Кирьякова Инна : другие произведения.

Обзор Коллективного сборника лирической поэзии 4

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Сборник
  
  Читательский обзор. Отмечу кратко, что именно удивило или зацепило у того или иного автора. Всё субъективно. Старалась брать тех, кого до этого не "обозрели" коллеги, добавила в конце два отзыва - из сети и Флинта Киборда.
  
  
  Меркулов Евгений Юрьевич
  
  Очень интересные ритмы!
  
  "Лунный блюз" - двустопный хорей.
  
  Редко встречающийся размер цепляет, привлекает внимание. Нет простора для рассуждений, длинных метафор. Отсюда - афористичность:
  
  "Может, блажь...
  Не тревожь!
  Справа - фальшь,
  Слева - ложь."
  
  "Мимолётное" - ещё любопытнее. Чередование размеров, один из которых - одностопный ямб.
  
   "Грустишь?
   Чуть-чуть.
   Простишь?
   Забудь."
  
  Он отлично передаёт ощущение лёгкости, мимолётности. Неудивительно, после таких-то коротких строк, что и чувство было таким же.
  
   "Звони.
   Зачем?
   Пойми,
   Нет тем.
   Увы,
   Допет
   Любви
   Куплет.
   Звонок
   Такси.
   Чмок-чмок,
   Мерси."
  
  
  
  Чваков Димыч
  
  Игра слов = игра смыслов. Взять слово, покрутить его, как многогранный куб - как звучит теперь, что значит?
  
  "Рукописи не... век 21-ый"
  
   "Гоголь шарит в Google-е!
   Гоголь шерудит угли.
   Гоголь доволен.
   Главное - угол не голый...
   ...как Голем обглоданный богом..."
  
  Это как поиск рифмы, созвучия для обретения смысла, точнее, выуживания его из подсознания. Поэта одолевают образы, наития, и выбрать самое точное помогает рифма.
  Здесь этот поиск стал приёмом.
  
  А если добавить профессиональный сленг, то получится
  "Девочка на шаре, век 21-ый"
  
   "Девочка на шаре
   в клошарах не шарила,
   цирковые на неё не дышали
   ни самогоном, ни иным каким варевом.
   Сисадмин для неё расшарил
   пару файлов, побитых багами,
   сто апгрейдов её украшали,
   а сто геймеров снаряжали убитыми фрагами..."
  
  Надеюсь, на тропке нанизывания слов и смыслов, автор нашёл свой...
  
  
  
  Аделина Мирт
  
  Абсурдность, безумие мира, неустойчивость земной коры в тот момент, когда кажется, что всё замерло и застыло навсегда и сдвигов пластов с землетрясениями и страшными катаклизмами уже не будет.
  Если же движение тектонических пород завершается, то оказывается, что мир - это заданность траектории и несвобода...
  
  "Поседевший Болванщик всё так же боится летать.
  Он устало отводит глаза от осеннего неба.
  Мысли рубят с плеча. Он анапестом впишет в тетрадь
  Все, чего не хватает в сезоне дождей: что нелепо..."
  
  Или так:
  
   "В перевёрнутый купол небес
   разольёт фимиам разнотравье.
   Многолаписто бегает лес
   по кудряшкам седых облаков.
   Возвращаются блики в объятия светоча.
   Участью рабьей
   птицы падают в небо,
   срываясь с ветвей. Далеко.
   Высоко."
  
  Мир тяготит одновременно предсказуемостью и внезапным крушением... Потому хочется подлинной свободы, когда движение подчинено тебе, когда оно имеет смысл. Образный, метафоричный язык, сильные эмоции - всё есть в этих стихах.
  
  
  
  Флинт Киборд
  
  Игра слов (или игра словами), необычные метафоры. Ссылки (сознательные или неосознанные) на известные фразы или стихи - лёгкий элемент постмодернизма.
  
