Аннотация: История любви, недоразумений, и трагизма
"ВУАЛЬ АНЖЕЛИНЫ"
Автор сценария - Эльга Лындина
Жалкие, серые волосы падали на худые плечи, на изборожденный морщинами лоб, на выцветшие светлые глаза. Такой же худой, измученной рукой она слабо отвела эти тусклые пряди, мешавшие ей следить за рогатым жучком, мерцавшим среди жесткой колючей травы блестящей спинкой. Жучок упрямо уползал в сторону... Толстой, твердой травинкой женщина дотронулась до него, и жук еще быстрее пополз по сухой, потрескавшейся земле...
Женщина спокойно лежала среди этих ползущих во все стороны трещин. Лежала на чужой земле, не обращая внимания или вообще не чувствуя опаляющего жара августовского солнца, встающего над азиатской пустыней... Не замечая голосов, доносившихся до нее с пролегавшей рядом дороги. Не мелькавших там грязных, оборванных людей...
--
Что же вы лежите! Вставайте! - кто-то нервно окликнул женщину, встав рядом. Но она продолжала дотрагиваться травинкой до неожиданно вернувшегося жука, будто не слышала, как окликнули ее.
--
Да вставайте же!
Женщина, наконец, оторвала взгляд от земли:
--
Что-то случилось? - чуть капризно, но и спокойно спросила она.
--
Боже мой, мы уходим! Поднимайтесь! Скорее!
Женщина, лежа протянула руку стоявшему около нее мужчине. Потянула руку - точно для поцелуя. Проговорила тем же капризно-спокойным голосом:
--
Уже уходим?
--
Да! Да! - Мужчина приподнял ее хрупкое тело. Потащил-понес ее в сторону дороги, где строилась колонна ссыльных.
--
Быстрее! Быстрее - причитал мужчина, задыхаясь, наставляя самого себя.
Женщина подчинялась ему по-прежнему, безразличная и отрешенная. Они пристроились в хвост колонны, вокруг которой стояли конвойные на лошадях. Двинулись...Босые ноги ссыльных погружались в густую белесую пыль. Обувь берегли - несли через плечо, связав веревкой или тряпьем.
Женщина замыкала шествие, тяжело хромая. Мужчина с жалостью взял ее об руку:
--
Вас-то за что? - спросил он шепотом.
--
Не знаю, - равнодушно пробормотала она, - Наверное, как всех.... Я-дворянка... Вы тоже?
Он кивнул.
--
Как всех, - вяло повторила женщина.
--
Мне удалось разжиться водой. Пить хотите? Все-таки пустыня. Женщина неожиданно встрепенулась:
--
Разве это пустыня? - она огляделась. - В пустыне все белое. Земля...Песок...Небо...
--
Вы там бывали?
--
Нет. Это он был... Он говорил - все белое, - глядя на небосвод сказала она. Снова попыталась подобрать свои жалкие пряди и заплести их в косу. Но слипшиеся волосы не слушались ее дрожащих пальцев...
Она проснулась в своей старой петербургской квартире - хрупкая, юная. Села на кровати, заплетая густую, рыжеватую косу. В окно глядела белая ночь.
Не стала зажигать лампу, было светло, хотя и смутно. Села к письменному столу. По чистому листу побежали строки-стихи. Она писала, зачеркивала, откладывала ручку и снова писала...
Вышла на улицу - одинокая, маленькая фигурка среди призрачной безлюдной ночи. Где-то далеко слышалось четкое цоканье копыт. По речной глади бежали тихие волны.
...По земле волочился шлейф длинной, расшитой золотыми и серебряными нитями юбки. Узкий лиф облегал тонкую талию. Легкая, летящая вуаль окутывала голову. Быстрые ноги в серебряных туфельках скользили по мостовой. Она миновала сад со старинной оградой. Коротко дотронулась до ветвей, протянувших ей сквозь железные кружева первые нежные листья. Вышла к строгой прямой канала. Остановилась, опершись о чугунную ограду. Увидела в воде свое отражение, знакомое и чужое. Из темных глубин, чуть улыбаясь, на нее смотрела женщина, возвратившаяся из далеких столетий. Или это она сама к себе вернулась...? А вокруг прекрасного лица хороводом купались бледные звезды. Потом вода качнулась, размывая и звезды, и лицо женщины...
