Левин Борис Хаимович : другие произведения.

13 Литературные особенности Библии. Глава 12. Жанр Библии

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


Левин Б.Х.

  

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ БИБЛИИ

Глава 12. ЖАНР БИБЛИИ

  
  
  
  
  Отрывок из Вступления
  
  Прежде, чем приступать к исследованию каких-либо событий, описанных в Библии, необходимо разобраться с особенностями ее, как литературного произведения, поскольку от этого зависит ее восприятие и, в итоге, понимание. Для этой книги, как художественного произведения древнего восточного происхождения, характерны такие литературные приемы, которые в целом совершенно не свойственны привычному нам современному западному рационализму: параллелизм, сочетание конспективности с непоследовательностью изложения событий, высокая образность и глубокая аллегоричность. Рассмотрим вкратце эти, а также другие особенности Библии, которые, пусть и условно, можно отнести к литературным: перевод и редактирование, несогласованность имен и чисел, "говорящие" имена и т. д.
  Примеры, на которых будут проиллюстрированы литературные особенности Библии, подобраны таким образом, чтобы, с одной стороны, как можно более полно охватить материал Библии, в том числе, Нового Завета, как естественного продолжения Завета Ветхого (чтобы создать широкую картину для ее цельного понимания), а с другой, осветить в необычном ракурсе, с реалистических позиций, устоявшиеся (в религиозном сознании) библейские реалии.
  
  
  

ЖАНР БИБЛИИ

  

Юридический документ

  
   Важнейшее, если не первостепенное, значение для понимания сути Библии имеет определение жанра 1 книг Библии. Почему - не просто Библии, а книг Библии? Потому что Библия - это сборник книг, написанных в разное время (с XIII в. до н.э. по I в. н.э.) и разными авторами (соответственно, от Моисея до евангелистов и авторов посланий: всего три десятка только формально признанных авторов, то есть отмеченных в самих названиях книг). Даже непрофессиональным взглядом видна принадлежность их к нескольким жанрам. И название данной главе правильнее было бы дать такое: "Жанры книг Библии".
   Мы, однако, не будем подробно разбирать каждую книгу, а заострим внимание на главном - ради чего написана Библия в целом.
   А это, действительно, цельное произведение. Каждый автор писал свою книгу независимо от остальных (точнее, самостоятельно), а редакторы, следуя определённой логике, объединили эти книги, расположив их в строгой последовательности.
   Кроме того, очевидно, что Библия - не механическое соединение разножанровых книг, и не "винегрет", не бессистемная их смесь, а имеет явно чёткую компоновку, логичную последовательность расположения в ней книг, а в книгах - событий, а значит, имеет определённую цель. А она-то и задаёт жанр.
   В чём же эта логика?
   Главная часть Священного Писания в иудаизме (в христианстве оно называется Ветхий Завет), с которого оно и начинается, называется Тора (Пятикнижие Моисеево), что переводится как Закон. В христианстве Библия состоит из Ветхого и Нового Заветов. А старорежимное слово "завет" имеет такие значения: "договор", "союз", "обязательство", "соглашение", 'наказ', 'завещание'. Таким образом, уже названиями акцентируется внимание читателя на том, что Библия - это юридический документ: закон, полученный через Моисея от Бога в продолжение договора Бога с евреями, заключённого через Авраама (и в иудаизме, и в христианстве), и продлённого через Иисуса, но уже - со всеми народами (в христианстве).
  

