Я судья потому, что мне было лень выставлять на этот конкурс свой рассказ. В результате имею счастливую возможность читать только качественные вещи, авторам которых не нужно объяснять разницу между "эффектный" и "эффективный".
Сужу пристрастно и необъективно.
Больше всего люблю наличие в тексте мысли. Хорошо пишет тот, кто хорошо думает.
Обнаружила вдруг, что, как судья, обязана писать обзор. Кто только эти правила писал? Удушила бы!
По алфавиту - по несколько слов о каждом
Бекер Владимир Эдуардович "Халявщик"
Добрая старая НФ, точнее, "НФ+". "Плюс" в "кольце" ситуации - инопланетянин, получив доступ к представлениям ГГ об инопланетянах, сформированных НФ и прочими космооперами, действует в соответствии с этими представлениями, а не собственной этикой.
Мое.
Можно много что сказать по поводу - тема о формировании реальности за счет наших ожиданий мне весьма интересна.
Минус - слишком маленький "плюс". Само "тело" текста мимикрирует под старую добрую НФ типа Шелкли, не запоминается ни стилистикой, ни сюжетными поворотами. "Плюсовая" мысль - в самом конце и лишь намеком. Даже не ясно: вселился все-таки Халявщик в ГГ, или это - глюки ГГ?
Беленкова Ксения"Доппельгангер"
Фраевщина? Хотя, может, это - мое личное восприятие. Фрай выжал из идеи доппельгангера практически все, что возможно. Не сделать перепевку достаточно сложно.
Причем при всей моей любви к Фраю, этот "Доппель" ощущается как "не мое". Видимо, из-за совершенно не-фраевской реакции ГГ на нештатную ситуацию. Животный страх - до рвоты, до желания напиться и забыться. (Видимо, именно от этого и пытался избавиться "двойник". "Ботаники" - трусы во всем).
Плюсы - зацеплено и ненапряжно поюзано немало серьезных идей. Точки выбора - репера времени. Мышление человека формируется культурой, чем образованнее человек, тем меньше у него собственного, прямого опыта, и тем больше - заимствованного. Это хорошо показано "внутренним монологом" ГГ, который весь из цитат и отсылок. Идея об иллюзорности реальности (кстати, тоже очень сильно "вытоптанная" Фраем).
Минус... Один главный - не получилось показать момент материализации ГГ. Да еще эта девушка, которая, собственно, и послужила толчком. А что, показать момент самосознания без девушки, то есть без внешней причины, было слабо?
Бердник Виктор "Liberta"
Размечталась, называется! Думала, в финале не будет текстов со стилистическими косяками... Ага! Жди!
"Игорь же напротив, выбрал для себя спокойный путь и "тихой сапой" достиг экономического процветания в ныне суверенном и независимом государстве, а в недалёком прошлом - республике бывшего Советского Союза, где и принимал теперь своего близкого друга".
То есть принимал - в бывшем Советском Союзе... Вообще-то вроде бы понятно, но так криво, что нужно долго разбираться где кто кого принимал, и при чем тут Советский Союз.
Вообще за стиль с автором хочется совершить какое-нибудь непотребство. Послать читать Чехова, что ли? Смесь канцеляритов и просторечных оборотов, тягучие тяжеловесные фразы, неумение точно выделить нужную деталь... Если этот стиль - намеренный, подчеркивает иронию восприятия, то выбран совершенно зря. Суть-то - мелодрама. "Интердевочка" в более мягком варианте, без финального ДТП.
Не мое. Скучные герои, скучная жизнь. За что не люблю реализм - за такие вот пустые вещи.
Единственная мысль по поводу: жалко людей, у которых в шкале ценностей лидирует лично-персональное экономическое процветание. Собственно, все герои рассказа просрали свои жизни в погоне за более смачным куском колбасы. И в результате из истинных ценностей осталась лишь забытая мелодия.
Габдулганиева Марзия "Спаси меня"
Тоже есть мелкие косячки со стилем и оформлением. Во-первых, "-то", "-либо", "кое-", "-нибудь" пишутся через дефис, а не через тире. То есть пробелы между черточкой и буквами не нужно делать. Раздражает. Во-вторых, знака препинания "...," нет в природе. Многоточие "съедает" запятую.
По стилю... Очень много неоправданных инверсий. Может, это делалось для придания тексту "разговорного" характера, но в итоге усложнило восприятие. Есть неточное употребление слов. И даже "неплановые" образы, которые рушат настроение.
"Выполнил пожелание, мечту своих близких, а следом подкрался инсульт..."
Во-первых, лишнее - "своих". Не чужих же близких. "Свои близкие" - газетный штамп.
