Зив-Ами Лиора : другие произведения.

Два Исхода

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Через 20 лет после крушения СССР вопросы - "а что же это было за государство?", "можно ли советский период осмыслить как интегральную часть национальной истории?", "был ли смысл в уникальном опыте советской империи?" - оказались для бывших совестких граждан неожиданно актуальными. И это закономерно: не осознав прошлое, невозможно представить будущее. Разумеется, ответы на эти вопросы все ищут, исходя из собственной национальной логики. В России эти вопросы подняты на государственный уровень, так как русские как государственнообразующий народ дважды на протяжении XX века теряли логику национальной Истории. Поразительно то, что евреи не ищут этих ответов. А ведь нет народа, который бы утратил логику национальной истории так, как ее утратили евреи. Уже само образование Государства Израиля в эту логику не вписывается и в этом корень всех его проблем, как внешних, так и внутренних. Что же касается советских евреев, можно лишь поражаться проявленной готовности выбросить из национальной истории советский период. Все как-будто вдруг ослепли, не видят и не желают признать, что в условиях СССР сформировался опыт уникальный, не имеющий аналога в национальной истории евреев. Плоды этого опыта все пожинают и даже лакомятся ими. А вот задуматься! Я задумалась и поставила перед собой задачу: найти логику национальной истории. В ее поисках я обратилась к ТаНаХу, тому самому источнику, из которого мыслители разных народов и вероисповеданий черпали идеи, лежащие в основе современной цивилизации. И не вижу причины, по которой можно кому бы то ни было отказать в священном праве обращаться к ТаНаХу вновь и вновь. Я обратилась. Определила идеи, непротиворечащие логике ТаНаХа, начала их развивать и обнаружила, что именно ТАК делаются революции. Книгу "Два Исхода" я посвящаю своему Учителю Владимиру Евгеньевичу (Зеэву) Жаботинскому.

  ДВА ИСХОДА
  
  1. Событие, определившее судьбу человечества
  
  Исход евреев из Египта несомненно является событием национальным, определившим судьбу еврейского народа, так как это событие сформировало еврейское национальное самосознание.
  Однако это же событие - Исход из Египта - определило и судьбу человечества, так как сформировало и продолжает формировать самосознание народов мира.
  Судьбоносность Исхода из Египта обуслена универсальными Идеями, которые принесло в мир последующее за Исходом из Египта Синайское Откровение.
  
  Первая из этих Идей - это Идея Единого Б-га.
  Как бы ни разнились между собой конфессиональные представления о Б-ге, общим является то, что Идея Единого Б-га формирует представление о человечестве как о коллективе, объединенном общим происхождением, общей судьбой и общим Руководством. Поэтому даже те народы, самосознание которых сфомировалось вне какой-либо связи с Исходом из Египта, волей-неволей втягиваются в главную проблему, порожденную Идеей Единого Б-га - проблему единого мирового порядка.
  
  Вторая Идея - это Идея Свободы.
  Свобода, которую обрели евреи благодаря Исходу из Египта, справедливо названа Свободой на скрижалях. Уже в ту эпоху, когда естественным воспринимался порядок, позволяющий разделять людей на полноценных свободных и неполноценных рабов, Б-г выступил как Законодатель, перед которым все люди равны. Такое понимание власти Закона в процессе своего развития привело людей к Идее современного демократического государства и Идее единых прав Человека.
  
  Третья Идея - это Идея Истории.
  Исход из Египта является интегральной частью представления о том, что было в прошлом, есть в настоящем и будет в будущем. По этой причине во всех конфессиях, основывающих свое миропонимание на Исходе из Египта и Синайском Откровении, неизменно присутствует мессианская Идея, в секулярном варианте трансформировавшаяся в Идею прогресса.
  
  Четвертая Идея - это Идея избранного народа.
  Несмотря на то, что право быть избранным народом многими и неоднократно у евреев оспаривалось, никто не отрицает, что именно евреи были свидетелями Б-жественного Откровения. Однако Пятикнижие Моисея не ограничивает избранность евреев фактом Синайского Откровения, но выставляет условие избранности - быть народом, живущим отдельно и среди народов не числящимся.
  
  2. Народ Истории
  
   1
  
  Оспорить избранность еврейского народа легко.
  Для этого достаточно создать соответствующую концепцию, в которой титул избранного народа забирается у евреев и передается другому претенденту на этот титул. Однако, и и доказать избранность еврейского народа не менее просто. Для этого всего лишь необходимо обратить внимание не только на роль, которую евреи сыграли в Истории, но и роль, которую История сыграла в судьбе евреев.
  
   Еврейский народ называют народом Истории вовсе не из-за его древности, так как есть и другие народы, в древности своей еврейскому народу не уступающие. Еврейский народ называют народом Истории потому, что он сформировал представление о том, что Было, Есть и Будет от начальной точки Сотворения Мира до конечной точки прихода Машиаха, когда человечество объединится и установится новый порядок на Земле.
  Поразительно, но развитие Истории привело человечество к такому состоянию, предвидеть которое было не в силах человека. Весь мир превратился в "глобальную деревню" и проблема единого мирового порядка стала самой актуальной проблемой всего человечества. Каким должен быть этот мировой порядок, никто не знает. Однако мечту о нем человечество выразило словами пророка Исайи "И перекуют они мечи свои на орала", установив символизирующую эти слова скульптуру возде здания ООН.
  
  Еврейское национальное представление о том, что Было, Есть и Будет питало жизненные силы самого народа, необходимые для того, чтобы справляться с насущными проблемами, и, сохраняя оптимизм, продолжать свой вечный путь в Истории.
  - Да, - говорили евреи, - сегодня нам плохо, сегодня нас преследуют и громят. Но мы ведь знаем, кем мы были прежде - Свидетелями Откровения, завоевателями Земли Обетованной, в которой царствовали псалмопевец Давид и мудрец Соломон. Знаем мы, почему нам сегодня так плохо: Б-г изгнал нас в среду народов за наши грехи. Но мы ведь знаем, что ждет нас в будущем и кем мы станем, когда придет Машиах и приведет нас в нашу страну, текущую молоком и медом. Мы станем "светочем для народов".
  
   2
  
  До XVIII века такое представление о том, что Было, Есть и Будет, разделял практически весь еврейский народ. XVIII век, однако, принес сомнение в том, что История развивается по такому сценарию.
  - Какое имеет значение то, что было когда-то в прошлом?, - спрашивали себя теперь евреи. - Ну, жили мы когда-то на земле наших предков. Но ведь давно мы уже на ней не живем, а живем на земле других народов, в среде других народов, с которыми сроднились так, что стали на них похожими. Значит, в будущем и вовсе с ними сольемся.
  Этому представлению о том, что Будет, не суждено было реализоваться.
  Страшная Катастрофа развеяла иллюзии.
  
  А вот традиционное представление о том, что Будет, основанное на вере в грядущее возвращение еврейского народа на Землю Обетованную и воссоздание собственного государства, напротив, реализовалось. И как только это случилось, так сразу же выяснилось, что есть еще одна причина считать еврейский народ народом Истории.
  В процессе Истории до такой степени изменился сам народ, что узнать его стало невозможно: 2000 лет назад в изгнание уходил обычный народ, а из изгнания на Землю Обтованную фактически возвратились народы мира с самосознанием потомков общих предков: Авраама, Ицхака и Яакова-Израиля.
  Такой народ - "человечество-семья" - и в самом деле среди народов не числится.
  Сам еврейский народ зафиксировал это новое для себя состояние тем, что начал называть разные свои части именем того народа, в среде которого евреи жили веками и которому действительно уподобились: "поляки", "русские", "иракцы", "французы", "марокканцы" и проч..
  И в данном случае невозможно не поразиться тому, насколько точно реализовалось предсказанное пророком Исаей будущее народа, который станет неузнаваемым для собственных праотцев: "Авраам не знает нас, и Израиль не узнает нас".
  
   3
  
  На это новое состояние еврейского народа уже обратили свое пристальное внимание те, кто в очередной раз оспаривают не только избранность еврейского народа, но и само его право на существование.
  - Что это за народ такой, все эти "русские", "марокканцы", "французы", "поляки", создавшие сионистское образование, которое они называют государством Израиль? - спрашивают они.
  И сами же отвечают: "Да это все они придумали - и свой народ, и свое государство. На самом-то деле никакой они не народ, потому что таких народов не бывает. Это самозванцы, объявившие себя еврейским народом, которых нужно изгнать туда, откуда они пришли. А незаконное их государство нужно уничтожить".
  
  Казалось бы, именно в еврейской среде должны были появиться мыслители, которые бы задали тот же вопрос: что мы за народ, что произошло с нами за 2000 лет рассеяния и какой в этом смысл для продолжения Истории?
  Однако еврейские мыслители проигнорировали новое состояния собственного народа. И случилось это исключительно из-за их представлений о том, что Было, Есть и Будет.
  
