Зив-Ами Лиора : другие произведения.

Парадокс Пятой завоведи

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Глобализация ставит вопрос об универсализме. Размышления об этом вопросе привели меня к Священному Писанию, в котором изложена Идея Единого Б-га как источник универсальных идей. Исходной точкой рассуждений я взяла Пятую заповедь: "чти отца своего и мать свою, чтобы продлились дни твои". Почитание родителей неизбежно связывает человека с традицией. Как же универсализм Идеи Единого Б-га сочетается с партикуляризмом традиции отдельного народа? Я проанализировала три авраамические религии и пришла к выводу, что их отличие друг от друга, исторический путь и поведение их адептов в современных условиях глобализации обусловлено теологическим решением того, что я назвала "Парадокс Пятой заповеди". Так я и назвала книгу, в которой изложила свою теорию построения коллективов. Вывод, к которому я пришла, формулируется так: универсализм состоит в том, что все люди на земле - родители и дети. Практический смысл этого вывода таков: выход из комплекса глобальных проблем нужно искать не в политике и всякого рода доктринах, а в культуре семьи, где создается Человек. Я проанализировала исторический путь народа, к которому принадлежу по рождению, результат 2000-летнего рассеяния, который обнаруживается только при воссоединени в национальном государстве и пришла к следующим выводам. 1. 2000-летнее рассеяние было процессом преобразования евреев в народ-человечество. 2. Смысл воссоединения народа - решение Парадокса Пятой заповеди. Все необходимые для этого культурные элементы находятся внутри народа. 3. Все проблемы Государства Израиля, как внутренние, так и внешние, политическим путем решить нельзя. Необходим принципиально иной подход. Народ, который принес в мир Идею Единого Б-га, должен поствить перед собой универсальную цель, значимую для всех, но решаемую внутри самого себя. На этой страничке я размещаю Содержание книги и два отрывка.

  Содержание книги "Парадокс Пятой заповеди"
  
  
  Глава первая. Пятая заповедь и проблема построения коллективов
  I.Cотрудники, превратившиеся в соперников
  II. Аврамические народы
  III. "Парадокс Пятой заповеди"
  IV. Проблематичность коллектива-"системы"
  
  Глава вторая. Три варианта решения "Парадокса Пятой заповеди"
  I. Христианский вариант решения
  II. Мусульманский вариант решения
  III. Иудейский вариант решения
  
  Глава третья. Евреи "в конце дней"
  I. Евреи по окончании 2000-летнего Римского галута
  II. Христианско-мусульманский космополитизм и иудейский универсализм
  III. "Кибуц галуйот" на Земле Обетованной и Государство Израиль
  
  Глава четвертая. Идеалы пророков и проблемы еврейского государства
  I. Вновь проблема Пятой заповеди
  II. Авраам - отец множества народов
  III. Голоса еврейских пророков
  IV. Что такое знание
  V. Эпоха зрелости человечества
  VI. "Женский вопрос"
  VII. Пророк Элиягу и проблема выбора между жизнью и смертью
  VIII. "В семени твоем благословятся народы"
  
  
  ГЛАВА ПЕРВАЯ. IV. ПРОБЛЕМАТИЧНОСТЬ КОЛЛЕКТИВА "СИСТЕМА"
  
  Проблема, с которой сталкиваются все аврамические народы, - это проблема построения коллективов. Так как человек - существо социальное, то всем людям приходится решать вопрос взаимоотношений между отдельными людьми и коллективами, интегральной частью которых является каждый человек: "человек-семья", "человек-народ", "семья-народ", "народ-человечество", "семья-человечество".
  
  И вот эта, самая главная для монотеиста проблема построения коллективов, является нерешаемой, потому что конфликт между коллективами ("человечество" - "семья" и "народ") заложен уже в Десяти заповедях.
  
  Девять из Десяти заповедей являются основой человеческого единства. Первые три заповеди создают универсальный Образ Б-га и определяют отношение человека к Б-гу. Без этих трех заповедей все остальные теряют смысл, т. к. в ТАНАХе законодательные постановления, в которых выражаются требования, предъявляемые Б-гом к человеку, визируются короткой фразой: "Я - Б-г". И этого достаточно.
  
