Аннотация: Кому мандарины? Кому витамины? Рубль штучка, три рубля кучка, в кучке три штучки! К/ф "Спортлото-82"
После прочтения первого десятка рассказов, поданных на конкурс, у меня появилась мысль о том, что в этом мире что-то не так.
После второго десятка прорезалось желание послать все нафиг и больше ЭТО не читать. (Хотя взятые по отдельности многие рассказы были весьма хороши).
После третьего десятка стала замечать, что мысли, вызываемые чтением, одни и те же: "Все плохо и будет еще хуже".
После четвертого подумала, что дело не в прогнозе, а в отношении авторов к тем переменам, которые нас ждут.
После пятого десятка не было другой мысли, кроме как: "Мама, роди меня обратно!"
После шестого возникла идея, что конкурс может стать неплохой энциклопедией массовых страхов. Если их рассортировать и проанализировать, то очень даже показательная картинка получается...
Итак, первая кучка: "Деньги".
Краснов Иван Витальевич "Там, где нас нет"
Отличный рассказ, один из тех немногих, которые можно отправлять в печать в том виде, в котором они поданы на конкурс. Мало того, Краснов умудрился в жанре фантастики рассказать о сегодняшнем российском обществе столько, сколько в ином типа-реалистическом романе не найдешь.
Описано вполне себе стабильное общество, очень похожее на современную Западную Европу. По крайней мере, на те страны, в которых у власти находятся (или долгое время находились) социалистические партии.
Глобального истощения ресурсов еще нет, однако человечеству приходится несколько себя ограничивать. По крайней мере, семья представителей "мидл"-класса, о которой идет рассказ, по уровню жизни мало отличается от семьи совковых "бюджетников" образца так года 80-го. Не роскошь, но и не нищета.
Что еще? В обществе имеется высокий уровень социальных гарантий. Бабушка получает пенсию, младший братец главной героини умудряется дожить до тридцати лет, не проработав ни одного дня: существует на пособие по безработице.
Другая возможность пользоваться какими-то благами, не имея на них денег, существующая в описываемом обществе, - это кредиты.
(В полном соответствии с законом "парных событий" в тот момент, когда я писала эту фразу, дикторша по телевизору произнесла: "Россияне учатся жить в долг").
Героям рассказа не везет - они оказались в плохое время в плохом месте. Героине приходится покупать свою жизнь и жизнь ребенка, подписывая долговое обязательство. Сталкиваются два понятия: жизнь человеческая и прибыль.
В рассказе только одна логическая неувязка. Политические игрища, затеянные обитателями лунной колонии, весьма понятны - где ресурсы, там и деньги, а где деньги - там и политика. Но, во-первых, обитатели лунной колонии - это не жители какого-нибудь земного поселка, равного по численности. Это, без сомнения, отличные специалисты в своих областях, энергичные, умные люди. Раз на Луне можно хорошо заработать, то и берут туда, естественно, лучших. Манипулировать такими людьми гораздо сложнее, чем рядовыми обывателями. Как люди умные, "лунатики" должны прекрасно понимать, что замкнутое общество в десять тысяч душ просто нежизнеспособно. И, как люди энергичные и решительные, они наверняка смогли бы найти способ быстро и доходчиво объяснить тем, кто начал политическую игру, что не стоит делать глупостей.
(Хм... Видела я раз сцену: наряд милиции, пытающийся оштрафовать за распитие спиртных напитков в общественном месте бригаду строителей, только что вернувшуюся с Тюменского севера. А ведь на Луну отбор будет пожестче, чем на "севера").
Во-вторых, по нынешнему международному законодательству, территория Луны (как и территория Антарктиды) не может принадлежать какому-либо государству. Частному лицу - да. Но не государству. Так что провозглашение независимости лунной колонии, т.е. создание на ее базе независимого государства, является нарушением международных законов. А в таком случае человечество все-таки способно действовать согласованно. Войска ООН еще никто не расформировывал и вряд ли расформирует к тому времени, когда начнется освоение Луны.
