Аннотация: Приключения бывают разные. Например, приключения духа. Вроде ничего такого не происходит. Никаких погонь, перестрелок и прочих развлечений. Но... Не окончено. Может, чей-нибудь пинок поможет выйти на правильную дорогу...
Песчаные увалы на южном берегу Тары похожи на прибалтийские дюны. Те же сосны на склонах, тот же нескончаемый ветер.
Северный берег - равнинный: болота, камыш, островки ивняка. Ветер качает камыши, от этого в сумерках схожесть с морем еще сильнее. Настолько, что в воздухе чудится соленый привкус.
Я сижу на вершине увала, смотрю за реку и думаю о том, что когда-то здесь действительно был океан. Потом медленно, словно нехотя, поднялась земная кора. Базальтовая плита, не выдержав собственной тяжести, треснула вдоль линии шельфа. Прошли века, разлом стал речным руслом. Поэтому Тара течет с востока на запад, между ней и Северным Ледовитым океаном - километры и километры болот. Знаменитое Васюганье, где нет сейчас ничего, кроме тайги, комарья, нефти и костей тех бедолаг, кого заносила в эти края нелегкая судьба.
Еще я думал о странной женщине, рассказавшей мне сказку о древнем море и о "кольцевых структурах" - открытых недавно областях напряжения земной коры.
- Плиты равнин - не монолиты. Они рассечены на куски, которые движутся относительно друг друга. По разломам рвется к поверхности раскаленная магма. В таких местах, как здесь, напряжение особенно высокое. Омкар - зародыш будущего вулкана. Через миллионы лет тут поднимутся молодые горы. - Когда Нина Владимировна говорила, она смотрела сквозь собеседника, будто видела, как трескается земля, и взметаются в небо огненные фонтаны.
Приехать в Окунево меня соблазнил Олег-Шаман.
- Нет, ты прикинь! Скоро Ново-Ратри. Десятиночие то есть. Праздник самый большой у них. Народ продвинутый собирается. Нет, не только верующие. Просто - потусоваться. Археологи там каждое лето роют, ученые всякие. Получается типа фестиваль. Прикинь: арати - это сейшен такой в храме, поют благостно, но клево, играют кто на чем... Мы в палатках зависаем, солнце, речка, никаких Канар с Багамами не надо. - Тараторил приятель.
Потом он исчез из города, уехал в свое Окунево.
В начале августа наше рекламное агентство разогнали на каникулы. Все равно заказов - ноль, клиенты - на тех самых Багамах-Канарах. Мне грозили две недели в душном городе. Дни пустые, как ржавая консервная банка. И необходимость каждый вечер приходить в слишком большую, гулкую, накаленную солнцем квартиру.
В первый "день свободы от забот" я напился как свинья и попытался снять шлюху. Девочка радостно пошла ко мне, но у нас ничего не получилась. Она оказалась студенткой какой-то шараги. Подпив, полночи плакалась мне на жизнь: родители - козлы и алкоголики, сестра - сучка, парень бросил, счастья нет... В конце концов я уже ничего не хотел. Только подливал ей вина и подкладывал закуски, чтобы молчала, пока у нее занят рот.
Я выпер подругу в шесть утра, дав ей денег на "маршрутку". Попытался отстирать футболку, по которой деваха елозила накрашенной мордашкой - рыдала у меня на плече. Черные разводы косметики от воды стали еще гуще. Я со злости выкинул футболку в мусоропровод, а потом долго пытался сообразить: что это было. Или - искусный вариант "динамы", или я - идиот... Или - импотент. Или - то и другое сразу.
К обеду я решился. Купил билет, протрясся шесть часов в еле живом "ПАЗике". Автобус довез меня до деревенского магазина, запертого на огромный висячий замок. Развернулся, выпустил из выхлопной трубы чадную струю и попылил обратно в город.
- Скажите, пожалуйста, где тут бабаджийский ашрам? - Спросил я у похмельного мужика, отдыхавшего на магазинном крыльце.
- Чаво?
Конечно, стоило спросить у кого-нибудь более интеллектуального, но мужик это был единственным живым существом, находящимся в поле моего зрения. Не считая, конечно, копавшихся в пыли кур. Но от тех, наверное, толку еще меньше. Хотя не факт...
- Ну, куда с города приезжают? - Продолжал допытываться я. - Говорят, городские тут дом купили, под индийскую церковь перестроили...
- А, к богомольцам ты! Дык, эт - на той улице. Крашеный дом, на воротах - буква "зю"...
Гадая о смысле "буквы зю", я побрел в указанном направлении. Вечерело. По улице погнали нещадно пылящее стадо. Пришлось пережидать возле чьего-то палисадника, пока коровы пройдут мимо. Затормозил и пытавшийся вывернуть из проулка "Москвич". Одна из телок заинтересовалась зеркальцем заднего вида, лизнула его, потом принялась чесать рога. Шофер с матами выскочил из машины, коровы шарахнулись, по дверцам "Москвиченка" застучали копыта. Маты стали еще гуще.
