Зив-Ами Лиора : другие произведения.

"Глобальные проблемы в "лаборатории человечества"". Продолжение эссе "Семья" против "Вавилона" (Глава 6)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Продолжение эссе "Семья" против "Вавилона". Материал с иллюстрациями публикуется в ЖЖ https://lioziva.livejournal.com/175636.html Первая часть эссе http://samlib.ru/editors/l/liora_z/mir-porjadok_semja-bavel-1.shtml Вторая часть эссе http://samlib.ru/editors/l/liora_z/mir-porjadok_semja-bavel-2.shtml Третья часть эссе http://samlib.ru/l/liora_z/mir-porjadok_semja-bavel-5.shtml

  VI) ЛАБОРАТОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
  
  1. Почему Израиль построили сионисты-социалисты?
  
  Самой большой загадкой сионизма является известный ФАКТ: в авангарде поколения основателей Государства Израиля оказались социалисты-безбожники. Однако безбожниками они представляются исключительно в матрице религии.
  А что в реальности?
  
  Сионисты-социалисты были той частью народа, которая осознала, что именно означает смена "Старого времени" на "Новое время", и выразила это в образах ТАНАХА. В качестве иллюстрации оформление Пасхальной Агады, которая традиционно начинается словами "рабами были мы в Египте".
  Евреи "Нового времени" не видят себя рабами. Они видят себя созидателями. Рабами евреев делает навязанное религией отношение к Труду как к недостойному занятию рабов.
  
  Ущербному труду рабов социалисты противопоставляют пролетарский Труд, который обеспечил "продуктивность культурного человечества".
  
  Сионистов-социалистов вдохновляет цель - проложить путь на Землю Обетованную всему рассеянному народу. "Приготовляйте путь народу! Ровняйте, ровняйте дорогу, убирайте камни, поднимите знамя для народов!". Только для них, сионистов-социалистов, этот призыв пророка Исайи (62:10) перестал быть пустым звуков и стал реальным делом.
  Собственными руками они строят не больше не меньше, чем Третий Храм (Об этом есть многочисленные высказывания Бен-Гуриона и его единомышленников)
  
  Сионистам-социалистам удалось связать глобальные проблемы человечества с национальной проблемой евреев ("освобождение пролетариата" - "освобождение еврея от галута"). И об этом есть многочисленные высказывания Бен-Гуриона и его единомышленников.
  
  Только объединив в единое Учение все эти идеи - "время", ТАНАХ и глобальность, - можно было выковать особый тип первопроходцев-халуцов, которые возглавили поколение основателей Государства Израиля.
  Кроме сионистов-социалистов этого не мог сделать никто.
  
  Но куда же они исчезли? Что из их наследия осталось актуальным? Что общего у современного Государства Израиля с тем образом Государства, которое задумывалось поколением сионистов-социалистов?
  Ответ - НИЧЕГО.
  
  2. Проблема Движущей Силы Истории
  
  В этом внезапном обрыве как раз и проявилась проблема Движущей Силы Истории.
  
  ТВОРЕЦ как Движущая Сила Истории устанавливает цель в мессианском будущем и направляет к этой цели Человека. Когда и как Человек достигнет этой цели, ему знать не дано, так как цель, как линия горизонта, постоянно отодвигается, побуждая к новым и новым усилиям.
  Но цель указывает направление. И это главное.
  А о том, что "творит Б-г", можно лишь догадываться по пройденному пути и направлению, по которому нужно продолжать движение.
  
  Цель, намеченная Человеком, напротив, кажется достижимой, и поэтому в определенный момент Истории вызывает массовый энтузиазм, мобилизуя людей на ее достижение. Вопросы возникают по мере приближения к цели: что дальше? куда идти? в чем смысл?
  Ответа нет, так как за очевидной целью нет никакой другой цели. Исчезает направление - начинается разброд.  В Израиле этот разброд проявился в виде политического кризиса, и привел к марафону трижды выборов на протяжении одного года (апрель 2019-март 2020). И это не конец, а начало кризиса.
  
