Зив-Ами Лиора : другие произведения.

Третий Храм и Третий Рим

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  "ТРЕТИЙ ХРАМ" и "ТРЕТИЙ РИМ".
  
  Идея объединить то, что призвано друг другу противостоять, могла родиться только на Земле Обетованной, где я живу уже четверть века.
  Однажды в Тель-Авиве я взяла в руки книгу с непонятным для меня названием "Русская философия. Энциклопедический словарь".
  И все изменилось.
  Оказывается, проблемы, над разрешением которых я билась на своей вновь обретенной Родине, не находя единомышленников среди окружавших меня соплеменников-евреев, уже рассматривались.
  И кем? Русскими православными философами, оставившими богатейшее и неоцененное до сих пор наследие.
  
   - - - - - -
  
  Причину своего прозрения я поняла позже: национальный суверенитет.
  Суверенный народ принципиально отличается от народа с укоренившейся привычкой жить в среде другого народа. Суверенитет открывает народу глаза на самого себя, обязывает его к ответственности за все, что происходит в его государстве и с его государством. Поэтому суверенный народ и мыслит, и действует так, как народ безгосударственный мыслить и действовать не способен.
  Без обретения суверенитета евреи никогда бы не сделали открытие, которое рано или поздно делает любой суверенный народ: культурный опыт другого народа, каким бы привлекательным он ни казался, скопировать невозможно.
  И тем не менее, культурный опыт Запада скопировали как русские, так и евреи. И хотя причины для этого у обоих народов были разными, реакция оказалась одинаковой: внутреннее неприятие чужого культурного опыта, его отторжение и жгучая потребность в создании опыта собственного.
  
  Уникальным эту реакцию, которая в большей или меньшей степени свойственна всем народам, делает сознание собственной мессианской избранности, отличающее как русских, так и евреев. Оно и определило роль, которую каждый из двух народов сыграл в судьбе другого.
  
  Как это ни парадоксально, но только после знакомства с работами русских мыслителей я поняла, где источник вдохновения евреев Российской империи, которые, как известно, заложили основы будущего суверенного Государства.
  Они вышли из среды, в которой религиозно-философская мысль вынашивала идеи Всеединства и Человекобога, прокладывала особый, русский путь в мессианское будущее через осмысление Истории, искала государственную форму, способную вместить необъятный Русский Дух. Кто же, кроме этих пассионариев российской черты оседлости, мог посягнуть на создание нового еврея; на полноценное возрождение языка далеких предков; на созидание на этом языке живой национальной культуры и даже на постороение нового общества, в котором, наконец-то, воплотятся в жизнь вечные идеалы библейских пророков? А ведь это нечто несоизмеримо большее, чем необходимые для суверенитета сельское хозяйство, промышленность, инфраструктура, наука и проч..
  Никто и не посягнул. Посягнули только евреи Российской империи.
  
  В начале XX века их цель казалась достижимой. В начале XXI века кажется несбыточной мечтой. Так что в современном Израиле о времени первопроходцев-халуцим лишь вспоминают с ностальгией, не обнаруживая даже подобия внутренним силам, каковыми обладали они. И положение это не изменится, пока не будет сделано то, что сделать необходимо: для начала признать, что эти силы породил в них Русский Дух, и там, где евреи с Русским Духом не соприкасались, эти силы не рождались, да и родиться не могли.
  
   - - - - - -
  
  Заточив себя в острог традиционных религий, представляющих собой всего лишь мнение людей о Творце, невозможно понять причину этого поразительного явления. Но стоит, сбросив с себя оковы, вырваться на волю и обратиться к "Мнению" Самого Творца, как вся картина Мiра меняется принципиально и все становится на свои места.
  
  "Мнение" Творца изложено в ТаНаХе (ивритская аббревиатура, составленная из названий трех разделов той части Библии, которую христиане называют Ветхим заветом).
  ТаНаХ - Источник, который признается всеми монотеистическими религиями в качестве Б-гооткровенного. Это проявляется в отличии ТаНаХа от всех специфических сакральных источников: все источники людей разъединяют; этот Источник доказал свою способность людей объединять.
  ТаНаХ - Источник, который сообщает людям сведения о структуре человечества (разделение на народы) и Цели Исторического процесса (Всеединство народов на основе универсальной Сверхидеи).
  ТаНаХ - неисчерпаемый Источник идей и образов, к которому люди обращались для получения "санкции" Творца в различных областях деятельности: от подвигов веры до социального строительства, политической борьбы, художественного творчества и проч..
  
  Нет никаких оснований пренебрегать ТаНаХом в условиях глобализации, когда человечество впервые ощутило реальность предсказанного библейскими пророками единства, совсем еще недавно невообразимого. Появились и проблемы, которые совсем еще недавно никто и представить себе не мог.
  Но ведь они же не могли не появиться.
  