От наблюдения сцен народной жизни меня отвлек вежливый черный пес размером с годовалого теленка. Он подошел ко мне, ткнулся носом в живот. Я замер, размышляя, нужно ли бояться. С одной стороны, зверюга значительно крупнее дога, с другой - вряд ли по деревенским улицам свободно гуляет что-то злобно-опасное.
Потом калитки того дома, возле которого я прятался от стада, появился худой мужик в юбке. Бежевая такая юбка с оранжевой каймой и кучей складок. Какой-либо другой одежды на нем не наблюдалось. Только стоптанные кроссовки и очки. Мужик нес в руках пластиковую бутылку с молоком. Я обрадовался, кинулся к "богомольцу" (а кто еще будет разгуливать по деревне в таком виде?):
- Простите, не подскажите, как пройти в ашрам?
- Найт. Не понимайт. Я не говорит по-русски. - Ответил мужик и потопал своей дорогой.
Вежливый пес снова ткнулся в меня носом. На это раз - в спину. Посмотрел осмысленно-печально.
- Что, тебе тут тоже не совсем уютно? - спросил я у собаки.
Пес начал остервенело чесаться. Вспомнив о недоеденном бутерброде, я полез в рюкзак. Хлеб раскрошился, перемешался с маслом и кусками колбасы.
Пес принял угощение очень вежливо. Обдав ладонь горячим дыханием, осторожно слизнул кусочек колбасы, потом аккуратно подцепил зубами хлеб, не торопясь, сгрыз. Уселся рядом с рюкзаком, привалившись к нему спиной. Я потянул бэг к себе:
- Думаешь, я тут жить собираюсь? Прям посреди улицы? Не, до ночи нужно хоть кого-то найти.
Пес согласился, затрусил следом за мной.
У ворот следующего по улице дома сидела пожилая женщина и смотрела на небо. У нее были огромные синие глаза, волнистые седые волосы, собранные в толстую косу, и ухоженные руки. Пес подбежал к ней, виляя хвостом. Я решил, что женщина эта явно не местная. В Сибирской деревне не бывает настолько красивых старух с такими бездонными глазами. Ее и старухой, не смотря на седину, назвать неудобно.
- Не помешаю? - Спросил я, присаживаясь рядом с ней на скамеечку.
- Пожалуйста. - Улыбнулась женщина. - Меня зовут Нина Владимировна.
- Очень приятно. - Мне почему-то захотелось вытянуться "во фрунт" и щелкнуть каблуками. Но делать этого я, конечно, не стал, просто кивнул. - Максим.
- Вы - на праздник к бабаджистам?
Я пожал плечами:
- Не знаю. К индуистам я не отношусь. Просто приятель пригласил. Вы случайно не знаете такого - Олег Харуев? Они где-то в палатках тут живут. Должны жить...
- К сожалению, нет... По-над Тарой теперь каждое лето - палаточные лагеря. Много народа приезжает. Раньше меньше было...
Мы посидели еще немного. Пес устроился рядом с нами, положив голову на лапы, и, кажется, даже задремал.
Нужно было идти искать Олега, но я не мог заставить себя встать. Нина Владимировна показалась мне настолько необычной, что хотелось подольше побыть рядом с ней. У меня возникло странное ощущение: будто вокруг этой женщины - купол покоя и тишины. Деревенские звуки - звяканье ведер, крики хозяек, загонявших коров - доносятся словно сквозь вату.
- Хотите черники? - Неожиданно спросила Нина Владимировна. - Мужчины уехали на рыбалку. А черника пропадает...
- С удовольствием...
Она толкнула калитку, я шагнул вслед за ней. Во дворе под навесом стоял стол, грубо сколоченный из сосновых плах, и пара скамеек. Доски потемнели от времени и казались полированными. На столе грудой лежали пакетики с образцами почвы, стеклянные пробирки, прочая лабораторная мелочь, и стояла пластиковая бутылка с молоком.
Нина Владимировна вынесла из сенок суповую тарелку черники, поставила на черные доски, щедро налила молока. Села напротив, стала смотреть, как я ем. Потом неожиданно сказала:
- Когда-нибудь здесь поднимется горная гряда. Омкар - зародыш будущего вулкана.
Я едва не выронил ложку:
- А вы откуда знаете?
- Я - геолог. Точнее, геофизик. Доктор наук. Правда, Печкин приглашает меня в экспедицию в качестве экстрасенса. Он все надеется найти свой Кристалл. Но кольцевые структуры - это тоже очень интересно. Здесь энергия Земли поднимается вверх мощным потоком, это чувствуют даже те, у кого никаких способностей нет. Поэтому место здесь особое. Не даром ашрам построили, едут сюда, чтобы почувствовать эту энергию.
На секунду мне стало страшно. Сумасшедшая? Вроде не похоже...
К мистике я всегда относился более чем скептически. Правда, куча моих приятелей верила в чакры, эфирные каналы и прочую муть. Запоем читали Кастанеду и иже с ним. Восхищались. Но Нина Владимировна говорила об энергетических потоках без всякой экзальтации. С той же интонацией, что и о геологических эпохах: как о чем-то само собой разумеющемся, научно доказанном...
Она взглянула мне в глаза и словно прочитала мысли:
- Максим, вы - счастливый мальчик. Вы ищите осознания. Большинство же лишь пытается заполнить свою внутреннюю пустоту... Убежать от самих себя.
