В 2000-2001 году сонм святых тульской земли пополнился целым рядом ярких имен - новомучениками и исповедниками, пострадавшими за православную веру в лихие 30-е годы XX века.
В православном словаре читаем:
Мученик - тот христианин, который за веру в Иисуса Христа принял жестокие мучения и даже смерть.
Исповедник - претерпевший мучения за веру христианскую, оставшийся в живых.
Святой - человек, во время жизни на земле угодивший Богу своею праведною жизнью. А теперь, пребывая на небе с Богом, он молится о нас Богу, помогая нам, живущим на земле.
Собор Тульских святых
Тропарь собору Тульских святых
Наста день светлого торжества, земля наша радуется, и с нею Церковь Христова веселится, в прославлении собора Тульских святых, Богу угодивших; к ним же мы притекающе, взываем сице: о, преславнии сродницы наши, молите Христа Бога, даровати миру мир, отечеству благоденствие, и душам нашим велию милость!
Все идет по пророчеству: мир растлевается, любовь оскудевает, а с ней и вера теряет свою первоначальную пламенность. Поэтому и говорили древние аввы о монашестве последних времен, что подвигов они уже не смогут совершать, но те из них, кто без ропота и сомнений претерпит скорби и болезни, спасутся и, добавляли они, "будут выше нас". Это, последнее, довольно трудно понять, но даже нам кажется достоверным утверждение, что высота исповеднического и мученического подвига в наш век почти полного безверия может превосходить подвиги других веков.
В чем же суть мученического подвига? Она проста. Это - неколебимая вера в то, что после краткого (по сравнению с жизнью вечной) страдания, в котором мученик разделяет страдания Христа, он разделит с Господом и блаженную, сладостную жизнь, не знающую ни времени, ни скорбей.
В "Откровении" Иоанна Богослова тема мученичества раскрывается в многозначительном для нашего времени аспекте: "И возопили они громким голосом, говоря, доколе, Владыка святый и истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу? И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их, и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число" (Отк.6,10-11).
Мученики, "братья их, которые будут убиты", - современные святые ХХ века, большинство которых составляют новомученики. Это люди, близкие нам по времени, по культуре, по обстоятельствам жизни. И, что особенно ценно, мы можем узнать об их жизни. Истинные биографии, ставшие житиями. На их примерах легче понять, как становятся мучениками. Разное социальное происхождение, воспитание, разные характеры, темпераменты. Но однако же должно быть и что - то общее, объединяющее всех в едином подвиге. Это объединяющее есть. Это вера. То необходимое условие, без которого невозможен никакой подвиг, тем более мученический.
Попробуем проследить это на примерах особенно близких для нас святых - новомучеников и исповедников Тульских.
Определением Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода Русской Православной Церкви 2001 г. причислены к лику священномучеников: епископ Онисим (Пылаев), епископ Никита (Прибытков), протоиерей Петр (Павлушков).
Священномученик Онисим (Пылаев) Епископ Тульский (1876-1937)
Епископ Тульский Онисим (в миру Пылаев Михаил Владимирович) родился 5 сентября 1876 года в селе Куя теперешнего Белозерского района Ленинградской области. В 1896 году окончил Новгородскую духовную семинарию, в 1903 г. рукоположен во иерея. Служил в Царской армии полковым священником. В 1918- 1919 годах служил казначеем в 11-й дивизии Красной армии. Овдовел. 13 марта 1926 года пострижен в монашество с именем Онисим, через два дня хиротонисан во епископа Красно- Бакинского, а через месяц, 13 апреля того же года, назначен епископом Воткинским. В 1928 г. епископ Онисим осужден и заключен в Соловецкий лагерь особого назначения.
После освобождения из лагеря, 22 ноября 1933 года епископ Онисим был назначен управляющим Тульской епархией. Его прибытие в Тулу совпало с очередной разрушительной кампанией против Православной Церкви. Как и по всей стране, в Туле и губернии были закрыты большинство храмов, разрушены наиболее древние и почитаемые из них, в том числе Казанский собор, Крестовоздвиженская, Сретенская, Троицкая, Николо - Часовенская церкви. Священники закрытых храмов, пока оставались на свободе, совершали богослужения по домам православных.