  3. Исторический реванш
  
  Кризис начинался с протеста против религиозного диктата. Но привел к неожиданному результату - раввины обрели такую власть, какой никогда прежде не было в Государстве и в принципе не может быть в диаспоре.
  Чтобы понять масштаб этой власти, нужно лишь перечислить министерства и комиссии кнессета, которыми управляют ортодоксы: министры строительства (с земельным управлением) и МВД (с Всеизраильским бюро планирования);
  заместители министров финансов, просвещения, внутренних дел, транспорта, заместитель министра труда, социального обеспечения и социальных служб (все вместе);
  председатели финансовой, экономической и законодательной комиссий.
  
  Схвачено самое главное. Фактически все государство.
  
  Своим успехом ортодоксы обязаны тем, что выступают как организованная сила, ясно осознающая свою цель - вернуть народ к "Торе".
  Вопросы все те же: что это такое? ради чего? что потом?
  Ответ очевиден - под вывеской "возвращения народа к Торе" раввины возвращают себе власть над народом, которую в диаспоре они давно и окончательно утратили. А это значит, что под нарастающими требованиями соблюдения шаббата, кашрута, разделения мужчин и женщин, всевозможных запретов идет неуклонный процесс возвращения народа к состоянию объекта, который должен полагаться не на "продуктивность", а на веру, якобы веру в Б-га, что на практике означает веру в мнение раввинов о Б-ге.
  
  Если учесть, что целью "продуктивности", созданной человеком как субъектом Истории, является не распределение благ, а движение к единству, то отрицание "продуктивности", напротив, должно привести к распаду с неизбежной войной за блага.
  Именно это демонстрирует реальность.
  Ортодоксальная часть израильского общества является самой разрозненной, так как у каждого авторитета есть своя система ешив и синагог и свой круг последователей, которые верят в его мнение о Б-ге и этому мнению подчиняются.
  Сплоченность на выборах вовсе не сплотила этот разрозненный сектор.
  Сплотились исключительно его руководители, осознающие общую цель - власть над народом и его "продуктивностью".
  
  Но если раввины не смогли сплотить даже ортодоксальный сектор общества, как они могут сплотить народ, да еще и такой целью?
  Им это просто не дано.
  Напротив, народ, уже осознавший себя субъектом Истории, будет обязательно сопротивляться возвращению в состояние объекта, который отныне обязан безвольно подчиняться противоречивым мнениям разных авторитетов о ТВОРЦЕ и признавать за раввинами право самовольно распоряжаться "продуктивностью" народа.
  
  Ответ на вопрос "что дальше, что последует за таким возвращением к Торе?" очевиден - дальше гражданская война и распад государства.
  
  4. Универсализм 'лабораторного' опыта
  
  Сложившуюся ситуацию можно было бы считать исключительно национальной проблемой евреев, если бы в Государстве Израиля, в "лаборатории" человечества, как назвал его Зеэв Жаботинский, не проявилось то, что происходит в мире.
  
  Та же вера в Человека, способного познать законы Истории и своим трудом проложить путь в желанное будущее, вдохновила и мобилизовала создателей другого государства, СССР.
  В 1917 году в обстановке всеобщего хаоса и растерянности Ленин мог заявить "Есть такая партия!", потому что цель - коммунистическое будущее человечества - представлялась реально достижимой множеству его единомышленников.
  
  И ситуация повторилась. Первоначальный энтузиазм принес выдающиеся результаты - была создана сверхдержава, одержана победа в мировой войне. Но уже Сталин заговорил о приближении момента, когда возникнет тот же вопрос - что дальше? зачем? какова цель?
  Когда такой момент наступил, выяснилось, что целью является "удовлетворение растущих материальных потребностей советских граждан". И сразу все закончилось. Стало непонятно, почему эти потребности должны постоянно расти и почему они должны расти у всех. А если в других местах потребности растут быстрее и удовлетворяются лучше, кому нужен весь этот энтузиазм?
  Ответ дала История: исчезла цель - исчезла мотивация продолжать начатое дело.
  
