Недавно обнаружил существование такого явления, как "консультанты по мужскому поведению". А именно - многие авторы-женщины, которые выкладывают свои произведения на Самиздате и Литэре, уже в аннотации спешат уверить собственных читателей, что у них был некий Иван Иваныч, отвечающий за достоверность мужских образов.
- Почему это смешно.
Во-первых, потому, что любой писатель самим фактом своего писательства претендует на способность наблюдать и понимать реальность. Консультант может быть необходим писателю в той области, которую он наблюдать не может или может, но очень поверхностно. Консультант по конкретной исторической эпохе или по техническим вопросам - это не смешно. Но консультант по половине человечества - это как бы признание того, что автор слеп на один глаз, и половину собственного опыта осмыслить, переварить и отразить в своем произведении не может, если только не найдет себе поводыря.
Во-вторых, Иван Иваныч, который авторитетно заявляет, что "мужик так никогда не скажет!", или, например, "мужик так поступить не мог!" - это прекрасно. Как-никак, Иван Иваныч выступает в роли Идеального мужчины. Идеального не в том смысле, в каком это слово понимается в любовном фэнтези, а в том, что его надо передать в Международное бюро мер и весов, чтобы он хранился там на полке вместе с идеальным метром, идеальным килограммом и другими образцами, на которые равняются все остальные метры, килограммы и мужчины на земле. Мне даже неудобно приводить примеры, но возьмем, допустим, "В круге первом". Там у нас практически одни мужчины, и почти все списаны с реальности. То, что может сказать Рубин, никогда не скажет Кондрашев-Иванов, а то, что может сделать Сологдин, в жизни не сделает Герасимович. Но Иван Иваныч, безусловно, трансцендентен, как идеи Канта, и вмещает в себя всех мужчин на свете, за что, конечно, честь ему и хвала.
- Почему это грустно.
Потому что, по большому счету, главная причина этого явления - не автор книги и ее "эксперт" Иван Иваныч, а всепроникающий, удушливый сексизм. Хорошие авторы отображают своих персонажей достоверно - и мужчин, и женщин. Посредственные авторы отображают их посредственно, плохие - плохо. Разница состоит в том, что автору-мужчине никогда не скажут, что проблема в том, что он мужчина. Тогда как авторы-женщины слышат об этом постоянно. И в конце концов усваивают мысль, что они в принципе не в состоянии отобразить вторую половину человечества в силу каких-нибудь загадочных анатомических особенностей или воспитания. Углубляться в тему не буду, все это уже было сказано десятки раз, всем несогласным и обиженным рекомендую ознакомиться с проектом "Дети запада, или критикам о критике" - о том, как произведение Джека Лондона эксперимента ради было выложено в сеть под именем "Светланы Скорняковой", и как комментаторы порвали классика за недостаточное понимание мужчин.
- Почему это стоило увековечивать в посте?
Надеюсь, потому, что наши внуки будут жить в совсем других условиях, и смогут получить какое-нибудь представление о наших глупых предрассудках и нелепых заблуждениях только по записям или чужим воспоминаниям.