Лысенко Надежда Ефимовна : другие произведения.

О грехе осуждения

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  О ГРЕХЕ ОСУЖДЕНИЯ
   Ожидая похвал и одобрений и не получая их, мы раздражаемся, досадуем, теряем покой, увлеченные самовозношением, мы преисполнены зависти к совершенствам других людей! Мы прямо-таки не можем переносить достоинства и совершенства, заслуживающие возвышения, какие мы видим у других, и всячески пытаемся унизить, очернить, любым способом затушевать или перетолковать в худую сторону достоинства и заслуги других! А вот недостатки их, напротив, с любопытством и удовлетворением разузнаем, как бы через микроскоп рассматриваем и с величайшей нетерпимостью относимся к ним. Отсюда происходит тяжелейший грех, страшная проказа нашего духа - грех осуждения.
  Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
   Мы не имеем права судить ближнего никаким образом. Потому что мы ему не давали жизнь, мы его не воспитывали, он нам неподотчетен, а поэтому никакого права, власти мы не имеем осуждать, судить поступки других людей. Всем нам судья - Господь. Поэтому суд людей, которые любят осуждать ближнего, является судом неправеднейшим, потому что он недействительно отображает состояние осуждаемого. По словам и действиям ближних, часто не имеющим в себе ничего преступного и греховного, но подвергающимся перетолкованию со стороны людей злоречивых, любители осуждения часто приписывают ни в чем не повинным тяжкие, грубые
  грехи и об этих "грехах" рассказывают всем и тайно и явно порицают, осуждают и унижают ближнего. <...>
   Может быть, человек, который согрешил, в тиши своего уединения перед Богом оплакал свои грехи, осудил себя. И пред Господом он уже стоит более оправданным, нежели те хулители, которые его судят, подобно тому как мытарь вышел из храма более оправданным, нежели осуждавший его фарисей. И потому фарисейский суд злоречивых людей всегда неправедный, всегда преступный, всегда самозванный и осудительный.
   Тяжек грех осуждения ближнего. Заповедано ведь нам любить друг друга, нам заповедана любовь, братолюбие. И все любители этой клеветы, этих сплетен, тяжко согрешают против этой заповеди. И кому уподобляются такие клеветники, такие злоречивые люди, которые злорадно, злоречиво осуждают ближнего? Такие люди уподобляются исконному человекоубийце - дьяволу, которому ненавистна всякая истина и любовь, который всегда радуется злу и ищет его, старается, чтобы доставить ему торжество. Они уподобляются злобному клеветнику, который клеветал пред Богом на праведнейшего Иова. И много, много зла причиняют вот такие клеветники, злоречивые окружающим. И конечно, ждет их нехорошая участь. Ибо наказание им будет вместе с дьяволомклеветником. Ведь благодаря этой клевете, злоречию сколько достойных людей лишаются заслуженного ими уважения и чести со стороны ближних! Сколько эта клевета и злоречие внесли и вносят разлада в добрые семейства! Супругов, искреннейших друзей делают врагами, пробуждают недоверие к людям, заслуживающим доверия; не допускают достойных, талантливых людей до высокого служения, а открывают дорогу для такого служения людям ничтожным, бездарным. Вот насколько преступен, насколько вреден для общества, для государства грех - клевета, злоречие, осуждение. Поэтому надо нам бояться этого греха. Памятовать всегда заповедь Христову: не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены... (Лк. 6, 37).
   Нам самим надо смотреть за собою, за своими грехами, за своими пороками и исправлять их, но не пересуживать поступки наших ближних. <...>
   Преподобный Виталий Александрийский, живя в Александрии, днем нанимался на работу, а по ночам ходил в дома падших женщин. И все жители города и в глаза, и за глаза считали его развратником. А между тем он заработанные деньги давал этим женщинам на пропитание, чтобы их предостеречь от греха. Андрея, Христа ради юродивого, жители города считали безумным, плевали на него, даже били его, всячески смеялись над ним. Но, тем не менее, он был великим угодником перед Богом. Поэтому никак нельзя судить поступки ближнего нам, грешным.
   И еще - насколько тяжек грех осуждения. В Житиях святых повествуется о таком случае. Однажды к некоему подвижнику Иоанну пришел один старец из другой обители, чтобы взять у него благословение. Иоанн спросил: "Ну, как там живут собратья мои?" Тот отвечал: "Слава Богу, вашими молитвами". "А как живет вот такой-то инок, о котором ходила нехорошая молва?" - "Худо живет и не исправляется, по-прежнему худо живет". Тогда Иоанн воскликнул: "О! Горе ему!" И с этими словами он впал в забытье, впал как бы в сон. Во сне он увидел, что стоит пред Голгофой. На Голгофе Спаситель - среди двух разбойников. Когда он хотел приблизиться, поклониться Спасителю, то Спаситель говорит Ангелам: "Изгоните его, потому что он антихрист, он осудил брата прежде Моего суда". И когда Ангелы стали его выгонять, то мантия его зацепилась и осталась там. Он быстро проснулся, проснулся в трепете, в страхе. Вздохнул и говорит: "Да, тяжек для меня сей день!" Брат спрашивает его, в чем дело. И он ему об этом сне рассказывает: "То, что мантия у меня там осталась, это говорит о том, что лишился я покровительства и благодати Божией за грех осуждения". И он семь лет молился о прощении этого греха. Он не вкушал хлеба, в келию не входил, никого не принимал, ни с кем не разговаривал. И вот по истечении семи лет Господь в сонном видении явился ему, возвратил ему мантию, из чего он узнал, что Господь простил ему этот грех. Таковы священные предания и примеры, и наставления Божии. <...>
   Осуждать себя и исправлять свои немощи, свои грехи, свои привычки, пороки, которых у нас у каждого бесчисленное множество, - вот это доброе дело, это наша священная обязанность. И мы должны это делать, иначе мы не спасемся. Мы должны постепенно восходить от силы в силу. И лишь через такое самоисправление, очищение, исправление себя, своих грехов и может открыться свободный вход в Царствие Небесное, которое Господь обещал всем любящим Его открыть.
  Архимандрит Кирилл (Павлов)
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"