Но если принять "отделение" лунной колонии как некую условность, как символ форс-мажорных обстоятельств, то описанная Иваном Красновым ситуация более чем реальна.
О художественных достоинствах рассказа сказать трудно. У Ивана Краснова стиль вообще без особых изысков, но здесь такая манера как раз, что называется, "в кассу". Лирический пассаж в начале лишь подчеркивает описательную простоту дальнейшего повествования. Этот рассказ - словно мастерски сделанный карандашный рисунок, без лишних деталей, без красок - только то, что необходимо.
В журнале "Мир фантастики", когда дают рецензии на новые книги и фильмы, пишут "на что похоже". Так вот, рассказ Ивана у меня вызвал ассоциацию с "трудными" романами Жоржа Сименона. Еще - со Стейнбеком. Правда, и то, и другое - не фантастика. Но и рассказ какой-то... хм... как бы лучше сказать... совершенно не фантастический. Всех допущений - лунные колонии, которые и сегодня уже возможны с точки зрения технологий, а не строятся только потому, что еще пока экономически не выгодно. "Припрет" землян с энергоносителями - будет именно так, как описано в рассказе. В остальном же общество практически не отличается от современного.
Что ж, раньше мы только читали о "звериной сущности капитализма", теперь сами учимся жить по его законам.
(Обрывок из прочитанной несколько месяцев назад в Интернете информации. Когда началась буза между Израилем и мусульманскими террористами вЛиване, в последнем, естественно, находилось некоторое количество дипломатов и просто туристов из многих стран. Медвежонок Шойгу оплатил из средств МЧС несколько десятков чартерных рейсов. Русские самолеты вывозили граждан РФ, других стран СНГ, а также тех, кто под руку попадался. Американские самолеты тоже летали в Ливан. Тоже вывозили граждан США. Только один маленький штришок: перед трапом самолета пассажиры, если у них не было денег, подписывали кредитное соглашение на стоимость билета плюс еще что-то там...)
Фэйер Алекс. Мечта среднего класса
Тема та же: деньги, но решена гораздо грубее и прямолинейнее. Немного пошловатый гротеск: кредитным залогом являются различные органы клиента. Хотела сначала порекомендовать автору заменить слово "яйца" в рекламной речи банковского клерка на что-либо более пристойное. Например, на "содержимое мошонки". Ведь такие речи пишутся обычно специальными менеджерами, а клерки их заучивают наизусть, и никакой двусмысленности в таких речах быть не может. То есть клиент может кричать: "Верните мне мои яйца!", но клерк так говорить не должен. Потому как слово "яйца" - слишком грубое и может вызвать негативную реакцию у клиента... Наш молодой бизнес любит эвфемизмы - чтобы все было как "у лучших домах ЛондОна и Филадельфии".
(Хм... Как-то делала наша фирма рекламный буклет для одного торговца сантехникой. Так мы умудрились ни разу не использовать даже слово "унитаз". Хотя, пока работали, ржали, как кони, над стихийно родившимся "подпольным" слоганом: "Супермодель толчка - "Радость для очка!")
Но потом я поняла: без яиц рассказ развалится. Так хоть улыбнуться есть чему, путь юмор и ниже пояса. А без них - ничего нового. Не помню, как называлось шоу того американского еврея - вроде нашей "Смехопанорамы", которое шло по ТВ. Вот он на эту тему немало прохаживался...
Кстати, это ощущение, что "это уже где-то читано", не покидало меня при знакомстве с многими рассказами, участвующими в конкурсе. В случае "кредитно-денежной" тематики вины авторов в этом нет: они точно отражают состояние тихого охренения, в котором находится современный постсовковый обыватель, получивший вместо американской голубой мечты реальный капитализм со всеми его прелестями. Те же американцы это пережили в двадцатых-тридцатых годах прошлого века и научились как-то в этом существовать, а сама тема переместилась из серьезной литературы в тексты попсовой эстрады. У нас же конфликт "обыватель и банк" еще только осваивается.