   "Курьер доставит из карьера
   (Повремени, повремени)
   Останки будущей премьеры
   И молью траченные дни,
   Все пережитки-шифоньеры,
   Святые Эльмовы огни...
   Мы рассудительны сверх меры -
   Не будь, не здравствуй, не звони"
  
  И нам слышится: "Не верь, не бойся, не проси"...
  
  
  "Не дрожи дорожкой
  Застрели Луну
  Нам ещё немножко
  Дальше, в глубину"
  
  "Подожди немного,
  Отдохнёшь и ты"...
  
  Загадки, которые любопытно разгадывать.
  
  
  
  Винокур Роман
  
  
  Первые два стихотворения подборки интересны неожиданной концовкой, "сбоем" точки зрения. Особенно в первом, где, вопреки ожиданиям, героя ждёт не радость от трудного, но правильного поступка, но растерянность и неуверенность:
  
   "...А спросят, за что ты, отец, воевал,
   Не сразу сумеешь ответить..."
  
  Третье стихотворение любопытно тем, что это квартон.
  
  Квартон (четыре катрена с движущимся ключом) - твердая поэтическая форма (иногда называют просто "квартон", "четыре катрена", "четыре строфы"), в которой строчка-ключ появляется в каждом катрене. Строки ключа соответствуют порядковому номера катрена в стихе (в первом - ключ в первой строчке, во втором - во второй и т.д.). Вкус формы - в умении поэта использовать ключ по-разному, органично вписывая в тело стиха.
  
  Это не просто игра, при которой перемещается одна и та же строчка на разные место в в четверостишиях. Это разное звучание одной и той же мысли:
  
  "Пусть что-то беспокоит иногда,
  Всё так же манит жизни круговерть."
  
  Всё так же манит жизни круговерть,
  Как было много осеней назад.
  
  
  
  Есликова Ольга
  
  Очень интересен размер первого стихотворения. Оно как будто написано акварелью:
  
   "каждой настороженною веткой
   каждым полупризрачным листком
   проявляюсь пятнами на светлом
   бью хвостом"
  
  Лёгкая дымка над озером, что-то мимолётное, то ли волна, то ли туман - так и жизнь проходит...
  
  Мне немного помешало в стихотворении прагматичное:
  
  "снова не засчитана попытка"
  
  И грубоватое, не ожидаемое после скользящей лёгкости строк в финале:
  
  "не оставив миг спустя ни пряди
  ни шиша"
  
  Хотя, возможно, именно такой эффект и был задуман.
  
  
  
  Стрелогор
  
  Философски-бытовые зарисовки. Интересны рифмы.
  
  
  Бабы стрекочут
  
   "Бабы стрекочут, уютно
   ...Кости кому-то моют.
   Пойду-ка пройдусь немного,
   Встречу кого, быть может."
  
  Рифмуется 2 и 4, строчка, рифмы везде женские, вопреки привычному для большинства стихотворений русскоязычной поэзии чередованию женских и мужских рифм и созвучию 1-3 и 2-4 строк.
  
  Ещё затейливее в стихотворении
  
   "Прикосновение"
  
   "Прикоснуться ласково к душе,
   Ощутить ее благоухание,
   Проникая в поле осознания,
   Разглядеть тропиночки в судьбе."
  
  Кольцевая рифма, более редкая чем перекрёстная. Дальше ещё интереснее, в первом катрене две мужские рифмы "окольцовывали" дактилические, и это сменилось АббА, т.е. ударные слоги теперь в центре катрена, а длинные дактилические превратились в женские:
  
   "По ступеням, рядышком взбираясь,
   Обнажив трепещущую суть,
   Выбирать единственный свой путь,
   Подчиняясь главному, смиряясь..."
  
  И, наконец, заключительный катрен повторяет в рифмовке первый:
  
   "И, с молитвою, покинув храм иной,
   С покаяньем, за прикосновение,
   Вытропить шагами откровение,
   Оставляя радость за собой."
  
