Белёвского музея 16 человек (или 22%) были детьми.
   Белёвские краеведы и их единомышленники испытывают чувство глубокого удовлетворения от того, что возрождается незаслуженно забытое имя замечательного человека, патриота Белёвского края Михаила Фёдоровича Бурцева - протоиерея Воскресенской церкви г. Белёва, педагога, литератора, общественно-церковного деятеля, а ещё и краеведа. И если это имя уже знакомо белёвцам, то имя другого священнослужителя и тоже краеведа - Николая Афанасьевича Преображенского, служившего в селе Старые Дольцы одновременно с М.Ф. Бурцевым, неизвестно широкой общественности. О нём знают лишь единицы, да и то не всё что сделал этот человек. Считается, что отец Николай собрал археологическую коллекцию более чем в два раза превышающую коллекцию отца Михаила. И тем удивительнее, что об отце Николае неизвестно почти ничего.
   При работе с письменными источниками относительно М.Ф. Бурцева удалось выяснить следующее: Михаил Фёдорович Бурцев (1842 -- 1906) служащий белёвской церкви Воскресения Христова был ещё и благочинным церквей Белёвского уезда. Этот удивительной судьбы человек, сделавший невероятно много для города Белёва и Тульской губернии в целом, кроме служения Богу, был ещё церковно-общественным деятелем, педагогом, литератором и был ещё краеведом. Краеведением отец Михаил занимался в свободное время, невероятно, но это время, откуда-то бралось. А ведь у Михаила Фёдоровича было пятеро детей.
   Отношение к службе Михаила Фёдоровича было таким: "не служить, когда было нужно, или поспешно служить", он считал большим грехом. Отец Михаил истово и ревностно исполнял Божественную службу в воскресные, праздничные и будничные дни, он почти каждодневно служил.
   Кроме примерного исполнения пастырского долга, протоиерей Бурцев много времени отдавал краеведению. С 1868 по 1885 годы отец Михаил был сотрудником редакции Тульских епархиальных ведомостей. Им написано много статей по церковной и гражданской археологии, так как он был большим любителем старины. Его проповеди и статьи печатались во многих духовных журналах, в том числе и в "Церковных ведомостях", издаваемых священным Синодом.
   Михаил Фёдорович активно занимался историей Белёвского края. Это была не простая любознательность образованного человека, реализованная в кабинетных исследованиях, а желание познать окружающее историческое пространство как цельное, чтобы помочь землякам - современникам (получилось и потомкам) правильно в нём ориентироваться.
   Предметом исторических изысканий Бурцева была начальная история г. Белёва. Михаил Фёдорович нашёл в г. Белёве арабские дирхемы и монеты Римской империи I - II вв. н.э. Два дирхема 796 года и один - 952 года, а также римскую монету I в. н.э., императора Октавиана Августа (63 до н.э. - 14 г. н.э., император с 27 г. до н.э.), отец Михаил подарил в 1895 году археологу Городцову В.А., который эти монеты передал в московский музей (современный ГИМ). Таким образом. М.Ф. Бурцев был первым, кто археологически доказал, что город Белёв намного старше, чем его упоминание в Ипатьевской летописи под 1147 годом.
   Отдавая предпочтение топонимике (а это наука образовалась и сформировалась только 80 лет спустя!), отец Михаил обозначил г. Белёв как сторожевой и складочный пункт сбора дани, который построили хазары в середине IX века в земле своих данников - вятичей. Та же топонимика свидетельствовала об обстоятельствах похода киевского князя Святослава Игоревича в 964 году в землю вятичей для освобождения их от власти хазар. С помощью топонимики Михаил Фёдорович пытался объяснить и происхождение названия города Белёва.
   Михаил Фёдорович подробно изучил и исследовал такое историческое событие, как пребывание в г. Белёве в 1438 году золотоордынского хана Улу - Мухаммеда.
   Михаила Фёдоровича волновали проблемы христианизации земли вятичей в районе верховьев р. Оки. Он изучал миссионерскую деятельность в этих краях преподобного Иоанна Кукши, монаха Киево-Печерского монастыря. По инициативе отца Михаила в 1893 году в Белёв из Киева была доставлена икона Иоанна Кукши, которая буквально, на другой день совершила чудо и стала чудотворной. Михаил Фёдорович предпринимает немало сил, чтобы восстановить память о Кукше среди жителей Белёвского уезда. Этому посвящались ежегодные специальные церковные службы, крестные ходы, проповеди. 8 ноября 1901 года состоялось торжественное открытие при мужском духовном училище церкви Иоанна Кукши, кстати, единственной в Тульской губернии, и тоже по инициативе М.Ф. Бурцева.