Архиерейские службы епископ Онисим проводил в основном в одном из древнейших храмов Тулы-Ильинской церкви. Небольшой (бывший приходской) храм бывал переполнен. Даже в обычные дни многие стояли на улице, храм не вмещал всех молящихся.
Власти не могли допустить усиления православного влияния в Туле, ведь за те два года, что епископ Онисим пробыл в Туле, люди стали связывать с его именем надежды на возрождение веры и духовности, перемен жизни к лучшему.
18 декабря 1935 года епископ Онисим (Пылаев) был арестован. Вместе с ним были арестованы еще 26 человек, в основном священники и монашествующие.
Обвинение было стандартным, как и остальные, состряпанные на православных архиереев: "В г. Туле существует контрреволюционная группировка духовенства и церковников, возглавляемая тульским епископом Пылаевым Михаилом Владимировичем (Сергиевской ориентации), куда также входят попы и монахи, возвратившиеся в г. Тулу по отбытии наказания за свою антисоветскую деятельность. Опираясь в своей контрреволюционной деятельности на наиболее зажиточных в прошлом людей в лице бывших кустарей, кулаков, землевладельцев и другой антисоветски настроенный элемент, участники контрреволюционной группировки активно готовят переход церкви на нелегальное положение. Основной целью контрреволюционная группировка имеет проведение контрреволюционной деятельности. Возбуждение верующих масс против Советской власти и объединение их вокруг для борьбы за веру и православие, привлечение молодежи к церкви и обработку их в антисоветском духе, насаждение в городе Туле тайного монашества и организацию помощи ссыльному духовенству".1
Некоторые из них были расстреляны в 1937-38 годах. Точный список расстрелянных пока установить не удалось.
27 октября 1943 года Патриарх Сергий направил председателю Совета по делам РПЦ при Совнаркоме СССР Г. Карпову заявление: "Прошу Вас возбудить перед Правительством СССР ходатайство об амнистии... лицам, которых я бы желал привлечь к церковной работе под моим ведением...".2 К заявлению был приложен список, в котором значились 2 митрополита, 5 архиепископов и 19 епископов - все, кого он считал живыми.
Но все, поименованные в этом списке, кроме епископа Николая (Могилевского), в действительности были уже расстреляны или погибли в лагерях. Епископ Онисим (Пылаев), упомянутый в этом списке, был расстрелян 27 февраля 1937 года в одном из северных лагерей.
Имя епископа Онисима (Пылаева) занесено в хронологический список канонизированных святых, почитаемых подвижников благочестия и мучеников Русской Православной Церкви (1917- 1977гг.) как почитаемого в народе подвижника веры и благочестия.
Память священномученику Онисиму, епископу Тульскому совершается в день прославления 3(16) сентября и мученической кончины 16(27) февраля.
Архив УФСБ по Тульской области. Дело Љ15127
2Цыпин В. прот. История Русской Церкви в 9 кн., М., 1997 г., кн.9, стр. 700.
Священномученик Никита (Прибытков) Епископ Белевский, викарий Тульской епархии (1859-1937)
Епископ Никита (в миру Прибытков Николай Григорьевич) родился на Алтае в селе Елбанки Бийского района (уезда) 6 декабря 1859 года.
В 1918 году после семейной трагедии принял постриг с именем Никита. С января 1924 года до ареста в 1927 году - епископ Кузнецкий, затем Рубцовский, затем Бийский, викарий Алтайской епархии. В 1932 году осужден по статье 58 п. 10, 11 к 5 годам лишения свободы. В 1934 годудосрочно освобожден и назначен епископом Мамалыжским.
С 22 мая 1935 г. назначается епископом Белевским, викарием Тульской епархии.
В 1918 году после семейной трагедии принял постриг с именем Никита. С января 1924 года до ареста в 1927 году - епископ Кузнецкий, затем Рубцовский, затем Бийский, викарий Алтайской епархии. В 1932 году осужден по статье 58 п. 10, 11 к 5 годам лишения свободы. В 1934 году досрочно освобожден и назначен епископом Мамалыжским. С 22 мая 1935 г. назначается епископом Белевским, викарием Тульской епархии.
