Аннотация: Отзыв на книгу Евгении Добровой "Мраморное мясо"
ЗАПРЕТНЫЕ УГОДЬЯ МАЛЬДОРОРА
Отзыв на книгу Евгении Добровой "Мраморное мясо"
Дай бог, чтобы читатель, в ком эти песни разбудят дерзость,
в чьей груди хоть на миг вспыхнет бушующее в них пламя зла, -
дай бог, чтоб он не заблудился в погибельной трясине мрачных,
сочащихся ядом страниц, чтобы смог он найти неторную,
извилистую тропу сквозь дебри; ибо чтение сей книги
требует постоянного напряжения ума,
вооруженного суровой логикой вкупе с трезвым сомнением,
иначе смертельная отрава пропитает душу,
как вода пропитывает сахар.
Не каждому такое доступно, лишь избранным
дано вкусить сей горький плод и не погибнуть.
А потому, о слабая душа, остановись и не пытайся
проникнуть дальше, в глубь неизведанных земель;
не вперед, а вспять направь свои стопы.
Лотреамон (Изидор Дюкасс)
"Песни Мальдорора"
Держу в руках книгу Евгении Добровой "Мраморное мясо". Черно-белое оформление обложки, узнаваемое лицо с пристальным взглядом... Глаза будто спрашивают: "Решилась прочесть? Так не говори потом, что, что это не о тебе".
Нет-нет, моя жизнь была совсем иной: другое время, другие события, другие мысли. Общее, пожалуй, то, что внутренняя жизнь каждого из нас содержит много такого, чего стыдишься и совсем не стремишься показать окружающим, но что неизменным образом влияет на судьбу.
В первом разделе книги "Угодья Мальдорора" знакомимся с девочкой, которая решает свои большие и маленькие проблемы, как умеет, которая взрослеет, превращаясь из наивной дошкольницы в эпатирующую выпускницу. У героини нет имени, и этот факт позволяет думать, что перед нами исповедь автора сборника, отчего у читателя обостряется интерес и возрастает степень доверия к героине.
Мы узнаем о тайной ненависти маленькой девочки к суровой бабушке, о глубоко спрятанной обиде на учительницу музыки, о страстном мщении. Но самое главное - детская душа представлена так открыто и искренне, что не могу вспомнить, встречала ли я раньше что-либо подобное в книгах о детстве. Что греха таить, взрослые часто напрочь забывают свои детские мытарства и пытаются думать о детях как о созданиях чуть ли не ангельских и только разводят непонимающе руками, когда сталкиваются с подростковым бунтарством. А ведь корень многих наших проблем прорастает из детства и наливается горьким соком в отрочестве.
Женя очень здорово смогла показать это, не углубляясь в излишнюю философию, лишь талантливо нарисовав детство девочки и ее друзей из поселка Лесная Дорога.
Второй раздел "Персоны нон грата и грата" - это коротенькие рассказы из жизни молодой женщины, вполне возможно, той самой девочки из "Угодий Мальдорора". Во всяком случае, в ней чувствуется та же непокорная натура и иногда вызывающее поведение, отголосками появляются упоминания о некоторых действующих лицах первой части. Впрочем, вряд ли можно утверждать, что героиней этих рассказов является одна личность. Скорее, нет, хотя повествование идет преимущественно от первого лица. (Несколько выбивается из общей канвы "Мостопоезд", трогательный рассказ об умном коте и его хозяине Сашке.)
Как бы там ни было, вполне можно представить, как, например, героиня рассказа "Греза наяву" могла бы в детстве упорно, вопреки материнским запретам, рисовать на обоях крестики ("Софья Перовская"). Или экстравагантный наряд выпускницы ("Ботинки на корочках") вполне мог трансформироваться в костюм "от Костромы" ("Голова и ноги").
Вряд ли это так важно - соотнести героинь рассказов Евгении Добровой. Главное, что каждая миниатюра - прозрачный кристалл, через который можно разглядеть и понять себя.
Заканчивается сборник разделом "Помехи в эфире". Что такое эти маленькие зарисовки? Заметки из записной книжки писателя? Бытовые анекдоты? Пойманные мгновения несущегося с невероятной быстротой времени? Наверное, все вместе. И в том числе - своеобразная ироническая улыбка на прощание.