Аннотация: 1. В Ясной Поляне у Л. Толстого. 2. "Апофеоз Гоголя". 3. В Румянцевской библиотеке у Н. Ф. Федорова. 4. Выставка "36 художников".
1. В Ясной Поляне у Л. Толстого (Лето 1901 г.)
Успех русских художников на Всемирной выставке в Париже летом 1900 года увенчался заказами. Люксембургский музей в Париже, филиал Лувра, где выставлялись произведения современного искусства, заказал Репину, Серову, Коровину, Малявину и Пастернаку по одной картине из русской жизни. Пастернак решил писать Толстого в кругу семьи. Получив разрешение писателя, художник поселился в Ясной Поляне в первых числах июня 1901 года.
2 июня 1901 года Софья Андреевна Толстая записала в дневнике: "Живет Пастернак, хочет написать группу из Л. Н., меня и Тани. Пока делает наброски. Это для Luxembug`а".
Л. О. Пастернак. Набросок "Толстой в кругу семьи". 1901.
Л. О. Пастернак. Эскиз "Лев Толстой". 1901. Акварель.
Л. О. Пастернак. Эскиз "Лев Толстой". 1901-1902. Масло.
На сайте: http://cgfa.sunsite.dk/p/p-pasternak2.htm
Л. О. Пастернак. "Л. Толстой за чтением у лампы". 1901. Масло.
Государственный музей Л. Н. Толстого.
Л. О. Пастернак. "Толстой в кругу семьи". 1902. Пастель на бумаге.
Русский музей в Петербурге.
В 1902 году, перед тем как отправить эту пастель в Люксембургский музей, художник выставил ее в Петербурге на выставке "Мир искусства".
После осмотра выставки царской фамилией художнику передали желание Великого князя Георгия Михайловича продать картину в Русский музей императора Александра III, где она и хранится по сей день под названием "Гр. Л. Толстой вечером, в кругу семьи".
Авторские копии этой картины хранятся в нескольких музеях и в частной коллекции в Западной Германии.
2. "Апофеоз Гоголя" (Февраль 1902 г.)
Педагогический совет гимназии выразил художнику благодарность за "просвещенное содействие устройству юбилейного торжества" в честь 50-летия со дня смерти Гоголя.
Сохранился эскиз к декорациям живых картин "Апофеоз Гоголя".
Л. О. Пастернак. Эскиз "Апофеоз Гоголя". 1902.
На обороте эскиза рукой Бориса Леонидовича написано:
"С просьбой о составлении этой картины к отцу ходил некий Черногубов, лицом сам - вылитый Гоголь, в разговоре вытягивающий и ломающий руки и облизывающий губы длинным-длинным и тонким языком".
Факсимиле надписи Б. Л. Пастернака на обороте эскиза "Апофеоз Гоголя".
3. В Румянцевской библиотеке у Н. Ф. Федорова (Осень 1902 г.)
15 декабря 1903 года внезапно скончался Н. Ф. Федоров, скромный заведующий библиотекой Румянцевского музея, родоначальник философии "Общего дела", дерзкий мыслитель и блестящий эрудит.
Федоров не разрешал себя фотографировать. Его нет даже на групповой фотографии сотрудников Румянцевского музея. Говорят, что, увидев направленный на него объектив, Федоров спрятался за каталожными ящиками библиотеки и потом убежал из помещения. Тем более он отказывался позировать художникам.
Л. О. Пастернак исхитрился тайно сделать несколько набросков Федорова в библиотеке.
Л. О. Пастернак. Набросок "Н. Ф. Федоров". 1902.
Узнав от Черногубова о смерти Федорова, Пастернак договорился о снятии его посмертной маски и вскоре сообщил беспокойному коллекционеру, что маска вышла удачно и находится у него в мастерской. Прежде чем Черногубов забрал маску, художник успел сделать с нее рисунок, который был опубликован в журнале "Весы" вместе с некрологом . А маска пополнила уникальную коллекцию Черногубова, описанную в воспоминаниях Б. А. Садовского:
"Квартира из трех комнат; в первой, приемной, с полу до потолка портреты Фета, всех возрастов и эпох, в углу его же гипсовый бюст, работы Ж. А. Полонской. Другой, поменьше, сделанный Досекиным, на старом бюро; тут же маски Пушкина, Гоголя <...> и Н. Ф. Федорова, с прилипшими кое-где волосками от бороды философа" .
К обещанному портрету Федорова Пастернак приступил только в 1919 году, выполняя заказ Ученой коллегии Румянцевского музея. Пастельный портрет художник писал по сохранившимся у него наброскам. До самого закрытия музея пастернаковский портрет Федорова висел в кабинете директора музея, художника В. Д. Голицына.