Приняв постриг в пожилом возрасте, он быстро постиг особенности монашеской жизни. Когда епископ Никита прибыл в Белев, то при Казацкой Церкви была создана православная община. Прихожане были объединены одной целью: жизнью в Боге и по заповедям Божиим. На вопрос следователя, младшего лейтенанта Дадочкина, при последнем аресте "Службы при Казацкой церкви проводились ежедневно?" - епископ Никита ответил: "Да, подтверждаю: службы в Казацкой церкви были ежедневными утром и вечером так же, как ранее в закрытых монастырях"1.
Епископ Никита Прибытков был арестован 16 декабря 1937 года. Епископу Никите было предъявлено обвинение: "Являясь организатором и руководителем подпольного монастыря при Казацкой церкви Тихоновской ориентации, систематически давал установку монашествующему элементу и духовенству о проведении контрреволюционной деятельности среди населения и в распространении явно провокационных слухов о сошествии на землю антихриста, приближающейся войне"2.
Арестованные были переведены в Тулу. 30 декабря 1937 года "тройка" вынесла приговор: расстрел.
Дата мученической кончины арестованных в Белеве епископа Никиты, монашествующих, священнослужителей и мирян 3 января 1938 года. Их расстреляли и похоронили в Тесницком лесу на 162-м километре шоссе Москва- Симферополь.
Память священномученику Никите, епископу Белевскому совершается в день прославления 3(16) сентября и в день мученической кончины 20 декабря(3 января).
Архив УФСБ по Тульской обл., дело Љ3153
2 Архив УФСБ по Тульской обл., дело Љ3153
Новомученик протоиерей Петр (Павлушков) Настоятель храма 12 Святых Апостолов в г. Туле. (1865-1937)
Протоиерей, надворный советник Павлушков Петр Иванович родился в 1865 году в г. Владимире в семье священника. В 1892 г. окончил Киевскую Духовную академию со званием кандидата богословия и был назначен в Тульскую Духовную семинарию, где с 26 февраля 1893 г. стал преподавать Священное Писание и психологию. Был членом ревизионной комиссии Тульской духовной консистории по проверке отчетности в духовных училищах епархии и попечительства о бедных.
С 1907г. - инспектор семинарии. Надворный советник. Был женат, в семье 5 детей. Кавалер орденов Святой Анны третьей степени и Святого Станислава второй и третьей степеней.
30 сентября 1917 года ректор семинарии архимандрит Корнилий (Соболев) был хиротонисан во епископа Каширского, викария Тульской епархии, и ректором Тульской Духовной семинарии был назначен Петр Иванович Павлушков.
П.И.Павлушков в течение двух лет преподавал в одной из школ Тулы, а 2 февраля 1921 года свмч. епископом Тульским Иувеналием был посвящен в сан иерея и был назначен настоятелем церкви 12 Апостолов.
Начало его служения в храме 12 Апостолов почти совпало с варварской кампанией властей по изъятию церковных ценностей и началом разнузданной деятельности обновленцев, стремящихся любой ценой освободить тульские храмы от священнослужителей, не поддерживающих их раскольничьей деятельности. К этому времени протоиерей Петр Павлушков уже пользовался большой любовью и почитанием своей паствы. Его проповеди отличались простотой, доходчивостью изложения происходящих событий с точки зрения Православной Церкви. Накопленный в семинарии под чутким руководством будущего Святейшего Патриарха Алексия опыт педагогической, воспитательной работы помогал ему овладевать умами и душами всех прихожан, собиравшихся в невероятном количестве на его проповеди и беседы. И люди собирались со всего города, чтобы получить простые и ясные ответы отца Петра на волнующие их вопросы.
