Литвин Виталий Владимирович : другие произведения.

Как смерть и слава

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


Как смерть и слава

  
                                                                                                           "Подытожим: можно с полным основанием утверждать,
                                                                                                           что музыка есть выражение некой непознаваемой реальности"                                                                                                                                                                                                                                                Камю
  
   То есть, имеем тезис: музыка выражает принципиально невыразимое. Невыразимое - словами. Но и поэзия - тоже... Одна из функций поэзии, одна из задач, одно из главных ее отличий от прозы именно в этом - передать то, что выразить словами невозможно. Вы можете сказать, что и в прозе есть примеры того же, но... но именно такую прозу мы называем "поэтической".
   Совершенно очевидно, что музыка работает не с рациональным, поэзия - тоже. Но, пытаясь выразить невыразимое (словами), она словами и пользуется.
   Наиболее точно проблему сформулировал Верлен, дав название сборнику стихов, слов то есть - "Песни БЕЗ слов".

В русской по поэзии тому мы тьмы примеров сыщем, вот Пастернак:
   Разрывая кусты на себе, как силок,
   Маргаритиных стиснутых губ лиловей,
   Горячей, чем глазной Маргаритин белок,
   Бился, щелкал, царил и сиял соловей.
   Если пытаться следовать формальной логике, если брать значение каждого слова, одного за другим, то это четверостишие абсолютно бессмысленно.
   - соловей Маргаритиных лиловее губ? - бред, у соловьёв другой окрас
   - а у Маргариты горячие белки? - бред, Вы как? пальцем пробовали?
   - соловей сияет? - бред, птичка чай, а не реклама над магазином.
   - и с чего бы ему биться? - поёт себе и поёт.
   - разрывая на груди кусты?! - кусты на груди??? у соловья? Ну, вы даете...
   Так скажите тогда, как передано ощущение любовного угара под соловьиное безумие? Чем? Оно передано НЕ через рацио, а через МУЗЫКУ СЛОВ, но в этот термин входит не только ЗВУЧАНИЕ слов, здесь в музыкальные отношения входят и их ЗНАЧЕНИЯ.
  
   Если в стихах игнорируется фактор музыки звуков, то... сразу приходит в голову Пушкин: "что если это проза? да и дурная..." Если резко превалирует фактор звуков - то, читая стихи мы разве что хмыкнем: забавно ( ну, к примеру, знаменитые "лютики, ландыши, ласки любовные" Бальмонта или построения футуристов от "дыр бул щил'а, до "рассмехающихся смехачей"), но когда игру звуков дополняет игра смыслов, эффект совсем другой.
   И первой в русской поэзии вытащила наружу эту технику М. Цветаева:
  
   "Доблесть и девственность - сей союз
   Древен и дивен, как смерть и слава."
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"