  Универсальное представление о "правильной жизни", соответствующей Воле Б-га ("не убий", "не прелюбодействуй", "не укради" и т.д.), зиждется на непререкаемом авторитете Б-га. Даже заповедь "Чти день субботний" по существу усвоена другими монотеистами как необходимость отделить святое от будничного и посвятить один день недели Б-гу.
  
  Однако Пятая заповедь является основой партикуляризма, так как привязывает человека к тем людям, с которыми он находится в кровной связи:
  "Чти отца своего и мать свою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Б-г твой, дает тебе". (Исход. Глава 20:12)
  Очень важно отметить причину, по которой необходимо почитать отца и мать.
  
  Речь идёт не о продлении дней почитаемых (отца и матери), а о продлении дней почитающих (детей). Если сосредоточить внимание на этом моменте, то становится совершенно очевидным, что под "почитанием" в данном случае имеется в виду не только и даже не столько физическая забота о родителях и вежливое с ними обращение (это, естественно, продлевает жизнь почитаемым). Почитание отца и матери, которые в еврейских молитвах называются "учителями моими", предполагает почитание тех представлений о "правильной жизни", которые родители передают своим детям, то есть традиции.
  
  Традиция, полученная людьми от общих предков, с которыми они связаны кровью, является основой солидарности народа и согласованности его действий. Без традиции каждый живёт сам по себе, преследуя исключительно личный интерес. В результате становится невозможной как коллективная жизнь людей, так, в конечном итоге, и жизнь каждого человека в отдельности. Именно поэтому почитание отца и матери является условием продления жизни их детей.
  
  Отец и мать действительно являются учителями человека, который рождается подобным своим предшественникам по Творению и является человеком только в потенциале. Если человека не научат, как быть человеком, то он им и не станет.
  Обучение начинается с первой минуты жизни каждого человека в коллективе-"семья", который на основе кровной связи объединяет родителей и детей.
  
  Таким образом каждый человек копирует своих родителей не только генетически, но и духовно - учится говорить, относиться к другим людям, трудиться, понимать мир и своё в нём место путём подражания собственным родителям. И всё это на основе представлений о Воле Б-га и "правильной жизни", которое родители получили от предков, чтобы передать потомкам.
  
  Отсюда следует, что удовлетворить универсальные требования, выдвигаемые Десятью заповедями, можно лишь при условии, что в каждой человеческой семье каждые родители в процессе обучения своих детей будут передавать им общий для всех людей образ Б-га, общее представление о Его Воле и "правильной жизни".
  
   *
  
  В коллективе-"народ" это условие выполняется. "Народ" - это потомки общих предков, сохраняющие народное предание как память об отцах-основателях рода, говорящие на языке предков и организующие всю свою жизнь в соответствии с теми представлениями о Воле Б-га и "правильной жизни", основы которых заложили предки. В каждой "семье", относящейся к данному "народу", родители передают это общенародное наследие своим детям. И только лишь благодаря этому наследию дети выходят из разных "семьей" с чувством принадлежности к общему для них "народу".
  
  Дальнейшее объединение людей становится возможным лишь при условии, что будет найдена основа для единства разных народов. На такой основе создаётся коллектив-"система", который является коллективом проблематичным из-за отсутствия общих предков. А это означает, что в коллективе-"системе" Пятая заповедь становится невыполнимой: какое бы общее представление об образе Б-га, Его Воле и "правильной жизни" люди ни придумали, оно обязательно не будет соответствовать традиции чьих-либо предков. В любом коллективе-"системе", таким образом, люди неизбежно сталкиваются с "Парадоксом Пятой заповеди".
  
   *
  
  Что же в коллективе-"системе" может стать основой единства, если общая кровь и традиция предков таковыми не являются? Возможны два варианта.
  
  Первый вариант: людей, не связанных общей кровью, объединяет воля человека и его представление о "правильной жизни". Эту волю порождают либо амбиции завоевателя (и тогда создаётся политическое образование путём насильственного подчинения разных народов одной власти), либо общие интересы (и тогда создаётся политическое образование на основе военной и экономической целесообразности).
  
