Левин Борис Хаимович : другие произведения.

Нравственная революция Библии

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


Левин Б.Х.

НРАВСТВЕННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ БИБЛИИ

Вступление

   Прежде всего, определимся с терминами, составляющими заголовок.
   Библия - сборник книг, священных для двух религий: иудаизма (Танах, или Ветхий Завет, первые пять книг которого, Тора, написаны Моисеем в XIII в. до н. э.) и христианства (кроме иудейского Ветхого Завета включает и Новый Завет, написанный в I в.).
   Революция - кардинальное, скачкообразное изменение, в отличие от эволюции (постепенного изменения), чего-либо в сторону улучшения.
   Нравственность - "правила, определяющие поведение человека; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение", проще говоря, это система внутренних убеждений человека, определяющая его взаимоотношения с другими людьми, прежде всего, на духовном уровне. Необходимо отметить, что нравственным для данного общества считается то, очевидно, что поддерживает его жизнеспособность и развитие.
   Что же в священных книгах иудаизма и христианства написано такого, что нравственность людей (их поведение и духовность), следующих этим книгам, должна резко улучшаться? Подчеркнем, нас интересует только Библия, а не реальные иудаизм и христианство со всеми их течениями.
   Поскольку затронутая тема, можно сказать, глобальная, то и возможные ошибки в ее раскрытии автором также могут оказаться глобальными, поэтому автор будет признателен за указания на них...
  

1. Десять заповедей

  
   Если спросить о нравственной составляющей Библии, каждый, даже неверующий, кто никогда не читал Библию, вспомнит, прежде всего, о десяти заповедях (декалоге). Если попросить назвать эти заповеди, то начинают обычно с "не убивай". Назовут, пожалуй, ещё "не кради" и "не прелюбодействуй". Знатоки Библии, воспитанные в христианской среде, начнут, как правило, с "почитай отца твоего и мать твою", а также назовут и все последующие заповеди: не убивать, не прелюбодействовать, не красть, не лжесвидетельствовать, не завидовать. Но ведь тут лишь шесть заповедей!
   И только дотошные христиане-протестанты, да, разумеется, верующие евреи (иудеи), то есть те, кто обязан читать Библию собственными глазами, назовут ещё и первые четыре: Бог един (то есть один-единственный, и других нет); запрещено делать изображения и поклоняться им (это касается, разумеется, икон); нельзя произносить имя Бога напрасно; необходимо чтить субботу (как день, во время которого Бог отдыхал от дел творения).
   Кстати, как можно заметить, первые четыре заповеди касаются взаимоотношений людей и Бога, а остальные шесть - людей между собой. Неудивительно поэтому, что в христианстве, где Иисус на первом месте, заповеди, касающиеся собственно Бога, замалчиваются: Бог един (а как же тогда Иисус?), не делать изображения для поклонения (а как же - иконы?), нельзя произносить имя Бога напрасно (имя Бога Иегова, или Яхве, не произносят, просто потому что, в массе своей, не знают, но имя Иисуса - произносят), чтить субботу (а не воскресенье).
   Имеют ли отношение к нравственности эти первые четыре заповеди, учитывая к тому же, что в христианстве они сплошь нарушаются - вопрос спорный, хотя опосредованно всё имеет отношение к нравственности.
   Но даже безусловно нравственные завершающие шесть заповедей - оказывается, не являются заслугой Библии в деле улучшения нравственности человечества.
   За полтысячи лет до Моисея, получившего декалог от Бога на горе Синай, эти шесть заповедей уже применялись в законах вавилонского царя Хаммурапи. Это древнейший самый полный из сохранившихся (в оригинале) до наших дней свод законов. Не претендуя на научную скрупулезность исследования, сравним некоторые законы Хаммурапи (их всего 282), соответствующие декалогу, с законами Моисея 1 .

Сравнение законов Хаммурапи (1793 - 1750 г. до н. э.) и Моисея (ок. 1250 г. до н. э.)

  

Параграф и содержание закона Хаммурапи 2

Книга, глава, стих и содержание закона Моисея

Заповедь из декалога (Исх. 20, 1 - 17)

