Логинов Михаил Александрович : другие произведения.

Непознаваемое человека

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

Непознаваемое человека

Мы живём во внешнем мире, мы ходим среди вещей и людей, наш мозг трётся о чужие мысли. Мы открыты любому влиянию извне, которое ждёт от нас ответной реакции, чтобы отдать свой отклик на эту реакцию и принять наш ответ на этот отклик. Этой цепи нет предела, начало её теряется во тьме веков и конец её невозможен, пока жив человек. Абсолютную несвободу следует понимать именно так - человек ничего не делает по своему собственному почину, не инициирует никакого события, не творит новое и ранее не существовавшее. Всё, созданное человеком, есть лишь очередное звено в закономерной цепи откликов и реакций.

Нам необходимо отталкиваться от мифологии. В любом мифе, прямо или косвенно, мы находим историю возникновения Вселенной или часть этой истории. И везде мы наблюдаем три этапа. Высшие силы, вера в которые засыхает с каждым годом, всегда были активными действующими лицами только в начальной стадии, в эпоху зарождения мира. Их задачей было создание такой системы, которая поддерживала бы самостоятельную жизнь и свободную мысль. И вся роль последующего правления миром сводилась к тому, чтобы обеспечить созревание этой мысли и её носителя. Но нигде и никогда не говорилось о том, что эта мысль должна быть подвластна воле божества. Человек как существо, обладающее духом, был сотворён не сразу, а после серии экспериментов, познать успешность коей мы не можем. Но из всех дошедших до нас мифов ясно можно прочесть, что у этой серии была одна лишь цель - создать дух самостоятельный, не зависящий от его создателя, способный к бытию собственному, отличному от того, кто дал ему жизнь. И, самое главное, к творению и становлению законов и вещей, не проистекающих логически из бытия высших сил. Иными словами, люди призваны к преобразованию этого мира так, как божество, их создавшее, не планировало и планировать не могло. Мы говорим, что человек подобен богу, но это - ложь. Мы были созданы именно для того, чтобы быть неподобными богам и всему, что несёт в себе отпечаток их руки. И пока мы хоть в чём-то подобны богам, мы не исполнили своего предназначения и подлежим уничтожению.

Человеку не по силам участь Демиурга. Мы не можем даже играть его роль. Мы не привязаны к этому миру и умеем уничтожать, тогда как участь Демиурга - быть объединяющим началом созданной им Вселенной. Божество имеет безраздельную власть над миром, но и обязано участвовать в его жизни и делить его участь. Божество лишено возможности действовать в мире небытием, ибо самоубийственной будет любая попытка уничтожить какую-либо часть мира. Человек может уничтожать, человек не обязан соучаствовать в судьбе этого мира. Если этот мир не принадлежит человеку, то верно и обратное - этот мир не имеет власти над человеком, ибо человеку дан дар уйти.

Мы слишком пропитались этим миром, учитель. Мы считаем одиночество несчастьем и космический холод смертельным. Нам кажется, будто звёзды вонзают в нас свои ледяные искры, чтобы разрушить нашу жизнь. Мы слишком привязаны к этому праздному состоянию - жизни. Мы должны уйти. Нам нет места в этом мире, мы сами отняли у себя все родники силы, заслонив их лицами, словами, думами. Суть человека признана аморальной, его реальная сила - дикой стихией, обязанной быть подавленной.

Когда мне говорят, что я глубоко несчастен, я всегда недоумеваю. Ведь счастье - это внутреннее, сугубо субъективное ощущение. Видимые аспекты жизни человека могут быть характеризованы с любой точки зрения, но это - условная модель, не имеющая ничего общего с реальным положением дел. Чем большее количество людей вас окружает, тем дальше вы находитесь от своей жизни. Нет ничего более простого и эффективного, чем щит толпы. Но для тех лишь, кто отрицает в себе человека. Я мёртв для тех, кто мыслит категориями воспитания и социальности. Я изгой для активистов моральной партии. Но мне нет до всех них дела, меня не заботят их диагнозы и рецепты. Я могу ценить их желание помочь, если оно исходит от чистого сердца, но я не чувствую потребности воспользоваться их помощью. Я должен быть мёртвым, изгоем, идеалистом. Я знаю, что в моём несоответствии кроется источник жизненной силы для меня и для них. Какое мне дело до неудобств, страданий, проблем? Вылечив меня от этого, к кому пойдёте вы со всем тем, что переполняет и жжёт вам душу? Мне не нужна великая цель, требующая жертв, ибо я не жертвую и не оплачиваю её счета. Я живу сам от себя. Если у меня есть миллион, я буду жить богато. Если миллион исчезнет, я буду нищенствовать, побираться по свалкам, ходить в отрепьях или вовсе голым. Кто обяжет меня быть несчастным в этих крайних состояниях и во всех, меж ними лежащих? В моей жизни были периоды достатка, не принесшие мне ничего нового и значимого. Был в моей жизни и нищенский период, который питает меня и ныне, и которым я питал людей и поддерживал в них жизнь. Как могут люди судить, какое время в моей жизни было самым ценным? Для этого им надо прожить моей жизнью хотя бы год, но это невозможно.