Кучка вторая: Рожали, рожаем и рожать будем!
Самая, можно сказать, оптимистическая кучка. В коммах к правилам конкурса долго дискутировали на тему о том, почему, дескать, белая раса вымирает, а китайцы и всякие прочие граждане третьего мира плодятся, как кролики. Пришли к выводу, что белые не хотят рожать потому, что это в современных условиях не выгодно ни родителям (не смотря на любые дотации), ни (по большому счету) всему обществу.
В рассказе Ивана Краснова братец главной героини всю сознательную жизнь числится безработным. Но, если задуматься: если бы обществу был нужен труд этого молодого парня, что оно, общество то бишь, не нашло бы способа принудить его к труду? Но нет - государство подкармливает бездельника (кстати, за счет налогов, сдираемых с его шурина и других трудяг). И никто по этому поводу особо не возмущается. Значит - этот человек просто лишний в сложившейся экономической системе. Никчемный балласт, не нужный обществу, а подачки ему бросаются только для того, чтобы не вздумал бузить...
(Тут в моих записках по ходу преноминации впервые появляется такой персонаж, как Садху Скилл. Точнее, появился он в этом мире гораздо раньше, но теперь обстоятельства сложились так, что он заинтересовался моими записями и решил комментировать по ходу дела. Писать самому развернутые обзоры ему лень, а вот поехидничать над моими умствованиями - это он завсегда готов.
Прочитав последний абзац, Скилл лениво отхлебнул пива и хмыкнул:
- Не грозите Южному Централу.
- Чо? - спросила я .
- Кино такое.
-А-а-а!
Хорошее кино, снятое афроамериканцем про других афроамериканцев, поколениями живущих на пособия и вследствие этого имеющих весьма своеобразную мораль. Одна бабуля в инвалидной коляске чего стоит...
- Ладно, проехали, - сказала я. - Тут дальше о любви будет.
Скилл пожал плечами и занялся фисташками.)
Если новые люди обществе не нужны, меняется и отношение общества к материнству.
Минасян Татьяна Сергеевна "Место выгула"
Очень милый рассказ, сделанный в духе мистической загадки. Читатель долго и упорно гадает: кто же такая Милочка? Крокодил-мутант? Инопланетный монстр? Просто уродец какой-то, жертва ядерной катастрофы? И только в самом конце дается ответ: Милочка - никакой не монстр, но просто маленькая девочка, которая в обществе омоложенных стариков кажется окружающим чем-то диким. Соседи, попутчики в "подземке" - все они прожили свои сотни лет, так и не удосужившись завести детей. А зачем? Они-то почти вечны, а дети - такая докука...
И все же... Рассказ этот меня поразил великолепным психологизмом. Окружающие ненавидят главную героиню за то, что она обладает качеством, которого лишены они - желанием любить. Любить просто так, а не потому, что это выгодно.
Один из немногих рассказов "Прогнозов", сделанный на уровне души, а не на уровне желудка.
(Комментарий Скилла:
- Он решен на самом обывательском уровне. Конфликт не в противостоянии молодой мамы и вечных старцев (были такие гингмы, если помните Свифта), а в обывательском мышлении, привычно перенесенном в будущее. А инстинкт размножения - один из основных. А, вот еще что - в Китае начали беспокоиться о стремительном старении населения, спасибо принципу "Одна семья - один ребенок". Так, что не все потеряно. Обществу невыгодна стариковская стагнация).
Выворотень "О величии нации"
А это, так сказать, взгляд с другой стороны конфликта. Если попытаться найти в рассказе ключевую фразу, то долго искать не придется. Самая первая: "Дура залетела".