Во-вторых, вместо "потом, после" - просторечное "следом". Допустимо, если бы ни соседство слова "подкрался". Так и видится зверь-инсульт, крадущийся на мягких лапах непонятно по чьему следу. От печали по поводу умершего отца ГГ у читателя (по крайней мере, такого ехидного, как я) не остается и следа. Оно автору надо?
Не "садят", а "сажают"! Даже во внутреннем монологе ГГ! Не дуру же деревенскую автор рисует, умного и развитого человека.
Или в новых словарях уже "садят"? Садисты-огородники, что б их...
А вот по смыслу - мое.
Писать о вещах, которые люди - в смысле - ученые, человечество - до конца толком не понимают, чрезвычайно сложно. Намеки, "подвешенность" сознания, дымящаяся от перегрева интуиция...
То, что автор за эту тему взялся - огромный "плюс", который компенсирует большую часть минусов.
Дашук А. "Полевая практика с чудовищем"
Мое. Хорошая история.
Стиль - тоже то, что нужно. Может, где мелкие огрехи и есть, но я не заметила - вчиталась.
Единственный недостаток - плохо сделанное начало. До абзаца "Пелагея - большая старуха..." имеет смысл перекомпоновать или вообще переписать. Во-первых, начинать с прямой речи не то чтобы нельзя, но чаще всего не имеет смысла. Во-вторых, там, в этом микро-прологе, два действующих лица, которых потом нет, которые потом не представлены, в них путаешься... В-третьих, начало должно отвечать на вопросы "Где?" и "Когда", чтобы читатель сразу погрузился в мир. А тут начинаешь понимать, о каком времени и месте идет речь, только где-то к середине рассказа.
Над началом имеет смысл поработать. Вообще этот жанр - мемуар-воспоминание - обязательно должен начинаться с указания времени, места и автопортрета рассказчика и хотя бы приблизительного описания обстановки. Рассказывают же люди именно так.
Ну, вроде (в порядке рацпредложения): "Лет сорок назад, когда я был молодым и глупым студентом такого-то вуза, выпало мне попасть на практику туда-то. Как любому юнцу, хотелось мне прославиться. Тогда как раз о чудесных свойствах растений всерьез говорить начали, дескать, можно создать лекарство от всех болезней..." Ну и так далее, и тому подобное. "Закольцевать" с последним абзацем, со словами о докторской диссертации и научных работах.
Кишларь Сергей "Буковки"
Абсолютно не мое, но сделано шикарно. "Клипповый", рваный стиль, короткие назывные предложения, великолепные образы, динамика, драйв. По мастерству исполнения - лучшее, что встречалось на этом конкурсе. По точности знания психологии и передачи эмоций - даже странно, что автор - мужчина. Мужчины так пишут редко.
В остальном же...
Опять подчеркнуто-реалистическая история про "человека-машину", автоматически реагирующего на внешние раздражители. Герою не сопереживаешь, финал оборачивается анекдотом. Правда, автор гораздо больше, чем герой, и вот эта фраза: "Город повержен, распят далеко внизу на косом перекрестии железных дорог" дает надежду на выход героя на новый уровень. Да он и сам об этом знает - уже знает: "Эх, научиться бы читать между строк". Научится.
Лебонд Ксения "Белые лебеди на чёрной воде"
Вот - пример реализма, который не вызывает скуку. Мое - прежде всего тем, что герои живут, тратя себя напропалую, без оглядки на то, что будет завтра, без желания ухватить кусок пожирнее.
Больших огрехов не нашла, хотя последний, третий, финальный, кусочек песни - под вопросом. Нужен или нет? Это уже отсылка к совершенно другой истории, к будущему, к тому, что было после...
А остальное...
Главная мысль по поводу: я счастлива тем, что дожила до времени, когда слова "Надежда - это оружие дьявола" становятся внятны шестнадцатилетним. По крайней мере, автор рассказа так считает, а она, насколько я знаю, человек достаточно молодой.
Когда люди научатся жить без надежды, мир будет другим.
Лойт "Дерево Сейранты"
Люблю этого автора, хотя пишет не совсем так, как мне нравится. Чего мне не хватает у Лойт? Наверное, какой-то личностности и драйва. Ее сказки очень похожи на классические, народные.
Вот и эта. Все признаки классической сказки про "попадание под землю".
Падение в яму - классическая ситуация. Колодец, пещера, "полые холмы"...
Хозяин подземного царства требует от ГГ выполнить какую-то работу, за что обещает награду. Что там Иван-дурак делал? Придурошных кобылиц пас? Лес рубил?
Дальше - два варианта.