Потом во двор зашли трое мужчин, один тащил на плече сеть, другой - ведро еще живой рыбы. Я почувствовал себя лишним, извинился и ушел.
Уже почти стемнело. Я побрел вдоль улицы в направлении, указанном Ниной Владимировной. Черный пес, к моему удивлению, дождался меня у калитки и теперь трусил следом. Видимо, твердо решил провести сегодняшний вечер в моей компании.
Вскоре деревня закончилась, дорога выбежала на луговину, потом нырнула в лес. Под откосом, на самом берегу Тары, горели костры, слышался гитарный перебор. Но спускаться к палаткам почему-то не хотелось. Я шел и шел, сам не зная куда. В принципе, разбить стоянку можно в любой момент и в любом месте...
Потом я увидел на фоне светлого еще неба купол скрытой за деревьями часовни. Здесь от основной дороги отделялась тропинка, ведущая к берегу. Я пошел по ней - тропинка вильнула, поднялась на увал, на самый верх.
Я догадался, что холм этот - тот самый Омкар, о котором говорил Шаман. Место, где несколько религий умудряются сосуществовать друг с другом.
В центре площадки - православная часовенка: вся в деревянных кружевах, хорошенькая, словно детская игрушка. По крыше часовенки скребет лапами раскидистая сосна. Нижние ветви дерева, словно новогодними игрушками, увешаны яркими лентами. Это - буддисты постарались и всякие прочие шаманисты. Тут же рядом - квадратная яма глубиной около метра с выложенными кирпичами бортами. На дне - угли, полуобгоревшие цветы и конфеты. Порывшись в памяти, я обнаружил, что знают слово, которым называют яму: кунда, индуистский алтарь.
Чуть в стороне я нашел еще одно кострище - уже обычное, туристическое, даже "рогульки" для подвешивания котелка имелись, и пара бревен, на которых так удобно сидеть и смотреть в огонь...
Я скинул рюкзак, сходил за дровами, развел костерок. С вершины Омкара - великолепный вид: темное море камыша, последние мазки заката на зеленоватом небе, несколько облаков, подсвеченных солнцем, синих и багровых, словно расплавленный металл.
В небе одна за другой зажигались звезды. Я пил чай, смотрел на небо и грезил о древнем море. Над увалами дул ровный упругий ветер. Он летел с севера, и в нем чувствовался холод полярных равнин, он пах смолой и совсем чуть-чуть - морской солью.
Постепенно закатные краски гасли, стемнело, на небо выбралась огромная кроваво-красная луна. "Скоро будет дождь", - подумал я, достал из рюкзака спальник, завернулся в него, лег возле бревна.
От земли пахло древесной прелью и еще чем-то неуловимым, густым и теплым, словно парное молоко. Ветви сосен качались на фоне звездного неба, но казалось, что покачивается сама земля. Омкар, как волшебный летучий остров, плыл среди звезд.
Во сне я был наконечником стрелы, проносящейся сквозь Вселенную.
Потом открыл глаза и понял, что ночь уже почти кончилась. Луна ушла за горизонт, воздух наполнился предутренней свежестью. Ветер стал холоднее, он ледяными струйками пробегал по лицу, забирался под спальник. Черный пес похрапывал, привалившись к моим ногам. Вставать не хотелось, и я вновь задремал. И опять полетел сквозь звездные скопления, сквозь спирали галактик, пылевые облака, мимо черных дыр и раскаленных пульсаров, мимо...
Постепенно звезд становилось все больше, они слились в сплошной серебристый фон. А я все летел, звезды исчезли, меня окружило сиреневое сияние, клубящееся, словно облака на закате.
Проснулся я от запаха дыма. Небо уже посветлело, костерок вновь горел. У огня сидел худощавый старик:
- Простите, но я посчитал, что, проснувшись, вы будете не прочь выпить чаю. - Извинился он за вторжение.
Старик отошел на пару шагов от костра, скинул куртку, оставшись лишь в легкой футболке и тренировочных штанах. Встал на одну ногу, шумно втянул носом воздух - и закрутил мельницу движений, затанцевал, заскользил, словно играющая кошка. Спросоня мне казалось, что старик временами исчезает, размазывается в воздухе, словно лопасти включенного вентилятора, превращается в переливающуюся дымку.
Потом дедок выкрикнул какое-то незнакомое слово, хлопнул в ладоши - и остановился. Не смотря на утреннюю прохладу, футболка его была мокра от пота.
- Не знаете, сколько сейчас времени? - Спросил я. Мысль о времени позволяла ощутить реальность происходящего.
- Около четырех часов утра... Или чуть раньше. Простите, если помешал вам. Но я каждое утро делаю здесь гимнастику, - сказал старик, натягивая куртку. - Счастливо оставаться. Да, кстати, а Хозяин сегодня ночью к вам не приходил?
- Какой Хозяин? - Удивился я.
- Если ночевать на Омкаре, то можно встретить какого-то местно духа. Археологи вскрыли могильники, вот он и бродит, ищет что-то... Говорят, многие слышали, как он ходит, бормочет что-то на древне-кулайском...