   4
  
  Светские еврейские мыслители проигнорировали новое состояния собственного народа из-за того, что их представление о том, что Было, Есть и Будет сформировал герцлианский сионизм.
  Связав прошлое с настоящим (у еврейского народа было блестящее прошлое, за которым последовало 2000-летнее, лишенное смысла рассеяние, превратившее еврейский народ в народ ненормальный, униженный и бесправный), основатели герцлианского сионизма наметили цели, которые должны быть реализованы в будущем (еврейскому народу предстоит стать народом "как все" - построить собственное государство "как у всех" и взять судьбу свою в собственные руки).
  Подобная трактовка Истории обусловила безразличие светских еврейских мыслителей к уникальности собственного народа. Они не всматриваются в народ, не размышляют о нем, воспринимая новое состояние народа как временное, преходящее, а потому и не заслуживающее творческого осмысления.
  Тем самым светские еврейские мыслители не только обессмыслили саму Идею Истории, которую в мир принесли евреи, но привели самих себя к творческому бесплодию, а народ завели в тупик, породив смертельно опасную для самого существования народа концепцию постсионизма.
  
   5
  
  Поразительно, но еврейские религиозные мыслители проявили по отношению к собственному народу такое же безразличие, как и мыслители светские. И все по той же причине: они отрицают новое состояние народа из-за собственного представления о том, что Было, Есть и Будет.
  Представление еврейских религиозных мыслителей о собственном народе основано лишь на том, что Было, то есть на состоянии, в котором народ пребывал в момент разрушения Второго Храма и начала рассеяния. То, что единый в прошлом еврейский народ на протяжении 2000 лет фактически превращался в народы мира, а сами руководители народа в руководителей общин, они видеть отказываются. Поэтому еврейские религиозные мыслители не только не осознают положение народа в настоящем, но и не задумываются о его будущем, затемняя собственную беспомощность аппеляцией к авторитетам прошлого и к мистике.
  В результате еврейские религиозные мыслители пришли к тому же результату, к какому пришли и мыслители светские: обессмысливанию Истории, собственному творческому бесплодию и смертельно опасной для народа дезориентации.
  
   - - - - - -
  
  Отсюда очевидной становится и причина еврейских катастроф - как той, что уже унесла 6 000 000 еврейских жизней, так и той, которая лишь надвигается. Народ не осознает себя в качестве народа Истории, не видит, что с ним стало в результате исторического развития. А потому и не понимает, что собой представляет в качестве народа, живущего отдельно и среди народов не числящегося. Это приводит к тому, что еврейский народ теряет представление о Цели, ради которой он избран Б-гом. Естественно, что народы мира такой утративший Цель избранный народ отрицают.
  
  3. Два Исхода
  
  Тем не менее положение вовсе не безысходное. Выход есть, но для того, чтобы его найти, необходимо вновь обратиться к тому источнику, в котором сообщается об Исходе из Египта - к Б-гооткровенной Книге, из которой черпал все свои Идеи как сам еврейский народ, так и все народы, сформировавшие собственное самосознание на основе Синайского Откровения.
  В Б-гооткровенной Книге содержится Идея Двух Исходов, которая позволяет сформировать представление о том, что Было, Есть и Будет, исходя из нынешнего состояния народа Истории.
  
  Первый из этих Исходов - известный всем Исход из Египта, событие, в честь которого и установлен праздник Песах.
  Второй Исход - Исход из Земли Северной и всех земель, о котором также повествует Б-гооткровенная Книга. Причем не просто поветствует, но противопоставляет Исход из Земли Северной и всех земель Исходу из Египта.
  
  В чем суть противопоставления очевидно из слов пророка Иеремии:
   "Поэтому вот наступают дни - сказал Господь, - когда уже не будут говорить: ''жив Господь, который вывел сынов израилевых из земли Египетской'', но: жив Господь, который вывел сынов Израилевых из Земли Северной и изо всех земель, куда Он изгнал их''.
  
  Трудно переоценить значимость этих слов, учитывая, что существовавшее до сих пор представление евреев о союзе с Б-гом сформировал Исход из Египта. Представление об этом союзе легло в основу всех еврейских концепций национального существования и зафиксировано во всех молитвах. Поэтому слова Иеремии указывают на то, что евреям в будущем предстоит ни больше, ни меньше, чем религиозная революция.
  О причинах ее неизбежности Иеремия сообщает также недвусмысленно:
   "Вот наступают дни, когда с Домом Израилевым и с Домом Иудиным заключу Я новый союз. Не такой союз, который Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской, не такой союз, который они нарушили, несмотря на то, что Я был им Владыкою - сказал Господь; а такой союз, какой заключу Я с Домом Израилевым после тех дней: - сказал Господь - вложу Я Тору Мою в глубину души их и в сердце их впишу Я его, и буду Я им Б-гом, а они будут мне народом."
  
  Чем вызвана необходимость в заключении нового, не такого союза, сказано ясно: союз, который заключили отцы Дома Израилева, ... в тот день, когда (Б-г) взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской, они нарушили.
  
  
  4. Исход Египетских рабов
  
  Естественно, возникает вопрос: а почему отцы Дома Израилева нарушили союз, заключенный с Б-гом?
  Для ответа на этот вопрос нужно вспомнить слова, с которых, собственно, начинается чтение Пасхальной Агады: "рабами фараона были мы в Египте". То есть все наше повествование есть повествование об Исходе египетских рабов.
  Рабством отцов Дома Израилева обуславливаются не только события, произошедшие до и после Исхода из Египта, о которых повествует Б-гооткровенная Книга, но и сущность опыта рабов, определившего образ мышления и действия последующих поколений.
  
   В этом опыте можно выделить четыре важнейших элемента, которые обрекают еврейский народ на то, чтобы нарушить союз с Б-гом.
  
  Первый элемент - Единство.
  
  Из Египта вышел народ, представлявший собой союз двенадцати племен, объединенных общностью происхождения, и идеей Единого Б-га.
  Однако несмотря на эту, казалось бы, прочную основу, единство Дома Израилева было разрушено уже через несколько веков после Исхода: десять колен откололись от центра в Иерусалиме, а потом и вовсе исчезли. Но и остаток Дома Израилева взаимная вражда раздирала настолько, что, как традиционно принято считать, именно взаимная вражда явилась одной из главных причин разрушения Второго Храма.
  Естественно, возникает вопрос: существует ли средство, способное объединить людей, коль скоро общности происхождения и даже Идеи Единого Б-га оказалось недостаточно?
  Ответ на этот вопрос дает опыт: к глобальному единству все народы привела цивилизация, которую создал сам Человек. Новое состояние человечества, с одной стороны, породило множество проблем. Но, с другой стороны, оно вынудило людей сотрудничать друг с другом, решая эти проблемы как общечеловеческие.
  Отсюда следует вывод: объединяет людей созданная Человеком цивилизация, в то время как этническая принадлежность и религия порождают расколы.
  
  Вот тут-то и сказывается ограниченность опыта Исхода египетских рабов: этот опыт Дом Израилев обрел тогда, когда находился на племенном уровне развития цивилизации. Поэтому и рассчитан он на общество цивилизационно неразвитое.
  Благодаря цивилизационной ограниченности собственного национального опыта еврейский народ смог законсервироваться в общинах, рассеяться среди народов мира и в таком виде просуществовать в течение 2000 лет. По мере того, как народы цивилизационно развивались, трансформировались и внедренные в них еврейские общины. Неравномерность развития народов мира обернулась для еврейского народа фактической утратой национального единства.
  Однако еврейский народ этого не заметил, наивно полагая, будто общность происхождения и Идея Единого Б-га гарантируют национальное единство. Фактически же, община для каждого еврея стала самодостаточной, полностью подменив собой Дом Израилев.
  Тем самым еврейский народ обессмыслил союз Дома Израилева с Б-гом, служение которому рассчитано на народ, а не на общину.
  
  Второй элемент - Свобода.
  
  Несмотря на то, что уход из Египта принято считать обретением Свободы, Б-гооткровеннная Книга свидетельствует об отсутствии у египетских рабов стремления обрести эту Свободу. Даже после уговоров пророка Моисея и всех продемонстрированных Б-гом чудес бОльшая часть народа, как повествует предание, из Египта уходить не пожелала, предпочтя рабство Свободе. Но и та часть народа, которая ушла из рабства, постоянно выказывала об этом сожаление, тоскуя о гарантированном рабам горшке с мясом.
  Наконец, рабский страх побудил народ отречься от Земли Обетованной. Из-за этого евреям пришлось 40 лет странствовать по пустыне, пока не вымерло поколение, познавшее рабское ярмо.
  Так что еврейский народ рабство принимал и рабству не противился. К обретению Свободы Б-г принудил Дом Израилев.
  
