Аннотация: Коротко о родителях поэта: пианистке Р.И.Кауфман и Л.О.Пастернаке.
Биографии многих людей обычно начинают с кратких сведений об их родителях. Даже если бы такого обычая не существовало, жизнеописание Бориса Леонидовича Пастернака я бы начала с рассказа о его отце - удивительном художнике и его матери - самобытной пианистке. Эти талантливые люди достойны своих собственных биографий, недаром Борис Пастернак, говоря о себе, всегда начинал с родителей.
"Многим, если не всем, обязан отцу, академику живописи Леониду Осиповичу Пастернаку и матери, превосходной пианистке".
Леонид Осипович Пастернак и Розалия Исидоровна Кауфман родились и выросли в Одессе. Ко времени их знакомства на одной из сходок городской артистической молодежи в 1885 году Леонид Осипович был начинающим мало кому известным художником. Ему было 23 года. В отличие от него юная Роза Кауфман, которой едва минуло 18, была уже известной пианисткой, вполне сложившимся музыкантом.
Их одаренность проявилась в очень раннем возрасте. Но если Роза с детства могла целиком посвятить себя музыке, Леонид был вынужден тщательно скрывать свою страсть к рисованию.
Леонид Пастернак был младшим ребенком, в простой еврейской семье растившей шестерых детей. Его отец, Иосиф Пастернак, содержал постоялый двор, мать, Лия, волевая и сильная женщина не знала даже грамоты. Увидев раз ее фотографии в семейном альбоме, невозможно забыть это лицо большой мудрой птицы. Оно пугающе притягательно. Кажется, что именно ее родовую черту - вытянутость черепа - наследовали все последующие поколения детей и внуков. В ней чувствовалась необычная серьезность и основательность.
Тяга к рисованию, которой природа наделила младшего из детей, огорчала родителей, прочивших ребенку более уважаемую профессию лекаря или присяжного поверенного. Жалея родителей, мальчик скрывал свою страсть к "малеванию". Что вынуждало его на двойную жизнь. В одной - он был преданным сыном и прилежным гимназистом. В другой, тайной жизни, он посещал одесскую рисовальную школу и упорно учился азам живописного искусства.
Свой первый заказ будущий художник получил от дворника, пожелавшего иметь несколько картин на охотничьи темы. И заказчик, которого Леонид Осипович впоследствии называл своим "первым Лоренцо Медичи", и юный художник остались довольны друг другом. Картины перекочевали в квартиру дворника, а 15 копеек - в карман юного художника.
Большой поддержкой для гимназиста, рвущегося в искусство, была дружба с постояльцем отца, Михаилом Фрейденбергом. Об этом незаурядном человеке, самоучке-изобретателе, ставшем впоследствии мужем сестры художника Аси и отцом известной исследовательницы античной литературы, фольклора и мифологии Ольги Михайловны Фрейденберг, я еще расскажу более подробно. Сейчас его имя вспомнилось потому, что он "сосватал" юного гимназиста в одесские сатирические журналы "Сверчок", "Маяк" и "Пчелка".
После окончания гимназии молодой человек решился ехать в Москву. Чтобы не огорчать родителей, он поступил на медицинский факультет Московского университета. На самом деле в Москву его привело желание продолжать свое художественное образование. Но в московской Школе живописи на одно вакантное место оказалось два претендента. Предпочтение было отдано Татьяне Львовне Толстой, дочери великого писателя.
В Москве студент-медик посещал не столько анатомичку и лекции, сколько мастерскую профессора Е. С. Сорокина. Прислушивался к советам опытных художников, много рисовал сам и не расставался с мечтой получить серьезное художественное образование.
На медицинском факультете он проучился ровно столько, чтобы усвоить необходимые художнику основы анатомии и убедиться, что анатомический театр - не для него.
Ведь тот, кто родился художником, не может не стать им, как бы ни ругали родители за разрисованные углем полы и стены, как бы ни отнимали заветные угольки, позаимствованные в печке. Страсть к рисованию заставила молодого человека думать о получении художественного образования за границей.
Но как сообщить об этом родителям, чтобы не обидеть и не испугать их тем, что их любимый младшенький в "красильщики" подался? В те годы в Одессе существовал Новороссийский университет позволявший своим студентам учиться за границей и сдавать экзамены экстерном. Именно в этот университет на юридический факультет и перевелся Леонид Пастернак. При выборе факультета художник руководствовался только одним критерием: легкость обучения. Теперь новоявленный студент-юрист мог беспрепятственно ехать в Мюнхен, в этот второй после Парижа европейский центр, куда съезжались получать образование художники из многих стран мира.
В Мюнхене несговорчивая до сих пор судьба вдруг повернулась лицом к упрямо рвущемуся в искусство молодому человеку. Он первым номером прошел по конкурсу в мюнхенскую Королевскую академию художеств. И через два года закончил ее с медалью. Мюнхен славился своей рисовальной школой. Для обучения живописи необходимо было ехать в Париж. Перед этим оставалось только выполнить свой долг перед родителями и закончить юридическое образование.
В 1885 году Л. Пастернак вернулся в Одессу, чтобы сдать экзамены и получить диплом юриста, которым никогда за всю жизнь не воспользовался. Если не считать того, что диплом о высшем образовании в те годы давал еврею право селиться вне черты оседлости.
Став дипломированным юристом и выполнив, таким образом, свой сыновний долг, Леонид положил конец своей двойной жизни.
Медалист мюнхенской Королевской академии художеств мечтал о Париже - столице подлинной живописи.