Седые волосы развалились, опять упали на худые плечи. Этап полз по жаркой, иссушенной зноем дороге. Путь ссыльных неожиданно преградили верблюды. Тупые, величественные, они шли не торопясь, презирая остановившихся перед ними жалких, умирающих людей. Мужчина наклонился к хромой женщине:
--
Говорят, в городе дадут обед. Сегодня должны прийти. Уже двадцать пятое! Конец августа, а какая жара!
--
Двадцать пятое августа? - с внезапно пробудившимся интересом переспросила женщина.
--
Да!
--
Сегодня его убили, - женщина задумалась, прислушиваясь к самой себе.
--
Кого? - мужчина оглянулся.
--
Алешу...Тучкова...
--
Сегодня? По-моему, это было давно.
--
Давно, - согласилась женщина - но его убивают каждый год в этот день. И его, и меня... Мы стоим у стены, ждем... Они подымают ружья, и пули, пули... Жужжат... Вы не слышите? А он падает...
--
Вы знали Алексея Тучкова, - очень тихо спросил мужчина.
Алексей Тучков негромко постучал в двери одного из номеров в скромном парижском отеле.
--
Это я, Ольга, - он счастливо улыбнулся. - Я... - Ольга сидела в кресле, не двигаясь. Тучков ждал. Потом снова осторожно постучал:
--
Оля, это я... Я же сказал вам, что сегодня приду...
--
Нет, нет, уходите. - она по-прежнему не вставала из кресла.
--
Ну, Оля...- Алексей по детски надул губы... Ольга молчала. Тучков стучал громче.
--
Поймите, я хочу видеть вас - он начал злиться. - Просто видеть! Что за глупость водить меня, словно мальчика! Держите под дверью...
Ольга сцепила руки. Тучков силой ударил в дверь.
--
Просто видеть вас!.... Перестаньте, ради бога, капризничать... Увижу - и уйду. Не верите? Тогда я стану на колени и поклянусь... - он стал на колени.
Открылась дверь одного из номеров, показался господин в халате, из под которого выглядывала ночная рубашка. Затем отворилась другая дверь - на этот раз разхмурилась дама в папильотках. Алексей стоял на коленях: - Я ведь скоро уезжаю... Я хочу взять с собой ваш взгляд... Вчера я понял, какого цвета ваши глаза - цвета опадающей сирени... Нет таких других глаз... Откройте Ольга...
Одна за другой открывались двери номеров. Ольга сидела в кресле.
--
Хорошо, тогда я сломаю дверь! - он отчаянно заколотил.
--
Хорошо!... Ольга подошла к своей двери.
--
Уходите, не сегодня... Завтра увидимся там же, в 12 часов.
--
К черту ваше завтра! Открывайте! - кричал он. Она слышала удары, злой, отчаянный голос.
По коридору шел могучий портье. Схватил Алексея за плечо:
--
Кто вам разрешил безобразничать ночью в приличном отеле? Вы разбудили всех наших жильцов, вы скандалист. Немедленно убирайтесь, - он подтолкнул Тучкова к выходу.
--
Оставьте меня! - Тучков рвался к двери Ольги. - Ольга, я прошу вас, - он снова ударил, до боли оцарапал руку.
--
Я прошу вас в последний раз. Она странно улыбнулась. Портье уже не стеснялся - на Алексея обрушились его огромные кулаки. Последовал ответ - Тучков умел драться. Но на помощь портье спешил разгневанный хозяин отеля. Жильцы вышли из номеров, возмущенные скандалом и с интересом наблюдавшие за ходом сражения... Теперь Алексею приходилось уклоняться от двух противников, оравших о полиции, портье ударил Тучкова по лицу.
--
Не смейте! Я русский дворянин! - кричал Алексей.
--
Вы слышите, мерзавцы: перед вами русский дворянин!