  Третий элемент - Труд.
  
  Б-гооткровеннная Книга характеризует человека как особое существо, созданное по образу и подобию Б-га. Свое Б-гоподобие Человек совершенно очевидно проявляет в труде, посредством которого он и создал цивилизацию. Однако труд свободного человека принципиально отличается от труда раба своей мотивацией. Свободным человеком движет стремлении к творчеству. Раба же к труду вынуждают обстоятельства. Поэтому рабский труд никогда не был продуктивен.
   Рабство отцов Дома Израилева, о котором сообщает Б-гооткровеннная Книга, определило сущность союза, заключенного с ними Б-гом: это не союз, а скорее сделка. Фактически, Б-гу пришлось покупать себе народ постоянными дарами и посулами. Б-г обеспечивал народ едой, питьем, одеждой, и, наконец, маном небесным. Эта особенность союза Б-га с рабами Египетского Исхода зафиксирована и в еврейских молитвах: за служение Себе Б-г гарантирует народу материальные блага.
  Тем не менее служение Б-гу подразумевает именно продуктивный труд. Это явно следует из законов, которые непосредственно передал народу Моисей. Наконец, служение Б-гу в Храме подразумевает продуктивный труд: ведь все, что требуется для службы - скот, злаки, утварь и проч.. - необходимо произвести.
  Однако и не это главное. Главное то, что сама по себе служба в Храме не является Высшей Б-жественной Целью. Высшей Б-жественной целью является признание Власти Б-га над единым человечеством. Только цивилизация, созданная посредством продуктивного труда, обеспечивает достижение этой Высшей Б-жественной Цели.
  Следовательно, отрицание продуктивного труда неизбежно приводит к отказу от служения Б-гу и оборачивается нарушением союза с Ним.
  
  Четвертый элемент - Власть Б-га.
  
  Опыт рабов Египетского Исхода не позволил им признать над собой Власть Б-га.
  Уже во время Исхода из Египта, как повествует Б-гооткровенная Книга, евреи отказались от прямой связи с Б-гом. Выслушав 10 заповедей непосредственно от Б-га, они делегировали к Б-гу пророка Моисея, переложив на него функцию посредника между народом и Б-гом.
  Этим рабы Египетского Исхода выразили свою потребность в зависимости от другого человека, чью власть над собой они готовы признать. И в дальнейшем народ доказал наличие у него этой потребности. Затребовав у пророка Шмуэля царя, евреи тем самым отвергли Б-га.
  Об этом свидетельствует Б-гооткровенная Книга:
  "И сказал Г-сподь Шмуэлю: послушай голоса народа во всем, что они скажут тебе. Ибо не тебя отвергли они, а Меня отвергли от царствования над ними."
  
   - - - - - -
  
  Таким образом, очевидны причины, по которым отцы Дома Израилева нарушили союз, заключенный с Б-гом: рабы не могут служить Б-гу из-за ограниченности рабского опыта.
  Исход египетских рабов позволил лишь провозгласить универсальные Идеи человечества и сформулировать идеалы, стремление к которым стало движущей силой Истории. Однако тот же опыт Исхода египетских рабов препятствует претворению этих идеалов в жизнь.
  Необходим новый опыт и новый Исход. И это есть условие нового союза с Б-гом.
  
  5. Является ли воссоздание государства Израиль началом Исхода из Земли Северной и всех земель?
  
   1
  
  На протяжении долгих веков еврейский народ жил надеждой на новый Исход - Исход из Земли Северной и всех земель. Но следует ли отсюда, что воссоздание государства является осуществлением этой надежды?
  Опыт показал, что еврейский народ вцелом этим вопросом вообще не озабочен. Большинство народа вполне удовлетворяется традиционными национальными обычаями и символами, которые на протяжении веков были достаточными для национального существования. Поэтому воссоздание государства Израиля не стало для народа тем судьбоносным фактом, который невозможно игнорировать, как веками невозможно было игнорировать Исход из Египта, определивший еврейское национальное самосознание и место евреев среди народов мира.
  Что же касается еврейской ортодоксии, то для значительной ее части сам вопрос является кощунственным. Государство Израиля эта ортодоксия признавать отказывается и воссоединение народа не считает началом Исхода из Земли Северной и всех земель. Свою позицию ортодоксия обосновывает тем, что возвращение народа и воссоздание государства осуществлено без прямого Б-жественного вмешательства.
  Разумеется, явного Б-жественного вмешательства, как во время Исхода из Египта, не было. Но кто сказал, что Б-жественное вмешательство при Исходе из Земли Северной и всех земель обязано быть идентичным Б-жественному вмешательству при Исходе из Египта?
  И что вообще считать Б-жественным вмешательством?
  
  Неужели те изменения, которые претерпел еврейский народ в процессе 2000-летнего рассеяния, не свидетельствуют о Б-жественном вмешательстве? Достаточно предположить, что рассеяние, превратившее еврейский народ в "народы мира", осуществлено по Воле Б-га и является подготовкой к заключению нового союза, как вывод напрашивается сам собой: если при рассеянии Б-жественное вмешательство проявлялось не явным образом, то таким же не явным образом Оно может проявляться и при собирании рассеянных (киббуц галуйот).
  Судить о Б-жественном вмешательстве мы можем лишь опосредованно, путем анализа очевидных фактов. И начать этот анализ нужно со сравнения двух Исходов.
  
  Итак, из Египта вышел народ, состоящий из 12 колен. Основателем каждого колена был один из сыновей Яакова-Израиля. Поэтому Б-гооткровенная Книга с полным основанием называет еврейский народ Домом Израиля.
  Из всех земель в воссозданое государство Израиля возвращается совершенно иной еврейский народ, превратившийся в рассеянии среди народов мира в "поляков", "русских", "иракцев", "французов", "марокканцев" и проч..Это новое свое состояние еврейский народ смог обнаружить только воссоединившись в едином государстве, названном государством Израиля.
  Потребность в воссоединении отдельные евреи начали интуитивно ощущать лишь тогда, когда столкнулись с фундаментальными изменениями глобального масштаба. Неудивительно, что ортодоксальные лидеры подобной потребности не ощутили, так как, превратившись в рассеянии в деятелей общины, они утратили способность понимать хотя бы собственный еврейский народ.
  В этих условиях каждый еврей мог полагаться только на себя, на собственную интуицию, которая подсказывала ему, как именно нужно реагировать на фундаментальные изменениях глобального масштаба.
  
  О каких же фундаментальных изменениях глобального масштаба идет речь?
  На эти изменения явно указывает синхронность двух процессов: в то время, как рассеянный еврейский народ начал воссоединяться на Земле Обетованной, народы мира, причем все одновременно, начали образовывать собственное рассеяние, уподобляясь в этом отношении евреям.
  Новая ситуация возникла в результате сотрудничества всех людей на общем поприще - созидании цивилизации. Это сотрудничество расшатало традиционное общество, основанное на этнической и религиозной общности своих членов, и вызвало массовую миграцию в глобальном масштабе. Возникла потребность в новой основе единства людей, заблудившихся на просторах незнакомого им мира.
  
  Евреи были первым народом, который столкнулся с этой проблемой в Европе.
  Как только европейское еврейство обнаружило ограниченность опыта традиционного общества, существование традиционной общины утратило свой смысл. Стремление сотрудничать с другими людьми, независимо от их этнического происхождения и религиозной веры, побудило евреев искать новую основу единства людей на базе цивилизации.
  Попытка приписать себя к другому народу обернулась для евреев Катастрофой. Народы явно не желали принимать идею разрушения этнической и религиозной основы единства людей и замены ее цивилизационной основой (общим гражданством и участием в различных областях деятельности), за что ратовали евреи-ассимилянты. Национальное государство было единственным выходом из создавшегося положения, так как позволяло включиться в общечеловеческий процесс созидания цивилизации, сохраняя при этом этническую и религиозную основу единства людей.
  С необходимостью найти этот выход столкнулось только еврейство Европы, так как только в Европе цивилизация вышла на тот уровень развития, на котором эта необходимость возникла. Естественно, что инициаторами глобального Исхода из Земли Северной и всех земель и воссоздания государства могли стать только европейские евреи.
  
  Проявляется ли и в этом Б-жественное вмешательство?
  Несомненно, если учесть, что Идею Единого Б-га евреи принесли всему человечеству. Цивилизация создала материальную базу для объединения человечества и евреи интуитивно начали разрушать преграды, которые отделяли еврейский народ, живущий отдельно и среди народов не числящийся, от народов мира. Ортодоксия же, наоборот, эти преграды нагромождала, причем не только между евреями и народами, но и между еврейскими общинами.
  Только в воссозданном государстве проявилась суть конфронтации народа с ортодоксией: ортодоксия является носительницей племенного опыта Исхода египетских рабов, в то время как народ созрел для нового общечеловеческого опыта Исхода из Земли Северной и всех земель. А опыты эти несовместимы.
  Их несовместимость демонстрирует анализ четырех элементов опыта.
  