Восемь заветов

  
   Вообще же в Библии насчитывают до семи "ветхих" заветов и один новый 2 .
   Поскольку, не разобравшись в них, невозможно понять цель Библии, а следовательно, и ее жанр, то нам придется, набравшись терпения, уделить внимание всем этим заветам. Раскроем суть всех их, но вкратце, и лишь для того, чтобы стала очевидной определяющая роль в Библии одного из них, который затем и разберем подробно.
   Первый - Эдемский (Адамов): плодиться и размножаться, питаться растительной пищей, обладать землёй и животными, возделывать и хранить сад в Эдеме (Быт. 1, 28 - 30; 2, 15).
   Второй - Ноев: плодиться и размножаться, владеть землёй и животными, питаться растительной и животной пищей (Быт. 9, 1 - 7), а также "поставляю завет Мой с вами, что не будет более истреблена всякая плоть водами потопа" (Быт. 9, 11) 3 .
   Третий - Авраамов: исполнять заповеди ("ходи предо Мною и будь непорочен"), размножаться, произвести народы и царей, получить землю Ханаан в вечное владение, выполнять обрезание (Быт. 17, 1 - 14). А также: "В этот день заключил Господь завет с Аврамом, сказав: потомству твоему даю Я землю сию" (Быт. 15, 18).
   Четвёртый - Синайский (Моисеев): законы, полученные на горе Синай (Хорив), в том числе, известные десять заповедей. "И сказал Господь Моисею: напиши себе слова сии, ибо в сих словах Я заключаю завет с тобою и с Израилем" (Исх. 34, 27).
   Пятый - Палестинский (продолжение Синайского): законы, озвученные Моисеем в конце сорокалетнего странствия перед входом в Ханаан (Палестину) 4 , дополняющие и уточняющие Синайский завет (Книга Второзаконие). "Вот слова завета, который Господь повелел Моисею поставить с сынами Израилевыми в земле Моавитской, кроме завета, который Господь поставил с ними на Хориве" (Втор. 29, 1).
   Шестой - Сихемский: заключён в Сихеме через Иисуса Навина после завоевания Ханаана, чтобы продолжать исполнять завет, заключённый через Моисея; иначе говоря, этот завет является подтверждением Синайского и Палестинского заветов (Иис. Н. 24: 1, 14, 25).
   Седьмой - вечный: провозглашён пророками Исаией, Иеремией и Иезекиилем о том, что несмотря на грехи евреев, за которые они были наказаны изгнанием, Бог не оставит свой народ и вернёт его на землю обетованную, то есть в Ханаан, навечно (Ис. 55, 3; 61: 4, 8; Иер. 31, 8; 32, 37 - 40; Иез. 36: 24, 28; 37, 26). В общем-то, вечность завета Бог обещал ещё в XIX в. до н. э. Аврааму (Быт. 17: 7, 13, 19), что увидим ниже в тексте завета, и ко времени указанных пророков (Исаия - VIII в. до н. э.; Иеремия и Иезекииль - VI в. до н. э.; ) она уже была подтверждена более чем тысячелетней практикой, в том числе, сотнями лет проживания на обещанной земле (с XIII в. до н. э.). Изгнание евреев с земли обетованной (гибель Израильского царства в 722 г. до н. э. и Вавилонский плен Иудеи с 597 и 587 гг. до н. э.) и потребовало подтверждения пророками вечности завета: "Восстановят древние развалины и возобновят города разоренные... и завет вечный поставлю с ними" (Ис. 61, 4 - 8); "Вот, Я приведу их из страны северной и соберу их с краев земли... Так говорит Господь: голос слышен в Раме; вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет. Так говорит Господь: удержи голос твой от рыдания и глаза твои от слез, ибо есть награда за труд твой, говорит Господь, и возвратятся они из земли неприятельской. И есть надежда для будущности твоей, говорит Господь, и возвратятся сыновья твои в пределы свои" (Иер. 31: 8, 15 - 17); "Вот, Я соберу их из всех стран, в которые изгнал их во гневе Моем и в ярости Моей и в великом негодовании, и возвращу их на место сие и дам им безопасное житие. Они будут Моим народом, а Я буду им Богом... И заключу с ними вечный завет, по которому Я не отвращусь от них... и насажду их на земле сей твердо..." (Иер. 32, 37 - 41); "Так говорит Господь Бог: вот, Я возьму сынов Израилевых из среды народов, между которыми они находятся, и соберу их отовсюду и приведу их в землю их... И не будут уже осквернять себя идолами своими и мерзостями своими, и всякими пороками своими, и освобожу их из всех мест жительства их, где они грешили, и очищу их, - и будут Моим народом, и Я буду их Богом... И будут жить на земле, которую Я дал рабу Моему Иакову, на которой жили отцы их; там будут жить они и дети их, и дети детей их во веки; и раб Мой Давид будет князем у них вечно. И заключу с ними завет мира, завет вечный будет с ними" (Иез. 37, 21 - 26).
  

Главный завет

  
   Представляется, что, несмотря на выделение в Ветхом Завете семи последовательных заветов, главным в нём является завет с Авраамом, третий по счёту, а не последний, как бы отменяющий предыдущие (согласно обыденной "железной" логике: новое, мол, отменяет старое).
   Так, предначертанное Адаму и Ною размножение (завет ?1 и завет ?2) содержится и в завет с Авраамом (завет ?3). Но разве следующие заветы, в которых этого нет, отменяют размножение?
   Последующие после Авраама заветы являются, по сути, лишь детализацией части Авраамова завета, выраженной в общих словах "ходи предо Мною и будь непорочен". И даже последний из "ветхих", вечный завет (да, кстати, а как вечный завет может стать вдруг "ветхим", если он по определению не может прекратить своё действие никогда?) - лишь подтверждает неизменность завета, заключённого с Авраамом (поскольку тот еще при его заключении трижды назван "вечным", о чем подробно - ниже).
   И, наконец, пророк Иеремия назвал этот завет "новым": "Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, - не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом" (Иер. 31, 31). Ясно, что тут речь идёт не об отмене прежнего завета, а о его обновлении, восстановлении, возобновлении Богом, поскольку завет с Авраамом-Моисеем был нарушен их потомками в одностороннем порядке ("тот завет Мой они нарушили"), а Бог этот завет не прерывал ("хотя Я оставался в союзе с ними"). А отличие нового от прежнего ("не такой завет") лишь в том, что новый будет написан прямо на сердцах (а не на каменных скрижалях), но, конечно, не буквально, а будет принят сердцем (чувством), а не разумом (по расчёту): "И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять. И будете жить на земле, которую Я дал отцам вашим, и будете Моим народом, и Я буду вашим Богом" (Иез. 36, 26 - 28). "Заповеди и уставы", о которых говорится в последнем завете - это еще те, которые были записаны Моисеем, других в Библии попросту нет. Даже в христианстве используются десять заповедей от Моисея.
  