   1. "Если человек, обвинив под клятвой человека, бросит на него [подозрение в] убийстве и не докажет этого, - обвинившего его должно убить"
   Втор. 19, 16 - 21. "Если выступит против кого свидетель несправедливый, обвиняя
   его в преступлении, то пусть предстанут оба сии человека, у которых тяжба, пред Господа, пред священников и пред судей, которые будут в те дни. Судьи должны хорошо исследовать, и, если свидетель тот свидетель ложный, ложно донес на брата своего, то сделайте ему то, что он умышлял сделать брату своему... душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу"
   Не лжесвидетельствовать
   3. "Если человек, выступив в судебном деле со свидетельством о преступлении, не докажет сказанным им слов, то, если это - судебное дело о жизни, этого человека должно убить"
   То же
   То же
   4. "Если же он выступил со свидетельством в судебном деле о хлебе или о серебре, - он должен понести наказание, определенное в таком судебном деле"
   То же
   То же
   8. "Если человек украдет вола, или овцу, или осла, или свинью, или лодку, то, если это божье [или] если это дворцовое, он должен отдать это в 30-кратном размере, а если это принадлежит мушкенуму, - он должен возместить в 10-кратном размере; если же вору нечем отдать, то его должно убить"
   Исх. 22, 1. "Если кто украдет вола или овцу, и заколет или продаст, то пять волов заплатит за вола и четыре овцы за овцу"
   Не красть
   21. "Если человек сделает пролом в доме, - его должно убить и зарыть перед этим проломом"
   Исх. 22, 2 - 3. "Если кто застанет вора подкапывающего, и ударит его, так что он умрет, то кровь не вменится ему. Но если взошло над ним солнце, то вменится ему кровь. Укравший должен заплатить; а если нечем, то пусть продадут его для уплаты за украденное им"
   Не красть
   129. "Если жена человека будет захвачена лежащею с другим мужчиною, то должно их связать и бросить в воду. Если хозяин жены пощадит жизнь своей жены, то и царь пощадит жизнь своего раба"
   Лев. 18, 20. "И с женою ближнего твоего не ложись, чтобы излить семя и
   оскверниться с нею"
   Не прелюбодействовать
   Лев. 20, 10. "Если кто будет прелюбодействовать с женою замужнею; если кто будет прелюбодействовать с женою ближнего своего, - да будут преданы смерти и прелюбодей и прелюбодейка"
   То же
   Втор. 22, 22. "Если найден будет кто лежащий с женою замужнею, то должно предать смерти обоих, и мужчину, лежавшего с женщиною, и женщину"
   То же
   154. "Если человек познает свою дочь, - этого человека должно изгнать из общины"
   Лев. 18, 6. "Никто ни к какой родственнице по плоти не должен приближаться с тем, чтобы открыть наготу"
   То же
   155. "Если человек сосватает невесту своему сыну, его сын познает ее, а потом он сам будет захвачен лежащим в ее лоне - должно его связать и бросить в воду"
   Лев. 18, 15. "Наготы невестки твоей не открывай; она жена сына твоего, не открывай наготы ее"
   То же
   Лев. 20, 12. "Если кто ляжет с невесткою своею, то оба они да будут преданы смерти: мерзость сделали они; кровь их на них"
   То же
   157. "Если человек после [смерти] своего отца ляжет в объятия своей матери, - должно сжечь их обоих"
   Лев. 18, 7. "Наготы отца твоего и наготы матери твоей не открывай. Она мать твоя, не открывай наготы ее"
   То же
   195. "Если сын ударит своего отца, - ему должно отрезать пальцы"
   Исх. 21, 15. "Если кто ударит отца своего или свою мать, того должно предать смерти"
   Почитать родителей
   209 - 210. "Если человек ударит дочь человека и причинит выкидыш её плода, - он должен уплатить за её плод 10 сиклей серебра. Если эта женщина умрёт, - должно убить его дочь"
   Исх. 21, 12. "Кто ударит человека так, что он умрет, да будет предан смерти"
   Исх. 21, 22 - 23. "Когда дерутся люди, и ударят беременную женщину, и она выкинет, но не будет другого вреда, то взять с виновного пеню, какую наложит на него муж той женщины, и он должен заплатить оную при посредниках; а если будет вред, то отдай душу за душу..."
   Не убивать
   229 - 230. "Если строитель построит человеку дом и сделает свою работу непрочно, так что построенный им дом обвалится и причинит смерть домохозяину, - этого строителя должно убить. Если он причинит смерть сыну домохозяина, - должно убить сына строителя"
   Лев. 24, 17. "Кто убьет какого-либо человека, тот предан будет смерти"
   Не убивать
  
   Как видим, если ориентироваться только на декалог, то получится, что Библия ничего нового не дала для нравственного совершенствования человека. А ведь до археологического открытия камня с законами Хаммурапи в 1901 г. в этом не было веских оснований сомневаться. Хотя простая логика подсказывает, что любое сообщество людей, даже самое древнее, не выжило бы, если бы в нём не почитали родителей, убивали, крали, лгали... То есть всё это - естественные законы человеческого общества, а не данные в какой-то конкретный момент его развития, и тем более какому-то конкретному народу. Кстати говоря, в иудаизме по этому поводу как раз есть понятие о семи законах Ноя, которые даны были всем людям (даны Богом через Ноя сразу после потопа, то есть за более чем тысячу лет до Моисея, и за пять веков до Хаммурапи): запрет идолопоклонства, прелюбодеяния, убийства, употребления в пищу мяса живого животного, богохульства и воровства, обязанность справедливого судопроизводства.
  

2. Любить ближнего как самого себя

   Но ведь есть ещё общеизвестная библейская нравственная формула: "люби ближнего твоего, как самого себя" (Лев. 19, 18). Так же как и декалог, она получена через Моисея, и в иудаизме считается, что ею выражено всё иудейское мировоззрение: не делать другому того, чего не хочешь, чтобы делали тебе.
   Эту же формулу вслед за Моисеем повторил и Иисус Христос: "люби ближнего твоего, как самого себя" (Мат. 19, 19). Он же и подтвердил её основополагающее значение в иудаизме: "Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки" (Мат. 22, 37 - 40) 3 . А "закон и пророки" - это иудейский Закон (Тора) и Писания иудейских пророков.
   Однако, даже эта "формула любви" - не изобретение Библии. Те же законы Хаммурапи основаны на ней. Наиболее явно - законы типа "око за око". Например, параграф 196: "Если человек повредит глаз сына человека, - должно повредить его глаз", а также 197 и 200. Аналогичные законы имеются и в Библии: Исх. 21, 23 - 25; Лев. 24, 19 - 20. Ведь "люби ближнего твоего, как самого себя" означает "не делать другому того, чего не хочешь, чтобы делали тебе", или, по словам Иисуса: "как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними" (Мат. 7, 12).
   В связи с этим стоит обратить внимание на приведенный выше параграф 1: лжесвидетель подлежит тому же наказанию, которое предусматривалось обвиняемому. Это значит: не относись к другим так, как не хочешь, чтобы относились к тебе. То есть должен относиться к другим так же, как к себе. Заслуга Библии лишь в том, что этот принцип в ней чётко сформулирован. Тем не менее, кодекс Хаммурапи начинается именно с этого принципа. То есть он на нём как бы основан. И, следовательно, Библия в этом не оригинальна.
  