   Михаил Фёдорович Бурцев подробно исследовав и изучив жизнь и деятельность преподобного Макария Жабынского выступил с инициативой и ходатайством о причислении того к лику святых, что и было осуществлено в 1888 году.
   Много времени отец Михаил отдал изучению истории белёвских раскольников. Общеизвестно, что г. Белёв являлся одним из крупнейших центров раскола. Результатом этого исследования является большая статья Михаила Фёдоровича "О единоверии и единоверческой церкви в г. Белёве", эта церковь также была единственной в Тульской губернии.
   В 1860 - 1870-е годы при деятельности Комитета по историко - статистическому описанию Тульской епархии отец Михаил изучал историю приходских церквей г. Белёва. По результатам этого исследования Михаилом Фёдоровичем были опубликованы в епархиальных ведомостях 10 работ по истории 9 приходских храмов г. Белёва.
   М.Ф. Бурцев очень любил историю, он по праву является первым исследователем доисторических древностей г. Белёва. Получив в 1888 году от Императорского Московского Археологического Общества вопросные пункты, отец Михаил приступил к собиранию доисторических памятников родной старины. В период с 1889 по 1895 годы он успел собрать в одном только городе Белёве до 1500 каменных орудий. Всего его уникальная коллекция достигала 5000 экземпляров. Многие свои находки он посылал в дар музеям и научным обществам. Отец Михаил распространял свои поиски и на соседние с Белёвом территории, на реки Малая Вырка и Лютимка, а также на р. Оку в окрестностях дд. Боровна, Жабынь и Береговая. В этих местностях им было собрано ещё 3500 предметов каменного века. В 1890 году отец Михаил подарил Московскому Археологическому Обществу до 800 каменных орудий. Этот материал стал основой более поздней экспозиции "Белёвская неолитическая культура" в ГИМе. Этот же материал стал решающим для археологического исследования реки Оки в Белёвском уезде, и Московское Археологическое Общество в 1895 году направило в уезд археолога В.А. Городцова;
   Михаил Фёдорович привлекал для своих поисков школьников. Исследуя крутые берега и осыпи р. Оки в Белёве, отец Михаил лазил по ним вместе с детьми. Прогуливающиеся по бульвару граждане города с удивлением наблюдали эту необычную картину.
   В конце XIX века Михаил Фёдорович дарит тульской Палате древностей 40 каменных орудий, осколки керамической посуды различных археологических культур и эпох, найденные им в окрестностях г. Белёва.
   В 1895 году в белёвской публичной библиотеке имени В.А. Жуковского существовала комната, в которой хранились различные археологические и палеонтологические предметы, в том числе и неолитические орудия, найденные Михаилом Фёдоровичем в окрестностях Белёва. Появиться в библиотеке эти предметы могли в то время, когда директором этой библиотеки был Михаил Фёдорович Бурцев, в период с 1874 по 1882 годы. Краеведческий музей в г. Белёве был открыт только в 1910 году и это был первый уездный музей в Тульской губернии.
   При работе с письменными источниками относительно Н.А. Преображенского удалось выяснить следующее: Николай Афанасьевич Преображенский был протоиереем, жил и служил в церкви села Старые Дольцы. К сожалению, нам пока не удалось установить ни год его рождения, ни год смерти.
   Н.А. Преображенский, как и М.Ф. Бурцев интересовался историей своего села и его окрестностей и также печатал свои краеведческие работы в тульских епархиальных ведомостях. Отец Николай живо откликнулся на призыв Московского Археологического Общества и стал проводить археологические обследования окрестностей своего села. За период с 1888 по 1895 год Николай Афанасьевич сумел собрать несколько тысяч предметов каменного века, многочисленный керамический и палеонтологический материалы, среди последнего было много костей мамонтов, включая почти целый скелет этого животного, найденный отцом Николаем в устье ручья Долец.
   Московский археолог В.А. Городцов, работая в 1895 году по приглашению Н.А. Преображенского, в округе с. Старые Дольцы отметил, что такую коллекцию как у Н.А. Преображенского редко можно встретить не только у частных лиц, но и в специальных учёных учреждениях. В коллекции есть экземпляры очень редкие, если не единственные в России и очень много предметов заслуживающих полного научного внимания. Самые обширные коллекции Н.А. Преображенского поступили из окрестностей деревень Федящевой, Воронца, Ментелово, менее обширные из дд. Бедринцы, Артёмовка и Дольцы.
