Я приветствую вас, о мудрец! Кстати, вам в голову не приходила мысль сменить себе имя? Не отвечайте. Это просто к слову пришлось.
Скажите, учитель, почему есть люди, которые не переносят белый день, которые с нетерпением ждут ночи, которые бегут в ночь? Что ищут они там, во тьме, под звёздами? Ведь вы тоже редко появляетесь днём. И я ненавижу солнечный свет. По крайней мере, среди людей. Скажите, о мудрец, как долго вы можете смотреть на солнце? Да, я знаю. Я тоже смотрел. А ведь было сказано: мир полон дармоглядов. Может, и я из их числа? Но не это важно...
День слишком светел, слишком контрастен, слишком конкретен. Днём человек видит своё жизненное пространство. Загромождённое вещами пространство. Абсолютно несвободное пространство, где нет места даже теням от вещей. Рекламные плакаты лезут в глаза и кричат о вещах, которые абсолютно не нужны, пытаясь убедить нас в том, что без них нам просто не обойтись. Сами вещи, миллионы вещей, лезут отовсюду в глаза, в мозг, в мысли. Кто может выдержать натиск этой многомиллионной армии, о мудрец? Это - мир без миросозерцания, учитель, в котором невозможно какое бы то ни было созерцание. Лишь к вечеру, когда тьма скрывает из глаз вещи, избитый мозг, исколотые мысли могут отдохнуть, перевести дух и успокоиться. Успокоиться, чтобы завтра вновь вступить в безнадёжную и бессмысленную борьбу с армией вещей. И горе тому, кто обессилит, кто поддастся этому натиску! Ликующие вещи тащат его, обезмысленного, направляют его жизнь. Миллионы вещей заменяют ему мысли. Вот этого я боюсь, о гуру! Этого я бегу! И с каждым днём мне всё труднее поднять голову.
Но во мне ещё есть кое-какие силы, о мудрейший. Я ещё на что-то способен. Хотя я знаю, что придёт тот день, когда я должен буду выбирать. Выбирать между собой и вещами; выбирать, как выбирали Итанэсиес. Где мне взять силу, о мудрейший, чтобы остаться верным?
Вы улыбаетесь, о мудрейший? Мне понятна ваша ирония. Может быть, я действительно излишне патетичен. Но вспомните, о гуру, вашего ученика... "Швы. -1. Минус-Москва. Не п." Он ведь тоже выбирал, и тоже выбрал. Он остался верным и где он теперь? От него не осталось даже фантома. Вы его пережили, о мудрейший, вы пережили своего ученика! И если бы его одного... Сколько их было, сделавших свой выбор, оставшихся верными и проигравших? Где они теперь? А вы всё ещё здесь... Так что они сделали не так? Вы молчите...
Но я уже и так знаю. Оставшиеся верными возвращаются туда, откуда пришли. Они не задерживаются здесь, как вы, о мудрейший. И они зовут за собой. Так почему же вы не ушли за ними? Не отвечайте... У меня для этого - свои причины.
Мало сделать просто выбор. Для любого выбора нужны какие-то причины и цели. Нужно иметь перед собой все, или хотя бы главные плюсы и минусы каждой альтернативы. Но, даже так, мы имеем все шансы сделать ложный выбор. А всё - в силу того же принципа: человек человеку - призрак. Ведь если вдуматься, то во всех наших решениях на первом и глобальном месте - мы сами. Иногда, но редко, встречаются наши родные и близкие. И это всё. А ведь вокруг нас - целый мир со всеми его обитателями. Как быть с ними?
Это, без сомнения, похвально, когда человек решает совершенствоваться. Но при этом он имеет на мысли "совершенствовать самого себя". Всё остальное, если и подразумевается, то как сопутствующие явления. А это и есть наша главная ошибка. Пока мы заняты собой, мы не отдаём ничего людям. Пока мы развиваемся, нам не до мира. И если кто-то думает, что как только он разовьётся, он сразу станет нужным и полезным, то пусть выбросит эти мысли из головы. Никогда этого не будет! Скорее наоборот. Каждый должен стремиться к тому, чтобы быть нужным и полезным. И только таким путём он может развиваться. Только при таком условии его выбор будет оправдан и развитие - иметь цель и смысл.
Теперь вы понимаете, о мудрейший, почему я не хочу идти по стопам ваших прошлых учеников? Я не хочу сгинуть просто так. Мне не страшно исчезнуть, но только чтобы не без следа. А иначе, к чему всё это? Именно поэтому мне не подходит вариант "-1".
Странная мысль, о мудрейший. А что, если каждый, как бы он ни выбирал, всё равно окажется в шве? Может быть, надо мыслить, как Штерер? Поперёк? Ведь каждая мысль, каждая, идёт от начала до конца. И цепляются своими кончиками одна за другую, как секунды. Глядишь, с кончика на кончик и попадёшь в узелок, да там и застрянешь. Бывают же дома без выходов, с одними только входами. Может быть, действительно, все дороги ведут в Рим? Только не каждый туда доходит. Как быть, если у всех дорог - один конец, и ты там уже побывал? Может быть, и я - в шве? Вы молчите?