Сущность завета - земля обетованная

  
   Итак, в Библии основополагающим, ключевым словом является "завет", причём заключённый Богом с евреями через Авраама.
   Слово "завет", похожее на высокопарное сокращение слова "завещание", создаёт представление о завете, как об одностороннем акте Господа Бога в отношении евреев, некоем подарке. Однако, это не так. В обмен на все обещания Бога евреям, они также обязаны Богу кое-что.
   Так о чём же был заключён этот завет с евреями? Почитаем.
   "Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен; и поставлю завет Мой между Мною и тобою, и весьма, весьма размножу тебя. И пал Аврам на лице свое. Бог продолжал говорить с ним и сказал: Я - вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов. И не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам; ибо Я сделаю тебя отцом множества народов. И весьма, весьма распложу тебя, и произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя. И поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя. И дам тебе и потомкам твоим после тебя землю, по которой ты странствуешь, всю землю Ханаанскую, во владение вечное; и буду им Богом. И сказал Бог Аврааму: ты же соблюди завет Мой, ты и потомки твои после тебя в роды их. Сей есть завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя: да будет у вас обрезан весь мужеский пол. Обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами. Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола, рожденный в доме и купленный за серебро у какого-нибудь иноплеменника, который не от твоего семени. Непременно да будет обрезан рожденный в доме твоем и купленный за серебро твое, и будет завет Мой на теле вашем заветом вечным. Необрезанный же мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей, истребится душа та из народа своего; ибо он нарушил завет Мой" (Быт. 17, 1 - 14).
   Как видим, условия договора Бога с евреями в целом чрезвычайно просты и понятны: Бог обещает размножить евреев и дать им в вечное владение землю Ханаан (это практически современная территория Израиля; о границах Ханаана написано, например, причём весьма подробно, в Иис. Н. 13 - 19, или, в общих чертах, в Исх. 23, 31); от евреев же требуется производить обрезание и признавать Бога и его законы ("ходи предо Мною и будь непорочен", "буду им Богом").
   Приступив к анализу условий завета, мы не случайно назвали его "договором".
   Перед нами чёткий юридический документ, составленный в соответствии с естественным принципом: "ты - мне, я - тебе". Как и в современных договорах, прежде всего, производится представление договаривающихся сторон: с одной стороны - "Я", то есть "Бог Всемогущий", с другой стороны - "Аврам", с указанием и его, так сказать, паспортных данных, а именно, возраста в девяносто девять лет. Затем расположены пункты договора: непорочность, размножение, народы, цари, земля, обрезание. Указан и срок договора: он вечен (сказано об этом трижды: "завет вечный", "владение вечное", "заветом вечным"). Оговорены санкции за неисполнение договора: если буквально, то Бог забирает душу нарушителей договора ("истребится душа та"), а если по существу, то речь идёт либо об изгнании нарушителей из общины ("истребится... из народа"), либо об их убийстве ("истребится").
   Теперь подробно перечислим все пункты договора.
   Обязательства Бога:
   1) сделать Аврама отцом множества народов;
   2) в связи с пунктом 1 - переименовать Аврама в Авраама, ибо так и переводится имя Авраам: отец народов;
   3) расплодить Авраама;
   4) произвести от Авраама народы (это следует из пунктов 1 и 3);
   5) произвести от Авраама царей (следствие пункта 4);
   6) быть Богом Аврааму и его потомкам вечно;
   7) дать Ханаанскую землю Аврааму и его потомкам;
   8) быть Богом потомкам Авраама и на Ханаанской земле.
   Обязательства Авраама:
   1) "ходи предо Мною и будь непорочен";
   2) обрезать крайнюю плоть 5 у всех мужчин - "сие будет знамением завета между Мною и вами".
   Таким образом, данный завет - это, фактически, договор, юридический документ о взаимовыгодных и взаимоприемлемых обязательствах.
   В религиозной 6 и научной 7 литературе встречается определение "завета", как "союза". Но союз - это объединение сторон для достижения общей цели. В рассматриваемом же завете не говорится ни о какой общей цели. Наоборот, чётко прописаны разные цели: Бог требует от Авраама "ходи предо Мною и будь непорочен" и делать обрезание; Авраам заинтересован получить землю, размножится, его потомкам - царствовать, иметь Бога своим покровителем вечно. Но даже такое распределение "целей" нельзя считать корректным, так как, фактически, обе они предназначены, вернее, предначертаны Аврааму. А о цели Бога мы знать ничего не можем, так как Бог априори считается непознаваемым, мы лишь можем предполагать и строить догадки, приближаться к пониманию цели мироздания (если она вообще есть) 8 .
   Не сложно подвергнуть сомнению "союз" и такими вопросами. Разве может быть общая цель у Всемогущего и его творения, когда совершенно несопоставимы ни масштабы подконтрольных им времени и пространства, ни возможности? "Вот народы - как капля из ведра, и считаются как пылинка на весах... Все народы пред Ним как ничто; менее ничтожества и пустоты считаются у Него" (Ис. 40: 15, 17). Неужели Всемогущему в чём-то нужен помощник, союзник? А ведь Бог - инициатор завета с Аврамом. Разве Бог обратился к Авраму за помощью? Наоборот, представившись Авраму как "Я Бог Всемогущий", он показал, что сам не нуждается ни в чём - ведь он, Бог, всё может, он - всё могущий.
   Если Бог не нуждается в помощи человека, то, может быть, Бог предлагает Аврааму, так сказать, "свою руку и сердце" - по благости? Тоже - нет. Бог делает это не ради человека, а исключительно ради себя: "Господь же не оставит народа Своего ради великого имени Своего" (1 Цар. 12, 22); "Помоги нам, Боже, Спаситель наш, ради славы имени Твоего" (Пс. 78, 9); "Но Он спас их ради имени Своего, дабы показать могущество Свое" (Пс. 105, 8); "Господи, твори ради имени Твоего, ибо блага милость Твоя; спаси меня" (Пс. 108, 21); "Все сделал Господь ради Себя" (Прит. 16, 4); "Этот народ Я образовал для Себя; он будет возвещать славу Мою" (Ис. 43, 21); "Я, Я Сам изглаживаю преступления твои ради Себя Самого" (Ис. 43, 25); "Ради имени Моего отлагал гнев Мой, и ради славы Моей удерживал Себя от истребления тебя. Вот, Я расплавил тебя, но не как серебро; испытал тебя в горниле страдания. Ради Себя, ради Себя Самого делаю это, - ибо какое было бы нарекание на имя Мое! славы Моей не дам иному" (Ис. 48, 9 - 11); "Но Я поступил ради имени Моего" (Иез. 20: 9, 14, 22); "Посему скажи дому Израилеву: так говорит Господь Бог: не для вас Я сделаю это, дом Израилев, а ради святого имени Моего" (Иез. 36, 22).
   Тогда зачем Богу, как инициатору завета, потребовалось вступать в какие-то взаимоотношения с Авраамом? Похоже, Бог просто нуждается в любви: "Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть. И люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всеми силами твоими" (Втор. 6, 4 - 5) 9 . Он - ревнитель 10 (Исх. 20, 5; 34, 14; Втор. 4, 24; 5, 9; 6, 15; Иис. Н. 24, 19; Наум. 1, 2). "Ходи предо мною" (то есть не оставляй меня, будь рядом) - именно об этом.
   Но ответы на все эти вопросы никогда не будут точными, так как полностью познать Бога, его цели, как уже сказано, невозможно по определению. Поэтому обойдёмся лишь тем аргументом, что общая цель, необходимая для заключения именно союза, в рассматриваемом завете просто не оговорена 11 .
   Кроме упомянутых значений ("договор" и "союз"), "завет" имеет ещё и такие: "наказ", "соглашение", "обязательство", "завещание", и во всех этих значениях упоминается в книгах Ветхого Завета 287 раз 12 (но не только в качестве отражения отношений между Богом и людьми, а и людей между собой). Даже в рассматриваемом завете Бога с Авраамом это слово (на иврите оно звучит: "берит"), использованное десять раз (а всего в Быт. 17 - тринадцать раз), имеет разные значения, несёт разные смысловые нагрузки. Прочитаем ещё раз этот завет, указав соответствующие, на наш взгляд, значения слова "завет".
   "Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен; и поставлю завет [договор, соглашение] Мой между Мною и тобою, и весьма, весьма размножу тебя. И пал Аврам на лице свое. Бог продолжал говорить с ним и сказал: Я - вот завет [обязательство] Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов. И не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам; ибо Я сделаю тебя отцом множества народов. И весьма, весьма распложу тебя, и произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя. И поставлю завет [договор] Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет [обязательство] вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя. И дам тебе и потомкам твоим после тебя землю, по которой ты странствуешь, всю землю Ханаанскую, во владение вечное; и буду им Богом. И сказал Бог Аврааму: ты же соблюди завет [наказ] Мой, ты и потомки твои после тебя в роды их. Сей есть завет [наказ, соглашение] Мой, который вы должны соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя: да будет у вас обрезан весь мужеский пол. Обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета [договора, соглашения] между Мною и вами. Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола, рожденный в доме и купленный за серебро у какого-нибудь иноплеменника, который не от твоего семени. Непременно да будет обрезан рожденный в доме твоем и купленный за серебро твое, и будет завет [наказ] Мой на теле вашем заветом [обязательстом] вечным. Необрезанный же мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей, истребится душа та из народа своего; ибо он нарушил завет [наказ] Мой" 13 .
   Каковы приоритеты в Завете?
   Если рассуждать логически, то первичным в Завете является обещание евреям вечного владения землёй Ханаан, а остальное (размножение, выполнение законов и обрезание) - следует из него. Поясним логику этого утверждения по пунктам: размножение, законы, обрезание.
  

