"Мне 13 лет", - написал юный художник на развороте альбомчика со своими рисунками. Такие малоформатные альбомчики, напоминающие записные книжки, Леонид Осипович всегда держал при себе, занося в них наброски с натуры и свои мысли. Один из сохранившихся в бумагах отца альбомчиков оказался заполненным рисунками старшего сына.
Первые - выполнены Борисом 2 апреля 1903 года во время поездки с отцом в Петровское-Разумовское.
Б. Л. Пастернак. "Петровское-Разумовское. Художник у ворот". 2 апреля 1903 г.
Не исключено, что за этюдником изображен Л. О. Пастернак.
Борис Пастернак. "Петровское-Разумовское". 2 апреля 1903 г.
Дома, в Москве, Борис нарисовал сестренку за столом у самовара, няню и брата Шуру.
Борис Пастернак. "Жоня за столом". 6 апреля 1903 г.
Борис Пастернак. "Няня". 29 апреля 1903 г.
Борис Пастернак. "Шура". 3 мая 1903 г.
Младший брат изображен в форме гимназиста. Он недавно выдержал вступительные экзамены в ту же гимназию, в которой учился Борис.
По датам рисунков можно догадаться, что в первых числах июня семья Пастернаков перебралась в Оболенское. И сразу же в альбомчике появляются новые рисунки.
Борис Пастернак. "Оболенское. Вагоны остановившегося поезда". 7 июня 1903 г.
Младший брат Бориса вспоминал, что вскоре после их приезда в Оболенское скорый поезд, проходивший ежедневно в пятом часу пополудни, внезапно остановился и долго стоял в лучах склонявшегося к западу солнца, подавая сигналы тревоги, потому что кто-то то ли в отчаянии бросился с площадки вагона и разбился насмерть, то ли попал под поезд, неосторожно переходя пути.
Происшествие встревожило обоих братьев и крепко запало им в память.
Именно в "пятичасовой скорый" посадил Борис Леонидович спустя много лет отца героя своего романа Юрия Живаго.
"Подумайте, только шестой час, - сказал Иван Иванович, - Видите, скорый из Сызрани. Он тут проходит в пять с минутами".
Вдали по равнине справа налево катился чистенький желто-синий поезд, сильно уменьшенный расстоянием. Вдруг они заметили, что он остановился. Над паровозом взвились белые клубочки пара. Немного спустя пришли его тревожные свистки.
"Странно, - сказал Воскобойников, - что-нибудь неладное. Ему нет причины останавливаться там на болоте. Что-то случилось".
Случилось то, что бросившийся с площадки вагона отец Юрия Живаго разбился насмерть. Высыпавшие из остановившегося поезда пассажиры с удивлением разглядывали незнакомую местность, которая, как им казалось, "возникла только что благодаря остановке, и болотистого луга с кочками, широкой реки и красивого дома с церковью на высоком противоположном берегу не было бы на свете, не случись несчастья".
<"Доктор Живаго", ч. 1, "Пятичасовой скорый".>
Борис Пастернак. "Вид из окна дачи в Оболенском". 5 июня 1903 г.
Борис. Пастернак. "Дача в Оболенском". 20 июля 1903 г.
Интересно сравнить рисунок Бориса с фотографией дачи сделанной тем летом в Оболенском.
Борис Пастернак. "Оболенское. Железнодорожный мост через Протву". 5 июня 1903 г.
Как видно маленький художник примостился рядом с отцом. Набросок Леонида Осиповича с видом на железнодорожный мост сделан в том же ракурсе.
Л. О. Пастернак. "Оболенское. Железнодорожный мост через Протву".
А это фотография реки Протвы и железнодорожного моста выполнена уже в наши дни правнуком художника Петром Пастернаком.
Протва. 1983 г. Фотография П. Пастернака.
Время внесло свои коррективы. Кусты вдоль реки превратились в могучие ветлы. Изменилась растительность и на холме, где стояли дачи. Несколько берез по склону служили напоминанием о прежнем березовом лесочке. А от дач на холме остались только следы фундамента. Зато наличествуют многочисленные ямы от воронок. Здесь вовсю похозяйничали время и война.
В июле на даче поселилась приехавшая из Петербурга сестра Леонида Осиповича с детьми Ольгой и Александром.
Борис Пастернак. "Оля". 16 июля 1903 г.
Как видно, она позирует Леониду Осиповичу, чей мольберт виден в правой стороне рисунка. Художник не утомлял натурщицу долгими сеансами, его набросок с натуры - своеобразная дневниковая запись.
Л. О. Пастернак. "Анна Осиповна и Оля Фрейденберги в Оболенском". 1903 г.
Всего в альбомчике 32 рисунка Бориса, сделанных в 1903 году. В том году, когда в жизнь мальчика, старательно копирующего занятия отца-художника, вошла музыка, надолго став предметом страсти и способом выражения действительности языком искусства.