- Нет. Я спал...
- Жаль, жаль. - Покачал головой дед. - Чем больше свидетельств, тем лучше.
Старик удалился вниз по тропинке. Я рывком поднялся, сел у костра. С наслаждением вдохнул утренний воздух. Дующий с заречья ветер был теплым и плотным, как водяные струи, он толкал в грудь, шевелил волосы. Я подставил ветру ладони - и мое тело наполнилось ощущением таежной свежести. Черный пес вопросительно взглянул на меня снизу.
- Что, зверя, жрать хочешь? - Усмехнулся я. - Ладно, сейчас искупнемся и сварим кашки.
Вода на рассвете - как парное молоко. Действительно, никаких Багам с Канарами не надо...
Правда, довольно долго пришлось искать чистый спуск к реке. Внизу берег зарос крапивой, ивняком и еще какой-то вонючей дрянью, сплошь облепленной паутиной. Пару раз я сунулся было к воде, но ноги тонули в илистой жиже, перемешанной с гниющими ветками.
Зато мы со Зверей обнаружили еще одну кунду, спрятанную в ивняке. Вокруг квадратной ямы были разбросаны кости и птичьи перья. Пес покопался в углях, вытащил несгоревшую куриную голову. Начал воодушевленно грызть.
- Слышь, Зверя, а мы с тобой тут ничего не оскверняем? - Задал я псу риторический вопрос. - По-моему, индусы к твоим собратьям не очень-то хорошо относятся.
Пес оторвался от еды и насмешливо фыркнул. Пришлось ждать, пока мой лохматый компаньон расправится с куриной головой.
Лишь метров на пятьсот выше по течению, там, где Тара делает поворот, обнаружилось что-то вроде глинистого пляжика. Здесь-то и стояла большая часть палаток. В такую рань туристы, естественно, спали.
Я разделся, с разбега бросился в реку.
Вода в Таре - коричнево-красная, почти не прозрачная. Она настояна на торфе и мертвых травах таежных болот, на красной глине низких берегов. Но по ощущениям вода эта удивительно чистая. Как так может быть, не знаю. Но коричневатая жидкость воспринимается как нечто свежее, словно первый снег. И пахнет вода так же, как тайга в предзимье: она прелым листом, сосновой корой, горьковатыми ягодами. Может, муть, которую несут воды Тары, на самом деле, - какая-нибудь целебная грязь?
Я плескался в реке, а пес сидел около моих вещей. Сторожил.
- Зверя, иди сюда! - Позвал я.
Он подошел к кромке воды, недоверчиво понюхал ее, ступил одной лапой. Видимо, идея купания ему не понравилась. Он брезгливо отряхнул лапу и вернулся к моим вещам.
Я внезапно вспомнил, что на Омкаре остались рюкзак и спальник. Конечно, в пятом часу утра вряд ли кто из туристов продерет глаза. Но вот деревенские рано встают. Мало ли что случиться...
Выбравшись из воды, я не стал одеваться, затрусил по берегу к своей временной стоянке. Пока добежал - обсох. Правда, сильно запыхался. Кольнула зависть к утреннему визитеру: мне бы так! Я не понял, в какой технике дед работает, некоторые "связки" движений напоминали у-шу, некоторые - айкидо. Хорошо бы с ним поближе познакомиться, о мастерах такого класса я лишь слышал, и то не от очевидцев... Интересно, откуда он?
- Ну, чего, песка, с чем будем кашу варить: с говядиной или со свининой? - Спросил я у моего хвостатого спутника.
Однако сразу заняться готовкой не удалось. Стоило нам подняться на Омкар, как раздался истошный женский визг. Около кунды сидели три тетки лет по тридцать, вооруженные кисточками и банками с краской. Дамы, видимо, собирались с утра пораньше подновить украшения на своем алтаре. Теперь они визжали так, словно каждой из них за пазуху залезла дюжина пауков.
Я удивился: конечно, одежда у меня - не для официального приема, но, что они, никогда мужика в плавках не видели? Однако, оказывается, столь бурная реакция относилась не ко мне, а к псу:
- Молодой человек, это ваша собака? - Спросила одна из теток, раньше других понявшая, что их вопли не заставят нас раствориться в воздухе.
- Наверное, моя. - Попытался успокоить я женщин. - А что?
- Она не кинется?
Пес, чувствуя, что разговор идет о нем, виновато уселся на собственный хвост.
- Зачем ему кидаться? - поинтересовался я у женщин.
- Все-таки уберите его! - Распорядилась тетка. - Здесь не место для собак!
Чего хочет женщина - того хочет Бог. Я оделся, упаковал рюкзак, и мы побрели в палаточный лагерь.
После "изгнания из храма" в душе остался неприятный осадок. По-моему, миролюбивый Зверя по определению не способен ни на кого кидаться. Особенно на совершенно не мешающих ему теток. Конечно, здоровенная псина, я таких раньше не видел. Не знаю, какой породы, смесь какая-нибудь... Я в собачьих породах не очень разбираюсь. Как-то не довелось. В детстве у меня была дворняжка по имени Джек. Прожил он с нами девять лет. Потом умер - что-то с почками у него было.