Ольга улыбалась.
Выбрасывая Тучкова за дверь, хозяин поднял глаза к небу:
--
О, эти русские медведи! Сумасшедшая страна...
Через окно Ольга видела, как бредет по улице избитый Тучков, пошатываясь и утирая кровь с лица.
Полуденное осеннее солнце пригревало Ольгу и ее спутника - Александра Самарина, сидевших на скамье в парке Тюильри. Красивый, большой, вальяжный Самарин с нежностью смотрел на Ольгу:
--
Мне кажется, Юрий великолепно написал вас... И все-таки живая вы куда как лучше, - он поцеловал руку Ольги с тыльной стороны выше перчатки. Медленно и осторожно расстегнул кнопку перчатки, собираясь повторить поцелуй. Ольга отняла у него руку, и застегнула кнопку. Самарин покорно опустил голову. И помолчал.
--
Что же... Идем... - позвал он Ольгу
--
Побудем здесь еще несколько минут, - с нарочитой небрежностью предложила она. - Солнце...
Вдали показался Тучков. Самарин увидел его:
--
Взгляните, снова Алеша! Каждый день встречаемся, в Петербурге гораздо реже видимся... Я его давно знаю, славный мальчик... Правда, меня смешит его надменность. Должно быть, это от застенчивости.
--
Он застенчив? - спросила Ольга
Самарин не успел ответить - Тучков был около них. Молча поклонился. Под глазом у него темнела густая синева, по щеке и руке ползали глубокие царапины. Самарин встревожился:
--
Что с вами, Алексей Васильевич? Попали в неприятную историю?
Ольга улыбалась, как всегда, краем рта.
--
Нет, рана любви... - Тучков следил за ее улыбкой.
--
Благодарю, у вас доброе сердце, Ольга Николаевна, - Тучков недобро улыбнулся даме.
Самарин уловил подтекст в их интонации:
--
Умоляю, не ссорьтесь,- попросил он по-отечески. - Алеша, мы уже уходим отсюда, хотите присоединяйтесь, побродим до сеанса Ольги.
--
Спасибо, я занят - отклонил Алексей.
--
Чем же, - заинтересовался Ольга.
--
Иду в синематограф.
--
По-моему, чрезвычайно глупое и вульгарное зрелище, - Самарин пожал плечами.
--
А мне тоже нравиться! - Ольга говорила с вызовом. - Может быть, мы пойдем туда вместе с Алексеем Васильевичем?
--
Тогда вы не успеете на сеанс к Юрию.
--
Он простит, если я немного опоздаю.
--
О нет, Юрий крайне педантичен.
--
Как скучно! Тогда я тем более иду в синематограф.
Самарин удивленно смотрел на нее:
--
Мне кажется, вы и двух раз в жизни там не были...
--
Тем более - повторила Ольга.
Самарин резко повернулся и пошел к аллее. Тучков оседлал бронзового льва, стоявшего неподалеку от скамьи:
--
Не боитесь? - спросил он Ольгу.
--
Чего?
--
Меня... Я могу убить вас... Я ведь отлично стреляю, кстати...
--
Очень страшно!
--
Да? - Тучков спрыгнул и быстро пошел к Ольге. Она вскочила и побежала. Обернулась к Алексею:
--
Стреляйте! Ну! Стреляйте же...
Хромая нога заставляла ее слегка подпрыгивать на бегу. Она напоминала птицу, пытающуюся взлететь. Еще раз обернулась:
--
Что же вы? Смотрите убегу...
--
От меня?
--
От вас... А лучше улечу!...
--
Не посмеете! - он догнал Ольгу, схватил ее за руку, она рванулась, Надломился каблук туфли. Она упала. Тучков смотрел на нее сверху вниз, не подавая руки:
--
Вот так, Ольга Николаевна...
Она удивленно молчала. Потом с трудом поднялась и медленно пошла по тропинке, тяжело припадая; по земле волочился обломок каблука. Тучков следовал за ней в нескольких шагах.