Если чуть подробнее, то можно процитировать монолог той самой Дуры: "- А я так мечтала о нем, - тихим голосом произнесла она. - Представляешь? Он будет такой маленький, красненький, как помидорчик, весь сморщенный от удивления. Ножки такие маленькие, ручки такие маленькие. И глазки тоже маленькие. Представляешь? У Мэрилин Монро не было, а у меня будет. У меня будет бэйбик. У нас будет бэйбик! Я ему уже и имя придумала - Хиро. И мальчику подходит, и девочке. Но будет мальчик, я уверена... Он будет кричать, а потом, - когда вырастет, конечно, - будет называть меня мамой. А тебя папой. Представляешь? Мы будем с ним возиться, менять пеленки, кормить. Он будет такой смешной в своих первых памперсах!"
Конечно, Выворотень не был бы Выворотнем, если бы умилился по поводу данного монолога и устроил рассказу полный хэппи-энд.
В принципе, описанный мир нельзя отнести к категории "полный кирдык". Вроде бы население Земли сумело преодолеть все внутренние противоречия и слилось в единую семью под руководством некой организации под названием "Координация". Монолитность человечества охраняется специальными служащими - ментами (контролерами менталитета). Идеология общества изложена в монологе одного из ментов - Василия Савельевича Клобука:
"- А индивидуальность, Чорт, есть злейшая ересь и главнейший враг человечества. Из стремления обособиться, стать кем-то неповторимым, иным выросли все воины и революции. Человек оригинальный суть бунтарь и мятежник. Бороться с ним - твоя главная задача, как мента. Лишь в единстве, монолитности наша сила. В любом другом варианте смерть и разрушение ждут людскую расу".
Отношение же к детям - в диалоге с присланным ему на смену Чортом Хоробрецом:
"- Василий Савельевич, - неожиданно Чорт повернулся. - А вы детей любите?
- Не люблю. За что их любить? Дети разрушают мир, созданный их отцами.
- А хотя бы и так! - Хороборец не на шутку разошелся. - Мир должен меняться. Все движется, все меняется. Это закон природы!
- Я говорил про разрушение, а не изменение, - срезал зарвавшегося напарника Клобук. - Изменение, оно должно долго готовиться, происходить медленно и почти незаметно. А тут... Сами жить не умеем, так еще и после себя нарожаем племя идиотов. Нет, Чорт, детей надо вводить в мир медленно и по тщательно выверенному плану."
Но человек предполагает, а черт располагает. Народившегося на Титане дитятку усыновляет мент (тот самый Чорт). Дитятко вырастает и становится вождем антглобалистского движения.
(Хм... Тема межпланетного антиглобализма -далеко не новая. Хайнлайн много что сказал в романе "Луна - суровая хозяйка". А вот роды на космических станциях как залог монолитности расы можно, хоть и с натяжкой, посчитать свежей фантидеей).
Главная моя претензия к рассказу - путаница во времени и событиях. Когда Ро развалилась на удельные княжества? До или после того, как Василий Савельевич почесал бритую макушку? Когда написана инструкция по поводу принудительных родов на космических станциях? Вроде бы действие рассказа относится ко времени, когда Хиро еще только в проекте, но в конце рассказ появляется какая-то Галактическая Империя Добра, о которой даже Координация - ни сном, ни духом... Воспринимать такой событийно-временной бардак достаточно трудно.
И еще одна мысль, так сказать, параллельная, никакого отношения не имеющая к темпам размножения землян в будущем.
Антураж рассказа - полный и кромешный треш. Автор умудряется найти во всей обитаемой вселенной самую смачную космо-урбанистическую помойку, населенную собаками-мутантами. Хотя в той же Ро, о которой вспоминает Клобук, все может быть очень мило и даже пасторально. Если честно, то я треш не люблю. Не люблю людей, которые создают свой персональный ад и стараются транслировать его читателям: политика на Земле - дерьмо, по отношению к Титану - то же самое. И вообще все - дерьмо. А те, кто рожают на помойках, - дуры. Угу, дуры... Если верить автору данного рассказа.
(-Так, по-моему, главной темой ваших прогнозов будет феминизм, - прокомментировал Скиллл.
- Не-а, тут, в "Искателях", большинство авторов - парни, - ответила я.
- Фигня, - сказал Скилл, - от феминизма вы никуда не денетесь.