3. Забота о вдовах и сиротах

  
   Ещё одной примечательной нравственной чертой Библии, на которую невозможно не обратить внимание, является много раз повторяемый гуманистический призыв заботиться о вдовах и сиротах: "Ни вдовы, ни сироты не притесняйте" (Исх. 22, 22). Но в том же кодексе Хаммурапи имеется много законов, касающихся защиты прав женщин и детей. Причём они весьма конкретны в отличие от голословных призывов Библии (то есть не подтверждённых ни нормой наказания, ни поощрения). Да и завершается кодекс Хаммурапи обобщением всех законов: "для того, чтобы сильный не обижал слабого, чтобы сироте и вдове оказывалась справедливость".
  

4. Защита "понаехавших"

  
   Зато в Библии наряду с этой категорией не могущих за себя постоять и потому особо нуждающихся в защите общества, названы и "пришельцы", то есть те, кто "понаехал", не местные: "Один закон да будет и для природного жителя и для пришельца, поселившегося между вами" (Исх. 12, 49); "Пришельца не притесняй и не угнетай его, ибо вы сами были пришельцами в земле Египетской" (Исх. 22, 21). "Когда поселится пришлец в земле вашей, не притесняйте его: пришлец, поселившийся у вас, да будет для вас то же, что туземец ваш; люби его, как себя; ибо и вы были пришельцами в земле Египетской. Я Господь, Бог ваш" (Лев. 19, 33 - 34). А вот в законах Хаммурапи "пришельцы" неравноправны, имеют меньше прав, чем коренные жители. Однако, как следует из приведенного стиха, отношение к пришельцам следует строить на упомянутом принципе: не делать другому того, чего не хочешь, чтобы делали тебе. А он исходит из "люби ближнего твоего, как самого себя". То есть отношение к пришельцам - лишь частный случай того, что есть и в законах Хаммурапи, то есть как бы улучшение их. Но - не кардинальное отличие.
   Если бы отличительной чертой Библии являлось лишь проявление милосердия к "пришельцам" - то не приходилось бы говорить о её великом нравственном превосходстве.
  

5. "Не следуй за большинством на зло"

  
   Однако есть в Библии и совершенно уникальное нравственное положение. И оно поистине революционно, хотя и не столь заметно на фоне "не убивай" и "возлюби". Вот оно:
   "Не следуй за большинством на зло, и не решай тяжбы, отступая по большинству от правды" (Исх. 23, 2).
   Этот закон касается, как принято считать, лишь вынесения решения судьёй в суде, что видно по контексту (соседним стихам: 1, 3, 6, 7, 8). Однако, ни одно слово в Библии не имеет лишь прямого значения. Поэтому можно полагать, что здесь сказано не только о судьях (тем более, что прямо о них в Исх. 23, 2 не говорится). Но каждый человек (а не только судья) должен делать собственный нравственный выбор, а не полагаться на кого-то: судьбу, бога, царя, или героя.
   Это не умозрительный вывод - о праве и обязанности делать собственный выбор Библия (устами Бога) говорит прямо: "Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло... Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое" (Втор. 30, 15 - 19).
   Делая собственный выбор, человек берёт на себя ответственность за его результаты. Подчиняясь "большинству", он становится живой вещью, которой распоряжается это "большинство", даже если "большинство" делает правильный, нравственный выбор.
   Подчинение личности "большинству" - основа любого государства. И хотя в Библии этот принцип непротивления власти также постулируется, но призыв к неисполнению преступных приказов - поистине уникален.
   Уникален, потому что у всех народов царь считается ставленником Бога на земле. Следовательно, не подчиняющийся приказам царя не подчиняется Богу. А тут, в Библии: не следуй за большинством (а его, как правило, представляет царь 4 ), делай собственный выбор, сообразуясь с понятиями "добро" и "зло", а они чётко прописаны в Библии, как полученные непосредственно от Бога.
   Дело в том, что Бог в Библии (в Ветхом Завете) не персонифицируется, так как он повсюду одновременно (и, следовательно, полностью не находится ни в чём, и ни в ком конкретно, и потому не просто нельзя, в соответствии со второй заповедью из декалога, но бессмысленно, глупо, безумно делать его изображения), и по сравнению с ним, с этой бесконечностью - все равны: и царь и раб. Проще говоря, перед Богом все равны.
   Это и можно считать нравственной революцией Библии - призыв к принятию каждым человеком собственных решений, сообразуясь с нравственными положениями Библии, а не слепое подчинение власть предержащим, в надежде, что они в своих решениях пользуется нравственными положениями. А для того, чтобы делать собственный выбор, надо знать эти положения, самому читать Священное Писание.
   А от принятия собственных решений каждым человеком - один шаг к демократии. И в Библии как раз верховная власть признаётся за Богом, а не царём: "Господь Бог ваш - Царь ваш" (1 Цар. 12, 12). Но это - тема другого исследования.
   Следует подчеркнуть, что указанная ветхозаветная заповедь не следовать за большинством на зло (а иметь и отстаивать своё мнение) не осталась лишь красивым лозунгом. Очень хорошо известно выражение, характеризующее отношение к ней на практике каждого, кто воспитан в традициях Ветхого Завета (даже атеистов): "два еврея - три мнения (три синагоги)".
  