Размножение

  
   Обещанное евреям размножение не является чем-то особенным, исключительно еврейским.
   С одной стороны (эволюционной, нерелигиозной), размножение - процесс естественный, выполняемый и без Библии, им занимаются все народы, независимо от наличия договоров с Богом, и независимо от владения тем или иным участком земли. Следовательно, обещание Богом размножения - лишь констатация природного факта.
   С другой стороны (по Библии), Бог изначально благословил всех людей на земле "плодиться и размножаться", а не только евреев. И как раз в связи с размножением Бог также пообещал всем людям обладание землёй: "И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею" (Быт. 1, 28). Но только евреям был указан конкретный участок земли - Ханаан.
   Подчеркнём это: согласно Быт. 1, 28, чтобы овладеть землёй, необходимо размножиться. То есть размножение - не самоцель, а средство для овладения землёю. Иначе говоря, цель, которую Бог поставил перед людьми - овладеть землёй, а для этого надо размножаться.
   О том, что овладеть землёй возможно только после размножения, весьма прагматично разъясняет Бог (евреям): "Не выгоню их от лица твоего в один год, чтобы земля не сделалась пуста и не умножились против тебя звери полевые: мало-помалу буду прогонять их от тебя, доколе ты не размножишься и не возьмешь во владение земли сей" (Исх. 23, 28 - 29).
   Но без владения землёй, способной прокормить и дать кров, размножение бессмысленно, в лучшем случае, - ненадёжно (из-за неопределённого будущего). Так что это процессы взаимосвязанные.
  

