Лисаченко Алексей Владимирович : другие произведения.

Глазами туриста

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Часть 6


6. ГЛАЗАМИ ТУРИСТА

Раз уж всё так сложилось,

так пусть уж идёт как идёт.

("Тот самый Мюнхгаузен")

   - Оставил на столике сто кук - двадцатки нет! - жалуется Володя из номера напротив.
   Зачем оставлял? Сейфы в здешних отелях - не зря бесплатные. Сто кук на столике - чистой воды провокация, при местных-то зарплатах. У них же продукты - по карточкам. Хватает, говорят, на неделю. Потом - покупать. Цены - вчера видел - немаленькие. Спасаются чаевыми.
  
   Записка от горничной, по-английски: "Меня зовут Бейза. Постараюсь сделать ваше пребывание приятным". Здесь так принято. Путеводитель рекомендует: "Оставьте горничной единовременно 3 - 5 кук в конце пребывания". Ничего не знаю - кладу монетку.
   Буржуйской книжице веры нет. "Напряжение в кубинской электросети - 110 вольт. Розетки - специальные, двухштырьковые. В гостиницах вам понадобится адаптер". Адаптер - со мной. Только пока и розетки европейские, и вольт 220 - в каждой гостинице, не суммарно.
  
   С отелем повезло - спасибо кубинским товарищам. Панорамные окна, пейзажи - залюбоваться. Картины на этажах. Умело размещены, умело подсвечены. Идёшь - и кажется, будто в конце коридора - солнечное окно, арка с лестницей - вверх, гаванская улочка. Браво дизайнеру!
  
   Много французов - или франкофонных канадцев, не разобрать. Наверное, второе. Иначе миф о прелестных француженках придётся закопать глубоко-глубоко и закатать асфальтом. Вон одна, стоит, курит у лифта: кок - как у Элвиса, фигура - как у баобаба. Слон с коком и сигаретой. Думал, такие встречаются только в мультиках. Из жизни первобытных. Бонжур!
  
   За завтраком - музыка. Статная женщина с узлом светлых волос на затылке, вся классическая, вдохновенно играет на рояле. Персонал старательный, всё моментально. Но главное - манго!
   У нас хорошего манго нет: ни в магазинах, ни в ресторанах. Но хочется! Кому как, а мне - очень. Слабость. На Кубе тоже пока не сезон: на деревьях зелёные "мячики". Поспеют к маю. "Мирамар" же порадовал: вот они, заветные, оранжевые! Сегодня завтракаю фруктами. Кто-то из великих - Индира Ганди, кажется - говорил, что спелое манго надо есть в ванной и нагишом. Наплевать, отстираю!
  
   Сегодня - день без забот. Ни дел, ни встреч. Пауза. Плыви по течению. Почувствуй себя туристом.
   В холл спускаюсь не торопясь. На сколько, интересно, опоздает Иваном обещанный гид? Куба всё-таки.
  
   - Вы Алексей?
   Надо же: на пять минут раньше назначенного. Не узнаю Кубу!
   Вместо бравого отставника - симпатичная шатенка. Лет двадцать пять, острый носик, футболка турфирмы. Сносный русский: учила в университете.
   - Меня зовут Белкис. Я ваш гид. Покажу вам Гавану.
   "Гавана" у гаванцев - "абана". Торопятся, глотают звуки.
   - Отлично, посмотрим. Приступайте.
  
   Машина - новёхонькое жёлтое такси. Geely - китайское. За рулём - дядечка в возрасте.
   - Наш водитель, Франсиско.
   - Буэнас диас, дон Франсиско.
   - Не дон! Товарищ.
   Вот кто, оказывается, отставник. Не соврала девочка: действительно - наш водитель.
  
   Пункт первый, обязательный: Площадь Революции. Огромная, пустая. С одного края - мемориал Хосе Марти. Монумент: рост - десять человеческих - крошка в тени гигантского обелиска, что позади. Выше "Микро". Выше бывшего "Хилтона". Выше всего в Гаване. Фараоны бледнеют от зависти. Говорят, внутри - лифт.
   У подножия - крохотные военные: белые кители, золотые аксельбанты, красные погоны. Карабины у ноги, штыки примкнуты. Сабля у командира. Венок на подставочке. Церемония. Белого камня Хосе Марти сидит задумчивый. Смотрит вниз, на военных.
  
