Логинов Михаил Александрович : другие произведения.

Архитекторы руин

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  В жизни любого человека, учитель, бывают моменты, когда его человеческая суть перестаёт действовать. Нечто нечеловеческое входит в нашу жизнь и начинает творить её по законам, никому не известным, странным и неестественным. Мы не узнаём себя и наводим ужас на окружающих. Говорят, что в такие моменты в нас говорит Дьявол и в мир приходит Хаос. Медленно, капля за каплей, порядок во Вселенной разрушается. Учёные вывели целый закон о действии энтропии, но не всё подчиняется этому закону.
  Мы, люди, считаем себя существами разумными; мы имеем для этого веские основания, но не всегда мы верно представляем себе свой разум. Мы почему-то считаем, что разумная жизнь теснейшим образом связана с порядком, с упорядоченностью. Мы уверены, что конечным итогом действия нашего разума (мы называем его "здравым смыслом") должно быть именно установление всеобщего порядка в обитаемом мире. Я лично в этом не уверен. В конце концов, любой порядок - вещь относительная. На этой планете было и сейчас ещё ведётся множество войн, явных и скрытых, вызванных единственно лишь разногласиями в вопросах порядка в этом мире. Мы умеем уже сочинять и реализовывать на практике законы человеческой жизни, но самое главное искусство - искусство найти общий для всех закон - нами ещё не изучено. То, что одни считают порядком, другие признают за анархию и бедлам, тогда как представления о порядке этих последних неприемлемы для первых. Между тем и те, и другие считают, что как только в этом мире установится порядок (и законность, как любят у нас говорить), человек начнёт развиваться и творить неслыханными темпами. И именно здесь все мы ошибаемся.
  Я отказываюсь признавать традицию, о мудрейший. Любая традиция - это инструкция по применению человека. В ней не может быть учтено всё, ибо нет ещё сил в этом мире, коим были бы известны все возможности человека. А если даже и есть, то с каждым годом их информация устаревает и требует перепроверки и дополнения. Можно ли за год изучить человека от начала и до конца? Нет, я отвергаю и отрицаю любую традицию. Человек не может жить по какой бы то ни было инструкции. Это убивает нашу главную способность - способность творить новое. В конце концов, мы творим именно тем, что не поддаёмся традиции.
  
  На протяжении столетий поэты не устают восхвалять могущество человека. При этом постоянно ведутся разговоры о передвижении гор, повороте рек вспять, осушении болот и возведении садов в пустынях. С надрывом повествуют современные трубадуры о том, что ещё один секрет, ещё один клок земли отвоёван у негостеприимной природы. Но это всё - шелуха, мусор. Ценой огромных затрат и грубой физической силы человек переворачивает с ног на голову часть этого мира. Разве такова была наша задача? Мы, безусловно, должны с уважением относиться к природе и не разрушать её. Быть может, мы и в самом деле должны созидать, строить, осушать и озеленять. Но это - не то творение, о котором говорю я. Это - не наш профиль. Человек не создан для того, чтобы двигать горами - для этого существуют титаны, а у нас просто нет нужной силы. Мы заняты бессмысленной деятельностью. Наша роль - иная.
  Если уж мы говорим, что человек создан для внесения во Вселенную порядка, то мы должны прямо следовать своим словам. Это значит, что мы должны уметь устанавливать законы бытия так, чтобы под действием этих законов Вселенная сама себя упорядочивала, применяя свои собственные, ей присущие и для неё естественные силы. Срыв гору и обернув реку вспять, мы лишь разрушили то, что возникло по законам Вселенной. Да и вообще, не в горах и не в реках дело. Дело в том новом, что мы можем и должны принести в дух этой Вселенной.
  Я не верю, о мудрейший, что человек - единственный носитель духа в обозримом мировом пространстве. Быть может, мы - одни из очень немногих; быть может, мы должны сами породить новое одухотворённое существо. И весь вопрос в том, что мы можем вложить в копилку духа, из которой будут черпать иные. В конце концов, учитель, человеческая цивилизация должна оставить след в этом мире, чтобы зафиксировать своё существование. Не думаете же вы, что человек будет вечно? Людям рано или поздно грозит встреча с иным духом и иным разумом. Именно грозит, вне зависимости от того, мы ли их найдём или они нас. Угроза сохраняется, даже если они найдут наши посмертные останки. Именно угроза. Почему? Потому что смешно и нелепо предполагать, что наша наука и техника будет ценна в глазах тех, кто не является человеком. Иной разум не обратит на всё это внимания. У него просто может не оказаться нужных приспособлений, чтобы держать руль современного автомобиля или видеть образы на экране новейшего плазменного телевизора. Его будет интересовать не плоский экран, а именно те образы, которые по этому экрану бегут. Что можем предложить мы тому, кто ценит не обложку книги, а её содержимое? Вполне понятно, что любую мысль нужно уметь достойно оформить, но для этого необходимо сначала иметь саму мысль. Есть она у нас?
  Панорама современного человеческого духа выглядит очень безрадостно, но всё же величественно. Я вижу покрытые пеплом руины, но руины прочные, всё ещё живые. Филологи пытаются их восстановить, но безуспешно. Быть может, это и невозможно, но из камней древности можно возвести новое здание духа - эти камни ещё живы и будут жить в новой кладке.
  