  Крушение СССР никого ничему не научило. Напротив, вызвало новый энтузиазм. Вновь появилась цель, которая показалась ясной и достижимой - производить все больше разнообразных товаров, улучшать потребление, торговать, повышать доход на душу населения, наслаждаться достигнутым.
  Это светлое будущее было отделено от мрачного прошлого эпохальной чертой, показательно названной концом Истории.
  
  Уже в самой идее конца Истории заложено отрицание ТВОРЦА как Движущей Силы Истории, который наделил человека субъектностью лишь для того, чтобы его "продуктивность" создала новые возможности продвижения к цели единства, обозначенной в мессианском будущем.
  Человек, присвоивший себе право распоряжаться Историей, свел "продуктивность" к благам, которые должны обеспечить конкурентная борьба, рынок, офшоры, реклама и т.д. И получил результат: варварское истребление среды обитания, деградация "продуктивного" среднего класса, противостояние "золотого миллиарда" и "дешевых" народов, финансовый пузырь, глобальные потоки беженцев, устремившихся туда, где благ больше и т.д.
  
  Реакция оказалась неожиданной, но вполне закономерной - ликвидация Истории. Еще совсем недавно нечто подобное даже вообразить было невозможно. Одичавшая толпа сносит памятники, стирает историческую память, потому что все, что происходило в истории, оказывается было "неправильным".
  
  И вот что показательно. Пока люди ощущали присутствие Б-га, они увековечивали память о событиях Истории, старались постичь ее логику, анализируя опыт прошлого, извлекать из прошлого уроки. Поэтому и памятники ставили.
  Но вот Б-га не стало.
  И сразу возникла ситуация, описанная в Аггаде: "По какому праву Он избрал для себя небесные высоты, а для нас юдоль земную оставил?".
  Нужно вдуматься в эти слова, чтобы понять суть этого безумия. ТВОРЕЦ вновь вызван на бой, потому что Человек сам захотел распоряжаться Историей. Безумная толка сносит памятники именно поэтому.
  
  5. Нет будущего?
  
  Самым неожиданным в общем кризисе, пожалуй, явился кризис науки.
  Ведь Человек "Нового времени" смог ощутить себя субъектом Истории, исключительно благодаря величайшим достижениям в области естественнонаучного знания и созданным на его основе технологий. Человек поверил в себя, в собственную способность определять направление развития всего человечества. И вдруг оказывается, что это развитие представляет опасность для выживания этого человечества.
  Опять возникают все те же вопросы: куда? зачем? зачем нужна наука, если таковы результаты?
  
  Потребность в обретении цели вернула людей к религии - ведь на протяжении веков именно религия указывала направление к цели и сплачивала людей.
  
  Результат, как видим, уже получен в "лаборатории", в Государстве Израиля: религия возвращает людей к состоянию объекта и тем самым лишает Человека всех тех замечательных качеств, которые он обрел с наступлением "Нового времени".
  Люди вновь начинают возлагать надежды на чудеса и мистику, беспрекословно подчиняться авторитетам, и утрачивают способность осознавать себя и действовать как субъект Истории, который полагается на свою волю, на свои знания, на свой труд.
  
  История споткнулась, и религия потащила ее назад.
  Результат - растерянность, хаос и страх перед будущим.
  
  Очевидно, что современный тотальный кризис не возник случайно.
  Субъектность Человека, определившая "Новое время", оказалась ограниченной, более того, встроенной в какой-то процесс, над которым Человек не властен. Возникает задача - сохранить субъектность Человека, но одновременно вернуть цель, которая укажет направление дальнейшего движения, позволит оценивать каждый новый шаг на пройденном пути, новые условия и новые возможности, чтобы сделать следующий шаг по направлению к цели.
  Но какова цель?  
  Такая цель была найдена в сионизме Зеэвом Жаботинским.
 
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"