2. Священники
Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй,
Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны
от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.
|
Федор Акилович Лузгин
(архимандрит Феодосий, настоятель Раифской пустыни, 1866 - ?)
Раифский монастырь с высоты птичьего полета
Архимандрит Феодосий родился в 1866 г. в семье благочестивых крестьян Казанской губернии* Акила Григорьевича и Акилины Михайловны Лузгиных и при крещении был наречен Феодором. Феодор поступил в Раифскую пустынь 10 июля 1897 г. уже в зрелом возрасте - в 31 год. В августе 1902 г. он был пострижен в монашество с именем Феодосий, а 16 марта 1903 г. рукоположен в иеромонаха. Был экономом Архиерейского Дома в Казани, казначеем Успенско-Богородицкого монастыря в г. Свияжске, а затем игуменом Свияжской Макарьевской пустыни и благочинным всех монастырей Казанской епархии. Решением владыки Кирилла в июле 1920 г. был переведен настоятелем Раифской обители. Игумен Феодосий был известный аскет, безупречной нравственности и твердости веры человек, не имевший высокого образования, но обладавший большим духовным и жизненным опытом. Обитель с радостью восприняла это известие, ведь игумена Феодосия очень уважали среди православных мирян.
*
Лузгины в Казанской губернии жили в селах Покровское (Пеньки) и Михайловское Мамадышского уезда. Был ли Феодосий родом из одного из этих сел - я не знаю.
Раифский монастырь. Монастырская площадь и часовня Святой источник
*
Феодосий стал настоятелем Раифской обители в трудное для церкви время. С приходом советской власти в конце 1917 г. начались гонения на РПЦ, которые приняли массовый и ожесточенный характер после издания 23 января 1918 г. декрета "Об отделении Церкви от государства". Первым практическим результатом декрета было закрытие в 1918 г. духовных учебных заведений, включая епархиальные училища и храмов при них. Аресты священно- и церковнослужителей и мирян исчислялись тысячами и для многих завершились мученической кончиной. По некоторым данным, в 1918 г. было расстреляно 3 тыс. священнослужителей, а 1500 подверглись репрессиям, в 1919 г была расстреляна 1 тыс. священнослужителей и 800 подверглись репрессиям (следственное дело Патриарха Тихона, с. 15). В этот период претерпели мученическую кончину митрополит Киевский Владимир (Богоявленский), архиепископы Пермский Андроник (Никольский), Омский Сильвестр (Ольшевский), Астраханский Митрофан (Краснопольский), епископы Балахнинский Лаврентий (Князев), Вяземский Макарий (Гневушев), Кирилловский Варсонофий (Лебедев), Тобольский Гермоген (Долганёв), Соликамский Феофан (Ильменский), Селенгинский Ефрем (Кузнецов) и др.
В апреле 1918 г. в Наркомюсте была создана Комиссия по осуществлению декрета "Об отделении Церкви от государства", переименованная затем в VIII Отдел, названный "ликвидационным". Подготовленная этим отделом инструкция от 24.08.1918 о порядке применения декрета предусматривала уже ряд жестких конфискационных мер, включая изъятие капиталов, ценностей, другого имущества церквей и монастырей. Причем при изъятии монастырского имущества должны были быть ликвидированы и сами монастыри. В 1918 - 1921 гг. было национализировано имущество более половины имевшихся в России монастырей - 722.
23.02.1922 г. вступил в действие декрет ВЦИК об изъятии церковных ценностей. Получив детальную разработку в Политбюро и ГПУ, этот декрет стал инструментом, с помощью которого власти сделали попытку разрушить Церковь. 19 марта В. И. Ленин написал известное письмо, в котором окончательно сформулировал смысл и цели кампании по изъятию ценностей:
"Все соображения указывают на то, что позже сделать нам этого не удастся, ибо никакой иной момент, кроме отчаянного голода, не даст нам такого настроения широких крестьянских масс, который бы либо обеспечивал нам сочувствие этой массы, либо, по крайней мере, обеспечил бы нам нейтрализацию этих масс в том смысле, что победа в борьбе с изъятием ценностей останется безусловно и полностью на нашей стороне... Мы должны именно теперь дать самое решительное и беспощадное сражение черносотенному духовенству и подавить его сопротивление с такой жестокостью, чтобы они не забыли этого в течение нескольких десятилетий."
Ленин предлагал провести после изъятия церковных ценностей несколько процессов в Шуе, в Москве и в "нескольких других духовных центрах", которые должны закончиться расстрелами. Такие процессы были проведены. Некоторые из них, как, например, Московский (26.04 - 8.05 1922 г.), Петроградский (29.05 - 5.07 1922 г.), Смоленский (01.08 - 24.08 1922 г.), окончились смертными приговорами для части обвиняемых. В то время были расстреляны в Петрограде священномученики Вениамин (Казанский), митрополит Петроградский, архимандрит Сергий (Шеин) и мученики миряне Юрий Новицкий и Иоанн Ковшаров. В Москве были расстреляны протоиереи Александр Заозерский, Василий Соколов, Христофор Надеждин, иеромонах Макарий (Телегин) и мирянин Сергий Тихомиров. Остальные были приговорены к заключению и ссылкам. Таким образом, если первый этап гонений, 1918 - 1920 гг., чаще всего проходил без соблюдения каких бы то ни было юридических формальностей, то гонения 1922 г. проводились с привлечением судов и революционных трибуналов.
Власти не ограничились прямыми репрессиями против духовенства и верующих. В их замыслы входило разрушение церковного управления, для чего была оформлена в отдельную организацию "Живая церковь" группа духовенства, которой советская власть стала оказывать определенное покровительство. Эта группа, прикрываясь идеями реформирования православной церкви, положила начало ее раскола. По форме это движение, получившее название "Обновленчество", было обычное реформатство, призывающее к возвращению к формам церковной жизни времён апостолов: перевод служб на русский язык, второбрачие духовенства, отмена безбрачия епископов, переход на новый календарный стиль, и в перспективе удаление иконостасов, "отделявших" духовенство от народа. По сути "Живая церковь" явилась угодливой служанкой советской власти, особенно в её борьбе с Церковью патриаршей, и была пропитана "тлетворным, смердящим духом карьеризма, пресмыкательства и сикофанства" (Анатолий Левитин). Созванный обновленцами 29.04 -9.05 1923 г. Собор объявил о лишении Патриарха священства, и даже монашества, восстановление института Патриаршества Собором 1917 - 1918 гг. было провозглашено "актом контрреволюционным". ОГПУ организовали посещение арестованного Патриарха Тихона делегацией Собора для вручения этих постановлений. Патриарх начертал на них свою резолюцию об их неканоничности, хотя бы уже потому, что 74-е апостольское правило требует его обязательного присутствия на судебном Соборе для возможности оправдания.