   2
  
  Первый элемент - Единство.
  
  С наступлением Нового времени в разных местах начали появляться отдельные личности, несвязанные между собой, однако высказывавшие схожие идеи и даже составлявшие планы воссоединения еврейского народа. Народ же остался безразличным как к их идеям, так и к их планам. И даже тогда, когда инициаторами воссоединения стали авторитетные раввины Цви Хирш Калишер и Иехуда Алькалай, названные "правозвестниками сионизма", народ их инициативу не поддержал, хотя раввины говорили о вещах, по поводу которых у народа сохранялся консензус.
  А вот на инициативу Герцля народ откликнулся. И это тем более странно, что сам Герцль поначалу мечтал возглавить массовое крещение евреев с тем, чтобы евреи могли стать частью европейского общества.
  Причина этой "странности" в том, что раввины располагали лишь старым опытом Исхода египетских рабов и предлагали его народу (вплоть до возобновления жертвоприношений). Герцль же предлагал исключительно опыт новый, основанный на цивилизации. (Поэтому Герцль и был согласен на отказ от Земли Израиля и создание еврейского государства на территории Уганды.)
  
  Различие в двух этих опытах, интуитивно ощущавшееся народом, состоит в разной направленности интереса.
  В племенном обществе людей связывают личностные отношения. Поэтому их интерес направлен на самого человека: что он собой представляет, как себя ведет, какую одежду носит, что ест и проч..Все это позволяет обществу провести черту, отделяющую "своих" от "чужих".
  Чем выше уровень развития цивилизации, тем большее значение обретают безличностные отношения. Интерес людей переориентируется на законы мироздания, познавая которые и используя, люди развивают цивилизацию. Что представляет собой человек, который открывает эти законы и использует в своей деятельность, что он ест, во что одевается и как себя ведет, теряет значение. Понятно, что при такой направленности интереса "своими" становятся многие незнакомые люди вплоть до того, что "своим" становится все человечество.
  Меняя направленность интереса по мере развития цивилизации, человек постепенно меняет самого себя, собственную психологию, способность к безличностным отношениям. Современное государство могло возникнуть не раньше, чем необходимые изменения произошли в самом человеке.
  Традиционная еврейская община любым изменениям препятствовала. Поэтому традиционный еврей не только не испытывал потребности в государстве, но и отвергал государство как чуждое ему. И был прав, так как психологически не был к нему готов.
  Потребность в государстве смогла появиться лишь у тех евреев, которые сменили направленность своего интереса, тем самым психологически подготовив себя к государственному существованию.
  
  Насколько это верно, стало очевидным лишь в воссозданном государстве, где это различие между старым и новым опытами проявилось.
  Участие в деятельности, необходимой для существования современного государства, объективно объединяет всех граждан государства Израиля, независимо от их этнической и религиозной принадлежности. Участие же в деятельности, традиционной для еврейской общины, людей разъединяет, причем не только евреев с неевреями, евреев "светских" с "религиозными", но и евреев разных течений в иудаизме. Образно выражаясь, народ объединяет Электрическая кампания Израиля, а не все галахические постановления авторитетов, взятые вместе.
  Более того, галахические постановления как раз сеют расколы. И поэтому самым расколотым сектором израильского общества является ортодоксальный сектор. Люди этого сектора сохраняют все признаки племенной психологии и по этой причине к единству не способны.
  
  Второй элемент - Свобода.
  
  В рассеянии опыт Исхода египетских рабов деградировал до такой степени, что выродился в принципиальный отказ от Свободы, обязательным условием которой является самодостаточность. Многовековая привычка жить общиной в среде другого народа привела еврейский народ к утрате самой потребности в самодостаточности.
  В то время, как народы развивались, решая по мере развития цивилизации все необходимые для своего существования вопросы, евреи ограничивали себя лишь решением вопросов, необходимых для существования собственной общины. Естественно, что развитие еврейского народа тем самым было прервано. И наступление времени, когда самодостаточность уже стала невозможной, должно было наступить неизбежно.
  В результате евреи узаконили зависимость от народов, окончательно обрекая себя на отказ от Свободы.
  В сложившихся условиях жажда Свободы могла проявиться одним-единственным образом: обретением знаний и навыков, необходимых для самодостаточного существования в условиях современной цивилизации. Поначалу для европейских евреев эта жажда Свободы проявилась в том, что евреи массово устремились в учебные заведения и области деятельности, где могли обрести знания и навыки, необходимые для личной самодостаточности. Однако, как только "аккультурированные" таким образом евреи убедились, что самодостаточность личности в среде другого народа иллюзорна, тем более личности еврея, именно эти "аккультурированные" евреи собрались вокруг Теодора Герцля и заложили основы государства.
  Жажда Свободы побуждала евреев осваивать земледелие, от которого они отвыкли, обретать необходимые знания и навыки и вкладывать их в воссозданное государство. Ортодоксия всю эту деятельность объявила нееврейской, так как возвела рабскую зависимость в ранг святыни.
  
  Третий элемент - Труд
  
  В отношении к Труду деградация опыта Исхода египетских рабов проявилась настолько явно, что вызвала настоящее восстание народа. Наступил момент, когда нельзя уже было закрывать глаза на разрыв в опыте европейских народов, стремительно развивавших цивилизацию, и евреев, замурованных в своих общинах. В то время как европейцы посредством Труда совершенствовали человека и его нравственные ценности, евреи подавляли человека, стремительно утрачивая нравственные ценности, которыми в прошлом справедливо гордились.
  
  Представление о Труде как о наказании Человека Б-гом за грех ослушания дает Б-гооткровенная Книга: "проклята земля за тебя; в муках будешь питаться от нее все дни жизни твоей... в поте лица своего будешь есть хлеб" (Бытие. Гл 3:17,19). Опыт, однако, показывает, что в процессе созидания цивилизации Труд из наказания постепенно превращается в благословенье.
  Разумеется, неизменной целью Труда всегда было и остается жизнеобеспечение. Но на низком уровне развития цивилизации трудовая деятельность Человека фактически сводится к достижению этой цели. Поэтому чем ниже уровень развития цивилизации, тем больше потребность в рабах: каждый, кто может избавить себя от наказания Трудом "в поте лица", стремится это сделать, переложив обязанность трудиться на ближнего своего.
  Еврейский закон не допускает превращения человека в "говорящее орудие", как называли раба греки. Еврейский закон не только предписывает заботу о неимущем, но и защищает его, если бедняк оказался вынужденным продать себя в услужение. Закон предусматривает и ограничение продолжительности вынужденного рабства, и ликвидацию губительного для общества имущественного неравенства в юбилейный год. Но самое главное - Закон предписывает прекращение работы в субботу, чтобы помнил человек о Цели, которая стоит выше простого жизнеобеспечения.
  И этой Целью является служение Б-гу.
  
  Народы на протяжении всей Истории развивали сам Труд, создавая разнообразие трудовой деятельности. И это несомненно является служением Б-гу.
  Развивая Труд, народы, с одной стороны, создали цивилизацию как необходимое условие объединения человечества, а с другой стороны, проявили суть Б-гоподобия Человека, так как возможность выбрать вид трудовой деятельности предоставляет каждому человеку возможность реализовать данный ему Свыше индивидуальный творческий потенциал.
  В процессе развития Труд постепенно превратился в средство самовыражения, а праздность обернулась опустошающей скукой. Созидающий Человек стал интересен и себе, и другим. Несозидающий, напротив, утратил неинтерес к своей личности, а общество несозидающих людей основы нравственности.
  
  Рассеяние не позволило евреям как народу участвовать в этом процессе. Поэтому по мере развития цивилизации неизбежно должно было нарастать и неприятие самого рассеяния.
  Созданное рассеянием зависимое положение не только вынудило еврейский народ ограничить опыт Труда, но и извратило этот опыт. С одной стороны разнообразию трудовой деятельности евреев всячески препятствовали как властели, пускавшие бездомный народ в свои владения на ограниченных условиях, так и различные профессиональные гильдии, не желавшие терпеть еврейских конкурентов. Но с другой стороны, сами евреи перестали видеть смысл в разнообразии трудовой деятельности. Главную роль в жизни еврейского народа начал играть капитал, так как капитал был единственым средством, позволявшим еврейской общине купить себе место под солнцем и решить все свои проблемы.
  В этих условиях не качество и разнообразие Труда стало значимым для бездомного народа, а возможность добыть капитал любым способом.
  