Законы

  
   Полноценное соблюдение законов возможно только на собственной территории. В чужой монастырь со своим уставом не ходят. То есть сначала нужно завладеть землёй, и только потом - устанавливать законы на этой земле.
   Да и вообще, наличие законов (разумеется, справедливых), от Бога они, или нет - необходимое условие жизни в человеческом обществе, независимо от территории проживания. Без следования законам общество разваливается, и территория переходит к более организованному, сплочённому законом народу.
   Поэтому соблюдение законов - необходимое условие владения землёй. И об этом (а, по существу, только об этом) говорится, например, во всех книгах пророков (но не только в них): владение землёй обетованной жёстко увязывается с соблюдением законов, Торы: "Земля опустошена вконец и совершенно разграблена; ибо Господь изрек слово сие. Сетует, уныла земля; поникла, уныла вселенная; поникли возвышавшиеся над народом земли. И земля осквернена под живущими на ней; ибо они преступили законы, изменили устав, нарушили вечный завет. За то проклятие поедает землю, и несут наказание живущие на ней; за то сожжены обитатели земли, и немного осталось людей. Плачет сок грозда; болит виноградная лоза; воздыхают все веселившиеся сердцем. Прекратилось веселье с тимпанами; умолк шум веселящихся; затихли звуки гуслей. Уже не пьют вина с песнями; горька сикера для пьющих ее. Разрушен опустевший город, все домы заперты, нельзя войти. Плачут о вине на улицах; помрачилась всякая радость; изгнано всякое веселие земли. В городе осталось запустение, и ворота развалились" (Ис. 24, 3 - 12).
   Недаром иудаизм и христианство тысячи лет играли и играют роль не просто государственных, а государствообразующих идеологий. В этой ипостаси Библия уникальна и универсальна. И, кстати говоря, законы Библии - революционны для своего времени и остаются актуальными по гуманизму (несмотря на наличие и таких жёстких норм, как "око за око"), заботе о ближнем: "Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро; ищите правды; спасайте угнетенного; защищайте сироту; вступайтесь за вдову" (Ис. 1, 16 - 17).
   Так, объединение русских княжеств в одно государство состоялось только под началом одного-единственного Бога, Бога Библии. Пока в каждом городе был свой (языческий) бог, решить, который из них должен был бы стать во главе объединения княжеств, было бы невозможно; каждый бог назначает своего представителя на земле (князя), и лишь единый Бог - единственного (царя).
  

Обрезание

  
   Эту религиозную процедуру выполняют не только евреи, а и, в частности, мусульмане (правда, не на восьмой день, а в тринадцать лет), а до евреев, точнее, до Авраама, его выполняли египтяне (но не известно, все, или только жрецы). И опять-таки, как элемент собственного законодательства в части идентификации его последователей по такому своеобразному внешнему признаку, обряд обрезания можно, не боясь репрессий, исполнять только на своей земле.
   Таким образом, объективно, первично в Ветхом Завете - не размножение, не соблюдение законов, не обрезание... Прежде всего - земля обетованная. К этому мы пришли логическим путём, а теперь можно привести и цитату из Библии: "Я Господь. Являлся Я Аврааму, Исааку и Иакову с именем "Бог Всемогущий", а с именем Моим "Господь" не открылся им. И Я поставил завет Мой с ними, чтобы дать им землю Ханаанскую" (Исх. 6, 2 - 4).
   Подчеркнем также, что все заповеди, законы, установления Библии - производное от этого Завета.
   "Если же не послушаете Меня, и не будете исполнять всех заповедей сих, и если презрите Мои постановления, и если душа ваша возгнушается Моими законами, так что вы не будете исполнять всех заповедей Моих, нарушив завет Мой..." (Лев. 26, 14 - 15).
   Из этих слов хорошо видно, что нарушение завета - последняя стадия падения, дальше нарушать уже нечего, то есть завет - это высший закон, из которого только и следуют заповеди, законы, постановления. А в нём, не помешает повторить, первостепенное - вопрос о земле.
   Именно этот Завет является главным во всей Библии. На основании его евреям была дана Тора со всеми заповедями, законами, установлениями - Пятикнижие Моисеево (Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие). И вся последующая Библия - это описание исторических событий по исполнению или неисполнению положений Торы (это, например, Книги от Иисуса Навина до Есфирь), высказывание отношения как к этим событиям (в частности, Книги Пророков), так и к исполнению/неисполнению законов (например, Книги: Иова, Псалтирь, Притчи, Екклесиаст, Пророков).
   И даже самая странная и чужеродная на религиозный взгляд Книга Песни Песней Соломона - является с рассматриваемой позиции весьма органичной для Библии. Её вопиющую эротичность пытаются так или иначе дезавуировать с религиозных позиций, объяснить аллегорически: как духовную связь Бога с евреями (в иудаизме), или - Иисуса и Церкви (в христианстве). А ведь именно она, эта эротичность, наиболее точно соответствует первой прагматичной заповеди Бога всем людям: плодиться и размножаться (Быт. 1, 28), а для того - прилепляться друг к другу (Быт. 2, 24), то есть любить друг друга, причём, плотски: "и будут одна плоть" (Быт. 2, 24). "Будут одна плоть" - если это не о половом акте, во время которого мужчина и женщина только и соединяются плотью, то - о чём? И почему о сексе в Библии было не написать прямо, без стеснения - ведь без секса невозможно выполнить Завет Бога с Авраамом: размножиться, чтобы овладеть навечно землёй Ханаан? И в Ветхом Завете 113 стихов посвящено законам, регулирующим сексуальную жизнь 14 .
  