  Нечасто встречающиеся способы рифмовки хороши тем, что они выбивают нас из круга привычного ожидания знакомых ритмов, заставляют вникнуть в менее знакомый ритм, вчувствоваться, не читать механически.
  
  
  
  Андреевская Екатерина Андреевна
  
  Стихи наполнены неожиданными метафорами:
  
   "Кобылица"
  
   "Исхудало давно
   Тело сивой жены,
   Выпирает ребром
   Атаманьей души."
  
  Игра образов, смыслов: кобылица - ребро души казачьего атамана. И дальше - ветер, ворон:
  
   "Черный ворон кружит
   Своевольем ветров."
  
  Необычный образ. Веет чем-то мистическим - и не только потому, что тут ворон. Много неточных рифм, но они дают простор воображению, "подтягивают" нешаблонные ассоциации:
  ветров-перо, степь-твердь. И размер - двустопный анапест - тоже нечасто встречается, более традиционен трёх- или четырёхстопный.
  
  
  
  Носова Юлия Алексеевна
  
  В этих стихах удивительная образность:
  
  "Ноябрь - месяц-полузимник..."
  
  И дальше:
  
   "И ждет меня прощальный праздник,
   В колючем колдовском дыму
   Ноябрь - месяц-сладострастник
   Приник к запястью моему."
  
  Умело подобранные эпитеты: тихие травинки, цветов озябнувшая прелесть.
  
  А ещё здесь есть интонация, которую трудно обозначить той или иной формулой, но она есть, она уводит в мир стихотворения:
  
   "Но день растает прибауткой,
   И я, притихшая, смотрю -
   Ноябрь в санях по первопутку
   Спешит навстречу декабрю."
  
  
  
   ***
  
  И отзывы из сети, их всего два, так что имеет смысл не делать для них отдельный раздел, а добавить в один из имеющихся обзоров.
  
  
   *Флинт Киборд
  
   Отзыв о стихах Марины Русовой
  
   "Первая вещь: отличная поэзия жанра "смотрю ковёр", то есть перечитывать и выковыривать, находить новые детальки и проваливаться в колодцы коннотаций.
   Это не для чтения вслух, это для чтения глазами, возможно, нелинейного, не подряд.
   Следующим номером у нас течёт река - изделие почти нормальное и понятное (но в том же стиле оформления). И напоследок ещё один красочный гобелен из деталек.
   Обращаю внимание на грамотнейшую работу с рифмой и звуком, здесь нет экзальтирующих аллитераций и проч, всё вот именно ровно. Таковое ощущение триммера подчёркнуто отсутствием заглавных букв (и знаков препинания, кроме необходимейших). И ещё раз: это визуальное. При восприятии на слух многое пролетит насквозь, не зацепится."
  
  
  Александр Мурыгин (отзыв из сети)
  
   На "Батл с Пастернаком", англоязычное название "Lost Form of Love", на allpoetry.com была получена рецензия:
  
   "Утраченная форма любви' - это сборник фрагментированных фраз и идей, которые вызывают чувство разобщенности, социального давления и творческой борьбы. Стихотворение исследует различные темы, такие как художественная цензура, личные проблемы и поиск смысла в сложном и часто неумолимом мире.
  
   молчание ПастернакА
   красота давно не волнует
   такты отбиваются механически и
   требуется логическая связанность
   ...............................
   кругом эстетическое непонимание...
   значит - молчать?
  
  
   Стихотворение открывается ссылкой на молчание Пастернака, возможно, намекая на сложные отношения российского писателя Бориса Пастернака с советским правительством и на его добровольное молчание из-за политического давления. Это задает тон остальной части стихотворения, в которой затрагиваются темы цензуры и отмены сюжета.
  