  Странно устроен человек. Я бы даже сказал, нелепо, абсурдно. Мы с завидной регулярностью рушим всё, возведённое нами же с огромным трудом, и на этих руинах начинаем строить новое, доселе неведомое, ранее не существовавшее и невозможное. Зачем? Для чего? Почему? У нас нет ответа, мы отказываем себе даже в вопросах. Мы - величайшие архитекторы руин. Подчас учинённые нами развалины выглядят гораздо более внушительно и осмысленно, нежели то здание, которым они были. Развалины удаются нам лучше всего, учитель. Ваша родина - не страна ли величественных развалин? Многие тома были написаны о древней культуре Индии, Китая, Греции, Рима, Тибета; каждый школьник и вообще каждый знает, что величию этих цивилизаций нет равных; все мыслители питаются тем духом, который вызрел в тени древних храмов этих стран. Но разве сегодняшняя Италия хоть в чём-нибудь похожа на Рим античных времён? Разве мощь Конфуция сохранилась в современной КНР? Увы, мудрейший, страна, в которой вы могли появиться на свет, теперь не сможет поддерживать ваше существование. Не осталось ничего, только руины, которые и по сей день более полны жизнью, чем стекло и сталь наших дней.
  Мы строим на руинах, это накладывает отпечаток на всё, возводимое нами. Все новостройки нашего духа выглядят слишком лёгкими, временными, эфемерными, неустойчивыми. Они обязаны быть такими, чтобы удержаться на обломках древности и не провалиться вниз, к фундаменту, к основаниям духа. Чтобы возвести что-то стоящее, нужна ровная, удобная площадка и добротный строительный материал, но мы не утруждаем себя расчисткой места среди разрушенных зданий древности. Мы строим прямо на костях и потому все наши фундаменты постоянно проседают и трескаются. Но я хочу понять, зачем вообще было надо ломать то, что было?
  Я не верю, что античный дух обветшал и устарел - это не стена и не дом. Дух не стареет даже морально; всё, что было сделано, имеет свою цену и служит опорой для движения вверх. Стоит сломать одну ступень, как вся лестница над ней сразу же перестанет существовать. Мы же рушим целые пролёты, но на что мы надеемся? Лестница на сотом этаже опирается, через долгую череду ступеней, на основание лестницы первого этажа. Уберите это основание, и всё остальное рухнет само собой. Чтобы понять это, не нужно озарение свыше - достаточно простого здравого смысла. Почему мы понимаем это, когда речь идёт о доме, и забываем об этом в делах строительства духа? Мы безумны, учитель, и кто может излечить это всеобщее безумие?
  
