Зив-Ами Лиора : другие произведения.

Интеллектуальный кризис. Часть 2. (Тора Талмудического иудаизма: Происхождение, Цель, Кризис)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    "ТОРА Талмудического иудаизма: ПРОИСХОЖДЕНИЕ, ЦЕЛЬ, КРИЗИС" - вторая часть эссе "Интеллектуальный кризис" Первая часть здесь: http://world.lib.ru/l/liora_z/intellektualniy_krizis-1.shtml

  █ После разрушения Храма в I веке Новой Эры группа интеллектуалов собралась в городе Явне, чтобы выработать альтернативу порядку, разрушенному вместе с Храмом.
   Ведь значение Храма не ограничивалось культом. Храм был основой административного порядка, связывал евреев Земли ТАНАХА с евреями уже образовавшейся диаспоры.
   В дальнейшем народ назовет этих интеллектуалов мудрецами. И они этого заслужили: они поняли, что мировоззренческая система идей объединяет людей так, как никакая администрация с ее правилами, силовыми структурами и наказаниями нарушителей объединить людей не может. Люди всегда будут сопротивляться тому, во что не верят и будут искать уловки, чтобы нарушить правила.
   Но если люди поверят!
   И опыт это доказал. Народ поверил мудрецам: созданная ими мировоззренческая система идей организовала евреев в галуте и объединяла на протяжении почти 2000 лет.
  
   █ Еврейские мудрецы-интеллектуалы создали ТЕКСТ, адекватный ФАКТУ - началу глобального рассеяния евреев среди народов "всех земель".
   ТЕКСТ слагался постепенно по мере изменения ситуации, а она менялась радикально: евреи постоянно восставали, римляне восстания подавляли пока терпение их не лопнуло: они перепахали Иерусалим и переименовали Землю ТАНАХА в "Палестину".
   Земля ТАНАХА постепенно пустела, евреи уходили в Глобальный Римский галут. Со временем в галут ушли и мудрецы. Они вернулись на реки вавилонские, то есть, в Междуречье, где еврейская община обосновалась еще во времена предыдущего Вавилонского галута. Там они создали интеллектуальные центры, самые известные из которых находились в Суре и Пумбедите.
  
   █ Возникает вопрос: каким образом они могли стать авторитетами для народа, рассеянного среди "всех земель", воздействовать на него в этих условиях - без общей территории и администрации?
   НИКАКИМ.
   Все решил сам народ. В народе жило ощущение своей уникальной исторической судьбы - уход в галут с последующим возвращением. И евреи приняли эту судьбу.
   Народ проявил волю к продолжению своего исторического существования. Народ изобрел и способ создания требуемого ТЕКСТА: общины посылали запросы в уже известные всем интеллектуальные центры; получая информацию из разных мест, интеллектуалы-мудрецы обрабатывали ее, и в спорах, в дискуссиях вырабатывали общие принципы, и рассылали ответы. Таким образом, независимо от среды, в которой оказались евреи, они могли руководствоваться общими принципами выживания в этой среде.
   Так сформировался как ТЕКСТ, Вавилонский Талмуд, так и практика жизни, адекватная ТЕКСТУ Вавилонского Талмуда.
   (Я подчеркиваю слово ВАВИЛОНСКИЙ, потому что создавался он за пределами Земли ТАНАХА, на территории бывшего Вавилона, в галуте и для уникальных нужд Глобального галута)
  
   █ Гениальность создателей Вавилонского Талмуда была обусловлена тесной связью с народом.
   Они понимали ситуацию, в которой оказался народ; осознавали национальные потребности народа и предложили Идею, которая позволяла евреям сохраняться в закрытой организованной общине.
   В созданной ими модели "государства в государстве" еврейская община могла обеспечивать свои нужды, взаимодействуя с нееврейским окружением таким образом, чтобы общие интересы и контакты были сведены к минимуму. По сути мудрецы ТЛМ-иудаизма законсервировали народ и тем самым спасли его от исчезновения, так как при наличии общих интересов и контактов ассимиляция становилась неизбежной. А именно она представляла собой главную угрозу существованию народа в рассеянии.
   ХХ век доказал правоту мудрецов Талмуда: как только у евреев появились общие интересы и контакты со средой - община рухнула, и массовая ассимиляция стала неуправляемой.
  
   █ Если бы цивилизация не развивалась, такая система могла существовать бесконечно. Но развитие цивилизации неизбежно вело всю эту систему к краху.
   Причина - ТЕКСТ утратил адекватность ФАКТУ.
  