Воспоминания нахлынули внезапно, словно и не прошли годы с тех пор, как сидел я рядом с умирающим псом.
Джека мы, пацаны, подобрали на помойке. Мама разрешила поселить его в доме. Смешной щенок был: рыжий, как лисичка, веселый, готовый сутки на пролет играть. И потом, повзрослев, Джек оставался таким же приветливым и игручим. Умел подавать лапу, лаять по команде...
Когда он заболел, мы потащили его в ветлечебницу. Врач сказал: можно сделать операцию, но гарантии нет, да и проживет после нее собака лишь год-другой. Мама спросила, сколько стоит операция, услышала цену и побледнела.
Была весна девяносто третьего года. Ей, учительнице, задерживали зарплату, я учился в выпускном классе. Мы ели пшенку на воде и остатки дачных запасов.
Денег хватило только на то, чтобы купить несколько ампул обезболивающего.
Через неделю Джек уже не мог вставать. Гадил под себя. Сделает лужу - и смотрит виновато, из глаз слезы катятся... Ведь аккуратист был, чистюля. Пока был здоров, никогда не позволял себе напрудить в квартире...
Мама подтирала лужу, садилась рядом с ним, гладила его и плакала.
Я договорился в ветлечебнице, мне разрешили усыпить собаку дома. Пока мама была в школе, я сделал Джеку укол. Он уже не боялся шприца, привык, что после укола боль уходит. Даже пытался вилять хвостом, когда я "прицеливался" в исхудавшую ляжку. Под шерстью - одни кости, даже и не знаешь, куда колоть...
Потом я сидел рядом с псом, положив ладонь ему на шею, ощущая, как пробегают по собачьему телу последние судороги, как каменеют мышцы.
Маме сказал, что пес умер сам, что я пришел с уроков и нашел его уже мертвым.
После смерти Джека никого заводить не хотелось. Ни мне, ни маме.
Зверя, почувствовав мое настроение, подпрыгнул, положил мне лапы на плечи, улыбнулся жаркой пастью. Я легонько оттолкнул пса:
В палаточном лагере я разжег огонь на первом попавшемся кострище и наконец-то приготовил кашу. Когда мы со Зверей, сытые и довольные, согревшись на солнышке, подремывали на спальнике, из соседней палатки вылез Шаман.
- Вау! Макс приехал! Клево! - обрадовался он. - А как ты нас нашел?
- Нормально. - Пожал я плечами
- Слышь, там у тебя заточить чего не осталось? - Поинтересовался Шаман.
- Ну, есть.
- Клево! Счас искупнусь, похаваю, и пойдем на ягию.
- Куда?
- На огненное жертвоприношение. Кто на него ходит - тому просад дают. Похаваем нахаляву. Тут знаешь как клево! Можно вообще жрачкой не заморачиваться. А ты на чем приехал? Вроде автобус вчера был.
- Я на Омкаре ночевал, но потом меня оттуда какие-то тетки прогнали. Им Зверя не понравился.
- А, это Раджана со своими матаджи! Самые благостные, типа.
Пока Шаман собирался, я решал задачу: ягия проводится на том самом Омкаре, откуда мы только что пришли. Если пес снова увяжется за мной, то гонять нас будут уже не три тетки, а цела толпа верующих. Как бы уговорить Зверю остаться в лагере? Интересно, он вещи охранять умеет? Вроде псина-то обученная...
Я забросил рюкзак в олегову палатку, скомандовал псу: "Стереги! Охранять!"
Он сразу понял, что от него требуется. Посмотрел на меня, склонив голову на бок, понюхал рюкзак и улегся у входа в палатку. А когда Олег сунулся было за какой-то забытой мелочью - зарычал. Тихонько, но очень даже внушительно.
- Э! Ты чо? - Испугался мой приятель.
Я рассмеялся:
- Теперь у тебя точно ничего не скрысит.
При свете дня Омкар выглядел еще более сюрреалистично, чем ночью. На увале толпилась добрая сотня народа, одетого по цейлонской моде позапрошлого века. Яркие сари или мешкоподобные цветные рубахи с широкими шароварами на женщинах, дхоти и юбки - на мужиках. Мужиков, правда, немного, в основном дамы от тридцати и старше. Украшения - кто во что горазд, лишь бы хоть немного напоминало Индию: тяжелые серебряные браслеты на руках и на ногах, многоярусные бусы, серьги размером с сотовый телефон. И тут же рядом - равнодушные сибирские сосны, деревянная православная часовенка с резными наличниками.
Когда мы пришли, торжество еще только начиналось. Вроде никто каких команд не подавал, но все расположились кольцом вокруг кунды, присели на принесенные с собой коврики.
Шаман хотел пробиться поближе к алтарю, но я не полез вперед. На меня напал приступ стеснительности: говорят, в чужой монастырь нельзя со своим уставом, а здесь - кто бы знал, какой устав, вдруг я опять что-нибудь не так сделаю. Однако остаться незаметным мне не удалось. Подошла женщина - из тех, утренних, помазала мне лоб какой-то краской. Улыбнулась, словно старому знакомому.