  Я обратилась к ТаНаХу. И тут же обнаружила, что не будь ТаНаХа, все идеи, которые вынашивали все русские мыслители от славянофилов А.С. Хомякова, И.В. Киреевского, братьев К.С. и И.С. Аксаковых до русских эмигрантов Г.П. Федотова, Л П. Карсавина, Н.В. Устрялова, Н.С. Трубецкого, просто бы не родились. Из этого Источника черпал свои идеи Петр Яковлевич Чаадаев, которого я почитаю как своего Проводника в мир религиозной философии.
  - - - - - -
  
  Обращение к ТаНаХу не позволяет рассматривать ТРЕТИЙ ХРАМ как очередное культовое здание, а ТРЕТИЙ РИМ как очередную империю, хотя специфические сакральные источники навязывают именно такое рассмотрение.
  
  И ХРАМ, и РИМ - это Сверхидеи.
  
  ХРАМ - Сверхидея, на которой основано представление о мiре:
  Единый Творец; Первочеловек, созданный по Образу и Подобию Творца, но от Творца отторгнутый; Единое человечество как потомство Первочеловека; Разделенность на народы как созданная Творцом структура человечества; вектор Истории, направленный на воссоздание предсказанного библейскими пророками Всеединства.
  Этой конечной Целью и объясняется сменяемость ХРАМов, которая есть ни что иное как процесс распространения Сверхидеи ХРАМ:
  I ХРАМ - начало действия Сверхидеи в среде одного народа, избранного быть свидетелем Б-жественного Откровения;
  II ХРАМ - выход Сверхидеи за ограниченнность Свидетелей откровения, Ее распространение в среде множества народов и их объединение в две теологические системы (христиане и мусульмане);
  III ХРАМ - выход Сверхидеи за ограниченность теологических систем и достижение Всеединства на основе цивилизации, созданной Человеком для воцарения Творца.
  
  РИМ - Сверхидея, на которой основано представление о деятельности Человека, нацеленной на объединение человечества, которое Творец разделил на народы.
  I РИМ - Сверхидея империи, объединяющей народы под властью Человека, объявленного богом;
  II РИМ - Сверхидея империи, объединяющей народы на основе симфонии властей, одна из которых представляет Б-га, а другая Человека;
  III РИМ - Сверхидея универсальной политической формы самоорганизации каждого народа, одновременно и сохраняющей структуру человечества (разделение на народы), и объединяющей народы под властью Творца на основе созданной Человеком цивилизации.
  Эту политическую форму "Диаспора - Метрополия" лишь предстоит создать.
  
   - - - - - -
  
  Я убеждена в том, что, так же, как для еврейского народа весь трагический XX век был переходом из эпохи II ХРАМа в эпоху III ХРАМа, для русского народа он был переходом из эпохи II РИМа в эпоху III РИМа. Что собой представляет этот переход, проявилось в событиях XX века, которые всем хорошо известны.
  
  Практически одновременно произошло падение Российской империи с последующим уходом в диаспору элиты русского народа и предсказанное пророками ТаНаХа возвращение еврейского народа из диаспоры на Землю Обетованную;
  
  образование двух государств СССР и Израиля, основатели которых поставили перед собой мессианские цели: создание нового человека и общества нового типа;
  
  противостояние языческому нацизму, в котором истребление двух мессианских народов закладывалось краеугольным камнем всей идеологии;
  
  ужасающий геноцид обоих народов;
  
  наконец, падение СССР с последующим образованием глобального многонационального Русского мiра и восхождение (алия) в Израиль интернационального миллиона советских граждан.
  
  Как вписать все эти события в логику Истории? Да и возможно ли это?
  
  Возможно, если обратиться к наследию Петра Яковлевича Чаадаева. Он рассуждает о другом таком же значимом моменте Истории - разрушении I РИМа и Рождении II РИМа. Но его рассуждения позволяют понять, чем был СССР и чем было его падение.
  
  "Египет времен фараонов, Греция эпохи Перикла, второй Египет Лагидов и вся Греция Александра, простиравшаяся дальше Инда, наконец, самый иудаизм, с тех пор как он эллинизировался,- все они смешались в римской массе и слились в одно общество, которое представляло собою все предшествовавшие поколения от самого начала вещей и которое заключало в себе все нравственные и умственные силы, развившиеся до тех пор в человеческой природе. Таким образом, не одна империя пала тогда, но все человеческое общество уничтожилось и снова возродилось в этот день... Но когда наступил момент великой катастрофы в духовном мире, все пустые силы, созданные человеком, мгновенно исчезли, и среди всеобщего пожара уцелела одна только скиния вечной истины. Только так может быть понято религиозное единство истории, и только с такой точки зрения эта концепция возвышается до настоящей исторической философии, в которой разумное существо является подчиненным общему закону наравне со всем остальным творением."
  (Подробнее на эту тему в статье "Актуальность ТаНаХа": )
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"