6. Новый Завет: новая заповедь любви

  
   А что же Новый Завет? Неужели христианство не дало ничего революционно нового в нравственном совершенствовании человека по сравнению с иудаизмом, из которого оно вышло, назвав его Ветхим?
   В изданном в 1914 г. капитальном труде "Опыт нравственного православного богословия в апологетическом освещении" профессор, протоиерей Н. Стеллецкий (1862 - 1919 г.) написал: "И такое свободное верховное начало христианской нравственности есть любовь, именно - любовь к Богу и ближним" 5 .
   Но о такой любви (именно к Богу и ближним) сказано еще в Ветхом Завете 6 !
   Иисус лишь повторил эти нравственные принципы, на которых основаны "закон (Тора) и пророки (Писания пророков)": "Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки" (Мат. 7, 12); "Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки" (Мар. 12, 37 - 40). Из сравнения этих параллельных мест, в которых говорится, на чем основан Ветхий Завет (Тора и Пророки), ясно видно, что "как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними" и "возлюби ближнего твоего, как самого себя" - одно и то же. Следовательно, Иисус не подразумевал под любовью к ближнему какое-либо нежное чувство, а лишь прагматическую заботу о нем, ближнем. Даже, когда назвал любовь "новой заповедью", он имел в виду именно заботу: "Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих" (Иоан. 15, 12 - 13). Положить душу свою за друзей своих - это не проявление нежного чувства, а проявление именно заботы. Например, когда случайный прохожий, спасает из огня, или из воды незнакомого человека, рискуя своей жизнью, он не испытывает к нему никаких нежных чувств, так как попросту не знает его, зато проявляет заботу о нем, как о ближнем. И кстати, чем новая заповедь спасать только друзей лучше? Конечно, хуже!
   А вот последователи Иисуса постепенно трансформировали эту "любовь" именно в чувство, восприняв слово "любовь" буквально, так как отвергли Ветхий Завет, на который ссылался Иисус.
   Но разве любовь, как чувство - только прекрасно, разве оно только возвышает человека, разве это гарантия добра и нравственности? Скажем, и Гитлер любил свою Еву Браун, и у всех фашистов были семьи, в которых была любовь "друг к другу"... А разве прекрасна любовь между литературными Ромео и Джульеттой, если из-за неё они глупо погибли?
   Но как ни понимать эту "любовь", к которой призвал Иисус, она направлена только на "друзей", на единомышленников - это совершенно очевидно! И это сужает ветхозаветную заповедь любить всех ближних, то есть однозначно ухудшает нравственность людей. Но христианские богословы делают вид, что не понимают этого. Иисус же ясно сказал: "Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою" (Иоан. 13, 34 - 35); "Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих" (Иоан. 15, 12 - 13). Итак, любовь христианская, согласно "новой заповеди" Иисуса, должна быть только между друзьями, "между собой", и жертвовать нужно только "за друзей своих", а не за каких-то абстрактных ближних, или все человечество... Но провозглашенная в Ветхом Завете любовь к любым ближним (а не только к друзьям-единомышленникам) берет верх в практике христианства. Так, многие христиане, в том числе священники, во время Второй мировой войны спасали евреев от уничтожения фашистами, рискую жизнью своей и своих семей, за что государством Израиль им присвоено звание "праведник народов мира".
   Повторим, что провозглашенное в Новом Завете сужение ветхозаветной заповеди любить всех ближних (независимо от национальности и вероисповедания) до любви только между друзьями-единомышленниками безусловно ухудшает нравственность человечества, так как разделяет его на своих и чужих. Это и привело к религиозным войнам между самими же христианами (по-разному трактующих Новый Завет), крещению огнем и мечом, антисемитизму... Антисемитизм привел, в конце концов, к массовым еврейским погромам в России, а в ответ к активному участию евреев в революциях в России и Германии (классовая любовь к ближнему, классовая ненависть к остальным), а те - к становлению немецкого фашизма в ответ на унижение Германии, проигравшей войну из-за "еврейско-большевистских" революций (национальная любовь к ближнему, национальная ненависть к "недочеловекам"), Второй мировой войне и Холокосту (геноциду евреев)...
   Поскольку утверждение о ветхозаветной заповеди любить всех ближних, независимо от национальности и вероисповедания может показаться ложным, то просто приведем цитаты из Библии, Ветхого Завета.
   Вот то, на что ссылаются приверженцы превосходства христианской нравственности над иудейской: "Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя. Я Господь" (Лев. 19, 18). Тут ясно сказано, что ближним по-ветхозаветному являются "сыны народа твоего", то есть еврей для еврея.
   А вот, что написано в той же Книге Левит через пятнадцать стихов после этого (но что христианские апологеты якобы не замечают): "Когда поселится пришлец в земле вашей, не притесняйте его: пришлец, поселившийся у вас, да будет для вас то же, что туземец ваш; люби его, как себя; ибо и вы были пришельцами в земле Египетской. Я Господь, Бог ваш" (Лев. 19, 33 - 34). То же сказано и в Книге Исход: "Пришельца не обижай: вы знаете душу пришельца, потому что сами были пришельцами в земле Египетской" (Исх. 23, 9).
   И это значит, что ближний по-ветхозаветному - это не только единоплеменник и единоверец, но и любой "понаехавший", "пришлец", то есть не обязательно единоплеменник (еврей) и единоверец (иудей).
   А Иисус в "новой заповеди" призвал любить только "друг друга" 7 ...
  

