Лычёв Александр Павлович : другие произведения.

4 ноября: День Рождения русского народа

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  
 []
  
  4 ноября в России отмечается День народного единства. Почему именно тогда?
  22 октября/1 ноября 1612 года воины Второго Ополчения под руководством Минина и Пожарского штурмом взяли Китай-город. Войска польских интервентов отступили в Кремль. Положение их стало безнадёжным, и они капитулировали через несколько дней.
  Спрашивается, причём же тут 4 ноября, если в XVII веке 22 октября по юлианскому календарю соответствовало 1 (а не 4) ноября по григорианскому? Потому, что мы, по сути, отмечаем дату именно по юлианскому календарю, а в соответствии с ним в XX-XXI вв. 22 октября соответствует 4 ноября григорианского календаря. Вопрос, будет ли в XXII веке празднование перенесено на 5 ноября, остаётся открытым...
  В любом случае, формально Смута завершилась только после избрания нового царя, Михаила Романова (а это произошло ещё на несколько месяцев позже). С другой стороны, к тому времени, несомненно, твёрдая власть в стране уже существовала. Так что день 22 октября/1 ноября/4 ноября в качестве условного окончания Смуты подходит не хуже любого другого.
  
  Собственно, роль Смуты в отечественной истории не то, чтобы недооценивается, но, как мне кажется, часто понимается несколько невнятно. Она для России, по сути, эквивалентна современным ей Нидерландской и Английской революциям. Не в смысле смены режима правления (он не менялся), а как то "пороговое" испытание, граница, после прохождения которых однозначно можно сказать, что в стране сформировалась "нация".
  В классической схеме "племя - народность - нация" каждый элемент соответствует определённому уровню развития социума. Племя - архаической фазе (доисторическому периоду), когда общество живёт охотой и собирательством. Народность - аграрной/традиционной фазе (то, что в марксизме делят на рабовладельческую и феодальную общественно-экономические формации), когда общество живёт за счёт натурального хозяйства. Нация - индустриальному периоду, когда формируется товарное хозяйство и общенациональная экономика.
  В аграрный период каждая деревня существует практически независимо от всего внешнего мира ("сами вырастили - сами съели"), и если бы внешний мир вдруг исчез, в деревне бы это едва заметили. В индустриальную же эпоху всё меняется: по меньшей мере промышленные товары теперь привозятся из города и обмениваются на продукцию сельхозпроизводства. Появляется общенациональный рынок - теперь внешний мир для деревни очень важен.
  Подобные изменения сказываются на политике и идеологии. Прежде феодальная элита - землевладельческая аристократия спокойно могла считать себя почти единственным активным социальным слоем, существование крестьян смело можно было игнорировать: они были радикально разобщены, да и от того, какой именно сеньор владел их землёй, для них очень мало что менялось. Единственным конкурентом феодалам были города, представлявшие собой островки товарной экономики в океане натурального хозяйства.
  Теперь же, после индустриального перехода, вся страна превращается в аналог прежнего города. Теперь крестьяне, горожане, да и те же феодалы начинают осознавать себя единым целым - народом (нацией). Основная часть населения теперь уже не находится "вне истории". Вот только прежняя феодальная верхушка из числа высших аристократов обычно не может этого сходу осознать. И вот тогда происходят эти события - "пороговые" испытания, в ходе которых всем становится ясно, что на историческую арену впервые вышел народ.
  Нидерландская революция XVI века интересна не своим социальным содержанием, а именно этим: впервые в истории народ отреагировал на угрозу как целое - и добился независимости Северной Фландрии, хотя аристократия решила иначе. Английская революция XVII столетия аналогично показала, что прежняя феодальная элита Британии уже не может решать всё за всех, как привыкла (это касается и короля). Ну, и случившаяся на рубеже тех же XVI и XVII вв. русская Смута - совершенно аналогичное в этом смысле явление.
  При всём уважении к Рюриковичам, они управляли Русью именно как своей вотчиной - наследственным имуществом. И на тот момент это было даже адекватно реальности. Но за полвека царствования Грозного (хотя процесс перехода начался чуть раньше - со времён Ивана Великого) произошло первоначальное становление индустриального общества. Начала складываться товарная экономика, появились мануфактуры, были устранены внутренние таможни. И к тому моменту, когда династия пресеклась, и "Семибоярщина" попыталась решить судьбу страны по-свойски, вдруг оказалось, что есть уже исторический субъект, который сделать этого не позволит. Вот это и продемонстрировала Смута. Это было "официальное" рождение русского народа в современном понимании. Дальше он развивался, рос, впитывал новые элементы, иногда отступал, но это был и до сих пор остаётся тот же самый исторический субъект. Так что - с днём рождения НАС...
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"