   █ Из ТЕКСТА следовало, что у евреев есть особая миссия: евреи несут свет народам. Но ФАКТЫ свидетельствовали о прямо противоположном.
   С наступлением Нового времени стало очевидным, что народы в своем развитии ушли вперед. А евреи, законсервированные в своем "государстве в государстве" остановились в развитии. Цивилизация требовала знаний и навыков; община не допускала их обретения. Ведь Тора ТЛМ-иудаизма создавалась в галуте для того, чтобы отделить евреев от не-евреев, свести к минимуму общие интересы и контакты.
   И вот результат: свет цивилизации оказался у народов, а евреи оказались во тьме невежества. Возникло сомнение: ради чего народ должен хранить себя? Неужели ради невежества?
   Робкие по началу попытки выйти за пределы общины, принесли потрясающие результаты: оказывается, евреи талантливы; оказывается, и евреи могут быть творцами цивилизации и у них это фантастически здорово получается. И разве цивилизация не освещает путь всему человечеству? Так ради чего нужно сидеть за забором, выстроенным мудрецами ТЛМ-иудаизма для отделения евреев от всех народов?
   Вывод был очевиден: такое существование продолжать не стоит.
   Началось бегство. Община, выстроенная и хранимая многими поколениями, взорвалась изнутри. И это - ФАКТ.
  
   █ Из ТЕКСТА следовало, что евреи принесли человечеству Свободу на скрижалях. Но реальная ситуация оказалась прямо противоположной ТЕКСТУ.
   Многовековая внедренность общины в среду другого народа привела к утрате навыков самостоятельной жизни и обернулась рабской зависимостью евреев от любого из народов "всех земель". Постепенно у каждой отдельной общины исчезла нужда в еврейском народе. А вот нужда же в любом другом народе, в среде которого община может продолжать свое замкнутое существование, лишь укреплялась, пока не стала абсолютной.
   Пресмыкательство евреев перед любым народом уже воспринималась как норма: лишь бы он, хозяин земли, не вышвырнул евреев вон.
   Какая уж тут Свобода? Это самое постыдное рабство.
  
   █ Из ТЕКСТА следовало, что жизнь по Торе ТЛМ-иудаизма сохраняет единство народа. Но в ТЕКСТЕ, составленном в начале Римского галута, не учитывался его глобальный масштаб.
   На протяжении веков народы "всех земель", в которых нашли свое пристанище евреи, развивались по-разному и, соответственно, по-разному влияли на евреев. К началу Нового времени ситуация окончательно прояснилась: народы "всех земель" оказались на разных ступенях развития цивилизации; соответственно и зависимые от них еврейские общины также оказались на разных ступенях развития, с разными интересами, с разными обычаями.
   Это означало распад народа. Единство также оказалось фикцией.
  
   █ Очевидный разрыв между ТЕКСТОМ и ФАКТОМ и был той внутренней причиной, которая пробудила евреев в Новое время.
   Евреи начали переоценивать ТЕКСТ, который утратил адекватность реалиям жизни. И народ восстал против собственного детища - Торы ТЛМ-иудаизма.
   Вот несколько ЦИТАТ из наследия этого восставшего поколения.
   ****************
   "Мы, евреи, первыми в истории сказали: "Каждый народ пусть идет путями своего бога" и "Ни один народ не поднимет меч против другого", - а потом сами перестали быть народом." (Ахарон Давид Гордон)
  
   "Разве имя Израилево основано на религии, законе, соблюдении предписаний или обычаях? Имя это живо народным чувством. До тех пор, пока Израиль сознавал себя народом среди других народов, имя это приобретало в устах сыновей его магическую силу." (Перец Смоленскин)
  
   "Ясно, что национальное движение вообще есть ... сама цивилизация, истинный прогресс, долженствующий в конце концов уничтожить войны, направить человечество, в лице всех национальностей, на путь внутреннего усовершенствования и взаимного единения." (Моше Лейб Лилиенблюм)
  
   "Мы должны перестать быть евреями благодаря абстрактному иудаизму, но стать евреями по собственному своему праву, как живая и развивающаяся нация. (Миха Бердичевский)
  
   "Покуда мы были заперты в стены гетто, задавлены и отрезаны от жизни большого мира, от широкой и полной человеческой жизни, мы принимали то, что завещали нам предки. Мы верили в переданную нам истину и отдавали за нее жизнь. Когда стены гетто рухнули, когда мы вблизи увидели мир и все, что в нем, когда узнали людей и их жизнь, когда перенесли к себе достижения их культуры, то поняли, что традиция предков более не гармонирует с тем, что росло и развивалось в наших душах" (Ахарон-Давид Гордон)
   *******************
   █ В этих оценках истинного положения народа проявилась потребность евреев в адекватности ТЕКСТА ФАКТУ.
   Эта потребность с потрясающей откровенностью проявилась в ТАНАХЕ, что и привлекло к ТАНАХУ множество народов. Правда и ничего, кроме Правды.
   Тора ТЛМ-иудаизма, напротив, эту адекватность утратила. Как только это стало очевидным, появилась потребность в новом ТЕКСТЕ, который был бы адекватен новому ФАКТУ - глобализации.
   И такие ТЕКСТЫ появились. Один из таких тестов создал Карл Маркс. Другой - Теодор Герцль.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"