Зив-Ами Лиора : другие произведения.

Интеллектуальный кризис. Чаасть3. (Тора Элиты Копирования. Неизбежность Маапаха)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    "ТОРА ЭЛИТЫ КОПИРОВАНИЯ. НЕИЗБЕЖНОСТЬ МААПАХА" - третья часть эссе "Интеллектуальный кризис". В эссе разбираются причины израильского политического кризиса, который представлен как производная от кризиса интеллектуального. Первая часть здесь: http://samlib.ru/l/liora_z/intelect-krizis_tora_sozialisti-ortodoxi.shtml Вторая часть здесь: http://samlib.ru/l/liora_z/intelect-krizis_tora_2_talmud-judaizm.shtml

  █ Главная идея Теодора Герцля - копирование опыта европейских народов.
   Они - европейские народы - уже все придумали; давайте позаимствуем и создадим собственное государство для нашего народа. Цивилизация, созданная европейцами, сделала возможным то, что еще недавно было невозможно - возвращение народа на Зе-ТНХ.
   И Герцль заверил народ: "Если вы захотите, это не будет сказкой". אם תרצו אין זו אגדה
   И народ поверил Теодору Герцлю, поверил в его ТЕКСТ и совершил ПОСТУПОК: позаимствовал чужой опыт, создал Государство и тем самым дал толчок Глобальному Исходу из Земли Северной и всех земель.
   █ Легитимно ли это государство с точки зрения Торы? А это смотря какой Торы.
   С точки зрения Торы ТЛМ-иудаизма Государство нелегитимно, и именно потому, что оно основано на опыте других народов, европейцев-христиан. А главная идея Торы ТЛМ-иудаизма - разделить между евреями и народами, не допустить заимствование, которое неизбежно ведет к ассимиляции.
   С точки зрения Торы ТНХ ситуация выглядит прямо противоположным образом: ведь ТВОРЕЦ создал все народы, наградив их теми качествами, которые и позволили им стать создателями цивилизации. Если ТВОРЕЦ есть Источник всего, то вся европейско-христианская культура не результат произвола, а проявление Его Замысла.
   Естественно, что этим опытом народов евреям не только можно, но и нужно воспользоваться, коль скоро этот опыт позволяет покончить с рассеянием, начать Глобальный Исход и вернуть народу утраченное в галуте единство.
  
   █ И вновь решение принимал народ своим коллективным чутьем.
   Народ - и это показательно - не пошел за раввинами Калишером и Алкалаем. Несмотря на то, что они предлагали дельные вещи, их поддержал лишь небольшой кружок единомышленников.
   А за Теодором Герцлем, еще вчера никому неизвестным австрийским журналистом, народ пошел, потому что Герцль вернул народу ТНХическую адекватность ТЕКСТА ФАКТУ.
   Началась глобализация. Пришло время Глобального Исхода.
  
   █ Естественно, что позаимствовать опыт европейцев-христиан могли лишь те евреи, у которых был доступ к этому опыту, то есть, те, кто поколениями жили в среде европейских народов.
   И это ФАКТ: Государство создали европейские евреи, которые стали новой элитой.
   Элите этой, однако, не суждено было оставить продолжателей своего дела. Причина в Учении-Торе Теодора Герцля - она основана на копировании чужого опыта.
  
   █ Само поколение копирования проблему не ощущало, потому что евреи этого поколения могли черпать свои идеи из двух разных источников.
   Сами они были плоть от плоти своего народа, воспитывались в теплых еврейских семьях, в атмосфере традиционной культуры, многие получали традиционное еврейское образование, изучали Талмуд. Но одновременно они ощущали себя европейцами, владели европейскими языками, учились в гимназиях и университетах, путешествовали. Европейскую культуру воспринимали как свою, их общение было интернациональным.
   В этом культурном соитии родился их уникальный опыт, позволивший им заложить основы ивритской культуры. И они надеялись передать этот опыт по наследству следующему поколению, уроженцам Зе-ТНХ, которые будут эту культуру развивать.
   Выяснилось, что сделать это невозможно.
  