   Особо отметил В.А. Городцов такие экспонаты из окрестностей д. Федящево, как арабский дирхем X века н.э., каменный крест-тельник, медная крестообразная бляшка, крестообразная фибула. Эти вещи были переданы отцом Николаем в Московское Археологическое Общество. Кроме этого было собрано огромное множество изделий из камня: скребков, свёрл, долот, проколок, наконечников копий и дротиков, ножей, отбойников и других предметов неолита. Удивительно здесь то, что В.А. Городцов упоминает, что среди всего этого были весьма многочисленны каменные топоры, глиняные и каменные бусины.
   Особенного внимания среди коллекции заслуживают найденные у д. Федящево шлифованные каменные привески-брелки, с отверстием для верёвочки, чтобы их можно было носить на шее. Из них четыре имеют форму четырёхгранных массивных брусков и пластин. Эти привески В.А. Городцов сближает с аналогичными привесками с берегов Ладожского озера. Среди привесок была найдена одна очень удивившая московского археолога, это миниатюрная привеска-брелок из шлифованного камня в виде изящного топорика, не похожая ни на один настоящий каменный топор. Ещё в коллекции отца Николая было несколько шлифованных плоских каменных колец, также аналогичных Ладожскому побережью.
   Всего в коллекции Н.А. Преображенского различных исторических предметов, среди которых основную массу составляли орудия каменного века, было 11000! Множество этих удивительных и бесценных для науки предметов каменного века было передано отцом Николаем в дар Московскому Археологическому Обществу.
   Другая часть коллекции была передана отцом Николаем в конце XIX века в дар тульской Палате древностей.
   В 1894 году Н.А. Преображенский передал в дар Орловской учёной комиссии 37 предметов каменного века и фрагменты керамики, найденные им около д. Воронец в Белёвском уезде. О том, какое значение учёная комиссия придавала таким пожертвованиям видно из того, что Н.А. Преображенский сразу был избран её членом.
   Умер Н.А. Преображенский до 1911 года, либо в первой половине этого года.
   С 22 июля по 6 августа 1911 года в г. Новгороде проходил XV археологический съезд. Среди делегатов от Орловского церковно - исторического общества на съезде присутствовал археолог Всеволод Ростиславович Апухтин. На съезде В.Р. Апухтин, на отделении "Древности первобытные" сделал доклад "Неолитическая культура в верховьях р. Оки", в котором познакомил присутствующих с коллекцией каменных орудий труда, привезённых специально на съезд и выставленных для всеобщего обозрения на 9 таблицах. Большая часть этой коллекции была куплена В.Р. Апухтиным у наследников священника Н.А. Преображенского, собранная отцом Николаем в Белёвском уезде.
   Исследуя памятники археологии открытые священником Н.А. Преображенским, В.А. Городцов упоминает в своём отчёте ещё одного белёвского священнослужителя - краеведа из с. Фурсово. К сожалению, В.А. Городцов не упоминает ни имя ни отчество ни фамилию этого священника упоминается лишь, что этот человек, как М.Ф. Бурцев и Н.А. Преображенский собирал в округе села Фурсово по берегам рек Исты и Оки предметы старины, а больше всего орудия каменного века. Можно предположить, что на момент приезда В.А. Городцова в это село священника и коллекции уже не было. К сожалению, нам тоже пока не удалось выяснить, кто этот священник, но работа в этом направлении будет продолжена.
   В 1910 году по инициативе сына поэта В.А. Жуковского - Павла Васильевича Жуковского в г. Белёве открывается первый в Тульской губернии уездный музей. Нам пока неизвестно, попала ли туда часть коллекции Н.А. Преображенского? Можно достоверно сказать, что наследники М.Ф. Бурцева передали часть его коллекции в белёвский музей. Так в музее оказались доспехи средневекового русского воина вместе с кольчугой, мечом и боевым снаряжением коня, найденные М.Ф. Бурцевым в 1885 году на пойме реки Руки у д. Волосатовские Выселки.
   Краеведческие, исторические и археологические искания православных священнослужителей М.Ф. Бурцева и Н.А. Преображенского показывали уровень провинциального самосознания во второй половине XIX - начале XX века. Их подвижническая деятельность и гражданская позиция способствовали поднятию национального самосознания в народной среде.
   Нам же предстоит ещё немало поработать над установлением лет жизни Н.А. Преображенского, и попытаться установить личность краеведа священника из с. Фурсово.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   31
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"