Детский - ГГ добросовестно выполняет работу, получает награду и возвращается в "срединный" мир. Завистливые родственники, отправившие его на верную смерть, пытаются повторить подвиг. Ныряют в колодец, например. В результате - зло посрамлено, ГГ торжествует. Ну, то есть все эти "Морозки" и "Матушки-Метелицы"
Взрослый (точнее, более поздний, когда христианство вошло в сознание народов, и любая "нелюдь" воспринимается как "зло"). ГГ ищет способ вернуться домой, убивает хозяина подземного мира (или находит способ удрать от него) и после многих приключений оказывается в нашем мире с кучей золота и артефактов, прихваченных в подземелье. Такого много в ирландских сказках.
Тут - схема второго типа.
Не очень верится в то, что ГГ стали бы откапывать. Слишком уж мощная "привязка" к дереву была у сельчан. Вряд ли бы они так сразу поверили, что Сейранты уже нет. Даже если в дело вмешалась любовь - чего стоит одна влюбленная девчушка против деревенского мира?
А вот игра на понятии "привязки, связи" очень понравилась. Понравилась и неоднозначность оценки автором того, что делает Сейранта. Добро или зло она несет деревне?
С другой стороны - большой вопрос: а дом ли для ГГ "благостная" деревня? Соответствие теме конкурса можно найти, только если считать "домом" наш, "срединный" мир - весь вместе взятый.
Так что не 10. Но когда-нибудь хотелось бы увидеть сборник сказок Лойт, изданный в бумаге.
Масленков Игорь Витальевич "Люцифер Сэм"
Вообще-то для того, чтобы сказать: "Дом там, где ты нужен", не обязательно привлекать таких личностей, как Падший Ангел. Но зато это помогает написать красиво. Пышно. Страстно. В превосходных степенях. Ну - каким еще может быть пейзаж, как ни демоническим?
Насколько я знаю, рассказ старый, он просто "лег" в тему, причем гораздо лучше, чем многие, написанные специально под конкурс. А почему бы и нет?
Минасян Татьяна Сергеевна "Остаться человеком"
А вот этот рассказ - тоже старый, писавшийся под другой конкурс - в тему не очень-то "лег". Или приходится считать "домом" все человечество.
Вообще рассказ, который заставил меня задуматься. Тема - "что значит - быть человеком?" По версии автора, человек - это тот, кто будет любоваться закатами вне зависимости от того, как выглядит сам. То есть значительной части человечества (равнодушных к прекрасному) в праве считаться людьми как бы даже и отказывается. Так что по поводу идеи рассказа можно поспорить. Как и по поводу многих рассказов Татьяны. Есть у этого автора такой талант - вызывать своими произведениями дискуссии на морально-этические темы. По-моему, это для автора большой плюс.
Но второй повод задуматься гораздо печальнее - и для автора, и для моей оценки. Вроде бы - на первый взгляд - рассказ относится к НФ. Но - что самое поразительное - в нем нет ни одной более или менее интересной НФ-идеи. Тема трансформации людей в подводных (и не только) монстров обсасываться фантастами еще со времен "Человека-амфибии". Изменение человеческого тела в целях адаптации к водной среде и к условиям планетах, отличных от Земли, описано в десятках НФ-произведений. Здесь эта заимствованная идея "притянута за уши" для того, чтобы высказать морально-этическую идею о том, что является человеческой сутью. И в результате оказался непроработанным социальный аспект. Ведь понимание людей того, что они есть, точнее, что есть норма, меняется в зависимости от условий. Если такие скафандры - массовое, привычное явление, то почему погибшим персонажам перспектива существования в форме подводного монстра кажется столь омерзительной? Почему они относятся к такой перспективе как наши современники, причем не продвинутые исследователи, а какие-нибудь мещане, для которых любое отклонение от среднестатистической нормы (причем сегодняшней, сиюминутной) - культурный шок? Совершенно не понятен их страх "потерять человечность". Если бы рассказ был действительно научно-фантастическим, то наличие такой технологии "подводной кожи", скорее всего, породило бы движение "утопистов" - в смысле, романтиков, стремящихся переселиться под воду, чтобы основать там новую цивилизацию, свободную от "земных" проблем. Вот это бы было интересным вывертом...
Миндаль "Продавец судеб"
Интересная идея о возможности поменять судьбу. Проблема старая. Судьба, предопределенность - их боялись даже греческие боги. Норны, парки, во всех мифологиях есть эти беспристрастные пряхи.
Но есть в этом рассказике еще один момент, не очень проявленный, который даже интереснее, чем старый вопрос о судьбе.