Описывая механизм, с помощью которого создавалось обновленческое движение, а также каким образом и с какими целями собирался обновленческий Собор, начальник VI отделения Секретного отдела ОГПУ Е.А. Тучков писал:
"До создания обновленческих церковных групп, все управление церковью находилось в руках бывшего Патриарха Тихона, а отсюда и тон церкви давался явно в антисоветском духе. Момент изъятия церковных ценностей послужил как нельзя лучше к образованию обновленческих противотихоновских групп, сначала в Москве, а потом по всей СССР. До этого времени как со стороны органов ГПУ, так и со стороны нашей партии внимание на церковь обращалось исключительно с информационной целью. Поэтому требовалось, для того чтобы противотихоновские группы овладели церковным аппаратом, создать такую осведомительную сеть, которую можно было бы использовать не только в вышеупомянутых целях, но и руководить через нее всей церковью, что нами и было достигнуто... С этого времени в противоположность антисоветской политике Тихона начинается политика в духе советской власти и поголовная замена старых тихоновских архиереев и видных попов своими сторонниками... Этим самым было положено начало раскола православной церкви и перемена политической ориентации церковного аппарата... С целью окончательного укрепления своего положения и получения канонического права на руководство церковью обновленцы повели работу по подготовке Всероссийского Поместного Собора, на котором должны были решиться вопросы главным образом о Тихоне и его заграничных епископах, окончательного установления политической линии церкви и введения в нее ряда богослужебных новшеств."
Раифский монастырь. Троицкой собор, 1904-1910 гг.
*
И вот в это смутное время в июле 1920 г. игумен Феодосий стал настоятелем одной из крупнейших обителей - Раифской пустыни. Ситуация осложнялась тем, что два года назад 15 июня 1918 г. крестьянами села Бело-Безводное в монастыре были убиты чекисты Валентин Несмелов (сын философа В.И. Несмелова), Федор Копко, Петр Лавринович и четыре красноармейца, явившиеся в пустынь для обыска и вызвавшие возмущение богомольцев своим поведением.
Семеро "товарищей" вторглись в обитель ночью. Чекисты направились в Гостиницу и стали отдавать распоряжения об изъятии монастырского имущества, не предъявляя никаких документов, а четверо красноармейцев бесцеремонно ворвались в храм, выволокли за волосы пытавшегося препятствовать им монаха из алтаря и принялись там бесчинствовать: сорвали антиминс с престола, шарили в дарохранительнице... В это время на колокольне ударили в набат, сбежались крестьяне окрестных деревень. Красноармейцев разоружили и заперли в сарай. Пока представители деревень писали протокол задержания бандитов, народ прибывал, сдержать его было невозможно, и начался самосуд.
Через три дня в монастырь приехал отряд красноармейцев, человек восемьдесят, для ареста монахов, совершенно не причастных к расстрелу самозваных экспроприаторов. Народ опять собрался и, отбив монахов, рассеял отряд. Тогда в Бело-Безводную прибыл отряд из 250 человек, но крестьяне укрылись в лесах, монахи же - кто ушел в Седмиозерную пустынь, кого приютили в деревнях, а кто-то был арестован.
В 1923 году в Казань прибыл обновленческий архиепископ Алексий и самовольно захватил церковное управление. Казанские викарии - епископ Иоасаф (Удалов) и епископ Афанасий (Малинин), а за ними и все монастыри отказались признать обновленцев. Однако, большинство приходского духовенства подпало под власть живоцерковников, которые требовали подчинения и от монастырей, но последние были верны православной вере.
Архимандрит Феодосий, как благочинный всех монастырей епархии, содействовал сохранению в обителях неповрежденного православия. Раифские монахи были одни из немногих в среде духовенства Казанской Епархии, кто с первого дня отказался принять власть обновленцев, считая неканоническими: Высшее Церковное Управление, присланного в Казань в мае 1923 г. лжеархиепископа Алексия и Казанское Епархиальное Управление, возглавляемое незаконным архиереем. Раифская обитель стала одним из оплотов Православия в Казанском крае. Так, из Раифской пустыни в обновленческое епархиальное управление поступило постановление, что "Братия Раифской пустыни не признает обновленческое Высшее Церковное Управление (ВЦУ), как порвавшее единение с Единой, Соборной и Апостольской Церковью, архиепископа Алексия и КЕУ, возглавляемое незаконным архиепископом". Под этим решением подписалось 25 человек братии и 18 послушников.
Впрочем, торжество обновленчества продолжалось недолго. 27.06.1923 г. Патриарх Тихон был освобожден из заключения и сразу же обратился с посланиями к всероссийской пастве. Главной его заботой после освобождения стало преодоление обновленческого раскола. С предельной ясностью Патриарх изложил в своем послании от 15.07.1923 г. историю захвата обновленцами церковной власти, употребленной ими для углубления церковного раскола, преследования хранящих верность канонам священников, насаждения "Живой церкви", ослабления церковной дисциплины. Патриарх объявил церковное управление обновленцев незаконным, принятые распоряжения недействительными, а все совершенные и совершаемые ими действия и таинства безблагодатными.
Началось массовое бегство приходского духовенства из "живоцерковничества". Епископ Иоасаф принимал отпавших через особый чин покаяния, а храмы, где служил лжемитрополит Алексий - к всеобщему народному ликованию освещал малым чином. Православных архиереев во всех церквях принимали торжественно - устилая дорогу цветами и встречая пасхальным звоном колоколов. Раифа, как один из оплотов Православия, была посещена епископами Иоасафом и Афанасием, храмы монастыря были переполнены верующими. И хотя вскоре начались новые ссылки и аресты, ощущение моральной победы и духовной правоты до самых последних дней не покидали сердца стойких раифских иноков. Даже арест и удаление из пределов Казанской епархии в мае 1924 года Владыки Иоасафа, главного противника обновленцев, не подорвали мужества монахов. Да и архимандрит Феодосий, как благочинный всех монастырей епархии, содействовал сохранению в обителях неповрежденного православия.
Раифский монастырь. Церковь во имя Грузинской иконы Божьей Матери
*
21 августа 1924 года от протоиерея Феодоровской общины Аркадия Преображенского, перебежавшего к обновленцам, в живоцерковническое Управление было направлено следующее заявление:
"20 августа с.г. я был вызван к Игуменье Ангелине, где архимандрит Раифской пустыни Феодосий, считающий себя благочинным всех монастырей Казанской епархии, предложил мне отказаться от единения с Епархиальным Управлением и перейти на сторону ее тайных врагов, т.е. епископа Афанасия, архимандрита Феодосия и других лиц, явно имеющих общение с объявленными преступниками - патриархом Тихоном, епископом Иоасафом и другими. Я от такого предложения отказался. В 10 часов вечера того же числа я был вызван на собрание приходского Совета, который предложил мне прекратить совершение богослужения в храме Феодоровского монастыря".
Того же числа обновленческое КЕУ доводило до сведения ТНКВД, что "архимандрит Феодосий вносит постоянную смуту в мирных граждан и переносит вопросы чисто религиозные на политическую почву, возбуждая верующих против обновленцев".