Они вышли к бульварам. Солнце пронизывало кроны вязов, стоящих плотной стеной у реки. Ольга подошла к ограде Сены. На пляшущей воде играли желтые, голубые, зеленые блики, пока волны не взметнулись от плывшего рядом пароходика. Они улеглись, отражая лица Ольги и стоявшего рядом с ней Тучкова. Вдали зазвонили колокола.
Самарин нервно ходил по мастерской художника, писавшего портрет Ольги. Поворачиваясь, он сталкивался с ее взглядом, исполненным напряженного ожидания.
--
Где же наша Ольга Николаевна? - художник посмотрел на часы. - прошло уже полчаса.
Самарин молча остановился, машинально рассматривая брошенные на столе эскизы. Пока не налетел на портрет Ольги. Поворачиваясь, он сталкивался с ее взглядом, исполненным напряженного ожидания.
--
Где же наша Ольга Николаевна? - машинально рассматривая брошенные на столе эскизы пока не налетел на портрет Тучкова, выглядевшего здесь совсем мальчиком. Отбросив картон, Самарин снова зашагал по мастерской.
--
Заманил безумный Париж Ольгу Николаевну, - проговорил художник, - отставляя в сторону портрет Ольги. - Заманил... Упустили, Александр Георгиевич...
Самарин не слушал, так же машинально взял со стола голубую бисерную змейку, стал вертеть в руках. Художник посмотрел в его сторону:
--
Это Алеша Тучков позабыл у меня, вечно игрушки с собой таскает, совершенный ребенок...
Самарин швырнул змейку:
--
Юрий Георгиевич, я, пожалуй, расплачусь с вами за портрет Ольги Николаевны...
--
Но я же не закончил его
--
Неважно, - Самарин достал бумажник... - Видите ли, я могу нынче же уехать домой...
--
Вы как-будто не собирались?
--
Изменились обстоятельства... Пришли известия... - неловко объяснил Самарин. - Портрет вы можете передать через Ольгу Николаевну.
--
Она остается...
--
Вероятно, да...
Ольга и Тучков вышли из обувной лавки, Алексей взглянул на ее новые высокие ботинки:
--
Прелестно...
--
Идем в синематограф?
--
Нет, мне пора на скачки
--
Какие скачки? - этого она никак не ждала
--
Сегодня в Болонском лесу разыгрывается большой приз, это чудо что такое? Не могу пропустить!
Ольга смотрела на него.
--
Сейчас посажу вас в фиакр, - как ни в чем не бывало, - говорил Алексей, - и отправлю к мэтру. Авось, простит и допишет портрет... Не могу проводить, спешу...
Самарин стоял у вагона. Зазвонил колокол - давали отправление. Но Самарин все еще стоял у вагона, будто не решаясь туда войти. Перрон пустой. Тронулся поезд. Самарин вскочил на подножку...
К ипподрому, что в Болонском лесу, съезжались коляски, экипажи, автомобили, вздымая рыжеватую пыль, миновав скопление карет, авто и ландо, Ольга и Алексей выбрались на лужайку. В ожидании начала скачек, публика охотно закусывала на свежем воздухе. Из сумок, коробок, баулов люди доставали ветчину, мясо, сыр, вино, фрукты, хлеб, пирожные, располагаясь на траве, на ступеньках шарабанов, некоторые- прямо на колясках и ладно. Открывали бутылки с шампанским: со слабым хлопаньем взлетали в воздух пробки. Шипела влага. Иногда слышался звон разбитого стекла.
Платья женщин сливались с красками молодой осени. Мелькали дамские шляпы, украшенные пышными букетами и гроздьями фруктов, цеплявшимися за ветки деревьев.
Около решетки устроился мороженщик со своим товаром. Вокруг него толпились дети, взрослые. Проходя мимо лотка, Алексей схватил мороженое. Продавец кинулся за ним... С тем же небрежным изяществом, Тучков бросил ему купюру, которую. Заранее приготовил, держа в руке. Наслаждаясь.. Ольга внимательно следила за ним. Перехватив ее взгляд, Алексей восторженно произнося:
--
Обожаю! - лизнул мороженое, опомнился: - Простите, сейчас вернусь и куплю вам.