  Ситуацию принципиально изменила эмансипация, которую даровали евреям европейские народы. В Европе у евреев появилась возможность присоединиться к народам и трудиться вместе с ними на поприще развития цивилизации.
  Но было уже поздно: функции Труда, ограниченные многовековым рассеянием, стали восприниматься евреями как нормативные. И не без основания. Однотипная деятельность - финансы и торговля, - веками объединяла всех евреев общими интересами. Разнообразная же профессиональная деятельность национальное единство разрушала, так как профессиональные интересы сближали европейских евреев с нееврейскими согражданами-европейцами и отдаляли от неевропейских соплеменников-евреев. Ассимиляция европейского еврейства в этой ситуации становилась неизбежной.
  Однако, самым главным следствием нового отношения к Труду эмансипированных европейских евреев было неизбежное изменение самого Закона. Закон, полученный на низком уровне развития цивилизации, предписывал поддерживать слабых и неимущих. Высокоразвитая цивилизация позволяла отдельному еврею стать сильным и имущим на поприще созидания цивилизации. Тем самым подрывалась материальная основа племенной нравственности, базирующейся на взаимодействии всемогущих "сильных" и беспомощных "слабых".
  Изменение отношения к Труду неизбежно оборачивалось разрушением всего многовекового опыта евреев. Ортодоксия осознала эту угрозу и ее реакция последовала незамедлительно: любая деятельность, кроме той, которая в рассеянии стала нормативной, подверглась шельмованию как "нееврейская", а занятие ею как "нарушение святости". Теперь уже во имя якобы Закона еврейским массам навязывалось положение слабых, неимущих и нуждающихся в помощи.
  Искусственность созданной ситуации совершенно очевидно обессмысливала Закон. То, что было Торой, защищающей нуждающегося, превратилось в профанацию Торы, когда нужда стала навязываться умышленно.
  
  И в данном случае народ ощутил то, чего не ощущали его лидеры: меняя отношение к Труду, цивилизация выносит приговор всему опыту Исхода египетских рабов. Народ устремился к новому опыту и начал яростно атаковать старый опыт с разных позиций одновременно.
  Самой мощной атаке подверг традиционный еврейский опыт немецкий еврей Карл Маркс. Развитие Труда Маркс положил в основу всего своего Учения. И евреи массово поддержали марксизм. Значимость Труда Теодор Герцль хотел выразить в национальном флаге будущего государства: семь звезд должны были символизировать 7-часовой рабочий день.
  Для многих евреев стал очевидным нравственный ущерб, который причиняет ортодоксия народу своим отношением к Труду. Однако более всего этот ущерб ощутили сионисты-практики, каковым был Ахарон Давид Гордон:
  "Мы усвоили привычку смотреть на физический труд свысока, так, что даже те, кто трудятся, работают по необходимости, постоянно надеясь когда-нибудь избавится от этого проклятья, пробиться к "лучшей жизни". Мы не должны обманывать себя на этот счет, не должны закрывать глаза на неполноценность, присущую нам не только как отдельным людям, но и как народу." (А.Д.Гордон. "Народ и Труд")
  Из этих слов Гордона очевидно, что ортодоксия зафиксировала в опыте отношение к Труду, характерное для любого цивилизационно неразвитого общества. Гордон же, подобно многим европейским евреям, смотрел на Труд с высоты цивилизации. И потому высказанные им идеи стали основополагающими в опыте Исхода из Земли Северной и всех земель.(Гордона даже нарекли создателем "религии Труда".)
  "Все, что чувствуют и думают люди во время труда и досуга, все отношения, вытекающие из этих обстоятельств в сочетании с естественным окружением, - все это составляет дух народной культуры. Он поддерживает более высокие проявления культуры: науку и искусство, верования и идеи...Труд - наше лекарство. Идея труда должна стать стержнем всех наших стремлений. Это тот фундамент, на котором должна быть воздвигнута вся наша национальная культура. Лишь только сделав труд как таковой нашим национальным идеалом, сможем мы излечиться от язвы, терзавшей нас на протяжении многих поколений, и заделать трещину, отделяющую нас от природы. Труд - это великая человеческая идея. Это идея будущего. Она может стать для нас целительным солнцем." (А.Д.Гордон. "Народ и Труд")
  
  "Труд - это великая человеческая идея." Неограниченный доступ евреев к различным видам дятельности, который открыла эмансипация, доказал правоту слов А.Д.Гордона. За короткий срок евреи так мощно проявили индивидуальный потенциал отдельных своих представителей, внесли настолько огромный вклад в развитие цивилизации, что еврейский народ изменил представление о себе самом и собственной национальной элите. Место торговца и финансиста занял деятель науки, а пальма первенства перешла от традиционного мудреца к лауреату Нобелевской премии. Воссоздание государства лишь закрепило это новое представление народа о себе самом, так как этот беспрецедентный поступок народа раскрыл и его общенациональный потенциал. Народ проявил свою готовность личным труд возрождать землю отцов, строить дома и дороги, создавать инфраструктуру и различные предприятия. То есть народ проявил готовность заложить, по словами А.Д. Гордона, "фундамент, на котором должна быть воздвигнута вся наша национальная культура".
  Естественно, что повести народ, а по существу возглавить Исход из Земли Северной и всех земель, могли лишь те из евреев, для кого продуктивный Труд стал знаменем. Таковых могло сплотить только рабочее движение, но никак не ортодоксия. И не случайно символом израильского идеализма стал киббуцник - еврей, который в выборе между Трудом и капиталом радикально выбрал продуктивный Труд и отверг даже личный капитал.
  Это намного больше, чем просто трудовая деятельность. Это принципиальное отрицание опыта Исхода египетских рабов.
  
  Насколько народ оказался прав, проявилось в воссозданном государстве Израиля, когда лидеры ортодоксального еврейства начали восстанавливать опыт Исхода египетских рабов. Без какого-либо нееврейского влияния ортодоксия укрепила в своих сторонниках отношение к продуктивному Труду как к проклятью, от которого необходимо освободиться. В средство избавления от Труда-"проклятья" лидеры ортодоксии обратили "изучения Торы". Тем самым в "рабов" ортодоксии превратилось все израильское общество. Ошеломляющие цифры демонстрируют результат такого "изучения Торы": если в 1970 не работало 20% мужчин-ортодоксов, то в 2009 их количество выросло до 69% (данные взяты из данных Центра исследования социальной политики "Taub").
  То, что подобное "изучение Торы" обрекает ортодоксальный сектор общества на бедность и неизбежные столкновения с законами государства, является закономерным следствием навязанного ортодоксией отношения к Труду. Проблема в том, что в представлении ортодоксии эти явления не являются пороком, а, напротив, оправдываются "святостью".
  Такая "святость" как раз и свидетельствует об ущербности опыта Исхода египетских рабов.
  
  Народ эту ущербность ощутил интуитивно. Отринув опыт Исхода египетских рабов, народ, в отличие от ортодоксии, своим новым отношеним к Труду продемонстрировал и готовность к новому союзу с Б-гом, союзу, "какой заключу Я с Домом Израилевым после тех дней:... вложу Я Тору Мою в глубину души их и в сердце их впишу Я его, и буду Я им Б-гом, а они будут мне народом".
  
  
  Четвертый элемент - Власть Б-га.
  
  Б-гооткровенная Книга напрямую связывает два элемента опыта - Труд и Власть - с "грехопадением" (Бытие. Глава 1)
  До "грехопадения" во взаимоотношениях между первыми людьми, мужчиной и женщиной, царит такая гармония, что они даже получают общее имя - Человек: "мужчиной и женщиной сотворил их и благословил их и нарек им имя Человек...и поместил его в саду Эденском, чтобы возделывал его и хранил его".
  После "грехопадения" возникает конфликт. Конфликтным становится Труд, который делится на мужской "в поте лица своего будешь есть хлеб" и женский "в муках будешь рождеть детей". И появляется источник всех конфликтов - Власть человека над человеком: "и будет властвовать он над тобой".
  Власть, таким образом, зачата во грехе, греховна по самой своей природе и порождена конфликтом Человека с Б-гом. Б-гооткровенная Книга подтверждает этот конфликт, передавая ответ Б-га пророку Шмуэлю, смущенному требованием народа поставить над ним царя: "послушай голоса народа во всем, что они скажут тебе, ибо не тебя отвергли они, а Меня отвергли от царствования над ними". (Шмуэль I. Глава 8: 7)
  
  Власть Б-га отличается от власти человека очевидно: Б-г дает, а человек берет. Эту суть власти человека, пророк Шмуэль, по указанию Б-га, разъясняет народу, акцентируя слово "возьмет":
  "сыновей ваших возьмет он и приставит их к колесницам своим,...и поставит одних у себя тысяченачальниками и пятидесятиначальниками, а другие будут пахать пашни его, и жать жатву его, и делать ему воинское оружие и принадлежности для колесниц его. А дечерей ваших возьмет в...стряпухи и булочницы. А лучшие поля ваши и виноградники ваши, и масличные сады ваши возьмет он и отдаст слугам своим..И от посевов ваших и виноградников ваших возьмет он...и рабов ваших, и рабынь ваших, и лучших ваших юношей, и ослов ваших возьмет он и использует для своих работ. Возьмет он десятую часть мелкого скота вашего и сами вы будете ему рабами." (Шмуэль I Глава 8:11-17).
  Б-г для своей власти над людьми во всем этом не нуждается. А человек нуждается, так как для любого властителя обладание богатством, позволяющим окружить себя верными людьми и заставить всех работать на себя, является необходимым средством возвышения над подвластными.
  Этим, однако, нужды властителя не ограничиваются. Чтобы подняться на недосягаемую для подвластных высоту, властитель нуждается в сакрализации своей власти. Б-г Сам объясняет пророку Шмуэлю, как именно нужно поднять над народом первого израильского царя, избранника Б-жьего, Шауля: "Я пришлю к тебе человека и ...помажешь ты его в правители народу Моему, Израилю".
  