Имя настоятеля Раифской пустыни неоднократно поминалось в обновленческих обращениях к власти и в обновленческом журнале "Православный Церковный Вестник", например, в связи с отказом Раифских иноков дать обновленцам чудотворную Грузинскую икону Божией Матери для ношения ее крестным ходом по городу Чистополь.
Светская власть не могла долго терпеть влияние Раифской обители. После ссылки монахов Казанского Иоанно-Предтеченского монастыря и епископа Иоасафа именно Раифская и Седмиозерная пустыни с их настоятелями архимандритами Феодосием и Александром представлялись главными оплотами православия в Казанском крае. Как и много веков назад, во времена иконоборческой деспотии и гонений на почитавших иконы, именно монашество выступило на защиту Христовой веры. Стойким исповеданием Православия оно приближало день его Торжества. Этого-то и не желала допускать светская власть.
В июне 1924 года в монастырь перевели волостной исполком, больницу и школу из села Большие Ключи, забрав большую часть хозяйственных построек и братских корпусов. В Раифе в это время проживало 25 монахов и 18 послушников, а настоятелем был архимандрит Феодосий, который, как мог, оберегал от посягательств мирских властей оставшиеся за монастырем постройки.
Феодосия арестовывают и, вероятно, ссылают, а июне 1928 года монастырь закрывают. Точная дата и обстоятельства ареста Феодосия, также как и его дальнейшая судьба, мне не известны. Предположительно, арест произошел раньше июня 1928 г. (возможно, даже в 1924 г.), т.к. в момент закрытия настоятелем пустыни уже был игумен Сергий (Гуськов). Однако, Феодосию вряд ли было суждено пережить остальных раифских насельников.
Раифский монастырь. Храм Преподобных Отцев в Синае и Раифе избиенных. Первый каменный храм, 1708 год
*
Закрытие обители дало обратный результат: настоятель пустыни и сам монастырь приобрели ореол мученичества, бездомных монахов приютили крестьяне окрестных деревень, а в мятежной деревне Бело-Безводной была организована община, куда вошли семеро из бывших раифских насельников. К ним приходили на исповедь и за советом крестьяне со всей округи, монахи исповедовали, крестили, отпевали и продолжали проповедовать слово Божие. Верные сыны Церкви, монахи и миряне, продолжали "нелегально и незаконно" приезжать по большим праздникам в закрытую обитель и проводить службы в старинной Раифско-Синайской церкви. Разумеется, по логике того времени, это называлось "контрреволюционным заговором".
В мае 1929 года в ТатЦИКе прошли консультации с представителями НКВД о судьбе Раифской пустыни и ее бывших насельников. Их считали косвенными виновниками массового сопротивления крестьян коллективизации. Изгнанные из обители иноки не оставляли своего церковного служения. Местные жители постоянно приходили к ним за советом, исповедовались и получали духовное окормление. Не могли не тревожить ГПУ слава святой обители и единодушие крестьян, неизменно выступавших против закрытия обители, снятия колоколов, изъятия имущества и других репрессий.
Вскоре после этого под разными предлогами и по доносам были арестованы иеромонах Сергий, его сестра монахиня Варвара, послушник Иван Ларионов и другие. Поползли слухи, что арестованных бьют, а Сергия и вовсе расстреляло ГПУ. Крестьяне снова стали возмущаться, и в конце 1929 года власти были вынуждены освободить Сергия под подписку о невыезде. Однако этот акт "доброй воли" властей не успокоил крестьян. Они по-прежнему неохотно шли в колхозы, всячески отвергали антирелигиозную пропаганду. Тогда власти "решили выдвинуть против иноков сразу три обвинения: в агитации против Советской власти, в убийстве 7 красноармейцев в 1918 году и в сокрытии монастырского имущества".
23 января 1930 года ГПУ произвело аресты тех монахов Раифской пустыни, кто не вошел в общину и жил по окрестным селам, и еще 16 человек им сочувствующих. Когда остававшиеся в общине семь иноков 26 января (накануне престольного праздника) начинали всенощную, они уже ожидали ареста и неправедного суда. В этот день в пустынь прибыло много монахинь из закрытых Казанского Богородицкого, Федоровского и Свияжского монастырей. Отстояв всенощную, кто-то пошел ночевать к знакомым, другие же, не имевшие ночлега, по благословению настоятеля общины иеромонаха Иосифа расположились прямо в церкви.
На утро 27 января 1930 в день преподобных отцев в Синае и Раифе избиенных состоялась последняя Божественная Литургия Раифской братии. История повторялась. Новые преподобномученики последний раз совершали службу в память мучеников древних... Удивительно трогательная, печальная и, вместе с тем, торжественная была в тот день служба. В последний раз причащались Святых Таин, напутствуя друг друга перед грядущими испытаниями. И было что-то особенно пронзительное в том, что служили в тот день не в зеленых, а в красных облачениях, как бы провидчески облекшись в цвет мученических риз. После Литургии братия служила молебен пред честным образом преподобных отцев в Синае и Раифе избиенных. И, воистину, чуден Промысл Твой, Господи! Пока братия молилась небесным своим покровителям, окружившие храм новые варвары, сами не ведая того, повторяли уже свершившееся много веков назад, готовя Раифским инокам венцы мученические.
Отряд ГПУ из Казани окружил храм прямо во время богослужения. По некоторым свидетельствам, милиционеры дождались конца литургии, и уже по окончании арестовали всех, находившихся в храме и успевших напоследок причаститься Св. Таин. Арестовали всех, в том числе немощных, глухих, полуслепых монахинь, болезненных, почтенного возраста иноков, без всяких объяснений затолкали в грузовики и всех их в тот же день вывезли в Казань, где посадили в тюрьму. По заснеженной дороге, обдуваемые ветрами и понукаемые грубыми конвоирами, ехали иноки прочь от родной обители, чтобы вдали от нее стяжать: кто - мученический венец, кто - жизнь исповедническую, лагерную и ссыльную...
Все обвиняемые - от престарелого 62-летнего иеромонаха Антония до двадцатитрехлетнего послушника Петра - на допросах с поразительным простодушием и откровенностью проявляли готовность пострадать за Христа. Им были предъявлены обвинения в антисоветской деятельности. Конечно, монахи не были пламенными сторонниками большевизма, но политической борьбы сторонились, смиренно считая, что "советская власть поставлена за грехи народа". Через месяц, 20 февраля, заседание пресловутой "судебной тройки" ГПУ Татарской АССР вынесло приговор, согласно которому на Благовещение 7 апреля были расстреляны иеромонахи Иосиф (Гаврилов), Антоний (Чирков), Варлаам (Похилюк), Иов (Протопопов) и послушник Петр Тупицын. По тому же делу были расстреляны также присутствовавшие на службе: последняя настоятельница разоренного Федоровского Казанского монастыря м. София и миряне Василий Гаврилов и Степан Абрамов из деревни Бело-Безводной. Монастырского казначея иеромонаха Сергия же терзали еще несколько месяцев, пытаясь выбить из него сведения о монастырской ризнице. Ничего не узнав от инока Сергия, в миру Павла Ивановича Гуськова, его расстреляли 10 августа, в день празднования Смоленской иконы Божьей Матери.