--
Сколько вам лет?
--
Двадцать два.
--
Милое дитя, я старше вас на сто один год
--
Да? Между прочим, мы открываем в Петербурге журнал. У меня поэтический отдел, - он доедал мороженое
--
Прекрасно, я дам туда свои стихи. Тучков не выразил восторга, сдержанно сказал:
--
Когда я вернусь домой
--
А когда же?
--
Октябрь...ноябрь...декабрь... - он засмеялся. - Когда выпадет снег.
--
Когда выпадет снег... куда мы идем?
Алексей остановился у сохранившегося с давних времен крепостного рва:
--
Вот мое любимое место, давайте подымемся, он взял Ольгу об руку. Они поднялись на верхушку крепости. Вокруг плыли деревья, окна мансард, небо и облака. Тучков и Ольга сели на землю.
--
Примерно год назад я пришел сюда, - вспоминая, заговорил Тучков. - В кармане у меня синий пузырек с белой горошиной, долго таскал с собой эту дрянь. А тут вдруг... В общем, высыпал все в рот... Вкус такой шершавый, противный, - он поморщился.
--
Что это было?
--
Цианистый калий, - Тучков сказал, словно речь шла о шоколаде. - Потом лег, на душе спокойно, ясно... Думаю - вот она, моя смерть... Тихая, странная, - он взял руку Ольги в свою руку.
--
Сумасшедший... Сумасшедший мальчик...
--
Не, в самом деле было хорошо. Только голова жутко болела, когда пришел в себя... Все кружится перед глазами, не могу встать... Оперся на руку и наткнулся на свой пустой синий пузырек... Вот и все... Правда, смешно?
--
Нисколько. Зачем вы это сделали?
--
Бог его знает. Все вдруг показалось бессмысленным, со мной иногда случается.
--
Обещайте, что больше не станете делать эти глупости! Ведь смерть ходила рядом!
Тучков взял другую ее руку, приблизился, поднял вуаль ее шляпы:
--
Ерунда! Все равно, я не так умру... Меня убьют на дуэли, - их лица были рядом.
Ольга неожиданно опустила вуаль, улыбнулась:
--
Стало быть, вы - третий?
--
Третий?
--
Да. Пушкин, Лермонтов, вы ... - смеялась Ольга.
--
Пушкин, Лермонтов, я... - спокойно повторил Тучков, целуя ее пальцы и стараясь снова приподнять вуаль.
--
Не сейчас, - Ольга остановила его. - Вечером я действительно жду вас.
--
А я уезжаю нынче вечером. Забыли?
--
Как уезжаете? Вы не говорили мне...
--
Не успел, наверное... Поезд... Марсель... Пароход... Африка...
Он посадил Ольгу в автомобиль. Не прощаясь, боясь разрыдаться, она захлопнула дверцу. Машина тронулась.
--
Ольга, - тихо, растерянно произнес Алексей. Сорвался с места и побежал за машиной, но остановился - бесполезно. Автомобиль исчез в черноте наступившей ночи.
Тонкая женская рука зажгла керосиновую лампу. В круге света возникло лицо Ольги, только что проснувшейся. Она встала, подошла к окну.
Земля была плотно укрыта снежным, чистым покрывалом. Мимо стекла летели крупные хлопья, похожие на белых птиц.
... Уже одетая в пальто Ольга держала в руках конверт с красивыми цветными марками. Вместо обратного адреса было крупно начертано одно слово - "Африка". Ольга медлила, не решаясь надорвать конверт, наконец, решилась - взвилось, упало на пол розовое, блестящее перо. Ольга подняла его - перо переливалось в ее руках. Вынула из конверта крохотный клочок бумаги с карандашным наброском - несколько человек цепочкой идут один за другим. Внизу было приписано тем же почерком, что и на конверте: "Алексей Тучков и караван". Ольга смотрела на маленькие, набросанные фигурки, будто могла отыскать среди них того, кто прислал ей это письмо...