  Отсюда неизбежен вывод о Б-жественном происхождении власти правителей. Но Б-г всего лишь позволил народу самому убедиться в ущербности своего опыта. А суть этой ущербности в том, что сакрализация власти человека Именем Б-га превращает Самого Б-га в средство власти человека над себеподобными.
  В этом смысле любая религиозная конфессия ущербна, так как сакрализация власти правителя является одной из важнейших ее функций. Это качество религиозной конфессии определяет ее ограниченность. Поэтому неизбежно наступление времени, когда религиозная конфессия придет не только к собственному вырождению, но и к прямой конфронтации с Б-гом.
  
  Такое время наступило в Европе, когда беспредел католического клира, присвоившего себе от Имени Б-га неограниченную власть над паствой, начал восприниматься верующими людьми как вырождение религии и конфронтация с Б-гом. Бунт вылился в протестантскую религиозную реформу, сутью которой было исправление ошибки, которую в свое времена допустил еврейский народ, потребовавший у пророка Шмуэля царя. Закрепили свое достижение протестанты-европейцы политическими средствами: они создали европейское государство, уравнивающее всех граждан перед общим законом.
  Общий закон не устанавливает власть Б-га. У него иная функция: он позволяет народу избавиться от потребности ставить над собой царя.
  
  О том, что еврейский народ был потрясен достижениями европейцев, свидетельствует его реакция на эти достижения. Евреи собственоручно разрушили традиционную общину, которую созидали многие поколения их предков на протяжении веков рассеяния. Причем делалось это тогда, когда никакая внешняя сила евреев к этому не принуждала. Инициатива исходила от самих евреев.
  Причина для потрясения у еврейского народа была. Она состояла в том, что универсальные Идеи, которые в мир принесли евреи, претворили в жизнь другие народы. Более того, это сделали христиане, которые на протяжении всех веков рассеяния являлись непримиримыми религиозными противниками евреев.
  
  Идею Единого Б-га принесли в мир евреи. Однако, цивилизацию, объединившую народы, создали христиане. Разумеется, в создание цивилизации вносили свой вклад не только христиане-европейцы. Но только они, освободив себя от семейных уз во Имя Б-га, смогли направить всю свою творческую энергию на создание цивилизации. Для того, чтобы прийти к Просвещению, европейцы должны были начать с монастыря и пройти долгий путь, чтобы их творческие достижения были признаны народами мира достижениями всего человечества и базой для сотрудничества всех народов мира.
  Благодаря христианам человечество стало единым. И теперь те народы, которым не пришлось адаптировать Идею Единого Б-га через конфессию, адаптируют ее через цивилизацию.
  Евреи же действовали в направлении прямо противоположном. Все свое творчество евреи направляли на то, чтобы отгородиться от других народов. И пришли к тому, что нагромоздили ограды, отделяющие одну еврейскую общину от другой. То есть, еврейское творчество разрушило единство собственного народа, а Идею Единого Б-га довело до абсурда.
  
  Идею Свободы также принесли евреи. Но для реализации этой Идеи необходимо решить проблему, которую удалось решить только христианам. Проблема состоит в перенесении семейных отношений на отношения за пределами семьи.
  В семье люди привыкают к власти всесильного отца, от которого зависят его домочадцы. За пределами семьи они такой же властью награждают "социального отца" - сильную личность. Ему они готовы подчиняться не только, как дети подчиняются отцу, но и как простые смертные подчиняются представителю Б-га на земле.
  Религиозная Реформация избавила христианина от власти "социальных отцов", изменив коренным образом психологию европейца. Тем самым не только высвободилась творческая энергия Человека-созидателя цивилизации, но и появилась нужда в политическом устройстве, защищающем его личную Свободу. Всеобщее избирательное право, разделение властей, равенство всех граждан перед единым законом - все эти политические идеи, которые легли в основу современного государства, родились лишь тогда, когда для христиан власть Б-га стала несовместимой с властью "помазанника Б-жьего". (Не случайно в поисках обоснования личных свобод англо-саксонские теоретики государства аппелировали к диалогу Шмуэля с Б-гом.)
  И это величайшее достижение христианской Европы было признано народами мира как универсальное. Сама цивилизация вынуждала народы копировать европейский тип государства даже в тех случаях, когда сами народы не испытывали потребности в Свободе.
  У евреев в общинах сложилась прямо противоположная ситуация.
  Еврейский народ всегда воспринимал себя как большую семью потомков общих праотцев. Поэтому евреи легко переносили свои семейные отношения на всю социальную жизнь народа, почитая и наделяя властью старейшин и членов уважаемых семей. Печатью семейственности евреи отметили и ожидаемого Машиаха, который обязан был происходить из дома царя Давида.
  Рассеяние лишь укрепило это чувство семейной солидарности среди враждебного окружения. Евреи терпели самоуправство богачей-гвиров, так как от них, как от отцов семейства, зависела вся община, и добровольно подчинялись раввинам в полной уверенности, что раввины издают свои законы от Имени Б-га.
  Свобода отдельной личности не только не предполагалась. Отказ от Свободы под предлогом подчинения "игу Торы" обрело ранг святости. Поэтому руководители общин не сомневались, что им, как отцам, позволено выдавать собственную волю за Волю Б-га, и от Имени Б-га запрещать евреям участие в создании цивилизации.
  
  И Идею Истории принесли в мир евреи. Однако ее также реализовали христиане. Церковь, с одной стороны, приучила европейские народы гнушаться языческим опытом их предков, а с другой стороны, устремила их к мессианскому идеалу. Теперь европейцы могли двигаться вперед и ничто не тянуло их назад. Обретя таким способом энергию движения, европейцы-христиане оказались двигателями Истории, втянув в процесс движения все народы мира.
  В противоположность христианам еврейский народ крепкими узами привязал себя к опыту предков как к священному и неизменному, тем самым превратившись в "историческую окаменелость" (Тойнби) не только в глазах народов, но и в собственных глазах.
  
  На фоне достижений европейцев-христиан еврейская избранность не только утратила содержание, но также выродилась в абсурд. Это открытие повергло европейское еврейство в состояние шока и вызвало всем известные реакции: самоненависть, переход в христианство как в религию "культурных людей", революционную страсть к переустройству мира и, разумеется, прорыв во все области созидательной деятельности с целью вернуть себе утраченное самосознание избранного народа.
  Удар, который нанесли еврейству европейцы-христиане своими достижениями, сравним с разрушение Храма, так как европейцы вновь поставили еврейский народ перед необходимостью создавать новую концепцию существования взамен старой. Концепция воссоздания государства решала многие проблемы. Однако раввины, научившие народ ежедневно повторять "в следующем году в Иерусалиме", встали у народа на пути. Для обоснования своей позиции раввины, естественно, прибегли к авторитету Торы, дескать, воссоздать государство имеет право только Машиах, но не сам народ.
  Что скрывается за "Машиахом" раскрылось в реальности воссозданного государства.
  