"Земля обетованная" в Новом Завете

  
   А что же Новый Завет?
   Вот слова Иисуса: "Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта 15 не прейдет из закона, пока не исполнится все. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном..." (Мат. 5, 17 - 19).
   Иисус был евреем 16 , жившим в то время, когда территория еврейского государства Иудея являлась провинцией Римской империи, и вопрос о земле предков был для него естественен: "Я послан только к погибшим овцам дома Израилева" (Мат. 15, 24). И хотя Иисус, несмотря на эту декларацию, помогал не только евреям (иудеям), а и всем, кто верил ему (как иудею, проповедующему иудейские ценности), но исполнял он исключительно Тору (Закон), то есть Ветхий Завет. Как показано в главе 10 ""Говорящие" имена", для осуществления своих идей по нелицемерному исполнению Торы Иисус вынужден был претендовать на царский трон Иудеи, за что и был казнён римлянами. Разумеется, Иисус был не настолько наивен, чтобы не понимать смертельную опасность этого шага. Как честный (искренний, совестливый) человек, он вынужден был пойти на смерть, но не стал понуждать к этому других... И вот, видя всю бесперспективность борьбы с Римской империей за землю обетованную, он предложил евреям альтернативную "землю" - Царствие Небесное, под которым можно понимать и душевный покой, и вечную жизнь в раю после смерти, и воскрешение... Но такая "земля" годилась уже не только евреям.
   Апостол Павел и иже с ним, пропагандируя среди язычников иудаизм (веру в единого Бога) и доказывая его истинность на примере воскрешения Иисуса, поневоле полностью отошли от Завета, поскольку договор евреев с Богом о земле Ханаан язычникам был не важен, чужд им (у тех была своя земля): "Ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа" (Иоан.1, 17); "Итак, да будет известно вам, мужи братия, что ради Него возвещается вам прощение грехов, и во всем, в чем вы не могли оправдаться законом Моисеевым, оправдывается Им всякий верующий" (Деян. 13, 38 - 39); "Делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть" (Рим. 3, 20); "Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия" (Рим. 3, 21); "Ибо мы признаем, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона" (Рим. 3, 28).
   Таким образом, вера в воскрешение Иисуса Христа, как, грубо говоря, гарантия получения "земли обетованной" на небе (то есть попадание в Царство Небесное, а конкретно, в рай), стала Новым Заветом.
   Однако без знания Ветхого Завета понять Новый Завет совершенно невозможно, как, скажем, без арифметики - алгебру. Так, земля обетованная, представляющая собой в Ветхом Завете конкретный Ханаан, преобразовалась в Новом Завете в эфемерный небесный рай, призрачный небесный Иерусалим. Отсюда и разные жизненные установки иудея и христианина: реализм и эфемерность, соответственно.
   Так какой жанр в целом Библии, если основополагающим в ней признать вопрос о земле обетованной? Получается, что это - исторический документ, и даже - юридический!
   Повторим сказанное в начале: главное в Библии - завет, он же, иначе говоря - договор, и его приоритетность отражена в заглавиях двух частей Книги Книг: Ветхий Завет (договор), Новый Завет (договор). А договор - это документ сугубо юридический. К основному документу приложен пакет сопутствующих материалов (приложения): детализация законов с санкциями (Пятикнижие, Евангелия, Послания), примеры исполнения и неисполнения договора (известные, как библейские истории праотцов в Пятикнижии и др. лиц, Евангелия, Деяния), рассуждения о его исполнении (Иов, Пророки, Притчи, Псалмы, Евангелия, Послания, Откровение), история исполнения и неисполнения в рамках государств (Судей, Царств, Паралипоменон) и пр. Названные книги выбраны лишь в качестве очевидных примеров, так как тут, как и выше, не стояла задача детально, покнижно классифицировать "сопутствующие материалы", то есть их список можно расширить.
  