Серый, зимний свет расползался по классной комнате, где Ольга вела урок французского языка. Она преподавала в маленькой гимназии на окраине. Учились здесь дочери бедных чиновников, мелких купцов, лавочников, рабочих...
Стоявшая у доски девочка медленно, мучительно спрягала французские глаголы. Задумывалась, терялась, с тоскливой просьбой обращала взгляд к классу. Уйдя в себя, Ольга сочиняла письмо Тучкову:
"... По крайней мере, теперь я знаю, что вы живы. Уцелели в джунглях, не утонули в болоте... Не заблудились в вашей Сахаре... И крокодилы, пораженные мужеством русского дворянина, отступили перед его отвагой".
Ученицы громко, нахально подсказывали жертве, стоявшей у доски, дурно выговаривая чужие слова. А Ольга ничего не замечала:
"... Не надоели ли вам эти странствия? Кстати, на рисунке я узнала вас довольно легко - синяк под глазом еще не зажил!" Ольга улыбалась - себе, Тучкову. Встала возле окна:
"... У нас уже выпал первый снег, на землю легла зима, такая белая, славная. Вы завидуете мне? Завидуйте - выпал снег! Он хрустел сегодня утром под моими ногами..."
Шум в классе стал невыносимым. Гимназистки верно оценили состояние Ольги и уже ничего не стеснялись. Но Ольга все-таки обернулась к ним. Попросила девочку:
--
Прочти, что ты написала.
Та с трудом начала читать скучные глаголы, в сущности, едва ли понимая их. Ольга механически поправляла ее.
--
Теперь проспрягай еще один глагол... Ну, хотя бы "ждать", - придумывала Ольга, чтоб ей не мешали "писать".
--
- Я жду... ты ждешь... он ждет
Ученица недовольно взяла в руки мел.
"...Вчера я нашла у себя в тетради сонет, который мы вместе переводили в Париже. А ведь мы были неправы, дома я по-другому перевела последнюю строфу: "Владею ныне не тобой. Владею ныне лишь тоской. Но мне она всего дороже..." О, я уже слышу - вы как всегда, спорите. Не перечтите... Не спорьте со мной, мой поэт!"
Снова нарастал шум. Ольга посмотрела на доску с не меньшей тоской, чем ее ученица. Начала писать по-русски и по-французски: "жду, ждешь, буду ждать..." Головы гимназисток склонились над тетрадями. - Жду, ждешь, буду ждать - повторяла она, как заклинание.
Под окнами гимназии медленно прогуливался Самарин, опираясь на трость. Увидев выходящую из дверей Ольгу, он пошел навстречу ей:
--
А я подумал, не перепутал ли дни? По четвергам вы ведь раньше заканчиваете уроки?
--
Директриса задержала
Самарин поцеловал ей руку:
--
С первым снегом, наконец началась зима... И у меня на душе какое-то просветление, тишина...
--
Будем говорить о погоде? - Ольга была отчуждена. Самарин этого не замечал:
--
- О чем хотите... А не поехать ли нам на взморье? Мне сегодня с утра все вспоминается мое море. Едем?
Из-под снега выглядывали покрасневшие от мороза ветки кустов. Ольга и Самарин шли по узкой тропинке зимнего леса, выходившего к заливу.
--
Холодно, - Самарин передернул плечами
--
А на Мадагаскаре сейчас лето, теплый вечер. Загорелись звезды, жуки гудят в палисандровой роще...
--
А у меня в Крыму слякоть, морось, злой дождик. Вы сколько - нибудь помните Крым, Оленька?
--
Смутно. Что-то из детских впечатлений - отец несет меня в воду, мне страшно. Еще какие-то круглые белые камешки, мне кажется, что это конфеты, я беру их в рот, грызу... Больше всего Ольге хотелось молчать, думая о своем.
--
Весной вы непременно приедете ко мне, я покажу вам настоящий Крым. Нашу деревню Киммерию.
Ольга снова сочиняла свое письмо:
"... Вчера у Фроловских все говорили о ваших стихах - хвалили, ругали, изумлялись Вашей молодости. Я подумала: что они знают о вас? Впрочем, наверное, и я знаю не больше..."