  Нет, я не хотел бы предлагать здесь новую систему духовного становления. Не хотел бы я даже просто учить, где и какие вещи взять для того, чтобы двигаться вверх. Я лишь хотел бы, чтобы во вселенной человеческого духа осталось хоть что-то вечное и незыблемое, что-то такое, до чего руки человека ещё не добрались и не доберутся никогда. Пусть хотя бы одно здание духа останется зданием, пусть оно служит напоминанием всем, напоминая каждому то, что для него важнее не забыть. Мы должны оставить то, что сделано - его жизнь более не подчиняется нашей воле, и сроки не определяются нашими оценками. Коль скоро наша задача - созидать новое, то необходимо отказаться от перекраивания руин.
  Впрочем, современного человека можно понять. Всё-таки, для создания чего бы то ни было нового необходимо сначала найти идею этого нового. Или даже не найти. Хитрость в том, что эти идеи приходят сами, из страны Итанэсиес и без всякого контроля со стороны человека. Это долго, трудно, непредсказуемо и неуправляемо. Гораздо проще улучшать и надстраивать единожды созданное. Но мы опять забываем, что любому улучшению и совершенствованию есть определённый предел. Рано или поздно надстройки поглотят само здание, и оно рухнет под их тяжестью, ибо какой архитектор и когда рассчитывал своё творение так, чтобы оно выдержало бесконечные расширения? Хотя, с другой стороны, эти надстройки всегда удавались нам лучше всего.
  Задумывались ли вы, о мудрейший, что любое здание духа начинается с простой глиняной хибары, и только со временем становится дворцом? Но даже обычные хибары индивидуальны, и не только от культуры к культуре, а и в пределах одной деревни. Индивидуальны хотя бы потому, что построены разными руками, хотя все эти руки - человеческие. А вот многоэтажные дома, со временем приходящие на смену мазанкам, иглу и пагодам, все почему-то оказываются построенными по одному и тому же типовому проекту, и не важно, строят ли их в Индии, Китае или России. Так и мы, о мудрейший. Пока дух гнездится в одном человеке, он уникален, необычайно ценен и достоин уважения, но как только этот дух выбирается за пределы одного мировоззрения и расселяется по умам, он теряет всё то, чем был ценен. Я научился этому, учитель, ценой многих разочарований, но я давно перестал совершать ошибки на этом пути. Я уже умею видеть разницу между Сидхартой Гаутамой и буддизмом (а, тем более, современными его вариантами). И я говорю последнему ваше "нет", ибо чего более он достоин? Но если верить моему опыту, о мудрейший, то дух в крупных масштабах в этой Вселенной просто невозможен, ибо он всегда приходит к полнейшей профанации, пока разрастается из одной головы во многие. Но что это? Досадный и печальный закон мироздания, или просто следствие несовершенства человека? Я не знаю, учитель, а от вас, как всегда, ответа едва ли дождёшься... С другой стороны, вы сами вашим "нет" научили меня определять реальную ценность всего, в том числе и законов. Если верить вам, то любому закону говорят "нет", как только исчезает последний позитивный его смысл. Но как установить, есть ли смысл в законе обнищания духа? Видите, о мудрейший, задача оказалась вполне в вашем духе - один ответ влечёт за собой десяток вопросов, и конца этому не видно. Вы довольны?
  Впрочем, о мудрейший, я слишком долго общался с вами, чтобы купиться на эти фокусы. Если вместо окончательного решения мы получаем каждый раз новые и новые вопросы, то задача неразрешима или же её решение не имеет смысла. Я не буду искать ответ, я не собираюсь тратить силы попусту. Ответ найдётся сам, чуть позже, и он будет гораздо проще, нежели мы сейчас можем догадываться. Ждём, о мудрейший...
   26 января 2003 года
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"