Во всех вариантах, которые отвергает маленький Джек (или как там его звали до изменения судьбы) присутствует его семья - сестра, родители. Присутствует необходимость заботиться о них. Единственный вариант, который выбирает мальчик, - это полный отказ от родственников. В "космической" судьбе не было даже мыслей о семье - и герой теряет саму возможность увидеться с родней.
В результате именно это становится причиной попытки "вернуть потерянное".
Интересно, а примет ли семья того, кто когда-то отказался от нее? Или, вернувшись домой, Джек обнаружит, что он там никому не нужен, ему нет места в новых судьбах его родных?
Это по теме.
А вот по технике... Не буду углубляться - средне-повествовательный стиль, стандартная композиция, не очень удачная попытка создать образ - сравнение имени с "растением Сафиро" - слишком пышно и выбивается из общего стиля. Нет той игры словами и смыслами, которая делает просто крепкий рассказ очень хорошим.
Никитин Дмитрий Николаевич "Новые гулливеры"
И тема есть, и соответствие формы содержанию. Добрая старая НФ - причем в классическом виде, в форме ответа на вопрос "Что будет, если?.."
Но самое приятное - игра с понятием "дом". Летели космонавты домой, на Землю, а потом вдруг обнаружили, что дома-то уже нет, есть нечто другое, что "домом" никак не назовешь, и оказалось, что "дом" - это как раз чужбина, с которой возвращались. Ну, то что в одну реку нельзя войти дважды - это еще суфии говорили. Но иногда напоминать об этом имеет смысл. Не сильно оригинальная мысль, но полезная.
Пожалуй, тут будет 10 - без вопросов.
Паршев Олег Викторович "Я вернусь"
Долго не могла понять, чем мне не нравится этот рассказ. Вроде бы все на месте - и стиль не только хорош, но и адекватен антуражу (что встречается реже, чем просто хороший стиль), и соответствие теме есть, и отличное использование деталей. Потом сообразила: а это - не рассказ. Это "нарезка" из романа или, на худой конец, повести. Взяли добротный приключенческий роман (который, существуй он в природе, я прочитала бы с огромным удовольствием), выдернули из него несколько кусочков, причем самых описательно-размышлятельных, и выдали за рассказ. Ощущение, что "тиграм мяса не докладывают", потому что совершенно не понятно, почему судьба ГГ сложилась именно так. Почему он, русский офицер, вместо того, чтобы продолжать служить Отечеству (ну и что, что Маша изменила, Маша - не Россия), оказывается вдруг в Южной Америке. Что там было за этим "темным пятном" между Кавказом и Венесуэлой? Какие черты героя гонят его по свету?
Поманили и обманули...
Роженко Нина Анатольевна "Старая электричка"
Вещь хороша узнаваемостью ситуации. Есть такое понятие - эмпринты. Ранящие или просто важные ситуации. Они в каждом из нас. И многие достаточно стандартны. Если тебе больше сорока, то неизбежна память о потере близких. Рано или поздно каждый человек остается последним перед вереницей могил. Рано или поздно каждый (если не совсем оскотинился) скажет умершему: "Прости за то, что я не успел/успела сказать тебе, как люблю".
Точное попадание в такой эмпринт - плюс автору. Если вопиющих технических косяков нет, произведение будет принято очень хорошо. Оно будет нравится, вызывать отклик.
Но я, к сожалению, судья. Была бы просто читателем, написала бы: "Как хорошо, я тоже подобное испытывала!" А мне-судье приходится констатировать, что, кроме точного попадания в распространенный эмпринт, в рассказе, собственно говоря, ничего такого особенного и нет...
Сотников Олег "Новая жизнь Звери Зверякина"
Уже пыталась что-то написать про этот рассказ. По-моему, особых успехов не предрекала. А он возьми и войди в финал! Хотя я по-прежнему считаю, что рассказ очень не для всех, с кучей смыслов, которые зависят от восприятия читателя. Один может увидеть одно, другой - другое. Символы многозначные, толкуй, как хочешь.
Видимо, в судящей группе оказалось много умных людей.
Главный минус, наверное, все же минимальная эмоциональность рассказа. Текст воспринимается головой, логически. Мне такое нравится. Но когда есть пища и для ума, и для сердца, нравится все же больше.
Сотникова Ольга Сергеевна "Кузнечик на ленте Мёбиуса"
Не говорите мне, пожалуйста, что это - сюр. Или я не понимаю, что есть сюр. По-моему, все понятно. Классический - чуть ли ни фрейдовский - расклад, классическое описание процесса самосознания. Косяк один - чисто мэрии-сьюшное любование престижными вещами, даже если это - хорошая техника. Ну нет марок у мотоциклов в иномирье. Они есть только во снах фанатов анимэ.