В разгар кампании по изъятию церковных ценностей, 26 марта 1926 года протоиерей Петр Павлушков был арестован. В обвинительном заключении говорится, что он обвиняется в антисоветской агитации, каковую проводил при чтении проповедей с амвона, например: "Если мы не будем поддерживать Советскую власть, то от этого не пострадаем, а если не будем поддерживать закон Библии, то будем наказаны на том свете..." Или: "Нам надо спасти Россию от врагов, Россия гибнет, а с нею вместе погибает и вера христианская". По амнистии ВЦИК срок заключения прот. Петру Ивановичу Павлушкову был сокращен наполовину, и через год и 8 месяцев он был освобожден.
Прихожане 12-ти Апостольской церкви радовались освобождению своего любимого пастыря. Однако служить было трудно. Постоянные доносы, проверки, аресты.
Но несмотря ни на какие гонения и преследования, беззакония и репрессии, грабительские налоги истинное Православие постепенно набирало силы, крепло, и к середине 30-х годов обновленчество утратило свое влияние и полностью потеряло свои позиции в Туле. Весомый вклад в эту победу внесли священники, сохранившие верность заветам Святых Отцов. Среди них, без сомнения, можно назвать протоиерея Петра Ивановича Павлушкова, непримиримого и бескомпромиссного борца с обновленчеством, верного последователя Святого Патриарха Тихона.
9 сентября 1937 года протоиерей Петр Иванович Павлушков был арестован. Ему было предъявлено стандартное обвинение: "В г.Туле при церкви 12 Святых Апостолов существует контрреволюционная церковная группировка, которую возглавляет настоятель указанной церкви Павлушков Петр Иванович с высшим академическим образованием. Группа ставит своей задачей объединение верующих вокруг церкви для борьбы с Советской властью".
19 ноября 1937 года был вынесен смертный приговор. Расстрелян в Тесницком лесу 23 ноября 1937 года.
Память новомученика протоиерея Петра (Павлушкова) совершается в день прославления 3(16) сентября и в день мученической кончины 10(23) ноября.
ГАТО, фонд ФР - 1963, опись 2, дело 2016.
2 (Показания свидетеля Турбина лист дела 27)
3Архив УФСБ по Тульской обл., дело 7967
"От своего креста не побегу" - слова, когда-то сказанные священномучеником Исаакием Оптинским, можно высечь на памятнике всем новомученикам. Все они смиренно до конца несли свой тяжкий крест и приняли мученическую кончину. Тесницкие лагеря под Тулой - страшное место. Расстрелянных бросали в отдельные ямы, засыпали землей и утрамбовывали. Люди тайком ходили поклоняться убиенным за веру Христову. Сейчас это место становится мемориалом. Сюда приезжают священники, служат панихиды. Место почитаемо мирянами.
Вечная память монашествующим, священнослужителям, мирянам, расстрелянным в Тесницком лесу под г. Тулой:
Схиархимандрит Исаакий (Бобриков Иван Николаевич)
Священник Тимофеев Александр Иванович
Священник Преображенский Михаил Николаевич
Священник Георгиевский Иван Васильевич
Священник Руднев Николай Сергеевич
Монах Вадим (Антонов Георгий Федорович)
Субботин Борис Алексеевич (врач)
Послушник Ларин Георгий Алексеевич
Монахиня Рахиль (Жилина Матрена Александровна)
Схимонахиня Августа (Защук Лидия Васильевна)
Монахиня Анфиса (Сысоева Александра Матвеевна)
Монахиня Севастиана (Тарасова Мария Гавриловна)
Монахиня Макария (Сапрыкина Прасковья Афанасьева)
Послушница Лесина Аграфена Ивановна
Послушница Мария Максимовна
Фокина Христина Корнеевна
Косорукое Иван Александрович
Чурилова Елена Григорьевна
Озеренская Надежда Дмитриевна
Шаталова Наталья Гавриловна и другие.
Назидательными для нас должны стать слова священномученика протоиерея Петра (Павлушкова): "Тот народ крепок, который держит свою веру стойко, не продает её... Церковь христианская создана на крови мучеников, первые христиане победили весь мир, и мы должны брать пример с них, не бояться гонений и мучений и даже смерти, и своих детей учить этому... Теперь мучают за веру, но вы не бойтесь, у Господа невидимо все дело, все мученики записаны, как в особую книгу".