Л. О. Пастернак. "Н. Ф. Федоров". 1919. Пастель.
Хранится в фонде Музея истории Российской государственной библиотеки (бывшая Ленинская библиотека).
Еще одну попытку создания портрета Федорова Пастернак предпринял в более поздние годы, пожелав запечатлеть рядом с ним в каталожной Румянцевского музея двух великих российских мыслителей: Л. Толстого и Вл. Соловьева, частенько приходивших к Федорову побеседовать.
Леонид Осипович писал: "У меня сохранился этюд к моему групповому портрету Толстого, Соловьева и Федорова. Лицо и фигуру Федорова на этой картине я написал с набросков, которые мне удалось сделать с него в библиотеке, когда он не смотрел на меня и не замечал, что я рисую".
Изобразить фигуру Толстого, столько раз рисованного с натуры, труда не составляло. Голова Соловьева появилась на групповом портрете позже. Пастернак никогда не писал его с натуры, но в семейном архиве художника хранилась его фотография.
Л. О. Пастернак. "Три философа". 1928-1932 (?). Итальянский карандаш на желтой бумаге.
"Проект" Ваш я принимаю безусловно и без всяких разговоров", - писал поэт-символист, философ и литературный критик Вл. С. Соловьев о федоровском проекте воскрешения отцов.
"Горжусь, что живу в одно время с подобным человеком", - горячо восклицал Л. Н. Толстой, пытавшийся воплотить в жизнь то, что для Федорова было естественно и привычно. Насколько была богата духовная жизнь философа, настолько же были сведены до минимума его материальные потребности. Он жил в крошечной комнатке, кроватью ему служил непокрытый горбатый сундук. Впрочем, на сон отводился самый минимум - не более четырех или пяти часов в сутки. Питался он чаем с черствой булочкой, сыром или соленой рыбой, а скромное жалованье умудрялся раздавать своим "стипендиатам" и даже покупать книги для Румянцевской библиотеки.
Портрет Федорова работы Леонида Осиповича Пастернака долго считался единственным. Но недавно в запасниках Музея истории Москвы обнаружен еще один портрет Федорова, работы С. А. Коровина.
С. А. Коровин. "Н. Ф. Федоров". 1902.
Предполагают, что Коровин тоже рисовал Федорова украдкой и, судя по портрету, во время молитвы.
4. Выставка "36 художников" (1902 г.)
На выставку "36" Л. О. Пастернак представил двенадцать работ.
Среди них были уже показанные мною выше этюды и варианты картины "Толстой в кругу семьи", сделанные в Ясной Поляне летом 1901 года.
Особое место занимала картина, на которой художник изобразил своих коллег по Училищу.
Л. О. Пастернак. "Заседание совета преподавателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества". 1902. Пастель.
На выставке были также представлены акварели - оригиналы цветных иллюстраций к тому Н. И. Кутепова "Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси". Над оформлением четырехтомника также работали И. Репин, В. Суриков, А. Бенуа, братья Васнецовы и В. Серов, близкий друг Пастернака.
Оба художника, Пастернак и Серов, держались весьма независимо. На рисовальных вечерах у Юсуповых они обменивались карикатурами на именитых особ, посещавших светские вечера. Острый на язык Серов зорко подмечал характеры своих моделей и никогда не льстил им, будь то даже члены царской семьи, портреты которых он в то время писал. И наотрез отказался от выгодного заказа после кровавых событий 1905 года. "В этом доме я больше не работаю", - рассказывают, что именно так он отвечал на вопросы любопытствующих.
Родители не скрывали своих мыслей от детей, не отгоняли их прочь, не считали, что услышанное дома может причинить вред, будучи вынесенным наружу. И впитанные гимназистом разговоры взрослых неожиданно припомнятся студенту, возвращающемуся в Россию из Италии в канун празднования страной 100-летней годовщины Отечественной войны 1812 года. Юбилейные торжества, их помпезность и полное равнодушие к живой истории вызовут у Бориса Пастернака в памяти и рассказы Серова о царской семье, и всевозможные курьезы, сопровождавшие кутеповское издание "Царской охоты". Возможно, что эти истории и подсказали поэту образ самодержцев, которые "зажмурясь от страха, берутся за ручку свистка и со всей прирожденной мягкостью устраивают Ходынку, кишиневский погром и Девятое января и сконфуженно отходят в сторону, к семье и временно прерванному дневнику" .
Не имея возможности показать все работы Л. О. Пастернака выставленные на выставке "36", я предлагаю вам полюбоваться еще одной из его картин того же периода.