- Иди ты! - парировала я, - это будет другая кучка).
Almaz "Сын"
Рассказ умный - о сложности выбора, о материнской любви, которая находится вне категорий "добра" и "зала", и о праве кого бы то ни было распоряжаться чужой жизнью и смертью. И о судьбе, от которой не уйти. Рассказ играл на "Дефисе", после правки стал более четким и понятным.
Главная претензия к автору - косяки стилистики, но об этом ему другие критики уже сказали.
А вот по поводу прогноза... То, что в будущем нас ждет именно тот вариант будущего, который описал Almaz, весьма и весьма сомнительно. В основе авторского мира - стандартные страхи перед угрозой перенаселения планеты и истощения ресурсов. Так что с точки зрения НФ-идей рассказ никакой.
(Комментарий Скилла:
- Какие нафиг НФ-идеи? Вообще НФ уже лет десять как умерла, деградировав у кибер-панк и космооперу.
- А "Прогнозы"? Вон сколько народу подорвалось! - признаюсь, у меня есть дурная привычка никогда не соглашаться со Скиллом, так меня бесит его снобизм.
Иногда он посылает меня, иногда разражается целой лекцией:
- Прогнозировать будущее - это штука очень неблагодарная. Когда говорят о прогнозах, я всегда вспоминаю популярных в семидесятые годы футурологов. Они составляли хронологические таблицы с указанием, в каком году люди полетят на Марс, а в каком году победят рак. Но почему-то никто из них не смог предсказать ни СПИД, ни всемирную паутину Интернета с ее воздействием на умы, ни развал Союза ССР. Все прогнозы оставались сугубо материальными. Никто из них даже не попробовал спрогнозировать социальные изменения.
Примером грандиозной ошибки в прогнозе стал роман Стругацких "Отягощенные злом, или Сорок лет спустя". Про вторую часть названия все почему-то забывают, а она не менее важна. Ведь что предложили Стругацкие? Сценарий того варианта развития общества, который когда-то назвали "социализм с человеческим лицом". То есть даже помыслить, что империя развалится, а общественный строй поменяется, они не могли! Они почти всю сознательную жизнь прожили при социализме. Они боролись за светлое будущее, даже когда писали вроде бы антисоветские романы типа "Гадких лебедей". Бичевали недостатки. Но представить, что раз и в России росчерком пера отменят социализм, они так и не смогли.
А в ваших прогнозах все строго в рамочках - ничего хорошего от жизни не жди, а худшее всегда впереди!
Во гад, не правда ли?)
Кристоль "Последний писк моды"
Опять проблема решена на основе идеи о неизменности человеческой психологии. Типа: "Люди те же, только квартирный вопрос их испортил". Мало того, на основе идеи о неизменности нашей российской привычки делать все по принципу "Если нельзя, но очень хочется, то можно". В обществе, где обман государства является своеобразным спортом, государство может решить проблемы общества, лишь создав ситуацию, в которой есть возможность обмануть государство, одновременно решив проблему общества. Вот такой силлогизм - чисто российский. А вообще-то добрый рассказ о нормальных людях, для которых слово "любовь" еще что-то значит. И написан изящно.
Леданика "Маша, прости!"
Самый, наверное, заметный на конкурсе рассказ. Леданике уже успели сказать много хорошего - действительно хорошего. Великолепен эксперимент с "сюсюкающим" языком, подчеркивающим инфантилизм тех, кто будет жить в комфортном и благоустроенном обществе. Забавен способ, при помощи которого государство регулирует рождаемость, давая возможность размножаться лишь тем, у кого детский эгоизм выражен минимально. Действительно, что за родитель получится из Димочки, который ради ребенка не хочет даже чуть-чуть напрячься? Да и нужен ли Димочке ребенок? Ему машина по дешевке нужна...
(- А говорила, что феминизма не будет, - фыркает Скилл.
- Ну, это еще не феминизм. Чистый феминизм в "Последнем мужике" и "Ребре Евы".