|
|
||
Хочется еще раз вспомнить как Большие Мастера каждый по своему видели образ Иисуса и Его судьбу... |
Для меня путь к Иисусу начинался
с Булгакова.
...Тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором
город. Исчезли висячие мосты, соединяющие храм со страшной Антониевой башней,
опустилась с неба бездна и залила крылатых богов над гипподромом, Хасмонейский
дворец с бойницами, базары, караван-сараи, переулки, пруды... Пропал Ершалаим
-- великий город, как будто не существовал на свете. Все пожрала тьма, напугавшая
все живое в Ершалаиме и его окрестностях. Странную тучу принесло с моря к концу
дня, четырнадцатого дня весеннего месяца нисана...
Я читал "Мастера и Маргариту"
не так, как положено.
То есть я, конечно, читал сам роман. В очередной раз. А потом открывал три заветные
закладочки и читал снова и снова историю Иисуса из Гамалы. По кругу. Только
ее. Историю прокуратора Пилата и Иуды из Кириафа. Историю предательства и любви.
Вновь и вновь читал я эту историю внутри романа.
И магия Булгаковских слов не отпускала.
Не отпускает и до сих пор.
С чего вообще все начиналось?
История Христианских апокрифов начинается с одного из Никейских Соборов, где
высшие церковные Иерархи решили оставить каноническими четыре Евангелия и запретить
остальные Евангелия: от Марии, от Фомы и прочие. Справедливости ради, надо сказать,
что четыре канонических Евангелия (от Луки, Марка, Матфея и Иоанна) наименее
противоречат друг другу. Выверенность и духовность каждой фразы в них поражает
и ныне.
Голосование иерархов на долгие столетия сделало запретными апокрифы- остальные
Евангелия. Насколько возможно, их тексты уничтожались всеми конфессиями. Католиками,
Православными и Протестантами... Но...
Рукописи не горят... Что подсказало Автору эту гениальную фразу? Возможно
то, что Михаил Булгаков был знатоком запрещенной церковной литературы и помнил
историю о расправе с Орденом Тампльеров. Именно книга Великого Магистра ордена
много часов не поддавалась огню...
Потому что: рукописи не горят!
С чего начинались современные апокрифы? Давайте рискнем так назвать обращения мастеров культуры к образу Христа... И вспомним некоторые из них.
Сначала музыка...
Первым
был Бах. Иоганн Себастьян Бах сочинил удивительное произведение для оркестра:
"Страсти по Матфею". Кто хоть раз слышал арию альта из "страстей"....
никогда не забудет эту гениальную музыку... Зато сам Бах был забыт. Официально
забыт на долгие сто лет... и в значительной степени из-за неприятия иерархами
церкви "Страстей по Матфею".
Лишь в начале XIX века это произведение обнаружил композитор и дирижер Феликс
Мендельсон и впервые познакомил с ним французскую и немецкую публику. Просто
время признания Баха и время апокрифов пришло.
В начале XX века уже Сергей Рахманинов обратился к текстам православной Всенощной. Он потрясающе разложил голоса и очень бережно сохранил идущий из глубины веков, традиционный дух этого церковного празднества, посвященного страстям Господним. Используется классический Знаменный распев, но там где это необходимо Рахманинов обращается к другим, в частности к Греческому распеву. Это гениальное по высоте Духа вокальное произведение нужно слушать полностью. От "Прийди и поклонимся" до "Взбранному воеводе". Фантастическое очищение души. Катарсис.
В конце XX века появилась рок опера
Ллойда Уэббера "Jesus Christ Superstar". О ней уже сказано немыслимое
количество как гадостей так и восхищенных слов. Я не осуждаю автора за откровенную
ересь использованного текста. Музыка гениальна и оправдывает все. И когда в
одной из киноверсий оперы Пилат вздрагивает с каждым ударом бича по телу Иисуса...
И потом прокуратор плачет, обнимая своего узника... Когда же снимают тело с
креста музыка столь пронзительно стучится в сердце, что вышибает слезу даже
из такого сорокалетнего пня как я.