Мы держимся друг за друга тем, что представляем себя в виде иного человека. Мы думаем и верим, что при известной чуткости можно понять, как и чем живёт другой человек, и приблизиться к нему через это понимание. Но это всё - химера. Мы видим выражение лица, но это - не наше лицо; мы слышим голос, но слова идут не из нашего мозга. Мы познаём лишь оболочку человека, но то, что творит эту оболочку - сокрыто и непознаваемо. Как можно предвидеть человека, если основной его элемент, вложенный в него создателем, - непредвиденность и непредсказуемость? Как можно понять то, что несовместимо с пониманием, как таковым? Мы же постоянно занимаемся планированием. Мы планируем действие, прогнозируем отклик и планируем ответные меры. И постоянно, с маниакальным упорством, встраиваемся в эту цепь абсолютной несвободы. Когда нам кажется, что мы можем предвидеть поступки, мы лишь свидетельствуем свою способность прогнозировать в рамках абсолютной закономерности - механическое умение считать. Наши успехи на этом поприще - лишь число звеньев цепи, которые мы видим. И когда я говорю, что мне дано чувствовать человека, я чётко осознаю, что речь идёт именно об этой цепи тотальных закономерностей. Если бы я встретил настоящего человека, я не смог бы его чувствовать, ибо он движется вне моей системы координат. И я был бы доволен этим! Но пока я вижу только звенья.

И всё же, о мудрейший, вы научили меня правильно использовать этот дар. Это - ваш путь, но лежащий в иной плоскости. Я знаю, что мои прогнозы выявляют чужую жизнь в череде связей "если - то". И я понял уже, что мой дар был дан мне, чтобы разрушать эти связи. Я тоже сею своё отрицание - я говорю "нет" тотальной закономерности. Я составляю подробный план за человека, который ищет у меня помощи. Но этот план, который и есть то, что от меня хотят получить, я не даю человеку. Я учу его, как самому составить такой план, но мои советы будут напрасны. Я обману человека, я заставлю его своими действиями самостоятельно разрушить любой план. Со временем он поймёт, что его прогнозы полностью обесценились. Но когда это произойдёт, человек уже привыкнет обнаруживать в себе нечто, чего не предусматривал ни один план. Я мог бы помочь человеку завоевать "сердце красавицы", но этого не произойдёт. Я дам ему совет, который на первый взгляд покажется имеющим непосредственное отношение к его проблеме, но результат будет абсолютно иной, совершенно непредсказуемый. Вместо "сердца красавицы" человек приобретёт себе новый способ жизни, более плодотворный и лучше соответствующий его природному предначертанию. Мог он это предвидеть? Ведь ему нужна была лишь красивая жена...

Человек Один принёс себя в жертву Одину-богу и получил в награду за это двадцать четыре руны. Так он научился предвидеть свою судьбу - судьбу человека, отдавшего себя богу без остатка. И только значительно позже он прибавил к своему оракулу руну Вейрд. И лишь так он смог освободиться от судьбы и обрести свою главную составляющую - непредсказуемость человека, сотворённого для обновления Вселенной. Это был самый символический жест. Пригвоздив себя к стволу Иггдрасиля, Один потерял свободу человека, как её потеряли мы, став человечеством. Но непознаваемое продолжало жить в нём. Набор рун был полным и абсолютно законченным, никакая сила не смогла бы добавить ничего к его всеобъемлющему содержанию. Это было воплощение божественного абсолюта. И лишь человек Один смог внести сюда новый элемент, неподвластный божеству. Руна Вейрд постулирует непредсказуемое и непознаваемое, разрушая любую судьбу, облечённую в остальные руны. Эта руна - самая человеческая из всех. Я хотел бы увидеть день, когда все руны Футарка станут одной руной Вейрд. Этот день был бы днём рождения настоящего человека.

Когда этот мир начинает пугать нас, как пугает ночной лес, это значит, что мир начинает выздоравливать. И одновременно это - признак того, что сами мы ещё больны. Человека не должна пугать неизвестность - это наша привычная атмосфера. Не зря мы так любим рассказы о тайных сокровищах - мы видим в них то, что является основой нашей жизни. Но в процессе строительства собственной жизни мы, руководствуясь этим ощущением тайны, должны отказаться от сокровищ. Новизна событий не должна быть следствием смены обстановки с городской квартиры на пиратский бриг. Каждое утро мы должны просыпаться новыми, неизвестными себе и окружающим. Завтра должно потерять для нас всякий смысл, ибо нельзя ожидать непредвиденное. Мы должны понять, что сегодняшний день принесёт с собой нечто, что сведёт на нет все наши заботы о дне завтрашнем. И нам необходимо привыкнуть к такому миру, полюбить его. Более того, мы должны хотеть жить в таком мире и быть его тайной. Мы сами обязаны сотворить для себя такой мир. Бог нам не поможет, ибо у него нет непознаваемого. Мы и только мы сами можем освободить свою силу. И этим мы будем продолжать то, что было начато высшими силами и отдано нам.

6 апреля 2002 г.


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"