   █ Следующее поколение, которое уже родилось на Земле ТАНАХА, оказалось в совершенно иной ситуации.
   От традиционной еврейской культуры уроженцы Земли ТАНАХА были отрезаны по идеологическим соображениям. Их отцы отрицали галут и всю традиционную культуру, которую считали унизительной для гордого, нового, свободного еврея. ("שלילת גלות" - "отрицание галута" - официальное название явления, которое вошло в национальную историографию.)
   Уроженцы страны верили, что являются "новыми" евреями, и потому категорически не принимали евреев "старых". А "старые" - все неевропейские евреи и европейские ортодоксальные евреи - составляли подавляющее большинство народа.
   Это была первая проблема уроженцев страны: крошечная горстка противопоставила себя подавляющему большинству народа.
  
   █ Но была и вторая проблема: скопированная у европейцев культура тоже не была для уроженцев Земли ТАНАХА культурой своей, так как они не жили в среде европейцев.
   Представление о европейской культуре они получали от старшего поколения, которое в силу своей уникальности стало легендой для молодых уроженцев Земли ТАНАХА. Но такой же легендарной стала и сама скопированная европейская культура, которая никоим образом не могла стать живой традицией всего еврейского народа.
   Результат - поколение, пришедшее на смену поколению копирования, оказалось вынужденным черпать идеи из своего собственного, крайне ограниченного опыта, который никак не мог соответствовать масштабу событий и тех проблем, которые оно призвано было решать.
  
   █ Неизбежным результатом сложившейся ситуации был культурный РАСКОЛ.
   Для потомков поколения копирования культурой являлось то, что позаимствовали отцы в Европе: наука, литература, театр. Большинство же народа продолжало считать культурой сформированную Талмудическим иудаизмом традиционную культуру еврейской общины.
   Культурный раскол сделал невозможным осуществление мечты поколения копирования: достичь результата, аналогичного тому, какого достигли мудрецы Толмудического иудаизма: объединить народ единой мировоззренческой системой идей, которые передавались бы из поколения в поколение. ТО есть сформировали бы Традицию.
   Вот как сформулирована эта задача в наследии Ахад ха-Ама, выдающегося мыслителя поколения копирования.
   ЦИТАТА
   "Полноценная национальная жизнь включает два момента: во-первых, полное развитие творческих способностей нации в особо самобытной национальной культуре; во-вторых, систему образования, посредством которой отдельные члены нации будут полностью пропитаны такой культурой и сформированы ею, так что отпечаток ее будет виден на всем образе их жизни и мышления, как индивидуальном, так и общественном."
  
   █ Именно система образования продемонстрировала, до какой степени этим надеждам не суждено было сбыться.
   Из-за культурно раскола разные части народа начали готовить свою молодежь к несовместимому общему будущему. И по мере того, как этот процесс набирал силу, народ культурно расходился в разные стороны.
   Потомки поколения копирования все больше ощущали близость к европейской культуре, в которой их воспитывали отцы и деды, и все меньше близость к большинству народа, которому европейская культура была чужда.
  
   █ В качестве наследственной элиты потомки поколения копирования оказались элитой, не связанной с народом. Элитой без корней.
   Результат проявился со временем, но он был неминуем.
   Потомки поколения копирования утратили потрясающую интуицию, которая отличала их отцов и дедов и как следствие способность адекватно оценивать происходящее в стране и в мире. Сейчас уже очевидно, к каким последствиям привел инициированный именно этой элитой безумный Ословский "мирный процесс" и безответственные уход как из Ливана, так и из сектора Газа.
   Лишились потомки поколения копирования и главного свойства элиты, которое так ярко проявилось в поколении их дедов и отцов, - способности производить нужные народу идеи. И это также стало очевидным в вырождении их политических партий, в исчезновении авторитетных лидеров.
  
   █ В 1977 году еще нельзя было представить себе тупик, в который завели Государство Израиля и израильское общество потомки поколения копирования. Но неукорененность этой элиты в народе к моменту выборов 1977 году уже остро ощущалась. Народ перестал видеть в потомков поколения копирования своих лидеров, на которых можно положиться, за которыми можно идти. Сразу же появились другие претенденты на лидерство и МААПАХ ("переворот") стал неизбежным. Когда на выборах 1977 года народ сказал свое слово, один из политических лидеров проигравшей элиты, Ицхак бен Ахарон ", произнес исторические слова - - "העם טעה "народ ошибся"
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"