Зазвучали первые слова пушты. Читал тот нерусский мужик в очках, с которым я столкнулся вчера. Старательно выпевал незнакомые слова, со знанием дела славил богов. После каждой фразы зачерпывал что-то половником из расписной глиняной миски и лил в кунду, в костер:
- Ом! Ом намах Шива-я!
Шаман, взявший на себя обязанности добровольного гида, тихонько шептал мне на ухо:
- Это настоящий пуштарий. Посвященный в Индии. Прикинь - специально в Омск из Голландии приехал! Пойдем на арати, послушаешь, как поет! А счас он ги - масло топленое - льет. Самое святое оно в Индии, потому как из коровы. А потом все будут просад подносить, ты не теряйся, в костер можно не все конфеты кидать.
Я отмахнулся от приятеля, как от назойливого комара.
Было что-то в переливчатом речитативе такое, что заставляло слушать. Не понимая, не осознавая, просто отдаваться ритму:
- Ом! Ом намах!
Читал пуштарий долго. Стало жарко и душно. В воздухе чувствовалось приближение грозы. Временами налетал порыв ветра, прижимал к земле чадный дым. Тогда дышать становилось совсем уже нечем. Интересно, как мужик терпит рядом с огнем?
Тень от часовни сместилась, накрыла кунду. Вылив в костер последние капли масла, голландец произнес какую-то фразу, и между рядами сидящих на земле людей побежали служки с подносами, полными конфет и фруктов. Каждый брал горсть лакомств и вставал в очередь, чтобы бросить их в огонь.
Женщина с подносом, направившись было в нашу сторону, зыркнула на Шамана и обошла его по широкой дуге - видно, он со своей любовью к халяве успел всех достать. Шаман обиделся, сделал вид, что происходящее его не касается.
Ко мне подошла одна из теток, что шугали нас утром:
- Что же вы ягию не совершаете?
- Да вот, не запасся ничем. Не знал.
Она поманила служку с подносом, протянула мне горсть конфет:
- Отдайте это огню. Главное, жертвуйте от души.
Я ощущал себя полным идиотом. По-моему, публичное сжигание кондитерских изделий - занятие более чем абсурдное. Однако послушно пошел к яме, кинул конфеты. Правда, огня в кунде уже не было, его затушили яблоками и бананами. Лишь чадили пропитанные маслом угли. Интересно, считается ли совершенной ягия, если подношение огню даже и не думало гореть? Видимо, да: дама, милостиво кивнув, удалилась вниз по тропинке.
- Ну ты даешь! - Хихикнул подошедший со спины Шаман.
- А чего?
- К Раджане клинья бьешь?
- К кому?
- Тетка эта - Раджана. Она тут из самых главных. У нее муж - какой-то "крутой", а она на религии тряхнулась. Два года в Индии тусовалась, потом сюда приехала. Ашрам, считай, на половину на ее бабки существует. И так людям помогает. Виталику-паралитику за курс лечения заплатила, матери Кольки-дурачка от нее вроде как пенсия. Так что не теряйся!
- Так я же не паралитик.
Шаман гнусно хихикнул:
- Говорят, ей здоровые тоже нравятся.
Наконец-то мне открылась тайна буквы "зю"! Ею оказалась мантра "ОМ", начертанная на воротах.
Олег толкнул калитку:
- Счас просад раздавать будут. Похаваем нахаляву. Правда, у них все без мяса, но ничего, прикольно. Прикинь: сладкая редиска! С медом!
Шаман так и горел желанием познакомить меня со всем и со всеми, заслуживающими внимания. У меня от его активности уже слегка кружилась голова. Но есть хотелось.
- Разувайся! - С видом завсегдатая скомандовал он, когда мы вошли в сени добротного двухэтажного дома, стоявшего в глубине двора.
На участке был не один дом, а три. Тот, что выходит окнами на улицу - обычная деревенская изба, только обшита вагонкой да раскрашена в попугаистые цвета. В глубине участка, там, где, вероятно, раньше были туалеты и стайки - сияющий облицовочным кирпичом двухэтажный коттедж с высокой мансардой. Третий дом - нечто непонятное, то ли перестроенный сарай, то ли барак. По периметру участка - низенькие сараюшки и клумбы. У скамеечки среди цветов щебетала стайка молоденьких девушек. Увидели нас, они захихикали.
- Девчата наши. Тут тусуются. Дуры, без снаряги приехали, думали, что здесь, как на фестивале, в любую палатку впишут. - Тарахтел Олег. - А здесь за сутки надо сотку платить, как в гостинице, а селят в сараях да на чердаках. Добро, если какие матрасы дадут. А так спальное свое надо. Да еще в пять утра на арати будят. В столовой по очереди работают. Сейчас праздник, а месяц назад на стройке еще заставляли работать! К Ново-Ратри спешили! Правда, кормят от пуза.
Трапезная занимала весь первый этаж нового дома. Длинные деревянные столы, окошечко раздачи, как в школьном буфете. Каждому желающему выдавалась пластиковая тарелка с чем-то непонятным. На проверку оказалось - вареная свекла с орехами, приправленная какой-то патокой.