   У гида - приступ скуки. Дежурный энтузиазм - и тот в отпуске. "Это - Красная Площадь, товарищи интуристы. Справа перед вами - мавзолей Владимира Ильича Ленина. Слева - Спасская башня Московского Кремля". Заезженные слова, избитые фразы. Хлеб экскурсовода.
   - Правда, что всё это построено при Батисте? - бросаю спасательный круг.
   Встрепенулась:
   - Так вы читали про Гавану?
   - И гулял тут два дня.
   Отлегло. Заулыбалась. Правда. При Батисте.
  
   Бегу через площадь: за кадрами. Знаменитые здания с портретами снимать надо сверху, от монумента. МВД - с товарищем Че на фасаде. Минсвязи - с ликом Камило Сьенфуэгоса.
   - Белкис, почему на Минсвязи - Сьенфуэгос? Он разве связист?
   - По-моему, так - для красоты.
   - А что там написано? Как переводится?
   - "Хорошо идёшь, Фидель". А у Че...
   - Знаю: "До победы!" Hasta la victoria siempre.
   - А там, сбоку - национальный театр.
   Маленький, серенький, безликий. Больше похож на спортзал.
  
   Перехожу проспект. Наверное, в неположенном месте. Движение бойкое, зато порциями: спасибо светофорам. "Газель": здесь - редкость. С тентом. Автобус с туристам - вездесущий "Транстур" - местный монополист. Москвич-412 - наклейка "Swatch" на заднем стекле.
   Гид отстаёт. Будет ждать у машины.
  
   Наверх - платно. Прейскурант имеется - наклеен у лестницы. Стул - у подножия. На стуле пусто. Пожав плечами, иду по ступенькам.
   Военные ушли. Салютую флагу на фоне неба - голубого, в облачных чешуйках. Быстрая череда кадров.
   Можно спускаться. Застёгивая штаны, бежит на пост служительница. Вот вам кук - по прейскуранту. Нет, я уже. De nada! - не за что.
  
   - Что вам интересно увидеть на Кубе?
   Умница. Правильно мыслит.
   - Людей. Какие вы?
   Растерялась. Какие-какие? Обычные.
   До чего же они всё-таки похожи на нас. Тех нас - двадцать пять лет назад.
   - А это что за штуковина?
   Постройка, и верно, прелюбопытная. Монументальная, этажей семь. "Patria o muerte" на заборе. Смотрит на американское представительство - пока не посольство.
   - Мемориальная трибуна.
   Тут растерялся я.
   - Мемориальное что?
   - Трибуна. Оттуда выступают.
   Кубинцы - гении! Хочешь, чтобы янки тебя услышали? Построй трибуну у посольства. Повыше - чтобы за забором не спрятались. Потом залезай и говори всё, что о них думаешь. Интересно: поделятся чертежами, если попросим?
  
   - Вот! Здесь вам точно понравится!
   Знакомая афроулочка. "AGUA BLANKA" - "AGUA NEGRA". Получи, что просил.
   Пустовато: нет музыки. Одинокий бармен - со шваброй. Моет улицу перед входом.
   - Hola, Луис!
   - Привет, profesor!
  
   Белкис в шоке. Что ещё успел этот русский?
   - Вот сюда не заходил, - успокаиваю. - Было не протолкнуться.
   Это про выставку.
   Свободно. Идём смотреть. В африканских культах не смыслю - не трогает. В диковинном пантеоне - знакомое лицо. Бюстик Хосе Марти. Вписался. Свой среди своих.
   Куры под троном больше не бегают: сидят в клетке. Наверное, зарежут. В жертву. Африканские культы - они такие.
  
   За оградкой - средняя школа. Цвет штанов неизвестен: физкультура. Кто в чём.
   Кучерявый проходимец с лицом гиббона назойливо продаёт музыкальные диски. Якобы - в пользу школы. "Всего пятнадцать кук!"
   Достаю из рюкзачка два таких же:
   - Два за десять возьмёшь? Я себе вечером ещё накуплю, возле супермаркета. По полтора.
   Аферист удаляется.
   Гид смеётся. Кажется, ей понравилось.
   Неожиданно сообщает:
   - Очень люблю ваши мультики. "Трое из Простоквашино". "Ну Погоди!" Сказки всякие. У нас их часто показывают.
   Спасибо! Это - ценнее афроулочки.
  
   В гаванском Капитолии - ремонт. Здание в лесах. Сейчас там Академия Наук. Закончат - будет красиво. Дома вокруг - показательно облезлые. Машины на прилегающей улице - сплошь ретро. Разбавлены конными экипажами. Вот она, Гавана - фотографируйте, дорогие гости. Всё для вас. Не желаете ли заодно прокатиться? Туристы, туристы...
  