Так в XX веке, повторяя подвиг древних Синайских и Раифских Отцов, появились новые раифские мученики "в Раифе избиенные". Ещё восемь иноков и послушников, около двадцати монахинь и десяти мирян, арестованных 27 января 1930 года, было приговорено к 5 годам концлагеря или высылке на север. Имена их известны.
В 1997 году, 6 апреля, в день расстрела 5 монахов и послушника состоялась канонизация Преподобномучеников Сергия, Антония, Иова, Иосифа, Варлаама и Петра. Все они были прославлены как св. преподобномученики Раифские - с празднованием памяти 27 января (н. ст.), так как из-за совпадения даты их кончины с Благовещением не получилось бы воздать им достойную память 7 апреля. Церковь решила чтить день их ареста. В настоящее время в Раифско-Синайском храме, где совершилась та последняя литургия, устроен придел во имя всех Новомучеников Российских.
Архимандриту Феодосию вряд ли было суждено пережить остальных раифских насельников. Поэтому, в "Молитве иконе Божией Матери Грузинская", изданной Раифским Богородицким монастырем по благословению Архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия, среди упомянутых новых мучеников и исповедников Раифских первым стоит имя архимандрита Феодосия, в миру Федора Акиловича Лузгина.
Раифский монастырь. Интерьер храма преподобных Отцев в Синае и Раифе избиенных
*
Молитва иконе Божией Матери Грузинская
Издано Раифским Богородицким монастырем по благословению Архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия
(из Акафиста Пресвятей Владычице нашей Богородице прославления ради чудотворныя Ея иконы "Грузинская")
Величие и милости Твоя, Богородице, кто исповест; и чудеса Твоя преславная кто воспоет; Церкве Российския верныя чада обрадовала еси, Пречистая, безбожныя же варвары, Святыню Твою презревшия посрамила еси: сохранила бо нам чудную Твою икону, ею же недуги наша врачуются и душевные скорби исцеляются.
О, Всемилостивая Владычице, Дево Богородице, не лиши нас и ныне Твоего покрова, но молитвами Твоими присно страну нашу и люди в мире сохраняй и восстановлению Раифской обители способствуй.
Яко Мати Святая Пресвятаго Бога, Владычице, Марие Богородице, со всеми Святыми Сего моли покоити в небесных селениях души раб Твоих, новых мучеников и исповедников Раифских:
Архимандрита Феодосия (Лузгина),
Уб. Игумена Сергия (Гуськова),
Уб. Иеромонаха Антония (Чиркова),
Уб. Иеромонаха Иосифа (Гаврилова),
Уб. Иеромонаха Варлаама (Похилюка),
Уб. Иеромонаха Иова (Протопопова),
Иеромонаха Митрофана (Кириллова),
Иеродиакона Иеронима (Сорокина),
Иеродиакона Порфирия (Советникова),
Монаха Савватия (Агафонова),
Монаха Геласия (Терехина),
Монаха Нестора (Никитина),
Диакона Александра Себельдина,
Уб. Послушника Петра Тупицына,
Послушника Петра Ранцева,
Уб. Василия Гаврилова,
Уб. Степана Абрамова.
*
Пустынь при Раифском озере и реке Сумке основана в первой четверти XVII в. чудовским иеромонахом Филаретом. Начала устраиваться при Казанском митрополите Лаврентии на его средства и некоторых жителей Казани. В монастыре 5 храмов:
Соборный во имя Святой Троицы с приделом во имя святого Димитрия Ростовского (построен в начале XVIII в. и обновлен в 1833 г.)
Соборный в честь Грузинской иконы Божьей Матери с 2 приделами: во имя святого Ливерия, папы Римского, и во имя святого Иоанна Златоуста (1842 г.)
Соборный во имя преподобных Отец в Синае и Раифе избиенных с приделом во имя святого Евфимия Новогородского (построен в 1662 г., богослужения в нем теперь не совершаются).
Над Святыми вратами - во имя святителя Николая Чудотворца.
Во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии (построен в XVII в. и возобновлен в 1795 г.).
Главнейшую святыню монастыря составляет чудотворная Грузинская икона Божьей матери.
*
После полного закрытия монастыря в 1930 году и происшедших здесь трагических событий, духовная жизнь в Святой обители на долгие десятилетия оборвалась. Тогда же большевики сняли со звонницы монастыря самый большой колокол, который, упав, полностью ушел в землю. По воспоминаниям очевидцев, после падения и удара земля долго гудела. Колокол был очень велик, весил около 500 пудов. Остававшиеся в обители иконы, книги, священнические облачения и все, что не представляло материальной ценности, сожгли. Предметы церковного обихода и утварь были разграблены и древние храмы на десятилетия невольно стали безмолвными свидетелями тысяч трагически сложившихся человеческих судеб.
На долгие десятилетия в бывшем монастыре разместилась сначала тюрьма, потом - детская колония (т. н. спецучилище). Храмы были перестроены и изуродованы.
Но наступили новые времена. Раифская пустынь стала первым восстановленным монастырем Казанской епархии.
Друзья, посетив Раифскую пустынь, не забудьте помянуть ее настоятеля игумена архимандрита Феодосия - в миру Федора Акиловича Лузгина.
Василий Сергеевич Лузгин
(священник, Новомученик Российский, ? - 1918)
Благочинный третьего благочиния Василий Сергеевич Лузгин служил священником в с. Глазомичи Велижского уезда Витебской губернии по 1918 г. 15 ноября (28 ноября по старому стилю) 1918 г. был расстрелян большевиками при подавлении крестьянского восстания за то, что причащал Св. Таин и перевязывал раненых крестьян. [Публикации. Польский М., протопресвитер. Новые мученики Российские. М., 1994. Репринтное воспроизведение издания 1949 - 1957 гг. , Джорданвилль, ч. 2, с. 238.]
Архиерейским Собором РПЦЗ в 1981 г. Василий Лузгин внесен в список Новомучеников и Исповедников Российских и 28 ноября русская православная церковь объявила днем памяти священномученика иерея Василия Лузгина.
Василий Лузгин закончил Витебскую духовную семинарию в 1912 году по первому разряду. Он происходил из семьи священнослужителей. Его дед Георгий Николаевич Лузгин (род. около 1830 г.) был рукоположен в иерея в 1855 г. и в 1860 - 1900 годах служил настоятелем святых Петра и Павла приписной Михайловской церкви в д. Екатериново (ст. Клястицы Дриссенского уезда Витебской губернии, в настоящее время Расонский район Витебской области). У Георгия Николаевича Лузгина было три сына - Дмитрий, Сергей и Иван, которые пошли по его стопам и стали священнослужителями.