Иуда в опере предает Учителя не за деньги: как борец за свои идеи. Его идеи
тоже заслуживают уважения. И Иуда гибнет, когда идеи и любовь к Христу создают
неразрешимое противоречие в его душе.
Кинематограф подарил миру замечательные
шедевры на темы Нового завета.
Джон Хейман "Иисус" (Евангелие от Луки)
Мартин Скорсезе "Последнее искушение Христа"
Паоло Пазолини "Страсти по Матфею"
Я не берусь их обсуждать и комментировать.
Нужно идти и смотреть эти фильмы. Каждый из них...
Как вновь и вновь стоит смотреть "Андрея Рублева" Тарковского, где
есть потрясающей силы эпизод казни Иисуса...
Давайте вернемся к литературе...
В начале века, уже после революции
Леонид Андреев написал своего "Иуду Искариота". После Булгакова читать
это, несколько скучновато, но давайте вспомним, что текст написан гораздо раньше
романа о Мастере.
Предлагаю посмотреть наиболее удачные отрывки: читать
Разумеется, потом был сам Михаил
Булгаков. Пачкать его святое имя комментариями у кого поднимется рука?
Это вершина, к которой прикасаться можно только исключительно бережно.
Решусь лишь на несколько слов о "Мастере и Маргарите"...
Для меня было открытием сопоставить, кого и за что ждет казнь в романе Булгакова.
Их двое. М.А.Берлиоз попал под трамвай, собираясь "настучать"... Та
же судьба постигла некоего барона Майгеля, посетившего квартиру 50 с шпионскими
целями ... Если в романе о Понтии Пилате гибнет прежде всего невинный Иисус,
то в Большом романе Булгаков восстанавливает справедливость. Стукачи и предатели
долго не живут. Но это к слову... Каждый, кто читает "Мастера и Маргариту",
по своему открывает своего Булгакова... Давайте вернемся к теме...
Избранные главы: те самые, заветные... о Понтии Пилате: Читать
Перед самой перестройкой была Айтматовская
Плаха. Авторская боль Айтматова поднявшаяся на вершину духовности в страшной
повести "Прощай, Гюльсары!" помогла ему взять и эту... мистическую
вершину.
Тогдашнее время заставляло писателей скрывать подтексты. Но Чингиз Айтматов
решился изложить в "Плахе"свою версию Евангелия и сделал это смело
и добротно, как и все, что он делает в этой жизни: Читать
Потом А. и Б.Стругацкие опубликовали
"Отягощенные злом". Я безумно люблю их и готов простить им даже то,
что их версия Евангелия самая еретичная. У них Иуда конечно предает... Но по
чьему именно поручению? И предательство ли это было? Наверное, придумать подобный
вариант событий смогли бы только фантасты: Читать
Стругацкие профессионалы, и хотя можно спорить с содержанием "ОЗ",
но как всегда бесспорен их талант. Кстати, чтобы освежить в памяти их версию
жизнеописания Иоанна Богослова, нужно перечитать все произведение... что конечно
же стоит сделать.
Зачем я вообще все это пишу?
Потому что хочется еще раз вспомнить как Большие Мастера музыки, кинематографа
и литературы каждый по своему видели образ Иисуса и Его судьбу. Наше суетное
время требует этого! Когда, как не сейчас? Давайте просто поставим рядышком...
еще ближе к сердцу... те произведения, в которых гениям прошлого удалось приблизиться
к своему пониманию Христа.
Зачем все это нужно?
Чтобы мы еще раз задумались ... что же было главное в личности Христа?
Для кого-то... это факт Его воскрешения... И надежда на личное бессмертие....
Но хочется надеяться, что главное и самое великое в христианстве это все таки
Нагорная проповедь Христа.
Не важно, было ли все так, как описано в официальных или неофициальных Евангелиях.
Быть может, даже не главное решить: был ли он Сыном Бога.
Главное: это проповедь Иисусом всеобщей любви и добра.
Выше этого просто ничего нет.
Это вершина Духа.
Александр Лобков http://lobkov.com
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"