  Воля человека может создать коллектив-"систему", объединив разные народы в одно политическое образование. Но тут и начинаются проблемы, потому что такой коллектив-"система", в отличие от мононационального, всегда сталкивается с "парадоксом Пятой заповеди". Универсальное требование, сформулированное в Пятой заповеди, люди ощущают инстинктивно, и это ощущение нельзя подавить никакими соображениями здравого смысла. Выражается это ощущение в стремлении народов, включенных в коллектив-"систему", к культурной и политической автономии даже в тех случаях, когда с точки зрения здравого смысла эта автономия часто неразумна. В самой слабой форме это проявляется, например, в Великобритании, где уэльсцы и шотландцы - народы кельтского происхождения - так или иначе подчёркивают свою отделённость от англосаксов - собственных сограждан германского происхождения.
  
  Что же касается таких мощных объединений разных народов в один коллектив-"систему", каковой является империя, то в этом случае стремление народов к культурной и политической автономии неизменно заканчивается развалом империи.
  
  Второй вариант: люди, не связанные общей кровью, объединяются на основе общих представлений об Образе Б-га, Его Воле и "правильной жизни" (общая религия).
  Вот в этом случае и проявилась объединяющая мощь Монотеистической Идеи. Только на ее основе людям удалось создать монотеистические культурно-религиозные коллективы-"системы".
  
  Эти "системы" - христианская и мусульманская - объединили народы, которые осознают своё единство несмотря на то, что в этническом отношении они в своем большинстве не имеют друг с другом ничего общего. (Для сравнения: зародившийся в Индии буддизм, хоть и стал доминантной религией многих народов, тем не менее не объединил эти народы в единую культурно-религиозную "систему", как это удалось сделать монотеистическим христианству и исламу.) Ощутив объединяющую мощь Монотеистической Идеи, и христиане, и мусульмане как последовательные монотеисты обязаны поставить перед собой задачу более высокого уровня - объединение человечества.
  
  А вот это-то как раз и невозможно по двум причинам!
  
  Первая причина - внутренняя: неизбежный внутрисистемный конфликт между объединяющей разные народы Монотеистической Идеей и разъединяющей эти народы Пятой заповедью, привязывающей каждый народ к своим предкам.
  Вторая причина - внешняя: несовместимость культурных результатов христианской и мусульманской версий монотеизма, обусловленная тем, что каждой из "систем" пришлось найти собственный путь, позволяющий обойти "парадокс Пятой заповеди", но не разрешить его.
  
  ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. ИДЕАЛЫ ПРОРОКОВ И ПРОБЛЕМЫ ЕВРЕЙСКОГО ГОСУДАРСТВА.
  ГЛАВА VII. ПРОРОК ЭЛИЯГУ И ПРОБЛЕМА ВЫБОРА МЕЖДУ ЖИЗНЬЮ И СМЕРТЬЮ.
  
  Мысль о том, что дети платят за грехи отцов, неоднократно повторяется в ТАНАХе. Б-г говорит, о том, что спросит с детей за вину отцов до четвёртого колена. Это вовсе не говорит о злопамятности Б-га, а лишь объясняет реальную ситуацию, в которой находятся люди: родители в виде традиции передают своим детям Образ Б-га и представление о Его Воле и "правильной жизни", в котором есть как достоинства, так и недостатки. За извращённое отцами представление о "правильной жизни", за их комплексы и предрассудки детям приходится платить своими комплексами и предрассудками, которые они передают следующему поколению. Сегодня эту истину доказывать никому не нужно - на ней построен весть психоанализ.
  
  То, что началом всему является семья, всегда знали еврейские мудрецы. В созданной ими традиции именно семье, а не учреждению, пусть даже и религиозному, отведена главенствующая роль. Наш народ не выжил бы, если бы его духовная жизнь ограничивалась синагогой. Он выжил потому, что мудрецы наполнили служением Б-гу еврейский дом: кашрут, шабат, семейный кодекс. Даже в свой величайший праздник - праздник исхода из Египетского рабства - евреи отмечают не в синагоге, а за семейным столом: родители рассказывают детям историю собственного народа. И так в каждой семье.
  
  Отношение к семье как к зерну, их которого прорастают все идеи, качества и проблемы, очевидно, в крови у потомков Авраама - Ицхака - Яакова. И даже в том случае, когда евреи отходят от раввинистической традиции, как потомки Авраама - Ицхака - Яакова они все равно сохраняют отношение к семье как к началу всей социальной жизни людей, кузнице человеческих качеств.
  