  При всей своей проблематичности современное государство отличается тем, что исключает сакрализацию Власти. Уже тот факт, что современное государство основано на разнообразии квалифицированной деятельности людей, объективно ограничивает Власть, так как руководители вынуждены опираться на знания специалистов, а не на мнение "мудрецов", финансовых воротил и прочих "уважаемых людей". Но самым мощным средством ограничения Власти является узаконенное равенство всех граждан, единственным гарантом которого выступает современное государство: от рядового человека до президента и премьер-министра все подчиняются единому закону и несут равную ответственность перед законом.
  Этот Высший Смысл государства ортодоксальное еврейство не только по понимает, но и не принимает. Источником закона ортодоксальное еврейство признает только собственных авторитетов, которые в воссозданном государстве увидели лишь средство возвращения утраченной над еврейским народом власти. Принципиально не признавая равенства людей, ортодоксальные авторитеты тем не менее воспользовались равным правом всех граждан определять политику государства, организовали собственные религиозные партии и принялись через политическую деятельность возвращать народ к "игу Торы".
  "Иго Торы" обернулось игом самих ортодоксальных авторитетов, которые от Имени Б-га принялись насаждать в государстве собственные порядки. Вот тогда и открылся зловещий смысл слова "возьмет", которое Шмуэль неоднократно повторял, разъясняя народу порочность власти человека: "сыновей ваших возьмет он и ... дечерей ваших возьмет ... поля ваши и виноградники ваши, и масличные сады ваши возьмет он и отдаст слугам своим.. и использует для своих работ... и сами вы будете ему рабами."
  Народ очень быстро превратился в коллективного раба, который учится, трудится, созидает, воюет и безвольно наблюдает за тем, как ортодоксальные авторитеты посылают в кнессет парламентариев от "своих" партий, чтобы взять то, что создано народом, и отдать слугам своим.. и использовать для своих работ: для религиозных советов, для ешив и прочих заведений, в которых ортодоксальных евреев приучают презирать продуктивный труд и зависеть на своих добытчиков-авторитетов.
  
  То, что "иго Торы" превратилось в средство циничной эксплуатации народа, очевидно. Как очевидно и то, что такое "иго Торы" разрушает нравственные устои народа и обрекает его на деградацию. Главное другое: используя Б-га в качестве средства собственной власти, ортодоксальные авторитеты довели народ до того, что "Меня отвергли от царствования над ними".
  
  В условиях независимого существования стало понятным, что именно произошло с еврейством Европы. Ортодоксальные авторитеты толкнули европейское еврейство на отречение от Б-га, поставив евреев перед судьбоносным выбором: либо Б-г, либо цивилизация. Но мог ли Б-г, Сотворивший мир, Давший разум Человеку, и заповедавший Труд "в саду Эденском, чтобы возделывал его и хранил его" ненавидеть цивилизацию и противится тому, чтобы Человек создавал ее своим Трудом? Разумеется, нет.
  Ортодоксальные авторитеты оговорили Б-га с целью сохранения собственной Власти над беспомощным народом. В результате этого оговора евреи отвергли Б-га. И это факт: чтобы стать творцами цивилизации, специалистами в различных областях деятельности, превратиться в народ ученых и инженеров, строителей и землепашцев, врачей и учителей, европейские евреи вынуждены были предварительно стать атеистами.
  Свое неприятие власти ортодоксальных авторитетов народ выразил и в условиях государства. Неоднократно на политическом горизонте появлялись и исчезали партии-однодневки, которые добивались неожиданного даже для них политического успеха только за одно обещание обуздать ортодоксию. Но все попытки оказались тщетными, потому что ортодоксия завладела самым мощным средством узурпации Власти - Г-сподом Б-гом.
  Так в условиях нового опыта Исхода из всех земель стала очевидной полная деградация опыта Исхода египетских рабов и в четвертом элементе - Власти Б-га.
  
   3
  
  
  Итак, налицо важнейшее доказательство того, что время Исхода из Земли Северной и всех земель пришло. Доказательством является тотальная деградация опыта Исхода египетских рабов.
  
  Этот опыт более не объединяет еврейский народ. Создавая лишь иллюзию единства, этот опыт фактически сеет в народе расколы.
  Этот опыт лишает еврейский народ самодостаточности. Фактически именно он является катализатором ассимиляции, так как вынуждает евреев напрашиваться в сограждане к другим народам, а многих и вовсе отрекаться от собственного народа.
  Этот опыт дезориентирует еврейский народ в его служении Б-гу. Презрение к продуктивному Труду, которое насаждают ортодоксальные авторитеты, в этом опыте маскируется под "изучение Торы". А Труд, который является основой всех отношений - как между людьми, так и между человеком и Б-гом - подменяется нагромождением надуманных ритуалов. Тем самым фактически обессмысливается Тора.
  И, наконец, этот опыт превратил Б-га в средство сакрализации власти авторитетов, которые свое мнение выдают за "мнение" Б-га. Эта манипуляция Именем Б-га приводит к отречению еврейского народа от Б-га.
  Неудивительно, что выродившийся опыт Исхода египетских рабов поставил под угрозу само существование еврейского народа.
  
  Евреи, по-прежнему пребывающие в рассеянии, не осознают степень вырождения общенационального опыта Исхода египетских рабов и исходящую от него опасность, так как продолжают пользоваться опытом других народов. В среде других народов они не ощущают различия между полноценной национальной жизнью и ее суррогатом в виде национальных обычаев и символов. Поэтому они не понимают и не могут понять ни того, что происходит с самим народом, ни того, что происходит в среде других народов, предвзятость которых по отношению к еврейскому народу обусловлена ролью евреев в судьбе человечества.
  
  Только независимое существование в рамках воссозданного государства позволяет открыть глаза и увидеть реальное положение вещей.
  Государство вынуждает народ брать на себя всю полноту отвественности за собственное национальное существование, а его лидеров понимать реальную жизнь народа и вести народ за собой. В условиях государства нет места иллюзиям: все мысли реализуются в делах, а идеи проверяются практикой жизни. Отсутствие связи с государством и его реалиями, напротив, порождает опаснейшие иллюзии, так как не позволяет еврейству диаспоры осознать, до какой степени оно не способно нести отвественность за национальное существование, а его авторитеты понимать реальную жизнь народа, продуцировать идеи и вести народ за собой.
  Поэтому еврейству диаспоры недоступен смысл слов пророка Ишаягу, который раскрылся в условиях независимого государства:
  "И сказал Г-сподь: за то, что приблизился ко Мне народ этот, устами своими и губами своими чтил Меня, а сердце своё отдалил от Меня, и стало благоговение их передо Мною затверженной заповедью людей, Поэтому вот, Я опять удивлю народ этот чудом дивным, и пропадёт мудрость мудрецов его, и разум разумных его исчезнет." (Исайя. Глава 20:13,14)
  " Мудрость мудрецов его" и "разум разумных его" исчезли по одной простой причине: все традиционные авторитеты, которые в той или иной степени являются хранителями опыта Исхода египетских рабов, утратили источник мудрости - реальную связь с народом. Государственная независимость необходима для того, чтобы раскрыть народу этот секрет и поставить его перед необходимостью формирования нового опыта.
  И это является вторым доказательством того, что воссоздание государства Израиля есть начало Исхода, а не всего лишь переселение части народа на Ближний Восток, где когда-то жили предки.
  
   4
  
  Чувствительность к пустоте "затверженной заповеди людей", требующей переосмысления всего опыта народа, проявили многие евреи. Но мало кто выразил это настроение так радикально, как современник Теодора Герцля Миха Йосеф Бердичевский:
  "И вот мы мечемся между крайностями: один покидают дом Израилев ради того, чтобы искать удачи среди других народов, отдавая им на службу свое сердце и дух, свою силу; другие благочетиво сидят в мрачных норах, повинуясь заповедям Г-сподним и свято храня их. А те, кого коснулось Просвещение, стоят между двумя этими крайностями - люди с двумя лицами: наполовину европейцы - в повседневной своей жизни и мыслях, наполовину евреи - в своих синагогах. Наши жизненные силы распыляются, а нация тем временем распадается.
  Несмотря на всю жажду возрождения, которая начала пробуждаться в сердцах оставшихся евреев, мы чувствуем, что такое возрождение должно охватить и внутреннюю, и внешнюю стороны жизни. Оно не может произойти без полного переворота, то есть без переоценки ценностей, бывших основой нашей жизни." (М.Й. Бердичевский. "Разрушать и строить")
  Речь, таким образом, идет о принципиально новом опыте - о перевороте, о переоценке ценностей, которые веками были основой всей национальной жизни.
  
  Именно новым опытом отличается возвращение евреев на Землю Обетованную в XX веке от всех попыток возвращения, предпринятых в прошлом.
  А ведь попытки возвращения предпринимались неоднократно.
  После изгнания из Испании и завоевания Земли Израиля турками многие евреи вернулись. Наступил расцвет, но он оказался временным. В начале XVIII века вернулась большая группа во главе с рабби Иегудом Хасидом. В середине века прибыла алия последователей Бааль-Шем-Това, а в начале XIX века алия последователей Валенского гаона.
  Однако ни одна из этих попыток возвращения не привела к результату, хотя бы отдаленно напоминающим результат, к которому привела инициатива Теодора Герцля. Причиной этой безрезультативности было отношение всех олим к опыту отцов Дома Израилева: все эти волны алии и помыслить не могли о переоценке опыта отцов, о перевороте, о котором говорил Бердичевский. Все они стремились всего лишь к продолжению того, что было в прошлом. И по этой причине очень быстро выдыхались. Поэтому нет никаких оснований считать их предшественниками отцов-основателей государства, которые отличались от всех предшествующих олим принципиальным отрицанием опыта отцов.
  