7. Новый Завет: непротивление злу и любовь к врагу

  
   Тем не менее, христианство утверждает, что основано на революционном улучшении обветшавших нравственных идей иудаизма, и оно провозглашено Иисусом!
   Давайте разберёмся. Основывать свои исследования будем на словах самого Иисуса, а не на их интерпретации богословами (так как нас интересует нравственная революция Библии, а не основанного на ней богословия и реального христианства).
   Кроме рассмотренной "новой заповеди любви", много новизны Иисус предложил в знаменитой нагорной проповеди. Эта проповедь стала аналогом восхождения Моисея на гору Синай, где тот получил заповеди от Бога. Взойдя на безымянную гору, Иисус, и в самом деле, провозгласил как бы кардинальное усовершенствование основных положений иудаизма.
   Хотя можно ли всерьез говорить о внесении Иисусом каких-либо изменений в законы Моисея или писания еврейских пророков, если во время этой проповеди Иисус сказал буквально прямо противоположное: "Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все" (Мат. 5, 17 - 18).
   Тем не менее, рассмотрим эти "улучшения". Вот они, наиболее существенные.
   "Вы слышали, что сказано: "око за око, и зуб за зуб". А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую" (Мат. 5, 38 - 39).
   "Вы слышали, что сказано: "люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего". А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас" (Мат. 5, 43 - 44).
   Но в самом ли деле, революционные по форме, эти слова Иисуса революционны по сути, тем более с позиции нравственности (а мы рассматриваем только ее)?
   Начнем с того, что в Ветхом Завете, действительно, сказано любить ближнего, но нет ни одного призыва ненавидеть врага. Наоборот, есть указание не радоваться несчастью врага, но помогать ему в беде: "Если найдешь вола врага твоего, или осла его заблудившегося, - приведи его к нему; если увидишь осла врага твоего упавшим под ношею своею, то не оставляй его: развьючь вместе с ним" (Исх. 23, 4 - 5). Какая тут ненависть? Убивать врага Ветхий Завет, разумеется, призывает. Но не ненавидеть.
   Если буквально понимать призыв Иисуса любить врагов, то также буквально - и упоминание о ненависти к ним. Но невозможно буквально понимать слова о ненависти, иначе получится, что Иисус сказал неправду. Тогда, соответственно, и буквальное понимание любви к врагам также оказывается под сомнением.
   Поэтому следует разобраться, что мог иметь в виду Иисус, говоря о любви к врагам.
   Вряд ли Иисус ошибся относительно ненависти к врагам, так как прекрасно знал еврейское Священное Писание (Ветхий Завет) и призывал его исполнять 8 . Очевидно, Иисус лишь использовал полемический приём - преувеличение, гиперболизацию. Причём, если преувеличил тезис о ненависти, то, следовательно, и о любви! Чтобы сильнее воздействовать на слушателей.
   Иисус часто пользовался этим приёмом. Например, когда говорил: "Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку - домашние его" (Мат. 10, 34 - 36). Разве это значит, что последователи Иисуса должны враждовать в своих семьях? Нет, конечно! Никто не будет воспринимать эти слова буквально. Или - призыв Иисуса вырвать глаз и оторвать руку, соблазняющих человека (Мат. 5: 29, 30)... Хоть один христианин с собой это сделал? Так, и любовь к врагам - не руководство к действию.
   Чтобы лучше понять подобные высказывания Иисуса, следует чётко представлять, кем фактически был Иисус, и для кого он говорил.
   Иисус был странствующим раввином, то есть учителем иудейской религии 9 . И учил он, разумеется, только евреев, иногда делая исключения для отдельных язычников, уверовавших в иудейские ценности. При этом Иисус постоянно ссылался на еврейское Священное Писание. А оно для евреев должно было быть понятно с полуслова. Хотя даже ближайшие ученики не понимали иносказаний (притч) Иисуса: "Без притчи же не говорил им, а ученикам наедине изъяснял все" (Мар. 4, 34) 10 . Наверное, потому, что апостолы были простыми тружениками, в частности, рыбаками - им просто некогда было изучать Священное Писание. А как они поняли слова Иисуса, так их и запомнили, а как запомнили, так и записали...
   Нынешние последователи Иисуса Христа из бывших язычников, то есть христиане, тем более не знают это Писание, оно для них не так важно, как Новый Завет, так как Завет Бога с евреями считают устаревшим, недействующим, Ветхим (несмотря на то, что сам Иисус так не считал). Религию имени Иисуса создал апостол Павел, главным образом, на вере в жертвенную смерть и воскрешение Иисуса, но не на знании собственно иудейских заповедей 11 . Но, повторим, согласно Евангелиям, именно им учил Иисус евреев и уверовавших в иудейские ценности язычников. Однако, создатель христианства никогда не видел Иисуса, и не слышал, о чем тот говорил, и для него были важны лишь факты его жертвенной смерти и воскрешения (но даже об этом он был лишь наслышан, но свидетелем этому не был). Потому-то христиане, не понимая тонкостей иудейского мировоззрения Иисуса, могут воспринимать его слова из буквального их прочтения, в том числе, о любви к врагам и подставлении щёк 12 .
   Рассмотрим же "заповеди" Иисуса о непротивлению злу (подставлении щек) и любви к врагам в контексте Ветхого Завета, и тогда станет ясно, что имел в виду Иисус две тысячи лет назад.
   Вот, что сказано в Ветхом Завете, за сотни лет до Иисуса Христа, о подставлении щёк. "Благ Господь к надеющимся на Него, к душе, ищущей Его. Благо тому, кто терпеливо ожидает спасения от Господа. Благо человеку, когда он несет иго в юности своей; сидит уединенно и молчит, ибо Он наложил его на него; полагает уста свои в прах, помышляя: "может быть, еще есть надежда"; подставляет ланиту свою биющему его, пресыщается поношением, ибо не на век оставляет Господь. Но послал горе, и помилует по великой благости Своей" (Плач 3, 25 - 32).