Отец Василия Лузгина, Сергей Георгиевич Лузгин (род. около 1870 г.), с 1890 г. служил псаломщиком и дьяконом в с. Себежы Витебской губернии (теперь Псковская область). Был рукоположен в иерея. В 1906 - 1907 годах он служил настоятелем Свято-Иоанновской церкви в с. Артейковичи Полоцкого уезда Витебской губернии. В 1893 г. у Сергея Лузгина родился сын Михаил, который в 1908 г. окончил Полоцкое духовное училище. В 1920 г. Сергей Георгиевич Лузгин присоединился к обновленческому расколу, признавшему Советскую власть.
Дядя Василия Сергеевича Лузгина, священник Лузгин Дмитрий Георгиевич, родился в 1867 г. в местечке Клясицы Полоцкого уезда Витебской губернии. Окончил Витебскую духовную семинарию. В 1904 - 1919 гг. служил псаломщиком в церкви с. Вировля Городокского уезда. С 1919 г. - диакон в церкви с. Вировля. В 1920 г. служил настоятелем церкви св. Николая в с. Вышадцы Городотского уезда Витебской губернии. Арестован 5.12.1930 г. и 17.5.1931 г. постановлением Тройки при ПП ОГПУ по БВО приговорен за антисоветскую деятельность к заключению в концлагерь сроком на 5 лет. Дальнейшая его судьба неизвестна. Реабилитирован 27.11.1989 г.
Другой дядя Василия Сергеевича Лузгина, Лузгин Иоанн Георгиевич, рукоположен в иерея в 1890 г. Служил в Воскресенской или Николаевской церкви в с. Дзисна Виленской губернии (теперь Миёрский район Витебской области), а в 1906 - 1907 годах - в Клястицком храме. Благочинный церквей 3-й округи Полоцкого уезда.
Был у Василия Лузгина брат Михаил Сергеевич Лузгин, 1893 г.р. Его арестовали 8.06.1935 г. в Великих Луках и 17.10.1935 г. особым совещанием при НКВД осудили на 7 лет лишения свободы. Дальнейшая его судьба неизвестна. Реабилитирован 15.04.1999 г. По-видимому, Михаил Сергеевич Лузгин также служил священником, как это видно из следующего рассказа Т. Яковлевой.
*
Т. Яковлева из г. Пустошка Псковской области рассказывает:
"Недавно мне попалась в руки папка с названием: "Анкеты по учету светского и монашеского духовенства по Себежскому уезду Витебской губернии за 1923 год". В то время Пустошка с частью волостей относилась к Себежскому уезду. В этих анкетах, написанных самими священнослужителями, сообщались основные сведения о себе, своей семье, доходах, отношении к Советской власти и пр. В конце анкеты крупным шрифтом были отпечатаны строки: За неправильный ответ будите отвечать перед судом Революционного трибунала".
Так вот, среди этих анкет Т. Яковлева нашла следующую:
"Михаил Сергеевич Лузгин, священник, с. Колпино Пустошкинской волости, 1892 г.р. Окончил Витебскую духовную семинарию. В 1915 г. вступил в духовное звание по влечению сердца. Отличия: набедренник в 1916 г. и скуфья в 1921 г. В другом месте не служил. Из духовного сословия. Семья состоит из жены, дочери, отца и двух сестер. Жалованье 360 руб., сборы-требы 200 руб. В данной церкви 6 лет. Отношение к Советской власти: сочувственное".
B "Сведениях о доходах Тихомирова Федора Михайловича, священника Лакушинской церкви Колпинского сельсовета за 1931 - 1932 гг." читаем:
"Служивший в Колпине несколько лет в т. ч. в Лакушах по сентябрь 1930 года священник Михаил Лузгин неизвестно куда выбыл. Я, Тихомиров, вновь назначенный священником Колпинской церкви от 16 января, прибыл к месту службы 18 января 1931 года".
Куда выбыл Михаил Сергеевич Лузгин, мы уже знаем - в Великие Луки, а затем - в лагеря, на погибель.
Протоиерей Филипп Яковлевич Лузгин
(1857 - 1939)
настоятель Лепельского Преображенского Собора с 1902 г.,
настоятель Язненской Спасо-Преображенской церкви с 1920 по 1936 год
(материал предоставлен Ириной Николаевной Стома)
О. Филипп и матушка Ольга, 1930 г.
"За вас я Богу помолюсь..."
Филипп Яковлевич Лузгин родился в 1857 году в с. Сенно Витебской губернии. В 1880 году он окончил Витебскую Духовную семинарию по второму разряду и был направлен помощником настоятеля церкви во имя Святителя и Чудотворца Николая Дзвонского прихода села Новый Двор Витебской губернии.
11 апреля 1882 года отец Филипп был рукоположен во священство в Витебском Кафедральном Соборе двумя епископами: Епископом Витебским и Полоцким Маркелом и Епископом Викторианом, и назначен настоятелем той же Свято-Николаевской церкви в с. Новый Двор Лепельского уезда, где прослужил более 5 лет. В 1900 году протоиерей Филипп Лузгин упоминается как благочинный первого благочиния, священник приписной церкви Св. Мученицы Параскевы г. Лепеля. С 1902 году он - настоятель Лепельского Преображенского Собора, благочинный первого благочиния, и одновременно соборный заведующий Лепельской мужской церковноприходской школы. В Лепельском уезде и г. Лепеле протоиерей Филипп Лузгин прослужил более 30 лет.
Из записей о. Филиппа известно, что в 1918 году он был приговорен новой властью к расстрелу, и поэтому вынужден был бежать в Западную Белоруссию, находившуюся после советско-польской войны, согласно Рижскому договору 1921 г., в составе Польши (до сентября 1939 года, когда Западная Белоруссия была присоединения к Белорусской ССР). С конца 1918 года по февраль 1920 года о. Филипп служил в храмах Глубокского благочиния (после подписания Рижского мирного договора в 1921 году, как центр Дисненского повета Виленского воеводства, город Глубокое отошёл к Польше).
С марта 1920 года и до конца 1936 года протоиерей Лузгин - настоятель Спасо-Преображенской церкви села Язно Дисненского уезда Виленской губернии. Его заботами был сделан ремонт церкви, пострадавшей от военных действий, приобретены колокола. В 1932 году протоиерей Ф. Лузгин был награжден Блаженнейшим Дионисием Митрополитом Варшавским и Волынским и всея православныя церкви в Польше золотым наперсным Крестом с украшениями "за церковные заслуги". Более 50-ти лет длилась пастырская деятельность протоиерея Филиппа Яковлевича Лузгина. В 1936 г. по возрасту он был выведен за штат. Умер Филипп Яковлевич Лузгин в 1939 году, оставив о себе добрую память в сердцах прихожан. Согласно завещания, похоронен он в ограде Язненской церкви.