- Ешь! Просад - дело святое. - Олег продолжал болтать даже с набитым ртом. - Они тут его по всем правилам готовят. От всякой скверны и проклятий очищают.
Я недоверчиво поковырялся в тарелке, заставил себя проглотить несколько кусков приторно-сладкой массы:
- Они что, нормальной картошки не могли сварить? Тоже - не мясо.
- Молодой человек! Вы вообще-то представляете, куда пришли? - Вмешалась в наш разговор неизвестно откуда материализовавшаяся за моей спиной Раждана.
Я чуть более внимательно взглянул на свою утреннюю знакомицу. Худощавая блондинка лет тридцати пяти, белесые ресницы, остренький носик, и при этом - никакой косметики. Яркий тайский балахон ей - как корове седло, только подчеркивает бесцветность лица. Бывают такие женщины, которым косметика просто необходима. Без нее они - как недопроявленная фотография. Обычно это или стервы, или дуры. Поэтому я постарался улыбнуться как можно более обворожительно:
- Не совсем. Я здесь впервые, стараюсь понять: что к чему.
Раджана благосклонно приняла мои извинения:
- Вся пища готовится по принципам аюр-веды и с соблюдением необходимых ритуалов.
- Э-э-э, - выдавил я из себя, - может, привыкну...
Но оказалось, что я обращаюсь уже к пустому месту - дама успела упорхнуть на кухню.
- Ты что, больше не будешь есть? - Поинтересовался Шаман.
- Нет.
- Тогда давай сюда. Я тут перед ягией дунул, так на хавку прибило...
- Угу. Я во дворе подожду.
Мне не удалось сразу отрыть свои кроссовки в куче обуви, сваленной в коридоре. Пока я занимался поисками, из трапезной появилась Раждана:
- Уже уходите?
- Наверное. Если по правилам не положено еще что-то...
Женщина рассмеялась:
- Нет. Каждый выбирает сам. Хотя... Вы, наверное, толком не поняли, где были. Не верю, чтобы ваш товарищ смог рассказать что-то осмысленное.
- Я читал о бабаджизме. Это одно из реформаторских учений в индуизме.
- Бабаджи - не Лютер, это, скорее, один из учителей, реализовавшийся полностью... Идемте со мной. Нет, обуваться не надо.
Раждана уцепила меня за руку и потащила на второй этаж. Весь его занимала одна огромная комната. Пол сплошь устлан коврами, зато мебели нет вовсе. Вдоль одной из стен - что-то вроде алтаря. До этого момента я толком не понимал, что означает выражение "сусальное золото". Тут оно всплыло в мозгу: куча блюд, чаш, вазочек с цветами и конфетами, какие-то рамочки, статуэтки... И - иконы, или как они там называются в Индии: слоноголовый Ганеша, танцующий Шива, какая-то красавица в цветах... Но больше всего меня поразил висящий на самом почетном месте портрет длинномордой обезьяны.
- А это кто? - Невольно спросил я у Раджаны.
- Наш небесный покровитель - Хануман. Весь этот храм посвящен ему, ведь Сибирь - земля, подаренная Хануману, сыну Ваю-Ветра...
Подозреваю, что дамочка уже не раз читала лекции по поводу четверорукого святого. Говорила, как по писаному, перескакивала на санскрит, цитируя какие-то неведомые мне веды, и сразу же переводила на русский. Но легенда показалась мне забавной.
Был, значит, у одного из восьмерки лакопал сын от лесной обезьяны. Вкусы, конечно, у этих богов еще те, но это - их дело. В-общем, пошел сынишка видом в мамашу - макака макакой, а силой в папашу. Да еще летать умел. Вырос, пошел служить в дружину Вишну. И вот однажды воевали боги то ли с асурами, то ли с демонами, я так и не понял - с кем. Захватили остров Цейлон, но при форсировании пролива кого-то из богов крепко поранили. Лекари сошлись во мнении, что вылечит его только особая трава, растущая на одной-единственной горе в мире.
Что делать? Искать гору долго, а раненый того и гляди помрет. Послали Ханумана, способного в одно мгновение перемещаться куда угодно. Героический обезьян облетел весь свет, нашел нужную гору, да вот беда - по дороге забыл, какая трава требуется, и с какими мантрами ее нужно рвать. Не долго думая, выдрал всю гору с корнем и уволок в Индию. Примчался вовремя, раненый выздоровел. С тех пор на месте той горы плещется Шайтан-озеро, а Хануману боги отдали в вотчину все земли на север от Гималаев...
И еще история была с Хануманом. После той победы все боги, чтобы выразить свою преданность Вишну, стали писать его имя на своих одеждах. Обезьян же на это дело забил. Или, скорее, неграмотный был, а признаться, что ни одной буквы не знает, боялся. Некузяво как-то среди светлых богов неучу. Вишну и удивился: слуга верный, а славословить господина не собирается. Спросил строго так: "Где мое имя?" Но хитрый обезьян не растерялся, отвечает: "Если хочешь проверить, то разрежь мне грудь, и посмотри - твое имя написано на моем сердце". Естественно, преданного богатыря убивать не стали...