   Тут говорится о том, чтобы человек, попавший в беду, и потерявший всякую надежду на свои силы, покорился судьбе, но не терял надежду, а терпеливо ждал помощи от Бога. И чтобы терпел молча, покорно, даже когда его бьют по щеке (ланите).
   Слова Иеремии не означают, что человек обязан подставлять щёки под удары в любом случае, но вынужден терпеть лишь в безвыходной ситуации, когда не в состоянии постоять за себя. Иеремия писал эти слова, когда Иерусалим и храм были разрушены, и евреи не могли сопротивляться "ударам по щекам", будучи всецело во власти вавилонских поработителей. Эти слова - утешение евреям в постигшем их горе.
   Во времена Иисуса евреи уже почти век были под абсолютной властью других поработителей - римлян. При Иеремии ещё была надежда на помощь соседнего Египта против Вавилона. И было восстание, когда евреи, убив вавилонского наместника и захватив с собой Иеремию, бежали в Египет (586 г. до н. э.). При Иисусе надежды не было ни на кого - непобедимые римляне были повсюду, в том числе, и Египте. Разве, что, действительно - на одного Бога надеяться...
   И если Вавилон бил с одной стороны, по одной щеке, то Рим - по обеим щекам, только, знай, подставляй! Восставать, сопротивляться было бесполезно, и потому Иисус призывал к полной покорности врагам, вплоть до любви к ним. Слово "любите", сказанное Иисусом, в переводе с греческого включает в себя следующие понятия: заботиться, желать добра, испытывать привязанность, находить удовольствие (в чем-либо), ценить 13 .
   Слова Иеремии и Иисуса подтвердились в ходе Иудейской войны (66 - 70 г.), когда евреи все же восстали против Рима, и в результате потерпели поражение, с которого началось их почти двухтысячелетнее изгнание со своей земли.
   Призыв Иисуса, так же как и Иеремии, не означает покорность врагам и любовь к ним во всех случаях, а только тогда, когда сопротивление явно бесполезно. Ведь на практике сам Иисус не следовал буквально своим же словам о подставлении щёк и любви к врагам. В ожидании ареста он поручил своим ученикам вооружиться: "продай одежду свою и купи меч" (Лук. 22, 36). Но когда увидел, что сопротивление бесполезно ввиду явного численного превосходства врага, призвал учеников сложить оружие, и сдался врагу.
   Таким образом, слова Иисуса о любви к врагу нельзя понимать буквально, так как это гиперболизация. Но не только. Они, так же как у Иеремии, означают, прежде всего, признание своей вины за своё бедственное положение, которое исходит от Бога. А поскольку враги - также от Бога, а Бога следует любить (это - первейшая заповедь), то вполне логичен призыв Иисуса любить врагов. Но, повторим, любить врагов не как личностей, а как урок, преподанный Богом.
   Вот, полная цитата, из которой следует вышесказанное: "А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных" (Мат. 5, 44 - 45). Любить (ценить) врагов надо за то, что с их помощью Бог показывает, в чём твоя вина, чтобы дать тебе возможность исправить, усовершенствовать себя - только в этом случае Бог поможет ("будете сынами Отца вашего Небесного"). Недаром Иисус завершает нагорную проповедь, в которой сказано о любви к врагам, именно такими словами: "Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный" (Мат. 5, 48).
   Но из последних слов как раз становится очевидным, что это - преувеличение, так как быть совершенным, как Бог, невозможно.
   В любом случае, эти декларации Иисуса никогда не были реальными принципами религии, названной его именем. Разве в христианских армиях христианские священники когда-нибудь призывали и призывают любить врагов и подставлять им щёки? История христианских стран полна примерами войн между ними самими. Причем, нередко именно "новая заповедь" Иисуса любви только к единомышленникам была основой для религиозных войн между самими христианами: "Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою" (Иоан. 13, 34 - 35).
   Не говоря о их нравственной стороне, декларации о непротивлении злу и любви к врагам никак не могут считаться революционными, так как за две тысячи лет так и не были реализованы.
   Например, не оказался революционным лозунг "Вся власть Советам!", так как вся власть реально принадлежала КПСС, хотя многие и верили во власть Советов. Пустые слова не только не революционны, но бесполезны и даже вредны. Например, утверждение, что дважды два равно пять. Мало того, что это не может быть реализовано, но это ещё и вредно, так как противоречит реальности.
   Так и христианский лозунг любить врагов и подставлять щёку не представляет собой революцию в сфере нравственности, пусть и теоретическую, наоборот, он крайне безнравственен. Реальная любовь к врагу означает присоединение к нему, к его интересам. Ведь любовь - это полная отдача себя в интересах объекта любви, пренебрежение своими интересами в интересах объекта любви. Но враг ненавидит тебя, значит, и ты, любя врага, вынужден ненавидеть себя. Если бы этот мазохизм касался только самого себя... Но любя врага своей семьи, становишься врагом своей семьи. А любя врага своего народа и своей родины - предателем народа и родины, причем в интересах (вот парадокс!) другого народа и другой родины.
   Рассчитывать же на то, что любовь к врагу спасает его от враждебных действий - благоглупость. Разве любовь, например, к фашистам остановила бы их? Это абсолютно нереально!
   То же и с непротивлением злу насилием, подставлением щёк. Что оно даёт? Только одно: победу зла, поскольку оно не встречает отпор. А потворствование злу - безнравственно.
   Но, уточним, безнравственны не слова Иисуса, а их прямолинейное восприятие и прямолинейное же следование им.
  

