Зив-Ами Лиора : другие произведения.

Гора Синай - Живой Дух или фетиш? Продолжение эссе "Семья" против "Вавилона" (Глава 8)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Продолжение эссе "Семья" против "Вавилона" (5 часть). Первая часть эссе http://samlib.ru/editors/l/liora_z/mir-porjadok_semja-bavel-1.shtml Вторая часть эссе http://samlib.ru/editors/l/liora_z/mir-porjadok_semja-bavel-2.shtml Третья часть эссе http://samlib.ru/l/liora_z/mir-porjadok_semja-bavel-5.shtml Четвертая часть http://samlib.ru/l/liora_z/mir-porjadok_semja-bavel-7.shtml Часть пятая - http://samlib.ru/l/liora_z/mir-porjadok_semja-bavel-6.shtml

  1. Свет Горы Синай. Проблема универсализма идей
  
  Гора Синай, 10 заповедей, озвученные в далеком прошлом самим ТВОРЦОМ: "Я - Б-г твой и не будет у тебя других богов", "чти отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои", "не убий", "не укради", "не лжесвидетельствуй" - все 10 заповедей стали символом универсализма вечных идей.
  Но как реализовать эти вечные идеи? Как наполнить их содержанием конкретных человеческих поступков?
  
  На протяжении всего "Старого времени" на этот вопрос отвечали религиозные авторитеты, которые трактовали универсальные идеи Синайского Откровения. Благодаря их деятельности Свет Горы Синай освещал исторический путь, по которому народы шли, накапливая опыт и формируя традиции.
  Влияние Горы Синай на народы авраамических религий - исторический факт. При всем различии трактовок универсальных идей Синайского Откровения общим было направление движения - мессианское будущее, в котором человечество обретет единство.
  Проблема в том, что Гора Синай была и оставалась явлением далекого прошлого, Свет которого светил из-за спины идущих. Глаза Источника не видели, а видели только отблески Света под ногами. Поэтому идти приходилось наощупь, воображая, каждый на свой лад, туманный "конец дней". Результатом же была не только множественность традиций, но и множественность расколов.
  А вечные идеи так и остались нереализованными.
  
  В "Новое время" ситуация изменилась.
  Как только Человек ощутил себя субъектом Истории, возникла вера в возможность реализации универсальных идей. Но замаячили они теперь в будущем, и уже не как вера в Синайское Откровение и пророков, а как вера в прогресс.
  На смену религиозным авторитетам пришли "прогрессивные" авторитеты. Результат произошедшей смены авторитаризма уже получен: та же множественность трактовок и тот же тупик, из которого выхода нет - утрачены все ориентиры, да так, что даже возвращение к религии не помогает, а лишь еще больше путает. А универсализм идей Синайского Откровения так и остался несовместимым с реалиями жизни. Зачем же они тогда нужны, эти идеи?
  Этот вопрос и стал перед народом ТАНАХА как самый острый, определяющий смысл самого существования.
  
  2. Свет Горы Синай как проблема народа ТАНАХА
  
  На еврейских религиозных авторитетов смена "времен" не оказала никакого воздействия, и на то, "что творит Б-г" они никак не прореагировали.
  Гора Синай для них по-прежнему осталась в священном прошлом. И они упорно продолжали комментировать Тору для отделения "избранного" народа от человечества, тем самым отделяя евреев от процессов и проблем "Нового времени". А так как народы, в среде которой евреи жили, были по-разному вовлечены в эти процессы, то их различное влияние на евреев привело к окончательному распаду и самого народа на отдельные еврейские общины.
  Народ ТАНАХА застыл в Истории и то, что прежде было "живым явление Духа" выродилось в "фетиши, наподобие ацтекских".
  