  Мысль о необходимости нового опыта не появилась по прихоти людей. К этой мысли еврейский народ подвело развитие цивилизации. Но ведь еврейский народ в этом не одинок. Развитие цивилизации подвело и все другие народы к мысли о необходимости нового опыта.
  Учитывая роль, которую в судьбе народов сыграли евреи, сам собой напрашивается вывод: новый опыт евреев не может ограничиться национальными рамками и решать лишь национальные проблемы. Напротив, национальные проблемы должны быть подняты на уровень проблем универсальных. Только в решении проблем такого уровня еврейский народ проявит свое качество избранного народа и сможет в реальной жизни воплотить те великие Идеи, которые до сих пор он только провозглашал.
  
  Социалисты, составлявшие основное ядро Второй алии (1904 - 1914 г.г.) и Третьей алии (1919 - 1923г.г.), были единственными, кто пришел к такому выводу:
  "Поскольку евреи поставлены в необычные условия, вынуждены отыскивать себе родину и создавать государство, у них появляется возможность первыми осуществить социалистический идеал. В этом трагизм их исторической судьбы, но в этом также их уникальная миссия. То, что обычно является мечтой немногих избранных, станет у евреев великим национальным движением, то, что других условиях утопично, для евреев - необходимость" (Нахман Сиркин. "Еврейский вопрос и социалистическое еврейское государство".)
  О связи национальных Идей еврейского народа с универсальными Идеями человечества пишет и Давид Бен-Гурион:
  "Величие и ценность нашего движения в том, что с самого рождения своего, будучи маленькой кучкой одиночек как в еврейской среде, так и в интернациональном рабочем движении, оно осознало ту великую истину, что между национальным освобождением и социальным освобождением имеется внутренняя и необходимая связь, связь между освобождением народа и освобождением человечества" (Д. Бен-Гурион. "Национальное освобождение и социальное освобождение")
  
  Такая постановка вопроса соответствует глобальному характеру Исхода из Земли Северной и всех земель. Предшественники социалистов, евреи Первой алии (1882 - 1903г.г.) так вопрос не ставили. Они сделали невероятно много для воссоздания государства: заложили основы поселенчества и современного образования, возродили иврит. Но будучи в основном людьми, ориентированными на традиционный опыт, они преследовали узко национальные цели. И в результате также выдохлись. По сути и инициатива Теодора Герцля - создать национальное государство для " нашего несчастного народа", в котором он сможет выразить свое "стремление к нравственному и духовному совершенству" (Герцль) - не была подхвачена ассимилированым еврейством и стояла перед угрозой вырождения в речи Сионистских конгрессов.
  
  Все дело решили социалисты благодаря тому, что им удалось совместить национальный Идеал с общечеловеческим, который они нашли в учении Карла Маркса. Даже Зеэв Жаботинский, который был ярым противником социалистов всех направлений, осознавал, насколько в учении сионистов-социалистов еврейский национализм был неотделим от марксистского универсализма:
  "С дней моей юности я помню собственную зачарованность учением Маркса - логической цепочкой, из которой нельзя вынуть ни одного звена, не прибегнув к грубому насилию. Ты и твои соратники, основатели движения "Рабочие Сиона", создали очень тонкую смесь этого учения с сионизмом - возможно, что вы в своей душе смогли действительно слить это воедино, но это вопрос веры. ...Любовь...побуждала вас тогда тщательно выбирать пропорции вашей смеси, вымерять, вымерять и снова вымерять" (Из письма Жаботинского Бен-Гуриону от 30.05.1930)
  
  Эта "тонкая смесь" превратила обычных евреев в сверхлюдей, взваливших на себя миссию первопроходцев-халуцим. И они осознавали себя таковыми:
  "Слов его я не записал - незачем: я их и так помнил. В той каморке, летом 1916 года, он развил передо мной простой и величественный замысел "халуцианства".
  - Халуц значит "авангард", - сказал я. - В каком смысле авангард? Рабочие?
  - Нет, это гораздо шире. Конечно, нужны и рабочие, но это не то. Нам понадобятся люди, готовые служить "за все". Все, чего потребует Палестина. У рабочего есть свои интересы, у солдат свой esprit de corps; у доктора, инженера и всяких прочих - свои навыки, что ли. Но нам нужно создать поколение, у которого не было бы ни и нтересов, ни привычек. Просто кусок железа. Металл, из которого можно выковать все, что только понадобится для национальной машины. Не хватает колеса? Я - колесо. Гвоздя, винта, блока? Берите меня. Надо рыть землю? Рою. Надо стрелять, идти в солдаты? Иду. Полиция? Юристы? Учителя? Водоносы? Пожалуйста, я за все. У меня нет лица, нет психологии, нет чувств, даже нет имени: я чистая идея служения, готов на все, ни с чем не связан; знаю только один императив - строить.
  - Таких людей нет, - сказал я.
  -Будут.
  Опять я ошибся,а он был прав. Первый из таких людей сидел передо мной. Он сам был такой: юрист, солдат, батрак на ферме. Даже в Тель-Хай он забрел искать полевой работы, нашел смерть от оружейной пули, сказал "эйн давар" ("ничего", "не беда", "сойдет" и умер бессмертным" (Воспоминания Зеэва Жаботинского о Йосефе Трумпельдоре в книге "Слово о полку")
  После гибели Трумпольдора в поселении Тель-Хай в 1920 году его соратники объединились в "Батальон Труда" имени Трумпельдора для претворения в жизнь его Идей. Уже по названию видно, что Труд являлся основой того видения Нового интернационального мира, которое всколыхнуло мировое еврейство и повело за собой в революцию:
  "создание общества нового типа, в котором нет эксплуататора и эксплуатируемого, бедного и богатого; сильного и слабого"; (из устава "Батальонов Труда" имени Трумпельдора)
  Но Устав "Батальона Труда" имени Трумпельдора указывает на цели национальные: "трудом своим подготовить землю для еврейского народа; обустроить Землю путем создания коммуны всех еврейских рабочих Эрец исраэль".
  Никогда прежде еврейский народ не ставил перед собой подобной цели - подготовить землю для возвращения народа путем создания принципиально нового опыта всего народа.
  
  Принципиально новый опыт, в основе которого лежит вера в универсализм еврейских национальных Идей и готовность лично претворять их в реальной жизни, является третьим доказательством того, что первопроходцы-халуцим, составлявшие ядро строителей государства, имели ввиду не возвращение народа, а глобальный Исход из Земли Северной и всех земель.
  
   5
  
  Было ли в этом Б-жественное вмешательство?
  А что считать таковым?
  Разве готовность не одного человека, а многих из народа вернуться и "трудом своим подготовить землю для еврейского народа" не свидетельствует о Б-жественном присутствии в их вере? Что, как не сверхъестественная вера, может заставить человека произнести слова "я чистая идея служения", а других последовать за ним чтобы "создавать поселения там, куда обычный поселенец не пойдет" (из устава "Батальона Труда" имени Трумпельдора)?
  Они несомненно знали, какую цель преследуют: "вымостить дорогу народу" (из устава движения "Халуц", созданное в 1918 году Йосефом Трумпельдором). И слова выбирали, указывающие на источник их вдохновения:
  "мостите, мостите, освобождайте дорогу, устраняйте препятствия с пути народа Моего" (Пророк Исайя. Глава 57:14); "проходите, проходите в ворота, освобождайте дорогу народу, мостите, мостите путь, очищайте от камня, поднимайте знамя для народов" (Пророк Исайя. Глава 62:10).
  В их определении халуцианства они использовали слово амаль - тяжкий труд "в поте лица" и себя называли труженниками-амалим:
   ""Халуц" - это авангард труженников, которые идут в Эрец Исраэль...подготовить почву для народа...и готовые посвятить себя достижению этой цели" (из устава движения "Халуц", созданное в 1918 году Йосефом Трумпельдором).
  Из слов, обозначающих на иврите "работу", они выбрали именно слово амаль, чтобы подчеркнуть свою жертвенную готовность быть созидателями.
  
  Так могла ли быть у таких людей нужда в чудесах, в которых так нуждались рабы Египетского Исхода? Разумется нет. Они шли за Б-гом, который являлся им не в столбе огненном, а в цивилизации, само развитие которой подвело к Исходу из земли Северной и всех земель.
  Поэтому и верили они, что их халуцианство преследует Высшую Цель:
  "в наших силах показать миру новый жизненный путь, воплощающий в себе соединение унаследованного стремления наших пророков с делом рук лучших наших халуцов, начавших строить Третий Храм." (Д. Бен-Гурион "Новое общество").
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"