--
... по преданиям там жили амазонки, - продолжал Самарин
--
Где-где? - Ольга отсутствовала
--
В Киммерии... В Крыму...
--
Ах, да, разумеется... И что же амазонки?
--
Амазонки как амазонки... Весьма независимые дамы, по слухам. Несколько похожи на нынешних эмансипе, проживали где-то рядом со мной... А неподалеку по тем же слухам вход в Аид. Орфей приходил туда за Эвридикой...
--
И колотил в ее двери, - неожиданно усмехнулась Ольга.
--
Очень забавно выглядит. Как вам это пришло в голову?
--
Но она не открыла ему, тогда он обиделся и оставил ее, - насмешливо говорила Ольга.
Самарин пристально посмотрел на нее:
--
Весьма любопытная история, кажется, вполне реалистическая ... Что же вам Орфей больше не возвращался к этим дверям?
--
Нет. Он не умеет возвращаться.
--
Однако, он жестокий мальчик... В Крыму жил другой Орфей, и мы навестим его. А еще говорят, что, побывав в этом гроте, человек начинает другую жизнь, меняет кожу, как змея. Хотите испытать себя?
--
Довольно, - заманчиво, - бросила Ольга, недовольная тем, что Самарин мешал ей "писать".
--
Между прочим, я окончательно решил перестроить свой крымский дом. Прежде не говорил вам, ожидая чертежей от архитектора. Вчера, наконец, взял у него. Хотите взглянуть?
--
Да, конечно...
Самарин достал чертежи, показал на верхний этаж:
--
Здесь будут три самые уютные комнаты. Какая вам по вкусу?
--
Мне?
--
Вам, - он ждал.
--
Но я еще не приехала в Крым.
--
Не важно. Она всегда будет только вашей, эта комната.
Не ответив ему, Ольга прошла вперед, по дороге задела ветку, хлопья снега упали ей на плечо, на лицо. Она стала искать платок, остановилась. Самарин догнал ее, увидел лежавшее в сумке розовое перо.
--
Позвольте? - он взял перо в руки. - Розовый фламинго, редкая птица
--
Очень редкая...
--
Зимует в Африке...
--
А в Африке сейчас такая жарище, - улыбнулась Ольга
Самарин не сразу догадался:
--
Что-то знакомое... Ну да, Чехов... "Дядя Ваня"...Отлично художественники играли, помните? А после "Трех сестер" вы сказали, что я чем-то похож на Тузенбаха... Наверное... "Одним бароном больше, одним бароном меньше", - грустно процитировал Самарин.
Они вышли к заливу. Ольга смотрела на подбиравшееся к земле полосе прибоя, вскипевшие у берега клочковатой пеной, отелившейся и лизавшей песок. И- "писала":
"...Гости Фроловских читали ваши стихи, а я вдруг произнесла вслух: "Алексей Тучков"... Сама не знаю, как так вышло... Все засмеялись: - "Вот и Оленька в Алешу влюбилась..."
" Я не влюблена..."
--
Вчера вас хвалил Кривцов, - заговорил Самарин. - Жаль, что вы редко публикуетесь.
--
Мне всякий раз неловко, когда я вижу свое имя в журнале, иногда даже стыдно. Что людям до моих чувств?
--
Но вы - поэт, вы говорите с ними!
--
Не знаю... Поэт... Это...- она искала слова.
--
В отдалении от моря тянулись страшно, суковатые руки кустов, среди которых мелькал черноватый человечек.
--
Поэт всегда стоит лицом к смерти, и не боится ее. А я... я боюсь.
--
Это естественный страх
--
Нет! Может быть, он охватывает меня, потому что я еще ничего по-настоящему не написала.
--
Вы столь тщеславны? Или горды?
--
Всегда хочу бежать, прятаться, закрыть лицо...
Самарин тростью чертил на песке буквы. Волна набежала и стерла их узким своим лезвием.
--
Смотрите, что есть гордыня... Вот так убегает наша жизнь, но надо ли от чего отказываться. Я написал "Ольга", но волна уже унесла ваше имя, все проходит...