  Появление "прогрессивных" евреев было ничем иным как реакцией на это вырождение. Вырваться из прошлого, присоединиться к человечеству, более того, направить все человечество в общее будущее - эта цель лежит в основе собственных претензий "прогрессивных" еврейских авторитетов на роль в Истории.
  Мешает им Гора Синай.
  Гора Синай отделяет народ ТАНАХА от человечества.
  Гора Синай мешает "прогрессу", тянет человечество назад, препятствует общему движению вперед.
  Кто же должен снести это препятствие и возглавить движение? Вопрос риторический. Конечно, самые "прогрессивные" из "избранного" народа. И это тоже факт: участие евреев в "прогрессивных" движениях просто потрясает.
  
  3. Субъектность Человека против Субъектности ТВОРЦА
  
  ТАНАХ дает красноречивое описание как ситуации тотальной дезориентации народа ТАНАХА, так и описание выхода из этой ситуации.
  Этим выходом является непосредственное вмешательство ТВОРЦА.
   "Ибо так говорит Господь Б-г: вот, Я Сам отыщу овец Моих и осмотрю их.
  Как пастух поверяет стадо свое в тот день, когда находится среди стада своего рассеянного, так Я пересмотрю овец Моих и высвобожу их из всех мест, в которые они были рассеяны в день облачный и мрачный.
  И выведу их из народов, и соберу их из стран, и приведу их в землю их, и буду пасти их на горах Израилевых, при потоках и на всех обитаемых местах земли сей." (Иезекиил 34: 11-13)
  
  В "Новое время" не только Человек начинает действовать как субъект Истории. В "Новое время" ТВОРЕЦ начинает проявлять Свою Субъектность как Движущая Сила Истории - "Я Сам".
  Так что в массовом бунте евреев против собственной традиции выразилась ощущение "времени", когда "творит Б-г". Наступало "время" универсализма "конца дней" - "время" перехода от Разделения ("каждый народ во имя своего бога") к Единству ("не поднимет народ на народ меча").
  Такой уровень универсализма требует перемещения Горы Синай из ТАНАХического прошлого в мессианское будущее, чтобы в Свете универсальных идей Синайского откровения каждый народ смог оценить накопленный опыт, исправить его и дополнить; чтобы Голос ТВОРЦА, который в прошлом слышал только народ ТАНАХА, в будущем услышало все человечество.
  Задача такого уровня не под силу Человеку.
  Это то, "что творит Б-г".
  Но для того, чтобы это осознать, нужно признать ТВОРЦА Движущей Силой Истории.
  
  На такое признание никакие авторитеты не согласны, ни ортодоксальные, ни "прогрессивные". И те, и другие отрицают ТВОРЦА как Движущую Силу Истории, так как на эту роль и те, и другие претендует сами, хотя и по-разному.
  
  4. СВОИ-ЧУЖИЕ в "Новое время"
  
  Вопрос о Движущей Силе Истории, таким образом, становится определяющим. В "Новое время" именно этот вопрос разделил людей на тех, кто Движущей Силой Истории признают ТВОРЦА, и тех, кто Движущей Силой Истории признают Человека.
  Те, кто за ТВОРЦА, увидели Свет Горы Синай в будущем. Как маяк он высветил направление общего движения всех народов к универсализму идеалов Синайского Откровения.
  
  Те, кто за Человека, закрепляют Гору Синай в прошлом как источник Света, разделяющий народы. В этом прошлом Гора Синай осталась и для ортодоксов, и для "прогрессивных". Различной оказалась реакция:
  ортодоксы продолжили препятствовать любому единству, вплоть до объединения собственного народа;
  "прогрессивные", напротив, бросились разрушать все преграды, разделяющие народы и препятствующие объединению всех людей в единое человечество.
  
  Такое разделение - за ТВОРЦА или за Человека - привело к неожиданному результату. "СВОИМИ" оказываются те, кто до наступления "Нового времени" были "ЧУЖИМИ". И наоборот, "ЧУЖИМИ" оказываются те, кто были и считаются "СВОИМИ".
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"