   пилюли нервности
   "голубые пилюли нервности"...-
   их запивают топлёным небом с
   слизкими пенками низкой облачности
   и лилово-минеральными сумерками
   во второй прием
   ................
   случайно всё,кроме языка
  
   Фраза 'утраченная форма любви' предполагает стремление к такой связи или близости, которая стала неуловимой или забытой. Это понятие поиска любви далее исследуется через ссылку на таблетки от нервов, возможно, намекая на личные проблемы и тревоги, которые могут мешать отношениям и эмоциональному благополучию.
  
   не-внимательный взгляд
   стихи - это "примета одиночества"
   в "экстатической комнате" с
   венским стулом,подсвистыванием
   кривенькой картины и
   скулящей под ногами тенью
   .........................
   строчки,мокрые от дождя не-
   внимательного взгляда
   набат в Кремле
   веселая погоня морского жителя!-
   сложные синие строки
   вибрируют...
   последовательные катастрофы на
   каждой станции
   .................
   "в Кремле непрерывно отбивали набат",
   пока Троцкий не запретил
  
   Упоминание о невнимательном взгляде и тревоге в Кремле указывают на недостаточную осведомленность или обеспокоенность со стороны тех, кто находится у власти. Это отсутствие внимания и ощущение надвигающейся опасности создают ощущение беспокойства и неуверенности.
   покупка поэта
   она царапала обои и раздувала окурки...
  я,стреноженный любопытством,ждал...
   к тому же - у неё не было адреса!
   ...............................
   как у фонарного столба с объявлением
   о покупке "воспитанного поэта"
   макароны с вареньем
  рукопись - поднос в пьяных руках...-
  макароны с вареньем...
  ......................
   моментальная фотография всегда врет!-
  я - одноухий,слушаю
  кривую траву Ван Гога,
   спотыкаюсь о камни слов
   Фраза 'покупка поэта' предполагает превращение искусства и творчества в товар, при котором талант и самовыражение можно покупать и продавать. Эта идея сочетается с образом 'макаронов с джемом', который, кажется, сочетает в себе маловероятные или несовместимые элементы, символизируя борьбу за поиск гармонии и последовательности в мире, который часто кажется фрагментированным.
  
  
  писклявая дудочка
   продиктованная физиологией,
   уведенная ею за руку из
   качелей-каруселей жизни,
   от писклявой дудочки и барабана...
  
   Упоминание о скрипучей трубке и возвращении вдохновения намекает на связь обыденного и творческого. Вдохновение может прийти неожиданно, даже среди повседневных проблем и проблем.
  
   тротуары с поэтами
  перескакиваю из трамвая в трамвай
  перед визитом к Луначарскому
  ............................
  тротуары снова полны поэтами,
   предынфарктными...
   поэзия как код
  
   Концепция тротуаров с поэтами и поэзией как кодом предполагает сообщество художников, которые делятся своими мыслями через свои работы, используя язык и метафоры для передачи скрытого смысла и подрывных идей.
  
   'Утраченная форма любви' исследует уязвимость и трудности творческого процесса, затрагивая такие темы, как нехватка ресурсов, социальные ограничения и давление, требующее соответствия. Стихотворение поднимает вопросы о ценности и цели искусства в мире, который часто подчеркивает практичность и материальные заботы.
  
   Несмотря на общий мрачный тон, есть проблески надежды и устойчивости. Идея бессмысленной щедрости и сопоставления совершенной смерти с долгой искусственной жизнью подчеркивают сложности человеческого существования, предлагая проблеск возможностей и потенциала для трансформации.
  
   Фрагментированная структура стихотворения и запоминающиеся образы создают ощущение глубины и созерцательности, приглашая читателей задуматься о своем собственном опыте и проблемах, присущих преодолению сложностей любви, творчества и общественных ожиданий.
   В целом, 'Утраченная форма любви' представляет собой заставляющее задуматься исследование борьбы, противоречий и моментов красоты, которые сопровождают стремление к любви, творчеству и поиску смысла в несовершенном мире.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"