Очень правильная ироничная нотка в финале - там, где про мешающиеся хвосты. Единственное, я не поняла, для чего там приплетен этот грешный кузнечик. Для красоты, наверное. Или как метка "времени-места". Где попало дохлые кузнечики не валяются...
Главный минус все-таки в целеустроении. Любовь - это слишком мало, чтобы быть целью. Но это мои собственные тараканы.
Ступицкий Сергей Леонидович "Ганс"
Тоже уже попадался рассказ. Хороший образчик того мистического реализма, который сейчас все чаще "вылезает" на конкурсы. Очень трудное направление, писать в нем - все равно что проходить полосу препятствий с завязанными глазами. Отсюда - минимальное внимание к форме. На форму авторов обычно не хватает. Структура байки, простого повествования. Разговоры погибших немцев - все-таки слишком "человечекие".
И еще... Когда увидела рассказ в финале, я не сразу сообразила, что читала его. Потом поняла - название "Ганс" слишком "никакое". И вообще все эти рассуждения по поводу того, что Сергея зовут Гансом - они вообще никакого значения не имеют. Его могли бы звать, будь у него другой цвет волос, "Копченым" или "Рыжим". Просто обычное в таких субкультурах "погоняло", никак не связанное с ситуацией.
А для меня этот рассказ запомнился фразой "Фрау Марта будет довольна". Может, ее вынести в заголовок? В ней больше смысла...
Суржиков Роман "Разведчик"
Идея использования законов реинкарнаций для получения информации из тех мест, куда можно взять только "билет в один конец" шоковая, но не невозможная. Если ненависть и жажда мести приводят именно к таким результатам, то это вполне могут использовать. Хотя сомневаюсь. У колес Кармы неэвклидова геометрия, человеческие законы там не применимы.
Форма... По-моему, текст слишком рваный. И еще - хотя "разведчик" и "связной" существуют на одной информационной волне, не стоило устраивать такую путаницу и скачки "объектива кинокамеры". Пока врубишься, от чьего лица идет речь, все ощущение от текста пропадает.
Токарев Сергей "Славная жизнь"
Мысль для себя - никогда не буду повторять прием, использованный Сергеем. Слишком спрессованное время. Ходит чувак, и все окружающие только и делают, что рассказывают ему про какого-то купца, помершего еще до отмены крепостного права. Делать людям больше нечего... Ощущение неправды. Если бы все эти истории (которых, на мой взгляд, слишком много) попадались на протяжение нескольких месяцев - тогда другое дело.
А так - довольно складная, хоть и скучноватая, сказка. Хотя преодоление родительского проклятия как цель жизни - ну, можно поверить... но тоже как-то на грани "не верю".
Хабибулин Юрий Далилевич "Фуршет на летном поле"
Тоже уже попадавшийся рассказ. И отношение не изменилось. В принципе, есть странная закономерность. В финалы конкурсов выходят или хорошо сделанные композиционно и стилистически, но достаточно пустые вещи с одной-двумя высосанными из пальца банальными мыслями, или хорошие, умные вещи, но совершенно непрофессиональные по языку. В этом финале - "Спаси меня", "Белые лебеди на черной воде", "Ганс" и вот этот - "Фуршет на летном поле". Рассказы, которые не хочется ругать, не хочется снижать им оценки. Но ругать нужно, чтобы авторы в конце концов прониклись мыслью: "Слово - тот же инструмент, и учиться писать нужно так же, как учатся играть на гитаре - до кровавых мозолей". У авторов этих рассказов есть слух - то чувство "живой жизни", без которого любой, самый филигранный, текст - это лишь набор "красявостей". К этому еще бы мастерство стилиста, и тогда сегодняшние лидеры будут нервно курить в сторонке.
Шауров Эдуард Валерьевич "Три дня на вечность"
Массовое переселение в неизвестность. Путешествие длиной в несколько поколений. Бунт на корабле в "точке невозврата".
Не очень-то верится. За несколько поколений о демократии должны были забыть. Опять обычная ошибка наших фантастов - показываются наши современники, волшебным образом перенесенные в совершенно иные условия. Но могут ли люди, выросшие на таком корабле, быть такими же, как мы? Или у организаторов полета все же достаточно мозгов, чтобы создать общество, нацеленное на выполнение главной задачи - долететь и выжить?
Шнейдер Наталья "Жди меня"
Наверное, самый сильный рассказ на конкурсе. Однозначно 10.
Мысль по поводу. Выход за грань реальности - штука опасная. Стоит дорого и далеко не всем приносит счастье.