Избранный народ Завета

  
   Остаётся закономерный вопрос: почему - евреи? Почему именно евреи написали Библию, заключив договор с Богом, в котором обосновывается захват земли? Разве мало народов, которые захватывали чужую территорию? Почему же другие не оправдываются, не считают нужным приводить обоснования?
   Если оставить этот вопрос без ответа, то предложенная здесь версия "договора" в оправдание захвата земли может показаться надуманной. Однако и на этот трудный, сакраментальный, исторический вопрос об избранности еврейского народа имеется совершенно искренний и простой ответ в Библии.
   Приведём цитату полностью, выделив ту часть, на которую обычно не обращают внимания. Но именно в свете первостепенной важности в Библии вопроса о земле становится очевидной её значение. Итак:
   "Ибо ты народ святый у Господа, Бога твоего; тебя избрал Господь, Бог твой, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле. Не потому, чтобы вы были многочисленнее всех народов, принял вас Господь и избрал вас; ибо вы малочисленнее всех народов; но потому, что любит вас Господь, и для того, чтобы сохранить клятву, которою Он клялся отцам вашим, вывел вас Господь рукою крепкою, и освободил тебя из дома рабства, из руки фараона, царя Египетского" (Втор. 7, 7).
   Обычно тут отмечают всего одну причину избранности: Бог любит евреев. Но почему перед этой любовью названа малочисленность еврейского народа по сравнению с другими народами? И какая здесь связь: малочисленность - и договор с Богом о избранности и земле?
   Сильному, многочисленному народу не обязательно оправдываться за свои действия, незачем для этого напрягать воображение - он способен грубой силой захватить и защитить захваченное. А вот слабому, малочисленному народу жизненно необходимо иметь законное, моральное право на захват.
   Выходит, что именно из-за своей малочисленности еврейскому народу и пришлось заключить договор с самим Богом. Но не просто с таким же богом, какие были и у других народов, не со своим национальным богом, а с самым главным Богом, с Богом-Создателем, единственным Богом Всевышним. В Библии десятки раз подчёркивается коренное отличие единственного Бога-Создателя от многочисленных богов других народов, утверждается и даже доказывается его всесилие, мощь, всеведение, присутствие повсюду, вечность.
   Понятно, что всеобщему Богу и договору с ним не могут не подчиняться все народы, а не одни только кровно заинтересованные в том евреи. В Библии неоднократно высказывается поразительная уверенность, что все народы, в конце концов, подчинятся этому единственному Богу Израилеву (см. главу 10 ""Говорящие" имена"). А чтобы никто не сомневался, кому нужно подчиняться, в Библии подробно рассказано, что именно этот Бог создал мир и первого человека. А значит, всё человечество в долгу перед этим Богом. Потому в Библии дана родословная всех народов от Адама.
   Именно для малочисленного народа духовная сила, сила духа важнее силы физической. "Коня приготовляют на день битвы, но победа - от Господа" (Прит. 21, 31). А вот, как выглядела реализация этого принципа, можно узнать, например, из высказываний жителей Иерихона, ожидавших нашествия евреев: "Я знаю, что Господь отдал землю сию вам, ибо вы навели на нас ужас, и все жители земли сей пришли от вас в робость; ибо мы слышали, как Господь иссушил пред вами воду Чермного моря, когда вы шли из Египта, и как поступили вы с двумя царями Аморрейскими за Иорданом, с Сигоном и Огом, которых вы истребили; когда мы услышали об этом, ослабело сердце наше, и ни в ком не стало духа против вас; ибо Господь Бог ваш есть Бог на небе вверху и на земле внизу" (Иис. Н. 2, 9 - 11).
   Вот откуда и зачем - вся Библия.
   Разумеется, такой прагматичный подход идёт вразрез с любыми общепринятыми трактовками жанра Библии. Но именно им можно объяснить те или иные сюжеты книг и, главное, связать их воедино. И начинать изучение Библии стоит именно с таких - прагматических - позиций, продвигаясь от простого к сложному.
   Если всех вышеприведенных логических рассуждений недостаточно, то можно сослаться на авторитет крупнейшего еврейского комментатора Танаха (Ветхого Завета) Раши (1040 - 1105 гг.). Он начинает свой комментарий, естественно, с первого слова "в начале", но совершенно неожиданно связывает его с... Впрочем, вот цитата (выборочно):
   "... почему же тора начинается с "в начале"? потому что... когда народы мира скажут израилю: "вы разбойники, ибо захватили земли семи народов", - те им ответят: "вся земля принадлежит всевышнему. он её сотворил и дал тому, кто, по его мнению, является достойным, по своей воле он дал ее им, и по своей воле отнял ее у них и передал ее нам"" (имена собственные в цитате из пятитомного издания Лехаим, 2012 г. - не с прописной буквы, вероятно, потому что в оригинале на иврите в Библии вообще нет прописных и строчных букв - все они, за редким исключением, одинаковы).
   Как видим, если уж Раши начинает комментарий Торы с оправдания захвата евреями земли Ханаан, произошедшего за более чем две тысячи лет до него, то, наверное же, он считает этот прагматичный вопрос самым важным вопросом Писания.
  
   И, наконец, здесь обязательно необходимо уточнить, что вопрос о земле - первичный, основополагающий, но не главный в Библии. Главным всё же является законодательство, определяющее правила человеческого общежития и духовного спокойствия (в иудаизме Ветхий Завет носит общее название Тора, что означает - закон, а Новый Завет отличается от Ветхого Завета именно заповедями, то есть законами, Иисуса Христа). Так же, как, например, человеческое тело - первично, поскольку без него человеку жить просто-напросто невозможно, но его разум и душа - главное, так как они определяют качество жизни.
  _______________
  