В это время он познакомился с 18-летней пианисткой Розой Кауфман.
В противоположность Леониду Пастернаку, который с раннего возраста был вынужден отстаивать свое место в искусстве без какой-либо поддержки и даже вопреки воле родителей, судьба была благосклонна к маленькой Розе Кауфман. Ее незаурядные музыкальные способности, проявившиеся в раннем возрасте, были мгновенно замечены известными музыкантами, способствовавшими их дальнейшему развитию при полной поддержке родителей девочки. Ее занятиями руководил пианист, композитор и педагог Игнатий Тедеско, за плечами которого были концертная деятельность в Петербурге, несколько пьес и концерт для фортепьяно с оркестром. Под руководством Тедеско способная ученица уже в 10-12 летнем возрасте стала выступать с концертами.
В концертном турне по городам России и Восточной Европы девочку сопровождал ее отец, Исидор Кауфман. Это был инженер-самоучка, служащий небольшой им же самим основанной фабрики по производству аппаратов для газированных напитков. Он понимал, что самым надежным капитальным вложением для приумножения благоденствия семьи могут быть только дети, которым дана возможность свободно развивать свои способности и наклонности. Сын Осип закончит медицинский факультет Петербургского университета. Дочь Роза, рано проявившая свои природные музыкальные способности, получит образование у лучших европейских педагогов того времени. Младшая дочь, Клара, не выказала никаких особых способностей. Выйдя замуж за инженера-путейца Николаевской железной дороги, она переберется из Одессы в Петербург. Ее живые черты лица не раз можно встретить на этюдах Леонида Осиповича Пастернака. Портрет Клары в наряде кормилицы особенно удался художнику. Он подчеркивает ее добродушный и простой нрав. Таким же нравом обладала и мать этого семейства Берта Самойловна Кауфман. От ее лица на семейных фотографиях веет добротой, заботой и еще чем-то сдобным и вкусным.
В атмосфере этой доброты прошло детство Розы Кауфман. Впрочем, некоторые считают, что как раз детства у девочки не было.
В то время как ее сверстницы играли в куклы, Роза Кауфман играла на рояле. И детство, и отрочество прошли у нее в постоянных и неустанных трудах, с полной самоотдачей и самозабвенной преданностью музыке.
Первые же публичные выступления девочки были отмечены многими прославленными музыкантами. О ней писали хвалебные рецензии. Сам Антон Рубинштейн пригласил 14-летнюю одесскую пианистку в Петербург и присутствовал на репетиции ее концерта. Борис Пастернак любил вспоминать этот момент в материнской биографии и описал его в письме к Марине Цветаевой: "Когда она кончила, он поднял девочку над оркестром на руки и, расцеловав, обратился к залу (была репетиция, слушали музыканты) со словами: "Вот как это надо играть".
Заручившись рекомендациями Антона Рубинштейна, талантливая пианистка отправилась учиться в Вену к композитору, выдающемуся пианисту и опытному преподавателю Теодору Лешетицкому.
И вновь годы самозабвенного служения музыке. Девушка еще не достигла 18-летия, а довольный ее успехами Лешетицкий видит в ней уже не ученицу, а вполне сформировавшегося тонкого исполнителя. Он составляет маршрут ее ближайшего европейского турне: Германия, Франция, Бельгия. Маршрут турне одобрен Антоном Рубинштейном.
Но тут впервые судьба отворачивается от пианистки. Вместо поездки по Европе - родительский дом в Одессе. Вместо турне и триумфа - страшная болезнь. Вместо почета и славы она борется со смертью. И вместе с бредом в голове проносятся страшные мысли о том, что она переступила черту дозволенного ей судьбою.
С болезнью она справилась. Вместе с жизнью к ней возвратились силы и желания. Мысли о роковом предупреждении больше не посещали жизнерадостную девушку. Впрочем, время турне давно просрочено. Да и для восстановления былой исполнительской формы нужно немалое время. А пока что выпускница Венской консерватории становится преподавателем Одесской.
Ей уже 18. И сердце готово полюбить. Тем более что на одной из сходок одесской артистической молодежи появился стройный голубоглазый красавец с густой шевелюрой, говорят, художник...
Завязавшееся знакомство не прерывается и тогда, когда молодой человек отбывает обязательную годовую воинскую повинность вольноопределяющимся в артиллерии. Незаметно оно перерастает в привязанность, которая неминуемо должна привести к свадьбе. Но Леонид Пастернак долго не отваживался сделать предложение своей избраннице.
Ему нечего было предложить своей будущей жене. Она - преподаватель консерватории на постоянном профессорском жаловании. Он - начинающий художник, перебивающийся уроками рисования. Он не ведал, как можно, оставаясь художником, содержать семью. А без первого он своей жизни не мыслил.
Оставалось, либо смириться с невозможностью соединиться с любимым человеком, либо сделать, наконец, серьезный шаг на выбранном жизненном поприще.
Леонид Пастернак уехал в Москву. К Передвижной выставке он задумал написать первую большую жанровую картину "Вести с родины". Сюжет почерпнут им из недавней воинской службы. В художественных кругах заговорили о способном художнике и его работе еще до того, как картина была завершена. Приехавший посмотреть на работу художника известный коллекционер и большой любитель искусства П. М. Третьяков, сразу же купил картину для своей галереи. Той самой картинной галереи, которая до сих пор носит его имя.
Окрыленный успехом молодой художник тут же отправился в Одессу и сделал предложение своей избраннице.