Среди друзей о. Филиппа были профессор Люблянского университета в Югославии Василий Васильевич Никитин, известный ученый минералог, в прошлом преподаватель Санкт-Петербурского горного института, а также доктор богословия, профессор богословского факультета Софийского университета, протопресвитер о. Георгий Иванович Шавельский - один из самых выдающихся церковно-общественных деятелей начала XX века, последний и пожизненный протопресвитер Российской армии и флота, автор широкоизвестных исторических мемуаров предреволюционной эпохи.
Сохранилось письмо заштатного протоиерея о. Филиппа Лузгина от 22 апреля 1939 г., содержащее воспоминания об о. Иоанне Кронштадтском.
"Молитвенным предстательством о. Иоанна спасена была моя 9-летняя дочь от неминуемой смерти. Это было 40 тому назад. Дочь заболела дифтеритом. Врач, после долгих усилий спасти ее от смерти, уходя откровенно сказал: "Вряд ли дочь ваша перенесет эту болезнь, будьте готовы ко всему". Я тогда жил в г. Лепеле. Потеряв надежду на врачебную помощь, я поспешил на почту и дал телеграмму о. Иоанну Кронштадтскому, прося его молитв об исцелении болящей Пелагии. Когда утром пришел врач и осмотрел горло болящей, то с радостью сказал: "Дорогие батюшка и матушка, ваша дочь получила полное исцеление, но сознаюсь, что не через мою медицинскую помощь, а это она чудесно спасена от смерти. Скажите откровенно, что вы делали?" Я и сказал, что телеграммой просил молитвенной помощи о. Иоанна Кронштадтского. И врач сказал: "Да, он великий пред Богом угодник".
В 8-ми верстах от г. Лепель в деревне Лядно нужно было выстроить церковь. С верою в Божию помощь я и приступил к постройке. В одно лето была выстроена деревянная церковь. У меня не хватило средств для расчета с плотниками. Я написал о. Иоанну, прося помощи, и через неделю получил от него 100 рублей и еще от неизвестной особы 50 руб. с запиской: "Жертвую по указанию дорогого батюшки о. Иоанна Кронштадтского"."
Отец Филипп Лузгин оставил богатое поэтическое наследие - стихи, написанные им во время служения настоятелем Язненской Спасо-Преображенской церкви. Он читал свои стихи с храмовой паперти прихожанам, а также друзьям и близким. Посылал в стихотворной форме поздравления иерархам православной церкви. На его слова церковные хоры исполняли песнопения. Стихи он писал о том, что видел, чувствовал, что затронуло его душу, волновало. "На память потомкам записываю в Летопись, составленное мною стихотворение" - такие слова часто встречаются в записях о. Филиппа. Историк Василий Тумилович упоминает о. Филиппа Лузгина в числе литераторов, выходцев из Белоруссии, которые, по его словам, "достигли значительных успехов на литературном поприще и внесли достойный вклад в развитие православной литературы для народа в межвоенной Польше", и благодаря деятельности которых "в 1918 - 1939 годах в Западной Белоруссии наблюдался Ренессанс православного литературного творчества".
В Интернете также упоминается Лузгин Сергей Филиппович, уроженец г. Лепель Белоруссии, из семьи священника, видимо, сын о. Филиппа. Сообщается, что его отец в гражданскую войну эмигрировал в Польшу и имел с ним переписку. С 1916 г. по 1917 г. Сергей Филиппович Лузгин - прапорщик в царской армии. В 1919 - 1921 гг. состоял членом ВКП/б/, выбыл из партии механически. В 1935 г. был уволен со службы Днепропетровского управления госпароходства за контр-революционное выступление на собрании. Работал экономистом Енисейского госпароходства в г. Красноярске. Арестован 23.05.1937 г. С 23.05.1937 г. - в Красноярской тюрьме. 30.11.1937 г. тройкой УНКВД КК осужден на 10 лет. дальнейшая его судьба неизвестна.
* * *
Отрывки из записей о. Филиппа Лузгина в Летописи Язненского прихода
Язненская Спасо - Преображенская церковь, 1900 - 2010 гг.
11 октября 1926 года. Мне, настоятелю Язненской церкви исполнилось 69 лет и в нижеследующей молитве в стихотворной форме я излил свои чувства:
Благодарю Тебя, о Боже мой,
Что шестьдесят уж девять лет
Являл ко мне покров Ты свой,
И сохранял меня от бед!
И в детстве Ты, и в юности,
Всегда меня хранил,
И в меру дал премудрости,
Чтоб я тебя любил.
Соделал меня пастырем
Словесных Твоих стад,
Служить Тебе, учить народ
Всегда я очень рад.
Не только все мне нужное
Ты в жизни посылал,
Но часто и излишнее
Со щедростью давал.
Хвала Тебе, Всевышнему,
За все, что Ты послал,
Да буду другом ближнему,
Как Ты нам указал!
Продли мне жизнь, о Господи,
Дай свято мне пожить,
И праведною жизнею
Рай светлый заслужить!
|
*
Конец февраля - начало марта 1928 года. Канун выборов в Сенат и Сейм. Отец Филипп делает следующую запись:
"Прислано обращение Священного Синода для прочтения его 4 марта в церкви народу, в котором народ призывают к выбору лучших людей, верующих в Бога, преданных церкви, честно носящих имя христиан и преданных сынов Отчизны и верных граждан своего Государства. Подача голосов начнется в 9 ч. утра и до 9 ч. вечера продолжится. 2 марта я сложил следующее стихотворение:"
Дверь покаяния
Я шел дорогой беззаботно
И вот - преграда на пути,
Хотел пройти дверью свободно,
Но нет, мне дверью не пройти.
В стене высокой, прочной, крепкой,
Казалось, дверь та вложена,
Необычайно ясной, светлой
Казалась мне та сторона.
Но грянул гром, тучи cгустились,
И мраком был покрыл весь я,
Все мои помыслы смутились,
И страх напал вдруг на меня.
"Откройте двери, помогите", -
Я громко в страхе закричал,
"В слезах молитвенных придите", -
Мне голос с неба отвечал.
Я понял - это двери слез и покаянья,
Без плача мне их не пройти,
И без грехов моих сознанья
В тот свет за дверью не войти.
О, Преблагой Ты мой Создатель!
Хочу я плакать о грехах,
Но остаюсь пустой мечтатель,
И пред Тобой я всё в долгах.
Пошли мне слезы умиленья,
Отраду дай душе моей,
Сними с души моей томленья,
Спаси по благости Твоей!
|
*
8/21 июня 1928 года. Непрерывно день и ночь дул юго-западный ветер и шел дождь при 5 - 7 градусах тепла. Реки вышли из берегов и залили луга и нивы. Язненская речушка в своем разливе вошла в сад за хлевами и залила посаженную капусту, и далее - ниву с посевом на ней пшеницы и картофеля. Церковные луга залиты водой и усадьба священника окружена водой, и дом как бы на острове стоит. Скот переправляется на пастбище вплавь, но так как главное пастбище на острове, а все пространство до него залито водой, то скот голодает. Коровы с голоду ревут, а овцы уже околевают - две пало. Все огороды залиты водой, огурцы уже 3 раза отсаживали, и все от воды и холода пропадают. Картофель гниет, овсы пожолкли и исчезли, ячмени и льны еще не отсеяны. По поводу такого состояния погоды у меня сложилось следующее стихотворение:
Дождь идет и день и ночь,
И поля все заливает,
Стало жить уже невмочь,
И мой дух уж уповает.