   У Музея Революции - вроде рядышком - всё приходит в нормальный вид. Приличные здания, обычные автомобили. Самоходка СУ-100 у входа. Землячка: Уралмашзавод. Вроде бы из неё лично Фидель стрелял по кораблям интервентов в Заливе Свиней и даже один потопил.
   Пионеры на экскурсии. Яхта "Гранма" в прозрачном павильоне - с охраной в форме. Береты залихватски заломлены. Последний раз плавала в середине шестидесятых - на каком-то параде. Немаленькая, оказывается. Поместились же восемьдесят два человека.
  
   - Что дальше?
   - Фабрика сигар.
   Ну да, началось. Что ни курорт - фабрика. Духов, шуб, ковров, муранского стекла, сиропа рожкового дерева, оливкового масла, алебастровых крокодилов. С непременным магазином в конце. Да я вообще не курю!
   - С магазином?
   - Что с магазином?
   - Фабрика.
   - Вроде без... После заедем, если хотите.
   Чего это я разбрюзжался? Это же Куба! Сигары - часть истории. Часть культуры. Часть души, если хотите.
   Едем!
  
   Ликбез по сигарам - по дороге.
   - "Коиба" - любимый сорт Фиделя. Это - лучшая марка. "Монте-Кристо" курил Че Гевара. "Ромео и Джульетта" - Черчилль. Они некрепкие. Их женщины любят.
   Вот так, походя, испортила сэру Уинстону всю репутацию.
  
   На фабрике душно и запрещено снимать. Зданию лет сто, если не сто пятьдесят - типичная промышленная архитектура девятнадцатого века. Пять высоких этажей, галереи - как в американской тюрьме, одна над другой. Внутреннее пространство - колодец. Прозрачная крыша. Запах табака - не курева, именно табака. Чуть сладковатый.
   Ждём местного гида. Рассматриваю коллекцию этикеток. Киваю на голову индейца - золотую на чёрном:
   - Почему "Коиба"? Вождь индейцев?
   Белкис взвивается:
   - Нет! Не индейцев!
   И чуть успокоившись:
   - Это неграмотно! Испанцы так говорили, потому что были невежественные. Не индейцы - аборигены.
   Ладно, ладно, пускай будут аборигены. Зачем же так эмоционально? Аж напугала.
  
   Вот и гид: потёртого вида мужчина лет пятидесяти. Зато в шляпе и с усами. Цвет лица не кубинский - совсем бледный. Красный набрякший нос, красные пятна на щеках. Не от табака ли? Чмокнулись в щёчку с Белкис: давно знакомы.
   - Это Августин. Он будет говорить по-испански, а я переводить.
   По узким лесенкам - наверх. Смотреть фабрику.
  
   Ряды столов. Триста человек. Торседор - профессия. Крутильщик сигар. Пять дней в неделю, восемь часов - строго по трудовому законодательству. Каждый крутит свою марку: от первого листа до последнего. Не конвейер. Сто десять "Коиба" в день. Или сто тридцать пять "Монте-Кристо": они поменьше.
   Мужчины и женщины, юные и в возрасте - примерно поровну. Крутят, прессуют, укладывают в коробочки. Нормальная работа, несчастным никто не выглядит. На столах - хорошие мобильники. Где шумно - слушают что-то в наушниках. В цехах потише специальный человек читает вслух книгу. В микрофон. Возле новеньких - мастер: смотрит, показывает, учит. Снуют бабушки с рациями - служба безопасности?
  
   - Год после сбора - сушка и ферментация. Потом купаж.
   Сухие листья - внутри. Эластичный, недосушенный - оболочка. Обрезки - на сигареты.
   - Рабочие могут курить по две сигары в день. Без выноса с фабрики.
   Курящих не видно.
   Прибор с трубкой и лампочкой - проверка готовой продукции. Интересно, что меряет? Электропроводность? Вставил сигару - лампочка - зачтено. Не зачтено - перекручивать. Автор - на сцену: номер рабочего на каждом изделии.
   Отбор по цветам. Восемь оттенков. Масть к масти. Коробки из кедра. Дорого. Хранить до трёх лет при пяти градусах.
   Вид с пятого яруса - голова кругом. Маленькие люди во внутреннем дворике. Столовая: деревянные кувшины на деревянных столах. Сотрудникам - бесплатно.
   - Белкис, вы сигары курите?
   - В гостях. По праздникам. Собираемся, общаемся. Так - нет: дорого.
  
   Впечатлился. Пора на воздух. Что там дальше в наших планах? А впрочем, какая разница. Я же сегодня турист. Меня развлекают. Как иногда приятно - передать кому-нибудь вожжи и расслабиться!
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"