Заключение

  
   Представляется, что общепринятый взгляд (прежде всего, христианский, но и иудейский) на нравственное содержание Библии ошибочен, поверхностен, так как отвечает лишь религиозному воспитанию, предполагающему подчинение верующих религиозному чувству. Десять заповедей, любовь к ближнему, как к самому себе, и его частные случаи (забота о обездоленных) - лишь условия осуществления главной цели, ради которой Моисей вывел еврейский народ из рабства: воспитание свободной личности в каждом человеке. Это означает, что каждый человек должен свободно выбирать между добром и злом (руководствуясь библейскими заповедями, основанными на принципе любви к ближнему, как к самому себе - а для этого Библию надо не просто читать, но изучать, желательно под руководством учителя), а не рабски следовать указаниям свыше. Об этом и говорит заповедь "не следуй за большинством на зло".
   Следует признать, что Моисей поставил сложную задачу перед людьми - ведь большинство жаждет подчиняться.
   Новый Завет ничего революционно нового в нравственном плане (то есть в отношениях между людьми) не дал. Как было показано, принцип любви к ближнему - не изобретение Иисуса Христа.
   Новизна Нового Завета не в отношениях между людьми, не в нравственности, а в том, что в отношениях между людьми и Богом появился посредник: Иисус Христос, который будучи изначально человеком, намного ближе, понятнее и добрее, милосерднее для людей (так как побывал в их шкуре), чем суровый еврейский Бог.
   Недаром Иисус взял учеников из низов общества, пояснив, что во враче нуждаются больные. Потому религия Нового Завета - религия утешения, милосердия.
   Моисей же вывел еврейский народ из рабства, чтобы сделать каждого человека свободным, а для этого нужна активная деятельность каждого (каждый сам за себя отвечает), а не доброе слово утешения (перекладывание ответственности на Утешителя). Активные действия требуют и активного же нравственного регулирования, иначе слишком активное общество развалится (анархия, социальная революция...). И для новых отношений свободных людей была выведена новая формула: "не следуй за большинством на зло". Это - принцип демократии...
  
   ПРИМЕЧАНИЯ
  
   1. В иудаизме признано имеющимися в Библии и вытекающими из нее 613 заповедей. [ назад ]
   2. Текст кодекса дан в переработанном Н.М. Дьяконовым переводе И.М. Волкова. [ назад ]
   3. Любовь к ближнему считается отличительной чертой христианства, личной особенностью Христа. Но это, как видим из приведенной цитаты ("на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки") абсолютно не так! Если кому-то не понятно, что "закон и пророки" - это иудейские закон и пророки, то вот, что ещё написано в Евангелиях, в частности от Матфея, глава 19:
   "(17) Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди.
   (18) Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй;
   (19) почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя.
   (20) Юноша говорит Ему: все это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне?
   (21) Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною".
   Как видим, Иисус просто повторил несколько заповедей из декалога Моисея, касающиеся только взаимоотношений между людьми, и "люби ближнего" из сказанного Моисеем же в Лев. 19, 18. Причём юноша, которого учил "своим" заповедям Иисус, ответил, что эти заповеди он и без Иисуса знает "от юности". То есть Иисус учил лишь обычному в то время и до сего дня еврейскому закону, то есть Торе, о чём сказал прямо ещё до этого разговора с юношей: "Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все" (Мат. 5, 17 - 18). Чему же ещё мог учить еврей, сын еврейки, обрезанный на восьмой день, странствующий раввин, как не еврейскому закону! От себя Иисус добавил тут лишь "продай имение твое и раздай нищим". Но раздача имущества нищим не является отличительной чертой христиан, иначе все они были бы нищими, а это далеко не так (исключение - монахи). То есть указания иудейского закона (Торы) в данном случае христиане в массе своей исполняют, а отклонения от него - нет. Мало того, благотворительность, помощь малоимущим (не доведенная, конечно, до абсурда, к которому призывал Иисус: самому стать нищим в результате этой помощи) являются одними из важных заповедей иудаизма: "отверзай руку твою брату твоему, бедному твоему и нищему твоему на земле твоей" (Втор. 15, 11); "Не обижай наемника, бедного и нищего, из братьев твоих или из пришельцев твоих, которые в земле твоей, в жилищах твоих" (Втор. 24, 14). Иначе говоря, Иисус не отвергал иудейские законы, а ужесточал их для тех, кто хотел стать более совершенным, чья праведность должна была, по словам Иисуса, превзойти праведность книжников и фарисеев: "Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное" (Мат. 5, 20).
   Здесь и далее выделение полужирным шрифтом - автора, а курсив в цитатах - из синодального перевода Библии (означает, что слова курсивом отсутствуют в оригинале Священного Писания и вставлены в текст переводчиком "для связки слов").
   Подробно о заповеди любить ближнего см. Левин Б.Х. "Возлюби ближнего, как самого себя" . [ назад ]
   4. Слово, переведенное в Исх. 23, 2 как "большинство" имеет следующие значения: многочисленный, великий, большой, множественный; а также: начальник, глава. Так что "не следуй" не только за "большинством", но и за "начальником на зло". [ назад ]
   5. Н. Стеллецкий. Опыт нравственного православного богословия в апологетическом освещении. Том 1. - М.: ФИВ - 2009. - С. 260. [ назад ]
   6. Однако, этого как будто не знает даже Философский энциклопедический словарь, изданный в 2001 г. (М.: ИНФРА-М), в статье которого "Любовь к ближнему" написано: "Любовь к ближнему - провозглашенная христианством этическая ценность, которая соответствовала основной этической ценности древности - справедливости, являясь вместе с тем более широкой по содержанию". [ назад ]
  