Раджана говорила и говорила, но я ее уже почти не слышал. Меня охватило странное оцепенение. В ушах зашумело, почудился то ли ритмичный гул, то ли мелодия. Картина с обезьяной в цветочных гирляндах, которую я упорно рассматривал, вдруг словно ожила. Оказалось, что у зверя - глаза человека, видевшего ад... В душе зверя бились пожары и текла кровь, в ней кричали умирающие дети, которых он не успел спасти.
Очнулся я от тишины. Женщина молчала, удивленно глядя на меня. Лишь где-то далеко, на пределе слышимости, продолжали грохотать барабаны.
- Ну как, вам, интересно? - Проворковала дама.
- У вас здесь странная акустика, - я попытался стряхнуть наваждение.
- Вы тоже слышите?
- Что?
- Здесь, в храме, верные могут услышать звуки мантр, звучащие здесь непрерывно...
- Я же - не верный. И даже не верующий. Скорее даже наоборот.
- Для тех, кто ищет, путь всегда открыт. К тому же не обязательно знать многое, для верного служения большинству достаточно карма-йоги.
Я ничего не понял, но согласно кивнул головой. Йога - так йога. Только бы избавиться от навязчивой "гуры".
От Шамана тоже захотелось отделаться как можно скорее. Бывают же такие люди - вроде он к тебе - со всей душой, а тебе хочется бежать куда подальше. Поэтому, вернувшись в лагерь, я забрал Зверю, добросовестно сторожившего рюкзак, и пошел обратно в деревню. Кто-то, может, и способен на просаде прожить, а я лучше куплю себе и псу по куску колбасы и предамся греховному чревоугодию. Без всякой там аюр-веды и очищения от скверны.
Затарившись в магазине, я побрел по улице, выискивая, где бы можно было спокойно перекусить. Можно, конечно, присесть где-нибудь на лавочку, но мне почему-то хотелось найти спуск к берегу. Тара - странная река. Вроде и не широкая, ничем особым не знаменитая, но манит к себе, как магнит. Наконец мне удалось выбраться на зады огородов к глинистому откосу. Поев, мы с псом улеглись на травке и стали смотреть на реку.
Солнечные блики играли на поверхности воды, дробились, искрились, мелькали. Постепенно я погрузился в состояние оцепенения, похожее на сон с открытыми глазами. И снова вокруг меня заклубился сиреневый туман. Вот он истончается, становится все более прозрачным. Теперь вокруг меня нет ничего, кроме пустоты. Я растворяюсь в ней, в этой пустоте, теряю ощущение себя-реального. И в то же время продолжаю видеть вихри водоворотов под обрывом, будылья лебеды на краю откоса, заречные ивняки, поднимающуюся над горизонтом тучу. Все это есть - и в то же время всего этого нет, как нет и меня.
- Молодой человек, вы не могли бы придержать свою собаку, - услышал я из бесконечной дали мужской голос.
Повернуться к говорящему почему-то потребовало таких усилий, что у меня заболела голова:
- Он не кусается.
Я бросил взгляд на Зверю: тот заинтересованно рассматривал мерные рейки в руках двух мужчин. Мужчины показались знакомыми: вроде бы это они вчера вечером пришли к Нине Владимировне.
- Тогда бы вы не смогли нам помочь?
- А что нужно?
- Я установлю прибор, а вы и Николай Михайлович промерите расстояние до воды.
Я пожал плечами: а почему бы и нет? В конце концов, хоть какое, да дело. Не все же валяться, как курортник на пляже.
Николай Михайлович соорудил из мерных линеек и куска бечевки неуклюжую конструкцию, вроде кривой удочки. Мне же пришлось лезть под обрыв и следить, чтобы грузик касался воды. Второй мужчина в это время забивал в землю какие-то штыри. В конце концов, перемазавшись в глине, я выбрался на берег. Исследователи к этому времени уже расстелили на траве самодельную схему и переносили на нее показания прибора.
- А можно полюбопытствовать, что вы делаете? - Заинтересовался я.
Вопрос вызвал у моих новых знакомцев приступ энтузиазма. Видимо, они оба - любители "свободных ушей". На меня обрушился шквал информации.
Во-первых, люди - не первая на Земле раса. До нас был еще кто-то.
Во-вторых, Прииртышье - колыбель белой расы. Здесь арии "самозародились", отсюда распространились на юг, в Индию, и на запад, в Европу. Все мифы и веды - отголоски этого древнего переселения.
В-третьих, предтечи не исчезли бесследно, они оставили для нас подземные хранилища информации, одно из которых находится где-то в районе Тары. Именно благодаря наличию такого хранилища - Кристалла - и возникли арии. Он как-то воздействовал на наших пращуров, и они быстро поумнели. Если найти его - то человечество получит столько знаний, что сами собой решатся все сегодняшние проблемы...
У меня возникло ощущение, что где-то я что-то подобное уже слышал. Или читал. Кажется, в "Смерше-2" были какие-то храмы инсектов. Только там артефакт обнаруживается под Москвой. Но слушать все равно было интересно. Николай Михайлович и второй исследователь - Андрей Иванович Печкин - сваливали в одну кучу множество фактов, но сами-то факты были презабавными. Из тех, о которых пишут в газетах под рубрикой "Непознанное".