  
   1. В первостепенной важности литературного анализа (в частности, определения жанра) автор имел возможность убедиться на одном небиблейском примере. Как-то я обнаружил в интернете интересную, сенсационную информацию, и тут же рассказал о ней нескольким знакомым. Но при уточнении некоторых деталей выяснилось, что сайт, где она была размещена, посвящён исключительно анекдотам. Пришлось вспоминать, кто пал жертвой моей дезинформации, и срочно извиняться. Но не уверен, что тот анекдот с моей лёгкой руки не гуляет до сих пор по доверчивому свету каким-нибудь важным гусем или серьёзной уткой. [ назад ]
   2. Д.А. Ясько. Энциклопедический библейский словарь. Т. 1, А - И. - Лос-Анджелес: Изд. Церковь "Вифания", 2001. [ назад ]
   3. Здесь не имеется ввиду так называемый Ноев Завет, более известный под названием Семь законов (заповедей) потомков (сынов) Ноя (Ноаха). О нём говорится в Талмуде, а мы рассматриваем только письменную Тору (Библию), без учёта устной. Вот, вкратце, эти семь законов Ноя: запреты идолопоклонства (1), прелюбодеяния (2), убийства (3), употребления в пищу мяса живого животного (4), богохульства (5) и воровства (6), обязанность справедливого судопроизводства (7). [ назад ]
   4. Правильнее называть этот договор Ханаанским, так как название Палестина появилось лишь более чем через тысячу лет после заключения указанного договора.
   Первый раз в Библии земля, находящаяся примерно между побережьем Средиземного моря (на западе), рекой Иордан (на востоке), Египтом (на юге) и современной Сирией (на севере), названа Ханааном во времена исхода евреев из Египта под водительством Моисея (Исх. 15, 15), то есть в XIII в. до н. э. Хотя жители этой земли названы хананеями ещё при Аврааме (Быт. 12, 6), то есть в XIX в. до н. э. Однако, следует иметь в виду, что названия в Библии не всегда соответствуют историческому периоду, к которому они относились в действительности. Например, при описании рая, когда на всей земле был только один человек (Адам), упоминается государство Ассирия (Быт. 2, 14), а родной город Аврама, жившего в XIX в. до н. э., назван Уром Халдейским (Быт. 11, 28), хотя халдеи известны в Месопотамии лишь с IX в. до н. э.; в Библии же они упомянуты только при иудейском царе Иоакиме (4 Цар. 24, 2), то есть в 609 - 598 гг. до н. э. После завоевания Ханаана евреями и установления в ней через два века еврейской государственности под управлением первого царя Саула (начало XI в. до н. э.) эта земля названа в Библии землёй Израильской (1 Цар. 13, 19), поскольку народ, живущий на ней, назывался по имени праотца Израиля, родоначальника двенадцати колен (племён), завоевавших эту землю, например: "народу Моему - Израилю" (1 Цар. 9, 16). Когда же после смерти царя Соломона в 930 г. до н. э. царство распалось на два, то северное, где проживали десять колен, оставило за собой название Израиль, а южное со столицей Иерусалимом (колено Иуды, из которого происходила династия Давида, и колено Вениамина) получила название Иудея. После завоевания Израиля Ассирией в 722 г. до н. э. и переселения израильтян во внутренние области Ассирии и заселения завоёванной территории другими народами государство Израиль перестало существовать: "И переселен Израиль из земли своей в Ассирию, где он и до сего дня. И перевел царь Ассирийский людей из Вавилона, и из Куты, и из Аввы, и из Емафа, и из Сепарваима, и поселил их в городах Самарийских вместо сынов Израилевых" (4 Цар. 17, 23 - 24). Иудея же просуществовала до 586 г. до н. э. Независимость еврейского государства с названием Иудея была восстановлена в период династии Хасмонеев (167 - 37 гг. до н. э.), причём примерно в границах царства Давида. Так государство называлось и в правление царя Ирода Великого (37 - 4 гг. до н. э.), вассального Риму. После двух крупных восстаний евреев против Рима в 66 - 70 гг. (Иудейская война) и 131 - 135 гг. (восстание Бар-Кохбы) римляне выселили евреев и переименовали провинцию Иудея в провинцию Сирийская Палестина, или Палестина - по имени издавна враждебного евреям (согласно Библии) народа "филистимляне", проживавшего на побережье Средиземного моря ещё до завоевания Ханаана евреями, при Исааке, сыне Авраама (Быт. 26, 14). И почти две тысячи лет сохранялось это название. В 1948 г. на территории Палестины было образовано государство Израиль. [ назад ]
   5. Складка свободной кожи, покрывающая головку полового члена. [ назад ]
   6. 1. Библейская энциклопедия Архимандрита Никифора; 2. Пять книг Торы / рус. пер. Д. Йосифона. Йырушалаим: Мосад арав Кук, 5735 (1975); 3. Нюстрем Э. Библейский словарь/ Пер. со швед.: С.-Петерб. Библия для всех, 2007. - С. 432 (статья "Союз"). [ назад ]
   7. Синило Г.В. Танах и мировая поэзия. - Минск: Экономпресс, 2009. - С. 39. [ назад ]
   8. И тем не менее, см. статью: Левин Б.Х. "Постижим ли Бог?" [ назад ]
   9. Много цитат об этом, как из Ветхого Завета, так и из Нового, приведены в главе 1 "Параллелизм". [ назад ]
   10. Слово на иврите, переведенное в синодальном переводе как "ревнитель", имеет и такие значения: ревность; зависть; раздражение (когда злишь кого-то); негодование, возмущение; вспышка негодования, вызванная несправедливостью; рвение, старание, усердие (Библейский дискуссионный клуб). [ назад ]
   11. Тем не менее, понятие "союз" между Богом и людьми существует. В иудаизме (в Ветхом Завете) различают три уровня отношения человека к Богу: раб и Господин, сын и Отец, жена и Муж. Человек-раб безусловно подчиняется Богу-господину по обязанности. Человек-сын выполняет заповеди из любви к Богу-отцу, а также из внутреннего побуждения соответствовать своему происхождению от Бога-отца; однако сын отвечает только за себя. В отношениях супругов неизбежен элемент равноправия, и хотя человек-жена подчиняется Богу-мужу, но ответственность их за свой дом одинаковая: муж создаёт дом, жена - хранит его; и в такой системе взаимоотношений человек ответственен за всё мироздание наравне с Богом (Полонский П. Две тысячи лет вместе. Еврейское отношение к христианству. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - С. 121 - 122). Однако о супружеских отношениях в рассматриваемом завете ничего не говорится. То есть, и с такой точки зрения, этот завет - не союз. [ назад ]
   12. Д.А. Ясько. Энциклопедический библейский словарь. Т. 1, А - И. - Лос Анджелес: Изд. Церковь "Вифания", 2001. - С. 467 (статья "Завет"). [ назад ]
   13. Подстановка значений слова "завет" выполнена автором по своему разумению; возможны и другие варианты. Но слово "союз" никак не подходит, оно здесь выглядит искусственно. [ назад ]
   14. Статья: Левин Б.Х. "Сексуальное законодательство Библии". [ назад ]
   15. Иота и черта - самые мелкие значки в алфавите иврита. [ назад ]
   16. "По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве. А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу" (Лук. 2, 21 - 23); "Итак они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи" (Иоан. 19, 40). Таким образом, в Евангелиях написано, что Иисуса обрезали, как еврея, и похоронили, как еврея. И в православии среди великих праздников есть праздник Обрезания Господня, отмечаемый на восьмой день после Рождества, то есть 14 января. [ назад ]
  
  
   Перейти к следующей главе:
   Глава 13. Разделение на главы и стихи.
  
  Перейти к Оглавлению.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"