   7. Не только Иисус, но и его ученики-апостолы:
   "Очистив души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца" (1 Петр. 1, 22);
   "Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите" (1 Петр. 2, 17);
   "Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов" (1 Петр. 4, 8);
   "Приветствуйте друг друга лобзанием любви" (1 Петр. 5, 14);
   "Покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь" (2 Петр. 1, 5 - 7);
   "Кто любит брата своего, тот пребывает во свете" (1 Иоан. 2, 10);
   "Всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего" (1 Иоан. 3, 10);
   "Ибо таково благовествование, которое вы слышали от начала, чтобы мы любили друг друга" (1 Иоан. 3, 11);
   "Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти" (1 Иоан. 3, 14);
   "Мы должны полагать души свои за братьев" (1 Иоан. 3, 16);
   "А заповедь Его та, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа и любили друг друга, как Он заповедал нам" (1 Иоан. 3, 23);
   "Возлюбленные! будем любить друг друга" (1 Иоан. 4, 7);
   "Мы должны любить друг друга" (1 Иоан. 4, 11);
   "Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает" (1 Иоан. 4, 12);
   "Кто говорит: "я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего" (1 Иоан. 4, 20 - 21);
   "Заповедь... которую имеем от начала, чтобы мы любили друг друга" (2 Иоан. 1, 5);
   "Будьте братолюбивы друг к другу с нежностью" (Рим. 12, 10);
   "Все у вас да будет с любовью. Прошу вас, братия..." (1 Кор. 16, 14 - 15);
   "Любовью служите друг другу" (Гал. 5, 13);
   "Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов" (Гал. 6, 2);
   "Снисходя друг ко другу любовью" (Еф. 4, 2);
   "Мир братиям и любовь с верою от Бога Отца и Господа Иисуса Христа" (Еф. 6, 23);
   "О братолюбии же нет нужды писать к вам; ибо вы сами научены Богом любить друг друга" (1 Фес. 4, 9);
   "Всегда по справедливости мы должны благодарить Бога за вас, братия, потому что возрастает вера ваша, и умножается любовь каждого друг ко другу между всеми вами" (2 Фес. 1, 3);
   "Держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца" (2 Тим. 2, 22);
   "Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам" (Евр. 10, 24);
   "Братолюбие между вами да пребывает" (Евр. 13, 1).
   Подробнее см. Левин Б.Х. "Возлюби ближнего, как самого себя". В этой статье рассмотрены и якобы исключения из вышеприведенного правила любить только друг друга. [ назад ]
   8. "Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном. Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное" (Мат. 5, 17 - 20). [ назад ]
   9. Иисус Христос был евреем по рождению (Мат. 1, 1) и обрезанию (Лук. 2, 21), с младенчества "исполняясь премудрости" (Лук. 2, 40), знаниям которого уже в двенадцать лет "все слушавшие Его (еврейские учителя в иерусалимском храме - Б.Л.) дивились" (Лук. 2, 47), а он всё больше и больше "преуспевал в премудрости" (Лук. 2, 52). А к тридцати годам уже сам стал учителем. Его так нередко и называли: "Учитель", "Равви" (то есть "раввин"): "Они сказали Ему: Равви, - что значит: учитель, - где живешь?" (Иоан. 1, 38); см. также Мат. 8, 19; 26: 25, 49; Мар. 9, 5; 11, 21; 14, 45; и т.д.. [ назад ]
   10. См. также: Мат. 15, 11- 20; 16, 6 - 12, Мар. 4, 3 - 9; 8, 15 - 21; 9, 31 - 32. [ назад ]
   11. "Ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа" (Иоан.1, 17); "Итак, да будет известно вам, мужи братия, что ради Него возвещается вам прощение грехов, и во всем, в чем вы не могли оправдаться законом Моисеевым, оправдывается Им всякий верующий" (Деян. 13, 38 - 39); "Делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть" (Рим. 3, 20); "Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия" (Рим. 3, 21); "Ибо мы признаем, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона" (Рим. 3, 28).
   Сущность Ветхого Завета - вечное владение евреями обетованной землёй. А Новый Завет - это вера в воскрешение Иисуса Христа, как гарантия получения "земли обетованной" на небе (то есть попадание в Царство Небесное, а конкретно, в рай). Отсюда и разное отношение к "законам Моисеевым": без их соблюдения владение землёй обетованной невозможно, а "землёй" небесной - вполне. Подробнее - см. статью Левин Б.Х. "Литературные особенности Библии. Глава 12. Жанр Библии". [ назад ]
   12. Книги Ветхого Завета написаны теми авторами, кто вложил в них свое вдохновение, свои собственные мысли, не чужие, а полученные непосредственно от "мирового разума". Очевидно, поэтому даже апостол Павел назвал их богодухновенными: "Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности" (2 Тим. 3, 15 - 16). "Из детства" Тимофей, в послании к которому пишет Павел, мог знать только еврейское Священное Писание (Тору), так как его детство могло проходить еще до деятельности Иисуса, и точно, до формирования Писания Нового Завета. А вот книги Нового Завета, в которых изложена идеология Иисуса, Евангелия, написаны не Иисусом, а его учениками, которые его часто не понимали. Да, и дословная запись разговорной речи, не может точно передать мысль, так как не отражает нюансы интонации, контекст речи, даже реакцию слушателей. Если авторы книг Ветхого Завета имели возможность прочитать ими написанное и отредактировать мысль, тщательно ее сформулировать, чтобы ее поняли адекватно, то у Иисуса такой возможности не было: его разговорную речь записали другие люди, и по прошествии многих лет после того, как ее слышали. Так, Лука начинает свое Евангелие с признания, что не сам всё слышал, а "как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова" (Лук. 1, 2). [ назад ]
  
   13. Перевод взят с сайта издательства Библеист http://bibleist.ru/tmp/lexicon.php?lang=2&strongid=25. [ назад ]
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"