Ах погода, как ты мила!
А тебя-то вот и нет.
На полях картошка сгнила,
Просто изменился свет.
Все-то мокнет и гниет,
И с корня ячмень свалился,
А дождь день и ночь все льет,
Точно на весь мир озлился.
Знать мы Бога прогневили
Жизнью грешною своей,
Его благость оскорбили -
Помолись, слезу пролей!
|
*
24 июня 1929 года. В этот день Рождения пророка Божия Иоанна Крестителя Спасителя ездил для соборного служения в с. Черневичи на храмовый праздник. Сослужило 6 соседних священников, громадное было стечение богомольцев. Хор певчих под управлением псаломщика церкви Мацкевича пел бесподобно хорошо. Между прочим, во время целования Креста хор умилительно стройно пропел составленную мною песнь Б. Матери:
О Матерь Бога Вышняго!
Всегда нам помогай
Любить нашего ближнего,
Попасть, чтобы, нам в рай.
Душа наша нечистая,
Наклонная к грехам,
О, Матерь Ты Пречистая,
На помощь приди к нам.
И души наши грешные
Очисти, освяти.
Сердца наши нечистые
От злобы отврати.
Наполни их любовию
И к Богу, и к людям,
Твоей святою волею,
Дай святость Ты и нам.
О, Матерь благодетная,
Услышь нашу мольбу.
От всех людей избранная -
Мы слабы на борьбу.
С грехами и неправдами,
Пороком и враждой,
И стали мы не ладными,
Друг другу - как чужой.
Любви нет, милосердия,
Сердечной чистоты,
Полны жестокосердия,
Греха, неправоты.
Спаси нас милосердная,
От бездны отврати,
О, Матерь Преблаженная,
В рай светлый нас введи!
|
*
23 декабря 1929 года. На память потомкам записываю в эту летопись одно из своих стихотворений, составленное в конце истекшего 1929 года, а именно 23 декабря, под названием "Будем славить Бога":
Будем славить Бога
Будем жить и славить Бога,
Будем с правдою дружить,
Избегать начала злого,
Будем Господу служить!
Не одними лишь словами,
Но и добрыми делами.
Словом, делом славить нужно,
И со всеми жить нам дружно.
Помогай кому как можешь,
Кого - словом приласкай,
Приодень кого, коль сможешь,
Денег, хлебушка подай.
Все с любовью это делай,
За любовь - Бог награждает.
От похвал людских ты бегай,
Так Христос повелевает.
Мирская слава ведь непрочна,
Она многих развратила.
И одно я знаю точно -
Слава многих погубила.
Да не буду я беспечный,
И прославлю тебя Боже.
Боже Правый и Превечный,
Дай спокойное мне ложе.
Чтоб сознанье не томило,
Что я Бога не прославил,
Чтобы совесть не корила,
Что без помощи оставил.
Бедняка что не приметил,
И просящему не дал.
Не ободрил, не приветил,
Слова ласки не сказал.
Друзья, будем славить Бога,
Будем бедным помогать!
В этом - к счастию дорога,
Грех - просящим отказать.
|
*
На память мое стихотворение, составленное 1 января 1930 года:
Призыв к братству и любви
Все с Новым годом поздравляют,
Желают счастья и богатства,
Здоровья тоже все желают,
Я же желаю людям братства.
Но где то братство дорогое,
Которое я им желаю?
И где то счастье золотое?
Сказал бы, но я сам не знаю.
Одно я очень твердо знаю,
Что без любви не будет братства,
К любви вот всех и призываю,
В любви есть высшее богатство!
Где нет любви, там нет и счастья,
А где любви закон царит,
Не страшны жизни там ненастья,
Любовь все радости дарит!
Там, где любовь соединяет,
То братство прочно, нерушимо,
То братство счастье умножает,
И там Господь царит незримо!
Спешите ж все соединиться
С любовью во святое братство,
Спешите все в любви сродниться,
В любви - великое богатство!
Оно пребудет с вами вечно,
С вами пойдет и на тот свет,
Так не живите же беспечно,
И дайте Богу свой ответ!
|
*
6 августа 1930 года. Празднование 50-летнего юбилея служения церкви о. настоятеля Язненской церкви Протоиерея Филиппа Лузгина. Стихи, написанные юбиляром к этому событию:
Достопочтенные и дорогие собратья,
Достопочтенные и милые гости!
Господь послал мне долгий век,
Я жизнь свою прожил в труде.
И вот - я старый человек,
Живу в достатке, не в нужде.
Чем больше в жизни я трудился,
Тем больше радовался дух.
Любил трудиться, не ленился,
С людьми в общенье не был сух.
Да, труд есть счастия залог,
Господь послал мне это счастье,
И я трудился сколько мог,
Меня не трогало ненастье!
В войне послал Бог людям горе,
Люди страдали, умирали,
Пролито крови было море,
И люди бед много узнали.
Меня Бог тоже испытал,
Всего я в один миг лишился,
В страну чужую побежал,
И вот средь вас я очутился.
Казалось, Бог меня унизил,
И я сначала был смущен,
Но нет, Он лишь к себе приблизил,
Я во сто крат им награжден!
Я среди вас, мои родные,
И слышу сладостные речи,
Да, переживши дни такие,
Ценю не часты эти встречи.
Старцу создали в отраду,
И вознесли вы к Богу молитву.
А что же я дам вам в награду?
Мои лишь чувства и молитву.
У Бога милостей премного,
Да ниспошлет Он их на всех обильно!
Я ж не придумаю иного,
Как много лет прожить умильно.
Еще готов я дать совет,
Каждому, как бы родному брату,
И это будет мой завет
Моему милому собрату.
Живите жизнею святой,
Щедры будьте и богаты,
Пройдите с честью путь жизни свой,
И будьте счастливы, собраты!
Но не в богатстве наше счастье,
А в жизни чистой и святой.
Так минет жизни нас ненастье,
Явит Господь покров нам свой!
|
*
Юбилей
Стихотворение в юбилей
Невозможно человеком,
То для Господа возможно,
Наградил меня полвеком,
Чтоб служил Ему неложно.
Вот сегодня вспоминаю
50 лет службы Богу,
Полной радости не знаю,
Ощущаю все ж тревогу.
Что, как скажет Милосердый:
Раб лукавый и ленивый,
Ты бывал жестокосердый,
А порой был и фальшивый.
Что скажу, о, Мой Создатель!
Я хорошим быть пытался.
И не был я твой предатель,
И я в счастьи не зазнался.