  Именно потому, что проблемы человечества рождаются и исправляются в семье, Б-г и избрал себе в народ для решения проблем всего рода человеческого потомков Авраама - Ицхака - Яакова.
  
  Так видит это Моше Гесс, который будучи соратником Карла Маркса, тем не менее пришёл к мысли о необходимости воссоздания еврейского государства, из-за чего заслуженно считается провозвестником сионизма. Моше Гесс тоже обращает внимание на связь, существующую между основами, на которых стоит семья и универсальными идеями:
  "Благодаря иудаизму история человечества стала священной историей, - если иметь в виду единый органический процесс развития, берущий своё начало в любви в семье, - она завершится не раньше, чем всё человечество станет единой семьёй, члены которой объединятся в братский союз священного духа". (Моше Гесс. "Рим и Иерусалим")
  Моше Гесс поднимает проблему до мессианского уровня: человечество может стать единой семьёй только, если любить ближнего человек научится в семье. Единство человечества начинается с единения людей в семье.
  
  На судьбоносное влияние отношений между членами семьи обратил внимание и Зеэв Жаботинский. В книге "Слово о полку", он рассказал об еврейском батальоне, воевавшем в составе английской армии за освобождение Земли Обетованной от турецкой власти во время Первой мировой войны. Жаботинский обратил внимание на то, что пишут еврейские солдаты в своих письмах домой:
  
  
  "Дорога приятная". "Теснота в вагонах". "Слава Богу, море спокойное". А дальше следует самое главное: как дети? Прорезались ли уже зубки у Ханелэ? Прошла ли корь у Джо? Не тоскуй, дорогая. Провела ли ты уже газ на кухне? - Бесконечная нежность к своему дому - не к стране, не к городу, не к улице, а только к одной квартире... Мне вспоминалось талмудическое речение: "Дом его есть его жена". Кто знает: может быть, это и лучше патриотизма; может быть, это есть основа патриотизма."
  
  Государство ещё не создано. Но отношение к нему уже живет в душах евреев. И источник этого отношения - еврейская семья. Нет сомнения в правоте этих слов. Игнорируя проблемы семейной культуры, нельзя решить глобальные проблемы и причина беспомощности мирового сообщества в том и состоит, что оно упорно стремится решить их при помощи организаций, учреждений, инструкций, проектов и т.д. Люди никогда не придут к единым универсальным ценностям, если отцы в семье прививают неприятие этих ценностей своим детям.Человечество никогда не решит универсальные проблемы, если семья эти проблемы порождает.
  
  Да мы прекрасно видим это на опыте. Сколько, например, ни борются с наркоманией, а всё напрасно. Не помогает ни деятельность Интерпола, ни уничтожение плантаций конопли - наркобизнес существует и процветает. И будет процветать до тех пор, пока в семьях растут будущие потребители наркотиков. И гуманитарная помощь не решит проблемы слабого населения, если семейная культура этого населения такова, что не оставляет человеку шансов на развитие. И никакая нефть не поможет процветанию общества, если изуродованные взаимоотношения между мужчиной и женщиной в семье, калечат психику их детей.
  
  Поэтому в "глобальной деревне", в которой людям приходится решать общие проблемы, естественно возникает вопрос: что же объединяет всех людей, на чём строится универсализм? А объединяет всех людей лишь то, что всё живое стремится жить и продолжать себя в следующем поколении.
  
  Универсализм зиждется на том, что все люди на земле - родители и дети. Больше между людьми ничего общего нет.
  
  От того, сложится ли универсальная семейная традиция Эпохи Третьего Храма, зависит выбор человечества между Машиахом и Апокалипсисом. Об этом нас предупреждает пророк Малахи (Малахия):
  "Вот Я посылаю к вам Элиягу-пророка перед наступлением дня Г-сподня, великого и страшного. И возвратит он сердце отцов к сыновьям, и сердце сыновей к отцам их, дабы не пришёл Я и не поразил землю истреблением" (Пророк Малахи. Глава 3: 23-24)
  Пророк Элиягу - это тот самый Илья-пророк, который, по преданию, должен привести Машиаха. Он-то и свяжет сердца родителей и детей, потому что альтернативой этому является всеобщее уничтожение.
  
  Этими словами оканчиваются послания еврейских пророков.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"