И Ты слышал мои вздохи,
Что в ночи к тебе я слал,
Все ж в душе таят тревоги,
Твой закон я нарушал.
Не всегда следил я строго,
Чтоб по воле Твоей жить,
Говорил порою много,
Ну, чтоб только посмешить.
Мои милые собраты!
Помолитесь обо мне,
Вы все верою богаты,
А во мне слова одне.
Пожелайте мне пожить,
Но красиво, чисто, свято,
Чтоб дел добрых натворить,
Пусть и бедно, и богато.
Чтоб Господь наш праведный
Мне грехи мои простил,
Раем светлым наградил.
|
*
9 февраля 1931 года. Неделя Сыропустная - Прощальное Воскресение. Богомольцев в храме было не особенно много, но и не мало. Мое поучение к народу я закончил следующим, составленным мною стихотворением:
В Прощальное Воскресение
Mы заботимся о многом,
Все хлопочем, суетимся,
Пред судом же Бога строгом,
Может скоро очутимся.
Жить осталось мне немного,
Я готовлюсь на тот свет,
Не судите меня строго,
Я дам Господу ответ.
И простите, ради Бога,
Если обидел я кого,
В моем сердце есть тревога
От прожитого всего.
Моeму сердцу очень больно,
Что есть споры между нами,
Порой плачу я невольно,
Я презрен, как будто, вами.
Потерпите мою старость,
Я люблю с вами молиться,
Бог умножит вашу радость,
Чтоб вам жить и веселиться.
Бог да будет между нами,
Я страшусь враждебных встреч,
Я любовью связан с вами,
Я хочу здесь умереть.
Я хочу служить достойно,
Чтоб душа была чиста,
И хочу дожить спокойно
Здесь до белого Креста.
Там, за церковью, в ограде
Похороните вы меня.
Подойдя к моей могиле,
Помолитесь за меня.
Если духом кто томится,
Пусть к могиле подойдет,
За него буду молиться,
Он с отрадой отойдет.
Не судите меня строго,
Помолитесь за меня,
Мне осталось жить немного,
И простите вы меня.
|
*
С 20 октября стали проходить дожди, и барометр показывал все время 4-5 градусов тепла. Стала грязь невылазная и речушки выступили из берегов и разлились по лугам. Несмотря на грязь, священнику нужно путешествовать в школы для преподавания Закона Божия. А нищая братия путешествует от деревни до деревни, от хаты до хаты за бедным подаянием. Возвращаясь из Заозерской школы, я встретил старичка нищего с его убогой торбой за плечами. Невольно сложилось следующее стихотворение "Нищие":
Нища братия жабрует,
Просит дать ради Христа,
Хорошо, что не ворует,
И душа у них чиста.
Хоть усердно порой просят,
Но немного получают,
Легко торбу свою носят,
А порой и голодают.
И за жертву небольшую,
Они молят за нас Бога,
За молитву их святую
Покидает нас тревога.
Нищих братий Бог оставил
Здесь, на наше попеченье.
Он их с торбами отправил,
Нам чрез них дает спасенье.
Успокойте старца хилость,
Денег дайте, накормите,
Окажите ему милость,
Пощедрее наградите.
Кто сиротку приютит,
Обогреет и накормит,
Бог сам щедро наградит,
В Своем Царстве вспомнит.
Много бедных есть на свете,
Ты им щедро подавай.
Будешь ты во райском свете,
Так на Бога уповай!
|
*
После погребения умершего
Смерть - слуга Всемогущего Бога,
Куда Он направит, туда и пойдет,
Сила Господня премнога,
От смерти никто не уйдет!
Никто того часа не знает,
В который к нему смерть придет,
Редко, кто смерть поджидает,
Врасплох она всех застает.
*
Смерть не щадит
Ни мать, ни отца,
Всех она остро разит,
И малого сына, юнца.
Жену дорогую
У мужа берет.
Сестрицу родную,
Всех в вечность ведет.
Богатый и знатный
От нея не уйдет,
Ея меч нещадный
На тот свет ведет.
Не живи беспечно,
Господу молись,
Здесь живешь не вечно,
К Господу стремись!
Прославляй Всевышнего
В жизни краткой сей.
Люби свойго ближнего,
Добро всюду сей.
|
*
5 февраля н.ст. 1932 года была пурга и у меня невольно сложилось следующее стихотворение:
Зима
Наконец, зима озлилась,
Сыпет тучи снежин свежих,
Со всей силой устремилась
На прохожих и проезжих.
Воет, стонет и ревет,
Гурбы снегу насыпает.
За лицо, за нос берет
И бъет, жалости не знает.
Ах, напрасно так пугаешь,
И так стонешь и кричишь.
Ведь весне ты уступаешь,
От весны ты побежишь.
Разольешься ты водицей
По ручьям и по лугам,
Поплывешь подбитой птицей,
Весна скоро придет к нам!
|
*
12/25 февраля просматривал лоскутки бумажек с черновыми набросками стихотворений. Нашел маленькое стихотворение "Не осуждай!", которое мне показалось достойным памяти о нем, и вот записываю его в Летопись. Вот оно:
Не осуждай!
Уповай всегда на Бога,
Господу молись,
Не суди людей ты строго,
Душою обновись.
Коль ты ближнего осудишь -
Бога оскорбишь.
Гнев Его тогда заслужишь,
Судить остерегись!
За собой смотри ты строго,
Ближнего люби,
У тебя грехов есть много,
Себя не погуби!
|
*
Мое посмертное поучение
(Прочитает мой духовник о. Иоанн Курьян после прочтения им разрешительной молитвы)
Дорогие прихожане и все добрые люди!
Пришел мой смертный час,
И я ушел уже от вас.
Хоть с вами жить было отрадно,
Но не вернусь уж я обратно.
Вражды не было между нами,
И телом вот теперь я с Вами,
Пришла души моей тревога,
Просите Вы за меня Бога.
Чтоб Бог простил мои грехи,
Что я писал порой стихи,
Что я гневился и сердился,
И не всегда щиро молился.
Речей я много говорил,
Дел добрых мало натворил,
Снимите же с души моей тревогу,
Молитесь все за меня Богу.
Протоиереем Филиппом я зовусь,
За вас я Богу помолюсь,
Чтоб Бог жизнь вашу освятил,
И раем светлым наградил.
Молитесь друг за друга - Бог сказал,
О чем живый я поучал.
Мне 77 с лишним лет,
Бог да хранит вас всех от бед!
Да даст вам счастливо пожить,
И всем рай светлый заслужить,
Друг друга искренно любить,
И сколько сил - добро творить!
Ходите в Божий святый храм,
И Духа благодать пошлет Бог вам.
Жизнь станет вам тогда в отраду,
Всем райскую даст Бог награду!
|
*
Прихожане! Прошу, меня простите,
И о прощении грехов моих вы Господа молите.
С России я пришел в ваш край,
Да даст Господь всем светлый рай!
Протоиерей Филипп Лузгин
|
|